Евдокия как коротко: Значение имени Евдокия (Дуня) – Значение имени евдокия (дуня) — Имя Мое

Преподобномученица Евдоки́я Илиопольская, игумения

Пе́снь 1.

Ирмо́с: Гряди́те, лю́дие, пои́м пе́снь Христу́ Бо́гу, разде́льшему мо́ре и наста́вльшему лю́ди, я́же изведе́ из рабо́ты еги́петския, я́ко просла́вися.

Душе́вное озлобле́ние услади́ти ми́, Благи́й, благоизво́ли страстоно́сицы Твоея́ Евдоки́и мольба́ми, и сию́ воспе́ти, Сло́ве, пода́ждь ми́.

Кто́ Твою́, Христе́, благосе́рдия пучи́ну я́ве испове́сть? Я́ко спасе́ния соде́ла приста́нище, дре́вле прегреше́ний глубину́ су́щую.

Я́коже земля́ блага́я, твоя́ душа́, пресла́вная, до́ждь прия́т уче́ния Ге́рмана преподо́бнаго, и кла́с благоче́стия пло́д принесе́.

Мы́сленный у́гль в се́рдцы — Христа́ — прие́мши, всечестна́я, креще́нием, я́коже хвра́стие, ле́сть и плотски́я стра́сти вои́стинну попали́ла еси́.

Богоро́дичен: Богоподо́бное селе́ние вои́стинну Ты́ яви́лася еси́, небе́с простра́ннейши и честне́йши, Богоро́дице Де́во, и ны́не о Тебе́ ра́дуется а́нгельский ли́к.

Пе́снь 3.

Ирмо́с: Утверди́ на́с в Тебе́, Го́споди, дре́вом умерщвле́й гре́х, и стра́х Тво́й всади́ в сердца́ на́с, пою́щих Тя́.

Утвержде́ние, Христе́, и сте́ну необори́му в пе́рсех преподо́бная Твоя́ стяжа́вши, прило́ги не поколеба́ся врага́, но сего́ до конца́ потреби́.

Возжела́вши Христо́вы красоты́ и Сего́ любо́вию снеда́ема, страда́нием сочта́лася еси́ Ему́, Евдоки́е богому́драя и всесла́вная.

Креще́нием Христо́вым, и слеза́ми твои́ми, и по се́м кровьми́ муче́ния очи́стившися, хра́м была́ еси́ Тро́ице и ме́сто свяще́ния.

Богоро́дичен: От А́нны ра́дость ро́ду процвела́ еси́ и ражда́еши, Де́во, Царя́, и сра́дуются рождеству́ Твоему́ жены́, разре́шшеся Тобо́ю от кля́твы.

Седа́лен, гла́с 8.

Просве́щшися заре́ю Боже́ственною, преле́стную оста́вила еси́ тму́ и житие́ восприя́ла еси́ с пло́тию невеще́ственное, благода́тьми Боже́ственными испо́лнившися Ду́ха, ма́лым провеща́нием ме́ртвыя воскреси́ла еси́. Те́м при кончи́не муче́ния венце́м боже́ственне украси́лася еси́ и льсти́ваго посрами́ла еси́, Евдоки́е равноа́нгельная, моли́ Христа́ Бо́га прегреше́ний оставле́ние дарова́ти чту́щим любо́вию святу́ю па́мять твою́.

Сла́ва, и ны́не, богоро́дичен: Я́ко де́ву и еди́ну в жена́х, Тя́, без се́мене ро́ждшую Бо́га пло́тию, вси́ ублажа́ем, ро́ди челове́честии, о́гнь бо всели́ся в Тя́ Божества́, и я́ко младе́нца млеко́м пита́еши Зижди́теля и Го́спода. Те́м, а́нгельский и челове́ческий ро́д, досто́йно сла́вим пресвято́е рождество́ Твое́ и согла́сно вопие́м Ти́: моли́ Христа́ Бо́га согреше́ний оставле́ние дарова́ти покланя́ющимся ве́рою пресвято́му Рождеству́ Твоему́.

Крестобогоро́дичен: А́гнца, и Па́стыря, и Изба́вителя А́гница зря́щи на Кресте́, восклица́ше, пла́чущи, и, го́рько рыда́ющи, вопия́ше: ми́р у́бо ра́дуется, прие́мляй Тобо́ю избавле́ние, утро́ба же Моя́ гори́т, зря́щи Твое́ распя́тие, е́же терпи́ши за милосе́рдие ми́лости. Долготерпели́ве Го́споди, ми́лости бе́здно и исто́чниче неисчерпа́емый, умилосе́рдися и да́руй согреше́ний оставле́ние ве́рою пою́щим Боже́ственныя стра́сти Твоя́.

Пе́снь 4.

Ирмо́с: Услы́шах, Го́споди, слу́х Твоего́ смотре́ния, и просла́вих Тя́, Еди́не Человеколю́бче.

Безбо́жия пучи́ну реко́ю боже́ственных твои́х крове́й, Евдоки́е сла́вная, изсуши́ла еси́.

Я́же пе́рвее уловля́ющая блу́дными безу́мныя мре́жами, ны́не к Ца́рству Бо́жию уловля́ет ве́рныя.

Е́же без пра́вды со́браное тебе́ бога́тство тле́нное расточи́вши пра́ведно, нетле́ния бога́тство насле́довала еси́.

Богоро́дичен: Све́т возсия́л еси́, Го́споди, и́же в нощи́ и тме́ прегреше́ния, от Чи́стыя Де́вы воплоща́емь.

Пе́снь 5.

Ирмо́с: Све́та Пода́телю и веко́в Тво́рче, Го́споди, во све́те Твои́х повеле́ний наста́ви на́с: ра́зве бо Тебе́, ино́го Бо́га не зна́ем.

Све́т Невече́рний, озари́в вои́стинну сла́вную, от стра́стныя изъя́т мглы́ и, к безстра́стия пути́ наве́д, всесве́тлу показа́.

Царя́ Бо́га, я́коже вневе́стившися Сы́ну, возста́вила еси́ честны́м Его́ призыва́нием уме́ршаго лю́те царе́ва сы́на, пресла́вная.

Му́жеским по́мыслом на суди́щи Христа́, сла́вная, испове́дуеши, Бо́га воплоще́нна, и, мече́м во главу́ усе́чена, лику́еши с му́ченики.

Богоро́дичен: Я́коже наде́жду Твое́ предста́тельство ве́рнии иму́ще и беда́ми го́рьких боле́зней окруже́ни, к Тебе́ усе́рдно, Де́во, прибега́ем, Влады́чице.

Пе́снь 6.

Ирмо́с: В бе́здне грехо́вней валя́яся, неизсле́дную милосе́рдия Твоего́ призыва́ю бе́здну: от тли́, Бо́же, мя́ возведи́.

Я́ко тепла́ ре́вность ве́ры твоея́, му́ченице Евдоки́е, е́юже попра́ла еси́ неве́рных настоя́ние и побе́ду пожа́ла еси́ страда́ния.

Сле́зныя то́ки совоку́пльши муче́ния ка́плям кро́ве твоея́, еди́ну от обою́ ча́шу спасе́ния соверши́ла еси́.

Я́же пре́жде смра́да испо́лнена, мно́жеством нечистоты́ су́щи, ны́не благово́ния испо́лнися и с деви́ческими ли́ки весели́тся.

Богоро́дичен: Я́же ми́ра ра́дость, Богоро́дице Чи́стая, ра́дуйся, Тебе́ зову́щих со а́нгелом ве́рно Твоея́ ра́дости сподо́би и печа́ль на́шу разори́.

Конда́к, гла́с 4:

Во страда́нии твое́м до́бре подвиза́вшися, и по сме́рти на́с освяща́еши чуде́с излия́нии, всехва́льная, ве́рою прибега́ющия в Боже́ственную це́рковь твою́, и, торжеству́юще, мо́лим тя́, преподо́бная му́ченице Евдоки́е: да изба́вимся неду́г душе́вных и чуде́с благода́ть почерпе́м.

И́кос:

Страстоте́рпческая це́рковь поро́да яви́ся, среде́ стяжа́вши са́д безсме́ртия, те́ло сея́ честно́е, и́же сего́ объе́млющии плоды́ ве́твьми кре́пко освяща́ются, зря́ще же, удивля́ются, ка́ко вои́стинну ме́ртво те́ло источа́ет исцеле́ния, вразумля́я вся́? Те́м со тща́нием прииди́те, ны́не вси́ со мно́ю, смире́нным, и, очи́щше скве́рну, чуде́с благода́ть почерпе́м.

Пе́снь 7.

Ирмо́с: О́бразу злато́му на по́ле Деи́ре служи́му, трие́ Твои́ о́троцы небрего́ша безбо́жнаго веле́ния, посреде́ же огня́ вве́ржени, ороша́еми, поя́ху: благослове́н еси́, Бо́же оте́ц на́ших.

И́же дре́вле уловля́яй, одожде́нии зло́бными всю́ объе́мь тя́, вра́г льсте́ц, попира́емь твои́ми нога́ми, вельми́ зва́ше: увы́ мне́, победи́хся, — глаго́ля, — Евдоки́е прехва́льная, твои́м непрело́жным к Бо́гу присвое́нием, чи́стая.

Воздержа́нием мно́гим мудрова́ния твоея́ пло́ти умертви́вши, ме́ртвым подава́еши воскресе́ние к Бо́гу дерзнове́нием твои́м и к Нему́ несомне́нною, Евдоки́е, мольбо́ю твое́ю: и́бо во́лю твори́т боя́щихся Его́.

Стра́сти Христо́вы, я́коже украше́ние боголе́пно, на вы́и твоея́ души́ нося́щи, сего́ привлекла́ еси́ нетле́ния жела́нием, отону́дуже тя́ обручи́ неве́сту, непоро́чно зову́щую: благослове́н Бо́г оте́ц на́ших.

Богоро́дичен: Пе́рвее Гедео́н, провозвеща́я Твое́, Чи́стая, Боже́ственное рождество́ я́ве, окри́н но́сит, по́лн воды́, ю́же от руна́ оцеди́: все́ бо в Тя́ Божество́ всели́ся, Пречи́стая, благослове́н Пло́д чре́ва Твоего́.

Пе́снь 8.

Ирмо́с: В пе́щь о́гненную ко отроко́м евре́йским снизше́дшаго и пла́мень в ро́су прело́жшаго Бо́га, по́йте дела́ я́ко Го́спода, и превозноси́те во вся́ ве́ки.

Я́коже прише́дши умо́м ко и́стинному Рачи́телю, удо́бь терпи́ши плотски́я я́звы и огня́ го́рькую боле́знь, му́ченице всесла́вная, благословя́щи Христа́ во ве́ки вся́.

Треволне́ния бе́д сокруши́ла еси́ кре́стным я́дрилом и душе́вное корми́ло в Ца́рствия Бо́жия приста́нища спасла́ еси́, сла́вная, благословя́щи Христа́ во ве́ки.

Безобра́зия страсте́й совлекла́ся еси́ и ду́шу обложи́ла еси́ кра́сною оде́ждею безстра́стия, те́мже Христо́с, тя́ неве́сту обручи́в, в небе́сныя всели́ хра́мы.

Богоро́дичен: Свобожда́ется Тобо́ю пра́баба, Богоро́дице, осужде́ния, и се́ ны́не жены́ стра́ждут за Христа́, и ра́дуется естество́ же́нское, я́коже первому́ченица вопие́т, де́ва Фе́кла.

Пе́снь 9.

Ирмо́с: От Бо́га Бо́га Сло́ва, неизрече́нною му́дростию прише́дшаго обнови́ти Ада́ма, я́дию в тле́ние па́дшаго лю́те, от Святы́я Де́вы неизрече́нно воплоти́вшагося на́с ра́ди, ве́рнии, единому́дренно пе́сньми велича́ем.

Лица́ твоего́ зре́ние духо́вною заре́ю, я́коже со́лнце, возсия́вши, чи́стая, стра́нно показа́шеся виде́ние зря́щим неве́рным, и́бо, я́коже возлюби́вши Христа́, от Него́ просла́вилася еси́ досто́йно, всечестна́я.

Души́ твоея́ свещу́ вже́гши, му́ченице, еле́ем крове́й твои́х све́тло, ра́дующися, ны́не возшла́ еси́ в Боже́ственный неве́стник Христо́в с му́дрыми де́вами, с ни́миже помина́й все́х, ве́рою хва́лящих тя́.

От терно́вныя пре́лести, я́ко шипо́к, богому́драя, сладкоуха́нен, израсла́ еси́ кра́сно, и ве́рных облагово́нила еси́ ду́ши, Евдоки́е, неве́рных же отрази́ла еси́ тве́рдо смра́д преле́стный, те́мже тя́ блажи́м.

Соверша́ющих любо́вию моле́бную па́мять твою́, к Бо́гу и Изба́вителю, му́ченице чи́стая, моли́твами от вся́ких бе́д спаси́ и мою́ душе́вную скве́рну, и́же ху́до тя́ воспе́вшаго, отмы́й.

Богоро́дичен: О на́с моля́щи Сы́на Твоего́ не преста́й, Де́во, Человеколю́бца Бо́га, Тя́ бо наде́жду стяжа́хом и Твои́м предста́тельством избавля́емся бе́д, и страсте́й, и прегреше́ний, и боле́зней, ве́рою Тя́ сла́вящии.

Имя Евдокия в православных Святцах

Имя Евдокия имеет греческое происхождение и переводится, как «благоволение».

Великая княгиня Евдокия Московская (в иночестве Евфросиния), дата памяти 17 мая, 7 июля

Она родилась в семье Суздальского князя Димитрия Константиновича. В 1367 году она вышла замуж за великого князя Московского Димитрия Донского. Святая Евдокия очень многое сделала для православия, особенно много внимания она уделяла строительству храмов. Именно она основала Вознесенский женский монастырь в стенах Московского Кремля.

В год, когда Тамерлан наступал на границы Руси, святая Евдокия повелела принести в Москву икону Пресвятой Богородицы «Владимирская», которая защитила русскую землю. Княгиня в тайне ото всех несла подвиг молитвенный, а также на теле своем носила вериги. По ее просьбе была написана икона Архистратига Михаила, которая стала храмовой иконой Архангельского собора Кремля. В 1407 году она приняла монашество с именем Евфросиния и в этом же году мирно отошла ко Господу.

Святая Евдокия Московская

Икона святой великой княгини Евдокии Московской

Свя­тая преподобному­че­ни­ца Евдокия Римляныня, дата памяти 17 августа, 24 сентября

Свя­тая преподобному­че­ни­ца Евдокия была знатная римлянка. Вме­сте с 9000 хри­сти­ан она  бы­ла взя­та в плен пер­сид­ским ца­рем Са­по­ром, жестоким гонителем христианства. За ис­по­ве­да­ние Хри­ста она предстала на суд к на­чаль­ни­ку волх­вов, ко­то­рый стал при­нуж­дать ее от­речь­ся от Хри­ста. Но она не скло­ни­лась на его уве­ща­ния и пре­бы­ла твер­дою в ис­тин­ной ве­ре. За это ее за­клю­чи­ли в тем­ни­цу, где она про­бы­ла пят­на­дцать лет. Находясь в плену, Ия проповедовала веру во Христа среди персидских женщин и за это подверглась продолжительным и жестоким пыткам. Была казнена через отсечение головы. Её мученическая кончина относится к 362-384 гг. 

Святая Евдокия Римляныня

Икона святой преподобномученицы Евдокии Римляныни

Православные святые жены с именем Евдокия

Даты указаны по новому стилю.

  • Евдокия (Римляныня, Персидская), прмц., 17 августа, 24 сентября
  • Евдокия (Мартишкина), мц. 8 февраля, 23 декабря
  • Евдокия (Гусева), мц. 8 февраля, 11 января
  • Евдокия (Назина), мц. 8 февраля, 11 января
  • Евдокия (Сафронова), мц. 8 февраля, 16 ноября
  • Евдокия (Шикова), мц. 8 февраля, 18 августа
  • Евдокия (Архипова), прмц. 8 февраля, 14 марта
  • Евдокия (Синицина), прмц. 8 февраля, 20 марта
  • Евдокия (Ткаченко), прмц., инокиня 8 февраля, 28 сентября
  • Евдокия (Перевозникова), прмц., инокиня 8 февраля, 27 августа
  • Евдокия (Бучинева), прмц., инокиня 8 февраля.
  • Евдокия (Андрианова), прмц., инокиня 8 февраля
  • Евдокия (Павлова), прмц., послушница 8 февраля, 20 апреля
  • Евдокия (Кузьминова), прмц., послушница 8 февраля, 5 февраля
  • Евдокия Илиопольская, прмц., игумения 14 марта

Евдокия (фильм) — Википедия

АктёрРоль
Людмила ХитяеваЕвдокия Чернышёва Евдокия Чернышёва
Николай ЛебедевЕвдоким Чернышёв Евдоким Чернышёв
Алевтина РумянцеваНаталья Наталья
Люба Басоваа также дочь Натальи Наташа в детстве, а также дочь Натальи
Ольга НаровчатоваНаташа в юности Наташа в юности
Юра АхмадулинАндрей в детстве Андрей в детстве
Евгений АнуфриевАндрей Андрей
Александр БарсовПавел в детстве Павел в детстве
Владимир ИвашовПавел Чернышёв Павел Чернышёв
Лена ПавленкоКатя в детстве Катя в детстве
Наталья ЗащипинаКатя Катя
Миша ДьяковСаша в детстве Саша в детстве
Саша ГалченковСаша Саша
Вера АлтайскаяАнна Шкапидар Анна Шкапидар
Елена МаксимоваМарьюшка Марьюшка
Валентин ЗубковПорохин Порохин
Иван РыжовИван Егорович Шестёркин Иван Егорович Шестёркин
Пётр КонстантиновАвдеев Авдеев
М. ЛьвоваНастя Настя
Айрат АрслановАхмет Ахмет
Анатолий Дудоровсудья судья
Пётр Савинведущий собрания ведущий собрания
Леонид Давыдов-СубочДмитрий Колесов Дмитрий Колесов
Георгий ШаповаловТимофеев (в титрах — Г. Шеповалов) Тимофеев (в титрах — Г. Шеповалов)
Клавдия ХабароваСофья Софья
Ксения Козьминасоседка соседка
Валентина Беляеваподруга Евдокии подруга Евдокии
Лидия Королёварегистратор в гостинице (нет в титрах) регистратор в гостинице (нет в титрах)
Виктор Колпаковфотограф (нет в титрах) фотограф (нет в титрах)
Анастасия Филипповадежурный вахтёр на заводе (нет в титрах) дежурный вахтёр на заводе (нет в титрах)
Елизавета КузюринаЭпизод Эпизод
Инна Фёдороваэпизод (нет в титрах) эпизод (нет в титрах)
Тамара Сидякинамолочница эпизод в начале фильма (нет в титрах) молочница эпизод в начале фильма (нет в титрах)

Евдокия Илиопольская — Википедия

Евдокия Илиопольская (ум. ок. 160—170 годов) — раннехристианская святая, почитаемая как преподобномученица. Память в православной церкви совершается 1 (14) марта, в католической церкви — 1 марта.

Евдокия по происхождению была самарянкой, проживала в финикийском городе Гелиополе. Отличалась красотой и, будучи блудницей, заработала огромное состояние. Была обращена в христианство монахом Германом. Согласно житию, принятию ею крещения предшествовало явление Евдокии архангела Михаила, который вырвал её из лап сатаны.

Став христианкой, Евдокия отдала все своё состояние Гелиопольскому епископу Феодоту, а сама приняла постриг в женском монастыре, расположенном рядом с обителью, в которой жил Герман. После смерти игуменьи монастыря Евдокия, прославившаяся добродетелями и аскетизмом, была избрана её преемницей. До местных властей дошли слухи, что в монастыре сокрыто огромное сокровище, и местный правитель направил воинов обыскать монастырь. По житию Евдокии, воины три дня не могли войти в монастырь, удерживаемые божественной силой, а затем на них напал огромный змей, уничтоживший почти весь отряд. Житие сообщает, что Евдокия имела видение, что ей суждено пострадать за Христа. Она взяла Святые Дары и добровольно отдала себя в руки воинов.

Евдокию привели к наместнику Диогену, который был восхищен её красотой. Евдокия исповедала себя христианкой и выразила готовность пострадать за Христа.

Тогда наместник велел повесить её на дереве и четырём воинам жестоко бичевать. Воины взяли её, обнажили до пояса и повесили. Когда её раздевали, с груди её спала часть Пречистого и Животворящего Тела Господня, взятая ею при выходе из монастыря. Слуги, не зная, что это такое, подняли и принесли наместнику. Протянув руку, он хотел взять её, и тотчас часть Пречистого Тела Владыки превратилась в огонь, и великий пламень попалил слуг мучителя и повредил левое плечо самому наместнику.

После этого на наместника «ниспал <…> огонь, как молния, и умертвил его, опалив тело, как головню», но по молитве Евдокии он был воскрешён и стал христианином.

После этого Евдокия продолжила жить в своём монастыре и претерпела мученическую смерть (усечена мечом) около 160—170 годов.

Достоверность жития

Греческое житие Евдокии является переводом с сирийского языка. Житие, по мнению болландистов, является легендарным как из-за обилия чудес, так и ряда анахронизмов (во II веке не существовало монастырей, а епископскую кафедру в Гелиополе учредил император Константин Великий), и время жизни Евдокии относят к V веку. Также предполагают, что в житии смешаны истории Евдокии Илиопольской и Евдокии Персидской (IV век).

Агиолог Сергий (Спасский) считает, что житие сообщает не о монастырях в современном их понимании, а о неких общинах девственников и девственниц. Также, по его мнению, епископская кафедра Гелиополя могла существовать и быть уничтоженной в ходе гонений на христиан, а император Константин лишь восстановил её.

Ерминия Дионисия Фурноаграфиота не сообщает об образе святой Евдокии, указывая только, что она была усечена мечом. Иконописный подлинник XVIII века содержит следующее указание об её облике:

«Подобием стара, лицом благоизрядна, бледна, взором смиреннейша, телом исхудавша от пощения и от великого воздержания, на главе клобук круглый лазоревый, в руке крест, другая молебна, мантия темная, ряска санкир с бел. Во младости толикаже бяше лица ея лепота, яко ни иконописцу мощно тоя подобие изобразитию.»

Существует два типа изображений святой: в мученичестве и единоличное изображение (в рост или погрудно). К примерам первого типа относятся изображения в Минологии начала XI века (собрание ГИМ), в настенном минологии церкви Успения Богородицы в македонском монастыре Трескавец (между 1334 и 1343 годами). Изображения второго типа — миниатюры Минологии из Патриаршей библиотеки в Иерусалиме (XII век), греко-грузинской рукописи XV века, настенная Минология церкви Великомученика Георгия в Старо-Нагоричино (1317—1318 годы), фреска в храме Успения Богородицы монастыря Грачаница (ок. 1320 года), иконописная годовая минея из Синайского монастыря (XI—XII века).

Судьба Евдокии занимала русского поэта Михаила Кузмина, который в 1907 г. написал для театра Веры Комиссаржевской «Комедию о Евдокии из Гелиополя». По словам автора, это «трогательная, фривольная и манерная повесть о святой через XVIII век»[1].

  • Авдотья Плющиха — славянское народное название дня памяти преподобномученицы Евдокии.

Безумная Евдокия — Википедия

«Безумная Евдокия» — драма советского писателя и драматурга Анатолия Георгиевича Алексина. Напечатана в журнале «Юность» в июне 1976 года.

У Анатолия Алексина была подруга, начальница отдела кадров СП СССР, — Нина Васильевна Боровская. Дочь Нины Боровской была проблемной девочкой-подростком, которую Алексин не раз помогал вытаскивать из разных неприятных ситуаций. Однажды дочь Боровской не пришла домой вовремя из туристического похода, и Боровская вызвала к себе Алексина и они стали обзванивать больницы, милицию, морги. Дочь явилась через два дня и даже не подозревала о том, что её непредвиденное отсутствие мать могла принять так близко к сердцу. Под влиянием этой истории Алексин написал «Безумную Евдокию». Первоначальное название повести — «Оленька»[1].

В школе некоего города учится девятиклассница Оля, единственная дочь у родителей. Когда-то её мать любила петь, а отец писал фантастические рассказы, но с рождением дочери эти их увлечения ушли на второй план. Мать Оли Надя страдала пороком сердца, и врачи не рекомендовали ей иметь детей, но Надя настолько мечтала о дочери, что пренебрегла запретом врачей, в результате чего ей пришлось полгода провести в больнице. Когда Оля родилась, Надя написала мужу записку, где сказала о дочери «Спасибо ей!» Уже в раннем возрасте у Оли проявились замечательные способности к изобразительному искусству, параллельно с основной школой она учится ещё и в художественной. Родители очень гордятся своей талантливой дочерью.

Классным руководителем Оли является учительница истории Евдокия Савельевна, обладающая странным вкусом в одежде и бурным характером, за что Оля её прозвала «безумной Евдокией». Эта учительница имеет склонность подчёркивать малейший успех слабых и посредственных учеников и при этом забывает отмечать талантливых. Она внимательно следит за судьбой своих бывших учеников, часто приглашает их на встречи с Олиным классом, причём Оля и её родители замечают, что практически все эти бывшие ученики получили самые рядовые профессии (шеф-повар, шофёр, диспетчер), никто из них не добился ничего выдающегося. Такая педагогическая практика Евдокии Савельевны идёт вразрез с Олиным характером. Во-первых, напряжённый график Оли не оставляет ей времени на школьные мероприятия, тем более что эти мероприятия для неё не интересны. Во-вторых, Оля считает, что Евдокия Савельевна просто не способна оценить её таланты. Так, однажды Олин класс под руководством Евдокии Савельевны ставит спектакль на английском языке, но Оле, хотя она и владеет этим языком лучше всех в классе, достаётся лишь третьестепенная роль. Оля часто подшучивает над Евдокией Савельевной, иногда в рифму. Родители во всём согласны с дочерью, хотя Надя иногда пытается приучить дочь к тактичности — по мнению Нади, если Евдокии Савельевне так дороги её бывшие ученики, то не стоит придумывать рифмованные дразнилки на эту тему.

Одно время Оля дружит со своей одноклассницей Люсей. Однажды Оля, пообещав взять Люсю на встречу с известным художником, не смогла сделать это — в зале не оказалось для Люси места, в результате Люсе пришлось ждать подругу на улице. Люся обиделась на Олю. Дружба сводится на нет. Вскоре после этого Евдокия Савельевна делает Люсю старостой класса, и Люся отчитывает бывшую подругу за увиливание от дежурств и прочей общественной работы. Оля и её родители считают поведение Люси предательством.

Однажды Евдокия Савельевна планирует поход двух девятых классов по местам боевой деятельности Мити Калягина — её бывшего ученика, совершившего во время войны смелый поступок. В 1942 году тринадцатилетний Митя доставил медикаменты своему дяде-врачу, лечившему спрятанных солдат, причём проявил при этом находчивость — нашёл кратчайший путь к дому дяди. Два девятых класса должны найти этот путь, причём выигравший класс получит приз. Оля не хочет идти в этот поход, но всё же идёт под влиянием как Бори, главного активиста класса, так и матери, боящейся, что её дочери, у которой не за горами окончание школы, могут испортить характеристику.

На следующее утро в квартире родителей Оли появляется Евдокия Савельевна с Люсей и Борей. Евдокия Савельевна извещает Олиных родителей о том, что ночью Оля исчезла в неизвестном направлении. Удостоверившись в том, что дома Оли нет и не было, Евдокия Савельевна звонит в различные места по телефону, подключая к поискам и Митю Калягина, а родители не находят себе места от волнения. Отец Оли считает, что, скорее всего, в походе его дочь так обидели, что та не смогла этого стерпеть и сбежала — никаких других причин для внезапного исчезновения дочери он найти не может.

Когда Евдокии Савельевне надо на минуту отлучиться, звонит телефон, к нему подходит Надя. Ей говорят, что звонят из морга и необходимо приехать туда и опознать труп девушки. После этого разговора Надя теряет над собой контроль и повторяет одну и ту же фразу «я не узна́ю её». Вдруг открывается дверь, появляется Оля, живая и невредимая — оказалось, она, убежав из палатки, нашла путь, пройденный Митей Калягиным и получила приз (фотографию молодой Евдокии Савельевны, прятавшей у себя тех солдат.) Но приход Оли происходит слишком поздно — Надя потеряла рассудок, и её увозят в психиатрическую больницу. По дороге из больницы происходит разговор между Евдокией Савельевной и отцом Оли. В результате отец Оли впервые задумывается над тем, что Евдокию Савельевну до сих пор он рассматривал только через призму взгляда Оли и что именно его привычка оправдывать эгоистическое поведение Оли привела к случившейся трагедии.

Произведение вызвало огромное количество читательских рецензий. Одни читатели считали, что Евдокия Савельевна была абсолютно права, другие — что, хотя Оля и неправа, Евдокия Савельевна неправа ещё больше, так как, будучи классным руководителем и руководителем похода, она позволила себе несколько недопустимых ошибок, ставящих под сомнение её профессиональную пригодность (так, Евдокия Савельевна не позаботилась о том, чтобы пересчитать участников похода перед отбоем, а также неграмотно вела поиски пропавшей Оли — фактически учительница повторила ошибку Генки Петрова, героя «Бронзовой птицы» А. Н. Рыбакова; в книге Рыбакова Генкины товарищи-комсомольцы сурово осудили действия Генки, в подобной ситуации поступившего точно так же, как Евдокия Савельевна, а ведь то, что непростительно школьнику-старшекласснику, тем более непростительно многоопытному педагогу.)

Впервые повесть была опубликована в журнале «Юность» №6 за 1976 год. Тираж составил 2 660 000 экземпляров. Повесть была переиздана более сорока раз; общий тираж составил более 10 миллионов экземпляров. В 1978 году, — в составе пяти повестей Алексина,— она была награждена Государственной премией СССР .

Ни одна из алексинских повестей не вызывала столь широкого и противоречивого отклика в прессе. Появилось свыше восьмидесяти рецензий, защищавших нравственную позицию Евдокии Савельевны, или отрицавших эту позицию; осуждавших юную эгоистку, либо оправдывавших Оленьку… [2].

По повести также был поставлен радиоспектакль «Безумная Евдокия».
Повесть «„Безумная“ Евдокия» была переведена на:

  • английский,
  • болгарский,
  • венгерский,
  • вьетнамский
  • греческий,
  • испанский,
  • китайский,
  • персидский,
  • польский,
  • суахили,
  • чешский,
  • югославский,
  • японский и
  • на все языки союзных республик бывшего СССР.

Евдокия Алексеевна — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Евдокия Алексеевна (17 февраля 1650 (1650-02-17), Москва — 10 мая 1712[1][2], Москва) — царевна, второй ребёнок и старшая дочь в семье царя Алексея Михайловича и его первой жены Марии Милославской.

Царевна Евдокия Алексеевна родилась в Москве.

Имя «Евдокия» было для Романовых фамильным: в иночестве так звали одну из сестёр Фёдора Никитича Евфимию (в замужестве княгиню Сицкую), так звалась бабушка Евдокия Стрешнева и рано умершая тётка Евдокия Михайловна[3].

Большую часть жизни вместе со своими сёстрами провела в царском тереме. В девятнадцать лет лишилась матери. После женитьбы отца на Наталии Нарышкиной не приняла мачеху. Евдокия была на восемнадцать месяцев и пять дней старше царицы Натальи Кирилловны.

Ничем не отличившись, старалась быть всегда в стороне от всех событий. Но после стрелецкого бунта 1698 года Пётр I подозревал её в сочувствии к младшей сестре Софье. Однако причастность Евдокии к мятежу доказана не была и Пётр её не тронул. Оставшуюся жизнь провела в стенах Новодевичьего монастыря, но пострига не принимала. Келейная икона этой царевны «Богоматерь Иверская Понтаитисса», написанная в XVII веке на Северных Балканах, и сейчас находится в Новодевичьем монастыре.

Скончалась Евдокия Алексеевна 10 мая 1712 года в 62 года и была похоронена в Смоленском соборе Московского Новодевичьего монастыря. Её надгробный иконостас, куда входит мерная икона, сохранился в коллекции Исторического музея[4].

У её родителей была ещё одна дочь с тем же именем, прожившая несколько дней — Евдокия Алексеевна (26 — 28 февраля 1669), что вызывает путаницу.

  1. ↑ Или 10 марта
  2. ↑ Родословная книга Всероссійскаго дворянства. // Составилъ В. Дурасов. — Ч. I. — Градъ Св. Петра, 1906.
  3. ↑ Успенский Ф. Б. Именослов: историческая семантика имени. М., 2007. С. 306
  4. ↑ Новодевичий монастырь в русской культуре: материалы научной конференции 1995 г. ГИМ, 1998. С. 106
  • Григорян В. Г. Романовы. Биографический справочник. — М.:АСТ,2007.
  • Пчелов Е. В. Романовы. История династии.— М.:ОЛМА-ПРЕСС,2004.

Завалий, Евдокия Николаевна — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Завалий. 15 апреля 2010 года на Украине введена в обращение почтовая марка № 1033  (Mi #1075) укр. «65-річчя Перемоги у Великій Вітчизняній війні» (на марці зображена Завалій Є. М.)[1].

Евдокия Николаевна Завалий (укр. Євдокія Миколаївна Завалій; 28 мая 1924[2] — 5 мая 2010) — единственная женщина-командир взвода морской пехоты в годы Великой Отечественной войны, гвардии полковник.

В годы Великой Отечественной войны[править | править код]

Вскоре после того, как ей исполнилось 17 лет, началась Великая Отечественная война. Несколько раз Евдокия ходила в военкомат и просилась на фронт, но из-за несовершеннолетия её в армию не брали.[3]

25 июля 1941 года война докатилась и до Нового Буга. Фронт был уже невдалеке. Немецкая авиация подвергла город авиационному налёту. Сбросив бомбы, самолёты пулемётным огнём расстреливали отступающие части Красной Армии.[3]Немцами был высажен десант.[источник не указан 945 дней] Раненых было много. Евдокия под бомбёжкой перевязывала раненых бойцов и командиров и упросила командиров взять её с собой в качестве санитарки. Девушка добилась своего и через несколько дней покинула родной посёлок в качестве санитарки 96-го кавалерийского полка 5-й кавалерийской дивизии[3]2-го кавалерийского корпуса.

13 августа 1941 года немецкие войска приблизились к Новому Бугу. Их наступление сдерживали части 169-й стрелковой дивизии 18-й армии. Ночью советские части по приказу командования оставили посёлок, и 14 августа 1941 года немцы заняли его[3].

В ходе отступления при переправе 96-го кавполка через Днепр в районе Хортицы уже старший сержант Евдокия Завалий получила проникающее ранение в живот и была отправлена в госпиталь в станицу Курганная на Кубани, где она и получила свою первую награду — орден Красной Звезды за спасение (будучи раненой) жизни командира десантного батальона под авиационным налётом противника на железнодорожную станцию Курганная.[3]

Медики хотели её комиссовать, но она отказалась. После лечения была направлена в запасно́й полк, и, когда отбирали солдат на передовую, её приняли за мужчину, тем более что она была в гимнастёрке и галифе, а в документах было записано «Завалий Евдок. Ник.». Она никого разубеждать не стала и была направлена в 6-ю десантную бригаду морской пехоты как Завалий Евдоким Николаевич[3]. Ей удалось сохранить свою тайну в течение 8 месяцев. После того как под Моздоком она взяла в плен немецкого офицера, она была направлена в отделение разведки, командиром которого вскоре стала.

В августе 1942 года воевала на туапсинском направлении под Горячим Ключом. Подразделение, в котором воевала Завалий, оказалось в окружении на берегу бурной речки. Семь суток бойцы удерживали свои позиции, но у них заканчивались боеприпасы. «Евдоким» предложил переправиться на другой берег и пополнить запас боеприпасов и продуктов за счёт оставшихся в ходе боя на вражеском берегу ресурсов. Ночью, обвязавшись кабелем, «Евдоким» переправился через холодную реку. Собрав патроны и гранаты с оставшихся на берегу тел немцев, Завалий наполнила ими две плащ-палатки, соорудила из подручных средств плот из крышек снарядных ящиков. После того, как Завалий переправила боеприпасы, она вновь вернулась на вражеский берег, где переоделась в немецкую форму и заняла позицию в кустарнике у проходившего на том берегу шоссе. Пропустив колонну танков, Завалий дождалась колонны грузовиков и, подпустив их вплотную, открыла огонь из автомата. Матросы с противоположного берега поддержали её огнём из противотанкового ружья и подбили несколько грузовиков. В одной из машин оказались хлеб и консервы. Нагрузив в плащ-палатку продовольствие, Завалий стала переплывать реку, немцы обнаружили её и открыли миномётно-пулемётный огонь, но ей удалось благополучно вернуться к своим.[3]

В конце 1942-начале 1943 года Евдоким Завалий участвовал в боях по блокированию Кубанского плацдарма противника у станицы Крымская, через которую проходили основные железнодорожные и грунтовые пути к Тамани и Новороссийску, которую противник превратил в мощный узел обороны. В одном из боёв командир роты был убит и, увидев растерянность бойцов, уже старшина роты Завалий подняла всех в атаку. В этом бою она была тяжело ранена, и в госпитале открылся секрет о том, что «Евдоким», который 8 месяцев воевал вместе с десантниками, — девушка. Учитывая боевые заслуги, 18 февраля 1943 года Евдокия Завалий была направлена на шестимесячные курсы младших лейтенантов 56-й отдельной Приморской армии в только что освобождённой станице Северская, после окончания которых, в октябре 1943 года в звании младшего лейтенанта была направлена в 83-ю бригаду морской пехоты командиром взвода отдельной роты автоматчиков.[3]

Член ВЛКСМ с 1943 года.

В ноябре 1943 года Завалий участвовала в высадке на Керченский полуостров в ходе крупнейшей во время Великой Отечественной войны Керченско-Эльтигенской десантной операции. Заняв плацдарм, десантники выдержали многочисленные атаки противника, пытавшегося сбросить их в море.[3]

Приказом №: 1/н от: 08.01.1944 года по 2-й гвардейской Краснознамённой Таманской стрелковой дивизии командир стрелкового взвода 6-го гвардейского стрелкового полка, гвардии младший лейтенант Завалий награждена орденом Красной Звезды[4] за то, что в боях за станицу Крымская 27 марта 1943 года, уничтожив 2-х,взяла в плен 3-х немецких солдат и за то, что 4 декабря, командуя взводом, взяла высоту 71,3 Керченского района Крыма, уничтожив до 9 солдат противника.

Командуя взводом, она освобождала Севастополь, штурмовала Сапун-гору (Приказом №: 410/н от: 17.06.1944 года по ОПА была награждена орденом Отечественной войны I степени за то, что в бою подорвала вражеский ДЗОТ вместе с гарнизоном ДЗОТа и пулеметом и, ворвавшись в траншеи противника, уничтожила до 10 солдат противника и забросала гранатами станковый пулемёт и 2 ротных миномета[5]), участвовала в боях за Балаклаву, Сахарную Головку и Керчь, переправлялась через Днестровский лиман, освобождала Бессарабию, воевала за освобождение Тамани, Туапсе, Новороссийска, высаживалась с десантом в румынскую Констанцу, болгарские Варну и Бургас, Югославию.

В ходе Будапештской наступательной операции Евдокия Завалий со своим взводом, пройдя через городскую канализацию с кислородными подушками, захватили бункер немецкого командования. В числе пленных оказался генерал, для которого этот плен оказался позором, потому что командиром десантников оказалась девушка.

Приказом № 93\н от 30.04.1945 года по ВС 2-го Украинского фронта была награждёна орденом Красного Знамени за 4-х дневное отражение контратак противника, уничтожение 1-го станкового,1-го ручного пулемета,1 офицера и до 50 солдат противника из личного оружия и гранатами[6].

Со своим взводом она перекрыла путь к отступлению немецким танкам. Десантники под её командованием подбили 7 танков.

Приказом №: 1092 от: 15.09.1945 года Николаевским ОВК гвардии лейтенант Завалий награждёна медалью «За оборону Кавказа»[7].

В послевоенные годы[править | править код]

После окончания войны её хотели направить на учёбу в военное училище, но сказались 4 ранения и 2 контузии, полученные ею во время войны. В 1947 году она демобилизовалась и уехала в Киев.

Я после войны ещё долго по ночам ходила в атаку. Кричала так, что соседи пугались. А бабушка молилась и говорила маме: «Это нечистый дух из неё выходит!» Наверное, благодаря этим её молитвам живу до сих пор, хотя трижды была похоронена…

вспоминала полковник в отставке.[8]

В Киеве она познакомилась со своим будущим мужем. У неё было 2 детей, 4 внуков и 4 правнука. Работала директором гастронома.

В 1985 году награждена орденом Отечественной войны 2-й степени[9] .

Вела активную работу среди молодёжи. Объездила множество городов, воинских частей, кораблей и подводных лодок с рассказами о своём взводе морской пехоты. В мае 2009 года участвовала в торжествах по случаю Дня Победы и 65-летия освобождения Севастополя, а осенью с делегацией украинских ветеранов посетила Азербайджан. Всего в 2009 году она провела более 130 встреч с разными аудиториями на Украине, в России, Азербайджане и Молдавии[3].

Скончалась 5 мая 2010 года в Киеве.

Кавалер четырёх боевых орденов и почти 40 медалей:[3][10][11][12]

Украинские награды:

Была членом Совета ветеранов Украины[12].

Е. Н. Завалий. Командир моряков // Мужество, отвага и… любовь. Сборник. М.: «ПАЛЕЯ», 1997.

  • «Евдоким и Евдокия» (режиссёр М. Егорова), (2007) — д/ф телевизионной студии Черноморского флота, лауреат III Международного телевизионного фестиваля «Победили вместе» в номинации «У войны не женское лицо», IV Международного кинофестиваля экранных искусств «Кинотур», диплом «Героине необычной судьбы» киевского морского фестиваля «Люди и корабли», обладатель приза в номинации «Память сердца» на VII Международном кинофестивале «Море зовёт!» (апрель 2010 года).

Атташе Военно-Морских Сил США на Украине Марк Стекнул[3]:

Я был очень рад познакомиться с Вами и общаться с Вами всё это время.

Согласитесь, что далеко не все могут лично познакомиться с храброй женщиной, которая в годы войны командовала морскими пехотинцами, проявляя при этом героизм и мужество.

Ваша жизнь, уважаемая Евдокия Николаевна, может служить прекрасным примером для подрастающего поколения, как нужно любить Родину и защищать её, если на неё напал враг.

Позвольте пожелать Вам, дорогая Евдокия Николаевна, доброго здоровья и долгих лет жизни!

— Евдокия Николаевна, откройте секрет: как удавалось руководить взводом десантников, может, слово какое заговорное знали?

— Слова самые обычные: «Взвод! Слушай мою команду!»

Елена Вавилова[13]

В августе прошлого года привезла из Севастополя тридцать комплектов тельняшек и бушлатов для ребят из 104-й школы в Пуще-Водице, куда с радостью ходила каждый год 9 мая. А 1 сентября 2007 года этой школе торжественно присвоили имя фашистского головореза Романа Шухевича. Нужна ли теперь там моя правда?..

Е. Н. Завалий, 2008[14]

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *