Как лучше должна одеваться православная женщина: Об одежде женщин / Православие.Ru – Женская одежда и православие. Нужно ли одеваться красиво верующей женщине?

Об одежде женщин / Православие.Ru

Из книги священника Павла Гумерова «Малая Церковь», изданной Сретенским монастырем в 2008 г.

Скажу несколько слов о скромной и нескромной одежде.

Тело является видимой частью души (кстати, узнав об этом, известный рок-музыкант К. Кинчев перестал уродовать тело новыми татуировками). Украшая свое тело, одевая его, женщина приоткрывает некоторую часть того, что таится в ее душе. Например, с помощью косметики пытается дорисовать свой лик до ей одной известного идеала.

Поэтому, смотря на девушку, которая одевается слишком облегченно и открыто, невольно задаешься вопросом: «А не является ли ее поведение таким же облегченным, как и ее одежда?» Разумеется, далеко не все женщины, одевающиеся вольно, хотят быть легкой мишенью для мужчин. Когда-то я не мог понять, почему многие девушки одеваются так, будто думают только о сексе? Ведь для любого мужика это послание: «Я не против!» Известно, что большинство изнасилований происходит из-за нескромного поведения женщин. А потом я понял, что девушки вовсе не хотят отдаться первому встречному, скорее они просто не понимают, как это действует на мужчин. Но если парень обратил на нее внимание — это маленькая победа, тщеславие удовлетворено, ее оценили. Сродни тому как атлетически сложенный мужчина поигрывает мускулами на пляже и ловит восхищенные взоры красавиц. Но беда в том, что бедные девицы не понимают, какие грязные, опасные мысли возникают в головах некоторых мужчин при виде их и как скоро они могут перейти в действие. Ведь мужчина, как известно из медицины, гораздо более возбудим, чем женщина.

Многим девушкам с помощью нескромной одежды, кокетства нравится самоутверждаться, одерживать победы и потом бросать свои жертвы. Такое поведение весьма опасно во всех отношениях. Я читал рассказ об одной девице, которая очень любила смеяться над мужчинами. И вот однажды верующие тетушки почти насильно привели ее в Троице-Сергиеву лавру.

И здесь, в храме, она увидела юношу неземной красоты, который не только не обращал на нее внимания, несмотря на все уловки, но даже не смотрел в ее сторону. Девушку это буквально довело до беснования. А потом она узнала, что юноша слеп. И тут великий стыд нахлынул на нее, она осознала всю глупость и нелепость своего поведения.

Молодым людям, выбирающим спутницу на всю жизнь и мать своих будущих детей, следует обратить особое внимание на внешний вид и поведение своей избранницы. А девушкам, собирающимся замуж, следует помнить, что мужчина с серьезными намерениями вряд ли свяжет свою жизнь с вертихвосткой и записной кокеткой. Напомню замечательные слова апостола Павла: Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа…

(1 Пет 3, 3–4).

Многие женщины мечтают выйти замуж. И это вполне понятно: стремление к замужеству и материнству заложено в женское естество от природы. Но очень опасно стремиться к этому любой ценой. Можно на всю жизнь сделаться несчастной.

Некоторые девушки, особенно ближе к тридцати, считают, что жизнь будет прожита зря, если срочно не выйти замуж. И не важно даже за кого: за пьющего, неверующего, даже наркомана, главное — выйти. Протоиерей Аркадий Шатов сказал мудрые слова: «Гораздо лучше вообще никогда не выйти замуж, чем выйти плохо».

Мы всё говорим о правилах для женщин и совсем оставили в стороне мужчин. Юношам я желаю одного: быть мужчинами. Главная болезнь современной молодежи — это жуткий инфантилизм, боязнь ответственности. И как следствие этого — упадок института брака.

Наша беседа подходит к концу, и я хотел бы еще совсем немного сказать об одной очень серьезной проблеме. Большинство молодых людей полагают, что совместную половую жизнь нужно начинать до брака. А вдруг мы окажемся сексуально несовместимыми, рассуждают они, и придется развестись?

Скажу одно: количество «пробных браков» увеличивается, число же разводов не уменьшается, а растет.

Не говоря уже о том, что такой подход может привести к серьезной ошибке. Например, молодые люди решили «попробовать», у них не получилось, и они разбежались. А «не получиться» могло по огромному количеству причин, из которых несовместимость стоит на последнем месте.

Гармоничные интимные отношения — весьма сложная, тонкая вещь, и родиться они могут только в долговременном союзе любящих людей, которые очень хорошо знают особенности и желания друг друга. Вот почему молодые должны сохранять себя до брака.

Сейчас такое время, когда люди из-за оторванности от веры и традиций наделали много ошибок, не смогли сохранить себя в чистоте и целомудрии. Но Божественная благодать немощная врачует и оскудевающая восполняет. Господь поможет каждому человеку, который искренно к Нему обращается. Лишь бы человек очистился через покаяние, исповедь и сам захотел измениться.

Если вы решили связать свою жизнь с человеком, ни в коем случае нельзя попрекать его прошлым.

Тема у нас — период добрачный, и назвать его можно генеральной репетицией, подготовкой к самому браку и проверкой чувств. Жених и невеста должны еще до венчания начать учиться любить, прощать, радовать друг друга, молиться друг за друга. Когда я только рукоположился в священный сан, мой сослуживец, опытный священник, сказал мне: «Не привыкай к плохому, старайся с самого начала все делать хорошо и правильно, потом будет легче».

То же можно сказать и про семейную жизнь. Еще до брака нужно учиться правильно строить свои отношения.

Ничего не бойтесь. Человек, вступая в супружеский союз, исполняет заповедь Божию:

Не хорошо быть человеку одному (Быт 2, 18), и если он испросит у Бога помощи и намерения его искренни, то Господь обязательно поможет ему.

Женская одежда и православие. Нужно ли одеваться красиво верующей женщине?

Несколько дней назад я писала о том, почему православная женщина может и должна выглядеть ухоженной и красивой http://ideal-happines.livejournal.com/16594.html
Сегодня я хочу поговорить о том, каким образом верующей женщине соблюдать требования церкви к одежде и при этом выглядеть красиво.

В принципе, церковь не накладывает какие-то серьезные ограничения на одежду. Женщине нельзя входить в храм в штанах (брюки, джинсы, шорты) и в одежде, которая подчеркивает и обнажает некоторые части тела. То есть нельзя придти в мини-юбке, нельзя в майке на бретельках и с глубоким декольте с обеих сторон, также неприличным будет придти в прозрачной одежде. Короткий рукав и вырез платья или блузки, который не оголяет грудь, вполне допустим. Юбка длиной до колена или чуть выше колена тоже. Голова должна быть покрыта, но никто не заставляет наматывать платок. Это может быть шарфик, шляпка, беретка, шапочка.
Таким образом мы видим, что очень жестких ограничений в наше время церковь не налагает.

Что касается цветовых решений, то тут можно исходить из своей фантазии, главное, чтобы одежда не была кричащей и пестрой, чтобы не отвлекала людей от молитвы.

Подумайте только, храм — дом Божий на земле. Для строительства храмов привлекают лучших архитекторов. Для росписи — лучших художников. Храмы украшаются позолотой, цветами к празднику. Их окуривают дымом лучших благовоний, и ставят свечи из натурального воска. А священников обряжают в лучшие одежды.
Это все потому, что Евхаристия — причастие, это Царский Пир, главное таинство для всех православных христиан. Причаститься Святых Христовых Тайн — праздник для каждого православного, с которым его обычно поздравляют и батюшки в конце службы, и близкие люди.
Обычно люди выбираются в храм именно на исповедь и причастие. Но даже если и просто побыть на службе, все равно мы приходим в гости к Богу, в его храм.
Раньше даже существовало такое понятие, как «кобеднишная одежда». Это был самый лучший наряд, который хранился именно для посещения храма.

Так откуда же взялась мода на бесформенную одежду невнятных темных цветов, которую можно назвать только тряпками, на стоптанные ботинки, на рюкзак за спиной, на старый платок, замотанный, как на сенокос или поход в лес в деревне? Неужели приличные люди ходят в гости и на праздник в таком виде?
Вероятно, такая традиция сформировалась не очень давно, уже после того, как храмы открыли в перестройку.
Дореволюционные традиции стерлись из памяти даже старушек, а вновь прибывшим некому было рассказать о них. Тем более, что народ кинулся в веру, как в омут с головой, поглощая неимоверное количество всякой околоцерковной литературы как православного, так и псевдорелигиозного толка. В 90-е это никто не контролировал. Новые батюшки, которых наспех учили и рукополагали, быть может, и сами толком не знали, как положено. Да и некогда было разбираться еще и с женской одеждой, забот по восстановлению храмов было полно.
До революции в церковь одевались, как на праздник. А в скромном виде можно было ходить в паломничество, чтобы не запачкаться в долгой дороге, ну и бедняки ходили, в чем было, ведь огромное количество нищих и бедных тоже ходили в церковь, нельзя же на них ровняться.

Думаю, что как раз в 80-90-е годы и появилась такая мода. Предположу, что пошла она от бедных женщин, у которых и не было нормальной одежды в эти голодные годы. Только старое и темное. Да сверх того устное народное творчество, основанное на цитатах из Евангелия, что бедному так же тяжело попасть в Рай, как верблюду пройти через игольное ушко. Да еще и разговоры о том, что все внешнее — это пустое, главное — духовная жизнь. В общем, это правильно. Только если не вдаваться в крайности.

Известно, что были известнейшие богатые православные меценаты, и даже святые. И духовная жизнь, конечно, должна быть на первом месте. Но это не значит, что надо пренебрегать своим внешним видом, и ходить с унылым постным видом, замотавшись в темные тряпки. Это ни на сантиметр не приближает нас к Богу.
Наоборот, мы своим видом высказываем пренебрежение к людям, которые пришли на праздник встречи с Богом.
Это не смирение — это завуалированная гордыня. Посмотрите, мол, какая я скромная и смиренная, ничто не отвлекает меня от молитвы, ничто не интересно мне больше в этой жизни. Но ведь Бог — это любовь. А вместо любви и заботы мы частенько слышим от таких женщин в храме слова злобы и осуждения, после которых многим новеньким и в храм-то зайти никогда не захочется.
Такие женщины, которые носят маску смирения и аскезы, с хмурым и понурым видом, скорее играют не миссионерскую, а антимиссионерскую роль, пугая и отталкивая своим внешним видом.

Позволю себе процитировать патриарха Кирилла, который еще будучи митрополитом сказал: «Мы не должны производить впечатление странных, придурковатых людей, если мы хотим быть Церковью народа, а не замыкаться в гетто. Мы должны показать пример народу, в том числе и своим внешним обликом. Православие – это не убожество, это красота жизни. Православие не заставляет нас одеваться в мрачные серо-черно-коричневые цвета».

Если вы редко бываете в храме и не знаете, как лучше одеться, дам несколько советов:
1. Не одевайте длинную юбку в пол, если вы не ходите в таких в повседневной жизни. Без опыта можно споткнуться об подол, порвать, испачкаться. Длинная юбка предполагает короткий шаг, придерживание и приподнимание руками, особенно если вы идете по лестнице или по грязной дороге. Это очень неудобно делать, если вы едете на общественном транспорте, если у вас в руках тяжелые сумки или дети. Как минимум, нужна тренировка.
2. Не одевайте короткую или обтягивающую юбку, это совсем не уместно в храме, и вы рискуете испортить настроение себе и другим, если люди будут смотреть на вас осуждающе или даже скажут о том, что это неприлично.
3. Если у вас совсем нет юбки, но очень нужно сходить в храм, то оденьте длинную верхнюю одежду поверх брюк/джинсов — пальто или длинный кардиган. Это не будет привлекать внимание.
4. Даже если на улице жара, не одевайте майку, оденьте что-то с коротким рукавом, или накиньте на майку тоненькое болеро или какую-то накидку, чтобы никто не любовался вашими обнаженными плечами и грудью.
5. Если вы не любите носить платок или шарф на голове, повяжите тонкий шелковый или шифоновый шарфик назад, примерно так, это не вызовет сильного дискомфорта:

А еще сейчас продаются очень интересные капоры и хомуты, которые вообще не надо повязывать, вот такие (сама первый раз увидела, хочу теперь и себе такой):

Сейчас есть множество магазинов, в том числе интернет-магазинов, которые предлагают одежду для православных женщин. Но мы с легкостью можем одеваться и в обычных магазинах, соблюдая приличия.
В этом посте я привожу маленькую подборку одежды, которая понравилась мне в православных магазинах. Но сама я, к примеру, одеваюсь в совершенно обычные платья, подбирая по фасону не слишком короткое, не слишком обтягивающее и не слишком открытое. Впрочем, с моими габаритами это было бы неприлично не только в храме ))

Или вот зимние варианты из шерсти:

На написание данной статьи меня вдохновил вот этот замечательный материал: http://hram-predtecha.ru/publikacii/article_post/pravoslaviye-eto-krasota-zhizni-vo-vsem

А как вам, милые женщины, нравится такая одежда? Комфортно ли вам ходить в платье или юбке в храм или напрягает?
Мужчины, а вам нравятся женщины, которые носят юбки и платья? Или лучше джинсы?

О белых одеждах, джинсах и «православной» моде / Православие.Ru

С.М.Прокудин-Горский. Крестьянские девушки. Российская империя. 1909 г.
С.М.Прокудин-Горский. Крестьянские девушки. Российская империя. 1909 г.
До своего грехопадения Адам и Ева были окружены, как бы окутаны Божией благодатью. Это была их «одежда», а в иной они не нуждались.

И сквозь всю свою историю, сквозь все скитания, вплоть до нынешнего крайнего духовного одичания, люди пронесли в глубине сознания память об этой сияющей благодати, что освещала и согревала их тела и души во времена райской, безгрешной жизни. Память эта, поборов языческую любовь к пестроте, проявляет себя в устойчивом, не выветривающемся веками трепетном отношении к белым простым длинным одеяниям – этому слабому, грубо-чувственному ее подобию.

Белоснежные древнеегипетские калазирисы, греческие хитоны и длинные белые рубахи наших предков не что иное, как выражения этой памяти.

Интересно, что древние египтяне, начало культуры которых теряется в глубине тысячелетий, чрезвычайно ценили льняное полотно ослепительной белизны и настолько тонкое, что сквозь несколько слоев сшитой из него одежды просвечивали родинки на теле.

Еще более тонкие, совершенно прозрачные ткани умели делать из хлопка древние индусы. Нетрудно понять, что могло быть прообразом таких одеяний.

Белый цвет всегда был символом чистоты. Чистота одежды или тела изначально понималась как чистота духовная, как свобода от нечистой силы: именно в этом смысле говорилось о «нечистом» месте и вообще о любой нечистоте. Гигиеническое понимание чистоты пришло уже в наше время. В традиционной православной культуре очищение тела и надевание чистых белых рубах было частью необходимой подготовки к церковной службе, написанию иконы, строительству храма и прочим богоугодным делам.

Даже в современном испорченном мире сохраняется особое отношение к белым одеяниям. Белое платье невесты по-прежнему символ ее невинности, нравственной чистоты.

Вкусив запретного плода, Адам и Ева «узнали… что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясание» (Быт. 3, 7). Их тела, привыкшие к теплу от пронизывающей их благодати (вспомним, как растаял снег вокруг Серафима Саровского, так что согрет был и его собеседник Мотовилов) ощутили не только духовную, но и физическую уязвимость. Вместо духовной одежды человек получил, подобно животному, грубую плотскую. «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Быт. 3, 21).

Одежда должна была не только защищать от внешних воздействий, но и прикрывать «срам», оберегать целомудрие. Но с развитием культуры люди стали использовать одежду совсем не для того, для чего она дана была Господом. Одежда приобрела знаковый характер, стала своеобразным языком их самовыражения.

Древние люди были выносливы и холодов не боялись. Но они надевали на себя шкуры животных-тотемов, заменявших им истинного Бога, в знак породнения с этим животным ради его покровительства (этому же служили и другие обряды, например принятие жертвенной крови). Много позднее, в Древнем Риме, легионеры которого, как известно, воевали и на севере, и на юге, в подобные шкуры с головой животного, накинутой вместо капюшона, было принято одевать музыкантов, чьей главной задачей было поднятие боевого духа воинов. Для этого же надевали шкуры и дикари: устрашить врага, поддержать боевой дух «своих».

Пример из другой эпохи. Разве не было душно нашим боярам и дворянам летним зноем под несколькими слоями пышных одежд, в тяжеленной шубе на меху, в высокой горлатной шапке? Их костюм говорил о знатности происхождения, высоком положении в обществе. Заявить об этом считалось важным, ради этого приходилось терпеть.

Современные модницы пока еще не перещеголяли французских дам рубежа XVIII–XIX веков, ходивших в полупрозрачных платьях, надетых либо на голое тело, либо на мокрое трико, и при этом всерьез обсуждавших возможность обходиться вообще без всяких одежд. Бесстыдниц того времени не могли остановить даже увещевания врачей, устраивавших экскурсии на кладбища к могилам жертв «голой» моды, умерших от пневмонии.

А на фотографиях середины XIX века мы видим приехавших на Кубу англичан – чопорных господ в кринолинах и фраках. И это в сорокаградусную жару! А рядом с ними – полунагие туземцы.

Фотографии, сделанные этнографическими экспедициями начала прошлого века в русской глубинке: деревенские девушки, одетые в праздничные костюмы. Начало осени, под ногами – раскисшая земля. Богатые невесты в кожаных сапогах, под которые надевалось несколько пар шерстяных носок с узорными краями. Рядом – девушки из бедных семей, босиком.

Одним – не жарко, другим – не холодно.

***

Мы приняли христианство от Византии, когда-то перемешавшей в своем художественном горниле традиции громадного культурного региона: кельтские, римские, греческие, индийские и прочие. Аскетическая идея хранения целомудрия причудливо обернулась в ее костюме невероятной, истинно восточной пышностью, пестротой, перегруженностью, так что человеческое тело превратилось в подставку для демонстрации всей этой роскоши.

Русь к художественному наследию своей великой предшественницы отнеслась весьма избирательно. «Третий Рим» скрупулезно и без суеты отобрал из богатого византийского сундука только то, что соответствовало спокойно-негромкой русской душе – простой, благородной, бесхитростной, исполненной внутреннего, непоказного достоинства. Лишь то, что соответствовало чистоте и духу христианской истины.

В быту жили скромно: все лучшее несли в церковь. Убранство Божиих храмов и богослужебных одеяний священнослужителей Руси зримо являли величие Господа и небесных чертогов. Великолепные царские облачения были собственностью государства так же, как и одежды царских служилых людей и челяди. Они не были роскошными предметами личного пользования. Их назначение – выражать высокий государственный статус православной Руси, возглавляемой помазанником Божиим.

Весьма многие существенные черты нашего менталитета так и остались незыблемыми. Даже после губительных для святоотеческих нравов петровских реформ русские дамы отличались от своих западноевропейских сестер большей стыдливостью.

В романе «Война и мир» Лев Толстой, писатель, которому дано было очень остро чувствовать тончайшие оттенки нравственного состояния общества, неоднократно называет следовавшую крайней французской моде начала XIX века петербургскую «львицу» Элен Безухову «голая Элен», тем самым подчеркивая несоответствие этой моды русскому менталитету. А о другой героине романа, образ которой противопоставлен Элен, Наташе Ростовой, собирающейся на свой первый в жизни бал, он пишет: «Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо».

Весьма знаменателен такой факт: когда русские женщины надевали платья декольте, они, как правило, снимали нательные крестики. Если же этого не делали, то это воспринималось не как проявление большой набожности, а, напротив, глубокого духовного падения: крест из святыни превращался в красивую безделушку. Эта «мода» пришла из Франции.

Знаменитая французская кинозвезда Бриджит Бардо уже в наше время «освежила» моду своих развратных предшественниц, надев крест, с ее легкой руки ставший опять популярным «украшением» европейского женского костюма.

Генералиссимус Суворов, величайший герой нашего Отечества, писал, что для него превыше всего на свете – честь дочери. Странно ли это? Нет, не странно. Потому что он, истинный христианин, который шагу не мог ступить без Бога, без молитвы, хорошо понимал, что никакие военные победы не спасут Россию, если будет попрано целомудрие.

Скромное поведение, целомудрие девушки, порицание свободных связей, хранение семьи – все это основные нравственные составляющие общественной системы, залог будущего страны, необходимые условия воспитания новых поколений.

***

Наступил джинсовый век – подлинная революция в одежде, отразившая новую фазу отношений между мужчиной и женщиной. Еще раз пошатнулись патриархальные традиции, все еще сохранявшиеся даже в губительной среде коммунистического «равноправия».

В качестве морального оправдания джинсовой моды в обществе окончательно утвердился миф об «удобстве» брюк как таковых по сравнению с «устаревшей» юбкой. Но так можно говорить разве что сравнивая брюки с мини-юбками. И, право же, что удобнее – накинуть через голову юбку или влезать, извиваясь, в две тесные, колом стоящие штанины, а потом еще мучиться с часто подводящей застежкой-молнией? И в каком наряде современная женщина выглядит красивее? На самом деле вопрос «простоты» зависит от привычки и психологической установки. Например для тех же японцев нет ничего более удобного, чем есть, сев на корточки перед крохотным столиком да еще с помощью двух длинных палочек вместо вилки. Вряд ли найдется европеец, которому это может понравиться. Житель Средней Азии предпочитает для своего обеда позу по-турецки, а древние греки, римляне и представители многих других народов за пиршественными столами возлежали.

Удобно же или неудобно в джинсах, зависит от того, как человек привык себя вести, какие манеры ему свойственны. Сидеть в скромной позе, соединив коленки и держа прямо спину, в них очень неудобно. Джинсы требуют, чтобы их владелец небрежно развалился на сидении, широко раскинув ноги. В джинсах женщина может свободно и естественно курить, носить мужскую стрижку или всклокоченные волосы, вести развязные разговоры, пересыпанные грубыми неприличными словечками, с изобилием сленговых оборотов. Джинсы отвечают вполне определенному стилю жизни, иначе вы в них будете выглядеть совершенно неестественно.

Еще один миф: в брюках будто бы теплее, чем в юбке. Устройте в двух проходных комнатах сквозняк, затем завесьте проем открытой двери простой ситцевой занавеской до полу. Вы сразу заметите, насколько меньше стало дуть. Значительная часть холодного воздуха будет как бы стекать вниз даже по самой тонкой, но вертикально свисающей ткани. Так вот, к сведению утверждающих о тепле брюк: эта одежда создает вокруг малого таза постоянный, очень тонкий сквозняк, который самым пагубным образом отражается на женском здоровье. А в старину и вообще все наши предки ходили в длинных рубахах – мужчины носили их поверх штанов.

Если современные женские брюки создают такого рода сквозняк, да еще и сдавливают кожу, мышцы, кровеносные сосуды, то судите сами, насколько полезны брюки!

Джинсы же вдобавок создают постоянную неестественную подпорку, давление снизу, тем самым медленно, но верно, искривляя позвоночник, не давая позвонкам нормально функционировать. Поэтому у тех, кто постоянно с юности носит джинсы, формируется совершенно специфическая осанка – сутулая спина. Конечно, степень деформации бывает различной, но факт остается фактом: среди постоянных, многолетних носителей джинсов невозможно встретить человека со стройной фигурой. Джинсы этого просто не потерпят. Грустно и смешно, но были «теоретики», которые оправдывали «красоту» джинсов, обращаясь к… русской иконописи! В 1970-е годы в одном солидном художественном журнале появилась статья, в которой вполне серьезно доказывалось, что полинявшие и вытертые (а позже – нарочито выбеливаемые) места на джинсах ведут свою эстетическую родословную от изображения пробелов на иконах и фресках.

Помню, как на одной студенческой конференции в текстильном вузе обсуждался доклад, в котором юная особа при всеобщем горячем одобрении доказывала необычайную женственность джинсов.

В том же вузе на семинарском занятии другая девушка осмелилась сделать доклад о православном понимании термина «женственность». Она говорила о Божией Матери, святых женах и их одеяниях… Аудитория выслушала все в гробовом молчании, и даже врожденная студенческая корпоративность не помогла: ни слова одобрения и поддержки. Словно речь шла о чем-то крайне неуместном и неприличном. Вот так воспитываются сегодня наши будущие модельеры, подавляющее большинство из которых – женщины.

Чему удивляться? Понимание женственности – своеобразная лакмусовая бумажка состояния нравственного здоровья общества.

В период максимального одичания человека неведомые древние художники изображали женщину в виде невероятно грузной фигуры (так называемые палеолитические Венеры). Лицо у таких фигур вообще отсутствует, ибо в те времена единственно ценимым качеством женщины была ее способность к воспроизведению потомства.

Напротив, воплощением манерности, кокетства и горделивого чувства превосходства над окружающими являют собою изображения так называемых «парижанок» эгейской культуры середины II тысячелетия до Р. Х. – раскрашенных, завитых, в вычурных, глубоко декольтированных платьях.

Позднеренессансный идеал итальянской женской красоты конца XVI века – дебелые, ленивые, инфантильно-чувственные особы с коровьими глазами.

А в России в послереволюционную эпоху невероятно популярными, а стало быть, женственными считались крепкие девушки в красных косынках, резиновых тапочках, с резкими манерами и учебником политэкономии подмышкой. Каждому свое.

Весьма характерна в этом смысле печальная динамика моды на обнажение женского тела в наше время. Так, в 1980-х годах мелькание обнажающейся при наклонах, поднятии рук и каких-то резких движениях полосы талии из-за недостаточно длинной кофточки считалось пикантной полуприличной деталью. Закончилось это возникновением уже в 1990-е годы моды на так называемые топики – коротенькие кофточки вроде индийских чоли, теперь уже совершенно законно обнаживших нижнюю половину спины и живот до талии.

Прошло еще несколько лет – блузки, правда, несколько удлинились, но зато опустилась линия пояса, так что нарочито и вызывающе обнажился пупок. В суетных условиях городского бытия это выглядит совсем не соблазнительно и не изящно, а скорее физиологично и неприятно. Да еще пирсинг, этот штрих папуасской моды, свидетельствующий о том, что возможности моды «цивилизованной» исчерпаны и дальше искать в ней просто нечего.

А далее, в точном соответствии с градусами падения нравственности, линия пояса поползла еще ниже… Неловко об этом писать, да куда деваться, ежели это наша гнусная повседневная действительность. И поистине пробирает смех сквозь слезы, когда переводишь глаза от этого срама вверх и видишь простодушную физиономию, совсем не глупую и ничуть не развратную. Эдакая современная Наташа Ростова, которая убеждена, что так можно и нужно одеваться, потому что так теперь ходят «все».

***

Сегодня к Богу прийти легче, чем 20 лет назад. Окончательно выхолостились ложные идеалы атеистического «земного рая» и для многих наших соотечественников наступила пора подлинного христианского прозрения. Но вместе с тем пришли и свои проблемы: во всех углах засуетились околоправославные силы – от циничных «подсвечников», переминающихся с ноги на ногу в храмах, чтобы обрести популярность верующих избирателей, до целой своры «программистов» всех мастей, сочинителей и пробивателей всевозможных «программ» и «проектов» на православную тему – по медицине и экологии, искусству и педагогики.

А еще существует у нас феномен доморощенной православной «моды», родившейся в околомонастырской среде. Остроумно пишет об этом Н.А. Павлова, характеризуя обстановку первых лет возрождения Оптиной пустыни. «Паломницы спешно переодевались в черное с головы до пят и, подвязав по-монашески низко платки “в нахмурку”, именовали друг друга “матушками”. С “батюшками” же дело обстояло так: как раз в ту пору монастырю пожертвовали большую партию флотских шинелей, которые шли нарасхват. Потому что, если к черной шинели добавить черную шапочку типа скуфьи да взять четки поувесистей, то вид был почти монашеский» (Павлова Н.А. Пасха красная. М., 2000. С. 16).

Монашеское облачение обладает необычайной выразительностью, обаянием и притягательной силой для верующих, ибо оно суть материальное выражение глубокого духовного смысла. Что же касается одеваемых в подражание ему темных одежд, то они действительно очень красивы и совершенно преображают любого человека, хоть молодого, хоть старого. Но к лицу они бывают только при одном условии: если соответствуют духовному устроению его носителя. Если же гармонии между человеком и столь много обязывающим полумонашеским одеянием нет, то такой костюм оборачивается своего рода сектантской униформой, вызывающей законное раздражение нецерковных и даже церковных людей, которые такой «моды» не придерживаются.

Вообще говоря, открыто носить четки полагается только монахам, и несоответствие внешнего вида с претензией на благочестие внутреннему настрою – явление вовсе не христианское.

Но во что же, может спросить читатель, все-таки одеваться современной православной женщине? И на этот, как и на любой другой вопрос, ответ следует искать в Священном Писании.

«И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут… Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь, и не говорите: “что нам есть?” или “что пить?” или “во что одеться?” Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6, 28–33).

Человек приходит в мир, чтобы спастись. Так давайте и будем думать о спасении и не тратить драгоценное время и средства на всякие пустяки. Господь в свое время пошлет то, что нам нужно.

Если вы еще очень молоды и хотите нравиться или немощны пока духом, чтобы отказаться от каких-то украшений, всегда есть возможность чем-то дополнить свой туалет по вкусу и карману, не нарушая при этом его скромности, соответствия роду занятий, возрасту, обязательных требований приличия, принятых в Православии. Главное, чтобы одежда была естественной, не навязанной никем и ничем со стороны, соответствовала состоянию вашей души. Любая же мода есть отражение чужого вкуса, а потому – насилие.

Но самое главное, как можно меньше думать о том, как мы выглядим перед людьми, и больше – о том, как выглядим перед Господом, Который видит нас постоянно, во что бы мы ни одевались. Тогда и проблем с костюмом у нас не будет.

Это касается и привычки краситься, которую порой никак не могут перебороть многие православные и даже церковные женщины. Все мы знаем, что искажать образ Божий – грех, но… как часто пытаемся свалить вину на других, как истинные дочери праматери Евы: мужу, мол, так нравится, на работе у нас иначе нельзя и прочее. Но если вы хороший работник и работа ваша не противоречит христианским установлениям, чего же бояться?

На протяжении веков христиане выносят страшные мучения ради Христа, а мы боимся стереть с губ помаду и немножко потерпеть недоумения знакомых и сослуживцев.

В семейной же жизни особого уважения, как и прочного счастья, с помощью косметики и модных костюмов еще никто не обрел. Если любящий муж думает, что раскрашенная жена красивее, то он скоро поймет свое заблуждение, и это будет первым шагом к достижению истинно христианской любви в вашей семье, которой нужно искать всем – и молодым, и пожилым.

Как одевались святые жены, перед изображениями которых мы сегодня молимся? Так же, как и все женщины их времени. И, несомненно, скромно и непритязательно, потому что мысли их были заняты совершенно иными заботами. Живописуя их на иконах, фресках, мозаиках, художники разных эпох в знак глубокого почитания порой облекали их в пышные, драгоценные одежды уже своего времени. Но что бы они ни носили, главной их «одеждой» была благодать Божия, сделавшая их облик прекрасным и бессмертным на все времена.

Вопросы и ответы. Православие в деталях

Здравствуйте, дорогие друзья! Я хожу в храм с 9 лет. В церковь, в школу, в универ всегда ходила и хожу в юбке, платье и тд. На прогулку, на дачу, покататься на велике одеваю джинсы. Как-то раз, когда мне было лет 20, один молодой мужчина, прихожанин с нашей церкви мне поставил в упрек- что, дескать, ты тут мужиков совращаешь, в джинсках ходишь, они на твои ноги смотрят и совращаются. Ну мне за словом в карман лезть не надо, я ответила- мужчины сейчас настолько привыкли к джинсам, что для них более совратительно увидеть девушку в красивеньком платьице или юбочке, даже если она до колен.
Тогда я выразила свое женское, даже можно сказать наивное детское мнение, как я видела мировоззрение мужчин. Хотелось бы услышать мнение других людей и в особенности мужчин, неужели правда девушка в джинсах вызывает похотливые мысли, нежели девушка в платье или юбочке до колен? И еще, как по вашему мнению, вообще должна одеваться православная девушка? Чтоб и красиво, и не соблазнительно, и благолепно и современно? Как это все совместить? какая должна быть длина юбки, до куда допустим разрер в юбке, какая глубина ворота, длина рукава, насколько могут быть открыты плечи и т.д.
Теперь объясню зачем мне все это надо и почему меня это так интересует. Я шью этно-одежду для себя. Недавно решила заняться этим для заработка. Организовала свой интернет-магазин (вот кстати он vk.com/club95066104 ), накупила тканей, оверлок (машину для обметывания ткани), и задалась целью создавать этно- и современную одежду для православных девушек. Подобного рода одежды можно много найти в интернете, но мне хочется что-то особое, и что-то невероятно красивое, но при этом не соблазнительное. На одном из сайтов я прочла, что можно соблазнить на богослужении не только длиной юбки, но и своей вычурностью всех стоящих рядом в храме, но, простите, в 19 веке у каждой дамы платье было вычурным, с множеством рюшечек, оборочек, и никто не говорил, что не стоит одеваться так вычурно. Хотя сейчас и не 19 век, но почему же не одеть платье, которое подходит тебе по духу?… В общем у меня дилема… Хочу создавать красоту, но на благо, а не в осуждение, критику и соблазн, как мужчин, так и бабушек в храме…
Помогите, посоветуйте, дайте свое мнение и оценку данного вопроса!!!!

С уважение, Ульяна.

Рекомендации к одежде православных женщин

   Как вы знаете в интернете можно найти много разного. На этот раз меня привлекла статья Игоря Добронравова опубликованная на православном женском форуме Христианка.ру
   Добавила картинок к этой статье и выложила к вам на обсуждение . Какими вы стремитесь видеть себя и девушек во круг вас в доме и храме ?
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОДЕЖДЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ЖЕНЩИН
 одежда должна быть целомудренной, чтобы не соблазнять своим внешним видом других, а также способствовать сохранению стыдливости и внутренней чистоты
Сказал также Иисус ученикам: невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят. (Евангелие от Луки, гл. 17)
Лучше не есть мяса, не пить вина и не [делать] ничего [такого], отчего брат твой претыкается, или соблазняется… (Послание к Римлянам, Глава 14) 

В современной моде ярко доминирует стремление к подчеркнутой сексуальности, пропагандируется жизнь по страстям. Это приводит к тому, что большинство молодых женщин, в том числе, некоторые православные, стали одеваться так, как позволяли себе одеваться еще 20 лет назад только самые распущенные женщины. То, что считается нормальным и модным, не всегда приемлемо для православной христианки, и при подборе одежды необходимо, руководствуясь здравым смыслом, выбирать несоблазняющую и целомудренную одежду.

Итак желаю, …чтобы жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя … добрыми делами. (1 Послание Тимофею, гл. 2)
Ты же говори то, что сообразно с здравым учением:… чтобы старицы также одевались прилично святым…, вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми…(Послание к Титу, Гл. 2)
Для сохранения внутреннего мира прежде всего держи в порядке свои внешние чувства и бегай вольности во внешнем поведении… ибо по свидетельству отцов, внутренний человек настроение свое приемлет от внешнего (Невидимая Брань, прп. Никодим Святогорец, Гл.15)


 одежда должна быть соответствующей полу, чтобы способствовать сохранению лучших женских качеств и выполнению роли женщины в семье и обществе
Никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную… посему тех, которые отныне, зная это, дерзнут делать что-либо из вышесказанного, если суть клирики, повелеваем извергать из священного чина, если же миряне, отлучать от общения церковного. (VI Вселенский Собор, прав. 62)
Примечание: женщины и мужчины имеют свой чин, его да исполняют и хранят как установленный от самого Создателя Бога. Также и Библия учит: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок перед Господом, всяк творящий сие» (Второзаконие, Гл. 22) 

Одной из глобальных тенденций моды и популярной культуры в целом является стирание различий между полами, феминизация женщин и оженствление мужчин. Например, среди женщин мода носить брюки появилась относительно недавно, около 40 лет назад, это признак настоящего времени. Внешняя сторона жизни, в частности одежда, довольно сильно влияет на наше внутреннее состояние, поведение, мысли, пожелания, и изменения в одежде могут приводить к тяжким духовным последствиям. Женщины, одеваясь в мужскую одежду, порой невольно принимают не лучшие качества сильного пола — развязность в поведении, резкость, грубость и т.п., что в конечном счете веден к нарушению баланса как в личной, так и в общественной жизни.

 одежда должна быть соответствующей достоинству владельца (возрасту, общественному положению и т.д.) и отвечающей принятым правилам и традициям, чтобы по возможности никого не смутить своим внешним видомПравославным женщинам не рекомендуется какими-то внешними признаками особенно выделяться из среды окружающих невоцерквленных людей. Например, блаженная Матрона Московская не разрешала своим духовным дочерям выделяться одеждой и одеваться как монахини. Святитель Игнатий Брянчанинов делал замечания мирским девушкам о старомодном фасоне их одежды. Блаженный Иероним считал ненужным совсем отказывать в удовлетворении естественной склонности к украшениям даже лицам, обрекающим себя на девство – только эти украшения не должны иметь нечистых побуждений.

На конференции, посвященной православному паломничеству ноябре 2006 года, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл подверг критике некоторых верующих за их чрезмерное пренебрежение к своему внешнему виду, создающему, по его словам, негативное впечатление от православия в целом. По словам митрополита Кирилла эстетика в Церкви имеет огромное значение, в том числе и внешний вид верующих и их одежда. «Православие — это не убожество, это красота жизни», — подчеркнул митрополит.

Чтобы не смущать никого своим внешним видом необходимо выбирать золотую середину: по возможности одеваться и не слишком бедно, и не слишком богато, а так, чтобы не бросаться в глаза ни нищетой, ни роскошью. Одежда православной женщины должна быть чистой, аккуратной и опрятной, чтобы не искушать окружающих людей, особенно невоцерквленных. При этом одежда вполне может быть красивой и современной, но при этом соответствующей определенным ограничениям и приличиям.

НЕКОТОРЫЕ КОНКРЕТНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 юбки и платья. 
При ношении юбок и платьев необходимо обратить внимание на отсутствие разрезов, так как мелькающие открытые части тела порой несут больше соблазна, чем полностью открытые. 

Невоцерквленным людям и новоначальным, которые негативно относятся к традиции хождения женщин в храм в платье, юбке, а не в брюках, следует, прежде всего, помнить о том, что своим внешним видом они могут смущать и отвлекать от молитвы других прихожан. Поэтому носить юбки в храм, особенно приступая к таинствам, следует хотя бы из уважения к окружающим. 

Воцерквленным женщинам необходимо задуматься о том, чтобы носить юбки не только в храме, но и повседневной жизни. Нельзя быть христианкой быть только храме, а выйдя из храма перестать ей быть. Вот как об этом писал Иоанн Златоуст: «Но я недоумеваю, отчего это с переменой места они меняют и внешний вид свой и поведение… Оставляя церковное собрание, отлагают они в сторону и святые чувства, навеянные в церкви Духом Божиим, и уподобляются большинству, среди которого вращаются».

 одежда для храма
Необходимо особенно следить за тем, чтобы одежда для храма была достойная, чистая и опрятная. Порой мы просто не задумываемся о том, что, пренебрегая своим внешнем видом, мы смущаем находящихся рядом людей и создаем о православных весьма странное впечатление, которое отталкивает неверующих или колеблющихся людей, особенно молодых. 

Мягкие приглушенные тона в одежде для храма гораздо более уместны, чем яркие и сочные. Человек автоматически реагирует на все яркое и пестрое. Поэтому броским внешним видом мы невольно рискуем помешать молиться многим людям. 

На воскресные и праздничные службы следует одеваться празднично. Литургия — это праздник, и в России был обычай на воскресную службу в храм одевать самое лучшее, красивое, нарядное (но не слишком броское), в дореволюционном русском языке даже было интересное выражение «кобеднишная одежда». А сегодня часто приходят в храм в спортивной и даже пляжной одежде.

 чего следует избегать 
Прежде всего, следует избегать таких «выставляющих напоказ» видов одежды как короткие выше колена юбки, модные коротки брюки и топы, брюки и юбки с заниженной талией, глубокие вырезы, открытые плечи, прозрачные ткани. Нежелательны также чрезмерно обтягивающая одежда, обувь на высоких каблуках, неопрятная одежда с рваными краями в стиле «гранж». 

Одежда не должна содержать символов, враждебных христианству, это относится к вошедшим в моду демоническим образам и мистическим символам. Следует избегать часто встречающихся на одежде иностранных надписей не совсем приличного содержания.

источник: 

http://www.hristianka.ru/forum/t/482/

kak-soblaznit-zamuzhnyuyu — запись пользователя Иерей Алексий (Pravoslavniybatushka) в сообществе Православная семья в категории Слово нашего батюшки

Собираясь написать о внешнем виде православной христианки, в связи с вашими вопросами, дорогие обитательницы ББ, наткнулся на очень хорошую статью, где в основном, то, что собирался писать, уже написано http://www.hristianka.ru/forum/t/482/ и решил остановиться лишь на конкретных вопросах, встретившихся в постах.

Обязательно ли покрывать голову во время домашней молитвы утром и вечером перед иконами? - Отсутствие в доме, где вы находитесь, платка, конечно, не в коем случае, не должно быть препятствием к молитве. Но раз апостол Павел указал на такую необходимость, наверное стоит прислушаться к его словам: "...всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая" (1Кор.11:5), "Посему жена и должна иметь на голове своей [знак] власти [над] [нею], для Ангелов" (1Кор.11:10). Раз молимся мы в надежде получить милости от Бога, то разумно прислушиваться к словам апостола Господня.

Грех ли сейчас носить короткие стрижки? Нужно ли в этом исповедоваться? - Мама - пример для своих детей. В первую очередь своим внутренним устройством, дети часто копируют не то, что мама делает, а те причинно следственные связи, которые толкают родителей на те или иные действия. Идеал женщины - это Пресвятая Богородица. Если дети видят, что их мама тянется за таким идеалом, ровняет по нему свою жизнь, то и они этому учатся. Вот если мама этому детей не учит - это грех, в котором надо каяться. А если короткая стрижка продиктована какой-то насущной необходимостью, сама стрижка не грех.

Грех ли сейчас носить брюки, шорты, джинсы? - Одежда должна быть соответствующей целомудренному состоянию, свойственному православной христианке. Однозначно, грехом является ношение соблазнительной одежды, всё равно брюк ли, или юбки. Просвечивающая, облегающая одежда из тонкой ткани, одежда с разрезами, одежда не прикрывающая, в необходимой степени, тело - это соблазн. Так можно одеваться наедине со своим мужем, и то не во всякий день. Поэтому и прибывание полуобнаженной христианки на общественном пляже - это то же соблазнительное поведение (может в свете современности это и чудно, но куда деваться, даже притча такая есть - когда спросили лукавого, почему бесов нет на пляже, он сказал, что им там делать нечего, там и так все мои), другое дело, когда на тихом пляжике в семейном кругу, в скромненьком купальнике... Если женщина появилась в брюках в храме, в приличных брюках, всё равно, может соблазнить молящихся, как нарушающая церковный этикет, но когда это по необходимости, то если и каяться в этом то, как в невольном грехе. Представим, пришла прихожанка помочь мыть паникадило (центральная большая люстра в храме), установили леса, она взобралась на них в длинной православной юбке, а тут экскурсия, детишки по храму снуют всё разглядывают, а там тётя наверху в юбке... Одеваться должно в соответствии с ситуацией, но всегда прилично. Не надо забывать, что в отличии от мужчин, наделённых физической силой, женский пол наделён силой очарования. И, как приличный мужчина следит, чтобы своей силой не причинить вреда окружающим, так и женщина должна пользоваться своей силой с осторожностью.

Знаю, что на эти вопросы есть разные мнения батюшек, а в Священном Писании об этом где-нибудь говорится? - Относительно одежды говориться немного, но в вопросе одежды не сама она является камнем предкновения, а следствия от ношения той или иной одежды.

«На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор.22:5). Это можно отнести к ношению брюк, но речь идёт, наверное, больше об образе поведения, о чём говорилось выше.

«…чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1Тим.2:9-10). «Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной [красоте] кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям» (1Пет.3:3-6). Это для тех, кто хочет действительно БЫТЬ прекрасными.

«А кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему жерновный камень на шею и бросили его в море» (Мар.9:42). Ну а это напоминание о том, что даже не желая соблазнить сознательно, человек соблазняющий своим видом и действиями ближних, подвергается тяжкому осуждению.

«Все же дела свои делают с тем, чтобы видели их люди: расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих;» (Матф.23:5). Это можно отнести к новопросвещённым в тёмных платочках и юбках до пола, но без смирения в сердце.

Грех ли сейчас красится? - Это зависит от того, как женщина относится к этому процессу. Если его можно озвучить так: "Эх, Господи, как Ты плохо меня сделал, вот, что это за цвет губ? А глаза почему такие невыразительные? Ресницы, что, погуще и подлиннее нельзя было сделать, вот как это делается!" - и женщина исправляет то, что не получилось у Всевышнего. В таком случае - это грех, надо исповедовать. Если жена старается своему мужу напомнить, какой прекрасной её создал Господь, и чуть-чуть добавляет где-то "яркости", дабы привлечь внимание мужа, по моему мнению, в этом греха нет. "Незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу" (1Кор.7:34). Такова действительность, и грех может состоять только "в небрежении о своём спасении".

Как должна одеваться православная девушка – православные платки

Красота и благочестие, или как одеваться православной женщине.

Как часто мы ко многим вещам в нашей жизни примеряем прилагательное «православный»: православный телеканал, православный журнал, православная школа, православная трапеза. В настоящее время превеликое множество православных книг и сайтов. А какое внимание уделяется православному благочестию, выраженному в образе жизни верующих людей,  их манере одеваться, их бытовом укладе, даже в длине волос или бороды, в использовании косметических средств!

Притчей во языцех стала в последнее время и так называемая православная мода. Устраиваются показы коллекций одежды, в основном женской, которая соответствует православному благочестию, потом идут бурные обсуждения: нужна ли нам такая мода и на кого она рассчитана. Разговоры не прекращаются, но неизменным остается одно: каждая женщина, разве что кроме монашествующих и послушниц, сама регламентирует, во что и в каких случаях ей одеваться. При этом многие считают своим долгом указывать другим, что им носить. Я сейчас не хочу уподобляться таким нравоправительницам, просто давайте вместе понаблюдаем за нами, женщинами, со стороны и порассуждаем на излюбленную тему: наш  внешний вид.

Можно ли узнать в женщине, идущей по улице в толпе людской, православную христианку? Если да, то, по каким признакам? По платку, наверное? Или по длинной черной юбке в пол? Очень по-православному!  И, увы, очень стереотипно! Черная или безликая, долгополая, мешковатая, часто неопрятная одежда совсем не красит женщину. Найдутся, уверена, поборники скромности и смирения, которые встанут на защиту такого внешнего вида, мол, женщина не должна быть яркой и красивой, чтобы на нее  засматривались и соблазнялись. Смею напомнить евангельские слова о лилиях, которые Бог одевает прекраснее, чем мог бы нарядиться царь Соломон во всем своем великолепии. А разве лилии не одни из самых красивых цветов на земле?! Почему же многие женщины сознательно отторгают присущее им чувство прекрасного? Почему прячутся в несуразные черные мешки? А потом укоряют окружающих в непонимании их православных порывов. Мужчин в невнимании к их богатому внутреннему миру, который, оказывается, скрывается под неприглядным внешним видом. Жалуются на тяжелый крест их жизненного пути в лоне Церкви, который они добровольно тянут в соответствии с канонами и уставами, с советами святых отцов и старцев.

Бог есть любовь. И путь в вере должен быть основан на любви, осознанном принятии Бога в свое сердце и свободном следовании за Ним. Но глядя на некоторых наших единоверок, можно подумать, что они под тяжелым ярмом следуют в Царствие Небесное. А как же тогда быть с другими словами Евангелия от Матфея:  «иго Мое благо, и бремя Мое легко». Конечно, тут не в одежде дело, но в контексте нашей темы рискну применить аналогию:  та же регламентируемая православным благочестием длинная одежда может быть яркой, красивой, летящей, создавать настроение радости, света, легкости. И таким же должен быть наш путь ко спасению.  Через добрые дела и поступки, через жизнь в мире с окружающими людьми, через любовь и доверие, через стойкость в вере и чистоту, через гармонию всей нашей сущности человеческой.

Согласитесь, все-таки одежда влияет на наше настроение, на нашу уверенность в себе и формирует мнение о нас у других людей.  Ой, какое же невзрачное мнение складывается у многих далеких от веры людей о православных женщинах! А у православных – наоборот, о тех, кто выбирает одежду яркую, но вызывающую, более обнажающую, нежели скрывающую.  И как бы мы не старались, никогда не найдется общей, золотой середины для всех: нас, православных, неверующих или приверженцев иных религий.  При этом каждый смотрит и оценивает по-своему.

Я не исключение. Признаюсь по секрету, нравится мне наблюдать за людьми, за их поведением, за манерой общаться, этакие психологические забавы у матушки. Уж простите.

Перед службой иногда люблю выходить на улицу и приветствовать прихожан нашего храма. Ведь у многих есть вопросы, кто-то просто хочет поговорить, попросить совета, поделиться горем или радостью.  И между делом давайте вместе понаблюдаем за женщинами, идущими на богослужение в обычное воскресное утро.

Вот идет девушка, на ходу повязывая газовый шарфик, на ней чудный воздушный сарафан, при ходьбе открывающий коленки худеньких стройных ножек, босоножки на каблуке, она светла и красива, ею можно залюбоваться. Но как часто мы, православные, неодобрительно киваем в сторону   молодых  девушек и женщин, замечая одежду, но  не осознавая, что они все же идут в храмы, стремятся к вере.

Девушка остановилась расспросить о венчании, у них свадьба в конце июля. Они на следующей службе собираются с женихом исповедоваться и причаститься. Радостная новость от этой встречи.

А вот женщина в длинной черной юбке, на ходу бросив свое извечное приветствие «С праздником!», вошла в храм и сразу же направилась к свечному ящику. Одна из тех, кто любит наставлять новоначальных и «захожан» в основах «православного благочестия». Потом приходится успокаивать их, что не так в церкви все сложно и совсем необязательно исполнять массу суеверных обрядов.

На работу спешит кума, мама трех замечательных девчонок. Но забежала записочки подать. Наталья работает в банке. На ней сегодня строгий брючный костюм.  Она уверена в себе и тоже красива. И значит, с удовольствием возьмется за дела, ведь, несмотря на воскресный день, ей нужно потрудиться.  Она, кстати, довольно часто носит брюки в повседневной жизни, но это нисколько не умаляет ее благочестия, которое проявляется в том числе и в добрых делах.

Внешний вид православной девушки

Эту молодую женщину чуть ли не мамой считают все приютские малыши. А сколько передач в тюрьмы было собрано с ее помощью!

 Дорогу переходит еще одна молодая многодетная мама. Самый старший сынуля катит коляску, другой малыш на руках, третья, девчушка лет шести,  за мамину длинную белую льняную юбку ухватилась.  Сама в коротеньком сарафанчике с кружевами. Ну разве ж не прелесть?!  А вот когда  коротенький сарафанчик одевает женщина бальзаковского возраста и рубенсовских форм, не думаю, что это выглядит прелестно. Тут не только православное благочестие будет противиться воспринимать это нормально, но и просто  хороший вкус.

 А вон парочка, на озеро купаться собрались и решили по пути в храм заглянуть. Улыбаясь, спешу навстречу и притормаживаю молодежь. Сейчас вынесу из запасов юбку, с шуткой ласково заверну в нее девушку в шортиках, и пусть себе ставят свечки, чтоб среди недели Боженька помог с волнением на экзаменах справиться. В следующий раз она уже вспомнит и в подобающем виде придет поблагодарить Господа за помощь.

Вот с автостанции спешат нарядные бабушки, приехавшие из окрестных деревень. В блузках белых, черные юбки, а поверх – вышитые фартуки. Вот традиция! Без такого фартука, белоснежного, расшитого цветами, не приходят. Нельзя, и все тут! Зато, какие красавицы они у нас. Стоят в храме, подпевают. Рядом малыши копошатся на скамеечке. Мамы стоят, кто в платье, а кто и в джинсах. Ну и ладно. Главное, что пришли и детей привели. Со временем сами разберутся, как в храм одеваться.

А  мы пример будем показывать. Тем более, что сейчас лето и можно носить удивительной красоты платья и сарафаны, они тоже длинной в пол, но яркие, цветные, и именно в такой одежде можно почувствовать себя настоящей принцессой.

 Ведь  хочется, чтобы люди, видя православного человека, не воспринимали его как нечто унылое и скучное. Они должны чувствовать в нас радость жизни, энергию, эмоциональность, уверенность. Что так важно в нынешнее время, когда меняются ценности и идеалы. Зачастую не в лучшую сторону. Необходимо, чтобы все мы, и верующие, и смотрящие на нас  со стороны, понимали и другое: что православная женщина, это не только внешнее благочестие, но и внутреннее.  Поэтому я в своих наблюдениях не только на одежду смотрю, но и в глаза. В них все-все написано, только читай.

И как мне хочется, чтобы в глазах каждой женщины можно было прочесть их счастье, любовь и веру.

Назад к списку

Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, нужно ли православной христианке носить постоянно платок? У меня много подруг мусульманок, и они ходят в хиджабах. Я знаю, что раньше и православные, особенно старообрядцы, носили платки. Но есть ли какое-либо конкретное основание носить христианам постоянно платки в Священном Писании? Есть ли там прямое, неоспоримое указание на это? И я слышала, что только замужние раньше носили платки, а что же девицы? Разве не все равны перед Господом? А если сейчас идет христианка по улице в платке, на нее косо смотрят и даже иногда осуждают? Осуждают за что? За благочестивый вид? Почему сейчас наше общество это так воспринимает? Спаси Христос!

Доброго здоровья! Да, нужно.

Всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытой головой, постыжает свою голову: ибо это то же, как если бы она была обритая налысо; а если жене стыдно быть обритой, пусть покрывается (Послание ап. Павла к Коринфянам, 11, 5-11).

По поводу замужних женщин: им во время венчания священник благословляет повойник и возлагает на голову. Покрытая голова символизирует, что она замужняя, имеет верность своему мужу, повинуется и принадлежит ему, тем самым повинуясь и Богу. Если замужняя женщина ходит с непокрытой головой, то есть простоволосая — это символизирует о её порочности, то есть поведении, не соответствующем православной христианке.

По поводу того, кто как воспринимает христиан или за что-то осуждает. Тут каждый воспринимает в меру своей испорченности. Жизнь христиан нелегкая, во все времена к христианам относились и относятся по-разному. В любом случае — это не наша проблема.

Как должна выглядеть православная женщина?

Кому мы хотим угодить, Богу или людям? Враг рода человеческого — дьявол, применяя разные уловки, сбивает христиан с доброго пути. И если мы христиане, то мы должны соответствовать этому высокому званию — и душой, и внешним поведением, наружным обликом. Нужно одеваться скромно, опрятно, не вызывающе: юбка или платье не выше колен, блузка не в обтяжку, чтобы не оказаться соблазном для невоздержанных взглядов. Девица, если она действительно девица, немного в другом положении: она имеет право не носить платок в обычной жизни. В древности девицы даже причащались без платка (как Христова невеста).

← Все вопросы

Зачем православной женщине красивое платье? Интервью с дизайнером одежды

Православные платья – вечерние модели из модных коллекций

Праздничное платье – этот предмет гардероба необходим для каждой девушки, с любым вероисповеданием. Правда, все воспринимают эту праздничность по-разному, в зависимости от воспитания и скромности, а также от того, какое место в вашей душе занимает вера.

Православные платья

На Руси издавна любили красивые одежды, ради красоты которых вкладывалось немало труда. Девушкам с рождения начинали собирать сундуки с приданым. Среди множества предметов, необходимых для украшения дома и постели, типа салфеток, наволочек, простыней и рушников, обязательно было наличие сорочек, юбок, душегреек, платьев сарафанов, шалей… И все они были украшены вышивками и кружевами с русскими узорами.

Потому и сегодня многие православные девушки стремятся идти в храм, приукрасив себя в русском стиле. Но в этом случае соблюдается осторожность и скромность, чтобы ни в коем случае не отвлекать прихожан храма.


Фото сверху – 2 платья Giamba и Jenny Packham

А вот в качестве праздничной вечерней одежды православная девушка может позволить себе большую роскошь. В чем следует ограничивать себя? Милитта об этом уже рассказывала, что и в вечерних праздничных платьях следует ограничить себя в мини-моделях и обнажении тела.

Поэтому рассмотрим вечерние платья, в которых есть хоть небольшие, но рукава, длина платья не выше колена, нет глубоких декольте и разрезов-вырезов.

Праздничные платья для православных женщин

За праздничный вид в первую очередь отвечают ткани, декор и аксессуары. Тафта, бархат, пышный мех, яркие перья, длинные перчатки, развевающая и сверкающая бахрома, украшения и сумочки.

Классическими тканями для вечернего платья можно назвать атлас, шелк, тафта, бархат, ткани с эффектом плиссе, гофре. Кстати платья из атласа или шелка часто предлагаются дизайнерами в облегающем силуэте, что православной девушке не подобает. Хотя подобный силуэт мало кому и подойдет, разве лишь моделям и девушкам с идеальной фигурой. Поэтому предпочтительнее платья с роскошной текстурой.


Bottega Veneta и Armani Prive

Степень торжественности можно повысить и за счет аксессуаров, обуви, сумочки, длинных перчаток и броских и ярких украшений.

Если вы выбираете платье с оборками, рюшами и воланами, оно должно быть из более легкой ткани и, вероятнее всего, прозрачной.

Войти на сайт

Но не спешите возражать, объясняя тем, что прозрачная ткань, через которую все потаенное видно, не для вас. Можно использовать более плотную красивую ткань в качестве футляра, который надеть под прозрачную ткань. И такой образ не даст повода для соблазнения, но при этом будет смотреться красиво, скромно и роскошно.

Коктейльное платье, украшенное бантом, – это как раз то, что нужно для вечеринки. Учтите только длину чуть ниже колен и небольшие рукавчики.

Иногда хочется быть неповторимой, потому что вас ждет особенный вечер. Сдержанный стиль прически, умеренный макияж в этот торжественный вечер помогут вам выглядеть свежо и современно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *