Этническая одежда: история и современная мода
Модный этно-стиль
Наверняка самым ярким, самым запоминающимся, самым красочным является модный этно-стиль. И не только потому, что его диапазон охвата нарядов, куда больше, чем в любом другом, но также это связано с тем, что этно-стиль – это стиль хорошего настроения.
Содержание статьи:
Коротко об исторических фактах
Этнический стиль подразумевает использование различных элементов и предметов одежды национальных костюмов. Обращают внимание на все: не только на отдельные предметы и их элементы, но и материалы, крой, сопутствующую обувь и аксессуары.
Индийский классический женский наряд
Классическая народная одежда различных стран (Индии, России, Египта, Греции и т.д.) все чаще используется для создания современных коллекций и модных луков.
Основные правила, которых придерживаются дизайнеры, когда создают одеяния – придание максимального комфорта и натуральности.
Впервые этнический стиль в одежде стал пропагандироваться среди хиппи.
Стиль хиппи в одежде — это не просто образ, это целая философия жизниВполне нормально было встретить индийские сари где-нибудь в глуши Канады или расписные ткани и цветочные платки в современном городе США.
Точно также полюбились и различные греческие, российские и африканские мотивы.
Греческий этно-стильСовременный русский этно-стиль
Этнический стиль в одежде впервые удивил с подиума в 10-ые годы XX столетия. Именно тогда известный дизайнер П. Пуаре показал всему миру необыкновенную коллекцию одеяний в восточно-азиатском стиле. Как говорят некоторые, вдохновил его на этнический стиль не что иное, как балет «Шахерезада».
Позже также была создана коллекция со славянскими корнями, которая называлась «Казань». Чуть позже, в 20-30 года, незабываемая Коко Шанель также полюбила этнический стиль и продолжила труд Пуаре: создала новые славянские коллекции.
Мотивы жаркой Африки в коллекциях модных дизайнеров Филиппа Миллера и Ив Сен-Лорана поразили многих.
Этнический стиль от Ив Сен-Лорана
Этнический стиль этих шедевров отражался в использовании бахромы, растительных и животных рисунках, разнообразных тюрбанов повязок на голову и принтов в виде мифологических птиц. Этнические предметы одежды все чаще мелькает в показах модных домов. Последними из них были Balmain, Кеnzo и Christian Dior.
Яркий этно-стиль от Кеnzo
Египет
Одежда многих дизайнеров тут и там скрывает отголоски загадочного Древнего Египта. В первую очередь, это выражается в определенной цветовой гамме: белом, синем, золотом, бирюзовом и желтом цветах.
В качестве принтов чаще всего предпочитают использовать различные древние иероглифы, геометрические фигуры или изображения стихий, фараонов, символов Египта (жуки скарабеи, цветы лотоса, различные божества и птицы).
Этнический стиль Египта — разнообразие геометрических фигур
Египетский этно стиль практически не ограничивает в выборе тканей. Здесь смело можно выбирать лен, шелк, мех и шерсть, кожу и замшу.А из декоративных элементов предпочтительны металлические пластинки, вышивка и бахрома.
Разнообразные женские туники, платья в пол через одно плечо, богатые декором ткани — именно так мода диктовала одеваться женщинам в те времена.
Мужчины также выбирали свободные туники и широкие рубахи, которые обычно украшали под грудью или же на уровне бедер.
Классический наряд египетского мужчины
Греция
Греческий этнический стиль немного схож с египетским. Эта мода также включается в себя вещи свободного кроя как для мужчин (туники, рубашки, штаны), так и для женщин (платья в пол либо средней длины). Однако, греческая мода в сравнении с египетской, стала более изящной. Свобода и комфорт остались, но при этом стали добавляться некоторые изюминки.
Современный греческий стиль для мужчин
Если египетская мода была сфокусирована на геометрических формах в покрое, то в греческой можно наблюдать V-образные декольте, а также более женственные силуэты платьев. Из основных тканей предпочитали легкие, полупрозрачные: шифон, шелк, некоторые виды тонкого трикотажа. Платья их таких «летящих» тканей красиво струились по фигуре и подчеркивали женские силуэты. Из цветовой гаммы старались выбирать пастельные тона, белый, золотой, синий, а из принтов – рисунки растений и деревьев.
Россия
Русская традиционная одежда занимает отдельное место в сердцах дизайнеров особенно за обильное использование вышитых элементов, пуговиц и красочных мотивов.
Платье с яркой слаявнской вышивкой
В выборе тканей полное разнообразие: шелк, лен, хлопок, сатин и бархат, сукно и даже кружево, которые дополнительно украшались вышивкой, бисером, многочисленными камнями, меховыми вставками и бахромой.
Русская мода пестрит красками: ярко красный, зеленый, голубой, коричневый, терракотовый, черный и золотой – все эти цвета активно использовались в одежде.
Золотой цвет в одежде во все времена пользовался огромным признанием у женщин, не уступает он по своей популярности и сейчас. Из принтов преобладают геометрические узоры, изображения растений, цветов, птиц и животных.
Настоящая славянская мода – целомудренная красота и народные традиции
Именно эта мода известна своими юбками-колокольчиками, валенками, цветастыми платками, сарафанами типа А-силуэт, шубами, мужскими рубахами из льна и хлопка с завязками на груди, жакетами и разнообразными как короткими, так и удлиненными жилетками с роскошными меховыми элементами и отделкой.
И все это активно декорировалось вышитыми нитками и золотом элементами, украшалось драгоценными камнями, бисером и дорогими тканями (парчой, атласом и бархатом).
Русские украшения способны из любой девушки сделать настоящую королеву
Индия
Невероятно красочная и яркая страна. В ней яркие не только разнообразные одежды женщин и мужчин, но и их известнейшие специи. Индийская мода по своим ярким цветам конкурирует с русской.
Современная индийская мода
Индийская этническая одежда пестрит всеми цветами радуги: розовым, фиолетовым, красным, золотым, белым, бирюзовым и оранжевым.
Индийская мода собрала в себе самые богатые краски
Но, в отличие от многих стран, каждый цвет в этой стране имеет свое значение. Наиболее популярным узором является пейсли («индийский огурец»), а также разнообразные геометрические орнаменты, цветы и изображения священных животных. Поскольку Индия достаточно теплая страна, наиболее популярными тканями являются лен, шифон и шелк.
Мода Индии — это летящие ткани, богатые украшения и драгоценности
Главная особенность – это многослойность. Как и египетская мода, в индийской также присутствуют женские наряды через одно плечо. При этом отрез ткани, который носится на плече, украшается больше всего. Зачастую, все наряды как у женщин, так и у мужчин удлиненные.
Индийский классический наряд для женщины
Представители сильного пола носят удлиненные пиджаки на пуговицах и удлиненные рубахи.
Классическая мужская мода в Индии
Индийская мода – это настоящая радуга цвета. При этом этническая одежда не делает из человека клоуна, а придает грациозности и некой загадочности.
Индийская одежда знаменита своей цветовой насыщенностью
Африка
Жаркие мотивы Африки известны своими песочными, кофейно-молочными, терракотовыми и белыми тонами. Чтобы сделать некоторые цветовые акценты, иногда добавляли красный, белый и синий цвета.
Африка — это палящее солнце и яркие наряды
Народная одежда Африки просто кладезь многочисленных принтов. В ней практически нельзя найти однотонных одеяний: на каждой из них вы увидите разнообразные рисунки и узоры — когти животных, деревьев и камней, перья и когти птиц.
Африканский стиль — самый узнаваемый этно-стиль в одежде и аксессуарах
Женская этническая или фольклорная достаточно разнообразна: сарафаны, шорты и юбки различной длины, туники, короткие топы, блузы и распашные кардиганы.
Африканский этно-стиль одежды и аксессуаров привлекает многих женщин своей экзотичностью и самобытностью, а также разнообразием вариаций
Мужская мода в Африке предполагает ношение брюк и шортов свободного покроя, рубах со свободными рукавами и курток с различными элементами драпировки и декора: бахрома, камни, плетения из шнуров, деревянные и металлические предметы.
Африканская мода для мужчин
Африканский этнический стиль имеет свое очарование. Легкие ткани, замысловатые узоры и аксессуары, которые делаются в основном из природных материалов (амулеты из камней и клыков, разнообразные плетения из кожаных шнуров, деревянные бусы) обладают некой магией и притягательной первобытностью.
Африканский стиль — наиболее экзотический из всех существующих стилей одежды
Советы по подбору этнического образа
Некие вещи, которые несут в себе отпечаток той или иной культуры, так или иначе есть в шкафу у каждой модницы.Есть несколько простых рекомендаций, которые позволят вам совместить современные тенденции с фольклорными акцентами:
- этно стиль предполагает использование тех цветов, которые характерны для той или иной страны или направления, например: или это геометрические узоры Египта, или яркие цветочные славянские принты;
- старайтесь не совмещать некие футуристические вещи с этническими: обратите внимание на легкие ткани и свободные, струящиеся линии;
- иногда достаточно лишь одного предмета, чтобы воплотить этническое направление: легкое сари или песочный сарафан в пол с яркими бусами создадут неповторимый образ и очарование;
- особого внимания требуют аксессуары и обувь: популярны плетеные кожаные и деревянные сандалии, открытые босоножки и мокасины, а среди аксессуаров – разнообразные украшения, которые были присущи той или иной эпохе.
Этно не теряет своей популярности. Известные мировые дизайнеры не перестают радовать новыми коллекциями. Их одеяния создаются вдохновленными египетскими, русскими, индийскими, японскими, африканскими и другими культурами. Каждый год на очередных показах мировых дизайнеров (Джон Гальяно, Роберто Кавалли и др.) на подиумах появляется новая умопомрачительная этническая одежда, которая совмещает в себе современные требования и древние традиции той или иной страны.
Национальные костюмы мира | Журнал Ярмарки Мастеров
Национальный костюм для любого народа – это воплощение всех его особенностей, культуры и традиций. Каждая нация может похвастаться особенной одеждой, которая хранит в себе частичку прошлого и позволяет сохранять национальную идентичность. О таких костюмах сегодня и пойдет речь.
Предназначение
Традиционная одежда – это не только способ защититься от холода, но и возможность проявить свою принадлежность к определенной культуре. Национальная одежда ранее очень четко делилась на повседневную и праздничную. К тому же по определенным деталям национального костюма можно было судить о том, к какому сословию принадлежит человек.
Особенности народных костюмов мира
Киргизский
Прежде всего стоит отметить, что киргизская одежда изначально отличалась удобством. Этот народ привык к кочевой жизни и верховой езде. Поэтому их наряды были максимально приспособлены для постоянных поездок на лошади.
Традиционный киргизский костюм создавался из шкур животных и грубой шерстяной ткани. Из таких прочных материалов шили простые длинные плащи. Их полы запахивались при необходимости, а пояс подвязывался кожаным ремнем. Национальная киргизская одежда широкая и удобная, с минимальным количеством декора.
Калмыцкий
Национальная одежда калмыков теплая, а наряды многослойные. Легкие нижние одежды – рубаха и штаны – создавались из тонкого хлопка, сукна или нанки, в зависимости от благосостояния семьи. Верхняя одежда была более плотной, из шкур или войлока. Ее украшали мехами, а богатые люди в качестве декора также использовали нашивные лампасы.
Костюм Грузии
Национальный костюм Грузии среди других традиционных костюмов выделяет обилие декора. Наряды для грузинских женщин состояли из картули (длинного приталенного платья) и пояса, который обязательно украшался вышивкой или жемчугом.
Для мужчин типичной одеждой были шаровары и рубаха, дополненная черкеской. В таком наряде фигура мужчины казалась более стройной и подтянутой за счет узкой талии, подчеркнутой поясом и широких плеч.
Сербский
Национальная сербская одежда отличается простотой. Основным материалом для пошива традиционных нарядов всегда было тонкое полотно. Полотняную одежду шили для взрослых и детей. Носили ее в любое время года. Правда, зимой наряды дополняли шерстяной юбкой и теплой прегачей. В качестве верхней одежды использовали меховые безрукавки или плотные кожаные накидки.
Адыгейский
Характерной особенностью адыгейских костюмов являются свободные накидки, напоминающие халаты с широкими полами. Такие накидки застегивали на серебряные пуговицы. Дополняли образ удобными шароварами, которые заправлялись в ноговицы.
Сверху адыги накидывали на плечо войлочную бурку. Она носилась так, чтобы правая рука все время оставалась свободной. Это было удобно, прежде всего, для мужчин-воинов, равно как и кольчуга, которую они надевали под бурку.
Еще одна характерная особенность адыгейского народного костюма – высокая войлочная шапка. Носили ее мужчины, в то время как женщины старались подобрать более элегантный головной убор, к примеру, остроконечную шапочку, декорированную шишаком. Они также по возможности богато украшали свой наряд перстнями, серьгами, браслетами и прочими декоративными элементами.
Финский
Традиционный финский костюм выделяется холодными цветами, простыми этническими узорами и особой элегантностью. Женский национальный наряд – это сочетание длинной юбки, украшенной передником, лифа-безрукавки, надеваемого поверх блузы, жакета и обуви с носками. Молодые девушки могли обходиться без головных уборов, а вот замужним женщинам полагалось надевать аккуратный кружевной чепец, выходя на улицу.
Английский
В отличие от шотландцев и ирландцев, жители Туманного Альбиона не имеют характерной одежды, которую можно было бы назвать национальным костюмом. Но есть определенные вещи, которые носят типичные представители определенных профессий, характерных только для Англии. Например, стражники знаменитого Тауэра носят алые камзолы, расшитые золотом. В качестве головного убора используется высокая шашка, украшенная черным мехом.
Ингушский
Среди национальных ингушских костюмов стоит выделить праздничные платья для девушек. Они шились из дорогих однотонных тканей и по возможности декорировались кружевом, жемчугом и золотой или серебряной вышивкой. Еще одна характерная черта – «курхас», старинный головной убор, который дополнял традиционные нарядные костюмы.
Таджикский
Народный таджикский костюм идеально подходит для жителей горной местности. Характерными его чертами являются свободные рубахи, шаровары и теплый халат, дополненный поясным платком. В качестве головного убора таджики традиционно использовали тюбетейки.
Женские наряды также состояли из удлиненной рубахи и теплого верха. Талантливые рукодельницы дополнительно украшали свою рубаху оригинальной вышивкой.
Цыганский
Поскольку цыгане – это выходцы из Индии, в их нарядах четко прослеживается схожесть с цветастыми индейскими нарядами. Цыганский народ – это кочевники, поэтому каждая группка, останавливающаяся на территории той или иной страны, вбирала в свой наряд характерные черты их национального костюма.
Но все цыганские наряды объединяли определенные черты. Так, среди цыганского народа существует система табу под названием «пэкэлимос». Она подразумевает открытый верх и закрытый низ. Дело в том, что согласно верованиям цыган, нижняя часть женского тела нечистая, поэтому ее нужно скрывать длинной юбкой. Что касается верха, он вполне может быть открытым и дополненным глубоким декольте.
Поверх длинной цветастой юбки девушки всегда носили фартук. Считалось, что он является дополнительным щитом, ограждающим тело женщины от чужих взоров и прикосновений.
Хакасский
Хакасские костюмы также достаточно самобытны. Мужчины носили рубаху и плотные однотонные штаны, женщины – максимально закрытое платье. Женский наряд должен был скрывать от посторонних взглядов все тело, кроме кистей рук и шеи.
Особого внимания заслуживают праздничные национальные костюмы. Они изготавливались из дорогих материалов: шелка, черного бархата и меха. Таким костюмам придавал уникальности орнамент. Чаще всего на поверхности платьев вышивали изящные растительные узоры.
Казаков
Казаки были воинами и всадниками. Поэтому их одежда предназначалась для верховой езды. Свободные шаровары не сковывали движений и позволяли свободно передвигаться на лошади. Верх, наоборот, был максимально облегающим. Короткая шинель защищала от холода, но не мешала ни скачке, ни участию в пешем бою. Для большего удобства ее дополнительно подвязывали поясом или широким кушаком.
Испанский
Одним из самых эффектных национальных костюмов является испанский. Наряды для женщин в Испании отличались открытостью и подчеркнутой сексуальностью. Женский костюм состоял из широкой юбки яркого цвета, корсета и блузы с открытым декольте, а иногда и оголенными руками.
Самым характерным элементом наряда считается цветастая многослойная юбка, которую одевали как в повседневной жизни, так и на праздники. Самым эффектным головным убором была и есть мантилья. Сейчас эту кружевную накидку, надетую поверх высокого гребня, иногда используют для создания свадебных образов в народном стиле.
Костюм Таиланда
Костюмы жителей Таиланда более легкие и яркие. Это обусловлено особенностями страны, в которой они проживают. Еще одна характерная черта нарядов этой солнечной страны – обилие украшений. Девочки с пяти лет носят на шее и запястьях кольца, количество которых со временем растет. Именно это, согласно их верованиям, является эталоном красоты.
Шотландский
Народные шотландские костюмы известны по всему миру такой характерной особенностью, как килт. Эта деталь гардероба, напоминающая простую юбку, является частью наряда для мужчин и женщин.
Килт шьется из тартана. Это плотная шерстяная ткань с характерным принтом в клетку. Стоит также заметить, что у каждого клана и региона имелся свой рисунок, отличающийся размером клетки и сочетанием цветов. Верх у национального костюма Шотландии однотонный, дополненный черным жилетом.
Мексиканский
Костюм жителей Мексики ассоциируется у многих с сомбреро – широкополой шляпой. Но помимо этого головного убора, к национальной мексиканской одежде относят также широкую хлопчатобумажную рубашку и однотонные брюки.
Женские вариант народного костюма мало чем отличается от мужского. Он состоит из той же блузы, дополненной однотонной длинной юбкой. Неотъемлемая часть национального костюма мексиканки – цветастая шаль, которую женщины используют и как накидку, и как головной убор, и даже как слинг, в котором можно носить новорожденного малыша.
Болгарский
Национальные болгарские костюмы традиционно делятся на «чернодрушну» и «белодрешну». Первый вариант одежды выполнялся в темных тонах, второй – в светлых. Светлые костюмы надевались по праздникам, а более темные предназначались для повседневной носки. И рубашку, и жилет болгары украшали вышивкой.
Женщины обычно носили длинные сарафаны, дополненные расписным передником. А мужчины рубаху и жилет сочетали со штанами. По тому, насколько широкие штаны, можно было оценить благосостояние мужчины. Чем шире нижняя часть костюма, тем более богатый болгарин.
Чувашский
Национальные костюмы мира настолько же разнообразные и непохожие друг на друга, как и сами люди, населяющие территории разных стран. Сейчас традиционные костюмы надевают только по особым случаям, а отдельные их элементы используют при создании современных нарядов для женщин и мужчин. Такое отношение к национальной одежде позволяет сохранить чувство принадлежности к определенной культуре и память о богатом прошлом своей страны.
Этнический стиль в одежде: традиции и обычаи прошлого
Многовековая история показывает, что любое человеческое объединение, длительно проживающее на едином пространстве, обязательно создает свои общественные устои. Традиции и обычаи, как правило, находят свое отражение в национальном убранстве. В зависимости от климатических условий, территориальных особенностей и других причин люди обретают разные привычки и свою особую манеру одеваться. Этнический стиль в одежде сохранил в себе умение воспроизводить типичные особенности национального костюма в гардеробе современного человека.
Краткое путешествие в историю
Этнос – что это такое? В дословном переводе с греческого языка слово означает «народ, племя». Истоки модного тренда уходят своими корнями в те далекие времена, когда одежду рассматривали исключительно как форму защиты от непогоды.
Позднее национальные убранства стали выражать социальный статус человека и его родовую принадлежность. Различные украшения и узорные вышивки служили ритуальными принадлежностями, охраняющими от злых сил.
С течением времени в мире появилось большое количество национальных костюмов. Несмотря на многообразие, всех объединяли общие черты стиля:
- практичный фасон одежды – позволяет рационально расходовать ткань;
- свободный крой – обеспечивает удобство и комфорт в любых условиях быта и труда;
- яркая цветовая палитра;
- богатый ассортимент декоративных элементов.
В XX веке необходимость в национальной одежде практически отпала. Людям стало гораздо проще и удобнее купить готовую одежду типового вида, чем заниматься самостоятельным созданием нарядов. Общемировая мода проникла во все уголки земного шара и почти полностью перевела народные костюмы в категорию музейных экспонатов.
Благодаря «детям цветов» в семидесятые годы интерес к национальным традициям в одежде вновь оживился. Хиппи активно использовали в своем гардеробе декоративные элементы, контрастные цвета и свободный крой вещей.
До сегодняшнего дня этнический стиль одежды сохранил свою актуальность. В разное время проявляется глубокий интерес к традициям определенных народностей. Иногда модельеры соединяют наиболее удачные элементы в общенациональный образ. Благодаря фантазийным идеям стиль живет и развивается, выделяя отдельные течения.
Стилистические характеристики некоторых направлений: особенности, фото
Русский характер
Одежду изготавливают из простых натуральных тканей, с отделкой из бархата, меха, бисера, пуговиц, камней. Активно используются принтованные ткани растительной, цветочной, и геометрической тематики. Самыми приметные цвета нарядов белые, красные, синие, зеленые, золотые, черные краски.
Женские модели отличаются свободным кроем А-образного силуэта. Модными считаются длинные платья, сарафаны, расклешенные юбки. Подолы богато декорируют яркой вышивкой, набивными рисунками. Для русского стиля характерны жилеты, куртки, жакеты, украшенные меховой оторочкой. Их застегивают на пуговицы или носят внакидку.
Мужская одежда в этническом стиле – это рубашки, расшитые орнаментами и подпоясанные ярким поясом-кушаком. Также отличаются характерным видом мундиры, пиджаки с воротником-стойкой, брюки свободного кроя.
Женские и мужские гардеробы не могут обойтись без шуб из натурального меха. Для пошива используют шкурки горностая, чернобурки, соболя, лисы. Шубы дополнительно украшают парчовой, атласной, бархатной отделкой.
Из аксессуаров предлагаются бусы, браслеты, подвески из дерева и кожи. Популярны также текстильные сумки, расшитые бисером, узорчатые пояса, рукавицы с мехом. Женщины повязывают голову пестрыми платками, яркими косынками. Мужчины носят кепки-картузы, шапки-ушанки.
Мистическая Индия
Типичные цвета стиля теплые. Среди них красный, малиновый, оранжевый, золотой, розовый, оливковый, бирюзовый. Узоры на ткани представляют собой восточный орнамент пейсли или различные геометрические фигуры. Одежду шьют из шелка, атласа, льна, хлопка, шифона. Украшают бисерной вышивкой, бахромой, камнями.
Типичная женская одежда в этническом стиле – это многослойный наряд сари, платья из струящихся тканей, длинные юбки. Популярны также шаровары с топами, длинные туники. Мужской гардероб представляет сюртуки до колен, длинные рубахи, прямые брюки.
Для индийского стиля характерны крупные яркие украшения. Из металла, бисера, полудрагоценных камней изготавливают бусы, ожерелья, браслеты, длинные серьги, кольца. Женщины также украшают свои носы пирсингом. В образе обязательно наличие яркого макияжа. Волосы носят распущенными или собранными в тугой пучок.
Жаркая Африка
Популярные цвета нарядов повторяют оттенки природы. Также много черной краски, которая служит фоном для различных изображений. На ткани располагаются рисунки геометрических фигур, цветочных композиций, анималистических сюжетов. Одежду шьют из хлопчатобумажных, льняных, шелковых тканей. Также популярны кожа и шерстяные материалы. Готовые изделия декорируют бахромой, мехом, перьями, звериными когтями.
В африканской моде практически не встречается вещей из однотонных тканей. Для девушек предлагаются юбки, платья, сарафаны простого кроя и произвольной длины. Одежда нередко драпируется полностью или в отдельных местах. Мужской гардероб представляет простые брюки и рубашки, замшевые куртки, дополненные меховой отделкой.
Многочисленные украшения отличаются массивностью. Их создают из металла, дерева, кожи. Яркой приметой стиля являются множественные косички и пышные прически, имитирующие легкую небрежность. На головах носят платки и повязки, на ноги обувают босоножки и туфли на танкетке.
Таинственный Египет
Основу стиля составляют разнообразные краски, среди которых чаще встречаются золотая, белая, желтая, синяя, бирюзовая, красная. Рисунки на тканях представляют собой изображения иероглифов, фараонов, пирамид, животных образов. Материалы для пошива исключительно натурального происхождения. Чаще всего это тонкий лен, поскольку климатические особенности Египта позволяли выращивать его круглый года. Отделывают вещи металлическими пластинками, вышивкой, длинной бахромой.
Одежда отличается простотой и практичностью. Женщины выбирают длинные облегающие платья, шорты, прозрачные накидки, топы. Мужчинам подходят прямые брюки, свободные рубашки, драпированные туники.
Полученные образы дополняют широким ремнем, браслетом-змейкой, крупными перстнями, подвесками из плоских металлических элементов, бусами. Голову украшают диадемой или покрывают платком, завязывая его различными способами.
Еще несколько слов
Кроме перечисленных направлений этнической моды, в мире существует огромное число разнообразных течений. Главным в создании ансамбля считается базовый крой нарядов, качество материала, характерные орнаменты, типичные расцветки и разнообразные аксессуары. Для обозначения принадлежности к модному течению достаточно обозначить свой образ двумя-тремя элементами национального характера.
Вконтакте
Google+
Этнический стиль в одежде, как правильно составить модный образ
Мода циклична, и этнический стиль в модной одежде снова в тренде. Конечно же, не полностью копируя прошлые сезоны, с новыми элементами и акцентами. Об этом стиле и новых его тенденциях мы сегодня и поговорим….
Немного истории
Итак, что же такое этнический стиль? Этнос – это группа народов. Следовательно, этнический стиль – это, по большому счету, любой традиционный народный костюм. Это может быть и японское кимоно, и скандинавские свитера с оленями. Одежда Древних индейцев и сари. И, конечно же, вышиванки и косоворотки.
Первооткрывателями этнического стиля по праву считаются хиппи. Именно они вернули в обиход одежду из натуральных тканей свободного покроя. Но, если одежда хиппи не всем нравилось, то, когда этнические мотивы стали всё больше использовать известные кутюрье – интерес к ним существенно возрос.
Ив Сен Лоран – первый из модельеров, который использовали традиционные мотивы народ Африки и Марокко. Была у него коллекция и в русском стиле.
Не обошёл славянские мотивы и Такедо Кензо.
Впрочем, он использовал и другие народные мотивы, объединив японские кимоно и шотландскую клетку, а также множество других элементов. Ему нравилось комбинировать, казалось бы, совершенно разные вещи. И, стоит признать, у него это шикарно получалось.
Жан-Поль Готье создал несколько коллекций в этническом стиле, вдохновлённый кочевниками и народами Юго-Восточной Азии.
Особенности стиля этно в одежде
Не смотря на то что народы разные, но одежда в этностиле при всём своём многообразии имеет ряд общих особенностей.
- Натуральность тканей. Будь то хлопок, шёлк или шерсть – ткани только натуральные.
- Наряд повторяет национальный костюм какой-то определённой страны (или стран)
- Одежда не стесняет движения
- Обилие аксессуаров в соответствующем стиле
- Туники, платки, накидки – дополнительные элементы наряда.
Особенности сезона одежды 2020 – этнический стиль
В нынешнем сезоне особенно популярно славянские наряды. Это длинные многослойные макси-юбки с широкими прямыми юбками. Для дополнения образа используется национальная яркая вышивка и украшения из бисера.
Многие дома Высокой моды представили свои коллекции сезонов весна-лето и осень-зима 2020 как раз в этническом стиле.
Это и итальянка Стэлла Жан (Stella Jean).
И дом моды Red Valentino.
И даже Ли Александр Маккуин (Alexander McQueen).
Самостоятельный подбор образа
А что же делать если на новинки от кутюрье нет денег, а философия этностиля пришлась по сердцу? Главное, не расстраиваться!
Для начала надо определиться, какое направление нравится, а потом подобрать к нему законченный образ.
А наша подборка фото поможет в этом.
Дикий Запад
Джентльмены предпочитают блондинок, а ковбои – джинсы, рубашки из ситца, сапоги с острыми носами, но широкими голенищами и, конечно же, широкополые шляпы.
Джинсы можно заменить на длинные пышные юбки, впрочем, так же как и на короткие.
Добавим кожаных аксессуаров с бахромой – и образ готов!
Индия
Сари, туники, шаровары (их ещё называют штаны Али Бабы). Много-много ткани и асимметричность.
Обувь, состоящая из множества ремешков – и образ таинственной восточной красавицы готов.
Африка
Яркие ткани с крупными принтами или анималистическими расцветками. Платки и банданы. И обязательно украшения – массивные браслеты и бусы.
Южная Америка
Пончо, пончо и ещё раз пончо. Ну и сомбреро, конечно же. В сочетании с узкими юбками или джинсами и кожаными ботинками смотрится великолепно практически на любой фигуре.
Тепло, хорошо, ещё и недостатки фигуры скрывает.
Славянские народы
Здесь платья и сарафаны. Желательно в пол. Но, не обязательно. Если поддеть под сарафан рубашку с длинным рукавом или водолазку, то можно носить вообще круглогодично.
Традиционная вышивка или просто народный орнамент приветствуется.
Туники завоёвывают всё большую популярность. В сочетании с различными штанами и юбками могут великолепно обыграть почти любой этнический образ.
Не бойтесь экспериментировать со стилями и направлениями. Сочетайте ткани и фактуры. И пусть у вас всё получится!
Этно стиль – секреты создания модного лука в этническом стиле
Экстраординарность и оригинальность все больше приветствуются в современной моде. И чтобы добиться таких качеств в своем образе, необязательно «изобретать велосипед». Одним из самых простых способов в этом случае будет выбор необычного направления в дизайне одежды. И одним из таковых популярных сегодня считается этно-стиль.
Одежда в этно-стиле 2018
Этнические мотивы в модном гардеробе популярны своей привлекательность и демонстрацией свободы. Это направление несравнимо с другими, поскольку имеет четкие определения, но при этом охватывает культуры разных народов – этноса. Такую модную ветку можно охарактеризовать, как самобытная и многогранная при этом здесь существуют свои индивидуальные отличия, такие, как расцветка, отделка, крой. Давайте же посмотрим самые актуальные решения в гардеробе этнического направления 2018:
- Брюки клеш. Этот элемент одежды всегда представлен из легких натуральных тканей, струящихся воль линии ног. Поэтому удачным кроем будет клеш от бедра.
- Головные уборы. Стильным выбором, которое обязательно привлечет внимание, будут соломенные и вязаные крючком шляпки. Не менее популярными головными уборами, которые соответствуют заданной тематике, считается платок или косынка, повязанные в форме чалмы.
- Украшения в стиле этно. Модным трендом, добавляющим нотку этники в образ, считаются массивные колье, сочетающие природные материалы – перья, камни, бусины из самородных и полудрагоценных кристаллов и прочие.
- Пончо. Актуальным решением, которое не только стильно дополнит образ, но и подчеркнет вашу индивидуальность, стал широкие треугольный платок с прорезью горловины из пряжи, шерсти, кружева, хлопка. Пончо часто дополнено кистями или бахромой по краю.
Этнический стиль в одежде
Главным отличием популярного направления выступают четки черты с присущими деталями определенного национального костюма. Здесь заимствуются идеи из прошлого, не редко отображая оригинальные особенности гардероба древних племен и народов. Чтобы создать стильных лук, можно использовать направление в целом или отдельные его элементы. Детали гардероба отличаются свободным и комфортным кроем, натуральными тканями и яркой расцветкой, часто в орнаментном принте. Этнический стиль подразделен на несколько основных подстилей. Давайте же узнаем подробнее о каждом:
- Этно-африканский стиль. Эта линейка отличается экстравагантностью. Африканскому течению в моде присущи пестрые расцветки и разнообразие принтов. Характерными стали природные тона – песочный, синий, красный, болотный и прочие. В сочетании с яркими шортами, сарафанами и юбками разной длины обязательно используются массивные украшения.
- Этно-индийский стиль. Ярче остальных национальную идею традиций передает образ Индии. Здесь приветствуются такие неординарные ансамбли, как юбка с брюками-шароварами и коротким топом. Изюминкой лука будут цветочный или геометрический принты, многослойность.
- Этно-стиль кантри. Этой линейке присвоена независимая ковбойская тематика. Характерными элементами гардероба остаются соломенная шляпа, джинсы или кожаные штаны клеш, жилеты и простые рубашки или хлопковые футболки.
- Арабский сет. Главной особенностью этого направления выступает отрицание любой, даже незначительной демонстрации женского тела. Но в этом и изюминка образов – они невероятно женственные. Струящиеся материалы длинные платьем и свободных туник в пол передадут всю нежность и утонченность образа.
- Азиатский этно-стиль. Здесь главными атрибутами стали платья-кимоно из нежнейшего шелка или ситца, украшенные цветочными абстракциями в японской тематике. Актуальным аксессуаром в образе выступает широкий пояс, который одновременно акцентирует талию.
- Русская этника. Стилистика русской женщины узнаваема, прежде всего, расцветкой. Здесь актуальными считаются принты или вышивка по типу Жостово, Хохломы, Городецкой росписи. В этой линейке всегда отведено место сарафанам, платьям и юбкам А-силуэта, косынкам и платкам и обуви с меховой оторочкой.
Платье в этническом стиле
Этот вид одежды стал одним из самых актуальных. Платья в стиле этно идеально сочетают женственность, утонченность и комфорт. Такие натуральные ткани, как шелк, хлопок, лен передают легкость, а свободный силуэт исключает любую скованность. Актуальными фасонами считают трапеция, приталенный прямой крой мини и миди с расслабленной кокеткой, широкий сарафан в пол. В дизайне могут сочетаться сразу несколько орнаментов и принтов. А по краю подола, выреза горловины и манжетов изделие часто дополнено контрастным кантом.
Туника в этно-стиле
Еще одним популярным элементом гардероба этно стала укороченное мини-платье или удлиненная кофта. Туника представлены как из теплых тканей и пряжи, так и в фасоне облегченных длинных блузок. Красивые кофточки в этно-стиле часто дополнены не только яркой орнаментной расцветкой, но и бахромой, кисточками или симметричными помпонами, обилием декоративных ремешков. Здесь приветствуется и такая отделка, как укороченный рукав или деталь по типу кейп, широкая горловина со спущенным плечом.
Юбка в стиле этно
Этот женственный элемент одежды присутствует в линейках всех подстилей модного направления. Юбка в этническом стиле всегда имеет широкий женственный силуэт – трапеция, солнце или полусолнце. Актуальным дополнением будет асимметричный крой подола. Помимо натурального материала комфорт обеспечивает и эластичная вставка или широкая резинка вместо жесткого пояса. Этническая расцветка часто используется и в дизайне других популярных фасонов, например, карандаш, облегающая мини.
Жилет в этно-стиле
Характерным атрибутом национального костюма многих народов считается безрукавка. В русском направлении такая деталь может быть функциональной на меху или овчине. В остальных стилистических ветках эта женская одежда в этно стиле играет больше декоративную роль. Популярным решением стал вязаный ажурный дизайн, часто с плетеным кожаным пояском в комплекте. Еще один оригинальный вариант представлен из мягкой кожи или замши, дополненный бахромой или перфорированными узорами.
Пальто в стиле этно
Традиционным элементом верхней одежды считаются модели длиной макси. Короткие полупальто могут соответствовать заданной тематике только расцветкой. Такая одежда этно для женщин имеет широкий летящий подол и отличается плотными натуральными тканями без подкладки – шерстью, вязаным хлопком и прочими. Стильным решением считается выполнение в технике пэчворк с добавлением не только текстиля разных фактур, но и кожи, замши, меха. Часто в дизайне пальто присутствует капюшон широкой свободной формы.
Кардиган в стиле этно
Альтернативным выбором пальто будет удлиненная женская кофта. Главным отличием между верхней одеждой и кардиганом выступает облегченный дизайн. Здесь используется и летняя ткань – прошва, лен, ситец, кружево. Этно-стиль в одежде акцентирует актуальность сочетания кардигана с платьем длиной до колена или брюками, как в соответствующем направлении, так и кэжуал.
Свадебное платье в этно-стиле
Бракосочетание в национальном стиле стало популярным решением в современной моде. Самым главным отличием оригинальной задумки выступает не столько декор обстановки, сколько образ невесты. Платье на свадьбу в стиле этно всегда раскованное, но одновременно женственное. Здесь вы не найдете орнаментной расцветки. Цвет изделия остается классическим белым. А вот Ткань используется без синтетики – перфорированный хлопок, прошва, кружево на хлопчатобумажной основе. Актуальными фасонами считаются прямые силуэты с утяжкой на талии и облегающие модели с длинным шлейфом.
Вечернее платье в этно-стиле
Подобрав наряд на вечер в таком оригинальном направлении, вы точно будете выделяться из толпы. Характерными особенностями дизайна выступает плавный фасон в пол из струящихся натуральных материалов. Нарядное этно-платье представлено как в летних коллекциях, так и показах холодного сезона. Орнаменты и принты в национальной тематике выполняются не только в контрастных расцветках, но и часто с металлическим блеском. Стильной отделкой может выступать воротник халтер, асимметричная кокетка на одно плечо, широкий А-образный рукав, привлекательный разрез подола по центру.
Обувь в этно-стиле
Обувь всегда отличается простотой и удобством. При этом дизайн часто дополнен замысловатой отделкой – шнуровкой, помпонами, бахромой. Преимущественно женская обувь в стиле этно представлена на плоской подошве. Если вы предпочитаете модели на каблуке, будьте готовы, что в таких коллекциях вы не найдете тонких шпилек. Колодка может иметь небольшую высоту до пяти сантиметров и широкую форму. Дизайнеры используют мягкие натуральные материала – кожу, замшу, прочный текстиль. Актуальны орнаменты или теплые природные палитры. Давайте же посмотрим самые популярные решения:
- Плетеные сандалии. Стильным выбором в теплый сезон считаются открытые босоножки на плоском ходу. Здесь актуален дизайн с широким браслетом на щиколотке или длинные переплетенные вокруг ноги завязки.
- Сапоги. В выборе закрытой обуви дизайнеры отдают предпочтение невысокому фасону полусапог. Характерными стали модели на ровном ходу или невысоком толстом каблуке и широкое голенище.
- Ботинки. Актуальными ботинками считаются модели на шнуровке или сплошной дизайн без застежки из кожи, замши, текстиля.
Сумки в этно-стиле
Немаловажным дополнением оригинального лука считается сумка. Актуальным выбором стали вместительные текстильные рюкзаки в характерной расцветке. Более женственным и романтичным решением будет вариант небольшой формы из замши на длинной ручке. Летние сумки в стиле этно представлены ручными моделями круглой формы или с очертаниями мягкий квадрат. Такие аксессуары часто дополнены броской и выразительной отделкой – масштабной вышивкой бисером, бахромой, мелкими помпонами по периметру изделия, множеством ремешков и прочим.
Аксессуары в этно-стиле
Красивый этнический образ не обходится без использования стильных украшений. Актуальным дополнением считаются крупные кольца и массивные браслеты. Такие аксессуары могут иметь тонкую форму, но при этом идти в тройном и более комплекте. Популярным решением стали и серьги в этническом стиле. Такие украшения имеют массивный дизайн, часто с использованием природных материалов – натуральных камней, серебра. Красивые сережки представлены и из бисера. А трендом последних сезонов считаются украшения в этническом стиле в виде колье и крупных подвесок.
Особенности национальной русской женской одежды
Я решила сделать цикл статей, посвященных костюмам разных народов. Мне это интересно, поскольку я делаю костюмы куклам. Надеюсь, и для тех, кто заглянет в мою публикацию, информация окажется интересной и познавательной и пригодится в работе.
Сегодня публикация посвящена особенностям национальной русской женской одежды.
С радостью хочется отметить, что в последнее время все чаще проявляется интерес к народным традициям. Людям хочется знать свои истоки, корни, — принадлежность к вековым традициям даёт ощущение защищённости и значимости. Больше начинает развиваться национальный туризм, с показом праздников и обрядов различных областей. И, как следствие, интерес к народному костюму также становится больше.
На формирование любого национального костюма, его покроя, орнамента и особенностей, всегда оказывали влияние такие факторы, как климат, географическое положение, хозяйственный уклад и основные занятия народа. Национальная одежда подчёркивала возрастные и семейные отличия.
Когда говорят о традиционной русской одежде, большинство людей представляет женщину в вышитой рубахе, кокошнике и сарафане. Да и с ними большинство знакомо только по фото. Народные костюмы же на самом деле отличались большим разнообразием. По ним можно было судить о социальном статусе владельца, его возрасте, семейном положении и роде деятельности. Народные костюмы России были разными в зависимости от географического положения. Например, только на севере носили сарафаны, а в южных районах поверх рубахи надевалась понева.
На Руси национальный костюм всегда имел особенности в зависимости от региона и подразделялся на повседневный и праздничный. По национальной одежде можно было понять, откуда человек родом, к какому социальному классу он принадлежит. В русском костюме и его отделке была заложена символичная информация о целом роде, о его занятиях, обычаях и семейных событиях.
В основном изучены народные костюмы России начиная с 18 века. Много одежды сохранилось в музеях, частных коллекциях и в обычных деревенских домах. Из произведений искусства тоже можно узнать, как выглядели народные костюмы России. Картинки из старых книг дают представление о традициях и культуре народа. О том же, как одевались наши предки ранее, мы узнаем по отрывочным сведениям из летописей, по археологическим раскопкам или из сказок. Археологи по крупицам восстанавливают не только фасон и расцветку одежды людей из захоронений, но и состав ткани и даже вышивку и украшения. Ученые выяснили, что до 18 века и крестьяне, и бояре одевались одинаково, различия были лишь в богатстве тканей и отделки. Петр Первый запретил боярам носить народную одежду, и с этого времени она осталась только в среде простых людей. В деревнях традиционный русский костюм был распространен еще в начале 20 века, правда наряжались в него только по праздникам.
Особенности национальной одежды в России
1. Наряд был многослойным, особенно у женщин. На рубаху надевали запашную поневу, сверху «запон» или передник, потом фартук.
2. Вся одежда была свободного покроя. Для удобства и свободы движений она дополнялась прямоугольными или косыми вставками.
3. Все костюмы русского народа имели общий обязательный элемент — пояс. Эта деталь одежды использовалась не только для украшения или придерживания одежды. Орнаменты на поясах служили оберегом.
4. Вся одежда, даже повседневная и рабочая, была украшена вышивкой. Она для наших предков несла сакральное значение и служила защитой от нечистой силы. По вышивке можно было многое узнать о человеке: его социальный статус, возраст и принадлежность к определенному роду.
5. Народные костюмы России шились из ярких тканей и богато украшались тесьмой, бисером, вышивкой, блестками или узорными вставками.
6. Обязательным элементом как мужской, так и женской одежды был головной убор. В некоторых областях у замужних женщин он был многослойным и весил около 5 килограммов.
7. Каждый человек имел специальную обрядовую одежду, которая была более богато украшена и вышита. Ее старались не стирать и надевали несколько раз в году.
Особенности костюма в разных областях Россия — огромная страна, поэтому в разных регионах одежда людей отличалась, часто даже значительно. Это хорошо можно увидеть в этнографическом музее или на фото. Народные костюмы южных областей более древние. На их формирование оказали влияние украинские и белорусские традиции. И, несмотря на общие черты, в разных областях они могли отличаться цветом вышивки, фасоном юбки или особенностями головного убора. Народный женский костюм на юге России состоял их холщовой рубахи, на которую надевалась понева — распашная юбка. В некоторых областях вместо поневы носили юбку-андорак — широкую, собранную в поясе на тесьму или резинку. Сверху надевали высокий передник и запон. Обязательным был широкий пояс. Головной убор состоял из высокой кики и сороки. Одежда была богата украшена вышивкой и узорными вставками. Самые яркие цвета использовались в костюмах Рязанской губернии, а Воронежские мастерицы расшивали свои рубахи черными узорами.
Женский русский костюм в средней полосе и на Севере состоял из рубахи, сарафана и передника. Для шитья одежды там чаще использовались дорогие заморские ткани, например, шелк, атлас или парча. Рубахи были богато украшены яркой вышивкой или узорными вставками. Сарафаны могли быть сшиты из косых клиньев, со швом спереди или из одного полотна. Они были на широких лямках или с оплечьем. Украшали их тесьмой, кружевами, висячими пуговицами.
Головной убор у женщин этих областей состоял из кокошника и платка. Часто их украшали жемчугом или расшивали бисером. На Севере были также распространены короткие душегрейки и длинные шубы из натурального меха. В разных областях мастерицы славились каким-то рукоделием. Например, в Архангельской губернии была известна роскошная вышивка и кружева, Тверская губерния славилась золотошвейным искусством, а симбирские наряды отличались большим, красиво украшенным кокошником.
Народная рубаха
Это основной элемент одежды всех русских людей, независимо от пола, возраста или социального положения. Различия были в основном в ткани, из которой ее шили, и в богатстве украшений. Например, детская рубаха делалась чаще всего из старой одежды родителей и имела минимум вышивки. Во многих областях дети до 12 лет не носили кроме нее ничего. Все народные костюмы России обязательно включали в свой состав этот предмет одежды. Как правило, рубахи были изо льна или хлопка, а более дорогие — из шёлка.
Подол, рукава и ворот рубах украшались вышивкой, тесьмой, пуговицами, блёстками, аппликациями и различными узорными вставками. Иногда плотный орнамент украшал всю нагрудную часть рубахи. Узоры, орнамент, детали и цветовая гамма в различных губерниях были особенными. Например, рубахи Воронежской губернии, как правило, были украшены вышивкой чёрного цвета, что добавляло наряду строгость и изысканность. А вот в рубахах центральных и северных губерний можно в основном отметить вышивку золотыми нитями — шёлковыми или хлопчатобумажными. В северных и центральных губерниях преобладали красный, синий и чёрный цвета, а также двустороннее шитьё. Для южнорусских рубах (например, Тульская и Курская губернии) были характерны различные узоры и плотная красная вышивка.
Особенности народной рубахи
1. Покрой ее был простым, свободным, и состояла она из прямых деталей. Для удобства под мышками вставлялась ластовица.
2. Рукава у рубахи всегда были длинными, часто такими, что закрывали пальцы рук. Иногда они были еще и слишком широкими. В таких случаях для их поддержки на запястья надевали специальные браслеты.
3. Все рубахи были длинными. У мужчин они часто достигали колена и носились поверх штанов, а у женщин они могли быть до пола.
4. Часто женские рубахи шили из двух частей. Верхняя делалась из более дорогой ткани, богато украшалась, а нижняя — простая и из дешевой домотканой материи. Это нужно было для того, чтобы ее можно было отпороть и постирать или заменить на другую, так как эта часть больше изнашивалась.
5. Рубахи всегда богато украшались вышивкой. И делалось это не только для украшения, эти узоры защищали человека от нечистой силы и сглаза. Поэтому располагалась вышивка чаще всего по подолу, вороту и манжетам. Закрывали орнаментом также нагрудную часть рубахи.
6. Рубах у человека было много, на все случаи жизни. Самые нарядные — обрядовые — надевались только несколько раз в году.
Сарафан
Это самая распространенная женская одежда в средней полосе и на севере Руси. Сарафан (от иранского слова sеrāрā — значение этого слова примерно «одетый с головы до ног»). Носили их до 18 века во всех сословиях, а после Петровских реформ он остался только в среде крестьян. Но в деревне до середины 20 века сарафан был единственной нарядной одеждой. Считается, что этот предмет одежды на Руси стали носить в 14 веке. Сначала сарафан имел вид платья без рукавов, одеваемого через голову. Позже они стали более разнообразными. Сарафаны были также нескольких видов: глухие, распашные, прямые. Распашные сарафаны, популярные в районах Приуралья, имели трапециевидный силуэт, и отличались тем, что их перед был сшит из двух полотнищ ткани, а не одного (как в глухом сарафане). Полотнища ткани соединяли при помощи красивых пуговиц или застежек. А в некоторых областях сарафанами называли широкую присборенную юбку, носимую под грудью. Их шили не только из домотканого холста, но и из парчи, атласа или шелка. Обшивались сарафаны полосами цветной материи, тесьмой и атласной лентой. Иногда их расшивали вышивкой или украшали аппликацией.
Виды сарафанов
1. Туникообразный глухой косоклинный сарафан. Он шился из одного полотнища ткани, сложенного пополам. Горловину вырезали по сгибу, а с боков вставляли несколько клиньев. Они были простыми не только по крою: шили их из домотканой материи — холста, тонкого сукна или шерсти. Украшались они по подолу, вороту и пройме кусками яркого кумача.
2. Распашной косоклинный сарафан появился позже и стал более распространен. Шился он их 3-4 полотен ткани и украшался узорными вставками, атласными лентами и вышивкой.
3. В последние столетия популярным стал прямой распашной сарафан. Он шился из нескольких прямых полотен легкой материи. Имел вид юбки, присборенной на груди с двумя узкими лямками.
4. Менее распространенным видом сарафана является разновидность прямого, но сшитая из двух частей: юбки и лифа.
Понева
В южных областях России вместо сарафана надевали поверх рубахи поневу. Это юбка, сшитая из трех полотнищ шерстяной ткани. Ткали материю дома, чередуя шерстяную и конопляную нить. Это создавало на ткани узор из клеток. Поневы украшали бахромой, кистями, блестками, и чем моложе была женщина, тем ярче украшалась ее юбка. Ее носили только замужние женщины, и фигура в ней казалась не такой стройной, как в сарафане, так как часто на пояс выпускали рубаху, что скрывало линию талии.
Поверх поневы надевали передник, который назывался «занавеской» или «запоном». Его шили из прямого полотна ткани, перегнутого пополам с прорезанным по сгибу отверстием для головы. Передник красиво оформляли, украшая полосами узорчатой ткани или тесьмой.
Верхней одеждой была нагольная шуба — мехом внутрь. Более легким был «пониток» — верхняя запашная одежда из толстого льняного или шерстяного домашнего сукна. Зимнюю одежду дополняли вязанные цветные варежки и чулки. Теплой одеждой была стеганая душегрейка из парчи или атласа с ватной подкладкой и часто отороченные мехом. Кроме шуб, носили «пониток» — теплую одежду из сукна.
Головные уборы
Ещё одной отличительной чертой русского народного костюма было разнообразие головных уборов. Головной убор завершал весь ансамбль, делая его цельным.
На Руси различались головные уборы для незамужних девушек и замужних женщин. Девичьи головные уборы оставляли часть волос открытыми, и были довольно простыми. Это были ленты, повязки, обручи, ажурные венцы, сложенные жгутом платки.
А замужние женщины должны были полностью покрывать свои волосы под головным убором. Кика была женским нарядным головным убором замужних женщин. По древнерусскому обычаю поверх кики надевали платок (убрус).
Кику носили преимущественно в южных районах (Рязанская, Тульская, Орловская, Калужская губернии). Кика полностью закрывала волосы; впереди у неё была твёрдая часть в формы лопатки или рогов.
Вышивка на народной одежде
В народе очень сильна была вера в силу Природы, в богов и духов. Поэтому для защиты все вещи украшали вышивкой. Особенно большое значение она имела на обрядовой праздничной одежде. Но много вышивки имел и обычный народный костюм России. Рисунок ее располагался чаще всего по подолу, воротнику и манжетам. Вышивка также покрывала швы одежды, рукава и нагрудную часть. Чаще всего использовались геометрические фигуры, солярные символы, знаки земли, плодородия, птиц и животных. Больше всего вышивки было на женской одежде. Причем располагалась она ярусами: по подолу символы земли, семян и растений, чаще всего черного цвета, а верх одежды украшали изображения птиц, животных, солнца и звезд, выполненные красными нитками.
Хочется подробнее остановиться на различных «территориальных» особенностях русского женского костюма.
Западные земли: Костюм псковский и смоленский отличает прямая рубаха с богато орнаментированным оплечьем и рукавами. Вышивка крестом, полукрестом или затканными полосами из ромбов красного цвета с дополнением синих, зеленых цветов располагалась горизонтальными полосами. Широкий узор мог располагаться и по подолу, а узкую полоску нашивали на ворот рубахи и присборенные на манжеты концы рукавов, выпуская из-под них воланы ткани. Сарафаны прямые на сборках из красного сатина или синей домашней ткани, сшивной спереди. Вдоль шва и лямки обшивали чередующимися полосами из лент, широкой тесьмы, галуна и белого шнура. Очень нарядны свадебные рубахи.
Смоленский костюм
Среднее Поволжье, Урал, Сибирь: Русские костюмы этого региона сохранились в основном в городском варианте. Торговые пути, множественные перемещения народа способствовали переносу культур, с этим связано отсутствие какого-то специфичного типа одежды. В женском костюме преобладали широкие распашные сарафаны на пуговицах с длинными лямками. Рубаху заменили кофты. Так, в симбирском костюме часто можно увидеть большое разнообразие материала. Симбирский кокошник — большой, кажется, в нем сошлись вместе кичка и «коруна». Края такого убора спускаются почти до плеч. Висячие пуговицы сарафана круглой формы на ножке ажурны и легки. Отлитые из меди, серебра с позолотой, они говорили о благополучии и удаче хозяйки.
Симбирский костюм
С развитием горнорудного дела на Урал было переселено много народа. Уральский костюм напоминает казачий. Распашной с глухим вырезом косоклинный сарафан со шлейфом из зеленоватого или бирюзового полуштофа. По переднему шву с двух сторон он отделан позументом и усеян частым рядом серебряных со сканью пуговиц. Верхняя часть рубахи из атласа, расшитого золотным шитьем и украшенного по верхней части позументом. Пояс расшит позументом с кистями.
Уральский костюм
Горноалтайские семипалатинские рубахи из собрания Исторического музея, вышитые старообрядцами, — из холста с красным рисунком солярной ромбовидной символики. Орнамент сплошь покрывает всю поверхность как женской, так и мужской рубахи. Разрез на вороте женской (спереди) и на мужской (справа) обшит тесьмой-оберегом, как подол и манжеты. По ширине рубаха больше высоты, что делает ее объемной и свободной. Очень интересен передник — «нарукавники» цельнокройный, с вышивкой ромбовидными узорами. Рукава по нижнему краю проймы не вшиты. Как попала на далекий от Русского Севера Алтай такая узорочность одежды? Возможно, преследуемые царским правительством старообрядцы перенесли на своем костюме земледельческую символику в виде солярных знаков.
Российский север
В чем же особенность северорусского сарафанного ансамбля? Откуда и как эта одежда — сарафан — пришла на Русь в места, куда не ступала нога монголо-татар, не было войн с западными соседями? Слово «сарафан» (от перс. «одетый с головы до ног») впервые упоминается в XVI в. Была это первоначально мужская одежда с рукавами — « c ерапа», то есть почетная одежда. К северу от Москвы в XV–XVII вв. уже бытовал сарафан как женская верхняя безрукавная одежда. В комплект сарафанного ансамбля включаются кроме сарафана рубаха, передник, кокошниик, пояс, нагрудные и височные украшения и обувь.
Вологодский, Тверской сарафанный свадебный наряд удивительно хорош. Вологодский сарафан прямого покроя на лямках шили из холста и ситца с браным ткачеством по подолу. Свадебные сарафаны поверху из кумача спереди украшали узорной полосой. Тверская и вологодская свадебная рубаха по оплечьям украшена полосами красного браного ткачества с земледельческой солярной символикой. Оберег девушки — головная девичья повязка «волюшка» после свадьбы менялась на закрытый головной убор — повойник, под который убирали развитую надвое косу. Сверху на него надевали кокошник с закрытым верхом или глухую, собранную в верхней части, «борушку».
О тверском костюме из Торжка — центра золотошвейного искусства ходила слава по всей Руси. Изделия золотошвейных мастериц: пояса, головные платки, серебряные и золоченые позументы, вставки для рукавов, другие изделия — продавали на русских ярмарках. Украшали новоторжцы и свои наряды. Вот как описывает такой наряд девушки из Торжка И.И. Лажечников в романе «Ледяной дом»: «Вот статная красивая девушка из Торжка, с жемчужным венцом… искусно заплетенная коса, роскошь русской девы, с блестящим бантом и лентой из золотой бити, едва не касается до земли. Ловко накинула девушка на плечи свой парчовый полушубок… Богатая ферязь ее, как жар, горит. Легко ступает она в цветных сафьяновых черевичках, шитых золотом».
Традиционный праздничный костюм состоял из сарафана, рубахи с расшитыми золотом белыми кисейными рукавами и фартука. Речным переливчатым жемчугом, златом-серебром был украшен головной убор «сборник», сверх которого надевался еще платок с богатой вышивкой золотом .
Псковские, Галические, Новгородские, Архангельские, Олонецкие костюмы выделяются из всех северных костюмов богатыми тканями и великолепными, сказочными кокошниками.
Русская народная одежда — хранитель исконной народной культуры, достояние нашего народа, летопись народных обычаев — один из памятников русской национальной культуры. Долго хранили люди заветы старины в художественном образе народного жилища, предметов быта, народном костюме. Нам ли забывать это?
Возрождение народных традиций наблюдается в возобновлении календарных старинных праздников, в элементах современной одежды, в интересе, который люди стали проявлять к своей национальной культуре.
Хотя традиционный костюм сейчас является только частью богатой русской истории, многие используют его детали при создании современных нарядов. Этнический стиль сейчас в тренде, поэтому обратить внимание на подобную одежду стоит каждой красивой женщине.
Этнические мотивы в одежде: история, особенности, направления
Нельзя не упомянуть отдельно и японский стиль в моде, часто используемый дизайнерами ведущих домов моды. В традиционном японском крое преобладают четкие и прямые линии, а силуэт напоминает трапецию, квадрат или треугольник. Долгие годы на мировых подиумах не теряют актуальности кимоно, рубашки с воротником стойкой, платья-халаты с запахом и узкие закрытые платья. Японский стиль завораживает принтами и узорами на ткани: цветущая сакура, хризантемы и разноцветные птицы…
Особого внимания заслуживает и божественный греческий стиль. Белые платья в пол из струящейся ткани с драпировкой, кажется, навсегда завоевали сердца модниц и самих дизайнеров. Ниспадающие складки ненавязчиво скрывают недостатки и подчеркивают женственность. Наряды в греческом стиле — прекрасный вариант для выхода в свет.
Для многих людей олицетворением этники в одежде является шотландский стиль. Неповторимая яркая клетка долгие годы красуется на модных шарфах, юбках, пиджаках и даже на колготках. Привычным считается и стиль кантри, сочетающий в себе ковбойские и индейские национальные особенности. И здесь будет актуальна одежда из замши и кожи, вышивка бисером и бусами, бахрома, мокасины, рубашки из ситца и ковбойские высокие сапоги.
Все большую популярность набирает стиль пэчворк, который подчеркивает общие тенденции деревенской жизни. Здесь приветствуются наряды, состоящие из лоскутков, веселые и жизнерадостные. Пэчворк активно использовался в последних коллекциях Etro, где однотонные ткани изысканно сочетаются с принтом. Модный бренд Maiyet соединил пэчворк с бахромой, благодаря чему образ получился ярким и оригинальным. Вязаную одежду в стиле пэчворк представил модный дом Iceberg, а в коллекциях Salvatore были представлены роскошные теплые пальто в технике лоскутного шитья.
В последние годы снова возродился интерес к этническим традициям, присущим славянским народам.