Окрашивание натуральными красителями | Журнал Ярмарки Мастеров
Для тех, кто интересуется растительными красителями
предлагаю фрагмент книги Ребеки Деснос.
Автор — веган и выпустила уже несколько
книг по органическому окрашиванию.
Некоторые ее идеи могут быть полезны даже людям
далеким от вегенства. Если Вам будет интересно,
то пишите в отзывах. Опубликую продолжение.
Прелесть растительного окрашивания состоит в том, что существует множество способов получения цвета на полотне или пряже. Нет какого-то одного определенного «правильного» способа. В этой книге я расскажу о своих собственных способах создания стойких цветов.
Большинство растений производят разные виды цветов, но при этом, какие-то из них делают лучшие красители, другие хуже.
В этой книге я покажу как сделать красители из некоторых опробованных известных растений, но при этом прикольно поэкспериментировать и с другими растениями, где результат еще неизвестен. Мне нравится комбинировать эти два подхода: использовать мои любимые известные растения для получения испытанных красителей (особенно, когда я окрашиваю на продажу) продолжая при этом исследовать новые растения. Каждый раз, когда я экспериментирую с новым растением, я неизбежно узнаю что-то новое, поэтому в любом случае я получаю результат.
В этой книге мы будем красить с помощью полного спектра красителей, что значит, что они были получены, как из свежих растений, так и из засушенных. Я покажу вам как использовать цветовой потенциал растений, которые произрастают в дикой природе, в саду, которые можно найти на кухне в виде фруктов и овощей. Их множество вокруг нас, и они ждут своего часа.
Метод окрашивания, представленный в этой книге, называется погружным. Это что-то типа заваривания чая из растений, который процеживают.
Разные виды растительных красителей:
- Субстантивные (прямые), такие как шкурки граната, косточки авокадо, чай, которые содержат танин, который действует как морилка и помогает красителю связываться с тканью
Подкатегорией в данном виде красителей можно выделить кубовые красители, которые включают в себя индиго и резеду. Они требуют специального реагента, снижающего количество кислорода чтобы краситель мог раствориться в воде, которая в свою очередь дает возможность красителю закрепиться на волокне. Они будут рассмотрены в рамках этой книги.
2. Протравные (не прямые) — полученные из цветов и ягод и требующих присутствия морилки, связывающей их с волокном. Без морилки они не будут держаться на ткани долго.
Разные виды волокон
Они бывают протеиновые – животного происхождения и целлюлозные растительного происхождения.
- Целлюлозные волокна, такие как хлопок, лен, конопля, бамбук и т. д, происходящие из растений требуют присутствия морилки чтобы связываться с растительными красителями. Без оной, окрашивание будет тусклым и краситель быстро смоется.
- Протеиновые волокна, такие как шерсть, шелк или волокна, содержащие сою, имеют естественное сродство с растительными красителями и охотно вбирают цвет. В целом можно было бы сказать, что они не требуют морилки. Протеиновые волокна имеют животное происхождение за исключением соевых волокон.
Морилка (протрава)
Связующее вещество между красителем и волокном. Целлюлозные волокна требуют присутствия морилки для успешного окрашивания. Основное вещество, используемое в данное книге в качестве морилки – соевое молоко. Растительные волокна, замоченные в соевом молоке, вбирают в себя соевый протеин, который изменяет свойства растительных волокон таким образом, что они становятся идентичны животным. Растительные волокна, подвергнутые предварительной обработке в соевом молоке, приобретают свойства животных волокон и лучше держат краску. Протравленные в морилке ткани вбирают больше красящего вещества, и дают более глубокие цвета и лучшую цветостойкость. Соевый протеин укрепляет связь между красителем и тканью.
Многие красители содержат натуральные морилки, такие как танин. Используя комбинацию соевой и танинных морилок, мы можем достичь наиболее стойких натуральных цветов.
Почему я не использую квасцы?
Квасцы — это популярная морилка и известны как наименее токсичные соли металлов.
Несмотря на то, что квасцы применяются в медицине и косметологии, при использовании их в окрашивании надо надевать респиратор, дабы не вдыхать кислотные пары. С тех пор, как я стала использовать соевое молоко в качестве морилки, я убедилась, что цветостойкость стала лучше и необходимость в использовании квасцов отпала.
Эта книга расказывает об окрашивании растительных волокон растительными красителями, используя растительные морилки.
Те прямые красители, которые содержат свои собственные натуральные морилки в виде танина, все же требуют замачивания в соевом молоке дабы усилить поглощение ими красителя.
Это замачивание помогает вырабатывать более глубокие цвета и тем самым помогает расширить спектр цветов.
Ярким примером может служить окрашивание шелухой красного лука, который дает зеленый цвет без замачивания и темно коричневый после предварительного замачивания.
Палитра цветов
На фото вы можете увидеть диапазон цветов, полученных из некоторых растений, описанных в этой книге. Конкретно такие цвета не факт, что вы получите, ибо результат зависит от того в каких условиях эти растения произрастали, а также от присутствия всевозможных минеральных солей, растворенных в воде.
Прямые красители, которые содержат танин, получаются более стойкими и помечены звездочкой в списке ниже.
- *Косточки авокадо
- *Шкурки авокадо
- Цветы гибискуса (кислотно-модифицированные)
- Ягоды магонии (кислотно-модифицированные)
- Ягоды магонии не кислотно-модифицированные
- *Крапива
- Цветы гибискуса не кислотно-модифицированные
- Морковная ботва
- Нарциссы
- *Шкурки граната
- *Шелуха красного лука без сои
- *Шелуха красного лука с соей
- *Шишки ольхи
- *Черный чай
- Мята
- Лавровый лист
- *Листья эвкалипта
- *Ольховые бруньки
- *Ройбош
- *Розмарин
- *Листья лаванды
А что с зеленым и синим?
Мы не будем описывать работу с кубовыми красителями, типа индиго и резеды, чтобы получить синий цвет. Работать с кубовыми красителями легко в домашних условиях и вы можете выбрать либо перекрасить желтые цвета для того чтобы получить цветостойкий зеленый, либо получить зеленый из шелухи лука и менее стойкий зеленый из ботвы моркови. Диапазон серо-голубых может быть получен из ягод, содержащих пигмент антоциана (Антоцианы — окрашенные растительные гликозиды, содержащие в качестве агликона антоцианидины. Например виноград, черника, смородина и бузина) Розовые можно получать из этих ягод, путем увеличения уровня кислотности.
Мой подход к растительному окрашиванию
В этой главе я набросаю эскизно 4 ключевых принципа, которым я следую, когда крашу.
1. Замачивание в соевом молоке
Волокна животного происхождения, типа шерсти и шелка имеют сродство с растительными красителями.
Когда растительные волокна замачивают в соевом молоке, они покрываются соевым протеином и приобретают свойства протеиновых волокон. Хлопок, замоченный в соевом молоке, тоже получает свойства шерсти и окрашивается лучше, чем не замоченный.
Соевые бобы содержат 40% протеина, который в свою очередь содержит вещество, которое действует как связывающий агент. Соя имеет способность связывать натуральные красители с тканью чрезвычайно прочно, особенно если оставить замоченным в соевом молоке полотно или пряжу на длительное время.
Протравка в сое – это старинный способ, который используется на протяжении веков во многих культурах. Возможно, наиболее известный такой способ — это японская трафаретная печать Катадзомэ. Метод заключается в том, что рисовая паста, состоящая из рисовых отрубей и рисовой муки, наносится на ткань через бумажный трафарет. Потом трафарет убирается и пасту оставляют высыхать. Потом ткань пропитывается жидкостью из соевых бобов. Когда ткань высыхает, то она прокрашивается при помощи кисти красителем. В конце паста смывается, а на ткани остаётся трафаретный рисунок цвета, который имела неокрашенная ткань. Области вокруг рисунка хорошо впитывают краску. Даже шелк, который красят японцы лучше прокрашивается благодаря сое.
Протеин из других источников начиная от растительного, полученного из риса или желудей, заканчивая животным молоком и яичными белками, также помогает для связывания волокна и красителя.
2. Использование посуды в качестве морилки
Если мы решили, что допустимо использование для протравки солей алюминия, то есть квасцов, то почему бы не использовать сами металлы для этих целей? Просто используя алюминиевую посуду, мы получим похожий по степени действия эффект, но без использования порошков. Раз уж нам необходимо использовать определённую подходящую нам металлическую посуду для окрашивания, то пусть это будет алюминий, ибо нержавейка в реакцию не вступает.
Чем дольше краситель остается в кастрюле, тем сильнее будет выражено влияние металла. Я всегда использую для крашения алюминиевую посуду. Крашу очень долго и медленно, чтоб получить максимум от этого использования.
Частички красителя охотно взаимодействуют с алюминием на стенках кастрюли. Вы сами это видите, когда пытаетесь отмыть ее губкой после каждого крашения. Это свойство алюминия для нас является преимуществом, ибо он работает морилкой.
Для очищения стенок кастрюли от прилипшего красителя можно использовать сами природные красители. Например, я обнаружила, что что после окрашивания красителями богатыми танином можно очистить посуду, прокипятив в ней немного высушенных цветов гибискуса.
Алюминиевая посуда помогает сделать ярче некоторые цвета. В моей практике алюминий помог мне выявить совсем новые оттенки, например непостижимый пурпурный из розмарина и некоторые оттенки серого из крапивы, когда как в других условиях из нее получается зеленый или желтый.
Железная и медная посуда также может давать определенные эффекты. Железо делает цвета темнее, а медь усиливает желтый. Это весьма увлекательно – использовать кастрюли из разных материалов и видеть, как получаются разные оттенки из одних растений.
3. Использование богатых танином красителей
Танины, или дубильные вещества, это химические соединения натурального происхождения. Их можно обнаружить в семенах, листьях, коре и фруктах. Танины обычно желтые или коричневые по цвету и горькие на вкус. Их много в виноградных косточках и в виноделии они ответственны за горчинку в некоторых винах. Также танин встречается в чае в разных количествах, и когда его очень много, то чувствуется горечь.
Танины чрезвычайно полезны в окрашивании, поскольку они обладают способностью помогающей закреплять краситель на ткани, действуя как морилка. Некоторые танины бесцветные, например содержащиеся в чернильных орешках (цецидиях) на листьях дуба, светлые, содержащиеся в шкурках граната и могут быть нанесены на ткань для повышения цветостойкости других красителей, наносимых позже.
Фактически, ткани растительного происхождения можно окрашивать танинными красителям без протравливания в соевом молоке. Но, добавление в такой процесс окрашивания еще и протравку соей несомненно создает более глубокие оттенки.
Красители, содержащие высокий уровень танина, создают более стойкие и долговечные цвета, что является неотъемлемым условием, если вы продаете крашенные ткани, но это также не отменяет возможность экспериментировать с менее стойкими красителями. Лично я стараюсь не заморачиваться исключительно на цветостойкости чтобы это не отпугнуло от экспериментов с растениями, не содержащими танинов в случаях, когда цвета тускнеют. Это прикольно находить все новые растения, особенно когда ты красишь для себя. Все, что касается цветостойкости будет описано в пункте 9.
4. Время
Чем больше времени мы тратим на весь процесс окрашивания, тем более стойкие цвета мы получаем. Стоит подчеркнуть, что «время» не равно «усилиям». Большинство процессов, описанных в этой книге, не требуют каких-либо значительных усилий, но при этом требуют достаточно много времени. Процесс нужно только настроить, оставить на время и изредка проверять.
Как правило, у меня одновременно ведется несколько проектов на разных стадиях, где мне не приходится предпринимать много действий. К примеру, у меня может быть одновременно замочена пряжа в соевом молоке, кастрюля на плите, в стадии нагрева или того же замачивания, куча ткани в шкафу в ожидании споласкивания после замачивания или стирки после окрашивания.
Имеет смысл накапливать некоторое количество ткани, обработанной соей для внезапно появившейся мысли, чтоб можно было ее сразу реализовать. После протравки в сое желательно продержать ткань минимум неделю до окрашивания, а лучше еще дольше. Чем дольше соевый протеин взаимодействует с тканью, тем лучше.
Приготовление посуды для окрашивания также занимает немало времени и редко когда удается это сделать за один день. Красителю требуется время чтобы полностью выделиться из растений, ткани требуется время чтоб этот краситель абсорбировать и самому красителю нужно время чтобы закрепиться. Как правило, чем больше времени тратиться на каждый из шагов, тем лучше будет результат.
Растительное окрашивание весьма длительный процесс и именно этот аспект мне нравится больше всего, это как противоядие от лихорадочного темпа жизни. Процесс доставляет удовольствие не меньше, чем конечный результат и я смакую каждый момент. По моему мнению природные цвета намного превосходят искусственные, так что потраченного времени не жаль.
Спасибо за внимание.
Окраска натуральными красителями — образцы и примеры.
Так сложилось, что уже примерно второй год я занимаюсь натуральными красителями, извлекаемыми преимущественно из растений, натуральные же материалы — щелк, шерсть, лен, хлопок, конопляную домоткань, смесовые материалы. Мой декретный отпуск, увлечение фито-терапией, знакомство с людьми, увлекающими исторической реконструкцией, знакомство с узбекскими ткачами, которые красят свои ткани в том числе и растительными красителями, а так же жажда чего-то новенького привели меня на тернистый, но интересный путь натурального крашения.
Эта публикация — небольшой обзор моих маленьких достижений, а так же иллюстрация того, что натуральные красители могут давать любые, при этом стойкие цвета.
В своей работе я пользуюсь как местными растениями, так и привозными, в частности индийского производства. У каждого красителя есть свои достоинства. Первые эксперименты в крашении — это покраска шелковых ниток для вышивания, поэтому главные мои ориентиры- стойкость окрашивания, устойчивость к свету, солнечным лучам, стирке. Что важно в прочем для любого рукоделия, будь то вышивка, или окрашивание шерсти…
Как мастер я так же уделяю внимание простоте и быстроте окрашивания, доступности красителя, необычности и сложно-повторимости цвета, который дает растение, возможности смешения красок, чтобы получить новый цвет. И цвет, конечно важен цвет. Растительные красители могут дать огромную гамму естественных, стойких и очень красивых цветов.
Почти все красители — протравные, то есть для закрепления цвета и усиления яркости используются специальные вещества, квасцы, соли железа, кислоты. Разговору о естественности , историчности и экологичности протравного крашения я планирую посвятить следующую публикацию.
Начну с местных красителей.
Материал — шерсть —
Все, кроме 2-х с лева- местные травы, пижма, крапива, полынь, кора тополя, дуб.
шелк, кора крушины
шелк, дуб, настой ржавчины/железный купорос
шелк, аптечная марена, разные закрепители
вот тут с аптечной мареной мне не повезло… и вытянуть красный цвет никакой протравой я не смогла…
растения — дубители со ржавчиной, толокнянка, дуб и кровохлебка
толокнянка, тополь, крапива,чернобыльник разной длительности выварки с алюмокалиевыми
смородина черная, каркаде, жимолость — с алюмокалиевыми квасцами
И теперь индийские ферментированные красители.
марена 2-х видов, алкана, бархацы, а тк же смеси этих красителей, на шелке.
индиго и индиго+бархацы
Алкана и индиго в сравнении. Индиго — нижний правый угол. Сверху — алкана в щелочной среде, разный % красителя, красное — алкана в кислой среде (цвет не стойкий).
индиго, шелк
смесь красителей — нитки изначально были окрашены в светло-коричневый шкурками грецкого ореха, а затем сверху алканой и индиго. (алканой — с права)
а тут наоборот — нитки были индиговые, синие и голубые, и по верху окрашены бархацами.
А это секционное крашение натуральными красителями.
— на переднем плане — исходник. На заднем плане — образец шапочки, который я намерянно кипятила в хозяйсвенном мыле 30 минут. Марена и индиго как новенький, бархацы немного смылись, но неполностью. В целом я осталась довольна.
марена(ализарин)+мыльный орех, разные протравы, разное время варки
нижний ряд — алкана, верхние два — дуб с железом.
Окрашенные локоны шерсти валяются так же отлично, как и не окрашенные.
все цвета кроме серого и черного — окрашены различными натуральными красителями
— а это небольшое подтверждение, что пучки не просто лежат на полу))))
Мне очень нравится экспериментировать с растениями, это захватывает, всегда поиск, всегда эксперимент… Иногда в работу идут аптечные растения, иногда собранные самостоятельно. Первые эксперименты с новым цветом проходят с проверкой на стойкость краски. Уже есть любимые красители, самые доступны, красивые, стойкие, и простые в работе. Конечно, процесс окраски не всегда быстрый, но всегда увлекательный) Натуральные красители – это интересно! Попробуйте!
Удачного всем творчества и спасибо за внимание)
Какими натуральными красителями можно окрасить ткань кратко — MOREREMONTA
Натуральные компоненты для крашения тканей – экологическая альтернатива фабричным красителям. Не каждому известно, но природные краски – пигменты из засушенных и свежих трав, плодов, листьев, стеблей и коры растений дают возможность получить практически любой чистый оттенок. Полотна, окрашенные подобным образом, выглядят очень оригинально и живописно – мягкие, приятные глазу расцветки, некоторая винтажность и эффект старины придают материалу особенный шарм. А главное – такие изделия полностью экологичны и лишены искусственных примесей.
Конечно, в наш прогрессивный век ткани красят на производстве, а швейные фабрики предлагают изобилие качественных одежды и профессиональных лекал. Но тем, кто увлекается рукоделием и ценит натуральные вещи, будет очень занимательно своими руками прикоснуться к миру красильного творчества в соавторстве с самой природой.
Истоки древнего искусства
Искусство крашения полотен, которым в совершенстве владели наши предки, зародилось еще в глубокой древности в странах Азии и Востока, и затем распространилось по миру. Мастерство старинных умельцев давало возможность получать свыше восьмисот оттенков цветового спектра на основе лишь нескольких десятков природных красителей. Секрет разнообразия палитры цветов заключался во взаимодействии красящих веществ с солями различных металлов (протрав). Тонкости процесса окрашивания хранились мастерами в секрете, а традиции уникального промысла передавались из поколения в поколение.
С развитием текстильной мануфактуры и появлением первых синтетических красящих средств, натуральное крашение постепенно ушло из практики обработки тканей, а многие рецепты были утеряны или преданы забвению.
Природные эко-краски для тканей
Многоцветная природа предлагает целую вереницу своих даров, пригодных для окрашивания текстильных полотен. Для начала, давайте разберемся, какие естественные красители можно использовать для воплощения желаемой оттеночной палитры.
- Желтый цвет – красители солнечной гаммы можно получить из цитрусовых плодов, цветов календулы, одуванчика и зверобоя, корней и древесины барбариса, свежей коры крушины. Насыщенный желтый оттенок подарят листья березы и куркума, а отвар полыни обеспечит нежную соломенную окраску. Оранжевый окрас – семена подорожника и ягоды облепихи.
- Коричневый краситель дает сухая кора крушины, дуба, коренья конского щавеля, побеги золотарника. Отвар луковой шелухи позволяет получить красивые красно-коричневые и бронзовые оттенки.
- Глубокий синий и нежно-голубой оттенки можно получить окрашиванием плодами ежевики, соцветиями ивана-да-марьи и лугового шалфея. Фиолетовые тона разной насыщенности достижимы с использованием лепестков василька и лилового ириса, краснокочанной капусты, коры кизила и ягод черники.
- Зеленые краски – нежно-пастельный зеленый краситель можно получить из листьев шпината, бузины, корня щавеля и артишоков. Красивый травяной оттенок дают стебли болотного хвоща, помидора и пижмы.
- В пастельные кремовые и бежевые тона окрашивают кофе и чай различной концентрации.
- Розовый натуральный краситель в различных оттенках получается из плодов клубники и малины, коры пихты. Красный пигмент выделяют молодые ветви крушины, цветы дикого мака, спелые ягоды бузины, корни марены красильной.
Сбор трав, плодов и кореньев для крашения можно осуществлять на протяжении круглого года.
Получение натуральных красителей
Для того чтобы получить красящее вещество, необходимо измельчить растительное сырье и прокипятить в воде (некоторые источники рекомендуют использовать дождевую или дистиллированную влагу) на медленном огне, пока отвар не приобретет насыщенный цвет. Окрашивающий раствор необходимо сцедить, и ткань можно вываривать в готовой экологической краске. Чем дольше полотно пребывает в красителе, тем насыщеннее и ярче будет оттенок.
Для закрепления красящего пигмента на ткани применяют специальные фиксаторы (протраву) химического или натурального происхождения. Также для лучшего сохранения цвета можно перед окрашиванием прокипятить материал в солевом растворе или замочить на сутки в уксусноалюминиевой соли.
Техника эко принт или контактное крашение
В последнее время набирает популярность удивительная методика получения природных узоров и отпечатков растений на полотне. Волшебным рисунком раскрашивают изящные шарфики, салфетки, туники, платья и пальто в экостиле. Некоторые мастерицы осуществляют пошив эксклюзивной одежды на заказ.
Существует несколько способов нанесения натурального орнамента:
- Самый простой способ нанесения эко принта – листья и соцветия растений переносятся на материю при помощи молотка. Выбранный элемент накладываем на ткань, накрываем пергаментной бумагой и отбиваем молотком, чтобы краски растения впитались в текстиль.
- «Горячий» эко принт. Листочки, веточки и лепестки цветов накладываются на ткань, сворачиваются в сверток и упорно варятся на медленном огне либо подвергаются воздействию пресса и пара. В результате получается настоящее природное волшебство!
Натуральное крашение – чудесный способ украсить одежду, сделать привычную вещь оригинальной, обновленной и яркой.
Ответ
Краснокочанная капуста, лимоны, апельсины, свекла, лук, ежевика, черника и шпинат.
При работе с натуральными красителями важно помнить о том, что главное — экспериментировать. В зависимости от того, какое количество ингредиентов вы возьмете, и сколько времени вы будете держать ткань в воде — цвет будет отличаться.
Чтобы покрасить ткань в розовый или красный цвет, используйте свеклу и чернику. Пигменты, которые в них содержатся, могут придать ткани очень красивый пыльный розовый цвет.
Для получения голубого и фиолетового оттенков используйте краснокочанную капусту и ежевику.
Чтобы получить медный и горчичный цвета, используйте обычную луковую шелуху.
Чтобы покрасить ткань в желтый цвет используйте лимонные и апельсиновые шкурки. Цедра придает ткани мягкий желтый цвет.
Чтобы покрасить ткань в мягкий зеленый цвет, попробуйте использовать шпинат. На самом деле со шпинатом получается не очень хорошо, так что для зеленого цвета можно взять обычную зеленку.
Сегодня одежда не является дефицитным товаром, ведь в магазинах можно найти наряды на любой вкус и деньги. Но для многих создание одежды выступает неким увлечением, благодаря которому можно получить желаемые наряды.
В некоторых случаях шитья оказывается недостаточно для создания полноценного наряда, ведь нередко ткань нуждается в окрашивании.В этих целях многие стараются отдавать предпочтение натуральным красителям, которые абсолютно безопасны для здоровья обладательницы нового поступления в гардероб.
Окрашивание натуральными красителями: на что следует обращать внимание?
Прежде чем изучать, какими натуральными красителями можно окрасить ткань, следует ознакомиться с основными правилами использования таких народных средств. Речь идёт о следующем:
- Окрашивать одежду, нитки и ткань нужно только в идеально чистом виде.
- Непосредственно перед окрашиванием ткань рекомендуется кипятить. Для этих целей лучше подойдёт простая, чистая вода, смягченная небольшим количеством кальцинированной соды. Если предстоит красить вещи из шелка, их необходимо несколько раз прополоскать, пользуясь для последней процедуры нашатырным спиртом, разведенным в объеме 500 мл с 1 л воды.
- Окрашивание следует проводить только в эмалированной посуде, на которой отсутствуют сколы, или же в ёмкостях из стекла. Что касается палки, используемой для помешивания, то при её выборе отдавать предпочтение рекомендуется деревянным или пластиковым изделиям.
- То насколько быстро окрасится ткань, зависит только от содержания различных добавок в красящих растворах и температурных показателей используемой воды.
Особенности окрашивания изделий из ткани
Практически все тканевые изделия можно красить чаем, кофе, луковой шелухой, выбирая тот или иной ингредиент в зависимости от желаемого конечного оттенка. Для получения насыщенного жёлтого цвета с древних времен было принято использовать листья березы в свежем виде.
При использовании листвы березы для окрашивания изделий из шерсти можно воспользоваться следующей пошаговой инструкцией:
- Первый этап отведён кипячению шерстяных ниток с использованием специального раствора на протяжении 30 минут. Для приготовления действующего вещества следует смешать хромовые квасцы в объеме 5 г с водой (2 литра). Нужно учитывать, что указанных параметров ингредиента достаточно для обработки пряжи весом не больше 100 г. Для кипячения большего количества материала следует увеличить и количество указанных компонентов, применяемых для создания раствора.
- Для подготовки окрашивающего раствора необходимо смешать листья в объеме 500 г с 4 литрами воды и проварить на протяжении одного часа.
- По истечении указанного времени в процеженный раствор нужно опустить пряжу и проварить материал ещё на протяжении одного часа.
- Остается только прополоскать пряжу несколько раз с обязательным добавлением в последний раствор для полоскания небольшого количества уксуса.
С использованием этой же пошаговой инструкции можно окрасить шерстяные изделия и луковой шелухой.
Для получения бежевого оттенка можно воспользоваться еловыми шишками. Данный метод является предпочтительным ещё и потому, что окрашенные вещи длительное время сохраняют полученный оттенок. На первом этапе необходимо проварить около 4 часов на слабом огне еловые шишки, залив их в количестве 1,5 кг 3 литрами воды.
Процеженный отвар следует смешать с хромовыми квасцами (не больше 5 г). Нужно учитывать, что указанного количества ингредиентов будет достаточно для окрашивания не более 100 г ткани.
Смоченную в холодной воде шерсть необходимо опустить в полученный раствор и прокипятить на протяжении 40 минут. После этого остаётся прополоскать материал с использованием уксуса для закрепления полученного результата.
Следует отметить, что практически все растения, в которых содержатся красящие вещества, можно использовать для окрашивания тканей, руководствуясь вышеизложенными пошаговыми инструкциями.
Скорость окрашивания во многом зависит от окрашиваемого материала. Так, шерстяные изделия окрашиваются быстрее и эффективнее в растворе, который кипит. Что касается хлопковых, льняных изделий, то в данном случае нужно следить за температурой жидкости, которая не должна превышать показатель в 85 градусов.
Для закрепления полученного результата на последнем этапе окрашивания изделий из хлопка, вискозы и льна следует добавлять небольшое количество поваренной соли (в пределах 3 ложек).
Как добиться желаемого оттенка?
Многие полагают, что использование натуральных красителей никогда не позволит получить яркие и насыщенные цвета, ведь палитра оттенков сильно ограничена, но это большое заблуждение. Так, для получения коричневого оттенка в формировании красящего вещества рекомендуется останавливаться на дубовой коре или листве, грецких орехах или внутренней части яблочной коры.
Чтобы получить наряды красного оттенка, необходимо воспользоваться корой молодых побегов боярышника, ягодами ежевики или чёрной бузины. Даже получение синего или голубого оттенка не представляет труда, ведь для этих целей подойдут семена лебеды, цветы васильков и черничные ягоды.
Получение зеленого оттенка можно обеспечить благодаря использованию листьев обыкновенной крапивы и внутренней части коры черемухи.
Как сделать овощные и фруктовые красители для тканей
Очень часто рукодельницы при пошиве текстильных игрушек, в процессе создания цветов и аксессуаров из ткани и кружева, при вязании или вышивке сталкиваются с проблемой нехватки того или иного цвета или оттенка материала для творчества. Натуральные красители, причем на 100% экологически чистые, можно сделать самим в домашних условиях и при этом чаще всего вам не придется ничего покупать, в дело можно пустить пищевые отходы, которые по идее должны отправиться в мусорное ведро.
Смотрим? Может кому пригодится для творчества и рукоделия) Красители можно и купить, но то, что я хочу вам предложить обойдет гораздо дешевле для окрашивания ткани, кружева, ниток для вышивки или пряжи для вязания.Итак, смотрим как приготовить в домашних условиях овощной или фруктовый краситель. Для работы вам понадобятся фрукты, овощи или пищевые отходы, посуда для варки и газовая плита. Кстати), приобрести газовую плиту можно в интернет-магазине Teka. Магазин является официальным представителем высококвалифицированного оборудования Teka. Здесь вы сможете приобрести высококачественную и доступную продукцию для обустройства кухни – вытяжки, мойки, микроволновые печи, кофемашины и многое другое – с тонким подходом к дизайну и пользовательским потребностям.
Ингредиенты, которые могут быть использованы для создания красителей:
- Свекла
- Луковая шелуха
- Листья капусты
- Шпинат
- Апельсиновые корки
- Лимонные корки
- Чай
- Растворимый кофе
- Черника
- Ежевика
- и многое другое.
При помощи черники, ежевики и красной капусты вы можете получить красивый синий и фиолетовый цвета.
Малина и красная свекла придадут ткани или пряжи красный оттенок.
Из апельсиновых и лимонных корок можно получить желтый или цвет охры.
Шпинат и луковая шелуха при отваре даст хороший зеленый и оранжевый цвет.
Вы можете экспериментировать и с овощами, каждый из которых придаст обрабатываемому материалу определенный оттенок.
Любой из вышеперечисленных продуктов должен вариться в отдельной посуде, воды должно быть не слишком много, достаточно покрыть содержимое чашечки или маленькой кастрюльки. На сильном огне воду с добавленным продуктом в качестве красителя (луковой шелухой, свеклы и т.д) доводим до кипения, затем уменьшаем огонь и варим в течение часа. По истечению времени снимаем с плиты и даем содержимому остыть.
Охлажденную окрашенную жидкость процеживаем и сливаем в стеклянную посуду. Для окрашивания ткани, ниток, кружева или пряжи в красители нужно добавить воду, соль и уксус.
Если мы используем краску, изготовленную из фруктов, то добавляем 1/4 стакана соли и 4 стакана воды.
При использовании красителей из овощей — добавляем 1 стакан уксуса и 4 стакана воды.
Окрашиваемый материал опускается в краситель и варится на слабом огне в течение часа. После окрашивания ткань необходимо прополоскать в холодной воде. Если цвет получился не совсем яркий, то можно окрашиваемый материал оставить в красителе до тех пор, пока он не станет желаемого цвета.
В любом случае не спешите окрашивать весь материал полностью, попробуйте домашний краситель на маленьком лоскутке.
Для создания винтажных работ и аксессуаров из кружева очень хорош в качестве красителя чай.
В посуде нужно вскипятить воду, опустить туда несколько чайных пакетиков и выключить огонь. Когда вода остынет, опустить туда кружево или ткань на два часа.
При окрашивании ткани свеклой, ее нарезают, опускают вводу и добавляют спирт (на 1 кг свеклы — 1 бутылка спирта), варят до тех пор, пока свекла не разварится (свеклу нужно раздавить ложкой и поварить еще несколько минут).
Не бойтесь экспериментировать и у вас все получится)
Источник
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
ПодписатьсяКак покрасить ткань в домашних условиях натуральными красителями
Окрашивают материалы по разным причинам. Для некоторых это способ заработка, у других индивидуальное желание выделиться, у третьих необходимость сэкономить на покупке новой вещи. Тем, кто хочет впервые самостоятельно окрасить одежду, нужно узнать, как покрасить ткань в домашних условиях натуральными и химическими красителями. Как можно покрасить вещи или куски текстиля, и какими дополнительными инструментами надо запастись.
СодержаниеРазвернуть
Какие виды текстиля подлежат окрашиванию
Дозировка краски для текстиля зависит это от массы ткани, ее вида и исходного цвета. Представляемые ожидания и полученный результат часто не совпадают. Не все типы изделия можно окрашивать. Легко поддаются покраске материалы из натуральных волокон и смешанные. Синтетику самостоятельно качественно перекрасить очень сложно. Даже если краска закрепится на ткани, первый раз постирав вещь, она снова полиняет или сразу получится полосатой. Если нужно покрасить такую одежду, лучше отдать ее в химчистку или в профессиональное ателье, которое оказывает подобные услуги. Волокна синтетического материала перекрашивают особым способом, который сложно осуществить в домашних условиях либо процесс получится очень трудоемким, а результат неидеальным.
С детской одеждой не возникает трудностей, потому что для малышей чаще используют природные материалы. Такую ткань можно покрасить самостоятельно. Одежду ребенка часто стирают, оттенок становится неярким, выцветшим, блеклым. Для возвращения изделиям первоначального цвета в домашних условиях, их обрабатывают красками темных оттенков. Удобнее всего красить джинсовую ткань. Но перекрашивать следует только однотонные ткани, многоцветные такой процедуре лучше не подвергать.
Когда не обойтись без покраски ткани
Любителям рукоделия и творчества известен батик. Это художественная роспись по шелку, но можно использовать и другие виды ткани. Рисунок наносят специальными кистями или полностью окунают ткань в емкость с красящей жидкостью.
Текстильных кукол пользуются большим спросом, но для их изготовления нужна ткань телесного оттенка. В продаже хлопчатобумажной материи этого цвета почти не бывает. Ее нечасто заказывают большие магазины и текстильные лавки, поэтому мастерицам приходится перекрашивать ткань в нужный цвет самостоятельно.
Покраска изделий нужна и в создании цветов из капроновых материалов. Нужно купить только белый материал, а остальные оттенки выводят самостоятельно.
На заметку!
Окрашиванием можно изготовить оригинальные аксессуары – шарфики, повязки на голову, платки.
Выбор красителей
В продаже находят вещества для разных типов тканей в виде кристаллических порошков и концентрированных жидкостей. Химические вещества дают нужный результат только при строгом выполнении инструкции, но с народными средствами проще. Если об определенном типе волокон в правилах использования краски ничего не указывают, то лучше применять природные красители:
- коричневый оттенок изделию дают табак, кофе, чай, краска для волос, луковичная шелуха;
- зеленый получают при помощи шпинатных листьев, черемухи, щавеля;
- глубокий черный цвет дает крепкий кофе;
- красный – от свеклы, бузины;
- синий оттенок дают вилки капусты, ягоды ежевики, шелковицы, семена лебеды;
- оранжевый тон придают плоды облепихи, кора яблони;
- желтого добиваются при использовании свежей моркови, апельсиновой кожуры.
Пестрые ткани окрашивают в один из цветов, но более глубокого оттенка. После такого окрашивания контраст снижается. Для сильно выцветшей одежды применяют больше красителя, чем для белых вещей. Светлым достаточно слабо разведенного раствора. В некоторых случаях проделывают повторную процедуру. Для перекрашивания светлой ткани в черный цвет придется провести несколько этапов.
Читайте также↓↓↓
Природные и химические краски
Для перекрашивания текстиля применяют акриловые, анилиновые, масляные красители. Но и среди натуральных красителей рассматривают варианты подходящие для изменения цвета одежды. Даже черный получают из нескольких природных красителей:
- Кофе. Им окрашивают выцветшие, потерявшие насыщенный оттенок темные вещи. Кофе возвращает одежде первоначальный вид. Количество зависит от размера изделия, насыщенности полученного цвета. Чем крепче заварен напиток – тем лучше окрасятся волокна. Для покраски нужно приготовить кофейный раствор – 8 г соли размешивают в литре воды. В жидкость добавляют 50 г растворимого кофе и варят. После закипания снимают с конфорки и переливают в емкость, в которую помещают одежду. Минимальное время для окрашивания – час. Но если нужен более яркий цвет, изделие держат в кастрюле дольше. В случае необходимости, после того как изделие просушено и видно, что результата не достигли с одного раза, процедуру повторяют еще раз или два.
- Табак. Его используют вместо кофе. В 1 л воды засыпают 15-20 г табака и нагревают. После этого вещь замачивают в емкости с жидкостью, как и с кофе.
Химические текстильные красители требуют строго выполнения инструкции и дозировки порошка. Количество краски тщательно выверяют в соответствии с массой одежды и насыщенностью цвета. Если нет медицинских или кухонных весов, то вместо мерника используют ложки. Например, в стандартную чайную входит 4-5 г порошка.
Совет!
Во время перекраски натуральной шерсти и шелка химическими веществами, в воду для полоскания вливают 5-10 г столового уксуса 6-9% для закрепления результата и яркости цвета.
Как подготовить вещи
Прежде чем перекрашивать ткань, ее подготавливают. Для этого следуют нескольким правилам:
- До окрашивания одежду стирают. Даже маленькие жирные пятна оказывают воздействие на то, как ляжет краска для одежды на волокна. Из-за масляных, жирных, трудновыводимых пятен материал окрасится неравномерно. Разводы будут заметны, поэтому носить такую одежду не получится.
- После стирки с вещей снимают всю фурнитуру и украшения. Пуговицы срезают, молнии отпарывают. При окрашивании эти части одежды можно повредить.
- Хлопковые или льняные вещи можно красить в другой цвет. Но предварительно удаляют крахмальный слой, наложенный производителем. Чтобы снять крахмал, смешивают мыльный раствор с пищевой содой. Жидкость кипятят полчаса, закладывают в нее ткань, после этого вещь ополаскивают и высушивают.
- Шерстяную пряжу окрашивают так, чтобы не запутать нитки. Для этого их заматывают в небольшие пучки и аккуратно, но плотно обматывают бечевкой.
В какой емкости можно красить
Когда одежда или просто ткань к процессу готова, выбирают емкость, в которой разводят краску, и средства, которые понадобятся при проведении процедуры. Для окрашивания берут емкость из любого материала. Единственное требование – на ней не должно быть налета накипи. По размеру она должна быть такой, чтобы в нее погрузили вещь полностью, и она не торчала выше красящей жидкости.
Изделие в кастрюле или в тазу постоянно помешивают. Для этого берут деревянные щипцы. Но не у всех в доме можно найти такой инструмент. Подойдут любые деревянные ветки толщиной не меньше 2-3 см, предварительно очищенные от сучков.
Вода нужна умягченная: талая или дождевая. Если такой нет, водопроводную смягчают, добавив ложку пищевой соды на 10 л воды. Можно смягчить воду по-другому: прокипятить, затем остудить и вылить в другую емкость, жесткость останется в виде накипи.
Читайте также↓↓↓
Самостоятельное окрашивание изделия из ткани
Краски произведенные, для текстиля выпускают в трех видах:
- аэрозольные;
- порошковые;
- концентрированные жидкости;
- пасты.
Эти варианты применяют, когда одежду окрашивают собственноручно или в машине автомат. Краску выбирают в соответствии с содержанием ткани и индивидуальными пожеланием владельца одежды, главное чтобы они не шли в разрез с инструкцией.
Перед процессом определяют состав ткани, который производитель описывает на этикетках. Если лейбл с информацией потеряли или значки и буквы на нем стерлись со временем, узнать состав ткани можно другим способом. Ниточку от одежды поджигают и определяют запах. Синтетические материалы пахнут химическими веществами. Шерсть или хлопчатобумажное изделие при сгорании выделяет запах паленого волоса.
Природные материалы окрашивают легче, чем синтетические. Ненатуральные вещи почти не поддаются покраске, а если это получается, то эффект длится недолго. Через некоторое время одежда опять приобретает выцветший оттенок.
Правила для окрашивания у всех производителей подобны. Определяют только дозировку и насыщенность цвета перед работой с определенной краской.
Если для окрашивания не требуется доводить жидкость до кипения, то работу проделывают в ванне. Для того чтобы не запачкать посторонние предметы, их накрывают пленкой. Затем приступают к делу, выполняя следующие правила:
- В таз набирают теплую воду. Высыпают в него краситель. Дозировка зависит от размеров одежды и насыщенности желательного цвета.
- Ткань оставляют отмокать в емкости на полчаса. Но в это время об изделии не забывают: его нужно периодически перемешивать деревянными палками.
- В тот момент, когда изделие приобретает нужный оттенок, его вытаскивают из таза. Ополаскивают в холодной воде, с разбавленным в ней 8-10 г уксуса.
В инструкциях к некоторым веществам производитель указывает то, что жидкость нужно нагревать. В этих случаях действуют по-другому:
- Краску растворяют в воде и перемешивают. Жидкость в кастрюле ставят на огонь и подогревают до 60-70 °С.
- Изделие из ткани помещают в емкость на 50-60 мин и поддерживают неизменную температуру жидкости. Изредка ткань перемешивают деревянными палочками.
- После истечения срока вещь очищают от излишков химсредств в стиральной машине. Это можно сделать и своими руками в воде 40°С. Ополаскивают ткань уксусным раствором как и при первом варианте.
Внимание!
При любом виде окрашивания на руки надевают перчатки, чтобы агрессивная жидкость не повредила кожу.
Можно ли перекрашивать в машинке автомат
Для того чтобы обновить цветную одежду в домашних условиях можно воспользоваться стиральной машиной. Красящие вещества не портят детали, поэтому можно не опасаться, что что-то сломается. Для правильного окрашивания вещи пользуются инструкцией:
- Выбирают небольшую емкость, заливают 2 стакана кипятка. После этого раскрывают пакет с краской и растворяют в жидкости, стараясь тщательно растворить все комочки.
- Одежду выворачивают наизнанку. Помещают в стиралку, важно, что при окраске ткани не добавляют стиральные средства.
- Приготовленный раствор с краской выливают прямо в барабан для одежды.
- Шелк и остальные деликатные ткани окрашивают с добавлением 150 мл уксусной эссенции 25%.
- Устанавливают такой режим, при котором продолжительность стирки до 30 мин, а вода не нагревается больше, чем на 60 °С.
- После окончания выбранного цикла, одежду стирают еще раз при температуре 40°С, это закрепляет краску на волокнах.
После стирки изделия просушивают в таких местах, куда не попадает солнечный свет, подальше от обогревателей. Ткань расстилают на горизонтальной поверхности, предварительно подстелив старое полотенце или ненужную материю.
Окрашивание ткани с разводами
Некоторые вещи хочется покрасить так, чтобы на темном или белом фоне оказались декоративные цветные разводы. Для того чтобы получить такой результат, вещь сворачивают в жгут и натягивают резиновые кольца. Чем больше колец – тем больше разводов. Свернутую одежду окунают в раствор с краской и выжидают до тех пор, пока волокна ткани вберут в себя цвет.
Добиться интересных разводов можно, если смешать несколько цветов. Красный и синий дают фиолетовый. Одежду сначала окунают отдельно в эти цвета, а потом смешивают их.
Только что покрашенное изделие не нужно стирать в машинке. После первых стирок одежда линяет и теряет цвет. Лучше стирать деликатным способом в прохладной воде, отдельно от других вещей.
Внимание!
Какой бы качественной не была краска по обещаниям продавца, фабричная – более стойкая. Поэтому кардинально изменить первоначальный цвет одежды не получится. Можно только обновить выцветшие ткани или сгустить оттенок.
Полезные советы
Для тех людей, кто далек от творчества, но хочет попробовать покрасить вещь, пригодятся советы по окраске:
- Перед тем как окрашивать вещь из собственного гардероба, нужно потренироваться на старой ненужной ткани. Или том предмете одежды, который уже точно никто не планирует носить. Если она испортится, то будет не жалко выкинуть.
- Для точной дозировки красителя изделие, подготовленной к процессу, нужно взвешивать.
- Если после окраски нужно перешивать и перекраивать изделие, то лучше распороть его перед процедурой.
- Если синтетический материал окрасился неравномерно, исправляют это, подогрев мыльный раствор и окунув туда вещь.
- При окрашивании черных вещей в стиральной машине с ними не помещают разноцветную одежду. Они линяют и портят остальные вещи, находящиеся в машинке.
Покрасить ткань можно в домашних условиях, выполняя подробную инструкцию. Но важно помнить, что не всякий материал получится окрасить самостоятельно. Некоторые вещи лучше отдать в химчистку или окрасить натуральными средствами вместо химических. Крашеные вещи тщательно ополаскивают и аккуратно стирают, потому что они могут полинять. Тем, кто впервые хочет попробовать перекрасить одежду, нужно пользоваться правилами и советами, чтобы не испортить половину гардероба.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен! Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать Hozsekretiki.ru в ленте «Яндекса»
загрузка…
Красим ткань натуральными красителями в домашних условиях
Автор: Лилия Волкова
Работая над образом новой куклы, я столкнулась с тем, что очень сложно бывает подобрать однотонную ткань нужного цвета.
Покопавшись в разных магазинах, прогулявшись по просторам интернета, меня вдруг осенило — а не покрасить ли ткань самой?! И вот тут началось самое интересное, никогда бы не подумала, что красить ткань и разные тряпочки может быть так увлекательно и затягивать в процесс с головой. Ведь в процессе никогда не можешь знать с совершенной точностью, какой оттенок получится в итоге. Цвет получается неравномерным, в зависимости от того, как легла ткань — где-то ярче, где-то бледнее, где-то пятнышки от попавшей ягоды. Но это делает результат ещё красивее, натуралистичнее, оригинальнее, от такой ткани веет теплом и природой. Плюс разная ткань окрашивается по-разному, время выдержки в растворе тоже влияет на интенсивность оттенка, ну и что-то ещё мистически-загадочное тоже влияет:)
В интернете можно найти много информации про то, как покрасить ткань различными корешками, соцветиями, корой деревьев, травой. Но на практике, очень сложно бывает их отыскать, да ещё и ранней весной. Поэтому я поделюсь с вами самыми простыми рецептами, ингредиенты все я нашла в продуктовом магазине.
Следует оговориться, что красила я только натуральные ткани белого цвета — лён и хлопок.
Больше всего мне понравилось красить ягодами, они дают наиболее интенсивные цвета. Овощи дают более бледные цвета, держать в растворе нужно подольше.
Итак, по порядку.
1. Фиолетовый цвет — это ягоды черники, можно добавить клюкву.
2. Оранжевый цвет — яркий, тёплый цвет даёт окрашивание в куркуме, можно заменить порошком карри.
3. Розовый цвет — ягоды вишни и клюквы. Если добавить к вишне или клюкве сок свеклы, то получится немного другой оттенок розового. Можно использовать только сок свеклы — она даёт чуть грязноватый оттенок розового. Всё зависит от вашей фантазии и возможностей.
4. Голубой цвет — у меня он получился из краснокачанной капусты.
5. И зелёный цвет — он получился из шпината, правда, хотелось бы поярче, но для этого надо пробовать другие красители.
Теперь скажу о самой рецептуре и пропорциях. Я всё всегда делаю «на глаз», ничего не отмеряю. Кладу ягоды, немного толку их для большего выделения сока. Если это свекла, то тру её на тёрке. И заливаю горячей водой. Если порошок карри или куркума, то просто насыпаю в воду. Соответственно, чем больше красящего элемента по отношению к воде, тем ярче цвет. Для закрепления цвета добавляю ложку-две столового уксуса. Погружаю ткань. И оставляю на несколько часов, периодически помешиваю.
Вот и весь секрет:) Надеюсь, вам пригодится.
П.С.: таким образом окрашенные ткани и особенно марлю так же красиво использовать для фотографирования, для фона и так далее.
Натуральные красители для тканей
Натуральные компоненты для крашения тканей – экологическая альтернатива фабричным красителям. Не каждому известно, но природные краски – пигменты из засушенных и свежих трав, плодов, листьев, стеблей и коры растений дают возможность получить практически любой чистый оттенок. Полотна, окрашенные подобным образом, выглядят очень оригинально и живописно – мягкие, приятные глазу расцветки, некоторая винтажность и эффект старины придают материалу особенный шарм. А главное – такие изделия полностью экологичны и лишены искусственных примесей.
Конечно, в наш прогрессивный век ткани красят на производстве, а швейные фабрики предлагают изобилие качественных одежды и профессиональных лекал. Но тем, кто увлекается рукоделием и ценит натуральные вещи, будет очень занимательно своими руками прикоснуться к миру красильного творчества в соавторстве с самой природой.
Истоки древнего искусства
Искусство крашения полотен, которым в совершенстве владели наши предки, зародилось еще в глубокой древности в странах Азии и Востока, и затем распространилось по миру. Мастерство старинных умельцев давало возможность получать свыше восьмисот оттенков цветового спектра на основе лишь нескольких десятков природных красителей. Секрет разнообразия палитры цветов заключался во взаимодействии красящих веществ с солями различных металлов (протрав). Тонкости процесса окрашивания хранились мастерами в секрете, а традиции уникального промысла передавались из поколения в поколение.
С развитием текстильной мануфактуры и появлением первых синтетических красящих средств, натуральное крашение постепенно ушло из практики обработки тканей, а многие рецепты были утеряны или преданы забвению.
Природные эко-краски для тканей
Многоцветная природа предлагает целую вереницу своих даров, пригодных для окрашивания текстильных полотен. Для начала, давайте разберемся, какие естественные красители можно использовать для воплощения желаемой оттеночной палитры.
- Желтый цвет – красители солнечной гаммы можно получить из цитрусовых плодов, цветов календулы, одуванчика и зверобоя, корней и древесины барбариса, свежей коры крушины. Насыщенный желтый оттенок подарят листья березы и куркума, а отвар полыни обеспечит нежную соломенную окраску. Оранжевый окрас – семена подорожника и ягоды облепихи.
- Коричневый краситель дает сухая кора крушины, дуба, коренья конского щавеля, побеги золотарника. Отвар луковой шелухи позволяет получить красивые красно-коричневые и бронзовые оттенки.
- Глубокий синий и нежно-голубой оттенки можно получить окрашиванием плодами ежевики, соцветиями ивана-да-марьи и лугового шалфея. Фиолетовые тона разной насыщенности достижимы с использованием лепестков василька и лилового ириса, краснокочанной капусты, коры кизила и ягод черники.
- Зеленые краски – нежно-пастельный зеленый краситель можно получить из листьев шпината, бузины, корня щавеля и артишоков. Красивый травяной оттенок дают стебли болотного хвоща, помидора и пижмы.
- В пастельные кремовые и бежевые тона окрашивают кофе и чай различной концентрации.
- Розовый натуральный краситель в различных оттенках получается из плодов клубники и малины, коры пихты. Красный пигмент выделяют молодые ветви крушины, цветы дикого мака, спелые ягоды бузины, корни марены красильной.
Сбор трав, плодов и кореньев для крашения можно осуществлять на протяжении круглого года.
Получение натуральных красителей
Для того чтобы получить красящее вещество, необходимо измельчить растительное сырье и прокипятить в воде (некоторые источники рекомендуют использовать дождевую или дистиллированную влагу) на медленном огне, пока отвар не приобретет насыщенный цвет. Окрашивающий раствор необходимо сцедить, и ткань можно вываривать в готовой экологической краске. Чем дольше полотно пребывает в красителе, тем насыщеннее и ярче будет оттенок.
Для закрепления красящего пигмента на ткани применяют специальные фиксаторы (протраву) химического или натурального происхождения. Также для лучшего сохранения цвета можно перед окрашиванием прокипятить материал в солевом растворе или замочить на сутки в уксусноалюминиевой соли.
Техника эко принт или контактное крашение
В последнее время набирает популярность удивительная методика получения природных узоров и отпечатков растений на полотне. Волшебным рисунком раскрашивают изящные шарфики, салфетки, туники, платья и пальто в экостиле. Некоторые мастерицы осуществляют пошив эксклюзивной одежды на заказ.
Существует несколько способов нанесения натурального орнамента:
- Самый простой способ нанесения эко принта – листья и соцветия растений переносятся на материю при помощи молотка. Выбранный элемент накладываем на ткань, накрываем пергаментной бумагой и отбиваем молотком, чтобы краски растения впитались в текстиль.
- «Горячий» эко принт. Листочки, веточки и лепестки цветов накладываются на ткань, сворачиваются в сверток и упорно варятся на медленном огне либо подвергаются воздействию пресса и пара. В результате получается настоящее природное волшебство!
Натуральное крашение – чудесный способ украсить одежду, сделать привычную вещь оригинальной, обновленной и яркой.