Инь и ян — Википедия
Эта статья — о взаимодействии крайних противоположностей. О группе см. Инь-Ян; о пьесе см. Инь и Ян. У этого термина существуют и другие значения, см. Инь. У этого термина существуют и другие значения, см. Ян.Инь и ян (кит. трад. 陰陽, упр. 阴阳, пиньинь: yīn yáng; яп. 陰陽 ин-ё:) — этап исходного космогенеза в представлении китайской философии, приобретение наибольшим разделением двух противоположных свойств. Графически обозначается появлением у двух противоположностей двух разных цветов — светлого и тёмного.
По словам известного российского востоковеда, доктора исторических наук Алексея Маслова, символизм инь-ян, возможно, был заимствован даосами от буддистов в I—III вв.: «их привлекала буддийская рисованная символика — и в даосизме появилась своя „мандала“: знаменитые черно-белые „рыбки“ инь и ян»[1].
Исторический обзор[править | править код]
Открытый в Китае несколько тысячелетий назад, этот принцип первоначально базировался на физическом мышлении. Однако по мере развития он стал более метафизическим понятием. В японской же философии сохранился физический подход, поэтому деление объектов по инь и ян свойствам у китайцев и японцев различаются[2]. В новояпонской религии оомото-кё это понятия божественных Идзу (огонь,
Единая изначальная материя тайцзи порождает две противоположные субстанции — ян и инь, которые едины и неделимы. Первоначально «инь» означало «северный, теневой», а «ян» — «южный, солнечный склон горы». Позднее инь воспринималось как негативное, холодное, темное и женское, а ян — как позитивное, светлое, теплое и мужское начало.
В трактате «Ней-цзин» по этому поводу говорится:
Чистая субстанция ян претворяется в небе; мутная субстанция инь претворяется в земле… Небо — это субстанция ян, а земля — это субстанция инь. Солнце — это субстанция ян, а Луна — это субстанция инь… Субстанция инь — это покой, а субстанция ян — это подвижность. Субстанция ян рождает, а субстанция инь взращивает. Субстанция ян трансформирует дыхание-ци, а субстанция инь формирует телесную форму.
Смысл концепции[править | править код]
Являясь основной (фундаментальной) моделью всего сущего, концепция инь-ян раскрывает два положения, объясняющих природу Дао. Во-первых, всё постоянно меняется. И, во-вторых, противоположности взаимодополняют друг друга (не может быть чёрного без белого, и наоборот). Целью человеческого существования, таким образом, является баланс и гармония противоположностей. Не может быть никакой «окончательной победы», ибо нет ничего окончательного, нет конца как такового
Взаимодействие и борьба этих начал порождают пять стихий (первоэлементов) — у-син: воду, огонь, дерево, металл и землю, из которых возникает все многообразие материального мира — «десять тысяч вещей» — вань у, включая человека. Пять стихий находятся в постоянном движении и гармонии, взаимном порождении (вода порождает дерево, дерево — огонь, огонь — землю, земля — металл, а металл — воду) и взаимном преодолении (вода тушит огонь, огонь плавит металл, металл разрушает дерево, дерево — землю, а земля засыпает воду).
Инь и ян в традиционной китайской медицине[править | править код]
Учение об инь и ян составляет одну из теоретических основ традиционной китайской медицины. Все явления окружающего мира, включая человека и природу, интерпретируются китайской медициной как взаимодействие между двумя началами инь и ян, представляющими собой различные аспекты единой действительности.[источник не указан 2548 дней]
Одним из примеров применения концепции инь-ян в китайской медицине является система ограничений, накладываемых на недавно родившую женщину.
Аналогичные понятия в других учениях[править | править код]
- Пуруша и Пракрити — фундаментальные понятия индуизма. Мужское и женское начала.
- Анима и анимус — термины, введённые в психологию Юнгом. Женское и мужское начала.
- Ор и кли (свет и сосуд) в каббале — две стороны одного действия, корень которого — взаимодействие Творца и творения.
- Альгиз и Ир (Yr) — в Младшем Футарке руны, символизирующие защиту и смерть, мужское и женское, верхние и нижние миры.
- Маслов А. А. Инь и ян: хаос и порядок.
- Мартыненко Н. П. Предпосылки возникновения концепции «инь-ян» в китайской культуре // Arbor mundi. Мировое дерево. Международный журнал по теории и истории мировой культуры. М., 2006. Вып. 12. С. 46—69.
- Марков Л. Система дуальных противоположностей Инь — Ян в сравнительном освещении. // Восток. М., 2003. № 5. С. 17—31.
- Дёмин Р. Н. Школа инь ян // Культуры в диалоге. Вып. 1. — Екатеринбург, 1992. С. 209—221. ISBN 5-7525-0162-8
- Зинин С. А. Пять элементов и концепция инь ян // Количественные методы в изучении истории стран Востока. М., 1986. С. 12-17.
Знак Инь Янь — в фен
Каждый из нас стремится быть счастливым, находиться в гармонии с собой и с окружающим миром. Мудрость Востока раскрывает перед нами законы, которые помогут это сделать.
Согласно учению феншуй весь мир пронизывают две противоположные энергии, которые несмотря на свои различия, не могут существовать отдельно. Для наглядности рисуют знак инь-янь, на котором изображен круг, разделенный плавной линией на две равные, но разные по цвету, части – черную и белую. И в каждой из них помещен маленький кружочек другого цвета. Таким образом, подчеркивается значение смысла рисунка: единство двух противоположностей инь и янь.
Их можно встретить повсюду. Янь обозначает более активную энергию, мужское начало, а символ инь – пассивную, женское начало. Соседствуя, они содержатся во всем живом и неживом, но в разных количествах: в некоторых людях, вещах преобладает янь, а в некоторых – инь. Если же количество меняется, то происходит «перекос», который приводит к стрессам, проблемам, дисгармонии. А соединив в себе два начала, человек становится воплощением Вселенной и ощущает себя с миром единым целым. В доме также стоит поддерживать равновесие энергий, если же оно нарушится, то жить в нем станет невыносимо.
Иероглифы
Инь Янь родом из Китая, поэтому иероглиф каждого из них покажет, какой смысл первоначально вкладывали в этот символ. Иероглиф янь изображается в виде трех частей, левая означает гору, правая – рассвет, а правая нижняя – нельзя, то есть гору с южной стороны.
Иероглиф инь означает гору и тучи, то есть, гору с северной стороны. Также иероглифы могут нести смысл тени – инь и света – янь.
Время преобладания каждой энергии
Как в символе круг разделен на равные части, так и в жизни разделено время, когда господствует то или иное начало. В зависимости от времени суток, фаз луны, времен года янь и инь сменяют друг друга. Рассмотрим более подробно:
- Днем светло, поэтому царит энергия янь, достигая своего максимума в обед. Когда опускается ночь, то просыпается инь, проявляя наибольшую активность в полночь.
- Фазы луны тоже влияют на распределение энергий. Полнолуние – это время мужского начала, а новолуние – женского. Соответственно, в период полного месяца люди становятся энергичнее и на это время лучше планировать дела, а в новолуние хорошо удаются творческие начинания и размышления.
- Весна и лето – солнечные времена года, поэтому им покровительствует янь, а вот зиме и осени – инь. Но тут есть одна особенность: дети, рожденные весной или летом, несут в себе больше иньской энергии, а те, которые появились на свет в холодное время года – носители янской. Существует мнение: на какой период припала большая часть беременности, такая энергия и будет преобладать у ребенка.
Женское и мужское начала в природе
В соответствии с учением фен-шуй наша земля делится на два вида: водный и горный. Символы присутствуют в природе: инь – горы, янь – вода. Так как гора являет собой статичность неподвижность и, вообще, горы – это скелет нашей планеты, то неудивительно, что они воплощают символ инь. А вот вода в морях, океанах, реках, водопадах непрерывно находится в движении, значит и несет в себе более активную энергию янь.
Но горы в свою очередь тоже делятся на два вида: иньские и янские. К первым относятся те, вершина которых острая, а к янским – горы с более гладким, округлым пиком. Аналогично и вода в водоемах может нести в себе энергию инь или янь. Женское начало преобладает в высоких водопадах и быстрых реках, а мужское – в проточных озерах и спокойных реках. Иньской воде свойственно разрушение, а янской – успокоение и умиротворение.
Как использовать закон инь-янь при строительстве дома?
- В местности, где преобладают горы, а воды мало, энергия уменьшается. Обратная ситуация: переизбыток воды и недостаток гор ведет к увеличению энергии, и в коне концов к невозможности управлять ею. Поэтому, выбирая участок для строительства жилья, нужно обращать внимания на те места, где символы не подавляются, а уравниваются: поровну инь (гор) и янь (воды).
- Также не стоит начинать строиться в местах, в которых растет большое количество деревьев и кустов.
- Дом, расположенный недалеко от мест, несущих на себе печать смерти: кладбище, тюрьма, больница, — находится под влиянием энергии инь, которая будет подавлять активность и энергичность.
- Однако не следует делать поспешный вывод, что местность, несущая в себе энергию янь, сделает вашу жизнь более счастливой. Мужское начало приведет к тому, что жизненные события будут проходить очень быстро. Поэтому при выборе местности для постройки дома очень важно наличия баланса между двумя началами.
Как установить баланс энергий в доме?
Если ваше жилище уже построено, и вы не можете изменить окружающую
его местность, то есть еще способы для достижения гармоничного сосуществования двух начал. При преобладании подавляющей энергии инь необходимо входную дверь сделать более меньших размеров или вообще ее перенести. Подойдет и перекрасить ее в красный цвет, или увеличить освещенность перед входом в дом. В основе таких действий лежит логичная причина – через дверь в жилище проникает большая часть энергии.
При переизбытке энергии янь надо предпринять противоположные меры. Дверь сделать темно-синей, ослабить освещенность крыльца, добавить тень на участке, посадив кусты и деревья. Водоем тоже уменьшит активную энергию.
Инь-янь в квартире и на рабочем месте
Символы присутствуют и внутри помещения, инь помогает отдыхать, а янь работать. В этих помещениях также следует соблюдать равновесие между энергиями. При его нарушении практически невозможно будет успешно заниматься любым делом. Разница между началами допускается только в небольших количествах и определяется тем, какая именно деятельность здесь будет. На рабочих местах необходимо усиливать мужскую энергию. Для этого:
- надо хорошо проветривать помещение;
- инструменты и приборы должны быть чистыми;
- поставить маленький аквариум или фонтан;
- увеличить яркость освещения;
- стены помещения не должны быть белыми, если это изменить нельзя, то украсьте их картинами и цветами;
- можно включать музыку;
- повесить на стену часы.
Последние два пункта объясняются тем, что звуки усиливают активную энергию. При этом энергия Янь не должна подавлять Инь, а лишь преобладать над ней.
Если вы работаете дома, то данные советы подойдут и для рабочего кабинета. В случае, когда трудитесь и отдыхаете в одном помещении, следует как-то его разграничить на два отдельных пространства: для работы и для отдыха. Энергия инь должна царить в спальне и в местах для отдыха. Если брать в общем, то и в квартире, и на работе, мужского начала должно быть немного больше, чем женского. Это будет вас стимулировать к активным действиям и новым свершениям.
Обереги
Инь несет спокойствие, янь – энергию, неудивительно, что этот знак часто изображают на амулетах, кулонах, тату. Он энергетически подпитывает человека и защищает от всего плохого. Поэтому его использование уходит корнями вглубь веков. В каждом человеке присутствуют оба начала, символ пытается их уравновесить и сделать человека цельным и гармоничным.
В этой статье мы рассмотрели, как древневосточный закон Инь Янь может нам помочь в обычной жизни. А именно, учитывая наличие мужского и женского начала при строительстве дома, при его внутренней отделке, используя дополнительные предметы, можно создать хорошую атмосферу для работы или комфортную обстановку для отдыха. Амулеты тоже помогут нам жить активной, насыщенной и гармоничной, спокойной жизнью. Но самое главное – это стремиться достичь баланса между такими разными и неразрывными энергиями, то есть уделять внимание разным сферам жизни, и развивать в себе противоположные, но полезные качества. Тогда нас ждет процветание, благополучие, любовь, здоровье и удача во всех начинаниях.
☯ — Инь ян (U+262F) Эмоджи
Описание символа
Значок инь ян символизирует взаимное действие друг на друга двух противоположностей.
Этот текст также доступен на следующих языках: English;
Кодировка
Кодировка | hex | dec (bytes) | dec | binary |
---|---|---|---|---|
UTF-8 | E2 98 AF | 226 152 175 | 14850223 | 11100010 10011000 10101111 |
UTF-16BE | 26 2F | 38 47 | 9775 | 00100110 00101111 |
UTF-16LE | 2F 26 | 47 38 | 12070 | 00101111 00100110 |
UTF-32BE | 00 00 26 2F | 0 0 38 47 | 9775 | 00000000 00000000 00100110 00101111 |
UTF-32LE | 2F 26 00 00 | 47 38 0 0 | 791019520 | 00101111 00100110 00000000 00000000 |
Наборы с этим символом:
Значение инь янь в китайской культуре. Что означает символ «Инь-Ян»? Инь и ян
В Китае этот символ носит название Тай Цзи, или «великий предел». Графически он изображается в виде круга, в который вписаны два эмбриона, похожие на большие запятые чёрного и белого цвета. Чёрное олицетворяет инь, а белое — янь. В центре белой запятой есть чёрная точка, а в центре чёрной — белая. Это изображение — символ единства всего живого. До настоящего времени нет чёткого определения тому, что же такое инь (или ян). Даже древние китайские философы не делали таких попыток, они лишь состовляли длинные списки противоположностей.
Инь и ян — две космические силы, которые противоположны друг другу, которые постоянно трансформируются одна в другую и вместе составляют гармоничное целое. Они постоянно взаимодействуют, создавая все сущее, возникнув тогда, когда невидимая жизненная сила впервые поделилась на две. Инь и Ян немыслимы друг без друга.
Инь – это темнота, ночь, тишина, неподвижность, плавные линии, сырость, холодное и мягкое, ночь, луна, обычно выступает как женское начало. Она всегда направлена на север. В каждом доме есть элементы, принадлежащие инь (мягкая мебель, ковры, встроенные шкафы, неприятный запах, затхлый воздух). При избытке Инь люди становятся чересчур тихими, спокойными, медлительными. Они не горят желанием что-то делать и куда-то бежать, к чему-то стремиться. Такому человеку сложно приобрести авторитет в глазах окружающих, защищать свои права.
Ян – это свет, горячее и твердое, громкий звук, движение, прямые линии, сухость, приятный аромат, выступает как мужское начало. К янь в доме относится высокая, легко передвигающаяся мебель, яркое освещение. Переизбыток Ян проявляет себя гипертрофированной активностью, постоянной занятостью и суетливостью.
В характере каждого человека также могут преобладать качества инь (замкнутость, хладнокровие) или янь (общительность, жажда деятельности). Чтобы чувствовать себя комфортно, спокойно и безопасно в своей квартире или где либо, необходимо поддерживать в ней баланс инь и янь. Для этого не обязательно перестраивать дом или перепланировать квартиру – фен-шуй имеет много рецептов, которые помогут сделать это, затратив минимум сил и средств.
Организм человека, его внутренние органы также находятся под влиянием инь или янь, поэтому недостаток того или другого элемента в питании, окружающей среде, неизбежно приведёт к физическому недомоганию, развитию болезней. По этой причине китайцы тщательно следят за равновесием инь и янь в тех местах, где человек находится длительное время (кухня, столовая, спальня, рабочий кабинет).
В старинных китайских книгах часто встречается символическое изображение инь и янь не в форме чёрно-белых запятых, вписанных в круг, а в виде борющихся или совокупляющихся белого (или красного) тигра и зелёного дракона. Тигр символизирует инь, Запад, женское начало, а дракон – янь, Восток, мужское начало. Древние считали, что строить нужно в том месте, где произошло соединение этих животных, поскольку при этом рождается живительная энергия ци.
Схема Тай Цзи «великого предела»
Ян Ян
———— == == ==
Небо Земля
Солнце Луна
Лето, весна Зима, осень
День (от 24-х часов до 12 часов) Ночь (от 12 часов до 24 12 часов)
Тепло Холод
Отец Мать
Энергия (ци) Масса
Движение Покой
Мужчина Женщина
Внешний Дух (нечто Внутренний (материальное
нематериальное) вещество)
Высокая температура тела Низкая температура тела
Пища, богатая натрием Пища, богатая калием
Пища животного Пища растительного
Происхождения происхождения
Быстрое развитие Медленное развитие
Левый Правый
Задний Передний
Восток Запад
Дракон Тигр
Триграмма Триграмма
Основные категории китайской натурфилософии: инь-ян, у-син и ци
Представления об инь-ян 阴阳 (темное и светлое), у-син 五行 (пять первоэлементов) и ци 气 (пневма, эфир) широко распространены в китайской культуре. Их мы встретим в философских трактатах разных школ, в живописи, в садово-парковом искусстве, в традиционной китайской медицине, в различных гимнастиках и боевых искусствах, в китайской кухне, в политике и многих других сферах жизни.
♦ По теме: Пекин: история, структура и основные градообразующие сооружения
Школа натурфилософии иньян-цзя 阴阳家
Первые натурфилософские представления о двух началах – инь и ян, а также о пяти первоэлементах у-син прослеживаются уже в изображениях на неолитической керамике IV-III тыс. до н.э. Вероятно, со временем сложились две самостоятельные традиции: «небесная» (астрономо-астрологическая), и «земная» (мантико-хозяйственная), которые рассматривали, соответственно, концепции инь-ян и пяти первоэлементов. Приблизительно в V в. до н.э. в среде придворных астрономов и астрологов зародилась школа натурфилософов, которая объединила их.
♦ Подробнее: Шесть школ древнекитайской философии
Текстов школы натурфилософов до нашего времени не дошло, хотя есть много свидетельств, что они существовали и имели широкое распространение. Фрагментарно её учение изложено в таких древнекитайских памятниках, как «Шу цзин» («Канон документов»), «И цзин» («Книга перемен»), «Го юй» («Речи царств»), «Люй-ши чунь-цю» («Вёсны и Осени господина Люя»), «Ши цзи» («Исторические записки» Сыма Цяня) и др.
Цзоу Янь (305-240 до н.э.) считается главным систематизатором учения школы натурфилософов. Он объединил две линии, существовавшие до этого раздельно: инь-ян и у-син, и распространил их на историко-политическую сферу. Особенно его интересовали география и история.
Ханьский мыслитель Дун Чжуншу (ок. 179-104 до н.э.) интегрировал натурфилософское учение в конфуцианство и значительно развил его. В дальнейшем натурфилософские идеи были представлены в даосских текстах и отчасти в буддийских, а также в сунском неоконфуцианстве.
Светлое начало 阳 ян и темное начало 阴 инь
Правильнее сказать, что инь и ян — это две стороны единого процесса. Их значения восходят к изображению темной и светлой стороны горы. Современные упрощенные иероглифы инь 阴 и ян 阳 однозначно указывают на этот смысл. Современный иероглиф инь 阴 (полный иероглиф — 陰) состоит из графем «холм» и «луна», ян 阳 (полный иероглиф — 陽) — «холм» и «солнце». Инь наделяется такими качествами, как темное, женское, пассивное, ян – светлое, мужское, активное.
Все происходящее в мире – это результат взаимодействия инь и ян. Они переходят друг в друга, и в каждом начале содержится его противоположность. Кроме того, внутри каждой противоположности тоже можно выделить инь и ян. Согласно «Си цы чжуань» («Комментарий приложенных слов», один из комментариев к «И-цзин» — «Книге Перемен»), «то инь, то ян – это и есть дао».
Инь-ян
Небо вверху (почтенно), Земля внизу (презренна) — [соответственно этому гексаграммы] Цянь и Кунь [1] устанавливаются.
Низкое и высокое по уровням располагаются — [соответственно этому] благородное и худородное по рангам распределяются.
Движение и покой обладают постоянством [смены] — [соответственно этому] твердое и мягкое чередуются. Квадраты по родам обобщают, вещи по множествам делятся [2] — [соответственно этому] счастье и несчастье рождаются. В Небе вершатся образы, на Земле вершатся формы — [соответственно этому] метаморфозы и изменения проявляются.
Таким образом — твердое и мягкое друг к другу прилегают, восемь триграмм друг с другом соединяются. Возбуждаются они [небесным] громом и [земным] сотрясением, увлажняются они ветром и дождем.
Солнце и Луна, чередуясь, движутся, и приходит то холод, то жар.
Дао [гексаграммы] Цянь вершит мужское,
Дао [гексаграммы] Кунь вершит женское.
Цянь знает великое начало, Кунь творит совершенные вещи.
Цянь посредством перемен знает,
Кунь посредством текста может [3]… («Си цы чжуань», чжан 1)
[1] Цянь (Творчество) и Кунь (Исполнение) — две первые гексаграммы «И-цзин» («Книга Перемен»). Гексаграмма Цянь состоит из 6 сплошных черт и символизирует ян, Кунь — из 6 прерывистых черт, означая инь. Существуют триграммы с аналогичными названиями. [2] В системе китайской космологии поверхность Неба и поверхность Земли разделены соответственно количеству сторон света (центр тоже считается стороной света) на девять полей, или квадратов (фан). Квадраты служат обобщением расположенных в них вещей по родовым признакам. [3] Сопоставляются интеллектуальная способность гексаграммы Цянь и физическая способность гексаграммы Кунь.
♦ По теме: Загадки и тайны «Канона Перемен» («И-цзин»)
Хотя инь и ян считались равноценными сторонами универсума, тем не менее, разные философские традиции по-разному трактовали их. Так, в даосизме больше ценилось инь. Дао наделялось многими атрибутами, присущими инь: оно подобно воде, текучее, сокрыто, сокровенно, мягкое и податливое. В конфуцианстве же, ориентированном на социум, упор делался на ян, который рассматривался в качестве ведущего начала, олицетворения «милости Неба»; инь считалось ведомым началом, которое должно подчиняться ян.
Инь и ян — основные бинарные оппозиции. В действительности же их существует гораздо больше. Перечислю некоторые из них:
Преднебесные 先天 сянь тянь: | Посленебесные 后天 хоу тянь: |
Светлое 阳 ян | Темное 阴 инь |
Небо 天 тянь | Земля 地 ди |
Творчество (Небо) 乾 цянь | Исполнение (Земля) 坤 кунь |
Круглое 圆 юань | Квадратное 方 фан |
Отсутствие/небытие 无 у | Наличие/бытие 有 ю |
Беспредельное 无极 у цзи | Великий Предел 太极 тай цзи |
Единое 一 и | Многое 万 вань |
Путь 道 Дао | Сила 德 Дэ |
Основа – канон, вертикальное 经 цзин | Уток – апокриф, горизонтальное 维 вэй |
Движение 动 дун | Покой 静 цзин |
Три 三 сань | Два 二 эр |
Пневма 气 ци
Иероглиф 气 ци имеет множество значений. На русский язык его можно перевести как пневма, эфир, атмосфера, газ, воздух, дыхание, дух, нрав, темперамент, энергия, жизненная сила, материя и др. Его полное написание восходит к изображению пара над варящимся жертвенным рисом: 氣.
Существуют светлые, легкие ци — 阳气 ян ци и темные, тяжелые ци — 阴气 инь ци. Из светлых ци состоит небо, их мы испускаем, когда мыслим. Из темных ци состоит тяжелая материя, например, земля или предметы.
Один из самых ранних текстов, где мы встречаем упоминание о взаимодействии инь-ян и ци — «Речи царств» 国语 Го юй, который датируется приблизительно IV-III вв. до н.э.:
Во второй год правления Ю-вана в районе трех рек в Западном Чжоу произошло землетрясение.
Бо Ян-фу сказал: «Чжоу накануне гибели! Ибо ци неба и земли не должны нарушать свою последовательность. Если последовательность не будет соблюдена, это приведет к смуте в народе. Светлое начало ян находится внизу и не может выйти наружу; темное начало инь подавляет его и не дает подняться вверх — от этого и происходят землетрясения. Ныне район трех рек подвергся землетрясению — это светлое начало утратило свое обычное место и угнетено темным началом. Если светлое начало находится не там, где нужно, а ниже темного начала, источники рек иссякают. А когда источники иссякают, государство должно погибнуть. Ибо если вода и земля взаимодействуют между собой, народ будет обеспечен всем необходимым. Если же вода и земля не взаимодействуют, народ страдает от недостатка богатств и оказывается обреченным на гибель.
В древности реки И и Ло высохли — и династия Ся пала. Хуанхэ высохла — и пала династия Шан. Ныне жизненная сила Чжоу находится в том же состоянии, что и в последние дни этих двух династий. К тому же источники рек иссякают, а если это так, то реки высохнут.
Существование государства зависит от гор и рек. Если горы рушатся, а реки высыхают, то это предвестник гибели государства. Когда высохнут реки, горы неизбежно обрушатся. До гибели государства осталось не более десяти лет — это круглое число, ибо небо отворачивается от людей раз в десять лет и это произойдет именно в этот год.
Три реки высохли, гора Цишань обрушилась. В одиннадцатый год Ю-ван потерпел поражение. Столица Чжоу была перенесена на восток. [из города Хао, близ нын. Сианя, в Лои, совр. Лоян]
Пять первоэлементов 五行 у-син
Согласно концепции пяти первоэлементов (или пяти стихий, 五行 у-син), в основе всего сущего лежит пять начал (стихий):
- дерево 木 му,
- огонь 火 хо,
- земля (почва) 土 ту,
- металл 金 цзинь,
- вода 水 шуй.
Иероглиф 行 син восходит к изображению перекрестка дорог. На русский язык его часто переводят как «ряд», «шеренга», «движение», «ходьба».
Пять первоэлементов – это не первые субстанции, а символы и качества, за которыми стоят предметы и явления мира. Пять первоэлементов являются порождением инь-ян, которые, в свою очередь, разворачиваются из Великого Предела 太极 тайцзи и Беспредельного 无极 уцзи:
Общая схема разворачивания мира
Дао порождает одно, одно рождает два, два рождает три, а три рождают все существа. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию («Дао-дэ-цзин», §42).
Истоки учения о пяти стихиях восходят к древности. Так, в конце II тыс. до н.э. уже существовало учение о «пяти сторонах света» у-фан 无方 и «пяти ветрах» у-фэн 无风. Так, в тексте «Шу цзин», в главе «Великий закон» читаем:
Первое начало — вода, второе — огонь, третье — дерево, четвертое — металл и пятое — земля. Постоянная природа воды — быть мокрой и течь вниз; огня — гореть и подниматься вверх; дерева — поддаваться сгибанию и выпрямлению; металла — подчиняться внешнему воздействию и изменяться; природа земли проявляется в том, что она принимает посев и дает урожай. То, что мокрое и течет вниз, создает соленое, то, что горит и поднимается вверх, создает горькое; то, что поддается сгибанию и выпрямлению, создает кислое; то, что подчиняется и изменяется, создает острое; то что принимает посев и дает урожай, создает сладкое. («Шу цзин», глава «Великий закон»)
В этом отрывке представлена более старая последовательность пяти первоэлементов: вода — огонь — дерево — металл — земля. Другую последовательность, ставшую общеупотребительной, мы встречаем, например, в сочинении «Чунь-цю фань-лу» («Обильные росы летописи Чунь-цю»), предположительно написанном знаменитым ханьским философом Дун Чжуншу:
Смысл пяти элементов [1]
Небо обладает пятью элементами.
Первый называется дерево, второй – огонь, третий – земля, четвертый – металл, пятый – вода. Дерево – начало пяти элементов, вода – конец пяти элементов. Земля – центр пяти элементов. Таков их порядок, определенный Небом. Дерево порождает огонь, огонь порождает землю, земля порождает металл, металл порождает воду, вода порождает дерево. Это [их отношения, подобные отношениям] отца и сына. Дерево расположено слева, металл – справа, огонь расположен спереди, вода – сзади, земля расположена в центре. Так распространяется их последовательность отношений «отец – сын». Поэтому дерево получает воду, а огонь получает дерево, земля получает огонь, металл получает землю, а вода получает металл. [Те элементы, которые] отдают, – это отцы, а которые принимают – это сыновья. [Те элементы, которые занимают позицию отцов], в силу своего положения понуждают [элементы, занимающие позицию сыновей]. Это – Путь Неба. Поэтому когда дерево растет, то огонь питает его. Когда металл умирает, то вода хранит его. Огонь доставляет радость дереву, питая его с помощью светлого начала, вода побеждает металл, но соблюдает по нему траур с помощью темного начала. Земля же, [так же как сын или подданный], служит Небу, исчерпывая всю свою верность. Таким образом, пять элементов – это пять положений почтительных сыновей и верных подданных. [Но то, что] называется пятью элементами (у син), не является ли [в то же время и] пятью поступками (у син) [2]? Оттого они и получили такое название.
Совершенный мудрец постиг [характер взаимодействия пяти элементов]. Поэтому он большее [внимание уделяет] любви и меньшее – строгости, поэтому он щедр при питании [и взращивании] живого и осторожен при проводах скончавшегося. [Тем самым он] выполняет предписания Неба, [Если некто], будучи сыном, заботится [о своих родителях] должным образом и питает [их], то он уподобляется огню, который доставляет радость дереву. [Если некто должным образом] носит траур по отцу, то он уподобляется воде, победившей металл. [Если некто должным образом] служит государю, то он уподобляется земле, почитающей Небо. Таких людей можно назвать [согласованными с] движением [пяти элементов].
При движении каждый из пяти элементов строго следует своему порядку, при действии каждый из пяти элементов раскрывает свои способности.
Поэтому дерево, которое расположено на востоке, порождает дыхание весны, огонь, который расположен на юге, порождает дыхание лета, металл, который расположен на западе, порождает дыхание осени и вода, которая расположена на севере, порождает дыхание зимы. Поэтому дерево главенствует над рождением, а металл – над смертью [3]. Огонь главенствует над теплом, а вода – над холодом. Пусть же и люди неизменно следуют своему порядку, а занятые на службе неизменно раскрывают свои способности. [Это соответствовало бы] расчетам Неба.
Земля занимает центральное положение. Ее можно назвать [все рождающей] «сыростью» Неба. Земля – помощник Неба, его руки и ноги. [Благая и порождающая] сила ее – полна и изобильна. Землю нельзя соотнести с делами какого-либо одного сезона, но она объединяет в себе все пять элементов и все четыре времени года. Металл, дерево, вода и огонь хотя и имеют свои функции, но не могут их выполнить независимо от Земли, подобно тому как кислое, соленое, острое и горькое не могут вне зависимости от сладкого образовать [настоящий] вкус, [Иными словами, подобно тому как] сладкое является основой среди пяти вкусов, земля является главной среди пяти элементов. Дыхание земли – главного среди пяти элементов – подобно сладкому [жирному] среди пяти вкусов, оно совершенно необходимо для образования [дыханий всех остальных элементов]. По этой причине среди поступков совершенномудрого нет ничего более ценимого, чем верность. [Ибо здесь проявляется благая сила (дэ) земли.] [Исходя из сказанного, можно прийти к следующему выводу]. Наивысшую из человеческих обязанностей нельзя назвать [просто] службой. Таков удел первого министра. Наивысшую из небесных обязанностей нельзя назвать [просто] главенством. Таков удел Земли.
[1] Цитируется по изданию: Древнекитайская философия. Эпоха Хань. М., 1990. С. 125–127. [2] Иероглиф син («поступок») пишется так же, как и син в биноме у-син. [3] Запад во многих культурах связан с представлениями о смерти. Возможно, это связано с идеей заката, «смерти» солнца ночью. В древнем Китае западные земли были постоянным источником опасности: там высились непроходимые гору, оттуда совершали набеги племена цянов (предки тибетцев).
Элементам у-син соответствуют определенные цвета, времена года, стороны света, внутренние органы, вкусовые ощущения, мифологические существа и т.п. У-син охватывает микро- и макрокосм. Считается, что изменения в одном отражается на другом, влияя на один элемент, мы изменяем всю систему. То есть, к примеру, если человек хочет поправить свое здоровье, ему нужно обращать внимание не только на то, что внутри, но и на то, что его окружает: где он живет, в какое время года и времени суток он более активен, что он носит и т.д.:
Схема соответствий первоэлементов у-син различным объектам
Существует несколько схем у-син. Одна из них связана с привязкой по сторонам света:
Схема 五行 у-син с привязкой по сторонам света
Восток символизируют дерево, весна, молодой ян и др. Юг — огонь, лето, зрелый ян и др. Запад — металл, осень, молодая инь и т.д. Север — вода, зима, зрелая инь и т.п. Центр — земля, позднее лето, переход ян ↔ инь.
Здесь налицо определенная географическая детерминированность.
Давайте вспомним, что окружало Срединные земли в древности. На востоке— бескрайние леса долины нижнего течения Хуанхэ. Стихия востока — дерево, цвет — сине-зеленый. Ему соответствует молодость, весна, ветер…На востоке обитает Нефритовый Дракон.
На юге — жаркое солнце, стихия юга — огонь, его цвет — красный. Это цвет радости, счастья, лета. Китайские невесты традиционно облачались в свадебные красные костюмы. Югу соответствует огненный Феникс.
На западе Китая расположены высочайшие горные вершины Азии. В предгорьях некогда добывали различные металлы и другие полезные ископаемые. Поэтому Западу соответствует металл. Для китайцев долгое время запад ассоциировался с опасностью — в горах жили воинственные племена — предки тибетцев. А холодные снежные вершины определили и цвет — белый. Оттуда дуют холодные ветра, это цвет траура, осени. Западу соответствует Белый Тигр, который стережет границу мира живых и мертвых.
Север ассоциировался с водой и черным цветом — там, на север от Великой китайской равнины, текли неведомые темные реки (не случайно по-китайски Амур звучит как Хэйлунцзян 黑龙江 — река черного дракона). Север также символизировал зиму и луну. Но это не цвет траура — это цвет сокровенного превращения (подобно тому, как зимой природа отдыхает, но таит в себе пышное пробуждение и рост весной). И потому китайские ученые носили одежды черного цвета. На севере обитает Черная черепаха или сокровенный воин Сюань-у.
И, наконец, земля. Это центр, ей соответствует желтый цвет. Эта связь легко объяснима: почвы в Северном Китае — лессовые, желтого цвета (состоят из спрессованных мельчайших частичек песка, принесенного ветром из пустынь Центральной Азии). Центру соответствует Желтый Дракон, символизирующий императорскую власть. И поэтому здесь еще одна ассоциация: гром.
Пять первоэлементов находятся в отношениях взаимного порождения и преодоления:
- Отношения порождения: дерево → огонь → земля → металл → вода → дерево.
- Отношения преодоления: дерево → земля → вода → огонь → металл → дерево.
На схеме ниже дана система соответствий элементов у-син, а также отношения взаимного порождения (по кругу) и взаимного преодоления (пятиконечная звезда).
Схема пяти первоэлементов у-син
Статья обновлена
© Сайт «История и путешествия», 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Мы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Telegram, Twitter, Instagram, Flickr, RSS, Яндекс.Дзен, Живой журнал, Tripadvisor
Инь-Янь — китайский символ, значение, описание, изображение
Нужно сразу оговориться, что искомый древнекитайский символ имеет лишь два действительно верных транскрибированных названия – «Инь-Ян» (с традиционного китайского) и «Ин-Ё» (с пиньинь). Фактически название «Инь-Янь» является некорректным, тем не менее, ввиду того, что формулировка «знак Инь-Янь» является общераспространенной в бытовой и разговорной практике, в данной статье мы будем использовать ее наряду с правильным вариантом.
Итак, каково значение знака Инь-Янь и как он вообще появился? В разрезе данного вопроса необходимо понимать, что объективно мы не знаем, откуда возник знак Инь-Янь (фото символа представлено ниже). Исторически китайский знак Инь-Янь был заимствован даосскими натурфилософами от буддистов предположительно в I-III веках нашей эры. Данная концепция выдвигается рядом современных исследователей, в частности – отечественным востоковедом А.А. Масловым.
Тем не менее, как выглядит знак Инь-Янь мы узнаем из легендарной «Книги Перемен» (там же он впервые упоминается), которая по легенде была создана буддийским монахом Ицзином и позже адаптирована древнекитайскими мистиками под собственное традиционное мировоззрение. Во II веке до нашей эры «Книга Перемен» (более точное название – «Канон Перемен») была воспринята конфуцианской традицией и знак Инь-Янь стал чуть ли не философско-эзотерическим базисом учения Конфуция. Позже, когда даосизм оформился в устоявшуюся философскую систему, символ Инь-Ян стал одним из ключевых элементов в понимании принципов Дао.
Именно поэтому сегодня, когда мы задаем вопрос, что обозначает знак Инь-Янь, на ум приходят исключительно даосские концепции. Это тоже справедливо, хотя не стоит забывать, что истоки знака – в буддизме. С другой стороны, даосизм и конфуцианство во многих эстетических и философских аспектах крайне близки традиционному китайскому буддизму и в большинстве случаев значение знака Инь-Янь (картинки символа представлены ниже) идентично трактуется в рамках различных мировоззренческих систем.
Что значит знак Инь-Янь: символизм и философская семантика
Чтобы понять, что означает символ Инь-Янь, нет необходимости глубоко погружаться в концептуальные основы даосизма. Ведь базис этой системы достаточно прост, и в этом – его ключевая особенность. Итак, символ Инь-Ян представляет собой модель мироздания, которая воплощает в себе сущность всех процессов, происходящих вокруг человека и внутри него. Это диалектический принцип единства и борьбы противоположностей, извечное противостояние светлого и темного начал, которые существуют лишь взаимно и гибнут в отсутствие одного из элементов.
Черно белый знак Инь-Янь олицетворяет принцип постоянных перемен, но это не хаотичность, а последовательная смена состояний – синусоида, где за периодом спада всегда следует период «взлета». Это постоянный переход от статичного принципа к динамичному и обратно. Значение знака Инь-Янь традиционно обозначает союз двух начал, двух принципов – мужского (Ян) и женского (Инь). Ян – это огонь, действие, развитие, апофеоз светлого, творческого начала. Инь – это вода, потенциал, состояние покоя (иногда – застой), темная (условно негативная), холодная ипостась чего-либо.
Китайский знак Инь-Янь в разрезе даосской традиции учит тому, что прогресс достижим лишь при равноценном союзе двух противоборствующих начал. Цель существования – абсолютное равенство всех векторов, гармония с собой и окружающим миром. И в такой борьбе (будь то нравственная борьба внутри человека или военный конфликт двух государств) не может быть победителя, если в итоге силы не уравниваются. Фактически знак Инь-Ян говорит о том, что никакой борьбы нет вовсе, все происходящее – естественный и независимый процесс, потому что любая система стремится к балансу. Пустота всегда чем-то заполняется, а там, где пустоты нет, нет и необходимости в воспроизводстве чего-либо, это приводит к деградации системы.
Грубому не хватает мягкости, я утонченному – жесткости в принятии решений. Воин должен быть еще и мудрым стратегом, а философ должен уметь постоять за себя и за то, что ему дорого. Символ Инь-Ян указывает на необходимость восполнения недостатков личности посредством устранения «пробелов» в аспекте навыков, духовного, физического и эмоционального развития. Это касается как самого человека, так и любого другого объекта во Вселенной.
Что значит знак Инь-Янь: практические аспекты
Китайская система У-син, которая лежит в основе большинства восточных гадательных систем и боевых искусств, а также является концептуальным базисом для всем известной системы Фэн-шуй, основана на символизме Инь-Ян. Все первостихии (вода, огонь, дерево, металл и земля) воплощают в себе двойственную структуру Инь-Ян. Вода тушит огонь, металл разрушает дерево и так далее. В тоже время черно белый знак Инь-Янь и его принцип имеют здесь созидательный аспект: вода дает жизнь дереву, дерево дает пищу огню и далее по аналогии.
Также, отвечая на вопрос, что значит символ Инь-Янь, стоит обратить внимание на то, что концептуальный дуализм лежит в основе традиционной китайской медицины. В первую очередь, это принципы ограничений и допущений. В качестве наглядного примера можно привести Цзоюцзы, это концепция действий, предписанных только что родившей женщине. Это запрет выходить из дома, находиться на сквозняке, заниматься шитьем. Нужно принимать пищу согласно четко проработанной диете, не говорить определенных слов, не выполнять целый ряд предписанных обычаем действий. То есть, как мы видим, в основе данной ритуальной системы – философия черно белого знака Инь-Янь, двойственный аспект «возможности-ограничения», который определяет гармоничное (в данном случае – здоровое) состояние.
Значение символа Инь-Янь находит аналогичное отражение во многих других культурах и концепциях. Это Иахин и Воаз, а также Ор и Кли в каббале. Это Эрос и Танатос в древнегреческой концепции мироустройства. Это Анима и Анимус в философской системе К. Юнга. Это Явь и Навь в ведической традиции древних славян. Иными словами, концепция Инь-Ян универсальна для многих (если не для всех) религиозно-этических традиций. При этом знак Инь-Янь имеет и сугубо специфические черты, о которых подробно (и довольно просто) говорится в трактате Ней-цзин.
P.S. Тату Инь-Янь достаточно популярно в современном обществе. Однако нужно понимать, что нет никаких данных о том, что в древнекитайской традиции тату Инь-Янь могло быть нормой. Более того, во всех религиозно-этических традициях мира нанесение татуировок на тело без веской (действительно значимой!) причины считается нецелесообразным и даже опасным для человека. Именно поэтому тату Инь-Янь делается лишь на свой страх и риск, у данного действия нет и не может быть исторической, культурной или религиозной подоплеки
Символ Инь Янь – значение в Фен-Шуй
Инь Ян – символ равновесия
Все в мире, в нашем доме и в душе, должно находиться в равновесии. Вокруг этого золотого правила и базируются все основные истины практики фэн-шуй. Если равновесие каким-то образом было нарушено и энергии перестали соответствовать друг другу, тогда могут начаться неприятности или проблемы.
Инь и Ян – это два противоположных и в то же время дополняющих друг друга потока энергии. Данные понятия пришли к нам из древней восточной даосской философии. Считается, что энергия Инь Ян пронизывают всю вселенную. Также очень важно понимать, что Инь и Ян – абсолютно противоположные типы энергии, как белое и черное, однако они не могут существовать один без другого.
Энергия Ян считается более активной, в то время как Инь – это более пассивный вид энергии. Оба вида энергии, как Инь, так и Ян, содержатся во всем, но не в равной пропорции. В некоторых людях или предметах больше преобладает энергия Инь, в некоторых Ян.
Китайский символ Инь Ян
Символ Инь Ян
Символ Инь Ян состоит из двух элементов: Ян, который означает мужское начало, и Инь, который символизирует женское начало. Что означает символ инь ян? Соединяясь в единое целое, Инь и Ян образуют Дао. В свою очередь Дао – это основной принцип, с помощью которого каждый человек может объединиться с Вселенной, обнаружив её внутри себя.
Наверное, встретить человека, который ни разу не видел китайский символ Инь Ян, в современное время практически невозможно. Символ равновесия Инь Ян – это круг, который на две равные части разделяет волнистая линия. Можно представить себе две капли: одна – черная, другая – белая, в центре каждой из капель находится точка противоположного цвета.
Светлая сторона круга в символе Инь Ян – это Ян, как говорилось ранее, она символизирует мужскую энергию, темная, наоборот, означает Инь, то есть женскую. Дао существует как раз в точке равновесия двух энергий.
По фэн-шуй данные понятия всегда нужно держать в гармонии, именно из-за этого больше всего внимания следует уделять равновесию Инь и Ян в доме. Бывают случаи, когда равновесие Инь Ян в доме слишком сильно нарушено, в этом случае такие места считаются практически непригодными для жизни.
Преобладание энергий
Инь и Ян – день и ночь
Существует мнение, что, в зависимости от времени суток, значение Инь и Ян изменяются. Днем больше всего преобладает энергия Ян, пик её преобладания приходится на полдень, в то же время Инь одерживает верх ночью и больше всего возрастает к полуночи.
В зависимости от того, в какой фазе находится луна, мощь энергий Инь и Ян также сильно отличается. В новолуние больше силы у женского начала энергии Инь, в то же время мужская Ян преобладает в полнолуние. В полнолуние люди более активны. Считается, что в данный период лучше всего заниматься делами, а творчество и обдумывание оставить на новолуние.
На силу энергий Инь и Ян также влияет и время года: осень и зима больше Иньские, а весна и лето Янские. Но здесь есть важный нюанс: у детей, которые родились зимой или осенью, будет больше преобладать энергия Ян. Весенние и летние младенцы, наоборот, будут больше Иньскими. Также есть такая версия: в какую пору года будет проходить большая часть беременности, такой энергии будет больше в младенце.
Инь Ян в ландшафте и строительстве
По представлениям фен-шуй, вся наша планета делится всего-навсего на два типа: водный и горный. Горы издревле считались остовом, костями земли, они никуда не двигаются, считаются более статичными, и им больше всего присуща энергия Инь. Реки – это кровь земли. Вода в реках очень динамична, она постоянно движется и относится к энергии Ян.
В гористых местах, где мало воды, энергия постепенно утихает, а в местах, где мало гор и много воды, наоборот, энергии становится слишком много и, в конце концов, она становится неуправляемой. Поэтому в строительстве нужно выбирать более гармоничные места, где в достатке и вода, и горы.
В целом, как было описано выше, горы и реки имеют свои значения Инь и Ян. Но, применительно друг к другу, горы также делятся на тип Инь и Ян. Например, остроконечные горы – Инь, закругленные горы – Ян. То же самое можно сказать и про воду в реках. Высокий водопад – Инь, проточное озеро или водоем – Ян, быстротечная река – Инь, плавное течение реки – Ян. Вода Инь имеет более разрушительные свойства, а вода Ян, наоборот, созидательные и благотворные.
При строительстве дома нужно следить, чтобы вокруг дома не было слишком много деревьев, кустарников и зарослей, также не стоит строить дом в непосредственной близости к местам, которые связаны со смертью: больница, тюрьма или кладбище. В таких местах преобладает энергия Инь. Живя в доме, построенном в таком месте, вам сложно будет вести активную и энергичную жизнь.
Это не значит, что, если вы построите дом в месте, где преобладает энергия Ян, вы будете лучше жить. Совсем нет! Жизнь в доме, который построен в таком месте, из-за преобладания энергия Ян будет протекать намного быстрее, чем бы вам хотелось. Поэтому постарайтесь подобрать наиболее выгодное место для постройки дома, ну, а если выбирать не приходится, то можно прибегнуть к благоустройству и попробовать самостоятельно установить баланс энергии Инь и Ян в вашем жилище.
Существует несколько приемов уберечь свое жилье от угнетающего воздействия энергии Инь. Для этого нужно или изменить положение входной двери, или уменьшить ее размер. Потому что именно через дверь в дом попадает больше всего энергии. Также можно покрасить входную дверь в красный цвет и усилить освещение на крыльце дома.
Если у вас преобладает энергия Ян, то нужно предпринимать меры обратного характера. Цвет двери должен быть темно-синим, также можно уменьшить освещение крыльца и добавить тени на участке вокруг дома, рассадив кустарники и деревья. Желательно иметь на участке водоем, который будет смягчать энергию Ян.
Инь Янь в доме и офисе
Иероглифы Инь и Ян
Изучая обстановку в вашем доме или офисе, следует значительное внимание обращать на любые несоответствия между Инь и Ян. Постарайтесь как можно точнее определить, насколько сильно нарушен этот баланс, и уже только после этого предпринимать какие-либо шаги по улучшению ситуации.
Считается, если в доме или офисе баланс между Инь и Ян слишком сильно нарушен, то в такой обстановке добиться положительных результатов практически невозможно. При создании баланса допускается преобладание одной или другой энергии, но в небольшой пропорции. Это зависит от того, чем вы будете заниматься в том или ином помещении.
Рабочие помещения, такие как офисы, мастерские или личный кабинет в вашем доме, должны быть направлены на преобладание Ян. В рабочем помещении должна быть хорошая вентиляция, все инструменты или приборы должны содержаться в чистоте. Хорошо способствуют рабочей обстановке небольшие фонтаны или аквариумы. Рабочее помещение должно быть достаточно ярким, но не чересчур. Энергия Инь должна присутствовать, а Ян должна преобладать, но не подавлять Инь. Старайтесь избегать белого цвета. Если у вас нет возможности перекрасить стены, можно разбавить белый цвет картинами, цветами. Неплохо также повесить в офисе часы и поставить магнитофон: звуки также способствуют увеличению энергии Ян.
Для работы дома тоже следует оформлять свое рабочее место в соответствии с энергией Ян. Если зона работы и зона отдыха пересекаются, следует попытаться разделить данные зоны.
Спальня в доме – это место, где преобладающей энергией является энергия Инь. В стиле данной энергии нужно оформлять те места в доме, где вы предпочитаете отдыхать.
В целом, в доме, как и в офисе, должна преобладать энергия Ян, но в незначительном объеме, количестве такой баланс хорошо влияет на качество вашей жизни, стимулирует вас к большим достижениям и свершениям. Главное, помните: Инь Ян – символ равновесия, и стремиться нужно к балансу, а не к преобладанию одной энергии над другой, особенно если вы преследуете такие цели, как материальный достаток, мир и любовь в семье, продвижение по служебной лестнице.