Главная функция самосознания является – Определение самосознания человека в философии и психологии: что является основой

Глава 3. Функции самосознания

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

ГОУ «Алтайский государственный университет»

Факультет психологии и философии

Кафедра общей и прикладной психологии

Самосознание личности

контрольная работа по психологии сознания и самосознания

 

 

Выполнила:

студентка III курса,

группы 1861

заочного отделения ФПФ

Носкова Анастасия Олеговна

___________

 

Проверила:

КПН, доцент

Фролова Надежда Владимировна

Оценка___________

___________

 

 

Барнаул 2009

Содержание

 

 

Введение………………………………………………………………………….……… 3

Глава 1. Понятие самосознания. 2

1.1.Определение самосознания. 2

1.2. Единицы самосознания. 2

1.3. Самосознание и сознание человека. 2

1.4. Самосознание и личность. 2

Глава 2. Развитие самосознания. 2

2.1. Самосознание в возрастном аспекте. 2

2.2. Самосознание в концепции Э. Эриксона. 2

Глава 3. Функции самосознания. 2

Заключение……………………………………………………………………………..…16

Использованная литература……………………………………………………………..17

Введение

Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физиче­ских и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как «Я», противостоящее «другим» и вместе с тем неразрывно с ними связанное. Субъективно переживание наличия собственного «Я» выражается прежде всего в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем. «Я» сегодня, при всех возможных изменени­ях моего положения в любых новых и неожиданных ситуациях, при любых перестройках моей жизни, моего сознания, взглядов и установок, — это «Я» того же самого человека, какой сущест­вовал вчера и каким он будет, вступив в завтрашний день. Один из симптомов некоторых психических заболеваний состоит в утрате человеком тождественности с самим собой, потере соб­ственного «Я».

Переживание наличия своего «Я» является результатом дли­тельного процесса развития личности, который тесно связан с процессом развития самосознания человека. Также самосознание проявляется в попытках разобраться в мотивации своего поведения, в представлениях о цели и путях ее достижении, в отношении к своему бытию. Каким именно образом все вышеперечисленное связано между собой и что такое самосознание – вот вопросы для обсуждения в данной работе.

 

Глава 1. Понятие самосознания

1.1.Определение самосознания. В психологическом словаре приводится следующее определение самосознания: «Самосознание — осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям» [5, стр. 343]. Можно найти и другие определения самосознания. Например, И.М. Сеченов считает, что самосознание – это отражение акта собственного сознания, которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относиться к себе [4]. Другие определяют самосознание как относительно автономный ингредиент, формирующийся во внутреннем мире человека, который представляет собой сплав отдельных компонентов (аспектов) образа своего носителя [2]. Таким образом, исходя из вышеприведенных определений, самосознание коротко можно определить как образ себя и отношение к себе.

1.2. Единицы самосознания. Человек имеет определенное отношение к самому себе: принимает себя (удовлетворен, доволен собой) или отвергает себя (неудовлетворен, недоволен собой). Человек не только знает о своем существовании, знает о себе как носителе психической реальности, но и определенным образом относится к самому себе. Человек не только идентифицирует себя в многообразии своих проявлений, идентифицирует себя с себе подобными, не только дифференцирует себя от с собой схожих, но и постоянно оценивает себя. Нам может нравиться или не нравиться наша внешность, мы можем оценивать свои способности как достаточные или недостаточные для решения той или другой задачи, мы можем положительно или отрицательно оценивать свои поступки. Все это так или иначе входит в наш Я-образ.

Конкретно-психологический смысл категория самосознания приобретает тогда, когда мы сопоставляем оценки индивидных, личностных, индивидуальных и субъективных качеств человека с его самооценками тех же качеств. При этом обнаруживающиеся различия между ними свидетельствуют о существовании качественно своеобразного механизма (особого ингредиента психической реальности), который и можно именовать как самосознание. Единица самосознания, по крайней мере, двухкомпонентна. С точки зрения В.В. Столина, следует разграничивать три уровня и соответственно им три различные структурные единицы самосознания. На уровне организменном такая единица, по его мнению, имеет сенсорно-перцептивную природу, на уровне индивидного самосознания представляет собой воспринимаемую оценку себя другими людьми и соответствующую самооценку, свои возрастную, половую и социальную идентичность, на уровне личностного самосознания такой единицей является конфликтный личностный смысл, обнаруживающийся в структуре поступка [2].

1.3. Самосознание и сознание человека. В психологии почти на каждый вопрос существует несколько точек зрения. Не исключение и связь сознания и самосознания. Представленные в литературе точки зрения о генезисе феномена самосознания с достаточной полнотой можно обобщить в три позиции. Согласно первой (В. М. Бехтерев) самосознание в его простейших формах неясного чувствования собственного существования предшествует развитию сознания как способности дифференцированного отражения компонентов внешней реальности. Согласно второй (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн) самосознание — этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений. Третья точка зрения (И. М. Сеченов) гласит, что сознание и самосознание возникают и развиваются параллельно: к ощущениям, вызываемым внешними предметами, всегда «примешиваются» ощущения, вызываемые собственной активностью организма. Процесс психического отражения всегда представляет собой интеграцию внешнего воздействия и встречной активности живого организма. В результате формируются две системы инвариантов: одна соответствует внешнему воздействию и локализуется во внешнем пространстве, другая соответствует собственной активности и локализуется во внутреннем пространстве [2].

Таким образом, самосознание является не только высшей формой развития сознания, но и предпосылкой для его развития, потому что сознание человека невозможно без отличения себя от своей жизнедеятельности, без эмоционально-смысловой оценки своих возможностей – без отношения к себе как к субъекту общественно значимой деятельности, в процессе которой каждый человек может сам изменять и развивать свои способности, самого себя [5].

1.4. Самосознание и личность. Самосознание – неотъемлемая часть личности. Нельзя изучать его отдельно от личности, как и личность отдельно от самосознания. Но нельзя забывать о том, что личность не тождественна ни с сознанием, ни с самосознанием (как считали И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель). Однако, без сознания и самосознания личность невозможна. Процесс становления, человеческой личности включает в себя поэтому как неотъемлемый компонент формирование его сознания и самосознания: это есть процесс развития сознательной личности. Если всякая трактовка сознания вне личности может быть только идеалистической, то всякая трактовка личности, не включающая ее сознания и самосознания, может быть только механистической. Без сознания и самосознания не существует личности. Личность как сознательный субъект осознает не только окружающее, но и себя в своих отношениях с окружающим. Если нельзя свести личность к ее самосознанию, к «я», то нельзя и отрывать одно от другого. Поэтому последний завершающий вопрос, который встает в плане психологического изучения личности, – это вопрос о ее

самосознании, о личности как «я», которое в качестве субъекта сознательно присваивает себе все, что делает человек, относит к себе все исходящие от него дела и поступки и сознательно принимает на себя за них ответственность в качестве их автора и творца.

Прежде всего, это единство личности как сознательного субъекта, обладающего самосознанием, не представляет собой изначальной данности. Известно, что ребенок далеко не сразу осознает себя как «я»: в течение первых лет он сам сплошь и рядом называет себя по имени, как называют его окружающие; он существует сначала даже для самого себя скорее как объект для других людей, чем как самостоятельный по отношению к ним субъект. Осознание себя как «я» является, таким образом, результатом развития. При этом развитие у личности самосознания совершается в самом процессе становления и развития самостоятельности индивида как реального субъекта деятельности. Самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее; самосознание не имеет поэтому самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, оно включается в этот процесс развития личности как реального субъекта в качестве его момента, стороны, компонента.

Единство организма и самостоятельность его органической жизни являются первой материальной предпосылкой единства личности, но это только предпосылка. И соответственно этому элементарные психические состояния общей органической чувствительности («сенестезии»), связанные с органическими функциями, являются, очевидно, предпосылкой единства самосознания, поскольку клиника показала, что элементарные, грубые нарушения единства сознания в патологических случаях так называемого раздвоения или распада личности (деперсонализации) бывают связаны с нарушениями органической чувствительности. Но это отражение единства органической жизни в общей органической чувствительности является разве только предпосылкой для развития самосознания, а никак не его источником. Источник самосознания никак не приходится искать в «соотношениях организма с самим собой», выражающихся в рефлекторных актах, служащих для регулирования его функций (в которых ищет их, например, П.Жане). Подлинный источник и движущие силы развития самосознания нужно искать в растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений с окружающими [6].

 

Глава 2. Развитие самосознания

 

Не сознание рождается из самосознания, из «я», а самосознание возникает в ходе развития сознания личности, по мере того как она становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом практической и теоретической деятельности, «я» само формируется в ней. Реальная, не мистифицированная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями ее жизненного пути [6]. Рассмотрим основные подходы к вопросу развития самосознания.

2.1. Самосознание в возрастном аспекте. Согласно С.Л. Рубинштейну, первый этап в формировании личности как самостоятельного субъекта, выделяющегося из окружающего, связан с овладением собственным телом, с возникновением произвольных движений. Эти последние вырабатываются в процессе формирования первых предметных действий.

Дальнейшей ступенью на этом же пути является начало ходьбы, самостоятельного передвижения. И в этом втором, как и в первом, случае существенна не столько сама по себе техника этого дела, сколько то изменение во взаимоотношениях индивида с окружающими людьми, к которому приводит возможность самостоятельного передвижения, так же как и самостоятельного овладения предметом посредством хватательных движений. Одно, как и другое, одно вместе с другим порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к другим людям. Ребенок реально начинает становиться относительно самостоятельным субъектом различных действий, реально выделяясь из окружающего. С осознанием этого объективного факта и связано зарождение самосознания личности, первое представление ее о своем «я». При этом человек осознает свою самостоятельность, свою обособленность от окружения лишь через свои отношения с окружающими его людьми, и он приходит к самосознанию, к познанию собственного «я» через познание других людей. Не существует «я» вне отношений к «ты», и не существует самосознания вне осознания другого человека как самостоятельного субъекта. Самосознание является относительно поздним продуктом развития сознания, предполагающим в качестве своей основы становление ребенка практическим субъектом, сознательно отделяющим себя от окружения.

Существенным звеном в ряде основных событий в истории становления самосознания является и овладение речью, представляющей собой форму существования мышления и сознания в целом. Играя значительную роль в развитии сознания ребенка, речь вместе с тем существенно увеличивает действенные возможности ребенка, изменяя его взаимоотношения с окружающими. Вместо того чтобы быть объектом направляющихся на него действий окружающих взрослых, ребенок, овладевая речью, приобретает возможность направлять действия окружающих его людей по своему желанию и через посредство других людей воздействовать на мир. Все эти изменения в поведении ребенка и в его взаимоотношениях с окружающими порождают, осознаваясь, изменения в его сознании, а изменения в его сознании в свою очередь ведут к изменению его поведения и его внутреннего отношения к другим людям.

На развитие самосознания влияет всё, что делает человека самостоятельным субъектом общественной и личной жизни: от способности к самообслуживанию до начала трудовой деятельности, делающей его материально независимым. Каждое из этих внешних событий имеет и свою внутреннюю сторону; объективное, внешнее, изменение взаимоотношений человека с окружающими, отражаясь в его сознании, изменяет и внутреннее, психическое состояние человека, перестраивает его сознание, его внутреннее отношение и к другим людям, и к самому себе [6].

Так в подростковом возрасте начинается осознание «духовного Я», т. е. своих психических способностей, характера, нравственных качеств. Этот процесс стимулируется активной ассимиляцией того слоя культурного опыта, который находится над слоем конкретных социально-ролевых норм, и выражает обобщенную работу поколений в решении духовных и нравственных проблем. В жизни подростка этот процесс начинается с вопросов: «Каков я?», «Что во мне не так?», «Каким я должен быть?» [3] У него начинает вырабатываться критическое мышление, формируется мировоззрение, поскольку приближение поры вступления в самостоятельную жизнь с особой остротой ставит перед юношей вопрос о том, к чему он пригоден, к чему у него особые склонности и способности; это заставляет серьезнее задуматься над самим собой и приводит к заметному развитию у подростка и юноши самосознания. Развитие самосознания проходит при этом ряд ступеней – от наивного неведения в отношении самого себя ко все более углубленному самопознанию, соединяющемуся затем со все более определенной и иногда резко колеблющейся самооценкой. В процессе развития самосознания центр тяжести для подростка все более переносится от внешней стороны личности к ее внутренней стороне, от более или менее случайных черт к характеру в целом. С этим связаны осознание – иногда преувеличенное – своего своеобразия и переход к духовным, идеологическим масштабам самооценки. В результате человек самоопределяется как личность на более высоком уровне. У него начинает формироваться «идеальное Я», то есть осознанный личный идеал, сопоставление с которым часто вызывает неудовлетворенность собой и стремление себя изменить.

Далее развитие самосознания проходит еще долгий путь развития, которое происходит в условиях конфликтов, порождаемыми как внешними условиями, так и собственными мотивами личности. При этом формируется также нравственное самосознание [6, 3].

Нужно отметить, что процесс развития самосознания, рассматриваемый в возрастном аспекте, бесконечен. По мере того, как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни, которое проходит через всю жизнь человека.

2.2. Самосознание в концепции Э. Эриксона. В рассмотрении вопроса развития самосознания широкую известность получила концепция Э. Эриксона, согласно которой человек проходит по жизненному пути через восемь ступеней, на которых размещаются 16 вариантов психосоциальной идентификации. Эти ступени характеризуются так же, как кризисы, через которые человеку предстоит пройти на жизненном пути и определенным образом их разрешить.

Первый кризис человек переживает на первом году жизни. Этот период характеризуется интенсивным созреванием сенсорных систем и тотальной зависимостью ребенка от взрослых. Разрешение этого кризиса связано с тем, как удовлетворяются базовые физиологические потребности ребенка ухаживающим за ним взрослым. Если в основе их удовлетворения лежат отношения заботы и любви, то у младенца формируется бессознательное чувство базового доверия к внешнему миру. Если базовое доверие не возникает, на его месте формируется чувство базового недоверия к миру, тревожность. Во взрослом состоянии это может проявиться либо в чувстве уверенности в себе, либо в форме замкнутости, ухода в себя.

Второй кризис связан с первыми опытами обучения, особенно с приучением ребенка к чистоплотности. В этот период идет созревание мышечно-двигательной системы, развития навыков ходьбы, речи, расширяется спектр требований к ребенку со стороны взрослых. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, он получает опыт автономии. У него формируется чувство личной ценности. Рост самостоятельности дает возможность выбора, благодаря чему закладываются такие черты, как чувство ответственности, уважение к дисциплине и порядку. Напротив, слишком строгий или непоследовательный контроль приводит к развитию у ребенка стыда и сомнений, связанных главным образом со страхом потерять контроль над собственным организмом. Закладываются основы чрезмерной осторожности, аспонтанности, опасений оказаться не на высоте положения.

Третий кризис соответствует игровому возрасту. В этот период идет бурное развитие интеллекта, расширяются границы освоенного внешнего мира. В этом возрасте происходит самоутверждение ребенка. Планы, которые он постоянно строит и которые ему позволяют осуществить, способствуют развитию чувства инициативы. Если это желание блокируется, у ребенка возникает чувство вины. Решающее значение имеет групповая игра, общение со сверстниками, позволяющее ребенку принимать на себя различные роли, развивающие фантазию. Закладывается чувство справедливости, понимаемое как соответствие принятым правилам. Чрезмерные ограничения, моральные запреты, суровые санкции, отягчающие формирующуюся совесть, приводят к развитию чувства вины. В зрелый период это может выразиться в таких чертах, как мстительность, страх перед наказанием, покорность.

Четвертый кризис переживается в младшем школьном возрасте. В этот период происходит подключение ребенка к технологической стороне культуры, осуществляется профессиональная идентификация. Главное позитивное новообразование этого периода — чувство предприимчивости и эффективности, осознание способности добиваться целей. Важнейшими становятся такие качества, как компетентность и эффективность. Неудачный исход в разрешении этого кризиса — чувство неполноценности, неспособности быть наравне с другими.

Пятый кризис переживают подростки в поисках идентификации. Каждому предстоит решить три задачи:

1. Получить уверенность, что он тот же самый человек, сохраняющий свое Я во времени и в различных интерперсональных ситуациях.

2. Получить уверенность, что другие люди воспринимают его как тождественного самому себе.

3. Получить уверенность, что другие люди воспринимают его так же, как он воспринимает самого себя. При отрицательном варианте разрешения подросткового кризиса возникает диффузное, расплывчатое Я, путаница ролей, которые человек будет играть в аффективной, социальной и профессиональной сферах.

Шестой кризис переживают молодые люди в связи с необходимостью удовлетворить потребность в интимной психологической близости. Отсутствие подобного опыта приводит к изоляции человека, к его замыканию в самом себе, к чувству одиночества.

Седьмой кризис переживается человеком в зрелом возрасте. Он выражается в интересе к следующему поколению, к его воспитанию. При позитивном варианте его разрешения он отличается высокой продуктивностью и созидательностью в самых разных областях. Если же эволюция семейной жизни идет в ином направлении, то появляется чувство стагнации, состояние псевдоблизости, оскудения межличностных отношений.

Восьмой кризис переживается во время старения. Он завершает жизненный путь. В этот период либо доминируют чувства удовлетворенности, полноты прожитой жизни, исполненного долга, либо чувство отчаяния от невозможности начать жизнь заново, страх перед смертью [2].

Разрешение данных кризисов, с точки зрения Э. Эриксона, и есть этапы развития самосознания.

 

Глава 3. Функции самосознания

 

Выделяют следующие функции самосознания: познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни, осмысление своей жизни. Рассмотрим их подробнее.

Познание себя – одна из самых сложных и в то же время субъективно очень важных задач. Сложность этой задачи вызвана многими причинами. Во-первых, человек должен развить свои познавательные способности, накопить соответствующие средства, чтобы потом применить их к познанию себя. А это приходит с возрастом и предполагает определенное умственное развитие. Во-вторых, должен накопиться материал для познания, т. е. человек должен чем-то (кем-то) стать; вместе с тем он находится в непрерывном развитии, и самопознание все время отстает от своего объекта. В-третьих, всякое знание о себе уже фактом своего получения меняет субъекта: узнав нечто о себе, он становится другим. Поэтому-то задача «познать себя» и оказывается для человека столь субъективно значимой: всякое продвижение в ней — очередной шаг в его развитии.

Познание себя начинается в очень раннем детстве, но там оно имеет совершенно особые формы и содержание. Сначала ребенок учится отделять себя от физического мира. Позднее он уже начинает осознавать себя в качестве члена социальной микрогруппы, и здесь проявляется детский эгоцентризм: другие люди существуют, чтобы кормить ребенка, играть с ним, воспитывать его. В юношеском возрасте формируется «идеальное Я», сопоставление с которым заставляет людей меняться.

Усовершенствованием себя человек занимается для достижения своего «идеального Я», и зависит оно от самооценки человека. Если самооценка человека завышена, то он, как правило, считает, что уже достиг верхней точки саморазвития, и что необходимости в усовершенствовании себя нет. Если же самооценка человека занижена, то он может либо заняться самосовершенствованием, либо при помощи защитных механизмов устранить из сознания эти неприятные сведения.

Осмысление собственной жизни направлено не просто на осознание ведущих мотивов, но и на координацию всей личности в целом. Ведь речь здесь идет о смысле не отдельных действий, поступков и даже деятельностей, а о смысле всей жизни. Факты показывают, что этот вопрос встает не перед каждой и личностью и не с равной силой. Редко он появляется в молодые годы. Обычно нужно окунуться в жизнь, пройти некоторые этапы жизненного пути, чтобы началась внутренняя работа по осмыслению собственной жизни. Часто случается, что вопрос о смысле жизни возникает вместе с появлением осязаемого ощущения ее конечности, т. е. неизбежной смерти.

Поиск смысла жизни есть одна из самых важных функций самосознания. На языке научных понятий этот поиск можно представить как процесс, направленный на полную интеграцию и координацию мотивационной сферы личности, которая помогает понять человеку, для чего он поступает именно так, а не иначе [3, 4].

 

Заключение

Переживание наличия собственного «Я» есть результат долгого развития человека. Самосознание не дано от природы. Его развитие тесно связано с развитием личности. Развитие сознания в возрастном аспекте, переживание возрастных кризисов по Эриксону – всё это отражает поэтапное развитие самосознания и влияние на него окружающих социальных и биологических факторов. А поскольку самосознание личности есть осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям, то можно сделать вывод, что жизненный путь личности, несомненно, оказывает влияние на осмысление человеком себя и своих действий, а также его самооценку.

Говоря о самосознании, мы часто говорим о том, насколько человек осознает ответственность за свои поступки, насколько он продумывает последствия своих действий, а все это говорит об уровне развития его личности. Но не нужно забывать о том, что какова бы ни была взаимосвязь между понятиями «личность» и «самосознание», нельзя отождествлять их. Нет личности без самосознания и самосознания без личности, но это не одно и то же. Самосознание включается в личность.

В данной работе было рассмотрено самосознание с разных позиций, были выделены его функции и прослежено его развитие, были выделены компоненты самосознания личности. Из всего рассмотренного выше можно сделать вывод, что самосознание личности есть не что иное, как представление человека о себе и его отношение к себе, которое совпадает или не совпадает с образом «идеального Я».

 

Литература

 

1. Введение в психологию/ Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. — М.: Издательский центр «Ака­демия», 1996. — 496с.

2. Гинецинский В.И. Пропедевтический курс общей психологии / В.И. Гинецинский. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1997. – 177с.

3. Гиппенрейтер Ю.Б.Введение в общую психологию: Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. — М.: Просвещение, 1988. – 352с.

4. Первушина О.Н. Общая психология: Методические указания / О.Н. Первушина. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996. – 81с.

5. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Педагогика-ПРЕСС,1999. – 440с.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2000. – 780 с.

 

Читайте также:


Рекомендуемые страницы:

Поиск по сайту



Поиск по сайту:

Основные функции сознания

Структурные элементы сознания находятся во взаимосвязи и взаимодействии и обеспечивают выполнение сознанием ряда жизненно важных для человека функций. Назовем главные функции сознания.

Познавательная — заключается в возможности сознания, на основе преобразующей материальной и идеальной деятельности человека, формировать знания о действительности.

Аккумулятивная — суть ее в том, что с помощью памяти человек может накапливать знания, добытые им самим и предшествующими поколениями.

Аксиологическая —заключается в возможности человека оценивать полученные знания и поступки людей с точки зрения своих потребностей и интересов.

Целенаправленности — одной из главнейших сугубо человеческих способностей является способность к целеполаганию. Цель – это идеальное представление о результатах будущей деятельности. Целеполагание обеспечивается возможностями человека преобразовывать материальный мир в соответствии со своими историческими потребностями.

Творческая — эта функция связана с достижением человеком свободы в процессе познания многообразия природного и социального мира и созданием многофункциональных средств труда, позволяющих ему творить «по законам красоты».

Коммуникативная — сознание обеспечивает, с помощью различных коммуникативных систем (внутренние способности, языковые средства и электронные технические средства) общение людей между собой и актуально и в историческом плане.

Регулятивная — человек с помощью сознания на основе учета и оценки различных факторов, в соответствии с поставленной целью, регулирует свое поведение и деятельность, а также коллективов и больших масс людей.

Рассмотрим соотношение некоторых структурных элементов сознания.

СОЗНАНИЕ И ПСИХИКА

Прежде всего, необходимо отметить, что сознание связано с психикой. Психика – целостность всех психических процессов. Она есть высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. Психика более сложное образование, чем сознание. Она включает сознание и бессознательное. В свою очередь, сознание реализуется в памяти, мышлении, знании, эмоциях, воле, внимании, и самосознании. К бессознательному относят – инстинкты, представленные как совокупность врожденных актов поведения человека, которые создаются, вследствие продолжительной эволюции и направлены на обеспечение жизненных функций, самого существования каждого существа.

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

В структуре бессознательного можно выделить интуицию (механизм получения знания без осознания путей, условий и механизмов, путем непосредственного усмотрения истины) и автоматизмы (сложные действия человека, которые первично появляются под контролем сознания, но, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают характер бессознательных). Бессознательными также являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости. Современная наука оперирует понятием подсознательного. Это особый пласт или уровень бессознательного, к которому относят психические явления, связанные с переходом операций деятельности с уровня сознания на уровень автоматизма.

Интуиция — это механизм непосредственного постижения сущности предмета, свойства или явления. Но интуицию не следует рассматривать как волшебное средство постижения истины, как чудо. Следует предположить, что бессознательные механизмы мышления, так же как и осознаваемые, на основе индивидуального и коллективного опыта в процессе анализа конкретной ситуации, предмета или явления могут давать знание, результат, который неожиданно для человека появляется в верхних осознаваемых слоях психики. Тогда как сам механизм остается неосознанным.

Автоматизмы – это сложные действия человека, которые первично появлялись под контролем сознания, но в результате многократных повторений или длительной тренировки приобретают характер бессознательных.

Благодаря подключению бессознательного к психической деятельности нагрузка на сознание уменьшается, а это, в свою очередь, расширяет творческие возможности человека.

Бессознательное и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека. В бессознательном заложены широкие возможности для рационализации человеческой жизнедеятельности, в особенности творческой деятельности субъекта. Это обстоятельство служит основой формирования иррационалистических философских учений. В них значительной или даже определяющей силой человеческого поведения считаются разные формы бессознательного: инстинкты, интуиция и другие формы. Известные представители иррационализма – А. Шопенгауэр (Германия), Серен Кьеркегор (Дания), Фридрих Ницше (Германия), Эдуарт Гартман (Германия, Анри Бергсон (Франция), Зигмунд Фрейд (Австрия), Мартин Хайдеггер (Германия). Зигмунд Фрейд, в частности, строил свою модель поведения человека на представлении о господстве в человеческой психике половых влечений, которые вступают в конфликт с сознанием и подчиняют его себе. Однако большинство философских школ занимают другую позицию. Они считают ведущим началом человеческой психики сознание, которое, формируя бессознательное, способно его контролировать и определять общую стратегию поведения человека.

СОЗНАНИЕ И ЯЗЫК

Возникновение и развитие сознания как социально-культурного явления, специфически человеческой формы «отражения» неразрывно связано с возникновением и развитием языка как материального носителя, воплощения сознания. Воспроизведем еще раз слова Маркса по конкретному случаю. «На духе с самого начала лежит проклятие – быть «отягощенным» материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков – словом, в виде языка. Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого действительное сознание». Только будучи выражено в языке, совместно вырабатываемое сознание выступает как некоторая социальная реальность.

Наряду со словесным разговорным языком сознание может быть выражено, объективировано и в материальных явлениях иного рода, которые в этом случае так же, как и разговорный язык, приобретают знаковую функцию. То есть, материальное явление выполняет функцию знака в том случае, если выражает некоторое содержание сознания, становится носителем определенной социальной информации.

Язык возник из потребности общения в процессе совместной трудовой деятельности. Жесты обеспечивали общение лишь в пределах видимости, поэтому возникла потребность в звуковой системе знаков. Языковые знаки, слова выполняют двойную функцию: выступают средством общения и орудием мышления. Они являются не только условными знаками предметов и процессов, также фиксируют наши мысли об этих предметах.

Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая.

СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ

В субъективной реальности человека имеет место такая важная подструктура, как самосознание. Это осознание человеком себя как личности, осознание своей способности принимать самостоятельные решения и вступать на этой основе в сознательные отношения с людьми и природой, нести ответственность за принятые решения и действия. Самосознание позволяет человеку целостно оценить самого себя, свой моральный облик, собственные знания, мысли, интересы, идеалы, мотивы поведения, действия и т.д. Оно является важнейшим условием самосовершенствования человека. В структуре самосознания можно выделить такие элементы: самочувствие, самопознание, самооценка, самоконтроль. Самосознание тесно связано с рефлексией, как способности сознания делать предметом своего осмысления само сознание, его основные категориальные формы. Поэтому рефлексию можно оценить как деятельность самосознания.

Способность человека осуществлять самоконтроль формируется не сразу. Самосознание наряду с мировоззрением, характером, интересами, навыками формируется в процессе жизни. Под воздействием социальной среды человек формирует способность контролировать свои действия и отвечать за свои поступки. Эта способность в значительной степени зависит от того какие социальные ценности культивируются в данной среде и какие требования предъявляются к индивиду. И главным среди них является умение контролировать свои действия и нести ответственность за свои поступки.

СОЗНАНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ

Под интеллектом обычно понимают общий умственный потенциал человека, степень реализации способностей, которые он целесообразно использует для приспособления к жизни. Интеллект выражает все умственные функции человека, всю совокупность его познавательных умений: ощущения, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Благодаря интеллекту человек может сравнивать, вырабатывать абстракции, образовывать понятия, суждения, умозаключения. Ясперс предлагает различать предпосылки интеллекта, багаж знания интеллекта и интеллект в собственном смысле слова. Предпосылками интеллекта можно считать способность к запоминанию и память, механизмы, лежащие в основе двигательных навыков, речевого аппарата и т.д. Эти предпосылки часто смешиваются с умственными способностями как таковыми. Человек, который ничего не помнит, ничего не может говорить или слишком быстро утомляется, естественно, лишен возможности проявить свой интеллект. Большой запас знаний указывает на определенные способности, но существует определенная независимость способности к обучению и интеллекта как способности суждения.

Более глубокому пониманию интеллекта способствует работа над созданием искусственного интеллекта в рамках информатики. Здесь ставится задача разработки методов моделирования и воспроизведения с помощью компьютерной техники отдельных функций творческой деятельности человека, а также решение проблем представления знания в них и построения баз данных, создание экспертных систем, разработку так называемых интеллектуальных роботов. Исследования в этом направлении ведутся во многих странах.

К началу 21 века ученые много сделали для того, чтобы переложить отдельные функции интеллекта на информационные системы. Уже сегодня компьютеры выполняют сложные работы: переводят с одного языка на другой, руководят самолетами, ведут поезда, играют в шахматы, даже осуществляют некоторые логические операции, присущие человеческому мозгу. Но на вопрос «О возможности замены человеческого разума электронным, искусственным разумом?» ученые не могут дать положительный ответ.

Конечно, с точки зрения технических возможностей не следует устанавливать пределы усовершенствования электронных устройств, копирующих умственные способности человека. Но, тем не менее, аналогия между операциями, которые осуществляют машины, и теми, которые происходят в мозгу человека, не дает оснований считать машины способными к мышлению. По сути, машина воссоздает лишь один аспект нашего мышления – формально-логический. В то время как реальное мышление человека – это воля, эмоции, интуиция, мечта, фантазия и прочие составляющие. Богатство внутреннего мира человека является следствием богатства и разносторонности его общественных связей. Поэтому, чтобы полностью смоделировать сознание человека, его структуру, функции, недостаточно воспроизвести только структуру мозга. Для этого нужно воссоздать весь исторический путь развития человека, обеспечить его всеми потребностями, в том числе и потребностями политическими, моральными и эстетическими. Все это свидетельствует об ограниченных возможностях современных кибернетических устройств в решении сложных познавательных и интеллектуальных задач. Они являются не более чем средствами механизации и автоматизации тех сторон интеллектуальной деятельности, которые связаны с четкими правилами переработки информации. Но в этом и состоит их огромное значение.

СОЗНАНИЕ И МЫШЛЕНИЕ

Мышление — это процесс познавательной деятельности индивида, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности. Этот процесс завершается созданием абстрактных понятий, суждений, которые представляют собой отражение существенных, закономерных отношений вещей и процессов действительности. Благодаря мыслительной деятельности мы проникаем на уровень сущности вещей, не данный человеку в чувственной форме.

Мышление неразрывно связано с языком. Поскольку содержанием мышления является информация об объектах действительности, эта информация должна каким-то образом фиксироваться, храниться и передаваться в процессе коммуникации. Язык, как особая знаковая система, материализует, точнее, представляет в материальной форме, наши мысли и поэтому выступает необходимым средством связи мышления с действительностью.

Мышление по своей природе рационально и существенно отличается от чувственного восприятия действительности.

Оно носит опосредованный характер, то есть оперирует не чувственными образами, а абстрактными понятиями.

Мышление имеет обобщенный характер в отличие от чувственных образов, отражающих единичные свойства вещей.

Оно отражает внутренние существенные признаки в отличие от внешних, несущественных, представленных в чувственной форме. В чувственном образе объект представлен в виде «картинки», описания, тогда как мышление, выявляя сущность объекта, объясняет его.

Мышление обладает способностью к абстрагированию, то есть способностью выделять отдельные стороны, признаки предметов и превращать их в самостоятельный предмет осмысления. Именно благодаря этой способности, мышление выделяет существенные признаки предметов и образует понятия о них или их свойствах и отношениях.

Мышление имеет творчески-преобразующий, активный характер. Эта способность реализуется в формировании целей и идеальном планировании средств и способов их достижения.

Таким образом, мышление есть опосредованное, абстрактное, неразрывно с вязанное с языком, обобщенное, творчески активное, целенаправленное «отражение» действительности.

ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Когда говорят об общественном сознании в собственном смысле этого слова, имеют в виду, прежде всего то, чем сознание людей, объединенных в общности, отличается от сознания отдельного человека, направленного на решение его личных проблем, на организацию его индивидуальной жизни. В этом смысле общественное сознание – это сознание, всегда направленное на решение общих проблем устройства общественной жизни в целом. То есть, сознание общества есть многообразный процесс, поддерживаемый активностью сознания отдельных людей. В нем содержатся идеи, высказанные отдельными людьми в то или иное время, устойчивые представления, связанные с некоторой системой норм и принципов, общие теории, в которых обобщаются различные стороны общественной жизни и упорядочиваются знания о природе.

Общественное сознание представлено в различных формах, в которых выражена специфическая направленность «отражения» действительности, зависящая от объекта отражения и его целей. Среди форм общественного сознания можно выделить: экономическое, политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное, научное, экологическое и др. Во всех формах сознания происходит объединение каждого отдельного человека с некоторой общностью людей или со всем обществом в целом, причем строится такое объединение на базе общего решения специфических вопросов организации жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т.д.

Благодаря наличию у людей общего сознания и закреплению в сознании в качестве устойчивых образований лишь таких идей, которые оказываются перспективными в практическом смысле, общество функционирует как целостный организм, т.е. оно представляет не просто стихийно сложившиеся в результате производства отношения, но содержит и сознательно упорядочиваемые людьми связи.

Идеи, получающие закрепление в общественном сознании, представляют собой не просто отражение действительности, т.е. не просто ее специфическое удвоение, а еще и реорганизацию действительности, практическое приспособление человека к миру. Такое приспособление осуществляется за счет того, что вырабатываются новые формы социальной связи, утверждаются социальные нормы и те идеи, которые оказываются необходимыми для их воспроизводства.

Идеальное, связанное с действующей нормой представляет уже не просто идею, а выступает как так называемое материализованное идеальное. Оно существует уже не только в головах отдельных людей, но зафиксировано также с помощью тех или иных материальных носителей (обрядов, сказаний, письменности, образов фольклора и художественной литературы). Благодаря транслируемым от поколения к поколению, связанным с определенными образами значениям, идеальное становится формой общественной коммуникации, образцом для подражания, постоянно воспроизводимым во взаимодействиях людей. Практическая целесообразность, жизненность некоторой социальной нормы, что подтверждается, прежде всего, исторической выживаемостью определенных социально-исторических групп людей, косвенно свидетельствует и об истинности тех идей, которые объясняют необходимость исполнения нормы. Это придает данным идеям более высокий бытийственный статус в сравнении с теми идеями, в которых просто выражаются исходные оценки действительности, делаются начальные предположения о целесообразных в данных условиях формах взаимоотношения людей. Тем самым создается впечатление о том, что связанные с нормами идеи произведены не сознанием человека. А имеют какую-то укорененность в иных, более фундаментальных пластах бытия, ведущих независимое от воли людей существование, скажем, в особом мире ценностей. В действительности же эти более глубокие пласты бытия являются бытием самих людей. Просто это уже коллективное бытие, качества которого приобретают по сравнению с индивидуальным бытием системный характер и оказываются более устойчивыми.

Большую теоретическую проблему представляет вопрос о том, кто же является носителем общественного сознания. Как уже говорилось, для того, чтобы обладать сознанием, нужно быть субъектом. Но является ли, например, общество таким субъектом, который способен принимать решения, иметь определенную эмоциональную жизнь, воспроизводить подобных себе носителей сознания? В определенном смысле можно говорить о субъективных свойствах не только каждого отдельного человека, но и более больших групп людей, социально-исторических общностей (класс, нация, государство, человечество). Но здесь, конечно, надо всегда помнить, что идеальное, как мыслительный процесс, не может быть присуще ни обществу в целом, ни какой-то отдельной общественной группе. Сознание как таковое, является исключительным качеством личного, индивидуального бытия. Однако сама личность силой собственного мышления способна объединять свое бытие с бытием некоторой группы людей. В каждой культуре создается символика, так или иначе, заставляющая личность жить интересами общности, испытывать радость и переживания по поводу ее успехов и неудач. Вне такого объединения сознательная жизнь человека не только теряет высший смысл, но, по существу, и вообще становится невозможной. Попытки построить свое бытие как совершенно независимое от общества, как показывает история философских идей, всегда демонстрировали свою несостоятельность.

Социально-исторические общности людей выглядят как такие субъекты, которые способны принимать решения, как например, государства принимают решения о начале или окончании войны, подписывают договоры, классы ведут борьбу, выбирают эффективные формы ее осуществления. Это, конечно, является проявлением субъективности. Однако, несмотря на все эти проявления субъективности, присущие социально-историческим общностям людей, решения, в конечном счете, принимаются ограниченным кругом лиц или даже отдельными людьми. Большим вопросом, касающимся изучения специфики общественного сознания и специфики общества в целом, является, поэтому, вопрос о том, как соотносятся субъективные свойства личности и субъективные свойства общности, какие из своих субъективных свойств и как (добровольно или вынужденно) личность передает органам, представляющим общность и имеющим право говорить от ее имени.

Вопросы для самопроверки по теме «Сознание»

1. В чем заключается проблема сознания в философии?

2. Почему сознание не может стать объектом теории?

3. Как Декарт ставил проблему сознания?

4. Каковы основные идеи учения Декарта о сознании?

5. Что Декарт называл врожденными идеями?

6. Какой смысл Декарт, вкладывал в тезис: Cogito ergo sum (Мыслю – следовательно, существую)?

7. Как подходил к проблеме сознания Гегель?

8. Что Гегель рассматривал в качестве сознания?

9. Какова роль Абсолютной идеи в мироздании по Гегелю?

10. Какие принципы анализа сознания заложены в марксизме?

11. Что является объективным основанием разграничения явлений сознания и материальных явлений?

12. Почему нельзя отождествлять понятия «материя» и «сознание»?

13. В чем роль понятия «отражение» и принципа развития в объяснении естественного происхождения сознания?

14. Как понимается отражение и его основные характеристики?

15. Как понимается идеальность в марксизме?

16. В чем заключается предметность сознания и что является объективным основанием ее формирования?

17. Каков механизм формирования идеальности в трудовом процессе?

18. В чем принципиальное отличие механизма опережающего отражения в человеческом обществе и в животном мире?

19. В чем заключается общественный характер сознания?

20. В чем особенность феноменологического подхода к сознанию?

21. Что собой представляет сознание с точки зрения Гуссерля?

22. Как представлена онтология сознания в философии Мамардашвили?

23. Какие функции сознания выделяются в современной философии?

24. Как соотносятся в современной философии понятия: сознание и психика, сознание и бессознательное, сознание и язык, сознание и самосознание, сознание и интеллект, сознание мышление.

25. В чем заключается проблема общественного сознания?

Самосознание и его структура, элементы и функции в психологии

Содержание статьи

Самосознание в психологии – это одно из базовых понятий. Это очень сложный психический процесс, который отражает внутреннее «Я» личности, то есть внутренний мир человека. Понятие самосознания определяется тем, насколько глубоко индивидуум осознает свои чувства, природные черты и поведение. То есть функции самосознания тесно связаны с процессом познания себя.

Самосознание

Особенности понятия

Определение самосознания в психологии подчеркивает, что данное внутреннее качество является венцом развития высших психических функций. Оно позволяет выделять себя во внешнем мире, познавать свою природную суть и наполнять ее, получая определенные знания и приобретая жизненный опыт.

Самосознание – это динамичный процесс. Изначально оно закладывается у человека на генетическом уровне. Постепенно взрослея, ребенок начинает познавать себя следующим образом:

  • Он отмечает отличия собственного характера.
  • Приобретает способность сохранять свои личностные природные качества, сохраняя индивидуальность.
  • Привыкает к внутренним ощущениям, которые вызывают определенные внешние ситуации.

На основании всего перечисленного происходит формирование самосознания. Но это не происходит в виде самостоятельного процесса. Развитие самосознания неразрывно связано со становлением общего сознания. При этом можно выделить такие основные этапы развития самосознания, связанные с постепенным познанием окружающего мира:

  • Самоощущения при получении определенных знаний и жизненного опыта.
  • Самовосприятие событий на эмоциональном уровне.
  • Самопредставления о том, как все во внешнем мире должно происходить.
  • Составления мнения и понятия о себе.

Самосознание человека всегда развивается на базе деловых и межличностных отношений человека с другими людьми. Оно зависит от общественно-культурных факторов. Самосознание и самооценка – это влияющие друг на друга понятия. Насколько человек смог осмыслить свой внутренний мир и принять его, зависит то, какая будет его самооценка. Эта характеристика является, как известно, одним из главных психологических аспектов успешности человека. С другой стороны, влияние самооценки на развитие человека, бесспорно. Правильно оценивая свои возможности, человек формирует свой характер.

Harakter

Структура

Психология выделяет такие основные компоненты самосознания:

  • Реальное «Я». Это совокупность представлений человека о себе в настоящем времени. Как правило, в этом случае базовым фактором является реальная самооценка индивидуумом себя.
  • Идеальное «Я». Это внутренние желания человека, связанные с тем, каким бы он хотел себя видеть. Как правило, этот структурный элемент формируется на основании тех жизненных целей, которые человек ставит перед собой. Прошлое «Я». Это понятие человека о том, каким он был в прошлом. Психология утверждает, что влияние на внутренний мир человека событий, произошедших ранее, всегда очень значимое.
  • Будущее «Я». Это определенные представления человека о том, как может измениться его внутренний мир в будущем при изменении внешних условий.

Структура самосознания очень сложная. Среди основных элементов психология выделяет следующее:

  • Самопознание.
  • Самоконтроль и саморегуляцию.
  • Самооценку.
  • Самопринятие.
  • Самоуважение.

Самосознание и его структура связана с временными этапами развития человека. С этой точки зрения психология выделяет четыре формы самосознания:

  • Осознание тождественности. Эта часть внутреннего восприятия окружающего мира формируется на первом году жизни ребенка. Она связана с выделением себя из внешнего мира как личности.
  • Осознание собственного «Я». Как правило, становление этой части происходит приблизительно к трехлетнему возрасту. Оно связано с тем, что ребенок начинает осознавать то, что он является субъектом деятельности в окружающем мире.
  • Осознание собственных психических свойств, предопределенных природой. Это период, когда формируется самосознание подростка. В это время закладываются первые результаты самонаблюдения за окружающим миром и итоги начального жизненного опыта.
  • Формирование социально-нравственного подсознания. Процесс начинается в юношеском возрасте и продолжается всю жизнь

Подсознание

Функции

Главная функция самосознания заключается в саморегуляции поведения человека в обществе. Именно совокупность внутренних представлений о себе позволяет личности вырабатывать правильное поведение в определенных условиях. Функции самосознания направлены на то, чтобы человек сохранял собственное индивидуальное постоянство, чувствуя ответственность за социальные ценности, принятые им.

Благодаря сформировавшемуся на конкретный период времени внутреннему восприятию, человек может:

  • Мотивировать себя к конкретной деятельности. То есть у него формируется ярко выраженное профессиональное самосознание, на основании собственной оценки своих возможностей, понимании прав и обязанностей.
  • Формировать свое отношение к окружающим его людям и событиям, которые происходят вокруг него.
  • Продолжать развиваться и совершенствоваться. Нарушение самосознания всегда пагубно влияет на личность, полностью останавливая развитие человека.

Сознание, самосознание и личность – это неразделимые понятия. Эти элементы образуют тот важный внутренний механизм, который позволяет человеку сознательно воспринимать все обстоятельства, возникающие в окружающем мире. И что очень важно, осознавая свои возможности, индивидуум способен правильно реагировать на сложившуюся жизненную ситуацию. Это позволяет определить меру и характер собственной активности, то есть формирует профессиональное самосознание.

Психодиагностика самосознания

Психодиагностика самосознания — это комплекс методов, которые позволяют понять, как человек относится к себе. Это выражается в оценке двух продуктов: «Я — образ» и «Я — концепция». На протяжении всей своей жизни человек накапливает о себе различные знания. То есть, он формирует «Я — образ». Знания человека о себе выражаются в его эмоциях и оценках себя. На базе этого формируется его самоотношение или «Я концепция».

Самоанализ

В области психодиагностики широко используются традиционные стандартизованные описания, которое представляют собой индивидуальные отчеты. Они могут быть в виде:

  • Тестов-описаний.
  • Списков дескрипторов.
  • Шкальных техник.

Современные методики психодиагностики в виде свободных самоописаний позволяют специалистам оценить уровни самосознания конкретного человека:

  • Природный. Он определяет, насколько сильно человек выделяет себя из общего окружающего мира. Анализ позволяет понять переживания человека, соотнесенные с собственными действиями.
  • Социальный. Он связан со сравнением человеком себя с другими индивидуумами в окружающем мире. Это позволяет сделать выводы о самоуважении человека и его приспосабливаемости.
  • Личностный. Он подчеркивает наличие личностных мотивов для продвижения по жизненному пути. Анализ данного фактора позволяет определить наличие правильной самооценки, которая позволяет стать человеку успешным.

Расстройства внутреннего мира человека, чаще всего, выражаются деперсонализацией. По-другому это состояние можно определить, как отчуждение человека от своего «Я». Это состояние проявляется в том, что индивидуум не получает удовольствие от жизни. На фоне этого часто возникает растерянность и потеря смысла жизни.

Нарушения в самосознании часто связаны с серьезными эмоциональными расстройствами. Они могут проявляться:

  • Депрессией, которая проявляется в общей подавленности.
  • Патологическим аффектом, когда эмоциональные реакции преобладают по своей силе, вызвавшие их раздражители.
  • Аффектом, характеризующимся сильным душевным волнением, которое сопровождается зачастую явно выраженными вегетативными реакциями: яростью, внутренним страхом.
  • Эйфорией, когда все окружающее кажется необычайно прекрасным, поэтому человек теряет способность реально оценивать ситуацию вокруг себя.
  • Эмоциональной лабильностью, которая выражается неустойчивостью эмоциональных реакций на события, происходящие в окружающем мире.

Самосознание – очень важный психологический процесс. Оно позволяет разрешить многие жизненные противоречия в материальной и духовной сфере. Без этого внутреннего качества невозможно продвижение к поставленным целям.

Похожие записи

понятие, уровни, природа и сущность

Природа самосознания

Звеном развития сознания считается формирование самосознания. Оно помогает человеку во многом, например:

  • отражать мир;
  • познавать и переживать внутренний мир.

Главными функциями самосознания считаются:

  • доступ человека к мотивам и результатам поступков;
  • понимание самого себя, самооценка.

При отрицательной оценки человек может заняться самосовершенствованием, саморазвитием, включить защитные механизмы, т.е. исключить травмирующую информацию, которая развивает внутренний конфликт. Когда субъект воспринимает себя как индивидуальность, он приобретает особую защитную функцию – стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее исчезновения.

Самосознание в психологии можно назвать по-разному, например, образ «Я», представление о себе. Оно считается не врожденным признаком, а приобретенным. В течение всей жизни человек под воздействием большого количества социальных влияний складывается свой  образ «Я». Данное психологическое образование, по В.С. Мерлину, содержит четыре элемента сознания:

  • отличие себя от других;
  • «Я» как активное начало деятельности человека;
  • психические свойства, эмоциональные самооценки;
  • социально-нравственная самооценка, самоуважение, сформировавшиеся на основе опыта общения и деятельности.

Критерии осознанности себя

Здесь можно выделить четыре критерия, которые помогут разобраться в самосознании:

  • выделить себя из среды, т.е. осознание себя как автономного субъекта от социальной и физической среды;
  • осознать активность;
  • осознать себя «через другого». Т.е. то, что человек видит в других, он видит отражение своих качеств;
  • оценить себя с моральной точки зрения, определить наличие рефлексии, т.е. осознанность внутреннего опыта.

Уровни самосознания

Уровень осознания делиться на четыре этапа:

  1. непосредственно-чувственный;
  2. целостно-образный, или личностный;
  3. рефлексивный, или интеллектуально-аналитический;
  4. целенаправленно-деятельный.

Краткая характеристика каждого из них:

  1. Самоощущение и самопереживание психологических соматических процессов в организме, в личных желаниях, переживаниях, состоянии психики. Результат этому – самоидентификация личности.
  2. Осознанность себя как деятельного начала. Проявляется в виде переживания, актуализации, поддержания аутоидентичности «Я».
  3. Осознанность содержания мыслительных процессов. Проявляется в самонаблюдении, -осмыслении, -анализе, -выражении.
  4. Это синтез трех предыдущих уровней, результатом которого является выполнение регулятивно-поведенческих и мотивационных функций через большое количество самоконтроля, организации, воспитания, усовершенствования, оценки, критики, познания, выражения.

Ученые доказали: правое полушарие мозга отвечает за самоощущение, а левое полушарие – за рефлексивные механизмы.

Сущность самосознания

В структуре самосознания выделяются:

  • сознание близких и далеких целей, мотивов «Я»;
  • сознание реальны

Самосознание личности

Самосознание

Самосознание личности является осознанным отношением человека к его потребности и способности, влечению и мотиву поведения, переживанию и мыслям. Самосознание основывается на способности людей различать себя и свою жизнедеятельность, которая появляется при общении в условиях формирования первичных способов человеческого бытия. При контактах с окружающими, люди вычленяют себя из окружающей среды, ощущают себя субъектами в физических и психических состояниях, действиях и процессах, воспринимает самого себя как «Я». Субъективное определение своего «Я» состоит в том, что человек осознаёт свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем.

Я-концепция

Я-концепция является результатом процессов самосознания. Понятие «Я-концепция» было введено в гуманистической психологии в 1950-е гг. Представители гуманистической психологии рассматривали человеческое «Я», как целостное и уникальное образование. В психологии под Я-концепцией понимается динамическая система представлений человека о самом себе. Английским психологом Р. Берне Я-концепция определяется в качестве совокупности всех представлений индивидов о самих себе, которые соотносятся с их оценкой. 

Я-концепция появляется в процессе социального взаимодействия в качестве неизбежного и всегда уникального результата психического развития, в качестве относительно устойчивого, но одновременно подверженного внутреннему изменению и колебанию психическое приобретение. 

Сначала Я-концепция зависит от внешних влияний, однако потом она начинает играть самостоятельную роль в жизни всех людей. Мы начинаем воспринимать окружающий мир, делать выводы о других людях, анализируя это всё через Я-концепцию, которая формируется в процессе социализации, но имеет и определенные соматические, индивидуально-биологические детерминанты.

Каждый человек, взаимодействуя с окружающими людьми и миром, выступает в разнообразных качествах, разных ролях, является субъектом самых разных видов деятельности. Каждое взаимодействие с миром вещей и миром людей придаёт человеку образ своего «Я». Процесс самоанализа, расчленение обособленных конкретных образов своего «Я» на компоненты их образования позволяют внутренне обсуждать свою личность с самим собой. По С. Л. Рубинштейну, с каждым разом самоанализ, помогает включать образ своего «Я» в новые связи, что позволяет выступать во всё более новых качествах, фиксирующихся в новых понятиях.

В связи с этим происходит возникновение обобщённого образа своего «Я», представляющего собой сложное соединение многочисленных и единичных конкретных образов «Я», которые складывались в процессе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Такого рода обобщенный образ своего «Я», который появляется благодаря отдельным ситуативным образам, включает

Определение самосознания человека в философии и психологии: что является основой

Самосознание – это система представлений человека о самом себе, своих физических и духовных состояниях. Оно формируется при активном взаимодействии с обществом.

Благодаря самосознанию, индивид может осознать себя и свое место в мире

Благодаря самосознанию, индивид может осознать себя и свое место в мире

Человек не рождается с определенным набором знаний. Он получает их при контакте с миром, общении с другими людьми. Поэтому индивидуальное самосознание является результатом развития.

Понятие в психологии и философии

Один и тот же термин может рассматриваться с разных сторон. В психологии самосознание считается базовым понятием. Под ним понимают сложный психический процесс, который отражает внутренний мир человека. Именно через него индивид осознает свои чувства, природные данные и поведение.

Самосознание это в психологии воплощение высших психических функций головного мозга. С его помощью человек приобретает знания и опыт, определяет свое место в жизни и анализирует окружающий мир. Развитие происходит постепенно и с момента рождения ребенка.

Есть и другая точка зрения. Самосознание это в философии одно из центральных понятий. Под ним понимают способность человека осознавать самого себя, свое Я, выводить самооценку. Декарт считал, что под этим термином скрывается особая достоверная система познания.

И. Кант выделял эмпирическое и трансцендентальное самосознание. Под первым он понимал внутренний опыт человека, под вторым – все, что выходит за пределы личности индивида.

Дж. Гибсон полагал, что самосознание позволяет определять свое место в пространстве, т.е. человек воспринимает свои движения, речь и может ориентироваться в окружающем мире.

Виды и формы

Основой самосознания является внутренняя чувствительность – синестезия. Она реализуется в виде чувства свободы, уверенности и самочувствия. Психологии выделяют несколько видов самосознания.

При ясном сознании человек адекватно оценивает себя, у него хорошие реакция и ориентация в пространстве

При ясном сознании человек адекватно оценивает себя, у него хорошие реакция и ориентация в пространстве

При помрачении сознания индивид начинает терять интерес к миру, становится равнодушным и не реагирует на вопросы. Он неторопливо все делает, у него замедлены все реакции.

Важно! Помрачение может быть признаком опасных для жизни состояний.

Существует еще такой вид самосознания, как ступор. Для него характерны оцепенение, сонливость, очень плохая ориентация в пространстве. В таком состоянии речь неразборчивая, движения человека становятся замедленными.

В коме индивид себя не осознает, не реагирует на раздражители и находится в апатичном состоянии. Даже если он очнется, ему придется проходить длительный курс реабилитации.

Самосознание предполагает не только индивидуальность. Оно бывает нескольких форм. Общественное – означает духовную жизнь социума. В нее входят традиции, обычаи, нравы. Под обыденным – понимают повседневную жизнь и решение типичных ситуаций: как обустроить быт, разделение обязанностей и т.п.

Самосознание включает в себя массовость. Через эту форму рассматривают жизнь определенных социальных групп: общественных и политических. Особенно интересно влияние мнений лидеров, СМИ на отдельно взятых людей.

Также выделяют три типа самосознания. Общественный – позволяет индивиду понять, как вести себя в коллективе, исторический – позволяет учитывать опыт предыдущих поколений, политический – дает возможность отслеживать изменения в мире.

Структура

Мало знать, что такое самосознание, важно представлять, как оно устроено. Психологи выделяют всего три компонента процесса:

  1. Реальное «Я» – представления человека о себе в настоящий момент времени;
  2. Идеальное «Я» – это то, кем человек хочет себя видеть;
  3. Будущее «Я» – представление о том, кем индивид станет при определенных изменениях.

В психологической литературе принято также выделять три основных функции самосознания. Первая – это обеспечение внутренней согласованности. В итоге индивид осознает только те факторы, которые соответствуют его представлениям. Подобная функция помогает избегать внутренних конфликтов.

Вторая – интерпретация опыта. За ее счет происходит анализирование своих и чужих поступков. Третья – определение ожиданий. Индивид пытается предположить, что его ждет в будущем.

Не только в психологии рассматривается значение термина самосознание – это в философии ключевое определение. Поэтому у разных мыслителей могут быть свои взгляды на структуру, виды, формы процесса.

Специалисты выделяют три уровня самосознания. На природном – индивид выделяет себя из окружающего мира, на социальном – происходят формирование самоуважение и развитие отношения к другим людям, на личностном – появляются мотивы двигаться и совершенствоваться.

Развитие

Самосознание личности в психологии – это не то, что есть у человека при рождении. В норме у ребенка происходит постепенное формирование представлений о себе. Особенно ярко это проявляется в уровне самооценки.

Важно! У специалистов нет единого мнения о том, как происходит развитие.

В. Бехтерев считал, что самосознание предшествует сознанию. Л. Выготский полагал, что это этап перед появлением самостоятельности и речи. П. Чамата высказывал иную точку зрения: самосознание человека – это его степень овладения телом.

Специалисты сходятся в одном: процесс познания появляется с момента рождения

Специалисты сходятся в одном: процесс познания появляется с момента рождения

В научной литературе рассматривается постепенное его формирование, которое происходит с взрослением младенца. Сначала ребенок зависим от матери, но к трем годам понимает свою самостоятельность и начинает отстаивать ее.

Развитие в онтогенезе

Первая стадия длится до года. В этот период ребенок не выделяет себя из окружающего мира, он движим инстинктами. Первые игры дают ему возможность осознать себя.

Вторая стадия длится до трех лет. В ней ребенок начинает активно познавать мир, предпринимать действия и изучать реакции других людей. У него появляются предпосылки выделения собственного «Я».

Третья стадия идет до семи лет. В этот период малыш начинает говорить о себе в первом лице, он стремится к знаниям, освоению навыков. Ребенок отстаивает независимость и учится общаться с другими.

Четвертая стадия длится до 12 лет. Это время идеально подходит для учебной деятельности, и оно не сопровождается особыми кризисами. Пятая стадия идет до 14 лет. На ней ребенок пытается осознать себя и противопоставить взрослым.

Шестая стадия самая важная, она идет до 18 лет. На ней человек ищет себя, собирает краткую информацию о своих сторонах, пытается понять, кем стать. Этот этап нужен для взросления.

Ошибки в развитии

Каждый крупный возрастной кризис нужен для того, чтобы психика претерпела изменения и улучшила свою работу. Если в этот момент что-то пойдет не так, возникнут проблемы.

На фоне этого развивается аномальное поведение

На фоне этого развивается аномальное поведение

Нарушения могут проявляться в том, что индивид начинает избегать любого контакта с другими людьми. Любая социальная жизнь пугает его, ему кажется, что лучше обойтись без нее.

У него развиваются страх перемен и отказ во взрослении. Он ведет себя инфантильно, неадекватно и несерьезно. Самосознание в психологии занимает важное место как раз потому, что за счет него индивид анализирует свое состояние и поведение.

При аномальном развитии у человека появляется стремление выбирать неправильные образцы для подражания. Среди них необязательно будут известные люди. В некоторых ситуациях формируется неблагоприятная Я-Концепция.

Я-Концепция проявляется в неуверенности и низкой самооценке

Я-Концепция проявляется в неуверенности и низкой самооценке

При таком сценарии у человека будет склонность к негативным эмоциям, асоциальности, агрессивности. Качество жизни будет низким, и произойдет постепенная деградация личности. Индивид неадекватно оценивает себя, свои поступки и не склонен к самокритике.

Самосознательность нужна для того, чтобы четко понимать свое место в жизни, анализировать действия и взаимодействовать с другими людьми. Некоторые люди называют интуицией способность предугадывать будущее, но на самом деле это всего лишь хорошее самосознание. Именно оно дает возможность индивиду воспринимать себя как отдельное от мира создание.

Многие вопросы рассматриваются в философском аспекте. Например, насколько глубоко человек может познать существование себя, и какое место, роль ему отведены. Вместе с этим понятие самосознания рассматривается в психологии как проявление работы головного мозга.

Понимание основ работы психики позволяет людям улучшать качество своей жизни. Поэтому полезно знать, что такое самосознание, его определение в разных науках, и как оно проявляется.

Видео

Развитие самосознания — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Развитие самосознания — этап в процессе онтогенеза, в ходе которого у ребёнка появляется понимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызвано это отношение. Наиболее явно самосознание проявляется в самооценке, то есть в том, как ребёнок оценивает свои достижения и неудачи, свои качества и возможности.[1]

Существует несколько точек зрения на проблему развития самосознания. Одна из точек зрения, высказанная В. М. Бехтеревым, состоит в том, что простейшее самосознание в развитии ребёнка предшествует сознанию, то есть ясным и отчетливым представлениям о предметах. Согласно точке зрения Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна, самосознание — это этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольных движений, ростом самостоятельности, вызванным этим развитием, а также связанными с этими процессами изменениями во взаимоотношениях с окружающими. Здесь идет речь об этапе в развитии ребёнка, на котором он овладевает речью и предпринимает попытки самостоятельного действования (2—3 года). П. Р. Чамата, опираясь на идеи И. М. Сеченова, подчеркивает, что самосознание, как и сознание, возникает не сразу, а по мере овладения собственным телом. Органы своего тела постепенно осознаются ребёнком по мере того, как превращаются в своеобразные «орудия» его деятельности.[2]

Таким образом, возникновение самосознания связывается с происходящим с первых недель жизни процессом дифференциации внешних и внутренних ощущений, с субъективным отделением ребёнка от матери, наступающим к концу первого года жизни, с осознанием зарождающейся самостоятельности, обусловленной увеличением произвольности движений и возможностью речевого самовыражения, наступающей к 2—3 годам.

В структуре самосознания можно выделить (по Л. Д. Столяренко):

  1. Осознание близких и отдаленных целей мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»).
  2. Осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»).
  3. Познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»).
  4. Эмоциональное, чувственное представление о себе.[3].

Выделяют следующие стадии развития самосознания’[4].

1. Ранний возраст[править | править код]

  • Осознание границ своего тела — 1 год.
  • Формирование у ребёнка способности к самостоятельным действиям с предметами.
  • От года до трёх лет зарождается самосознание. Примерно в 2 года ребёнок начинает себя узнавать в зеркале, что является простейшей формой самосознания.
  • Новый этап в развитии самосознания начинается, когда ребёнок называет себя по имени в третьем лице.
  • К трём годам появляется местоимение «Я», появляется первичная самооценка — осознание не только своего «Я», но и того, что «Я — хороший», «Я очень хороший». Подобное завышение самооценки связано с потребностью в безопасности и носит эмоциональный характер, а также сильно зависит от близких взрослых.

2. Дошкольный возраст[править | править код]

  • Самосознание начинает формироваться к концу дошкольного возраста благодаря интенсивному интеллектуальному и личностному развитию. Ребёнок приобретает сначала умение оценивать действия других людей (чаще всего близких взрослых), а затем — собственные действия, моральные качества и умения.
  • Самооценка зависит от оценки взрослого, воспитателя.
  • Адекватный образ «Я» формируется у ребёнка при гармоничном сочетании знаний, почерпнутых из собственного опыта (что я могу сделать, как я поступил) и из общения с взрослыми и сверстниками.
  • Развитие самосознания в этот период зависит от особенностей семейного воспитания.
  • Происходит осознание своих переживаний, проявляющееся в том, что в конце дошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».
  • Начинается осознание себя во времени, то есть в 6—7 лет ребёнок помнит себя в прошлом, осознает в настоящем и представляет себя в будущем: «когда я был маленьким», «когда я вырасту большой».
  • Возникают рациональные компоненты самооценки, осознание некоторых своих качеств и поведения, согласующегося с требованиями взрослых. Но несмотря на это, ребёнок судит о себе поверхностно и оптимистично. Если его просят описать себя, то он это сделает в основном с внешней точки зрения: цвет волос, рост, любимые занятия.

3. Младший школьный возраст[править | править код]

  • Самооценка становится в целом более адекватной и дифференцированной. Ребёнок различает свои физические и духовные качества, оценивает свои способности, сравнивая себя с другими.
  • К концу этого возрастного периода ребёнок характеризует себя, все чаще описывая типичное для себя поведение, ссылается на свои мысли и чувства.
  • Оценки становятся объективными, стабильными, наряду с аффективными компонентами появляются и рациональные.

4. Подростковый возраст[править | править код]

  • Последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и «Я-концепция». Чувство взрослости — отношение подростка к себе как к взрослому, ощущение и осознание себя в какой-то мере взрослым человеком.
  • Возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит усложнение и углубление самопознания. Другими словами подросток открывает для себя свой внутренний мир.
  • Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой, однако может быть высокой (как компенсаторный механизм).
  • В ходе социализации расширяются и углубляются связи человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его «Я». Образ «Я», или самосознание (представление о себе) не возникает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента:
    • Сознание отличия себя от остального мира.
    • Сознание «Я» как активного начала субъекта деятельности.
    • Сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки.
    • Социально-нравственная самооценка, самоуважение, которое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.[3]
  1. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов. — 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: Просвещение, 1985. — С. 177—193. — 272 с.
  2. Столин В.В. Самосознание личности. — М.: Издательство Московского университета, 1983. — С. 4—100. — 288 с.
  3. 1 2 Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. — М.: Наука, 1977. — С. 144.
  4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: ТЦ «Сфера», 2001. — С. 84—89. — 155 с. — ISBN 978-5-8291-1823-5.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *