Эмпирические методы в психологии
1ВОПРОС Объект и предмет экспериментальной психологии как научной дисциплины.
Экспериментальная психология – это наука изучающая основные принципы организации и проведения экспериментальных исследований в психологии
Предметом является теория и практика психологического эксперимента.
Выделяют 4-е подхода к определению экспериментальной психологии:
Устаревший, он ведет свое начало от В. Вундта – под экспериментальной психологией понимают всю совокупность научных знаний полученных экспериментальным путем (слишком широкое определение). В настоящее время практически все знания в общей, социальной, возрастной психологиях и других получены экспериментальным путем.
Узкий подход – экспериментальная психология совокупность конкретных экспериментальных методик.
Классический подход – экспериментальная психология – наука о психологическом эксперименте, теория и практика его проведения.
Экспериментальная психология возникла в конце 19в. Основатели: Ф. Гальтон и В. Вундт.
Гальтон разработал экспериментальные методы для изучения способности человека, потом их массово применяет.
Вундт – занимался разработкой интроспективного эксперимента. Именно он разделил психологию на 2-е части – психологию народов и экспериментальную психологию.
Цель экспериментальной психологии – получение новых знаний о психике и поведении человека экспериментальным путем.
В настоящее время экспериментальный метод считается ведущим в психологии. Все новые знания получают с помощью эксперимента.
Задачи экспериментальной психологии
Изучение принципов организации научного знания
Разработка общих требований к эксперименту, валидности эксперимента
Изучение причин артефактов и разработка методов борьбы с ними. (Артефакт – ложные знания (ошибочные))
Составление планов экспериментального исследования
2ВОПРОС Понятие парадигмы. Два подхода в психологии — описательный и объяснительный. Номотетический, идеографический, естественнонаучный и гуманитарный подходы. Их соотношение.
С понятием «нормальная наука» связано понятие «парадигма». Парадигма — это общепризнанный эталон, пример научного исследования, включающий закон, теорию, их практическое применение, метод, оборудование и пр. Это — правила и стандарты научной деятельности, принятые в научном сообществе на сегодняшний день, до очередной научной революции, которая ломает старую парадигму, заменяя ее новой.
Существование парадигмы является признаком зрелости науки или отдельной научной дисциплины. В научной психологии проблема становления парадигмы отражена в работах В. Вундта и его научной школы. Взяв за образец естественнонаучный эксперимент, психологи конца XIX — начала XX в. перенесли основные требования к экспериментальному методу на почву психологии. И до сих пор, какие бы возражения ни выдвигались критиками против правомерности использования лабораторного эксперимента в психологических исследованиях, научные работники продолжают ориентироваться на принципы организации естественнонаучного исследования. На основе этих принципов проводятся диссертационные исследования, пишутся научные отчеты, статьи и монографии.
3ВОПРОС Объект и предмет исследования. Соотношение проблемы, объекта, предмета и темы исследования.
Объект исследования– теории познания – это то, что противостоит познающему субъекту в его познавательной деятельности. То есть это та окружающая действительность, с которой исследователь имеет дело.
Предмет исследования – это та сторона, тот аспект, та точка зрения, «проекция», с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные (с точки зрения исследователя) признаки объекта. Один и тот же объект может быть предметом разных исследований или даже целых научных направлений.
Предмет познания формируется в результате определенных познавательных операций с объектом познания. Предмет познания представляет собой совокупность свойств – связей и законов, изучаемых данной наукой и получивших выражение в определенных логических и знаковых формах. Этим предмет познания отличается от объекта познания, который существует независимо от познающего субъекта – в природе, человеке или обществе.
Предмет и объект познания отличаются друг от друга также по своей структуре. Структура объекта познания представляет собой взаимодействие основных составных элементов данного объекта. В результате такого взаимодействия основных составных элементов возникают различные свойства, связи объекта и законы его развития. Хотя структура предмета познания в определенной степени детерминируется структурой объекта, но эта детерминация не является жесткой. Структура предмета познания относительно самостоятельна. Основными элементами этой структуры выступают, во-первых, история развития науки об изучаемом объекте; во-вторых, существенные свойства, а также законы развития объекта, получившие в процессе познания выражение в определенных логических формах; в-третьих, логический аппарат и методы, используемые в процессе формирования предмета познания.
4ВОПРОС Понятие гипотезы. Типы гипотез. Экспериментальная гипотеза. Статистическая гипотеза
гипотеза — научное предположение, вытекающая из теории котрорые и не подтверждаются и не опровергаются
Выделяют 3 типа гипотез по их происхождению:
Гипотеза, которая опирается на модели реальности, необходима для проверки конкретной теории;
научно-экспериментальные гипотезы, которые выдвигаются для подтверждения или опровержения разных законов;
эмпирические гипотезы, которые формулируются для определенного случая.
По содержанию гипотез их можно разделить на гипотезы о наличии:
Б) связи между явлениями;
В) причинной следственной связи между явлениями.
Статистическая гипотеза — утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики. Любая научная гипотеза требует перевода на язык статистики. Для доказательства любой из закономерностей причинных связей или любого явления можно привести множество объяснений. В ходе организации эксперимента количество гипотез ограничивают до двух: основной и альтернативной, что и воплощается в процедуре статистической интерпретации данных. Эта процедура сводима к оценке сходств и различий. При проверке статистических гипотез используются лишь два понятия:
Экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента, а статистическая — для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров. То есть статистическая гипотеза необходима на этапе математической интерпретации данных эмпирических исследовании. Естественно, большое количество статистических гипотез необходимо для подтверждения или, точнее, опровержения основной — экспериментальной гипотезы. Экспериментальная гипотеза — первична, статистическая — вторична.
Возможных типов статистических гипотез в экспериментальном исследовании немного:
а) о сходстве или различии двух и более групп; б) о взаимодействии независимых переменных; в) о статистической связи независимых и зависимых переменных; г) о структуре латентных переменных (относится к корреляционному исследованию).
5ВОПРОС Критерий научности знания. Принцип верифицируемости и принцип фальсифицируемости в науке. Их реализация.
Любая теория есть временное сооружение и может быть разрушена. Отсюда — критерий научности знания: научным признается такое знание, которое может быть опровергнуто (признано ложным) в процессе эмпирической проверки. Знание, для опровержения которого нельзя придумать соответствующую процедуру, не может быть научным.
Критерии научности знания – это правила оценки продуктов познания на их соответствие стандартам науки.
Фальсифици́руемость (принципиальная опровержимость утверждения, опроверга́емость, крите́рий По́ппера) — критерий научности эмпирической теории, сформулированный К. Р. Поппером в 1935 году[1]. Теория удовлетворяет критерию Поппера (является фальсифицируемой и, соответственно, научной) в том случае, если существует методологическая возможность её опровержения путём постановки того или иного эксперимента, даже если такой эксперимент ещё не был поставлен. Согласно этому критерию, высказывания или системы высказываний содержат информацию об эмпирическом мире только в том случае, если они обладают способностью прийти в столкновение с опытом, или более точно — если их можно систематически проверять, то есть подвергнуть (в соответствии с некоторым «методологическим решением») проверкам, результатом которых может быть их опровержение».
Иначе говоря, согласно критерию Поппера, — научная теория не может быть принципиально неопровержимой. Тем самым, согласно этой доктрине, решается проблема демаркации — отделения научного знания от ненаучного.
Верификация — проверка, проверяемость, способ подтверждения каких-либо теоретических положений, алгоритмов, программ и процедур путем их сопоставления с опытными (эталонными или эмпирическими) данными, алгоритмами и программами. Принцип верификации был выдвинут Венским кружком[1].
или
Верификация — это подтверждение соответствия конечного продукта предопределённым эталонным требованиям.
6ВОПРОС Основные общенаучные эмпирические методы в психологии.
Это методы, которые применяются во всех науках
Теоретические методы – относятся различные виды умозаключений, анализ литературы, анализ полученных данных и т.д.
Интерпретационные методы – методы анализа и обработки полученных данных (методы математической статистики)
Эмпирические методы – это методы, которые позволяют взаимодействовать с реальным объектом исследования (эксперимент, наблюдение, беседа)
Эмпирические методы позволяют исследователю взаимодействовать с реальным объектом своего исследования
Для психологии – это взаимодействие с носителями психики, с людьми и с животными.
Дружинин предложил классификацию эмпирических методов в психологии. Он разделил все методы на:
естественно-научные (пришли из естественных наук – наблюдение, эксперимент)
герменефтические (из исскуства, из гуманитарных областей знаний). К герменофтическим он относил:
интраспекцию – самонаблюдение за состоянием своей психики (популярна в 18-19 вв.)
понимание – метод предложен в культурологи для изучения текстов древних авторов. В психологии используется, в основном в психотерапии, не в науке, для понимания других людей.
7ВОПРОС Общенаучные теоретические методы.
Теоретические методы в психологии
Это методы которые позволяют психологу взаимодействовать с мысленной моделью объекта своего исследования.
Теоретические методы – представляют собой теоретический анализ знаний имеющихся у психолога, взятых из книг и от других исследователей.
Психолог знания мысленно анализирует и делает выводы с помощью умозаключений.
дедуктивный метод – умозаключение от общего к частному. С помощью этого метода формулируются гипотезы, создаются типологии и классификации
индуктивный метод – от частного к общему, таким образом создаются новые теории, концепции, выводятся законы природы.
8ВОПРОС Наблюдение как метод эмпирического психологического исследования.
В ряде наук единственным эмпирическим методом выступает наблюдение. Наблюдением называется целенаправленное, организованное и определенным образом фиксируемое восприятие исследуемого объекта. Результаты фиксации данных наблюдения называются описанием поведения объекта. Классической наблюдательной наукой является астрономия. Все ее достижения связаны с совершенствованием техники наблюдения. Не меньшее значение наблюдение имеет в поведенческих науках. Основные результаты в этологии (наука о поведении животных) получены с помощью наблюдения за активностью животных в естественных условиях. Наблюдение имеет огромное значение в физике, химии, биологии.
Наблюдение является методом, на основе которого можно реализовать номотетический или идиографический подход к познанию реальности. Идеографический подход требует наблюдения и фиксации единичных явлений и событий. Его последователи считают этот подход единственно возможным в науках, изучающих уникальные объекты, их поведение и историю. Он широко применяется в исторических дисциплинах. Важное значение он имеет и в психологии. Идеографическому подходу противостоит номотегический подход — исследование, выявляющее общие законы развития, существования и взаимодействия объектов.
Наблюдение может проводиться непосредственно или же с использованием технических средств и способов регистрации данных (фото-, аудио- и видеоаппаратура, карты наблюдения и пр.). Однако с помощью наблюдения можно обнаружить лишь явления, встречающиеся в обычных, «нормальных» условиях, а для познания существенных свойств объекта необходимо создание особых условий, отличных от «нормальных». Кроме того, наблюдение не позволяет исследователю целенаправленно варьировать условия наблюдения в соответствии с замыслом. Исследователь, используя метод наблюдения, не может воздействовать на объект, чтобы познать его характеристики, скрытые от непосредственного восприятия. Наблюдение применяется тогда, когда либо невозможно, либо непозволительно вмешиваться в. естественное течение процесса.
Главными особенностями метода наблюдения являются:
•непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;
•пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;
•сложность (порой невозможность) повторного наблюдения. ‘ В естественных науках наблюдатель, как правило, не влияет на изучаемый процесс (явление). В психологии существует проблема взаимодействия наблюдателя и наблюдаемого. Присутствие исследователя, если испытуемый знает, что за ним наблюдают, оказывает влияние на его поведение.
9ВОПРОС Измерение как метод эмпирического психологического исследования.
Измерением называется операция установления взаимно однозначного соответствия множества объектов и символов (как частный случай — чисел). Символы (числа) приписываются вещам по определенным правилам.
Шкала наименований. Шкала наименований получается путем присвоения «имен» объектам. При этом нужно разделить множество объектов на непересекающиеся подмножества. Иными словами, объекты сравниваются друг с другом и определяется их эквивалентность—неэквивалентность. В результате данной процедуры образуется совокупность классов эквивалентности. Объекты, принадлежащие к одному классу, эквивалентны друг другу и отличны от объектов, относящихся к другим классам. Эквивалентным объектам присваиваются одинаковые имена. Исследователь, пользующийся шкалой наименований, может применять следующие инвариантные статистики: относительные частоты, моду, корреляции случайных событий, критерий x2.
Шкала порядка. Порядковая шкала образуется, если на множестве реализовано одно бинарное отношение — порядок (отношения «не больше» и «меньше»). Шкалы порядка широко используются в психологии познавательных процессов, экспериментальной психосемантике, социальной психологии: ранжирование, оценивание, в том числе педагогическое, дают порядковые шкалы.
Шкала интервалов. Шкала интервалов определяет величину различий между объектами в проявлении свойства. С помощью шкалы интервалов можно сравнивать два объекта. При этом выясняют, насколько более или менее выражено определенное свойство у одного объекта, чем у другого.
Шкала отношений. — наиболее часто используемая в физике шкала. По крайней мере, идеалом измерительной процедуры является получение таких данных о выраженности свойств объектов, когда можно сказать, во сколько раз один объект больше или меньше другого.
Другие шкалы. 1. Дихотомическая классификация часто рассматривается как вариант шкалы наименований. Это верно, за исключением одного случая, когда мы измеряем свойство, имеющее всего лишь два уровня выраженности: «есть—нет», так называемое «точечное» свойство.
2. Шкала разностей, в отличие от шкалы отношений, не имеет естественного нуля, но имеет естественную масштабную единицу измерения. Ей соответствует аддитивная группа действительных чисел.
3. Абсолютная шкала является развитием шкалы отношении и отличается от нее тем, что обладает естественной единицей измерения. В этом ее сходство со шкалой разностей. Число решенных задач («сырой» балл), если задачи эквивалентны, — одно из проявлений абсолютной шкалы.
10 ВОПРОС Эксперимент как метод эмпирического психологического исследования. Эксперимент как научная парадигма в психологии.
Эксперимент – проводимый в специальных условиях опыт с целью научных знаний, главной особенностью которого выступает целенаправленное вмешательство исследователя в изучаемый объект. Главное отличие психологического эксперимента от других психологических методов заключается в том, что он дает возможность внутр. Ps явлению адекватно и однозначно проявиться во внешнем поведении, доступном объективному наблюдению. Адекватность и однозначность объективизации экспериментально вызываемых Ps явлений достигается за счет целенаправленного жесткого контроля, условий их возникновения и протекания.
Рубинштейн: основная задача психологического эксперимента заключ. в том, чтобы сделать доступными для объективного внешнего наблюдения сущ. особенности внутреннего Ps процесса; для этого нужно варьируя условиями среды найти ситуацию, при которой внешнее протекание акта адекватно отражено бы его внутреннее Ps содержание, т.е. задача экспериментальное варьирование условий при психологическом эксперименте заключается прежде всего в том, чтобы вскрыть правильность одной единственной психологической интерпретации действия и поступка, исключая возможность всех остальных.
11 ВОПРОС Научный метод. Структура научного исследования. Этапы научного психологического исследования.
Нау́чный ме́тод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки.
1накопление фактов
2планирование исследования
3проведение
4обработка результатов и интерпретации данных
5опровержение или подтвержден гипотез
6 в случ опровержения формир новая
Этапы | Процедуры |
подготовительный | 1.необходимость решения определенной проблемы, ее осознание, изучение, подбор литературы. 2.формулировка задач 3.определение объекта и предмета исследования 4.формулировка гипотезы 5.подбор методов и методик. |
исследовательский | Сбор фактических данных с помощью разных методов. Проводятся различные этапы из серии исследований. |
Обработка данных исследования | Количественный и качественный анализ исследования. 1.анализ зафиксированного фактора. 2.установление связи: зафиксированный факт — гипотеза. 3.выделение повторяющихся факторов. Происходит статистическая обработка, составление таблиц, графиков и т.д. |
Интерпретация данных. Вывод | 1.установление правильности, либо ошибочности гипотезы исследования. 2.соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями. |
12 ВОПРОС Понятие измерительной шкалы в психологии. Типы шкал.
Выделяют три основных атрибута измерительных шкал, наличие или отсутствие которых определяет принадлежность шкалы к той или иной категории:
Лекция 6. Эмпирические методы в психологии Методология и психологическое знание
Начнем мы эту тему не непосредственно с описания методов эмпирического психологического исследования, а обратимся к методологии с тем, чтобы проследить связь методологических представлений о знании вообще и психологическом знании.
В середине XIX в. Конт предложил выделять три формы знания:
Религиозное – основанное на традиции и индивидуальной вере;
Философское – основанное на интуиции автора той или иной концепции, рациональное и умозрительное по своей сути;
Позитивное – научное знание, основанное на фиксации фактов в ходе целенаправленного наблюдения или эксперимента.
Конт полагал, что человечество последовательно меняет формы знания, приходя к высшей, позитивной, но XX в. не отверг ни философское, ни религиозное знание. Следовательно, речь может идти не о смене одного знания другим, а о доминировании той или иной формы знания в ходе развития цивилизации.
В психологии схема Конта (с поправками на 20 век) также работает. «Психология» – термин, который применяется к разным видам практики и знания:
Обыденная психология. Традиционное, обыденное знание зафиксировано в естественном языке. В концентрированном виде оно содержится в поговорках и пословицах. На основе осмысления традиционного, «обыденного» знания о душе возникают религиозные представления о ее природе.
«Философская» психология. Для нее ключевым является вопрос о природе психической реальности. Пресловутый «основной вопрос философии» о соотношении идеального и материального, «что первично, что вторично»», не может быть даже сформулирован без более или менее четкой мысли о том,чтоесть идеальное (субъективное, душевное, психическое и т.п.). Философы придумывали концепции и «модели» психики, личности, представления о соотношении объективной и субъективной реальности («теория отражения», в частности), о детерминантах поведения человека и групп людей. Эти построения служат научной психологии в качестве источника гипотез и, кроме того, позволяют интерпретировать различные элементы эмпирического и теоретического психологического знания.
Наконец, под термином «психология» понимают науку, возникшую в конце 19 в. и принявшую методологию естествознания.
Уже в 20 в. Дильтей предложил рассматривать отдельно науки о внешнем мире (позитивные науки) и «науки о духе». К первым он отнес физику, химию, геологию, биологию и другие естественные науки. Ко вторым – философию, этику, эстетику, лингвистику, право и ряд других. Психологию он определил как фундаментальную науку, из которой берут начало все науки о духе. Из этой науки вырастает основной метод «наук о духе» – метод понимания.
Психология по Дильтею является эмпирической наукой, но природа эмпирического знания в психологии иная, чем в естественных науках. Психологическое знание – гуманитарное, оно близко к обыденному опыту, его содержание известно и зафиксировано в культуре, поэтому не содержит новизны в естественно-научном смысле. Критерием понимания является не установление истинности – ложности, а степень аутентичности то есть соответствия подлинному.
Понимание как метод исследования присутствует в ходе любого психологического исследования. Но ряд исследователей выделяют понимающую, или гуманитарную, психологию в качестве особой сферы психологического познания, в которой главным методом является понимание.
Понимание – это непосредственное постижение целостного переживания, оно родственно интуиции. Антипод понимания – объяснение, которое связано с внешним опытом и рассудком. Понимание собственного внутреннего мира достигается интроспекцией, чужого – путем вживания, вчувствования, сопереживания, эмпатии.
По отношению к культуре прошлого понимание является методом интерпретации – «переводом» с добавлением дополнительных значений, которые, как предполагается, зафиксированы в тексте в виде «скрытого» смысла. То есть сам текст представляется как проблема, где есть нечто известное и нечто неизвестное, требующее своего истолкования. Такой метод исследования называется герменевтическим2.
Герменевтический (понимающий) метод с самого начала своего возникновения являлся собственно психологическим методом. Его основная особенность – непосредственное познание психики другого (моделирование в психике исследователя психической реальности испытуемого).
Область применения герменевтического метода – уникальные, целостные, обладающие «разумом» объекты. Модификациями психологического герменевтического метода являются: биографический метод, анализ продуктов деятельности, психоаналитический метод.
Естественно-научный подход «объяснительной» психологии изначально был ориентирован на исследование внешне наблюдаемой активности человека и животных – поведения, поэтому психологию традиционно – особенно в западной традиции – относят к поведенческим наукам, а наблюдение, измерение и эксперимент в психологии называют методами исследования поведения (methods of behavioral research). Поведение человека подразделяется на вербальное (речь) и невербальное (предметное действие, неречевая коммуникация), приемы для их исследования – это методики, регистрирующие вербальное и невербальное поведение.
Далее речь пойдет именно об «объяснительной» психологии, и в следующем параграфе мы рассмотрим классификацию методов, которыми пользуется эта психология.
Классификация методов психологии
Тема методов является очень важной для любой науки, а для психологии в особенности, поскольку именно методы психологии определяют границы ее возможностей. Принято считать, что психологи должны решать проблемы, возникающие в процессе взаимоотношений, помогать воспитывать детей, повышать производительность труда, объяснять самому человеку, кто он есть на самом деле, наконец, делать людей счастливыми. Смогут ли психологи оправдать ожидания, зависит от наличия соответствующих методов.
С момента своего возникновения в качестве «объективной, или научной, психологии» под методами стали пониматься пути получения научных данных, верифицируемых знаний. Однако в зависимости от психологического направления приоритет отдавался различным способам получения таких данных: интроспекция и наблюдения в структурализме, эксперименты – в бихевиоризме и рефлексологии, тесты в психотехнике, опросники и беседы – в гуманистически ориентированных направлениях и т.д.
В современной практической психологии, которая соединяет достижения науки с запросами практики, применяются три группы методов:
1. Методы исследования, или получения эмпирических данных. Это самая большая группа методов. Они достаточно хорошо разработаны и еще лучше описаны в учебниках психологии. Эти методы не зависят от участников исследования и почти полностью определяются предметом или объектом исследования.
2. Методы воздействия – методы развития, формирования или изменения разных сторон психики человека. Их специфика во многом зависит от возможностей и предпочтений тех, кто это воздействия осуществляет.
3. Методы психологической коррекции и/или помощи. Основная особенность этих методов – осознание человеком необходимости изменений, добровольное участие и сотрудничество клиента с психологом.
Перейдем к краткому рассмотрению трех выделенных групп методов (рис.1.3.1).
Рис. 1.3.1. Классификация методов практической психологии («око» психологии)
1. Методы исследования.
Методы исследования в психологии можно разделить на четыре подгруппы: методы организации психологического исследования, методы сбора эмпирических данных, методы обработки результатов измерений, методы интерпретации и представления результатов исследований (Б.Г. Ананьев, Е.А. Климов и др.)
Наиболее распространенными методами организации исследованийв психологии являетсялонгитюдный методи метод «поперечных срезов». При лонгитюдной организации объектами исследования являются одни и те же люди в течение достаточно длительного времени. Однако на практике его бывает трудно осуществить, поэтому исследование часто организуется путем (использования) создания«поперечных срезов». Для этого создается группа испытуемых, сходных по какому-либо качеству, например, по возрасту или по времени освоения трудового навыка, и результаты этой группы сравниваются с результатами испытуемых, отличных по этому качеству. В этом случае нет необходимости ждать, пока шестилетние дети дорастут до десяти лет, чтобы определить особенности формирования логического мышления, достаточно сравнить результаты группы шестилеток и десятилеток.
1.2. Методы сбора эмпирических данных можно условно разделить на описательные и экспериментальные методы. К описательным методам относят наблюдение и самонаблюдение, ответы на анкеты и опросники, методы экспертных оценок, исследовательскую беседу, метод анализа продуктов деятельности. На стыке между описательными методами и экспериментом находятся психологические тесты. Дадим короткую характеристику этих методов.
Наблюдение и самонаблюдение.
Основное качество психолога – это наблюдательность, поэтому главным методом психологии было и остается наблюдение, идет ли речь о сборе эмпирических данных или о психологической помощи. Наблюдение в естественных условиях – самый простой по организации, но самый трудный по обработке полученных результатов метод. Видный отечественный психолог Е.А. Климов называет наблюдение базовым методом психологии и определяет его как «специальную организацию непосредственного познания». Он выделяет четыре признака такой организации:
Осознанность задач наблюдения. Психолог должен представлять, что и зачем он наблюдает.
Наличие обдуманной программы наблюдения и выделение единиц наблюдения. Поскольку психические явления по самому определению – это явления внутреннего мира, то наблюдать и фиксировать можно лишь внешние проявления психики, симптомы, подлежащие истолкованию. Об этом всегда нужно помнить.
Различение фиксируемых фактов и симптомов от их истолкований и оценок.
Естественная включенность процесса наблюдения в ситуацию взаимодействия с теми, за кем наблюдают. Известно, что когда человек осознает, что является объектом наблюдения, многие проявления его психики искажаются. Поэтому важно, чтобы наблюдение было «замаскировано».
В настоящее время при наблюдении активно используются технические средства – фото-, видео-, аудиоаппаратура, что существенно расширяет возможности метода.
В случае самонаблюдениячеловек фиксирует как события, которые с ним происходят, так и свои переживания и ощущения по поводу этих событий.
Анкетыдают возможность за короткий срок получить информацию о больших группах людей. В анкетах вопросы формулируются так, чтобы на них можно было дать однозначный ответ, типа «да» или «нет», либо предлагаются ответы на выбор. Вопросы в анкетах должны быть достаточно просты, а цели – понятны. Большая часть анкет направлена на изучение мнений и отношений.
Опросники– это разновидность анкет, но направленных на самопознание или на самооценку человека по тем или иным признакам. В опросниках также предполагается однозначный ответ – «да» или «нет», либо согласие или несогласие с предложенными утверждениями. Хотя вопросы должны быть понятны отвечающим, цели этих вопросов не должны быть столь же прозрачны, как в анкетах. В психологические опросники, как правило, включают вопросы на проверку искренности ответов. Эти вопросы касаются обычно таких особенностей поведения, которые не одобряются в обществе, но тем не менее, свойственны подавляющему большинству людей. Например, на вопрос «Приходилось ли Вам говорить о вещах, в которых Вы не разбираетесь?» искренний человек скорее ответит «Да», а тот, кто плохо себя знает или хочет произвести хорошее впечатление, скорее ответит «Нет». Недостатком опросных методов является то, что не всегда можно определить, говорит ли человек о своем реальном или желательном поведении. Кроме того, понимание вопросов может различаться у создателей опросника и тех, кто на него отвечает, особенно в случаях переводных опросников, каких у нас большинство.
Анализ продуктов деятельности– метод, охотно используемый в прикладных областях психологии, имеющих дело с теми или иными профессионалами. Анализируя вещественное изделие или вклад в него, можно судить об аккуратности, добросовестности, творческом потенциале человека. При анализе созданного человеком текста можно судить о складе его ума, интересах и многом другом.
Экспертные методы и методы групповой оценки личности и поведения также применяются главным образом в прикладных исследованиях. Эти методы предполагают использование перечней определенных характеристик человека и шкалы оценки этих свойств, по которым другие люди (специалисты в разных областях в случае экспертных оценок; члены конкретной группы при групповой оценке личности) оценивают поведение и деятельность испытуемого. Эти методы используют школьные психологи, а также специалисты по персоналу при решении задач отбора и расстановки кадров.
Беседа– это способ речевого взаимодействия двух и более людей. Она может быть как методом исследования психики, так и способом психокоррекционного или педагогического воздействия, а также средством установления взаимопонимания. Поэтому беседа входит и в раздел исследовательских, и в раздел коррекционных методов. При кажущейся простоте беседа как метод познания и воздействия является сложным делом. Она должна удовлетворять следующим требованиям:
Между участниками беседы должен быть установлен контакт. Хорошим условием для установления открытых, доверительных отношений является ситуация, когда человек находится в некотором затруднении и у него есть надежда, что психолог ему сможет помочь.
Психологу следует заранее продумать программу беседы, но эта программа должна быть гибкой, чтобы беседа не превратилась в допрос.
Вопросы в беседе вытекают из контекста и перемежаются высказываниями и признаниями о себе ведущего беседу.
Вопросы не должны ставится во внушающей, подсказывающей или провоцирующей форме, не должны задаваться вопросы «в лоб», а только в косвенной, инициирующей свободные высказывания форме.
Ответы испытуемого – это материал для истолкования.
Беседа должна привнести что-то положительное в сознание изучаемого человека, а не только дать материал для исследователя. Важно, чтобы человек ушел в хорошем настроении.
Тесты – это стандартизированные процедуры измерения каких-либо свойств или процессов. Результаты выполнения сравниваются с полученными эмпирическим способом нормами. Слово «тест» широко употребляется и используется для обозначения практически любой психодиагностической процедуры, в том числе как синоним анкеты или опросника, что не является верным. Выделяют два вида тестов: тесты достижений и проективные тесты.
Тесты достиженийпозволяют оценивать интеллектуальные и перцептивные способности, двигательные функции и некоторые личностные черты. При выполнении этих тестов испытуемым нужно за определенное время решить возможно большее количество заданий или решить определенное количество заданий за минимальное время. Существуют единственно верный ответ на каждое задание. Самыми известными тестами достижений являются тесты определенияIQ, или коэффициента интеллектуальности.
Проективные тестынаправлены на изучение личностных характеристик, особенно таких, которые не осознаются человеком. Эти тесты основаны на принципе проекции: когда человеку предъявляют неоднозначный стимул, он склонен интерпретировать его в соответствии с собственными чувствами, потребностями или интересами, которые, таким образом, проецируются на этот стимул. Чаще всего в качестве стимулов используются двусмысленные изображения или рисунки с неясными очертаниями, которые человек должен как-то назвать или описать. В других типах проективных тестов испытуемый сам создает рисунок на заданную тему или выбирает понравившуюся ему форму или цвет. Задача психолога состоит в интерпретации ответов испытуемого с целью выяснения динамики его личности, которая проявляется непроизвольно. Формализованных принципов интерпретации ответов не существует, ее правильность в значительной мере зависит от интуиции и опыта психолога. Поэтому проективные тесты – это скорее инструмент практического психолога, чем исследователя.
Наиболее известными проективными тестами являются тест Роршаха, цветовой тест Люшера и тематический апперцепционный тест (ТАТ). В тесте Роршаха (по имени швейцарского психиатра Г. Роршаха) используются листы бумаги с чернильными пятнами, симметричность которых достигается в результате сгибания листа. Испытуемый должен сообщать все, что он видит в получившейся фигуре. При проведении цветового теста Люшера (по имени швейцарского психиатра М. Люшера) испытуемый раскладывает эталонные цвета в порядке их предпочтения. Каждый цвет символизирует одну из основных потребностей. В зависимости от месторасположения цвета делаются выводы о наличии или ограничении тех или иных потребностей, а значит и о том, что движет поведением человека в данный момент времени. ТАТ включает в себя 30 рисунков с неоднозначными ситуациями. Испытуемому предлагают рассказать первую пришедшую в голову историю по каждой картинке. Предполагается, что человек приписывает изображенным персонажам свои чувства и мысли. Например, на рисунке на переднем плане изображено лицо молодой женщины, а на заднем – пожилой. Кто-то будет рассказывать, что это дочь вспоминает свою старенькую мать, которую давно не видела, а кто-то, что это злая свекровь, мешающая жить невестке; третий может рассказать историю про сплетницу-соседку и так далее.
Основным методом получения надежных эмпирических данных является эксперимент, именно с него начиналась научная психология. Однако справедливости ради, надо сказать, что в настоящее время эксперимент в психологии теряет свои передовые позиции и все чаще в научных исследованиях заменяется описательными методами, по крайней мере, это верно для отечественной науки.
Эксперимент– это определенным образом организованная ситуация или вмешательство с целью установить, как наличие или отсутствие какого-либо из факторов влияет на другой фактор. Экспериментальные методы отличаются от неэкспериментальных тем, что исследователь активно планирует, создает, изменяет и контролирует условия, которые вызывают интересующее его явление. Эксперименты бывают лабораторные, полевые и естественные. Влабораторных экспериментахиспользуется специальное оборудование, а испытуемый помещается в искусственно созданные условия. Влияние факторов внешней среды и других людей сводится к минимуму. Некоторые психические явления и процессы невозможно изучить вне лабораторных условий. Например, время двигательных реакций на разные стимулы, особенности и закономерности восприятия сигналов в микроинтервалы времени, восприятие формы, величины, цвета, закономерности запоминания и воспроизведения информации и пр. В лабораторных экспериментах, как правило, изучаются отдельные, иногда раздробленные явления и процессы, поэтому результаты не всегда можно перенести на реальную деятельность. Приполевом экспериментеисследование проводится в ситуации реальной деятельности, лаборатория как бы переносится «в поле». Например, время реакции можно изучать и в лаборатории, и на рабочем месте оператора электростанции. Условием таких экспериментов является добровольное участие испытуемых и знание ими своих задач.
При организации естественного экспериментаисследуемые лица не знают и не подозревают о том, что подвергаются психологическому изучению. Исследователь же специально планирует, создает и варьирует условия, которые могут провоцировать интересующие его явления. Этот вид эксперимента в основном используется при изучении детей. Он был предложен и разработан русским психологом А.Ф. Лазурским. Примером естественного эксперимента может быть исследование влияния содержания телепрограмм на агрессивность детей. В этом эксперименте ребенок помещается в комнату, где лежит много разных игрушек и книг, а также имеется телевизор, по которому показывают мультфильмы, в которых герои дерутся и сражаются друг с другом или, наоборот, дружат и помогают. После выключения телевизора исследователь наблюдает, как ведет себя ребенок, в какие игры он играет, как и о чем разговаривает с игрушками. Все его действия тщательно фиксируются по определенной программе. Затем сравнивается количество агрессивных действий (битье, бросание и поломки игрушек, крики и удары) ребенка, который смотрел мультбоевик, с действиями ребенка, смотревшего нейтральную или доброжелательную передачу. Как Вы думаете, какой ребенок будет вести себя более агрессивно?
Корректно поставленный эксперимент требует большой подготовки и правильной организации. Прежде всего, должна быть гипотеза, для проверки которой он и проводится. Формулируются предположение о наличии закономерной связи, которая может существовать между условиями, варьируемыми исследователем, и поведением или реакциями испытуемого. Реакции и поведение испытуемого называютзависимыми переменными(в эксперименте с детьми – это действия с игрушками), а варьируемые условия –независимая переменная(содержание телепрограмм).
Для того, что исключить влияние посторонних факторов эксперимент может проводиться дважды – с контрольной и экспериментальной группами, разница между которыми заключается только в наличии (экспериментальная группа) или отсутствии (контрольная) независимой переменной. В нашем примере экспериментальную группу составят дети, которые играли в комнате с включенным телевизором. В контрольную войдут те, которые играли в этой же комнате, с теми же игрушками, но телевизор был выключен. Ведь вполне может оказаться, что агрессию детей стимулировали какие-то элементы ситуации исследования или игрушки.
Существует еще один вид эксперимента, который направлен не столько на изучение или выявление закономерностей, сколько на формирование каких-либо новых качеств или способов поведения. Этот тип эксперимента получил название формирующего эксперимента, чаще всего он используется в педагогической или социальной практике. Формирующий эксперимент ориентирован на преобразование изучаемого объекта в желательном направлении, его оптимизацию или развитие. Многие новые педагогические программы представляют собой формирующий эксперимент. К сожалению, только не всегда корректно фиксируются изменения в уровне обученности детей, с которыми этот эксперимент проводится, и сравнение с результатами при традиционных формах обучения.
Формирующий эксперимент как метод психологии относится и к исследовательским методам и к методам воздействия.
Методы обработки эмпирических данных.
Для того чтобы выявить закономерности и найти зависимости, результаты эмпирических исследований должны быть подвергнуты определенной обработке. В психологии используются две группы методов обработки эмпирических данных: количественные икачественные.К количественным относят статистические методы. Чаще всего используют такие статистические показатели, как средние значения, показатели вариативности, или дисперсии, различных признаков. Для выявления закономерностей используют корреляционный и дисперсионный анализ, для определения влияния тех или иных условий – факторный анализ. Главным для проведения статистических процедур является наличие результатов, полученных на большой выборке испытуемых. Трудно делать достоверные выводы, если закономерность проявилась у двух-трех человек. Может быть, она будет верна и для большинства других людей, а может быть, только для этих трех.
Наряду с количественными методами в психологии, часто используются и качественные методы. Их применение связано не только с тем, что они позволяют, выявить общие, и специфические особенности, но и с тем, что в некоторых случаях психолог по этическим или техническим соображениям не может использовать измерительные или экспериментальные процедуры. К качественным методам относят описания и интерпретации отдельных случаев, результатов наблюдений, ответов на проективные тесты. Суждения людей по тем или иным вопросам, их рассказы о себе – это тоже материал, с которым имеет дело психолог. Для анализа такого материала используют методы контент- и интент-анализа.
Контент-анализзаключается в выявлении, обобщении и количественной оценке слов и других языковых элементов, которые встречаются в высказывании или речи человека. По этим результатам могут сравниваться высказывания разных людей или одного человека, но находящегося в различных состояниях.
Интент-анализзаключается в определении целевой ориентации высказывания: с каким намерением человек сказал то-то и то-то, к кому он обратился, что он ждет в ответ, какие слова использует – это все анализируется и интерпретируется психологом. Интент-анализ является субъективной процедурой. Он используется в исследованиях, которые ведутся параллельно с психологическим воздействием.
Методы интерпретации эмпирических данных. Когда исследование проведено, результаты обработаны, встает вопрос о том, что же они означают, какое новое знание мы приобрели и как донести эти результаты до участников исследований и научной общественности.
Интерпретация эмпирических данных является основой для создания психологических теорий и выбора направлений индивидуальной психологической работы.
Можно выделить три метода интерпретации материалов исследования: генетический, структурный и уровневый. Они могут использоваться по отдельности и в сочетании. Применяя генетический метод, исследователь устанавливает этапы, фазы или стадии развития или инволюции изучаемого явления; выделяет переломные или кризисные моменты в развитии человека или группы. При структурном методе интерпретации определяются связи между разными характеристиками психики на некоторой фазе развития. Эти связи понимаются с позиции целостности системы. При уровневой интерпретации определяется уровень развития, выраженности или представленности того или иного отдельного психического свойства. Уровневая интерпретация является наименее корректной как для психолога-исследователя, так и для практика, но именно такую информацию часто ждут заказчики психологических исследований (учителя может интересовать уровень развития интеллекта его учеников, работодателя – работоспособность, исполнительность или надежность нового работника, клиента службы знакомств – личностные качества кандидата). Что и кому и как можно говорить – это вопрос профессиональной этики.
Результаты исследований и их интепретация публикуются в научных отчетах, статьях, журналах и монографиях. По ним защищаются кандидатские и докторские диссертации. Из научной литературы эти результаты либо в виде теорий и гипотез, либо в виде фактов и феноменов попадают в учебники и популярную психологическую литературу.
В процессе проведения психологических и педагогических исследований иногда получают не только точные знания, но и так называемые артефакты, т.е. результаты, являющиеся не следствием закономерностей, а следствием случайных неконтролируемых обстоятельств, ситуации эксперимента или даже бессознательного влияния исследователя. Ж. Годфруа выделяет следующие виды артефактов:
Эффект «плацебо» – преднамеренное или непреднамеренное внушение, оказываемое врачом или психологом. Если испытуемые убеждены в эффективности какого-то препарата или процедуры, то часто можно наблюдать положительные эффекты.
Эффект «Хотторна» – одно лишь участие в эксперименте оказывает такое действие, что люди ведут себя так, как от них ожидают экспериментаторы.
Эффект «аудитории» – присутствие публики, пусть даже пассивной, само по себе влияет на скорость обучения или эффективность решения задачи.
Эффект «Пигмалиона» – если экспериментатор уверен в истинности какой-либо гипотезы, то он невольно ведет себя так, что получает подтверждение своим предположениям.
Эффект «первого впечатления» – оценивая личность или черты характера того или иного человека, наибольшее значение придается первому впечатлению, даже если в дальнейшем оно не подтверждается.
Эффект «Барнума» – люди склонны принимать за чистую монету описания или общие оценки своей личности, если эти оценки делаются научным языком или преподносятся под магическим или ритуальным соусам.
Нельзя не отметить тот факт, что многое из того, что считается неприемлемым при проведении научных исследований оказывается важным и необходимым при реализации методов воздействия в психологии. По этим признакам также можно развести академическую и практическую психологию. Например, эффекты «плацебо», «Хотторна» и «Пигмалиона» являются составной частью психотерапии. На «эффекте аудитории» построено большинство социально-психологических тренингов.
Эмпирическая психология: основные методы и исследования
В психологии отдельные виды науки изучают психические явления с помощью разного инструментария. Эмпирическая психология противопоставляется рациональному подходу, опираясь не на объективные (подтвержденные) данные, а на концепцию психики как результата личного опыта. Эта отрасль основывается на субъективных данных, которые с точки зрения официальной науки являются недоказуемыми и в любой момент могут быть оспорены.
Роль в системе наук
Определение «эмпирический» впервые использовал немецкий философ Х. Вольф. Эта отрасль, объединяя несколько структурных течений, изучает психические явления: комплексно и по отдельности. Она рассматривает:
- эмоции;
- ощущения;
- чувства;
- переживания;
- впечатления.
В официальной системе наук, это направление признается не всеми исследователями. Сторонники рационального подхода считают, что метод, результаты которого нельзя проверить, не могут считаться валидными.
Недостаток субъективного подхода — сомнительный способ структурирования данных исследований: глубина и сила субъективных ощущений одного человека значительно отличается от другого.
Задачи и объекты изучения отрасли
Главной задачей отрасли считали наблюдение за психическими процессами и внешними факторами. Их надлежало классифицировать и проверить степень влияния опытным путем. Цель исследований — выявить связь между отдельными факторами и реакцией психики на них. Анализ результатов экспериментов затруднялся тем, что не существовало единой системы оценки, поэтому приверженцы отдельных разделов трактовали их по-разному.
Формирование исследовательской базы
Автор дуалистического направления, на котором основана эмпирический подход — философ Декарт. Психологи, придерживающиеся взглядов дуализма, разделяли психическую и физическую составляющую индивида. При этом психическое познание основывается на личном опыте. Внутренний опыт (сенсуализм) — основа самопознания.
Вначале наука развивалась в двух формах: материалистической и идеалистической. В 19 веке метод наблюдения стал основным способом исследования психических явлений. Постепенно он преобразовался в новый вид экспериментальных исследований — проведение экспериментов с внутренними ощущениями.
Понимание опыта в эмпирическом подходе разделило сторонников идеализма и материализма. Первые определяли его как субъективный феномен, вторые — опираются на реальные формы поведения, которые можно изучать объективными методами.
Отрасли науки
Развитие отрасли происходило параллельно в нескольких видах, отличавшихся, но не противоречащих друг другу. К этим направлениям относятся:
- Ассоциативное — раздел, рассматривающий психику как совокупность духовных явлений. Сложный психический процесс состоит из элементов, которые можно отделить: ощущения и представления и ассоциации. Личность представляет собой комплекс, соединяющий духовное и телесное, основанный на индивидуальных ассоциациях.
- Волюнтаристское — отрасль, рассматривающая волю как результат энергетического импульса, объединенного в комплексы эмоциональных переживаний.
- Функциональное — раздел, изучающее мышление. Исследователи анализировали функции сознания, их участие в мыслительном акте. Мышление рассматривалось как автономный процесс, не зависящий от окружающей действительности.
- Гештальт-психология — отрасль, основанная на идее о целостности психических процессов. Она сложная и многогранная, но изъять из нее отдельный элемент нельзя.
- Структурное — раздел, рассматривающий психические структуры через идеалистические представления. Идеалисты, придерживающиеся структурного состава психики, обуславливали поведенческие особенности не влиянием внешней среды, а внутренними процессами.
В современной эмпирике это направление занимает особую нишу из-за своей дуалистической природы.
Опытный подход к описанию природы психики накопил достаточную базу результатов исследований, но научного объяснения им дать не может.
Их применение в практике не запрещено, но исследователи могут отказать учитывать результаты подобных экспериментов.
Какой вклад в развитие науки внес Джон Локк?
Появление опытного направления было невозможно без влияния Дж. Локка, английского философа и исследователя. По представлениям Локка, знания — результат личного опыта. Познавать окружающий мир человек способен только через органы чувств. Но течение внутренних процессов таким образом познать нельзя. Внутренний опыт помогает отследить отдельные процессы, поэтому изучить их комплексно, познать «душу», невозможно.
Подобные выводы Локк построил на основе эмпирических методов психологического исследования: эксперимент и наблюдение. Для создания направления он преобразовал их, превратив в самонаблюдение и субъективный эксперимент, направленный на внутренние явления. Сознание для эмпирического подхода — автономный внутренний мир. Он замкнут и подчиняется собственными законами, не контактирует с внешним миром.
Такое понимание способа изучения Локк обосновал дуалистическим подходом. Разделение духовного и материального позволяет рассматривать человека отдельно от остального мира. Психические явления доступны только людям, и философская основа учения дуалистов базируется на этом, выделяя их в отдельную категорию, не зависящую от окружающего мира.