Эспаньолка википедия: Борода — Википедия – Эспаньол — Википедия

Содержание

Эспаньол — Википедия

«Эспаньо́л» (кат. и исп. RCD Espanyol) — испанский профессиональный футбольный клуб из города Барселона, в одноимённой провинции. «Эспаньол» является первым в стране футбольным клубом, созданным исключительно испанцами, в ответ на основание иностранцами «Барселоны». Название «Espanyol», и означающее «испанский», было выбрано, чтобы подчеркнуть испанское происхождение. «Эспаньол» является шестым футбольным клубом по суммарному количеству очков, набранных в Примере.

Основание и клубная культура[править | править код]

28 октября 1900 года студент Университета Барселоны Анхель Родригес (Ángel Rodríguez) основал Королевский спортивный клуб «Эспаньол». Поначалу туда входил только футбольный клуб. Команда состояла в основном из студентов университета, увлёкшихся только что пришедшей из Англии игрой.

Изначально клуб имел название «Sociedad Española de Footbal», однако через год был переименован в «Club Español de Fútbol». Игроки проводили свои матчи в ярко-жёлтых футболках, а цвет шорт у каждого футболиста был разный. Радости команды не было предела, когда друзья клуба открыли швейную фабрику и смогли поставлять «Эспаньолу» одинаковую жёлтую ткань.

В 1910 клуб сменил название на «Club Deportivo Español» и обрёл свои традиционные цвета — синий и белый в полоску, в честь великого каталонского адмирала Рохера де Льюриа (Admiral Roger de Llúria), который защищал интересы Каталонии в Средиземноморье в Средние века. Свой первый успех «Эспаньол» отпраздновал уже в 1903 году, выиграв Чемпионат Каталонии и Кубок Макая («Copa Macaya»).

Развитие клуба[править | править код]

В 1906 году из-за финансовых проблем большинство игроков покинуло «Эспаньол» и присоединилось к «X Sporting Club», который три года подряд побеждал в чемпионате Каталонии с 1906 по 1908 годы. В 1909 году в этом клубе произошел успешный перезапуск «Club Deportivo Español» и, начиная со следующего года, и по сей день, команда носит традиционные цвета.

«Эспаньол» — один из нескольких испанских футбольных клубов, который пользуется покровительством королевской власти, имеет название «Реал» («Королевский») и королевскую корону в своём логотипе. Эта привилегия была дарована «Эспаньолу» в 1912 году королём Альфонсом XIII. С тех пор клуб носит своё официальное название «

Real Club Deportivo Español» (Именно так расшифровывается аббревиатура «RCD Espanyol»).

Тем временем «Эспаньол» продолжал завоёвывать титулы чемпионов Каталонии. В 1928 году клуб вступил в Ла Лигу, а уже на следующий год взял свой первый Кубок Испании.

В 1931 году, провозгласив Вторую Испанскую Республику, Альфонс XIII приказал сменить название команды на более каталонское и убрать все королевские символы с клубного логотипа. Имя команды в очередной раз был изменено, и теперь звучало как «Club Esportiu Espanyol». После окончания Гражданской войны «Эспаньолу» вернули прежнее название.

Затем начались годы взлётов и падений, самое тяжёлое из которых случилось в 1962 году, когда «Эспаньол» вылетел в Сегунду. Но уже через год команде удалось вернуться в Примеру. Таких падений было четыре и всегда опускаясь в Сегунду «Эспаньолу» удавалось возвращаться в Примеру на следующий год, а в 1994 году даже завоевать титул Чемпионов Сегунды.

В январе 2016 года китайский миллиардер Чен Яншен выкупил 54% акций каталонского клуба. Яншен возглавляет компанию Rastar Group (ранее — Xinghui Auto Model), которая специализируется на изготовлении детских игрушечных автомобилей и сырьевой продукции для пластмассовых изделий. Сумма сделки по фактическому приобретению «Эспаньола» составила от 14 до 18 млн. евро. Одними из главных задач китайские инвесторы обозначали реструктуризацию внешнего долга клуба (191 млн. евро) и увеличение общего оборотного капитала (до 90 млн. евро)

Достижения[править | править код]

Команда 9 раз участвовала в Кубке УЕФА (в сезоне 2006/07 «Эспаньол» добился этого права, выиграв Кубок Испании) и дважды выходила в финал второго по значимости европейского клубного турнира. Но оба раза уступала. Сначала «Байеру» (2:3, по пенальти), а спустя 19 лет — испанской «Севилье» (1:3, по пенальти), Вальтер Пандиани, ушедший из клуба в следующее межсезонье, стал лучшим бомбардиром этого Кубка. На сегодняшний день это наивысшее достижение в истории «Эспаньола» за пределами Испании.

Во внутреннем чемпионате «бело-синим» повезло намного больше — четыре Кубка Короля и четыре бронзовые медали[источник не указан 917 дней] испанского первенства (Сезоны 1932/33, 1966/67, 1972/73, 1986/87).

  • Кубок Испании
  • Суперкубок Испании
  • Кубок Эвы Дуарте
  • Победитель Второго дивизиона:
  • Копа Макайя
    • Обладатель: 1902/03
  • Кубок Барселоны
    • Финалист: 1902/03
  • Чемпионат Каталонии
    • Чемпион (11): 1903/04, 1905/06, 1906/07, 1907/08, 1911/12, 1914/15, 1917/18, 1928/29, 1932/33, 1936/37, 1939/40
    • Вице-чемпион (9): 1904/05, 1909/10, 1916/17, 1918/19, 1920/21, 1924/25, 1929/30, 1931/32, 1933/34
  • Кубок Каталонии
    • Обладатель (6): 1994/95, 1995/96, 1998/99, 2005/2006, 2009/10, 2010/11
    • Финалист (8): 1992/93, 1993/94, 2003/04, 2004/05, 2006/07, 2008/09, 2012/13, 2013/2014
  • Кубок УЕФА:

В период с 1923 по 1997 годы, «Эспаньол» проводил свои домашние игры на стадионе «Эстади де Саррия» (кат. Estadi de Sarrià), расположенном в округе «Саррия-Сан Жерваси» (кат. Sarrià — Sant Gervasi), в пригороде Барселоны. В 1997 году команда переехала на «Стадион имени Луиса Компани», расположенном на холме Монжуик, который в 1992 году принимал Летние Олимпийские игры.

Спустя 12 лет «Попугаи» возвращаются в родные места. На этот раз им достался абсолютно новый стадион «Корнелья-Эль Прат», вмещающий 40500 зрителей. Арена расположена недалеко от того места, где находился «Эстади де Саррия». Строительные работы завершены к 2009 году, поэтому «Эспаньол» сменил прописку.

  • В 1994 году у «Эспаньола» появилась своя дочерняя команда — «Эспаньол B», которая на данный момент выступает в третьей испанской лиге — Сегунда Дивизион B.
  • Эспаньол имеет три, так называемых, фарм-клуба. Греческий «Паниониос», английский «Суонси» и шведский «Хальмстад». По договору с «Панионисом» и «Суонси» каталонская команда имеет первоочередное право на выкуп понравившегося игрока, а также брать и отдавать в аренду молодых игроков. Сделка, заключенная с «Хальмстадом», позволяет шведской команде брать в аренду трех игроков из «Эспаньола B». При этом первоочередное право на выкуп у испанской команды отсутствует.
  • номер 21 закреплен за Даниэлем Харке. Именно под этим номером выступал капитан «Эспаньола»[2]
Перико и футболисты «Эспаньола» перед матчем с «Севильей»(февраль 2008 года).

Талисманом команды является волнистый попугайчик, «Перико» или «Перикито», командных цветов — синий и белый. Поэтому болельщики клуба называются «попугаями».

По состоянию на 19 августа 2019

Борода в исламе — Википедия

Отношение к отращиванию бороды (араб. ‎‎) и бритью среди многочисленных исламских течений является неоднозначным. Некоторые из них считают бритье бороды грехом (фиск), а выращивание — обязательным (

ваджиб) действием. Другие же считают отращивание бороды желательным (мустахабб), а бритьё порицаемым (макрух), но не запретным (харам) действием. Борода рассматривается мусульманами как символ мужественности, а её отращивание считается частью первозданного естества (фитра) человека[1][2].

Ранний ислам[править | править код]

Показ волос пророка Мухаммеда в Чечне (2014)

Пророк Мухаммед, как и иудеи и христиане-монахи того времени, отращивал бороду[3]. Согласно хадисам, Мухаммед призывал мусульман отращивать бороду и не брить её: «Отличайтесь от многобожников — отпускайте бороды и подстригайте усы»[4], «Подстригайте усы и отращивайте бороду и не будьте похожи на огнепоклонников»

[5].

В сборнике хадисов имама аль-Бухари сообщается, что во время своего предпоследнего и последнего паломничества, пророк Мухаммед разрешил людям взять его остриженные волосы[6]. Полученные таким образом волосы с головы и бороды Пророка были сохранены, а затем распространены во всех частях исламского мира. Мусульмане хранили эти волосы в бутылках и заворачивали в зелёную материю[7].

Средневековье[править | править код]

О запрете брить бороду писали захиритский правовед Ибн Хазм[8][9], маликит аль-Хаттаб[ar][10], ханбалит ас-Саффарини[11], ханафит Ибн Абидин[12].

Мнению большинства улемов о запрете бритья бороды противоречили некоторые представители шафиитского мазхаба, которые говорили о нежелательности (макрух

) этого, но не считали харамом. Так говорили ар-Рафии, ан-Навави[13], Закария аль-Ансари[14] и аль-Хатиб аш-Шарбини[ar][15]. Несмотря на это, шафииты аз-Заркаши, аль-Халими, аль-Каффаль аш-Шаши и аль-Азраи считали запретность бритья бороды более правильным мнением[13].

Современность[править | править код]

В традиционном арабском обществе социальный статус человека зависит от длины, формы и цвета его бороды[2]. Современные салафитские богословы (Ибн Баз[16], аль-Усаймин[17], аль-Албани[18] и др.) считают, что борода отличает мужчин от женщин и от неверующих (кафир), которые не отращивают бороды. Бритьё считается запретным (харам) и греховным действием. Такое же отношение к бритью бороды у шиитских аятолл Али Систани

[19] и Мухаммада Ширази[20]. В 2012 году аятолла Али Хаменеи в эфире иранского национального телевидения назвал короткую бороду короля Марокко Мухаммеда VI, напоминающую скорее лёгкую небритость, «позором» и «плевком в лицо Пророка». В свою очередь король назвал это «чушью»[21].

Ближний Восток[править | править код]

В некоторых странах Ближнего Востока (например, в Ливане) обладатели бород, даже если они отращивают их не по религиозным причинам, могут сталкиваться с подозрительным отношением к своей персоне со стороны полиции[22].

По некоторым данным, в связи с военными действиями в Сирии и Ираке, где курды воюют против боевиков Исламского Государства, курды на юго-востоке Турции стали массово сбривать свои бороды, чтобы быть непохожими на бородатых членов ИГИЛ. Несмотря на то, что ношение бороды не являются особенностью только ИГИЛ, были зафиксированы случаи, когда члены Рабочей партии Курдистана казнили людей за наличие у них бороды

[23]. В Турции отращивание бороды считается сунной и рекомендуется для взрослых мужчин. Но по турецкому правовому кодексу государственному служащему запрещено носить бороду[23].

В период правления Хосни Мубарака в Египте борода рассматривалась как символ исламистских сил, настроенных против президента, хотя бороды имеют не только мусульмане, но и копты-христиане (например, патриарх Феодор II). Братья-мусульмане имели ухоженные бороды, а салафиты отращивали внушительную растительность на лице и сбривали усы. Некоторые из них окрашивали свои бороды хной: от тёмно-бордового до ярко-оранжевого цветов. Все государственные служащие были обязаны сбривать бороды, но после падения режима Мубарака ношение бороды вновь вернулось в моду[24].

Афганистан под властью «Талибана»[править | править код]

После того как 27 сентября талибы без боя взяли Кабул, они ввели на территории новоявленного Исламского Эмирата Афганистан нормы шариата. Среди прочего, мужчины должны были отращивать густые бороды; стали проводиться «проверки бород»[25]. Те, чьи бороды были короче длины сжатого кулака, могли быть избиты[26].

Пакистан[править | править код]

В агентстве Баджаур, расположенном в зоне племён Пакистана, контролируемой талибами, на дверях парикмахерских были развешаны предупреждения о том, что бритьё бороды противоречит исламу и нарушители запрета будут убиты. Несколько парикмахерских были взорваны, после того как отказались соблюдать запрет[27]. Такие же предупреждения были сделаны парикмахерским Вазиристана[28].

Средняя Азия[править | править код]

Официальная позиция Духовного управления мусульман Казахстана заключается в том, что отращивание бороды является суннатом (то есть необязательно), а о греховности бритья говорят только ваххабиты. В вопросе о необязательности отращивания бороды казахстанское духовенство опирается на египетских улемов XX века Мухаммада Абу Захру (1898—1974) и Махмуда Шалтута[en] (1893—1963) и на постановление египетского Управления по фетвам[29]. А по словам заведующего «Центра религиоведения» Танжарыка Турганкулова на сайте астанинской мечети им. Гылмани, отращивание бороды сегодняшними молодыми мусульманами Казахстана делается для того, чтобы внести смуту в общество мусульман[30].

В Узбекистане, основное население которого исповедует ислам, нет никаких официальных законов, направленных на запрет ношения бороды, но бородатые люди вызывают подозрение у окружающих и сотрудников милиции. Даже имамы мечетей вынуждены сбривать бороды, чтобы не попасть в список «бородатых» СНБ Узбекистана[31]. По словам директора службы новостей организации Форум 18 Феликса Кроли, «узбекские власти борются не только с исламскими радикалами, но и просто с верующими мусульманами»[32].

Неофициальный запрет на бороды связан с борьбой против экстремистских движений, которая началась после того, как в 1997 году в Намангане (Ферганская долина) было совершено жестокое показательное убийство высокого должностного лица правоохранительных органов. Тогда наличие бороды или фотографии с бородой в паспорте человека могло стать причиной для ареста и уголовного преследования[33].

Для того, чтобы бородатый человек мог получить паспорт в Узбекистане, ему нужна справка от областного управления духовенства о том, что он «не является членом экстремистской организации». Но мало кому удаётся добиться такого разрешения[31].

Россия[править | править код]

Согласно постановлению Совета улемов ДУМ Карачаево-Черкесской Республики РФ от 27 августа 2011 года, ношение бороды согласно ханафитскому мазхабу является ваджибом. Совет улемов обязал всех имамов КЧР «отрастить бороды, минимально в пределах видимости (то есть запретить выбривать лезвием)»[34].

По словам муфтия Тюменской области Ильдара Заганшина, ношение бороды не являются традицией татарского народа, чтобы носить бороду, надо заслужить это право. Небольшую бородку можно отпустить после женитьбы, в 30—35 лет, и только по достижении 60-летнего возраста можно отпускать густую длинную бороду и «быть похожим на Деда Мороза»[35].

Имам-хатиб московской Мемориальной мечети Шамиль Аляутдинов в своей статье «Ношение бороды» отметил, что ношение бороды «категорически не является» обязательным (фард) и такое мнение — «одно из проявлений неграмотности». В этом вопросе он, как и коллеги из Казахстана, опирается на мнение египетских улемов XX века Мухаммада Абу Захру и Махмуда Шалтута[36].

На Северном Кавказе, в частности в Дагестане, ношение длинной бороды может служить основанием постановки сотрудниками полиции граждан на «профилактический учёт» в категорию «религиозный экстремизм»[37][38][39].

Мужчина с окрашенной бородой

Большинство богословов разрешали укорачивать бороду, если её длина превышает длину сжатого кулака. Лишь некоторые шафииты (ан-Навави и др.), на основе общих доводов об «отпускании» бороды, считали, что её нельзя стричь. На дозволенность укорачивания бороды указывают действия сподвижников Мухаммеда Ибн Умара и Абу Хурайры, а также слова многих улемов прошлого (Хасан аль-Басри, Ибн Абд аль-Барр, Ибн Таймия, Ибн Абидин)[40][41].

Помимо того, что Мухаммед призывал отращивать бороду, чтобы отличаться от язычников, он также призывал окрашивать бороды, чтобы отличаться от иудеев и христиан[42]. Обычно мусульмане окрашивают (хидаб) бороду хной[43]. По мнению ан-Навави, мужчинам и женщинам предпочтительнее окрашивать седину в красный или жёлтый цвет. Что касается пророка Мухаммеда, то имеются сообщения о том, что он красил бороду и волосы на голове в жёлтый цвет. Также он говорил: «Поистине, лучшее чем вы можете окрасить седину, — это хна и басма»[44].

Окрашивание бороды в чёрный цвет, по мнению некоторых богословов, запрещено[45]. Исключением является окрашивание бороды и волос в чёрный цвет во время джихада для устрашения врага[46].

Инциденты с окрашиванием бороды[править | править код]

Халид Шейх Мохаммед, который считается организатором террористического акта 11 сентября 2001 года, во время судебного процесса на американской базе Гуантанамо появился с бородой, покрашенной в ржаво-красный цвет, тем самым озадачив службу безопасности тюрьмы. Заключённым на Гуантанамо запрещено использовать краску для волос, потому что в ней могут содержаться различные химические вещества, такие как аммиак и другие, которые могут быть использованы в качестве оружия. Возникли подозрения, что Халид Шейх Мохаммед мог получить контрабандным путём хну, но, как выяснилось, он использовал для окрашивания бороды фруктовый сок и ягоды из тюремного питания[47].

Мусульманин с выбритыми усами

Среди исламских богословов есть разногласие относительно того, как укорачивать усы. Шафииты и имам Малик ибн Анас считали, что укорачивание должно ограничиваться лишь удалением того, что выходит за край губы. Ахмад ибн Ханбаль говорил, что нет ничего плохого ни в укорачивании усов, ни в их сбривании. Ранние ханафиты (ат-Тахави и др.), под укорачиванием понимали полное искоренение (исти’саль), а более поздние говорили, что усы надо просто укорачивать, но не сбривать полностью[45].

Имам Малик называл полное сбривание усов нововведением, а один из последователей его мазхаба Ибн Фархун (ум. ) даже запретил принимать свидетельские показания у того, кто полностью сбрил усы[45].

Что касается сподвижников Мухаммеда, то некоторые из них укорачивали усы (Абу Умам аль-Бахили, Микдам ибн Мадикариб, Утба ибн Ауф, Хаджжадж ибн Амир, Абдуллах ибн Бишр и др.), а некоторые сбривали полностью (Абу Саид аль-Худри, Джабир ибн Абдуллах, Ибн Умар, Абу Усайд аль-Ансари, Салама ибн аль-Акуа, Абу Рафиа и др.)[45].

  1. Patrick Hughes, Thomas Patrick Hughes. Dictionary of Islam. — Asian Educational Services, 1995. — P. 40. — 750 p. — ISBN 9788120606722.
  2. 1 2 Abdelwahab Bouhdiba. Sexuality in Islam. — Routledge, 2013. — P. 34. — 304 p. — ISBN 9781135030377.
  3. Jeffry R. Halverson. Theology and Creed in Sunni Islam: The Muslim Brotherhood, Ash’arism, and Political Sunnism. — Palgrave Macmillan, 2010. — P. 123. — 208 p. — ISBN 9780230106581.
  4. ↑ Сахих аль-Бухари № 5892, Сахих Муслим № 259

    Оригинальный текст (ар.)

    خَالِفُوا الْمُشْرِكِينَ وَفِّرُوا اللِّحَى وَأَحْفُوا الشَّوَارِبَ.

  5. Сафи ар-Рахман аль-Мубаракфури. Жизнь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. — С. 63. Архивная копия от 2 апреля 2015 на Wayback Machine

    Оригинальный текст (ар.)

    جزوا الشوارب، وأرخوا اللحى، خالفوا المجوس

  6. Ahmet Zebidi Zeynüddin. Sahih-i Buhari muhtasarı tecridi sarih tercemesi / Ahmed Naim-Kâmil Miras. — Istanbul, 1926-46. — С. 193—8. — 442 с.
  7. ↑ Encyclopaedia of Islam, 1960—2005, Liḥya-Yi S̲h̲erīf.
  8. Ибн Хазм аль-Андалуси. Маратиб аль-иджтима = مراتب الإجماع. — С. 157.
  9. Ибн Хазм аль-Андалуси. Аль-Мухалла = المحلى. — Т. 2. — С. 189.
  10. Аль-Хаттаб. Мауахиб аль-джалиль = مواهب الجليل. — Дар аль-кутуб аль-илмийя. — Т. 1. — С. 313.
  11. Ас-Саффарини. Газа аль-альбаб = غذاء الألباب. — Дар аль-кутуб аль-илмийя. — Т. 1. — С. 334.
  12. Ибн Абидин. Радд аль-Мухтар = رد المحتار. — Дар аль-кутуб аль-илмийя. — Т. 3. — С. 398.
  13. 1 2 Ибн Хаджар аль-Хайтами. فصل في العقيقة // Тухфат аль-Мухтадж = تحفة المحتاج.
  14. Закария аль-Ансари. Асна аль-Маталиб = أسنى المطالب. — Т. 1. — С. 551.
  15. Аль-Хатиб аш-Шарбини. Мугни аль-Мухтадж = مغني المحتاج. — Т. 6. — С. 186.
  16. ↑ حكم حلق اللحية (ар.). — www.binbaz.org.sa.
  17. Мухаммад ибн Салих аль-Усаймин. ما حكم حلق اللحية؟ // مجموع فتاوى و رسائل الشيخ محمد صالح العثيمين. — Т. 11.
  18. Насируддин аль-Албани. Этикет бракосочетания = آداب الزفاف. — С. 210—211.
  19. ↑ الاستفتاءات » حلق اللحية (ар.) (недоступная ссылка). www.sistani.org. Дата обращения 1 марта 2015. Архивировано 2 апреля 2015 года.
  20. Мухаммад Ширази. حلق اللحية (ар.). alshirazi.com. Дата обращения 1 марта 2015.
  21. ↑ Аятолла Хаменеи признал бороду короля Марокко «недостаточно исламской», Credo.ru (15 марта 2012). Дата обращения 2 марта 2015.
  22. Priya Elan. Who’s That Lebanese Man With A Beard? Hipster Or Jihadi?; 10 Moments That Made Jay-Z – review (англ.). — The Guardian, 13 November 2014.
  23. 1 2 Pinar Tremblay. In Turkey, it’s all about the beard (англ.). — Al-Monitor, 2014.
  24. Ashraf Khalil. Decoding facial hair in the Arab world (англ.). — Би-би-си, 2 February 2013.
  25. John F. Burns. Islamic Rule Weighs Heavily for Afghans. — The New York Times, September 24, 1997.
  26. Kim Sengupta, Jerome Starkey. Taliban in policy shift on beards and burqas (англ.). — The Independent, 2 April 2009.
  27. Mushtaq Yusufzai. In tribal Pakistan, a shave may cost your life (англ.). — NBC News, Mar 6, 2007.
  28. ↑ Pakistani barbers receive Taliban-style beard threat (англ.). — Reuters, Feb 12, 2007.
  29. ↑ Обязательно ли отращивать бороду? (казах.) = Сақал қою парыз ба?. — Официальный сайт Петропавловской мечети, 16 января 2015. Архивировано 2 марта 2015 года.
  30. ↑ Тұрғанқұлов Таңжарық (казах.). Официальный сайт мечети им. Садуакаса-хаджи Гылмани (08.04.13). Дата обращения 2 марта 2015. Архивировано 2 марта 2015 года.
  31. 1 2 Житель Узбекистана отстоял право на бороду. — Lenta.ru, 9 марта 2010.
  32. Игорь Ротарь. Борода — нехороший признак. — Известия, 3 марта 2003.
  33. Умар Одил. Борода в Узбекистане – важная улика. — ФерганаНьюс, 08.08.2002.
  34. ↑ Постановления и рекомендации Совета Улемов ДУМКЧР(и не только КЧР) (неопр.). www.elbrusoid.org (09.09.2011). Дата обращения 2 марта 2015. Архивировано 3 марта 2015 года.
  35. Виктория Гришина. Муфтий Тюменской области: нужно уважать традиции и обычаи страны, в которую ты приехал. — Комсомолькая Правда, 13 марта 2013.
  36. Шамиль Аляутдинов. Ношение бороды. — Umma.ru.
  37. Лаптиева Д. Борода экстремизма. За что ставят на профучет на Северном Кавказе (неопр.). Спектр (5 сентября 2016). Дата обращения 9 марта 2017.
  38. Гордиенко И. Схватить «экстремиста» за бороду (неопр.). Новая газета (28 июня 2016). Дата обращения 9 марта 2017.
  39. ↑ В Дагестане врача поставили на профучет из-за длинной бороды (неопр.). Наша версия на Северном Кавказе (27 января 2016). Дата обращения 9 марта 2017.
  40. Халид ибн Сауд аль-Булайхид. حكم إعفاء اللحية والأخذ منها (ар.). — www.saaid.net, .
  41. Салих ибн Ахмад аль-Асмари. حكم الأخذ من اللحية (ар.). — www.saaid.net.
  42. Haggai Mazuz. The Religious and Spiritual Life of the Jews of Medina. — BRILL, 2014. — P. 81. — 148 p. — (Brill Reference Library of Judaism). — ISBN 9789004266094.
  43. ↑ Encyclopaedia of Islam, 1960—2005, K̲h̲iḍāb.
  44. Шабанов, Арсен Его голова // Внешность мусульманина (неопр.). Исламская цивилизация (8 сентября 2013). Дата обращения 3 марта 2015.
  45. 1 2 3 4 Шабанов, Арсен Внешность мусульманина (неопр.). Исламская цивилизация (9 сентября 2013). Дата обращения 2 марта 2015.
  46. Ибн Хаджар аль-Аскаляни. Фатх аль-Бари. — Т. 6. — С. 499.
  47. Jane Sutton. September 11 mastermind’s beard mystery solved: he dyes it with berries (англ.). — Reuters, Oct 23, 2012.

Дополнительная литература[править | править код]

Синяя Борода — Википедия

Си́няя Борода́ (фр. La Barbe bleue) — французская народная сказка, легенда о коварном муже, литературно обработана и записана Шарлем Перро и впервые опубликована им в книге «Сказки моей матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времён с поучениями» в 1697 году. Прототипом персонажа мог послужить французский барон и маршал Жиль де Рэ, казнённый по обвинению в многочисленных убийствах.

По классификации Аарне — Томпсона этот сюжет имеет номер 312[1].

Сказка послужила основой для ряда театральных версий. Наиболее известные — одноименная оперетта Жака Оффенбаха и опера Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» (в драматической переработке Белы Балажа). В обоих случаях сюжет сильно изменён: в оперетте — в ироническом ключе, а в опере — в философски-мистическом.

Богатого аристократа по прозвищу Синяя Борода боятся женщины: во-первых, из-за синего цвета бороды, за который он и получил такое прозвище, во-вторых, из-за того, что судьба семи его бывших жён остаётся неизвестной. Он сватается к одной из дочерей соседки, благородной дамы, предлагая матери самой решить, какую из дочерей выдать замуж. В страхе перед ним ни одна из девушек не решается выйти за него. В итоге, завоевав сердце младшей дочери, господин играет с ней свадьбу, и она переезжает к нему в замок.

Вскоре после свадьбы господин, собираясь уехать по делам, отдаёт жене ключи от всех комнат, в том числе от таинственной каморки внизу, под угрозой смерти запретив входить туда. В отсутствии супруга молодая жена не выдерживает, открывает дверь и обнаруживает там лужу крови и тела всех пропавших жён Синей Бороды. В ужасе она роняет ключ в лужу крови и, придя в себя, пытается оттереть кровь. Но поскольку этот ключ волшебный, у неё ничего не получается.

Неожиданно Синяя Борода возвращается раньше времени и по волнению супруги догадывается, что она нарушила запрет. Увидев кровавое пятно на ключе, он выносит жене смертный приговор. Она просит у него семь минут, чтобы помолиться перед смертью, а сама посылает старшую сестру на башню следить, не приехали ли братья. У Синей Бороды кончается терпение, он хватает жену, но в этот момент приезжают её братья и убивают его.

Варианты сюжета[править | править код]

Английский сюжет сказки слегка отличается от французского. Там Синяя Борода просто похищает случайно встретившуюся ему по дороге красивую девушку и насильно делает её своей женой. Все слуги в замке Синей Бороды — продажны, кроме одной прекрасной пастушки, с которой молодая хозяйка сдружилась. Синяя Борода уезжает, оставляя жене ключи, и запрещает открывать единственную каморку. Хозяйка и пастушка за неделю до возвращения Синей Бороды в замок, из любопытства открывают каморку и видят трупы женщин, которые висят на семи крюках, восьмой крюк свободен. В ужасе молодая женщина выпускает из рук ключ, он падает и оказывается замаран в крови. Девушки пытаются оттереть кровь, но чем больше моют, тем ярче становится пятно, и его никогда не стереть с волшебного ключа. Поняв, что госпоже не избежать наказания, пастушка посылает говорящую сойку со страшной вестью братьям своей госпожи. Синяя Борода возвращается и точит нож, чтобы убить непослушную жену. Пастушка напряжённо смотрит с башни, не едут ли братья хозяйки. В последний момент братья всё же успевают. Происходит битва: два брата сражаются с Синей Бородой, и его зловещими тремя псами-догами, большими и сильными, как быки, целый час. Однако братьям удаётся победить, и убить их. Они увозят домой сестру и юную пастушку, на которой младший брат с благословения родителей женится. И пастушка получает в свадебное приданое замок Синей Бороды.

Существуют две традиционные версии происхождения персонажа Синей Бороды, и обе они восходят к печально известным личностям из Бретани.[2]

Согласно первой, прототипом легенды послужил Жиль де Рэ, живший в XV веке и казнённый по обвинению в убийстве нескольких своих жён и ритуальных убийствах от 80 до 200 мальчиков с целью вызова демонов. Стоит отметить, что данные обвинения скорее всего были сфальсифицированы. Так, жена у него была только одна, а в народе после его ареста и смерти ходила сказка, что дьявол выкрасил его русую бороду в синий цвет, за то что тот убил шесть своих жен, а археологи, при обследовании его замка, не нашли никаких останков, свидетельствующих о массовых убийствах и захоронениях. Возможно, барона оговорили по заказу короля Карла VII, бывшего другом де Рэ, а впоследствии — его врагом. В 1992 году французские учёные добились исторической справедливости — организовали новый «посмертный суд» в сенате Французской Республики. Тщательно изучив документы из архивов инквизиции, трибунал из нескольких парламентариев, политиков и историков-экспертов полностью оправдал маршала де Рэ.

Согласно второй версии, легенда связана с правителем Думнонии (юг Британии) Кономором Проклятым, чья жена Трифина обнаружила секретную комнату в его замке, где находились трупы всех трёх его бывших жён. Духи сообщили ей, что они были убиты во время беременности. Забеременев, Трифина сбегает, но Кономор ловит её и обезглавливает.

Нельзя не отметить, что косвенное влияние на формирование сюжета также оказала судьба двух жен короля Генриха VIII, Анны Болейн и Екатерины Говард, казненных по приказу своего супруга за супружескую и государственную измену. В некоторых иллюстрациях и экранизациях сказки визуальный образ Синей Бороды очень сильно перекликается с внешностью и костюмом Генриха VIII.

На русский язык сказка была переведена И. С. Тургеневым и впервые опубликована в книге «Волшебные сказки Перро» в 1866 году[3].

  • Немой короткометражный фильм-сказка Жоржа Мельеса «Синяя борода» (фр. Barbe-bleue) 1901 года — первая экранизация романа. В главной роли сам Жорж Мельес.
  • В 1951 году фильм «Синяя Борода (фильм)».
  • В 1972 году вышел фильм «Синяя Борода» с Ричардом Бёртоном в главной роли. Музыку к фильму написал Эннио Морриконе.
  • В 1973 году Вальтер Фельзенштейн снял на студии DEFA фильм «Ritter Blaubart», в основе которого лежит его собственная постановка оперетты Жака Оффенбаха в Комише опер 10-летней давности.
  • В советском мультфильме «Очень синяя борода» все жёны сами доводили Синюю Бороду до того, что он расправлялся с ними. Главного героя озвучил Михаил Боярский.
  • Шестнадцатый эпизод первого сезона японского аниме-сериала Сказки братьев Гримм, является почти дословной экранизацией сказки.
  • В 1996 году мультфильм «Последняя жена синей бороды», Украина, Франция.
  • В 2008 году был выпущен фильм «Синяя борода», в котором, в частности, снялся Дмитрий Исаев.
  • В 2002 вышел комикс «Fables», где Синяя Борода один из главных героев.
  • В 2012 на канале НТВ вышел 218 выпуск программы «Следствие вели», в которой Леонид Каневский рассказывал о маньяке, убивавшем девушек, которые хотели выйти замуж. Маньяк оставлял на губах жертв синюю нить, символизируя Синюю Бороду.
  • В 2013 году на основе комикса «Fables» была выпущена компьютерная игра «The Wolf Among Us», в которой Синяя Борода является одним из главных персонажей.
  • В 2014 году вышел одноимённый российский мультфильм.
  • Четвёртый эпизод первого сезона телесериала Гримм открывается цитатой: «Здесь она остановилась, размышляя… но соблазн был настолько велик, что она не смогла его преодолеть», что является отсылкой к оригинальной сказке. Данная серия является иной интерпретацией сказки.
  • В анимационном сериале Fate/Zero Синяя борода (Жиль де-Рэ) был призван в качестве слуги класса «Кастер». Его Мастер — Урю Рюуноскэ, серийный убийца, который случайно произвёл ритуал призыва, использовав кровь убитой им семьи.
  • В фильме «Багровый пик» герой Тома Хиддлстона женился на богатых одиноких девушках, которых убивала его сестра, в исполнении Джессики Честейн.
  • В дораме «Силачка До Бон Сун»,встречается синяя борода,точнее маньяк который пытается подражать ему.

Борода — Вікіпедія

Борода́ — волосяний покрив нижньої частини обличчя в людини та деяких тварин.

У людини борода є однією з чоловічих вторинних статевих ознак.

Всі чоловіки Стародавнього Єгипту голили бороду. Правом носити бороду володів тільки фараон (на знак свого володіння землею), але його борода була штучною. Її, як і перуку, робили з вовни або із зрізаного волосся, яке перевивали золотими нитками, і підв’язували до підборіддя шнурком. Цій церемоніальній бороді могли надавати різні форми, але найпоширенішою була загнута на кінці косичка, схожа на котячий хвіст[1].

Олександр Македонський наказував своїм солдатам голити бороду, аби ворог не міг схопити її під час сутички.

У Римській імперії голене обличчя було однією з ознак цивілізованості і виділяло римлянина з «диких» народів.

«Близько двох третин Марксового обличчя — це борода, величезна, урочиста, вовняна, одноманітна борода, яка напевне робила будь-які звичайні вчинки неможливими. Це не така борода, що виростає чоловікові зненацька, це борода культивована, викохана та патріархально нав’язувана світові. Вона достеменно немов «Das Kapital» у своєму пустопорожньому надміру, і людська частина обличчя по-совиному дивиться з-понад неї, ніби щоб побачити, яке враження ця зарость справляє на людство.

About two-thirds of the face of Marx is beard, a vast solemn woolly uneventful beard that must have made all normal exercise impossible. It is not the sort of beard that happens to a man, it is a beard cultivated, cherished, and thrust patriarchally upon the world. It is exactly like Das Kapital in its inane abundance, and the human part of the face looks over it owlishly as if it looked to see how the growth impressed mankind.

»

H. G. Wells, Russia in the Shadows

Носіння бороди в Росії традиційно зберігалося, згідно зі звичаями та релігійними ухвалами. Правила були закріплені в Кормчих книгах, Номоканонах, рішеннях Стоглавого собору. Обов’язкове гоління бороди запровадив Петро I. З 1699 з чоловіків, які носили бороду, стягували особливе мито. Тим, хто сплачував його, видавали спеціально карбовану бону — бородовий знак. Гоління бороди йшло всупереч традиційним православним уявленням про чоловічу красу і образ, гідний людини, тому нововведення викликало масові обурення та протести. Чоловіки з продовгуватими або прямокутними особами повинні відростити бороду з великою кількістю волосся з боків, при цьому довжина підборіддя повинна бути коротше, щоб збалансувати їх риси обличчя.[2]

  • Козлина борідка (еспаньйолка)

  • Російська борода

Християнство[ред. | ред. код]

У Старому Заповіті заборонено стригти бороду:

Не будете стригти волосся довкола голови вашої, і не будеш нищити краю бороди своєї.
(Лев.19:27)

Поголена борода вважається втратою честі (2Сам.10:4-6, 1Хронік.19:4-6 та ін.).

У грецькій Православній церкві до часу Хрещення Русі, до кінця X століття, встановився загальний звичай серед православних — обов’язкове носіння борід. Під час Розколу християнської церкви одним з обвинувачень, яке висунули православні греки проти латинян (католиків), було голяння борід. Цей звичай протримався до часів правління Петра І

Католицьким священнослужителям наказано не мати вільно зростаючої бороди: Clericus nec comam nutriat nec barbam. Трактування цього припису в різні періоди була різною. Фактично, багато пап навіть під час пізнього середньовіччя і відродження носили повноцінні бороди і вуса (Юлій II, Климент VII, Павло III, Юлій III, Марцелл II, Павло IV, Пій IV, Пій V). В унії ніколи не діяли правила про бородогоління.

Юудаїзм[ред. | ред. код]

В Танахі забороняється євреям збривати бороду тільки лезом:

Не стрижи волосся довкола голови вашої, і не нищи край бороди своєї.
(Лев 19:27)

Виголена борода вважається втратою честі (2 Цар.10: 4-6, 1 Пар.19: 4-6 та ін.). При цьому підстригання бороди ножицями не заборонено.

Причини заборони не ясні, можливо, в Стародавньому світі стиль бороди був етнічним маркером. В новий час з поширенням каббали заборона придбала містичний зміст. Відомий каббаліст Рамхаль не носив бороди, проживаючи за межами Святої Землі Ізраїлю. Сьогодні звичаї гоління і стиль борід варіюються від громади до громади. Наприклад, в хасидизмі видалення бороди рівнозначно формальному розрив з громадою, а релігійні сефарди і литваки не надають гоління особливого значення. Загальним, в тому числі серед нерелігійних євреїв, є правило не голитися протягом місяця в знак жалоби за близькоми родичами [3].

Іслам[ред. | ред. код]

На думку більшості ісламських правознавців носіння бороди є обов’язковим для кожного мусульманина, а її гоління забороненим [4]. Мусульманам рекомендується відпускати бороду завдовжки в стиснутий кулак [5]. Стрижка вусів і відпускання бороди відноситься до людського єства (фітра) [6].

Згідно з переказами, в часи пророка Мухаммеда носіння вусів і збривання бороди було відмінною особливістю вогнепоклонників[7][8]. Ісламські богослови вважають, що чоловік, збриваючи бороду, уподібнюється жінці [9].

Корейський дракон — один з різновидів міфологічного змія, який асоціюється з корейською міфологією, на відміну від багатьох драконів інших культур, не має крил, зате має довгу бороду.

Єдиноріг — геральдичний символ обережності, обачності, розсудливості, чистоти, непорочності, строгості, суворості. Він по зовнішньо подібний до коня і відрізняється від нього лише рогом, яким озброєна його голова, та борідкою.

Domenichounicorndetail.jpg

Також, довгою бородою володіють гноми із західноєвропейських сказань.

Борода в культурі і мистецтві[ред. | ред. код]

  • «Гімн бороді» присвятив Михайло Ломоносов
  • У репертуарі Леоніда Утьосова були пісні «Борода» (музика В. Кручиніна, слова Івана Приблудного) і «Партизанська борода» (музика Л. Бакалова, слова М. Лапірова)
  • Довгі руді бороди стали візитівкою американської групи долі ZZ Top

Літературні персонажі, для яких борода є відмітною ознакою[ред. | ред. код]

Domenichounicorndetail.jpg Афіша XIX століття: Справжня бородата жінка. Міс Енні Джонс Елліот

Жінки, як і чоловіки, здатні відрощувати бороди (особливо при застосуванні андрогенних стероїдів як супутньої терапії раку молочної залози). З давніх часів такі жінки були предметом цікавості. Хоча більшість жінок збривають або вищипують будь-яку рослинність на підборідді, деякі з них, особливо жінки з густою бородою, заробляють на життя виступами перед публікою в так званих «Шоу чудес», тобто в гастролюючих цирках, поширених в США. Контраст між довгою бородою на обличчі і такими жіночими атрибутами як високий голос співачки, яка виступає в сукні, що підкреслює її жіночність, гарантує інтерес до інших цирковим атракціонів, тому такі жінки традиційно мали багатий вибір роботодавців та їх виступи дуже добре оплачувалися.

Прикладом є Пастрана Юлія.

При наявності у жінки помітної щетини на обличчі, часто зустрічається у східних жінок [джерело не вказане 2051 день], застосовується епіляція.

Образ бородатою жінки використовує травесті-артист, переможець Євробачення-2014 Кончіта Вурст.

Domenichounicorndetail.jpg

Борода є у цапів (у чоловіків борідка такого типу іменується цапиною). У собак же є група порід під назвою «брудасті», тобто з бородою (в тому числі ірландський вовкодав, брудасті хорти).

Острів Барбадос в дослівному перекладі означає «бородатий».

Кубинські повстанці проти режиму Батісти на чолі з Фіделем Кастро були відомі як «барбудас» — бородаті.

Чёрная Борода — Википедия

Э́двард Тич (англ. Edward Teach) по прозвищу Чёрная Борода (англ. Blackbeard; 1680, Бристоль, Англия — 22 ноября 1718 года, о. Окракок (англ.)русск., Северная Каролина) — английский пират, действовавший в районе Карибского моря в 1713—1718 годах.

Эдвард Тич[6] родился в 1680 году в Бристоле. О детстве и юношестве Тича мало что известно. Одни историки говорят, что Тич был сиротой, другие — незаконнорождённым. Детство Тича было безрадостным и закончилось в 1692 году, когда Тич, которому едва исполнилось двенадцать лет, поступил юнгой на военный флот.

В 1713 году Эдвард присоединился к пиратской команде Бенджамина Хорниголда, промышлявшего на островах Карибского моря. Тич довольно быстро получил собственный корабль, «Месть королевы Анны», и в период с 1714 по 1718 год стал известным пиратом.

После ухода из команды Хорниголда Тич основал пиратский альянс и блокировал порт Чарльстон в Южной Каролине. Получив выкуп с местных жителей, Эдвард повёл корабль на песчаную отмель у Бофорта в Северной Каролине. Тич принял королевское помилование, но вскоре вернулся в море, что не осталось без внимания губернатора штата Вирджиния Александра Спотсвуда. Спотсвуд снарядил группу солдат и матросов для поимки пирата. 22 ноября 1718 года Эдвард Тич был убит небольшим отрядом моряков под командованием лейтенанта Роберта Мэйнарда.

В большинстве первоисточников его псевдоним указывается как «Тетч», что соответствует характерному внешнему виду Чёрной Бороды (англ. thatch — густая шевелюра).

Проницательный и расчётливый капитан Эдвард Тич избегал использования силы, полагаясь на свой грозный образ, вызывающий страх у тех, кого он собирался ограбить. Эдвард мудро и справедливо управлял экипажем. Не сохранилось ни одного свидетельства об убийстве или пытках пленных на его корабле. После смерти Тич был романтизирован и послужил прототипом для многих произведений о пиратах в разных жанрах.

Ранние годы[править | править код]

Согласно предположению Роберта Эрла Ли (Robert Earl Lee), Эдвард Тич родился в богатой представительной семье[7]. Считается, что Тич был обучен грамоте, так как общался с купцами; кроме того, было найдено письмо на его имя от главного судьи и секретаря провинции Каролина Тобиаса Найта. Возможно, Эдвард Тич прибыл в бассейн Карибского моря в последние годы XVII века на торговом судне или невольничьем корабле[8]. Современник Тича, некто капитан Чарльз Джонсон, утверждает, что Чёрная Борода был матросом на каперском корабле на Ямайке во время Войны королевы Анны и «не раз проявил свою необычайную смелость и личное мужество»[9]. Точно не установлено, в какой момент Тич вступил в боевые действия[10].

Флибустьер[править | править код]

Первое документальное упоминание о Тиче относится к октябрю 1717 года (газета «Boston News-Letter»), когда он уже пиратствовал под началом капитана Бенджамина Хорниголда, грабившего испанские и французские суда сначала в качестве приватира, а затем на собственный страх и риск. Историки предполагают, что Тич участвовал в Войне за испанское наследство (известной также как Война королевы Анны) в качестве приватира, а после подписания Утрехтского мира, не желая бросать любимую профессию, примкнул к флибустьерам Хорниголда. Это косвенно подтверждает название, которое Тич позже дал флагману своего пиратского флота — «Месть королевы Анны».

Находясь в команде Хорниголда, Тич принял участие в большом количестве каперских операций против французов. Пользуясь тем, что Англия пребывала в состоянии войны с Францией, флибустьеры беспрепятственно использовали остров Ямайка в качестве своей базы. В конце 1716 года Хорниголд отдал Тичу в личное командование шлюп, захваченный у французов в ходе одного из рейдов. К этому моменту Тич уже имел репутацию бесстрашного и яростного пирата.

В начале 1717 года Тич (возможно, в компании с Хорниголдом) отправился к берегам Северной Америки. После отбытия с острова Нью-Провиденс пираты захватили барк, шедший под командованием капитана Тюрбара с Бермудских островов. На борту барка оказалось 120 бочонков с мукой, однако пираты взяли с него только вино и отпустили. Затем им удалось захватить корабль с богатой добычей, шедший в Южную Каролину из Мадеры. После ремонта и обслуживания своих судов на побережье Виргинии пираты вернулись к Вест-Индским островам.

В ноябре 1717 года шлюпы Тича атаковали и после скоротечного боя захватили крупное французское судно около острова Сент-Винсент. К этому моменту флот «Чёрной Бороды» состоял из двух шлюпов: один с 12 пушками и 120 членами команды, второй — с 8 пушками и 30 членами команды. Захваченным судном оказался фрегат работорговцев «Конкорд» (фр. La Concorde), шедший из Гвинеи на Мартинику под командованием капитана Доссета. Пираты привели «Конкорд» к острову Бекия в Гренадинах, где высадили французов и африканских рабов на берег. Французский юнга Льюис Арот и ещё несколько членов команды добровольно присоединились к пиратам и указали им на ценные грузы, которые скрытно перевозились на корабле. В результате добыча с корабля оказалась очень богатой — в числе прочего на нём было найдено изрядное количество золотого песка и драгоценных камней.

Меньший из двух шлюпов пираты отдали французам, а сами перешли на «Конкорд», который Тич укрепил, оснастил 40 пушками и переименовал в «Месть королевы Анны».

Пират «Чёрная Борода»[править | править код]

В 1717 году новый губернатор Багамских Островов Вудс Роджерс объявил о начале беспощадной борьбы с пиратством. Хорниголд с частью своей команды решил сдаться на милость британских властей и получить обещанную королевским указом амнистию. Тич отказался прекращать своё ремесло и поднял над «Местью королевы Анны» чёрный флаг, тем самым окончательно поставив себя вне закона.

Путешествуя вдоль Малых Антильских островов, Тич атаковал и грабил все встречные торговые корабли (зафиксированы нападения около островов Сент-Винсент, Сент-Люсия, Невис, Антигуа). В окрестностях острова Сент-Винсент пираты захватили большое английское торговое судно под командованием Кристофа Тейлора. Забрав всё, что представляло ценность, пираты высадили команду на остров, а сам корабль подожгли. В декабре 1717 года флот Тича вышел из Пуэрто-Рико по направлению к Саманскому заливу на острове Эспаньола.

К январю 1718 года в команде Тича было уже около 300 человек. Курсируя в окрестностях островов Сент-Кристофер и Краб, пираты захватили ещё несколько британских шлюпов. В конце января «Месть королевы Анны» стала на якорь около города Баттаун (англ. Bathtown) в Северной Каролине. Этот небольшой городок, население которого в то время не превышало 8 тысяч человек, был хорошим убежищем для кораблей, идущих из Атлантики. Поселенцы с радостью скупали награбленный пиратами груз, поэтому Баттаун (Bathtown) понравился Тичу в качестве тыловой базы, и он неоднократно возвращался к нему.

В апреле 1718 года в Гондурасском заливе Тич захватил шлюп «Приключение» (англ. Adventure) и вынудил его капитана, Дэвида Хэрриота, присоединиться к пиратам (по другой версии, Хэрриот, сам будучи пиратом, добровольно присоединился к флоту Тича, но в последующем был отстранён от командования своим кораблём). Пираты пошли далее на восток, прошли мимо Каймановых островов и захватили испанский шлюп, шедший из Кубы, который также присоединили к своей флотилии. Повернув на север, они прошли через Багамские острова и подошли к берегам Северной Америки.

Блокада Чарльзтауна[править | править код]

В мае 1718 года «Месть королевы Анны» и три менее крупных пиратских шлюпа подошли к городу Чарльз-Таун в Южной Каролине. Они бросили якорь у берегов Чарльзтауна, устроив засаду. Таким образом за несколько дней было захвачено 9 кораблей, наиболее состоятельные пассажиры были отобраны в качестве заложников. Получив за них огромный выкуп деньгами и медикаментами, Тич отправился в Северную Каролину. Он подкупил губернатора Северной Каролины Чарльза Идена и продолжал заниматься разбоем.

Конец карьеры[править | править код]

Осенью 1718 года губернатор штата Вирджиния Александр Спотсвуд опубликовал прокламацию, в которой пообещал награду в 100 английских фунтов тому, кто захватит или убьёт Тича, а также меньшие суммы за рядовых пиратов.

Эдвард Тич был захвачен врасплох в своем логове в устье Окракока военно-морским отрядом, состоявшим из двух шлюпов и возглавляемым лейтенантом Робертом Мэйнардом. Многие пираты находились в увольнении в Бат-Тауне. В распоряжении Чёрной Бороды осталось всего 60 человек. Правительственные войска имели трехкратное численное преимущество.

В распоряжении Тича оставался шлюп «Приключение», вооруженный девятью пушками. Этот шлюп имел хоть какую-то команду, поэтому на нём Тич решил прорваться в море, бросив два остальных корабля. Шлюпы Мэйнарда начали преследование, пользуясь приливом. Тич повернул и дал бортовой залп картечью, убив гардемарина на шлюпе «Рейнджер», а также убив и ранив нескольких матросов. Шлюп лейтенанта Мэйнарда потерял ход.

Тич, недооценив численность команды на втором шлюпе, решил взять его на абордаж. Мэйнард же предусмотрительно спрятал большую часть команды в трюме, на палубе же остался сам Мэйнард и рулевой. Люди Тича, подойдя к шлюпу Мэйнарда, забросали его гранатами. Тич был уверен, что практически вся команда погибла и даже воскликнул: “ Все, кроме двух-четырех (людей Мэйнарда), получили по башке” и шагнул на борт шлюпа. И тут его и пиратов встретили спрятавшиеся в трюме англичане, которые легко одолели пиратов, благодаря численному превосходству.

В ходе боя Мэйнард сошелся в поединке с Тичем. Они обменялись пистолетными выстрелами, при этом Тич был ранен, а затем взялись за сабли. Оба какое-то время фехтовали среди боя, пока сабля Мэйнарда не сломалась. Тич уже был готов его убить, но тут на помощь Мэйнарду подоспел некий шотландец, который пронзил Тича саблей. Тич упал на палубу и умер, пытаясь взвести курок своего пистолета.

За спиной Тича один из его пиратов по кличке Чёрный Цезарь попытался взорвать крюйт-камеру корабля, бросив туда гранату. Эта попытка не удалась: Чёрный Цезарь потерял сознание прежде, чем успел бросить гранату.

Когда после боя обнаружили тело Чёрной Бороды, на нём насчитали пять пулевых и двадцать пять сабельных ран.

Мэйнард отрубил Тичу голову и приказал подвесить её на бушприте своего корабля. Все тринадцать схваченных живыми пиратов были осуждены в Вильямсбурге и казнены через повешение.

Флаг пиратов Чёрной Бороды

На флаге изображен дьявол, держащий в руках песочные часы (символ неотвратимости смерти) и готовящийся пронзить копьем человеческое сердце. Флаг должен был предупреждать встречные корабли об опасности сопротивления пиратам — в этом случае всех пленных ждала жестокая смерть. Некоторое время вместо скелета на флаге изображался пират.

Из-за незаурядной внешности и эксцентричного поведения Тича историки сделали его одной из самых известных фигур времен «Золотого века» карибского пиратства. Впрочем, его «карьера» была довольно короткой, а успешность и масштабы деятельности — гораздо меньшими, чем у многих его современников-пиратов. В дальнейшем возникло множество слухов и легенд, связанных с именем Тича. Что Тича и не настигало правосудие и он якобы выжил. Но подтвердить или опровергнуть легенды уже не представляется возможным.

Тич послужил прототипом для образа пирата Флинта в романе Роберта Льюиса Стивенсона «Остров сокровищ». При этом в самом романе есть реплика, что Чёрная Борода по сравнению с Флинтом — «сущий младенец».

Подражатель Тича, назвавшийся тем же именем, встречается в другом произведении Стивенсона — «Владетель Баллантрэ».

Долгое время среди пиратов и просто авантюристов ходили слухи, что незадолго до смерти Тич спрятал большое количество золота и других богатств на некоем необитаемом острове. Возможно, именно легенда о сокровищах Чёрной Бороды побудила Роберта Стивенсона написать знаменитый роман. Согласно современным данным, свои сбережения команда Тича действительно хранила на необитаемом острове Амилия, однако значительных ценностей там впоследствии найдено не было.

В середине января 2011 года группа археологов обнаружила фрагмент сабли, которая предположительно принадлежала Чёрной Бороде. Находка была обнаружена, когда флагманское судно пирата «Месть королевы Анны» поднимали со дна[11]. На тот момент предположительные останки «Мести Королевы Анны», затонувшей у берегов Северной Каролины в 1718 году, более 10 лет изучались подводными археологами. Как сообщил представитель Департамента Культурного наследия Штата Северная Каролина, удалось найти золотой фрагмент эфеса сабли французского дизайна, которая, вероятнее всего, принадлежала самому капитану Чёрная Борода[12]. В конце мая 2011 года со дна был поднят якорь «Мести Королевы Анны»[13][14].

О знаменитом пирате снято много фильмов и сериалов:

  • «Пират Чёрная Борода» (англ. Blackbeard, the Pirate, США, 1952), в роли Роберт Ньютон[15]
  • «Призрак Чёрной Бороды» (англ. Blackbeard’s Ghost, США, 1968), в роли Питер Устинов[16]
  • Фильм Чёрная борода (Blackbeard, США, 2006), в роли Ангус Макфадиен[17].
  • В сериале 2014 года «Череп и кости» роль Эдварда Тича играет Джон Малкович.
  • В One Piece персонаж является антагонистом
  • В фильме 2011 года «Пираты Карибского Моря: На Странных Берегах». Роль Эдварда Тича исполнил Иэн Макшейн.

Персонаж Чёрной Бороды встречается в ряде компьютерных игр:

  1. Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #1033320315 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  2. ↑ Find a Grave — 1995. — ed. size: 165000000
  3. ↑ American National Biography — 1999.
  4. ↑ SNAC — 2010.
  5. ↑ Encyclopædia Britannica
  6. ↑ По одной из версий, настоящее имя — Эдвард Драммонд (англ. Edward Drummond).
  7. ↑ Ли, Роберт, 1974, pp. 4—5.
  8. Konstam, Angus. Blackbeard: America’s Most Notorious Pirate: John Wiley & Sons, 2007 — p. 19 — ISBN 0-470-12821-6
  9. ↑ Джонсон, Чарльз, 2009.
  10. ↑ Ли, Роберт, 1974, p. 9.
  11. ↑ proficinema.ru, Занимательные факты о съемках фильма «Пираты Карибского моря: На странных берегах»
  12. ↑ proficinema.ru, Найдена сабля Капитана Чёрная Борода
  13. ↑ Anchor from Blackbeard ship recovered (англ.). CNN (27 мая 2011). Дата обращения 25 июня 2012. Архивировано 27 июня 2012 года.
  14. ↑ Якорь корабля знаменитого пирата Черная Борода поднят с морского дна (неопр.) (недоступная ссылка). РИА Новости (28 мая 2011). Дата обращения 25 июня 2012. Архивировано 6 марта 2016 года.
  15. Blackbeard, the Pirate (англ.) на сайте Internet Movie Database
  16. ↑ Blackbeard’s Ghost (1968) — IMDb
  17. Blackbeard (англ.) на сайте Internet Movie Database

Борода, Александр Моисеевич — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 января 2018; проверки требуют 22 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 января 2018; проверки требуют 22 правки.

Алекса́ндр Моисе́евич Борода́ (2 июля 1968, Москва, РСФСР, СССР) — российский религиозный и общественный деятель. Президент Федерации еврейских общин России, основатель и директор Еврейского музея и центра толерантности.

Член Общественной палаты РФ. Член Общественного совета при Министерстве обороны Российской Федерации, входит в комиссию по комплектованию войск по призыву и контракту[1]. Член Экспертной группы по совершенствованию законодательства в сфере свободы совести и религиозных объединений Экспертного совета Комитета Государственной думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений.[2]

Родился 2 июля 1968 года в Москве, в семье инженеров. Детство прошло в районе Марьина роща. Учился в Московском техникуме транспортного строительства.

По окончании техникума был мобилизован в ряды Советской армии, проходил службу в морской авиации.

Окончил Всесоюзный заочный политехнический институт по специальности «Маркшейдерское дело». Принимал участие в строительстве станций метро Коньково, Теплый Стан, Бибирево, Алтуфьево. Согласно указу мэра Юрия Лужкова от 1 июля 2008 года «за большой вклад в развитие строительной отрасли города Москвы и многолетний добросовестный труд» присвоено звание «Почётного строителя города Москвы».

В 1989 году, учась в институте и работая, А. М. Борода стал посещать синагогу. В начале 1993-го года начинает работу над журналом «Лехаим» совместно с Борухом Гориным (прим. — главный редактор журнала «Лехаим», Глава Департамента общественных связей ФЕОР).

Вручение Ордена Дружбы, 10 марта 2016 год.

Продолжая работу в журнале, в 1996 году становится президентом регионального общественного Фонда развития еврейской культуры — занимается проблемами развития еврейской жизни в масштабах Москвы. Фонд одним из первых на территории России развернул широкую благотворительную деятельность: в первую очередь, обширные ежемесячные региональные программы для малоимущих семей, культурно-просветительскую работу, образовательные программы и семинары, ежемесячные благотворительные концерты.

В 1996 году при содействии Бороды начинается строительство Московского еврейского общинного центра крупнейшего в Восточной Европе, которое завершается в 2000 году.

С 2000-го года А.Борода являлся исполнительным вице-президентом ФЕОР. Федерация еврейских общин России является ведущей еврейской организацией России, в которую входит более 200 общин в 180 городах, в 42 из них постоянно работают раввины.

19 февраля 2008 года избран президентом Федерации еврейских общин России.

Александр Борода — генеральный директор и основатель Еврейского музея и центра толерантности, открытого 8 ноября 2012 года в здании Бахметьевского гаража в Москве.

В 2015 году стал членом Жюри 1-го Московского еврейского кинофестиваля, а в 2016 — 2-го Московского еврейского кинофестиваля.[3][4] С 2017 года член Общественного совета Московского еврейского кинофестиваля.[5]

Обсуждение:Борода — Википедия

По-моему, сейчас перебор с иллюстрациями. Лучше оставить по одной в разделе, а остальные опустить вниз, сделав галерею.—212.118.33.194 16:17, 4 июня 2007 (UTC)

По-моему, галерею надо сократить, для остального — категория на викискладе.—Юлия 70 09:09, 9 августа 2011 (UTC)

Чайковского забыли поместить в галерею 93.100.155.212 18:35, 15 июня 2013 (UTC)

не сказано о бороде известнейшего Карабаса-Барабаса

написал. —Qdinar 13:47, 14 июня 2012 (UTC)

Прошу специалистов разрешить вопрос о необходимости добавления в раздел «Бородатые женщины» ссылки на мою статью Пастрана, Юлия, а то она сирота. АлександрВв 01:39, 4 июня 2008 (UTC)

Православное христианство запрещает брить и даже стричь бороду этот вопрос детально обсуждался на православном стоглавом вселенском соборе (времени Ивана Грозного). —Sergey2797 22:46, 9 октября 2015 (UTC)

Отцы Стоглаваго собора, рассуждая о брадобритии изложили следующее постановление: «Священная правила православным христианом всем возбраняют, чтобы не брить брад и усов не подстригати, таковая бо несть православных, но латинская и еретическая предания греческаго царя Константина Ковалина. И о сем апостольская и отеческая правила вельми запрещают и отрицают… Чтоже, о стрижении брад не писано ли в законе? Неподстригайте брад ваших, се бо женам лепо мужем бо не подобно. Создавый Бог судил есть Моисе-ови рече? Постризало да не взыдет на браду вашу, себо мерзость есть пред Богом; ибо сие от Константина царя Ковалина и еретика суща узаконено есть. На том бо вси знаху, яко еретическия слуги суть, им-же брады пострижены. Вы же се творяща человеческаго ради угождения противяще-ся законом, ненавидими от Бога будете создавшаго нас по образу своему. Аще убо хощете Богу угодити, отступити от зла. И в том сам Бог Моисеови рече, и святые апостолы запретиша, и от церкви таковых от-вергоша, и того ради страшнаго прещения, православным таковаго творите неподобает» (Стогл. гл.40). Апостольское же постановление по запрещению зла брадобрийст-ва заключает в себе следующее изречение: «Не должно также и на бороде портить во-‘ лосы, и изменять образ человека вопреки природе. Не обнажайте, говорит закон, бород ваших. Ибо сие (быть без бороды) Создатель Бог сделал пригодным для женщин, а мужчинам признал Он непристойным. Ты же обнажающий бороду свою, чтобы нравиться, как сопротивляющийся закону,- мерзок будешь у Бога создавшаго тебя по образу своему» (постановл. св. апостол изд. Казань 1864 года стр.6).

Святии апостоли и отцы церкви, признавая брадобритие ересью, воспрещая православным христианом предаваться сей мерзости, ко исправлению этой эпидемии брадобрийства принимали различные меры. В Большом Потребнике изложено так: «Проклинаю богоненавидимаго блудолюбнаго образа прелесть, душегубительныя ереси еже остризати и брити браду» (л.600 об.). Отцы Стоглавнаго собора, да бы окончательно пресечь зло брадобрийст-ва; они изложили следующее определение: «Аще кто браду бреет и преставится тако, не достоитъ надъ нимъ служити, ни сорокоустия по немъ пети, ни просфоры, ни свещи по нем въ церковь принести, съ неверными да причтется, от еретикъ бо се навыкоша» (гл.40).

Итак, стричь и брить бороду обычай не христианский, но поганых еретиков, идолопоклонников и неверующих в Бога и его Святую церковь. За таковый поганский обычай отцы церкви строго осуждают и наказывают, и предают клятве, и нераскаявшихся и в сем беззаконии преставльшихся, лишают всякаго христианскаго напутствия и поминовения.

—Sergey2797 22:46, 9 октября 2015 (UTC)—Sergey2797 22:46, 9 октября 2015 (UTC)—Sergey2797 22:46, 9 октября 2015 (UTC)

А где «борода» в значении «херня»? Пример: «А это еще что за борода?» —78.85.192.242 13:11, 13 января 2009 (UTC)

В Викисловаре, очевидно. Track13 обс 13:24, 13 января 2009 (UTC)

Борода с биологической точки зрения[править код]

Что ж самого главного-то не написали — пункта, разъясняющего время и причины появления бороды, частные случаи, заболевания и феномены?

Если у вас есть материал то добавьте будет полезно.Vikiped 05:22, 18 февраля 2011 (UTC)

препараты против бороды[править код]

какие препараты есть которые останавливают или замедляют рост бороды?—Kaiyr 10:21, 22 февраля 2012 (UTC)

вместо «формы бороды» под иллюстрацией надо написать что-то типа «формы причесок бороды». а вместо «борода» в 8 пункте написать «полная борода» или «естественная борода».

Что за смешение в кучу православия и России?[править код]

Товарищи админы или как вас там! Будьте бдительны! А то скоро в статье о Гагарине запилят непотребное. Декабристов уже к бороде приписали. —217.28.219.82 08:35, 10 июля 2013 (UTC)

Верно: запрет бороды, приводящий к восстанию декабристов — это нечто. 83.149.8.32 21:44, 28 ноября 2013 (UTC)

Собственно та информация, за которой я пришла на страницу отсутствует. Почему нет данных об интенсивности лицевой растительности у разных рас и народов?

Суд в Китае наказал уйгура за длинную бороду

Не могу добавить ссылку, хотя информация интересная. —Phone86 04:21, 30 марта 2015 (UTC)

нужна сылка на «классическую» статью о формах бороды в «Юности» конца 60-х (1968?), с илл. «от Крамарова» —Tpyvvikky 05:27, 26 февраля 2016 (UTC)

Считаются ли где-нибудь в русском языке усы частью бороды? —87.228.35.155 14:24, 17 мая 2018 (UTC)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *