Ковбойские шляпы | Журнал Ярмарки Мастеров
В данной статье я попытался дать небольшой экскурс в историю фетровых шляп, а также рассказать о некоторых стилях, возникших в эпоху Старого Запада и популярных по сей день. Конечно, речь пойдет о ковбойской шляпе или просто «Стетсоне», как называют ее сами американцы.
Stetson – один из самых известных и почитаемых американских шляпных брендов, лихо раскрученный в угоду потребностям ковбоев. Джон Б. Стетсон начинал свое шляпное производство в 1865 году, арендовав за 100$ помещение, и еще на 10$ закупив сырье. Образцы шляп стоимостью 10$ были направлены торговым посредникам по всему Юго-западу и имели огромный успех (заработная плата ковбоев и поденных рабочих составляла в то время порядка 15-20$ в неделю). Уже через год ему пришлось расширить свое производство и построить завод в пригороде Филадельфии, который выпускал продукцию вплоть до 1971 года.
В начале 20 века компания Стетсона производила почти 2 миллиона шляп ежегодно. В это же время известный европейский бренд «Борсалино» выпускал всего 750 тысяч. То, что Стетсону приписывается изобретение ковбойской шляпы не совсем верно, и уж конечно не ему принадлежит изобретение фетра, как зачастую можно услышать. Основной и неоспоримой заслугой Стетсона явилось, прежде всего, придание фетру особых износоустойчивых и водостойких качеств, организации массового производства и сбыта шляп. К тому же, если бы Стетсон делал ставку только на шляпы для ковбоев, вряд ли его имя вспоминали сегодня.
Войлок является одним из старейших текстильных материалов. С давних времен люди обнаружили способность волокон шерсти животных скрепляться под воздействием тепла и влаги, поэтому на протяжении веков войлок использовался для изготовления головных уборов, одежды и обуви.
Энциклопедия гласит:
«Фетр – сорт плотного, тонкого войлока наилучшего качества, идущий на изготовление шляп, обуви и т.п. (от франц. feutre – войлок). Материал, получаемый валянием пуха (тонкого волоса) главным образом зайцев, кроликов и коз, отходов меха, тонкой и полугрубой шерсти».
Можно выделить три вида фетра для шляп:
- из меха бобра или других животных, например кролика, норки (это наиболее дорогой фетр, 100% fur felt)
- из смеси меха бобра (или других животных) с шерстью
- из шерсти (100% wool felt)
Производство фетровых шляп из меха бобра было основано в Голландии и Испании и датируется по крайней мере 14 веком. К середине 17 века запасы Европейского бобра иссякли, в результате чего Северная Америка стала основным поставщиком бобрового меха. Соединенные Штаты также стали крупным производителем шляп, хотя в Англии в 1731 году был принят «Шляпный закон»(Hat Act), запрещающий экспорт шляп из США (отменен в 1867 г.) Уже тогда США вовсю применяли санкции. В 18-м веке бобровый мех еще оставался предпочтительным материалом для головных уборов, но фетр из смеси меха бобра и шерсти становился все более популярным, поскольку позволял удешевить производство. В конце 19 века с появлением паровых машин изготовление шляп кустарным способом в небольших мастерских сошло на нет, и заменилось промышленным производством. Однако и в настоящее время еще остались кустари-одиночки, изготавливающие эксклюзивные образцы шляп в лучших традициях старых мастеров.
Современные шляпы изготавливаются в основном из фетра или соломы, реже из кожи. С внутренней стороны тульи находится подкладка в виде кожаной или текстильной ленты (с англ. «sweatband») в просторечье называемой «подтулейкой». Внешняя сторона тульи украшается декоративными элементами – лентами или ремешками (англ. «hatband»), а поля шляпы иногда окантовываются по краям (англ. «brim trimming»).
Шляпы могут быть изготовлены практически любого цвета, но чаще всего это – белый, черный, оттенки бежевого и коричневого. Есть ещё одна небольшая деталь, которая в настоящее время не играет практической роли – маленький бантик на задней стороне «подтулейки», символизирующий скрещенные кости и оставленный в дань старым мастерам-шляпникам, работа которых была сопряжена, если не со смертью, то с болезнями, вызванными нитратом ртути, применявшейся при изготовлении фетра для лучшего сцепления волокон шерсти.
Первая модель Стетсона «Хозяин равнин»
«В 1912 году, когда был поднят броненосец USS Maine, потопленный в гавани Гаваны в 1898 году, на его борту была обнаружена шляпа «Stetson», которая провела в морской воде почти 14 лет, подвергаясь воздействию морской воды, грязи и ила. Тем не менее, шляпа была отремонтирована и имела весьма презентабельный вид».
Шляпы изготавливались практически одного размера, который регулировался при помощи ленты снаружи тульи и завязывался бантом с левой стороны.
Стоит упомянуть, что Стетсон, будучи сыном шляпного мастера, вовсе не мечтал продолжить дело своего отца, скорее он был экспериментатором, работая в артели в Колорадо, попутно занимался изготовлением новых текстильных материалов. Но первая, изготовленная ради шутки большая широкополая шляпа, резко изменила его судьбу и впоследствии дала имя одной из самых громких легенд Америки.
По фотографиям 19 века из библиотеки Конгресса США мы видим, что большинство шляп имело форму цилиндра со скругленными краями, широкими прямыми полями, причем тульи изготавливались без складок (англ. crease), которые мы привыкли видеть на современных шляпах. Тем не менее, в процессе их ношения, головные уборы приобретали свои индивидуальные черты. В частности, на тулье появлялись вмятины, как непреднамеренно, так и по желанию их владельцев. Поля изгибались, появлялись различного рода украшения из конского волоса и кожи, кончосов, когтей и клыков животных. По этим характерным признакам уже можно было определить, из какой местности владелец шляпы, а также род его деятельности.
Причем среди ковбоев были представители не только европейской расы, но и афроамериканцы (так что Бубба Гудинг мл. и Уилл Смит в роли героев вестернов не такая уж и выдумка), а также мексиканцы и коренные жители Америки, которые наделяли свой головной убор характерными чертами присущими своему народу.
Позволю маленькое отступление, подобного рода традиция особенно четко прослеживается в армейской среде, по форме головного убора или пошиву сапог, в свое время можно было достаточно точно определить, какое военное училище закончил тот или иной офицер, и к какому роду войск он принадлежит.
Таким образом, стиль выпускаемых шляп, в угоду модных тенденций, начал меняться. Первой популярной модификацией была длинная круто наклоненная складка на тулье, так называемая Carlsbad crease или Gus crease. Этот стиль стал настоящей классикой и существовало множество его разновидностей, в которых складка варьировалась от наклонной до горизонтальной.
Другой стиль, характеризующийся четырьмя симметричными вмятинами, произошел от заостренной верхушки мексиканского сомбреро, которое, перекочевав на север, стало известно как
Многим она знакома по комедийным фильмам «Майор Пэйн» и «Сержант Билко». В такой же шляпе щеголял и молодой скаут Индиана Джонс. В Службе национальных парков эта шляпа прижилась в первую очередь потому, что в первое время парки охранялись кавалерийскими отрядами, в которых данная шляпа являлась частью форменной одежды. Симметричные складки на тулье и прямые поля появились в период американо-испанской войны 1898 года. Частые тропические ливни вынудили солдат изменить горизонтальную складку, где постоянно скапливалась вода на четыре наклонных, так как все в армии делалось ровно и симметрично. Шляпа была официально принята в армии в 1911 году. Водостойкость шляпы и здесь нашла свое применение, рекламный плакат с изображением медвежонка Смоки, заливающего костер водой из шляпы, вещал: «…таким образом, предотвращено 9 из 10 лесных пожаров».
Кавалерийская шляпа Cav Hat знакома многим по изображениям печально известного командира 7-го кавалерийского полка генерала Джорджа Кастера, «героически» погибшего в битве с индейцами сиу при Литлл-Бигхорн и фильму «Апокалипсис сегодня» с Робертом Дювалем в главной роли. Cav Hat явлется элементом парадной формы воздушной кавалерии Армии США и хранит традиции кавалерии времен гражданской войны. Кавалерийская шляпа обязана своим вторым рождением командиру первого эскадрона 9-й дивизии, воевавшей во Вьетнаме, подполковнику Джону Б. Стоктону.
Эта шляпа отличается своей прочностью и легко чистится с помощью той же щетки, что и для надраивания обуви. Существует традиция, что новичок, принятый в ряды воздушной кавалерии, обязан опорожнить («лишить невинности») Cav Hat до краев, наполненную холодным пивом. Вот вам и очередное использование свойств водостойкости. Одна из легенд гласит, что «желуди» на окончаниях шнура, обрамляющего тулью шляпы, своим стуком по полям шляпы не давали всаднику уснуть на скаку. Способ завязывания узлов на шнуре был на первый взгляд весьма прост, но далеко не каждому владельцу шляпы удавалось сделать это подобающим образом. Цвет же самого шнура и материал из которого он изготавливался были строго регламентированы в соответствии с чинами и рангами. Правила ношения Cav Hat также оговаривались отдельными инструкциями:
«Стетсон обязательно должен быть черного цвета.
Тулья не должна иметь других складок, кроме принятых.
Поля должны быть плоскими и слегка свисать спереди.
Стетсон необходимо носить на голове с полями параллельно земле.
Основанием для ношения Стетсон являются: парады, торжества, официальные приемы, собрания, профессиональные мероприятия и любые иные события, установленные в подразделении…»
Возникновение названия «Тen gallon» («десять галлонов» в русском варианте скорее всего звучало бы как «ведерная шляпа») датируется 1925 годом. Ковбойская шляпа часто использовалась в качестве емкости для воды. В рекламной акции Стетсон использовал ковбоя, поящего своего коня водой из шляпы. При этом «10-галлонная» шляпа вмещает немногим более 3-х литров, а не 40, в обычную же шляпу может вместиться около литра воды (эта цифра кочует из одной статьи в другую, я же не поленился и проверил: лично в мой «Кэтлман» вошло ровно 2 литра).
Конечно, очень сложно разобраться во всех фасонах ковбойских шляп, в музее городка Уичито-Фоллс на севере Техаса собрано боле 500 экспонатов самых разнообразных фасонов и цветов, которые были переданы в дар отошедшим от дел владельцем популярного в свое время магазина «Cow Lot Western Wear» Нэтом Флеммингом. Музей образовался стихийно: покупатель при приобретении новой шляпы тут же расставался со старой – просто вешал ее на гвоздь, вбитый в стену.
Кстати, я знаю по крайней мере одно заведение в своем городе, где собрана коллекция из головных уборов, забытых рассеянными или подвыпившими посетителями.
Искренне надеюсь, что прочитав статью, у вас появилось непреодолимое желание стать обладателем ковбойской шляпы, как писал Джек Лондон, — «поесть медвежатины», почувствовать дух свободы и авантюризма. Остается только выбрать правильную шляпу, которая больше всего подойдет вам по духу, и тогда на вашей голове будет красоваться «корона» (тулья по англ. «crown»), а не шутовской колпак.
До меня, пожалуй, никто этого не делал, но я попытаюсь дать несколько советов, пускай немного шутливых но, тем не менее, полезных.
Условно разделим «шляпоносцев» на несколько групп:
«Ковбой» – вы высокий блондин с голубыми глазами, Голливудской улыбкой и развитой мускулатурой – несомненно, вам подойдет классический Stetson любого цвета, наличие остальной одежды не обязательно.
«Шериф» – состоявшийся солидный мужчина, вам просто необходим строгий белый Stetson с полями в 4 дюйма и классический костюм с клетчатым жилетом. Галстук «double string tie» и сигара дополнят ваш образ.
«Стрелок-ганфайтер» – молодой разгильдяй в смешанной одежде неопределенного цвета, тут выбор обширный, кого убил – того и шляпа.
«Байкер-бродяга» – наличие байка, пивного живота и 3-х дневной щетины приветствуется – ваша шляпа Cav Hat, черный Stetson с серебряными кончосами, либо «bull hide» из черной кожи с волчьим хвостом.
«Президент» – какие могут быть советы, вам все к лицу.
Девушки в ковбойских шляпах (29 фото)
Сексуальные ковбойши)
Вы зашли на Загоны.ру как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии на Загонах. Зарегистрируйтесь!
Комментарии 6
лучше бы на них из одежды были только очкитема ковбойских сисек не раскрыта…
Есть симпотные
неплохо… всех на моего мустанга, пусть скачут
Кнута не хватает иКовбойская шляпа — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 марта 2014; проверки требуют 16 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 марта 2014; проверки требуют 16 правок. Фетровая ковбойская шляпа Современные ковбои в шляпахКовбойская шляпа (стетсон) — фетровая, кожаная или соломенная шляпа, с высокой округлой тульёй, вогнутой сверху, и с широкими подогнутыми вверх по бокам полями. Современная ковбойская шляпа была изобретена Джоном Стетсоном (англ.) в 1860-х годах. До сих пор популярна на юго-западе США, на севере Мексики и в западных провинциях Канады. Является атрибутом американских ковбоев и ранчеров, а также исполнителей музыки кантри. Стилизованная ковбойская шляпа присутствует на флаге канадского города Калгари.
Десятигаллонная шляпа (англ. «Ten-gallon» hat) — вариант ковбойской шляпы. В американской культуре — головной убор стереотипного образа жителя Техаса. Название значительно преувеличивает размер тульи: объём «десятигаллонной» шляпы на самом деле меньше одного галлона. Вероятно, название шляпы произошло от исп. tan galan (самый галантный) или galón (галун).
Стетсон — это бренд, принадлежащий производителю головных уборов, компании «Джон Б. Стетсон Компани». В 1865 году Джон Стетсон создал первую шляпу «Boss of the Plains» («Хозяин степей»), олицетворяющую Запад (Америки). Ковбойская шляпа стала краеугольным камнем предпринимательской деятельности Стетсона, а её производство существует и сегодня.
Впоследствии компания Стетсон стала крупнейшим производителем шляп, выпуская более 3 млн. 300 тыс. головных уборов в год на заводе в Филадельфии, занимающем свыше 36 тыс. кв. м. Помимо ковбойских шляп, Стетсон занимается производством духов, одежды, обуви, очков, ремней, виски, а также различных товаров в стиле Дикого Запада.
Подруга ковбоя… Как правильно одеться?
Хочется откровенно признаться, что на этот раз нас очень вдохновила тематическая неделя «Дикий Запад». Так вдруг захотелось одеться «в стиле», пока тепло и пока лето. Ведь фотосессия в образе подруги ковбоя может оказаться одним из самых ярких впечатлений уходящего сезона. И уж по истине незабываемые чувства может подарить вечеринка или даже свадьба в стиле Кантри. Ну, пожалуй, без долгих лирических отступлений, начнём создавать правильный образ…
Первый необходимый элемент у нас уже есть! В каждом гардеробе найдутся джинсы, шорты, жилетка, рубашка либо куртка из джинсовой ткани. А это уже много 😉
А если к примеру, забраться в шкаф совего молодого человека, то там можно с 99% вероятностью отыскать рубашка в клетку. Смело ушить в талии, подвернуть рукава, а в идеале отделать мелкие детали с изнанки тканью в мелкий цветочек. Смотрится весьма оригинально.
Для придания романтизма просто необходимо завести нежное платье (либо длинную юбку) из хлопкового батиста, отделанное ришелье или кружевом. В идеале, если всё это белое. Смотрится очень женственно и нарядно.
Хотя цветные варианты или в мелкий цветочек не менее очаровательны.
Если есть кружево, то подобный наряд станет ещё более изысканным.
В современной жизни американский ковбойский стиль неразрывно связан с пышной юбкой из фатина. Так называемые «американки» из тюля есть практически у каждой американской девочки. Ну и девушки постарше носят вариации на тему юбки из фатина с не меньшим удовольствием, чем их маленькие сестрёнки. Возьмём себе на заметку…
В идеале, если часть изделий Вашего гардероба будет сделано из замши — натуральной или искусственной (кстати, искусственная замша в мире соврменных технологий давно уже не является подделкой — это вполне достойный иновационный материал по некоторым показателям даже превосходящий натуральную). Замшевая куртка не помешает прохладным вечером. А замшевые брюки будут даже более удобны при прогулках верхом (если у кого-то подобные прогулки намечаются). И даже просто небольшие замшевые вставки на одежде создадут правильный настрой. Особенно, если вся эта замша изрезана на бахрому длинную… И не очень…
Теперь задумаемся об аксессуарах. Пожалуй, с них можно было даже начать. Ведь, зачастую, стиль создают именно они.
Ковбойские сапоги смогут любой, даже самый повседневный наряд, в мгновение ока сделать стильным и сильно привязанным к теме. Тем более, что сегодня на свете существует невероятное количество разновидностей этих самых сапог. Они заслуживают, конечно, более пристального внимания. Можно было бы создать для них отдельную публикацию с подборкой фотографий самых невероятных экземпляров. Но нам пришлось ограничиться, дабы удовольствие от статьи не превратить в скучный просмотр кучи фотографий.
Не забывайте про широкий оригинальный кожаный или замшевый пояс. Поверх длинной ярусной юбки, на джинсах, на платье — везде будет смотреться достойно.
Ну вот теперь у нас дело в шляпе! А она, такая узнаваемая и такая разнообразная в современном мире, сможет как никто другой подчеркнуть именно вашу индивидуальность. И что самое интересное, к лицу практически всем.
Теперь нам осталось совсем немного: посмотреть подобранные «луки» в стиле Western, вдохновиться, и пойти перекраивать завалявшиеся джинсы и вышедшие из моды платья. И просто обязательно после этого провести роскошную фотосессию, которая подарит массу приятных эмоций не только нам, но и нашим любимым.
Да и, кстати, лошадь покупать не обязательно 😉
Ковбойская шляпа
Стильная ковбойская шляпа – это невероятно яркий аксессуар, который одинаково подходит как мужчинам, так и женщинам, которым нравится быть в центре внимания и привлекать к себе взгляды окружающих. Наверняка, просматривая разнообразные фильмы о Диком Западе, вы нередко любовались девушками в ковбойских шляпах. Они выглядят не только стильно, но и немного дерзко, и немного кокетливо, очень смело и при этом довольно женственно и изящно. Поэтому можно заключить, что вообще женская ковбойская шляпа – это та вещь, которая обязательно должна присутствовать в гардеробе каждой представительницы прекрасного пола, которая хочет создавать действительно интересные и оригинальные образы.
Как называется ковбойская шляпа?
Вообще обычно ковбойскую шляпу так и называют «ковбойская шляпа» и далеко не все знают, что у нее есть другое название. А именно – стетсон. Такое название шляпа получила в честь своего создателя Джона Стетсона. Именно этот человек «изобрел» такую популярную сейчас шляпу с округлой высокой тульей, которая сверху немного вогнута, и с широкими полями, которые подогнуты вверх по бокам.
Появившись в 1860-ых годах, шляпа эта так и не утратила своей популярности, наоборот, с течением времени приобретала ее все больше и больше. Изначально ковбойскую шляпу носили американские ковбои и владельцы ранчо, а также исполнители музыки кантри. В принципе, и сейчас стетсон ассоциируется именно с представителями этих, так сказать, профессий. Но в наше время ковбойскую шляпу с огромным удовольствием носят и те, кто к американским ковбоям не имеет ровным счетом никакого отношения.
Стоит отметить огромное разнообразие ковбойских шляп. Они бывают кожаными, фетровыми или соломенными. Изначально классическим вариантом считается все же именно кожаный, хотя популярны они все приблизительно одинаково.
С чем носить ковбойскую шляпу?
На самом деле, ковбойская шляпа является аксессуаром удивительно универсальным. Ее можно надеть практически ко всему. Правда, очень многое зависит от самой шляпы, так как материал, из которого она выполнена, все же задает ей определенное настроение.
Например, соломенная ковбойская шляпа – это более летний вариант. Она замечательно будет смотреться на вас с шортами и майкой или простым сарафаном в стиле бохо или хиппи. В качестве обуви к такому образу отлично подойдут кожаные сандалии на плоской подошве или же кеды. Кстати говоря, эту шляпу очень удобно брать с собой на море, так как она очень стильно смотрится в сочетании с купальником, а также хорошо защищает от жарких лучей солнца.
Кожаная ковбойская шляпа – это смелый вариант для ярких и выразительных девушек. Сочетать такую шляпу лучше всего с джинсами или шортами, футболками или рубашками. Сарафан или платье, в принципе, тоже подойдут, только желательно добавить к сарафану, например, кожаный пояс, который сделает образ единым. Самый лучший выбор обуви – это, несомненно, сапоги-казаки. Хотя вы можете надеть к такому образу и кеды, которые станут эдаким современно-городским аналогом сапог.
Несомненно, самый универсальный вариант – это фетровая ковбойская шляпа. К ней вы можете подобрать любую одежду, меняя настроение образа при помощи каких-то мелких деталей и аксессуаров. Собираетесь на прогулку? Наденьте рубашку в клетку и джинсы-скинни в сочетании с черной фетровой ковбойской шляпой. Хотите создать более утонченный образ для какого-то праздничного случая? Подберите стильное и женственное платье и добавьте к нему белую фетровую шляпу, которая добавит образу эдакой дикой романтики того самого Дикого Запада.
Вообще, подбирая для себя шляпу в ковбойском стиле, руководствуйтесь собственными вкусовыми предпочтениями. Радует то, что эта шляпа уже успела стать чем-то вроде классики, так что даже если на дизайнерских подиумах модели не ходили в стетсонах, это не значит, что такую стильную и яркую шляпу нельзя вписать в свой модный образ. Так что не бойтесь экспериментов и смело вносите в свой гардероб сухое и свежее дыхание Дикого Запада, атмосфера которого сделает ваши образы неповторимыми примерами для подражания.
Головные уборы от «А до Я», или Большой Шляпный Словарь
«А»
Академическая квадратная шапочка — торжественный головной убор выпускников высших учебных заведений, следующих британской модели образования. Академическая шапочка представляет собой квадратную доску с кисточкой по центру, прикрепленную к небольшой шапочке традиционно черного цвета с желтой или золотой кисточкой.
«Б»
Бандана — небольшая косынка или платок, изначально банданы имели чисто практическое значение, использовались американскими ковбоями во время перегона скота. Бандана обвязывалась вокруг шеи и, при необходимости, ею закрывали лицо чтобы защититься от пыли. Сейчас бандана традиционный атрибут байкеров.
Как пример — пиратская бандана.
Башлык — военный, казачий головной убор. Представляет собой суконный остроконечный капюшон, надеваемый в непогоду поверх какого-либо головного убора для предохранения «от холода, дождя и солнечного зноя». Имеет длинные концы-лопасти для обматывания вокруг шеи.
Бейсболка — кепка которую первоначально носили бейсболисты. До появления бейсболки головным убором бейсболиста была соломенная шляпа-канотье и жокейская кепка.
Берет — мягкий объемный головной убор без козырька, известен еще со времен средневековья. Берет широко используется в вооруженных силах. Женский берет может быть фетровым, шитым или вязаным. Также берет — головной убор художника 🙂
Бескозырка — головной убор матросов, армии и флота многих стран. Бескозырка представляет собой фуражную шляпу без козырька.
Боливар — разновидность цилиндра с широкими прямыми полями.
Упоминается в романе в стихах Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин» (1823—1831).
Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.
Бомбер — молодежная модель зимнего головного убора с длинными ушами и отделкой из овчины.
Боярка — меховая мужская шапка старинного русского фасона. Состоит из мехового верха, бархатного колпака и шёлковой подкладки. Меховой верх изготовлялся из соболя, бобра или белька, а также из овчины.
Боярку носил Ф.И. Шаляпин, в ней же его изобразил на своей картине Б.М. Кустодиев.
Бретонская кепка — вид фуражки из шерсти. Традиционно считается головным убором моряков, потому что бретонская кепка была частью униформы французских матросов. Название происходит от слова «Бретань» — так называется историческая область Франции, занимающая полуостров на северо-западе страны.
В России бретонскую кепку называли «картузом», ее носили как военные, так и обычные люди.
Буденовка — головной убор красноармейца в виде шлема. По задумке авторов головного убора (по некоторым источникам автором эскиза буденовки является художник Кустодиев), форма буденовки повторяет форму стального шлема русского война 15в., подчеркивая героизм и величие.
«В»
Венок — сплетенные в тугое кольцо цветы или листья. Круглая форма венка и живая составляющая символизирует вечность, постоянство, бесконечную жизнь, связь с божественной природой. Возможно, именно поэтому венок во многих культурах стал символом царской власти (от него и произошла корона). В славянских землях венок приобрел еще и смысл любви.
Вуалетка — небольшая шляпка с вуалью, больше похожая на аксессуар, чем на шляпку, обычно крепится к прическе на заколках или шляпной резиночке.
Вуаль — тонкая прозрачная сетка, которая крепится к женским шляпкам.
«Г»
Галеро — кардинальская шляпа, очень большая плоская красная шляпа с широкими полями, по сторонам полей шляпы свисают по 15 кисточек. Галеро является геральдическим отличием сана кардинала.
Гангстерская шляпа — фетровая шляпа с полями, имеет три вмятины на тулье (сверху и по бокам), по сути это та же шляпа федора (см. ниже «федора»), которая очень полюбилась гангстерам.
Гоголь — мутоновая шапка в виде пилотки, имеющая глубокий продольный замин. Была популярна в среде русской интеллигенции начала XX века.
«Д»
Двууголка — шляпа Наполеона, двурогая шляпа пришедшая на смену более громоздкой треуголке. Вплоть до Первой мировой войны двууголка была частью парадной одежды офицеров и чиновников, в том числе и в России.
Диадема — головное украшение в виде венца (венка). Диадема не замыкается в кольцо, в некоторых случаях диадема не имеет венца, а прикрепляется к прическе.
«Е»
Ермолка — традиционный еврейский мужской головной убор. Круглая шапочка, плотно прилегающая к голове; маленькая шапочка, носимая под верхней шляпой евреями.
«Ж»
Жокейка — плотно облегающая голову шапка-шлем с козырьком. Жокейка головной убор конного наездника.
«З»
Шляпа-Зонт – головной убор в виде зонта, крепко держится на голове, защищает от дождя.
«И»
Индейский головной убор — представляющий собой венец из орлиных перьев. Традиционный головной убор индейцев, надеваемый по торжественным случаям, реже их надевали на охоту.
«К»
Камилавка — головной убор в Православной церкви красного, фиолетового или чёрного цвета в виде расширяющегося кверху цилиндра.
Канотье — французская соломенная шляпа жёсткой формы с цилиндрической тульёй и прямыми полями. С начала XX века в течение нескольких десятилетий был популярным мужским головным убором и модным аксессуаром.
Капелло Романо — буквально «римская шляпа» или сатурно (итал. saturno; потому что шляпа своим видом напоминает планету Сатурн) — круглая шляпа с широкими полями и полусферической тульёй, носимая католическим духовенством.
Капор — женский головной убор, соединяющий в себе черты чепца и шляпы. У капора высокая шляпная тулья (для убранных на затылок волос) и обрамляющие лицо широкие жёсткие поля, сужающиеся к затылку.
Капюшон — откидной головной убор, пришитый или пристегиваемый к вороту верхней одежды.
Картуз — разновидность фуражки. Картузы широко использовались в европейских армиях 15-17 века. Позднее картузы вошли в использование и среди гражданского населения. (Также см. выше «Бретонская кепка»)
Каска — защитный шлем военнослужащих, а также средство защиты головы у категорий лиц, действующих в опасных условиях (шахтёры, строители, спелеологи, спасатели, спортсмены, парашютисты, мотоциклисты и так далее).
Каскетка — легкая фуражка, средство индивидуальной защиты для строительства и ремонта, которая не предназначена для защиты от травм.
Также каскеткой называют женский головной убор, закрывающий уши, но открывающий затылок (в виде объемного ободка, закрывающего уши).
Кепи — вид фуражки с небольшим прямым горизонтальным козырьком.
Кепка — вид фуражки с твердым донышком и длинным, широким, прямым козырьком.
Клобук – головной убор монаха. Состоит из камилавки (цилиндра с обрезанными полями) и «намётки» — чёрного покрывала (из шёлка или других материалов чёрных тонов).
Клош — дамская шляпка в форме колокольчика, которая вошла в моду еще в 1920-х годах. Название произошло от французского слова cloche — колокольчик. Клош — небольшая шляпка с маленькими опущенными полями.
Ковбойская шляпа — фетровая, кожаная или соломенная шляпа, с высокой округлой тульёй, вогнутой сверху, и с широкими, подогнутыми вверх по бокам, полями. Является атрибутом американских ковбоев и ранчеров, а также исполнителей музыки кантри.
Кокошник — старинный русский головной убор в виде гребня (опахала или округлого щита) вокруг головы, символ русского традиционного костюма.
Колпак — головной убор конусообразной или округлой формы. Есть разные виды этого головного убора: Шутовской или дурацкий колпак (прежде надевавшийся шутами, иногда с бубенчиками). Также колпак может быть поварским.
Как пример — колпак Санта Клауса.
Конфедератка — национальный польский головной убор с четырёхугольным верхом. За четырехугольный верх иногда и «академическую шапочку» называют конфедераткой.
Корона — головной убор, являющийся символом монархической власти. Короны производились из различных драгоценных металлов (чаще из золота или из серебра) и украшались драгоценными и полудрагоценными камнями.
Косынка — она же платок, представляющая собой кусок ткани в форме равнобедренного треугольника. Распространен практически по всему миру. Является национальным головным убором русских, украинцев и некоторых других народов.
Котелок — европейская мужская шляпа полусферической формы с небольшими полями из твёрдого войлока.
Кубанка — невысокая меховая шапка цилиндрической формы с плоским верхом — форменный головной убор казачьих войск. До II мировой войны была популярным мужским головным убором на Кубани, а в 80-е годы XX века вошла в моду как женская зимняя шапка.
«Л»
Лыжная шапочка — шитый из эластичной ткани или вязаный головной убор (шапка), плотно облегающий голову, часто с помпоном.
«М»
Маска — головной убор закрывающий не только голову, но и лицо. Шапка-маска (еще имеет название балаклава) предназначена для альпинистов, любителей зимней охоты и рыбалки или для людей, которые проводят длительное время зимой на улице.
Менингитка — маленькая нарядная шляпка модная в 50е годы, шляпка была настолько мала, что совсем не согревала голову.
Митра — головной убор, часть облачения христианских священнослужителей.
«Н»
Накомарник — надеваемая на голову и лицо шляпа с сеткой для защиты от комаров, мелких мух, мошки и других летающих насекомых.
«О»
Ободок (или обруч) — это аксессуар для волос в виде полукольца, которым закрепляют волосы.
Охотничья шляпа — основная особенность этой шляпы — два козырька, спереди и сзади, и два боковых отложных «уха». Козырьки защищают лицо и шею от солнца. Уши шляпы могут либо отгибаться и связываться под подбородком, чтобы защитить владельца от холодной погоды и сильного ветра, или же завязываться наверху, чтобы не мешать. Клетчатый рисунок ткани служит камуфляжем.
Охотничья шляпа также известна как шляпа Шерлока Холмса.
«П»
Панама — лёгкая шляпа с упругими полями; соломенная или шитая из легких натуральных тканей.
Папаха — мужской меховой (из овчины или каракуля) головной убор, элемент военной формы. Шапка распространена у многих славянских народов, в России у казаков. Также папаха распространённа у народов Кавказа и Средней Азии.
Парик — искусственные или настоящие волосы, которые надеваются на голову как шапка, создавая ту причёску, под которую он сделан.
Пилотка — головной убор в виде сплюснутой с боков лёгкой шапочки. Пилотка может быть элементом военной форменной одежды, различной униформы.
Платок — кусок ткани, обычно квадратный или треугольный, используемый в качестве головного убора.
«Девушка в платке» А.Г. Венецианова
Порк-пай (или Свиной пирог) — шляпа, похожая на миску: невысокая почти цилиндрическая тулья с ложбинкой, напоминающей защип пирога (pork pie – свиной пирог)…
«Р»
Рыбацкая шляпа — панама оливкового цвета с рыболовными крючками и приманками, подвешенными на ремешке вокруг шляпы.
«С»
Слауч — так некогда называлась популярная женская шляпа из фетра с загнутыми вниз полями и округлой невысокой тульей.
Соломенная шляпка — любая шляпа выплетенная из соломы с широкими полями. Такой головной убор предназначен для защиты от солнца и возможного солнечного удара.
Сомбреро — широкополая шляпа с высокой конусообразной тульёй и обычно с закруглёнными вверх краями полей. Часть мексиканского национального костюма.
«Т»
Таблетка — небольшая женская шляпка без полей с круглой или овальной цилиндрической тульей.
Твидовая шляпа — шляпа, шитая из шерстяной ткани — твида. Твидовая ткань мягкая на ощупь, с небольшим ворсом, обычно саржевого (диагонального) переплетения, бывает меланжевая, чаще с цветными узелками.
Тиара — корона, изначально тиара была головным убором папы Римского.
Тирольская шляпа — традиционный головной убор в альпийском регионе Тироле, который ранее занимал часть Северной Италии и Австрии. Шляпа с трапециевидной тульей, мягкой продольной складкой сверху и узкими полями, прямыми спереди и подвернутыми с задней стороны.
Ток — головной убор без полей, напоминает шляпу таблетку, но имеет более высокую тулью.
Треуголка — шляпа с полями, загнутыми так, что они образуют три угла. Получила распространение во второй половине XVII века и была популярна до конца XVIII века, пока не была заменена двууголкой.
Трилби — это разновидность шляпы федоры, имеющая более узкие поля и невысокую трапециевидную тулью с одной ложбинкой по центру и двумя по бокам.
Тюбетейка — круглая или квадратная, островерхая или плоская, мужская или женская лёгкая шапочка, надеваемая прямо на голову; получила название от тюркского слова тобе/тюбе, означающего макушку головы или верхушку горы. Тюбетейка — неотъемлемая часть узбекского национального костюма, обычно украшена вышивкой, бисером.
Тюрбан — см. ниже «Чалма».
«У»
Ушанка — зимняя меховая (первоначально — мужская) шапка, широко распространённый головной убор в России.
«Ф»
Фата — легкое женское головное покрывало; свадебный головной убор.
Федора — шляпа, имеющая поля средней ширины и трапециевидную тулью с одной ложбинкой по центру и двумя по бокам. Классическая федора изготавливается из мягкого фетра.
Феска — головной убор в Османской империи, представляет собой шерстяной колпак красного цвета с голубой или черной, шелковой, серебром или золотом перевитой кистью.
Фетровая шляпа — головной убор любой формы с полями, изготовленный из фетра.
Финка — плоская круглая разновидность зимней шапки с меховым спускающимся околышем (назатыльником), прикрывающим уши и шею.
Флоппи — широкополая шляпа. Это может быть как пляжный вариант из крашеной или натуральной соломы, так и шляпа с широкими полями выполненная из фетра.
Фуражка — головной убор с твердым козырьком и устойчивым околышем. Являлся форменным головным убором в вооружённых силах и ведомствах различных государств.
«Х»
Хиджаб — в исламе это любая одежда (от головы до ног), однако в западном мире под хиджабом понимают традиционный исламский женский головной платок.
Хомбург — мужская шляпа из фетра с высоко загнутыми полями и лентой по тулье, на тулье имеется одна продольная ложбинка по центру.
«Ц»
Цилиндр — мужской головной убор, представляющий собой высокую шляпу с плоским верхом и небольшими полями. Цилиндры в качестве повседневного головного убора были распространены на протяжении XIX века.
«Ч»
Чалма — головной убор в виде куска ткани, обмотанного вокруг головы, распространенный среди ряда народов Северной Африки, Аравийского полуострова, Индии и Азии.
Чепец — женский и детский (чепчик) головной убор в виде капора, закрывающий волосы; может иметь завязки под подбородком.
«Ш»
Шапокляк — (фр. chapeau claque) — (chapeau) шапо — шляпа и (claque) кляк — шлепок, удар ладонью; мужской головной убор, разновидность цилиндра, его особенностью является то, что его можно было складывать.
Шапочка — плотно облегающий голову вязаный или трикотажный головной убор. С недавних пор в моду вошли шапочки с вуалью.
Широкополая шляпа — головной убор с широкими полями, мягкими или жесткими. Тулья может иметь любую высоту и форму.
Шлем — предмет защитного оснащения военнослужащих, предназначенный для защиты головы от повреждений, наносимых, преимущественно, холодным оружием, позднее огнестрельным.
Шляпа Шерлока Холмса — см. выше «Охотничья шляпа».
«Э»
Эквадорская панама — лёгкая шляпа с упругими полями из особого сорта соломы — токилья. Панама — национальный головной убор Эквадора.
Эквадорские панамы плетутся из листьев пальмы Carludovica Palmata, которая растет только в прибрежных горных районах Эквадора.
«Ю»
Шляпа юриста, см. выше «Академическая шапочка».
«Я»
Японский головной убор, Каса (kasa) — конусообразная шляпа. Возник в Японии в глубокой древности из-за муссонного климата с долгими сезонами дождей. Касу плетут из соломы, бамбука, камыша, осоки. Существует множество самых разных типов и форм таких шляп. Традиционно каса ассоциируется с самураями.