Основные формы бытия
Для современного понимания категории бытия характерен прежде всего системный анализ этого фундаментального философского понятия. Выделяется ряд уровней бытия: материальное и идеальное бытие, природное и социальное бытие, бытие личности, культуры, ценностей и т. д. Признается их
взаимосвязь и несводимость друг к другу, выдвигается требование подходить
к их анализу на основе принципа развития (историзма).
Поскольку бытие отражает по объему все, что существует, то следует ожидать, что существуют менее общие понятия, отражающие части, элементы того, что существует. Такими менее общими понятиями являются формы бытия. Их использование в философии связано с потребностью наполнения содержательно пустого понятия бытия за счёт выделения наиболее общих, несводимых друг к другу способов существования.
Первая форма бытия и первый способ существования — это бытие природы, т.е. вещей, процессов, явлений, которые существуют до, вне и независимо от человека. Параллельно существует бытие вещей, созданных человеком, т.е, обладающих природно-духовно-социальной реальностью. Часто эту систему называют «второй природой», потому что основу, сырье для этих вещей человек берет из природы. Бытие второй природы «духовно» – потому, что созданию любой вещи предшествует творчество, дух человека, а «социально» — потому, что вещь — результат труда, присущего только человеку, существующему, только в обществе, социуме. «Вторая природа» — это не только то, что включается в орбиту существования человека, а то, что создается, творится человеком, интегрируется в человеческое общество, которое вследствие этого обозначается понятием «цивилизованное общество». А общество, которое просто включает в свою сферу природные вещи, называется «диким обществом», само оно новые вещи не создает.
Категория бытия применяется для обозначения существования человека как единства природного и социального. Бытие человека – вторая основная форма бытия, второй наиболее общий способ существования. Каждое человеческое существо существует, с одной стороны, по физическим, химическим, биологическим законам. В то же время человек не только природное, но и социальное существо, т.е. он живет по надприродным. или сверхприродным, законам: труда, социальным законам, законам семьи и т.д.
Третья основная форма бытия – бытие общества, которое не сводится к бытию человека, «второй» природы и общественного сознания, напротив, детерминирует само их возникновение. Категория «бытие общества» позволяет абстрагировать именно социальную действительность безотносительно к биологической природе человека и наполовину природному происхождению предметов «второй» природы.
Категория бытия применяется для обозначения духовной (идеальной) реальности человека и общества (и это четвёртая основная форма бытия). При этом речь идет об индивидуализированном духовном бытии и объективированном духовном бытии, т.е. духовной деятельности общества или общественном сознании. Первое включает не только сознание человека, но и его подсознание. Поскольку человек — общественное существо, естественно, что индивидуализированное духовное бытие интегрируется в обществе, формируя объективированное духовное бытие; при этом мысли продолжают оставаться в головах отдельных людей, а духовное бытие — это их система.
Формы бытия вычленяются исключительно в познавательных целях, для удобства анализа. Самостоятельны они только в абстракции. В теории. В реальности же они неотделимы друг от друга. Ясно, что бытие человека взаимопересекается как с бытием природы (поскольку человек – существо природное, материальное, так и с бытием идеального, поскольку обладает сознанием. Аналитическое же их разведение, рассмотрение по отдельности позволяет лучше увидеть и понять специфику, уникальные особенности каждого слоя бытия.
Бытие и формы его проявления.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 13Следующая ⇒Бытие – предельно широкая философская категория для обозначения целостности и субстанциональности мира. В европейской культуре первые определения бытия возникли еще в Древней Греции, что исторически совпало со становлением философского знания, переходом от образно-мифологического к теоретико-логическому мышлению.
Понятие о целостности мира формировалось исподволь, его возникновению предшествовал целый ряд промежуточных понятий и концепций. Мыслители античности всесторонне и обстоятельно рассматривали различные альтернативы философских построений, опираясь на богатый духовный опыт предшествующего развития (мифология, религия, искусство). В результате возникает радикально новая установка в познании и понимании окружающего мира. Так, если греческие натурфилософы (ранний период) рассматривали действительность как многообразие постоянно изменяющихся предметов, явлений, процессов, то их последователи (первый среди них – Парменид) поставили вопрос о всеобщей и постоянной основе этих изменений, которая и была названа бытием.
Понятие бытия отвлекается от бесконечного многообразия свойств и качеств конкретных предметов, кроме одного – быть существующими. Подобный подход задает миру целостность, делает его объектом специфического рассмотрения. Учение о бытии (онтология) – важный раздел философского знания.
Категория бытия допускает любую форму существования мира. Мир существует в бесконечном многообразии проявлений и форм, включает в себя бесчисленное множество конкретных вещей, процессов, явлений, которые объединяются в определенные группы, различающиеся спецификой своего бытия. Каждая наука исследует закономерности развития конкретной специфической разновидности бытия, которая определяется предметом данной науки. В философском анализе целесообразно выделить следующие основные специфические формы бытия:
1) Бытие вещей, явлений и процессов, в котором в свою очередь необходимо различать:
а) бытие явлений, процессов и состояний природы, так называемая «первая» природа;
б) бытие вещей, предметов и процессов, произведенных человеком, «вторая» природа.
2) Бытие человека, в котором можно выделить:
а) бытие человека в мире вещей;
б) специфически человеческое бытие;
3) Бытие духовного (идеального), в котором выделяются:
а) индивидуализированное духовное;
б) объективированное духовное;
4) Бытие социального:
а) бытие индивида;
б) бытие общества.
Бытие вещей, явлений и состояний природы, или бытие первой природы, существует до, вне и независимо от сознания человека. Бытие каждого конкретного явления природы ограничено во времени и пространстве, оно сменяется их небытием, а природа в целом бесконечна во времени и пространстве. Первая природа является объективной и первичной реальностью, ее большая часть и после возникновения рода человеческого по-прежнему существует как совершено самостоятельная, независимая от человечества реальность.
«Вторая природа» — бытие вещей и процессов, произведенных человеком, — зависит от первой, но, будучи произведенной людьми, она воплощает в себе единство природного материала, определенного духовного (идеального) знания, деятельность конкретных индивидов и социальных функций, предназначения данных предметов. Бытие вещей «второй природы» есть социально-историческое бытие, комплексная природно-духовно-социальная реальность, она может вступать в конфликт с бытием первой природы, находясь в рамках единого бытия вещей и процессов.
Бытие отдельного человека представляет собой единство тела и духа. Человек для самого себя и первая, и «вторая природа». Не случайно в традиционной, классической философии человека нередко определяли как «мыслящую вещь». Но бытие человека как мыслящей и чувствующей «вещи» в мире природы явилось одной из предпосылок возникновения и общения, т.е. предпосылкой формирования специфики человеческого бытия. Бытие каждого конкретного человека есть взаимодействие, во-первых, мыслящей и чувствующей «вещи» как единства природного и духовного бытия, во-вторых, индивидуальной особи, взятой на данном этапе эволюции мира вместе с миром, и, в-третьих, как социально-исторического существа. Его специфика проявляется, например, в том, что: без нормального функционирования в человеке его духовно-психической структуры человек как целостность не полноценен; здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой духовной, умственной деятельности; человеческая деятельность, телесные действия человека зависят от социальной мотивации.
Бытие каждого конкретного индивида ограничено во времени и пространстве. Но оно включено в безграничную цепь человеческого бытия и бытия природы и является одним из звеньев социально-исторического бытия. Человеческое бытие в целом — реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Но, будучи единством объективного и субъективного, человек не просто существует в структуре бытия. Обладая способностью познавать бытие, он может и влиять на него, к сожалению, далеко не всегда позитивно. Поэтому так важно для каждого человека осознать свое место и роль в единой системе бытия, свою ответственность за судьбы человеческой цивилизации.
Философское учение о материи, основные этапы его развития.
Философия исходит из того, что все многообразие мира объединяется общей основой. Для обозначения такой общей основы мира в философии выработана категория субстанции. Учения, объясняющие возникновение и развитие различных явлений из одной основы, одной субстанции, получили название монистических. История философии различает монизм материалистический (Фалес, Демокрит, Гераклит) и идеалистический (Платон, Гегель, Беркли) в зависимости от того, какое начало (материальное или духовное), по мнению ученого, дает импульс к образованию всех явлений действительного мира. В процессе исторического развития философии материалистический и идеалистический монизм противостояли друг другу, но их взаимодействие включало и стихийные попытки найти «точки соприкосновения», что проявилось в философии дуализма (Декарт) и плюрализма (Лейбниц).
Понятие материи является краеугольным камнем материализма. Не случайно, один из наиболее последовательных и откровенных противников материализма Дж. Беркли считал, что учение о материи является фундаментом атеизма и отрицания религии и если его удалить, то неминуемо развалится все здание материализма. Материализм утверждает, что окружающий человека мир есть движущаяся материя. В мире нет ничего, кроме различных форм движущейся материи, которая лишь переходит из одного состояния в другое.
Первый этап исторического развития, человеческих представлений о материи — вещественно-предметный. Древние греки заложили основы второго этапа — вещественно-субстратного понимания основы мира. У Левкиппа, Демокрита, все многообразие предметного мира и даже человеческая душа состоит из неделимых атомов, движущихся в бесконечном пространстве.
Следующий крупный шаг в направлении научного подхода к категории «материя» сделала диалектико-материалистическая философия. Впервые в истории науки в категорию «материя» вошло общество. Это — третий этап в развитии представлений о материи — философско-гносеологическое ее понимание. Оно связано с первым гносеологическим определением материи, данным В. И. Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм», где подчеркивается такое ее свойство, как быть объективной реальностью, существовать вне и независимо от человеческого сознания.
Конечно, материя проявляет себя только через конкретные материальные тела и процессы. Но материя как философская категория включает в себя не какие-то определенные, а все объективно существующие, известные и пока еще неизвестные ее сложнейших приборов и измерительных устройств.
ТОП 10: |
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 21Следующая ⇒
Категория бытия является исходной категорией в философии. Эта категория фиксирует убеждение человека в существовании окружающего мира, а также самого человека с его сознанием. Вещи конечны, явления исчезают, а мир в целом бесконечен и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире. Она конкретизируется в сопоставлении с другими категориями философии, из чего складывается учение о бытии – онтология. Бытие — это самое широкое, а значит, и самое абстрактное понятие. Однозначное определение категории «бытие» до настоящего времени не создано. Чаще всего дается описательная характеристика этой категории, фиксирующая все существующее. глубинным смыслом бытия является подлинное. человека постоянно сопровождает убеждение в незыблемости окружающего мира, вера в то, что «мир есть, был и будет», что бытие всегда сохраняется. Философы доказали, что мир как целостность непреходящ, вечен, но его конкретные предметы и явления, временны, преходящи. В то же время, несмотря на все многообразие мира, предметы и явления природы, общества, различные человеческие индивиды, мысли, идеи сходны в том, что они «есть», существуют. философское осмысление проблемы бытия не ограничивается фактом существования мира, а делает акцент на самом смысле этого существования. Бытие носит умозрительный характер, не есть предмет реальный. Философскую категорию «бытие» отличает комплексность содержания. она объединяет утверждения относительно целостного мира и связи его частей, отличается универсальностью и многоуровневым характером отношений со всеми другими категориями философии. Категория «бытие» — это наиболее общее и абстрактное философское понятие, употребляемое в мировой философской традиции преимущественно в двух основных значениях: как понятие, обозначающее объективный мир, существующий независимо от сознания людей и как понятие, обозначающее существование чего-либо вообще. В мировой философской традиции в общем выделяются три наиболее типичных аспекта проблемы бытия: 1) Вопросы и ответы о существовании мира и его природе. 2) Вопросы и ответы о единстве мира. 3) Вопросы и ответы о мире как совокупной реальности, обладающей внутренней логикой существования и развития. Впервые понятие бытия как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540-470 гг. до н.э.). У Парменида с бытием связывается сам факт существования мира. При этом философ ставит вопрос, который далее проходит через всю философию – это вопрос о тождестве бытия и мышления. Парменид обосновывает идею примата бытия над мышлением, что, в свою очередь, приводит к признанию познаваемости мира с помощью разума. В его трактовке бытие есть то, что не порождено и неуничтожимо, оно неизменно и неподвижно. другого, кроме бытия не существует. В нем заключена вся полнота совершенств, среди которых считались Истина, Добро, Благо. Бытие – это свет, «увидеть» который можно только «очами» разума. Значительное внимание уделил ей Платон. Он отождествляет бытие с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. Идеи – сущность вещей, т.е. то, что каждую из них делает тем, чем она есть. Платон не ввел в сферу бытия чувственный мир, он назвал его промежуточным между бытием и небытием. Существенный вклад в учение о бытии внес Аристотель. Он выдвигает важнейшую идею о том, что бытие – это особое понятие, которое не является родовым. Это означает, что его нельзя подвести под более общее, так же как и под него все остальное. Это некая абстракция, как бы потенциальное, мыслимое бытие, а реально существует всегда бытие чего-то, то есть конкретные предметы, события, явления. Бытие имеет не одно, но много смыслов. Все, что не есть чистое ничто, по праву входит в сферу бытия, как чувственное, так и умопостигаемое. Итак, у Аристотеля бытие – это фундаментальный принцип объяснения мира. Бытие в этом плане непреходяще, как непреходяща сама природа, а существование вещей и предметов в мире – преходяще. Оно просто есть, существует. Всеобщность бытия проявляется через существование конкретных предметов. В средневековой христианской философии истинное бытие есть Бог, свободный и личный, который творит Своей волей и Своей премудростью. Бог есть по своей сути Бытие. Творение – это участие в бытии. Бог есть несотворенное бытие, но все сотворенное есть не само бытие, но лишь обладающее бытием, получившие бытие через участие в бытии. В Новое время люди перестали признавать свою тотальную зависимость от Бога, присвоили себе право творить мир, самонадеянно уверовали в то, что человек сам создает и творит себя и свои способности. Они стали воспринимать свое сознание, свою жизнь, свои потребности как единственное и, несомненно, подлинное бытие. Приписав деятельностную энергию и способность разумного постижения только самому себе, человек оправдал свое право переделывать природу и преобразовывать мир. Философия бытия уступила место философии свободы, центральной проблемой которой стал человек как начало и причина всего, что случается с ним и миром. Выдающийся философ Нового времени Рене Декарт отождествил мысль с бытием, а творцом мысли объявил человека. Бытие стало субъективным. Первичную достоверность всего сущего Декарт признает прежде всего в мыслящем «Я», в осознанности человеком своей деятельности. Развивая эту мысль, Декарт утверждает, что если отбросить и провозгласить ложным все, в чем можно каким-либо способом сомневаться, то легко предположить, что нет бога, неба, тела, но нельзя сказать, что не существуем мы, что мы не мыслим. Было бы противоестественным полагать, что то, что мыслит не существует. А поэтому умозаключение, выраженное словами «Я мыслю, следовательно, существую» является наипервейшим из всех и наидостовернейшим из тех, которые перед каждым, кто правильно философствует, предстанут. Нетрудно определить, что и здесь в качестве бытия выступает духовное начало, и в частности, мыслящее «Я». С позиций субъективного идеализма объясняет сущность бытия английский философ Джордж Беркли. Суть его воззрений заключается в утверждении, что все вещи – это лишь «комплексы наших ощущений», которые изначально даны нашим сознанием. По Беркли, реальное бытие, то есть вещи, идеи, объективно, в реальности, в своем земном воплощении не существуют, их прибежищем является человеческая мысль. И хотя у Беркли проявляются тенденции к объективно-идеалистическому толкованию сущности бытия, в целом его трактовка этой проблемы носит субъективно-идеалистический характер. Гегельтрактовал бытие как «исчезающее бытие», подчеркивая, что все в мире находится в состоянии становления. Немецкий философ Мартин Хайдеггер не дает академическое определение бытия. Согласно Хайдеггеру, бытие возникает из отрицательности ничто, в то время как ничто позволяет сущему «погружаться», благодаря этому раскрывается бытие. Для того чтобы раскрыться, бытие нуждается в том сущем, которое называется существованием. Бытие – «просека», которая открывает тайгу сущего, делает его понятным. В этой функции раскрытия тайны и состоит, по Хайдеггеру, «смысл бытия». Подобный смысл может проявиться только в «наличности» человеческого существования, т.е. в раскрытии существования благодаря настроениям. Смысл же существования заключается в том, чтобы позволить обнаружить бытие как «просеку» всего сущего. У Ж.-П.Сартра бытие является чистым, логическим тождеством с самим собой; по отношению к человеку это тождество выступает как бытие-в-себе, как подавленная, отвратительная умеренность и самодовольство. В качестве существования бытие теряет значительность, и переносить его можно лишь благодаря тому, что оно включает в себя ничто. Существует метафизическое отвращение к каждой вещи: вещи так отвратительно самоуверенны, так самостоятельны, так полны, так совершенны. Русская религиозная философия утверждала первичность Абсолютного бытия, которое раскрывается человеку в мистическом переживании. Постижение такого Бытия невозможно с помощью логического познания, разум не может доказать его существование. Можно только исходить из Абсолютного бытия, приняв его изначально до всякого познания. Знание не есть отражение бытия. Знание – это самораскрытие бытия, его самооформление и самоявленность. Философы-постмодернистыпринимают идею бытия как постоянного становления, вечного изменения, отказываясь от понимания бытия как неизменного, абсолютного, субстанциального. В связи с этим перед ними встают две задачи: во-первых, обосновать идею бытия как становления, доказать ее право на доминирование в культуре; во-вторых, отыскать соответствующую терминологическую и понятийно-мыслительную форму ее выражения в тексте и устном говорении. Главной онтологической характеристикой природы и общества объявляется неопределенность как процесс взаимодействия противоречивых тенденций: хаоса и порядка, организации и дезорганизации, устойчивости и неустойчивости. Отвергнув способ философствования, нацеленный на отработку самотождественности через отношение к надчеловеческому, Абсолютному бытию, постмодернисты пытаются показать людям, что обрести смысл жизни и нравственную идентичность можно только в общении с другими людьми. Если нет Бога, Истины, Разума, то остаются только люди, нуждающиеся в стратегии совместного общежития, в солидарности. Понятие «бытие» сходно, однопорядково с такими понятиями как «действительность», «реальность», «существование» и в некоторых контекстах они могут рассматриваться как синонимы. Вместе с тем бытие – такая характеристика мира, в которой утверждается целостность мира через его существование. Парной по отношению к категории «бытие» может быть названа категория «небытие». Тема бытия является одной из наиболее значимых в классической европейской философии, о чем уже говорилось выше. Понятие же «небытие» не получило в ней статуса центральной онтологической категории. Его то признавали (атомисты, Платон, Аристотель и их последователи), то не признавали (элеаты, Эмпедокл, Р.Декарт). Тем не менее, понятие «небытие», трактуемое как разделяющее и связующее звено бытия, как источник его множественности и разнообразия, выполняло важную мировоззренческую и методологическую роль в античной философии. Наиболее высокую оценку небытия, трактуемого как божественное Ничто, мы находим в средневековой европейской философии. По своему статусу оно, будучи исходным материалом для творения, выше сотворенного бытия. В восточной философско-религиозной традиции (в частности, в буддизме и в философии вайшешика) признание небытия является основополагающим принципом.
Бытие делится на два мира: мир физических вещей, процессов, материальная действи-тельность и мир идеального, мир сознания, внутренний мир человека, его психических состояний. Эти два мира имеют различные способы своего существования. Физический, материальный, природный мир существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Психический мир — мир человеческого сознания существует субъективно, так как зависим от воли и желания людей, отдельных индивидов. Вопрос о том, как соотносятся эти два мира, — основной вопрос философии. Комбинация этих двух основных форм бытия позволяет выделить еще несколько разновидностей форм бытия. В структуре бытия чаще всего выделяют следующие специфические формы: Бытие вещей, процессов, состояний природы. Бытие человека. Бытие духовного. Бытие социального. Бытие вещей, процессов, состояний природы существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Этому миру присущи объективные закономерности и задача людей постичь их во всей полноте. Специфично бытие человека. Человек принадлежит двум мирам: природному телесному миру, как его органическая часть, и одновременно психическому миру, миру сознания, творчества, свободы. Уникальность бытия человека заключается в том, что он постоянно преобразует наличную действительность, разрывает тесные рамки сложившихся обстоятельств, выходит за пределы наличного. Бытие человека воплощает диалектическое единство объективно-предметного и субъективного, тела и духа. Само по себе это явление уникальное. Материальное, природное выступает у человека первичной предпосылкой его существования. Вместе с тем многие действия человека регулируются социальными, духовно-нравственными мотивами. В самом широком смысле человечество – это общность, в которую входят все индивиды, живущие ныне или жившие ранее на Земле, а также те, кому предстоит родиться. Надо иметь в виду, что люди существуют до, вне и независимо от сознания каждого отдельного человека. Здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой умственной деятельности, здорового духа. Об этом же говорит и народная пословица: «в здоровом теле – здоровый дух». Правда, верное по своей сути изречение допускает и исключения, так как человеческий интеллект, его психика не всегда подчинены здоровому телу. Но и дух, как известно, оказывает, а точнее, в состоянии оказать огромное позитивное влияние на жизнедеятельность человеческого тела. Следует обратить внимание и на такую особенность человеческого бытия, как зависимость его телесных действий от социальных мотиваций. В то время как другие природные вещи и тела функционируют автоматически, и можно с достаточной определенностью предсказывать их поведение на ближайшую и дальнюю перспективу, этого нельзя сделать относительно человеческого тела. Его проявления и поступки нередко регулируются не биологическими инстинктами, а духовно-нравственными и социальными мотивами. Своеобразный способ существования характеризует и человеческое общество. В социальном бытии переплетаются материальное и идеальное, природа и дух. Бытие социальногоделится на бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории и бытие общества. Бытие духовного обретает свою самостоятельность в силу своеобразия функционирования индивидуального и общественного сознания. Индивидуальное сознание или субъективный дух это внутренний психический мир человека. В процессе социальных взаимоотношений и деятельности людей возникают объективированные формы духовного. Это — язык, мораль, искусство, научные теории, религия, традиции. Тема форм бытия имеет большое значение для уяснения различий в философских воззрениях. Главное различие обычно касается того, какую форму бытия считать главной и определяющей, исходной, какие формы бытия производны. Так, материализм считает основной формой бытия природное бытие, остальные — производными, зависимыми от основной формы. А идеализм считает основной формой идеальное бытие.
|
13 Философское учение о бытии, основные формы бытия.
Онтология– наука, объектом изучения которой есть бытие.Бытие– философская категория, обозначающая реальность, существующую объективно, независимо от сознания человека. Термин «бытие» был введен в философию Парменидом. Бытие в его понимании:
Бытие не возникает и не исчезает, оно существует всегда, иначе оно бы не было бытием, а зависело от чего-то,
Бытие неделимо,
Бытие похоже на шар, любая точка на поверхности которого отстоит одинаково от центра.
Парменид впервые в истории философии пытается доказать тезис о несуществовании небытия:
«Небытие невозможно ни познать, ни выразить, а следовательно его не существует».
У Парменида выходит, что если мысль о небытии существует, то существует и то, что мыслится в мысли о небытии, т. е. небытие и что оно существует не в качестве небытия, а бытия потому, что то, что существует есть бытие, а не небытие. Это утверждение неверно. Одно дело мысль о предмете, другое – предмет мысли.
Позднее у неоплатоников бытие понималось как источник бытия, как СВЕРХБЫТИЕ или божественное НИЧТО.
В период Нового Времени понятие бытия опиралось на тезис Декарта:
«Cogito ergo sum»,
т. е. бытие – точка пересечения мыслимого и существующего.
В 19 –20 вв. течения, близкие к неопозитивизму, особенно философия логического и лингвистического анализа, пытались снять саму проблематику бытия, заменить ее проблемами выраженными языком позитивной науки.
БЫТИЕ:
АТОМИСТИЧЕСКАЯ ТРАКТОВКА — Трактовка бытия как объекта, противостоящего субъекту ИДЕАЛИСТИЧЕСКАЯ ТРАКТОВКА — Понять бытие, исходя из анализа сознания.
Бытие ограничивается природой, миром естественных тел,
а духовный мир статуса бытия не имеет.
Основные формы Бытия: 1) Бытие вещей, процессов; 2) Бытие человека; 3) Бытие духовного; 4) Бытие общества.
34 Структура общественного сознания.
Человеческое общество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой – люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общественное сознание возникло одновременно и в единстве с возникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично существование человеческого разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть и развиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа. В силу того, что общество есть объективно-субъективная реальность, общественное бытие и общественное сознание как бы «нагружены» друг другом: без энергии сознания общественное бытие статично и даже мертво.
Итак, сознание как отражение и как активно-творческая деятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и того же процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая его потаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его объективно необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства.
Тот факт, что общественное сознание включает в себя разные уровни (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию и т. д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражается по-разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феномена общественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую сумму понятий «сознание» и «общественное».
Общественное сознание может как отставать, так и опережать бытие в рамках закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом плане общественное сознание может играть роль активного стимулятора общественного процесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная сила общественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смысл его эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается от субъективного (в смысле субъективной реальности), конечного и ограниченного отдельным человеком индивидуального сознания.
Общество обладает четкой внутренней расчлененностью составляющих его компонентов и их тесной взаимосвязью. Экономика, политика, наука, право, нравственность, искусство, семья, религия не существуют вне связи друг с другом.
Индивидуализированная форма «сознания вообще» — это структурированное, организованное самосознание. Оно воспроизводится семантикой актуальной культуры. Общественная форма «сознания вообще» — это идеология (идеи, ценности, традиции, стереотипы, ритуалы и т.п.).
Общественная психология — частичный аналог обыденного уровня сознания, в котором представлены научные и ненаучные взгляды и оценки, эстетические вкусы и идеи, нравы и традиции, склонности и интересы, образы причудливой фантазии и логика здравого смысла. Идеология — частичный аналог теоретического уровня сознания, в котором с позиций определенного класса, партии дается систематизированная оценка соц. действительности. Часто проявляется факт «отставания» идеологии от общественной психологии, особенно при тоталитарных режимах. Общественная психология и идеология могут одни и те же явления действительности отражать по-разному. Факт противостояния идеологии и общественной психологии приводит не только к ее отставанию от обыденного сознания, но и к дестабилизации самой общественной психологии.
Основные формы бытия в философии :: SYL.ru
Философия как разновидность мировоззрения родилась с вопрошания о том, что является сущностью окружающей нас действительности. Едина ли она? Поэтому главным структурным звеном «любви к мудрости» является онтология. Она изучает основные формы бытия. Если посмотреть на перевод этого слова с греческого, то мы увидим, что оно означает «понятие о сущем». Это значит, что онтология занимается тем, что мы называем реальностью. То есть тем, что существует. Но бытие – намного шире, и далеко не всегда, и не в толковании всех мыслителей совпадает с сущим. Без понимания, что же это такое, мы не сможем решить ни одну философскую проблему. Будем ли мы говорить о человеке или природе, материи или пространстве, мы все равно упремся в этот трудные вопрос. Поэтому все остальное философское знание в той или иной степени от него зависит.
Начало всего
Это понятие появилось в античном мире, когда стало недостаточным религиозно-мифологическое объяснение происхождения Вселенной. Можно сказать, что вопрос этот родился вместе с философией, поскольку любая концепция начинается с попытки решить эту проблему. Первые мыслители, изучающие природу, поставили вопрос о том, что стоит в основе бытия. Первым в истории анализу подверг этот феномен Парменид. Однако довольно быстро выяснилось, что это слишком широкий, и в то же время достаточно бедный термин. Он ничего не объясняет. Более того, как утверждал Хайдеггер, за две тысячи лет философствования этот вопрос так и остался открытым. Назовем ли мы так все вещественное в этом мире, то, что можно пощупать? То, что существует «для нас», то есть, субъективно ли оно? А может, это основа всего сущего? Кроме того, мы до сих пор не знаем, что такое небытие, существует ли оно, и совпадает ли с ничто. Сколько копий было сломано по этому поводу за долгие века! Поэтому данный термин можно конкретизировать, связав с тем, что представляют собой основные формы бытия. А это существование всех его проявлений в совокупности. Для удобства люди попытались разделить их на виды и формы. Попробуем в этом разобраться.
Виды бытия
Издавна выделяли две больших группы того, что существует (в мире и в сознании). Это духовное и материальное бытие. По сути дела, обе они вполне исчерпывающе определяют все, что можно увидеть, помыслить и даже придумать в нашем мире. Формы бытия материи обычно связывают с тем, что существует вне человека и его восприятия, само по себе, объективно. Это не только природные вещи, но также разные явления жизни людей и общества. Идеальное бытие – это феномены духовной жизни. Если материальное существование можно описать, как объективную реальность, то мысли, чувства, концепции, идеи – как субъективную. Они зарождаются в сознании индивидуума, но могут стать достоянием всех. Поэтому эти духовные явления часто запечатлеваются в материальной форме текстов, знаков, формул и так далее. В последнее время виды бытия пополнились еще виртуальной сферой. Это понятие родилось в физике и означало потенциальное, возможное или кратковременное существование. Но с распространением компьютеризации и Интернета появилась виртуальная реальность, где человек стал проводить массу времени и пытаться реализовать себя в том, в чем ему не удается этого сделать в реальной жизни.
«Первая» природа
Тривиальностью стало утверждение о том, что мир многообразен. Чтобы в нем разобраться, ученые заключили между собой соглашение, что будут разбивать все его феномены на определенные группы. Все вещи, явления или процессы, объединенные вместе, в один вид, имеют сходство между собой и определенную специфику. Когда мы говорим о том, что такое основные формы бытия, то прежде всего имеем в виду различные процессы, предметы и состояния, которые содержатся в окружающем мире. Это называют «первой природой» — то есть, то, что существует независимо от людей. Оно было до них, и, возможно, их переживет. Это существование природных тел и процессов неразрывно связано с таким понятием, как материальная форма бытия. В древности она отождествлялась с тем, из чего состояли вещи и предметы. Затем к этому добавляется понятие формы (Декарт), протяженности, инертности и веса (Ньютон). Гегель поднимает материю до положения философской категории, существующей независимо от сознания. Она сделалась синонимом всего объективно существующего. Материю ограничивают пространство и время. Формы бытия вещей определяются этими категориями. Хотя философы до сих пор спорят о том, являются ли они реальными, или же представляют собой только феномены нашего сознания.
Пространство и время
Это, как мы уже говорили выше, чрезвычайно дискуссионные категории. За все существование истории философии им давалось множество определений, но все же мыслители не смогли исчерпать их богатство и свойства. К тому же, эти термины очень гипотетичны. Большинство исследователей согласны в том, что пространство – это особая материальная форма бытия. Она характеризуется сосуществованием объектов, их взаимодействием, протяженностью, структурностью, и иными признаками. Пространство часто называют атрибутом материи. Оно придает специфическую характеристику каждой частице мира. В современной философии изучается и время как форма бытия материи. Оно объективно и внутренне связано с пространством и движением. Его характеристики – последовательность, продолжительность, ритмы, темпы. Согласно Хайдеггеру, бытие и время обуславливают друг друга, но очень особенным образом, который недоступен рациональному познанию. Можно только осмотрительно определить какие-то их стороны.
«Вторая природа»
Так называются формы бытия материи, созданные человеком. То есть все, возникшее в результате деятельности людей. Однако эта «вторая природа» зависит от первой. Она представляет собой совокупность различных, созданных человеком вещей. Но они не могли быть сделаны без первичного природного материала. Он был преобразован. Это заводы, машины, здания, города и вспаханные поля, одежда и орудия труда, растения и животные, которые были выведены путем селекции, и так далее. Кроме того, сюда относятся и духовные формы бытия – например, виды знания, творчество отдельных людей, определенные общественные роли и функции. Да и предназначение созданных человеком предметов тоже является частью «второй природы». Можно сказать, что существование этих вещей, процессов, познания представляет собой социальный, природный, духовный и исторический комплекс. С «первой природой» у него очень сложные взаимоотношения. Он может быть с ней в гармонии и противостоять ей, конфликтовать и зависеть от нее. Хотя при всем этом, и «первая», и «вторая» природа представляют собой единое цельное существование.
Основные формы бытия человека
Многие философы полагали, что люди – это вещи. Только мыслящие. Ведь человек может быть объектом изучения, в его существовании и поведении есть нечто механистическое. У него есть тело, которое живет по законам природы, подчиняется биологическим ритмам, рождается, болеет и умирает. Поэтому существование людей в качестве предметов, вещей, тоже относится к формам бытия. Но, разумеется, этим они не исчерпываются. Существуют специфические формы человеческого бытия как такового. В этой системе координат люди перестают быть предметами в мире вещей. Они становятся субъектами, которые зависят не только от природы и ее законов. Человек имеет также ту форму бытия, в которое он выступает как существо, обитающее в социуме, наделенное моралью и нравственностью, а также имеющее духовную жизнь.
Три компонента
В то же самое время, люди объединяют в себе, как «первую», так и «вторую» природу. Это взаимодействие является главной особенностью, определяющей специфику формы бытия человека. Ведь каждый индивидуум представляет собой тело (предмет), способный мыслить и чувствовать, существо, находящееся на определенной степени развития или стадии эволюции, а также «политическое животное», которое живет в социуме на данном этапе истории. Для того чтобы человек соответствовал своему определению, необходимо единство всех этих трех компонентов. Он должен иметь способное к жизни тело, заниматься умственной деятельностью, а также быть социализированным и иметь соответствующую мотивацию.
Бытие идеального
Есть еще одна особенность, определяющая специфику существования людей. Это так называемые духовные формы бытия. Это сфера, относящаяся к сознанию человека – как коллективному, так и индивидуальному. Это еще и различные процессы, происходящие внутри личности. Сюда относятся также феномены, имеющие бессознательный характер. Это способности человека воспринимать и объяснять процессы внешнего мира, а также рефлексировать над самим собой. Современная философия полагает, что эта индивидуализированная форма бытия включает в себя различные стороны волевой, мыслительной, интеллектуальной и эмоциональной деятельности. Одним из высших проявлений ее является самосознание. Однако формы бытия человека не ограничиваются только личностными процессами. Ведь то, что создают люди, приобретает объективированный, надындивидуальный характер. Тогда эти творения – культуры, цивилизации, литературы, искусства, музыки – принадлежат не одному человеку, а становятся достоянием всех. Они, как правило, имеют материальное воплощение в книгах, картинах, зданиях, рукописях, компьютерных файлах и программах, и становятся независимы от своих создателей. Духовные формы бытия в философии также часто отождествляются с видами общественного сознания. Именно их мы имеем в виду, когда говорим о науке, религии, морали, политике и так далее.
Общественное бытие, которое, как полагал Маркс, определяет сознание
Как уже говорилось, человек не может жить в одиночку и быть при этом полноценным. Он является социальным существом. Но основные формы бытия в философии, которые имеют отношение к обществу, для удобства разделяются на два вида. Один из них – это существование индивидов, которых называют социальными субъектами. Это жизнь человека в историческом процессе, его взлетах, падениях, прогрессе и регрессе. Ведь он является основной ячейкой социального, носителем его качеств и отношений. Без индивидуального невозможно коллективное. Анализируя формы социального бытия, выделяют еще и собственно общественную его разновидность. Можно сказать, что речь идет обо всей жизни человечества. О его разных сферах деятельности – производстве и культуре, цивилизации и духовности. Всякий человек ограничен телом, пространством и временем. Но в то же время он является частью целокупности – социума, исторических процессов, культуры, народа. Человек не просто существует как винтик структуры бытия. Оно влияет на него, но и наоборот. Причем эффект от деятельности человека бывает как позитивным, так и негативным. Поэтому всегда стоит помнить о достаточно тривиальной вещи, которую озвучил еще поэт Джон Донн. Что человек не остров, а часть континента, и все, что случается с другими, не проходит для него бесследно.
Бытие и становление
После того, как появилась эта философская категория, мыслители задались вопросом о том, неизменно оно, или же претерпевает трансформации. Так появилось учение о бытии подлинном. Первым поднял эту проблему Платон. Он заявил о том, что истинное бытие неизменно и совершенно. А все преходящие вещи и явления – всего лишь его тени, которые меняются и исчезают. По сути дела, все, что находится в этом мире, с точки зрения философа – это небытие. Ведь все вещи рождаются и умирают, приходя к предназначенному концу. Поэтому они не имеют в себе высшего, бессмертного бытия. Им обладают только нетленные идеи. Своеобразно этот постулат в эпоху Нового времени развил Рене Декарт. С его точки зрения признаком подлинного бытия является способность мыслить. То, что не может этого делать, нельзя признать истинно существующим. Еще более заострил эту проблему в восемнадцатом веке Джордж Беркли, утверждавший, что ни одна вещь не является реальной. Все они существуют только в человеческой мысли.
Рассуждения о подлинном и иллюзорном бытии в современную эпоху
В свою очередь, сторонники материализма, куда относится и марксистская школа, полагали идеализм иллюзорным бытием. Реальным они признавали только существование вещей в этом мире. С их точки зрения бытие материального является вечным, оно только меняет свою форму и разделяется на уровни, включающие в себя и человека, и общество. А вот индивидуальное духовное бытие умирает и исчезает вместе с его носителями. Проблема это осталась нерешенной и в последующие столетия. Классик современной философии Хайдеггер тоже разработал учение о бытии – подлинном и ненастоящем. При этом он тоже использовал популярную у марксистов идею об отчуждении. Речь идет о том, что сознание современного человека подчинено времени, которое изменяется. Тем самым оно отчуждено от бытия. Человек пытается ускользнуть от смерти, рассматривая перспективу будущего. Но он все равно постоянно пребывает под тяжестью забот и угнетенности. Это априорное состояние существования человека в обществе. Он остается вещью среди других предметов мира и понимает собственную конечность. Но в отличие от других объектов, люди связаны с трансцедентным бытием. Они также имеют внутреннюю способность к свободному самовыражению своей экзистенции. Это качество и личностная связь с подлинным бытием могут помочь им достичь правильной жизни. Это возможно, если преодолеть мертвое, спекулятивное мышление, а также спровоцированный этим способом рефлексии раскол мира на объект и субъект, подменивший бытие сущим. Во времена Платона начались поиски предметной основы мира. Тогда формулировались основные формы бытия в философии. Но это привело к отчуждению человека от мира, особенно в Новое время. Эпоха науки и техники привела к «смерти Бога» и ненастоящей жизни. Поэтому Хайдеггер был очень озабочен тем, как привести человека к истинному, «сакральному» бытию. А это способно дать только целостное знание, настоящий язык, подлинное понимание. Таким образом осуществляется контакт с настоящим бытием.