мифы, разновидности и правила ношения
Здравствуйте, уважаемые читатели. На написание этой статьи меня подтолкнул ничем не примечательный, но очень показательный факт. Вчера в одной из социальных сетей ко мне в друзья «постучалась» одна особа. Обычно я всегда соглашаюсь дружить с людьми, но ее предложение намеренно отклонил. Хотите знать, почему так поступил? Поверьте, на то было очень веское основание…
Девушка явно родом с Кавказа (на странице даже город был указан, не буду разглашать подробностей), одета как «ночная бабочка» — губы ярко накрашены, огромное декольте, длинная юбка, шпильки на ногах, улыбка в 32 зуба. Вы скажете, что «ничего особенного, сегодня половина интернета такие вот чуда», но… голову этой мадам «украшает» мусульманский платок, аккуратно завязанный в виде хиджаба.
Не сказать, что я глубоко верующий человек, но в тот момент единственное, что смог произнести – Альхамдулиллях! Конечно же, дословно это выражение переводится как «Хвала Аллаху», но чаще всего употребляется мусульманами, когда что-то действительно «поражает сознание». Вот и в этом случае вид этой «мусульманки» настолько поразил меня, что больше ничего не смог выговорить.
Не смотря на то, что в статье «Стоит ли в России запретить ношение хиджаба?» мною был проведен небольшой доказательный анализ в пользу ношения традиционного исламского головного убора, то в этой ситуации я бы с удовольствием сорвал бы платок с головы этой мадам. Более того, вообще запретил бы носить мусульманское одеяние в подобном виде. Не хочется дальше разглагольствовать по поводу «запрета ношения хиджаба», лучше посмотрите интересную дискуссию на эту темы в программе Владимира Соловьева:
В комментариях буду рад прочитать ваше мнение по поводу всего того, что было сказано в видео. Ниже больше ни слова не напишу о той «мусульманке», так как главная цель статьи – разобраться в разновидностях мусульманских платков мифах, которые сложились вокруг их ношения. Если честно, до написания этой статьи сам не очень ясно понимал, какие виды одеяния у женщин есть в Исламе. Но, теперь разобрался и спешу рассказать вам об этом. Поверьте, вы сделаете для себя много интересных открытий.
Мусульманский платок – мифы и виды женских головных уборов
Если спросить простого обывателя, какие он знает традиционные мусульманские головные уборы, то, в лучшем случае, можно услышать – хиджаб, паранджа и чадра. Но, сможете ли вы отличить, к примеру, паранджу от чадры? Вот тут и возникают сложности, хотя у вашего покорного слуги тоже серьезные «проблемы» с этим. Давайте вместе разберемся, что есть что. Вот, смотрите:
Теперь, думаю, понятно, что паранджа – самое строгое мусульманское одеяние. И отличается от чадры тем, что лицо прикрывается сеткой. Кроме названных выше трех видов женской религиозной одежды, в Исламе есть еще более десятка разновидностей. О них мы поговорим ниже, а сейчас хотелось бы развеять некоторые мифы, которые сложились вокруг хиджаба и иже с ним.
- Миф №1 – Коран строго требует от мусульманки прятать свое лицо.
Если Вы мне покажете в Коране хоть один аят, который бы обязывал женщин прятать свое лицо, то я публично перед всеми принесу извинения и можете считать меня невежей. Итак, открываем 24 суру Священного Писания, которая называет «Ан-Нур» (Свет) и видим:
«Скажи верующим женщинам, что им приказано не показывать обольщающую мужчин телесную красоту – места, на которых женщина носит украшения: грудь, шея, плечи, КРОМЕ ЛИЦА и кистей рук. Скажи им, чтобы они прикрывали места, видные в вырезе одежды, как грудь и шея, набрасывая на них свои головные покрывала».
Таким образом, Коран требует от женщин прятать волосы, грудь, шею, плечи, но не все лицо. Другое дело, что некоторые люди специально трактуют требования Корана так, как это выгодно им. На почве этого и возникают всякие споры и непонимания. Кстати, вот один из споров:
- Миф №2 – девочки должны одевать хиджаб с момента совершеннолетия.
Это даже не миф, а некоторое заблуждение, так как многие путают современное понимание «совершеннолетия» от мусульманской трактовки. В Исламе женщина обязана носить хиджаб с момента наступления мукалляфа – времени умственного и полового созревания. Здесь очень важно, чтоб человек должен созреть умственно.
В самом исламском мире мнения разделились по поводу времени наступления мукалляфа. Одни ученые мужи считают, что оно наступают до 15 лет, когда формируются вторичные половые органы. Другие же утверждают, что человек становится мукалляфом только после полного полового созревания. Наверное, поэтому в некоторых арабских странах принято выдавать девочек замуж до 15 лет. Чему вы удивляетесь? Есть предположения, что Дева Мария вышла замуж за Иосифа в 12 лет…
- Миф №3 – мусульманский платок запрещают только в христианских государствах.
Одной из первых стран, в которой было запрещено ношение хиджаба в государственных и образовательных учреждениях, стала исламская Турция. Закон о запрете был принят в далеком 1925 году. После этот же запрет был введен в Тунисе, Таджикистане, Казахстане и вот недавно в Азербайджане (заметьте, все мусульманские республики), что вызвало бурное негодование среди верующих:
Что уж говорить о Франции, Голландии, Германии и Бельгии! Только меня лично поражает один факт – как эти европейцы разрешают чудовищные однополые браки, гей-парады и прочую ересь, но запрещают религиозные предпочтения людей? Это вопрос, над которым нужно задуматься.
При желании можно много мифов развенчать, но не будем раскрывать всех карт. Лучше разберемся, какие виды женских головных уборов сегодня больше всего распространены в Исламе. Нужно понимать, что традиции ношения мусульманских головных уборов могут сильно различаться в разных уголках мира, в силу устоявшихся в обществе нравов, обычаев и отношений полов.
Выше уже были названы три вида головных уборов – это:
Хиджаб – одежда, покрывающая тело женщины с головы до ног, но лицо остается открытым. Шариат – свод исламских законов гласит, что хиджаб должен быть длинным, но не обтягивающим и не вызывающим. Кстати, у нас же сложился неправильный стереотип – под хиджабом мы подразумеваем мусульманский платок, что не есть верно.
Паранджа – от персидского слова «фараджи» — верхняя одежда с длинными рукавами, раньше носили и мужчины. Сейчас больше всего распространено в Центральной и Средней Азии. Как уже отмечал, паранджа покрывает все тело, а на лице – сетка (чаще всего изготавливается из конского хвоста). Кстати, в знаменитом фильме «Белое солнце пустыни» Гульчатай и все другие жены Абдуллы были одеты именно в паранджу.
Чадра – большой легкий халат-покрывало из добротной ткани белого, черного либо темно-синего цветов, которое прикрывает все тело. Чаще всего, женщины надевают чадру при выходе на улицу. Кстати, имеет две разновидности:
- с открытым лицом (называется «чаршоу») больше распространено в Азербайджане и на юге Дагестана;
- с проемом для глаз (традиционный вид чадры) распространен в Иране. Вот интересный репортаж из Франции о чадре:
А теперь поговорим о тех головных уборах, которые мы не упомянули…
Никаб – головной убор с прорезью для глаз. Состоит из трех частей – налобной повязки и двух платков, пришитых к повязке. Один платок пришивается спереди в двух местах (что оставляет прорезь для глаз), второй – пришивается сзади без всяких прорезей и прикрывает волосы и шею.
Джилбаб – преимущественно верхняя одежда мусульманки, покрывающая все тело женщины, за исключением рук и ног. Лицо может прикрываться отдельным платком, но может и не прикрываться. В данный момент практически потерял свое предназначение, так как словом «джильбаб» в арабском мире называют любую верхнуюю одежду – пальто, плащ или платье.
Бурка – нет, это не знаменитое кавказское одеяние из овечьей либо бараньей шкуры. В нашем случае, буркой называют разновидность паранджи, распространенной в Пакистане. Отличие состоит в том, что бурку можно носить и с открытым лицом. Кстати, чаще всего месте с буркой носят еще и специальную тюбетейку.
Уже устали? Я же говорил, что мусульманский платок «не одинок». Представляете, как у меня «кипели мозги», когда разбирался во всем этом. Так, вот еще несколько вариантов – дупатта, химар, аль-амира, шейла. Не буду подробнее описывать их, лучше посмотрите картинку:
Есть еще более десятка разновидностей ношения мусульманских платков, но выше показаны самые распространенные из них. Если вы знаете еще какие-то способы, то напишите, пожалуйста, в комментариях. Нам всем будет интересно узнать еще больше о культуре ношения женского головного убора.
На этом я заканчиваю, но очень скоро, по просьбам читателей, напишу интереснейшую статью о роли и месте женщины в Исламе. Поверьте, здесь очень много тонкостей, нюансов и стереотипов, которые требуют трезвой оценки.
Мусульманские платки
10:03 , 11 августа 2014
19938
Мусульманские платки — их виды и особенности
Мусульманские платки отличаются своими большими размерами, поскольку именно с их помощью женщина-мусульманка должна полностью покрыть голову, а нередко и прикрыть часть лица. Обычно именно этот аксессуар становится самой яркой и привлекающей внимание деталью одежды. Этим обусловлен огромный ассортимент платков, представленных на современном рынке. Достаточно часто они выполняются в разнообразных цветовых решениях, дополнительно обрамляются украшениями из пайеток, монет, страз.
Женщины, носящие такие платки невероятно красивы, ведь с помощью этого элегантного аксессуара можно выгодно подчеркнуть форму лица, цвет глаз, скрыть недостатки.
Существует огромное разнообразие мусульманских платков. Поговорим о них более подробно и выделим их основные отличия.
- Никаб — платок, закрывающий все лицо, оставляя лишь маленькую прорезь для глаз. Допустимо наличие различных фасонов и длины. Никаб состоит из трех частей: налобной повязки и двух платков, которые к ней пришиваются. Один платок пришивают спереди, оставляя прорезь для глаз, а второй полностью прикрепляется сзади, чтобы прикрывать волосы и шею.
- Хиджаб (от арабского «хаджаба», означает «скрывать от взглядов») — традиционно закрывает волосы и шею, оставляя лицо полностью открытым.
- Химар — головной платок, имеющий прорезь для лица. Имеет длину до пояса.
- Дупатта — длинный мусульманский платок, имеющий прямоугольную форму. Платок оборачивается вокруг головы, подворачивается или закалывается на плечах.
- Бурка — верхняя одежда, закрывающая полностью лицо. Имеет сетчатое окошко для глаз.
- Чадра — одежда, полностью покрывающая тело девушки без прорезей для рук. Обычно дополняется небольшим головным платком. Чадра существует двух видов: с открытым лицом и с проемом для глаз. Чаще всего чадру принято надевать при выходе на улицу.
- Аль-Амира — головной убор, состоящий из двух частей: плотной, прилегающей к голове нижней части и шарфа, покрывающего голову, плечи и тело.
- Джилбаб — длинная верхняя одежда, покрывающая все тело за исключением рук и ног. Лицо закрывается отдельным шарфом. В данный момент времени джилбаб потерял свое первоначальное назначение, потому что в Арабском мире достаточно часто так называют любую верхнюю одежду.
- Паранджа — верхняя одежда с длинными рукавами, полностью покрывающая тело. На лице — сетка. Паранджа относится к категории самых строгих одеяний мусульманских женщин.
Существует еще огромное количество женских мусульманских платков. Здесь перечислены только самые известные и популярные.
Islam Today
Понравился материал? Не забудьте сделать репост!
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
Хиджаб и платок | islam.ru
Одна из ироний современного мира – отношение к женскому головному убору в разных культурах. В одних случаях головной платок на голове у женщины почитается как знак святости, когда его надевают католические монахини, а в других – подвергается брани, как знак притеснения, когда его надевают мусульманские женщины из соображений скромности и благочестия.
Сегодня некоторые европейские страны прилагают значительные усилия, чтобы законодательно ввести запрет или ограничение на ношение головных платков (хиджабов) мусульманками. Такие законодательные акты подрывают основы терпимости и равенства в обществе, которое борется за плюрализм и свободу вероисповедания. В настоящее время Франция рассматривает возможность полного запрета на ношение платков (хиджабов) в школах. В двух землях Германии предложен законопроект, запрещающий ношение платков в общеобразовательных учреждениях. Данная статья посвящена хиджабу, благочестию покрытия головы мусульманскими женщинами, а также сравнительному изучению иудейско-христианской традиции ношения головных уборов женщинами.
Некоторые на Западе считают головной платок, который традиционно носят мусульманские женщины из соображений благочестия, величайшим символом притеснения и зависимости. Посмотрим, как же обстоит дело в иудейско-христианской традиции, и попытаемся установить историческую правду. Как пишет иудейский раввин Мэнхэйм М. Брэйер (профессор библейской литературы в университете Иисуса Навина) в своей книге «Еврейские женщины в раввинской литературе», выходя в люди, еврейские женщины по традиции покрывали голову, часто закрывая всё лицо и оставляя открытыми только глаза. Он цитирует некоторых знаменитых древних раввинов, которые говорили, что «не подобает дочерям израилевым ходить с непокрытой головой» и проклинали тех «кто позволит жене своей ходить с непокрытой головой, …а женщина, которая откроет свою голову для украшения да будет ввергнута в нищету». Иудейские законы запрещали испрашивание благодати для кого-то или чтение молитв в присутствии замужних женщин без платка, поскольку непокрытие женской головы рассматривалось как нагота.
Доктор Брэйер также упоминает о том, что «в эпоху танаим непокрытие головы иудейкой считалось верхом бесстыдства. Если её голова была непокрыта, она должна была заплатить за этот проступок 400 цузимов». Доктор Брэйер объясняет, что платки у иудеек не всегда считались только признаком благочестия. Иногда платок символизировал особое положение в обществе и богатства в большей степени, чем благочестие. Платок олицетворял достоинство и превосходство высокородной женщины. Он также олицетворял недоступность женщины, как священное владение её мужа. Платок подчеркивал женское чувство собственного достоинства и её социальный статус.
Женщины низшего уровня часто надевали платок, чтобы произвести впечатление принадлежности к более высокому классу. То, что платок был знаком благородного происхождения, было причиной того, что в древнееврейском обществе его запрещалось носить женщинам лёгкого поведения. Однако публичные женщины часто носили специальный головной шарф, чтобы выглядеть респектабельнее. Еврейские женщины, живущие в Европе, продолжали носить платки до XIX века, когда их жизнь стала более тесно ассоциироваться с окружающим светским окружением.
Внешнее давление европейского образа жизни в XIX веке заставляло многих из них выходить на улицу с непокрытой головой. Некоторые еврейские женщины посчитали более удобным для себя заменить традиционный платок на парик, как на другую форму головного покрова. Сегодня многие иудейки не покрывают голову, за исключением тех случаев, когда они идут в синагогу. Некоторые же из них, например, принадлежащие к секте хасидов, до сих пор пользуются париками.
***
Что можно рассказать о христианской традиции? Хорошо известно, что католические монахини покрывают свою голову платком уже на протяжении сотен лет, но это ещё не всё. Христианский апостол Павел в Новом Завете сделал несколько интересных замечаний о ношении платка женщинами: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христосу глава – Бог. Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову. И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижётся; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа. Ибо не муж от жены, но жена от мужа; и не муж создан для жены, но жена для мужа. Посему жена и должна иметь на голове своей знак власти над нею, для ангелов» (1 Коринф. 11:3-10).
Аргументация христианского апостола Павла в доказательство необходимости ношения платка женщинами заключается в том, что платок символизирует знак власти мужчины, который является образом и славой Бога над женщиной, которая была создана из и для мужчины. Св. Тертуллиан в своём знаменитом трактате «Об обязательности ношения платков для девственниц» писал: «молодые девушки, вы носите свои платки на улицах, следовательно, вы должны носить их в церкви, вы носите их перед чужаками, тогда почему бы вам не носить их перед вашими братьями…».
Среди канонических законов католической церкви есть закон, который требует от женщин, чтобы они прикрывали свои головы в церкви. Некоторые христианские конфессии, такие, например, как аманиты и менониты, заставляют своих женщин носить платок и по сей день. Причины, по которым надо носить платки, в соответствии с высказыванием лидеров их церкви, заключаются в том, что «покрытие головы – это символ подчинения женщин мужчинам и Богу», что соответствует высказыванию христианского апостола Павла в Новом Завете. Из вышесказанного следует, что ношение головного убора женщиной не является признаком исключительно мусульманского вероисповедания.
Читайте также: Женщины на Руси всегда носили хиджаб!
Однако Ислам вменил это ей в обязанность. Коран предписывает верующим мужчинам и женщинам опускать взоры земле и хранить скромность. Священный Коран вменяет верующим женщинам в обязанность закрывать голову, шею и грудь: «Скажи верующим, чтобы они потупляли свои взоры; хранили бы себя от чувственных пожеланий: в этом для них наибольшая чистота. Бог ведает их дела. Скажи также и верующим женщинам, чтобы они потупляли свои взоры; хранили бы себя от половых пожеланий; показывали бы только те из своих нарядов, которые наружу, накладывали себе на грудь покрывала …» (Коран 24:30, 31). Священный Коран разъясняет, что платок – это неотъемлемая часть благопристойности: «Пророк! Скажи супругам твоим, дочерям твоим, жёнам верующих: плотнее опускали бы они на себя покрывала свои: при таком опускании они не будут узнаваемы, и потому не будут оскорбляемы. Бог – прощающий, милосерд» (Коран 33:59).
В этом вся суть. Благочестие предписывается женщине для ее же защиты от оскорблений, или, проще говоря, благочестие – это защита для женщины. Хиджаб, в отличие от платка в христианской традиции, это не знак власти мужчины над женщиной и не знак женского подчинения мужчине. Хиджаб, в отличие от платка в иудейской традиции, это не знак роскоши или отличия некоторых замужних женщин благородного происхождения. Хиджаб в Исламе – это знак благочестия, которое подчеркивает цельность личности женщины.
Коран делает упор на защите женской репутации и предписывает жестоко наказывать мужчин, если они ложно обвиняют женщину в греховности: «Тех, которые будут клеветать на замужних женщин, и не представят четырёх свидетелей, наказывайте осьмьюдесятью ударами, и никогда не допускайте их к свидетельству, как людей негодных, исключая тех, которые после того покаятся и исправятся. Бог – прощающий, милосерд» (Коран 24:4,5).
Некоторые люди, особенно на Западе, высмеивают аргумент благочестия ради защиты. Их аргумент заключается в том, что лучшая защита – это распространение образования, цивилизованное поведение и сдержанность. Согласимся с этим. Но этого явно недостаточно. Если «цивилизация» – это достаточная защита, то почему женщины, живущие в Северной Америке, не смеют ходить без сопровождения по тёмным улицам или даже через пустые автомобильные стоянки? Если образование – это решение проблемы, тогда почему в наших университетах имеется служба «сопровождения до дома», предназначенная, главным образом, для студенток, которые учатся в университете? Если сдержанность – это ответ на животрепещущий вопрос, тогда почему в газетах ежедневно сообщается о случаях сексуального домогательства на работе?
В списке тех, кого привлекали к судебной ответственности за сексуальные домогательства за последние несколько лет, числятся морские офицеры, менеджеры, университетские профессора, сенаторы, Верховные Судьи и даже президент США! Вот лишь некоторая статистика, которая публиковалась в брошюрах отдела по женским вопросам Королевского университета Канады: — в Канаде женщины подвергаются сексуальным домогательствам каждые 6 минут; — каждая 3-я женщина в Канаде подверглась сексуальному домогательству хотя бы раз в жизни; — каждая 4-я жительница Канады находится под риском быть изнасилованной или была подвержена неудачной попытке изнасилования хотя бы раз в жизни; — каждая 8-я женщина в Канаде подвергнется сексуальному домогательству, посещая колледж или университет. Исследование установило, что 60% канадских студентов-юношей обязательно стали бы домогаться сексуальной близости с девушками, если бы знали, что их попытки останутся безнаказанными.
Чтобы пресечь постоянное насилие над женщинами, необходимо произвести радикальные изменения в социальной и культурной жизни людей. Культура благочестия крайне необходима: скромность в одежде, в разговоре, в повадках как мужчин, так и женщин, в других отношениях. Печальная статистика заставляет задуматься. Одинокие женщины являются заложницами этого легкомыслия. В сущности, страдаем мы все. Как сказал Калил Джебран: «…получающий удары отличается от того, кто считает их». Общество, подобное Франции, изгоняющее молодых женщин из школ из-за их стремления носить благочестивую одежду, в конечном итоге, просто вредит самому себе.
В этом-то и состоит одна из горьких ироний современного мира – отношение к одному и тому же виду женского головного убора в разных культурах существенно различается. В одних случаях платок на голове у женщины почитается как знак святости, когда его надевают католические монахини, а в других — подвергается брани, как знак притеснения, когда его надевают мусульманские женщины из соображений скромности и благочестия.
Перевод Азалии Конурбаевой
Хиджаб — Википедия
Девочка в хиджабеХиджа́б (араб. حجاب — букв. преграда, завеса)[1] в исламе — любая одежда (от головы до ног), однако в западном мире под хиджабом понимают традиционный арабский женский головной платок.
Карта, показывающая страны по распространённости хиджаба (оттенки зелёного), а также запрет на его ношение (красный)По традиции, ношение хиджаба возводится к Корану (в частности 33:59, 24:31), однако данный обычай имеет доисламское происхождение[2].
- В Коране сказано: «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они туго затягивали свои покрывала. Так их будут лучше отличать [от других женщин] и не подвергнут оскорблениям. Аллах — прощающий, милосердный»[3].
- «Скажи верующим женщинам, чтобы они опускали свои взоры и оберегали свои половые органы. Пусть они не выставляют напоказ своих прикрас, за исключением тех, которые видны, и пусть прикрывают своими покрывалами вырез на груди и не показывают своей красы никому, кроме своих мужей, или своих отцов, или своих свекров, или своих сыновей, или сыновей своих мужей, или своих братьев, или сыновей своих братьев, или сыновей своих сестер, или своих женщин, или невольников, которыми овладели их десницы, или слуг из числа мужчин, лишенных вожделения, или детей, которые не постигли наготы женщин; и пусть они не стучат своими ногами, давая знать об украшениях, которые они скрывают. О верующие! Обращайтесь к Аллаху с покаянием все вместе, — быть может, вы преуспеете»[4].
- Имам Ахмад и другие знатоки хадисов утверждали, что пророк Мухаммад говорил: «Если женщина снимет одежду не в доме своего мужа, то великий и могучий Аллах опозорит её»[5].
Ни в этих аятах, ни в приведённом выше хадисе не содержится прямого предписания женщинам закрывать волосы. Однако практически все исламские богословы указывают на необходимость покрывать одеждой всё тело женщины, кроме лица и кистей рук.
Девушка в хиджабе на митинге «Ислам против террора» (2010 г.)[6].В некоторых странах правительства поощряют или даже обязывают женщин носить хиджаб, в некоторых запрещают. Ношение хиджаба обязательно в Афганистане, Саудовской Аравии, Иране и Йемене. Уголовный кодекс Судана разрешает применять телесные наказания и штрафы ко всем, кто «нарушает общественную мораль или носит непристойную одежду», однако не содержит определения «непристойной одежды».
В Туркмении, Таджикистане, Узбекистане, Казахстане и Азербайджане, населённых преимущественно мусульманами, действует запрет на ношение хиджаба в государственных учреждениях, школах и университетах[7][8][9][10][11].
Впервые демонстративный отказ от хиджаба имел место в Египте в 1870-х годах[1]. Впервые официальный запрет на ношение хиджаба в мусульманской стране был введён в 1925 году в Турции; в 2008 году он был отменён как нарушающий права и свободы граждан[12].
15 марта 2004 во Франции был принят закон, запрещающий носить на себе в образовательных учреждениях «символы или одежду, очевидно демонстрирующие религиозную принадлежность». Произошедшее было названо ущемлением прав верующих[13].
В 2016 году в здании МГИМО один из охранников отказался пропустить внутрь девушку в хиджабе. После вмешательства проректора по правовым вопросам девушке разрешили посещать вступительные курсы. Вскоре Министерство образования и науки осудило действия охранника[14].
В октябре 2012 года в Ставропольском крае России разгорелся скандал из-за запрета на ношение хиджаба в школах края, расположенных в районах с большинством мусульманского населения[15].
В феврале 2015 года Верховный Суд России признал законным запрет на демонстрацию религиозной атрибутики и ношение хиджаба в школах[16].
В марте 2017 года парламент Чечни принял закон, разрешающий школьницам носить хиджаб в школах республики[17].
Доисламская традиция ношения платков[править | править код]
Женщины носили платки на голове задолго до появления ислама. Статуэтки, изображающие завуалированных жриц, предшествуют всем основным авраамическим религиям (христианство, иудаизм и ислам), начиная с 2500 г. до н. э.[18] Знатные женщины в древней Месопотамии, а также в византийской, греческой и персидской империях носили вуаль как знак респектабельности и высокого статуса[19]. В древней Месопотамии у Ассирии были сумптуарные законы, в которых указывалось, какие женщины должны и какие не должны покрывать голову, в зависимости от класса, звания и занятия в обществе[19]. Рабыням и проституткам носить вуаль запрещалось, за нарушение запрета они подвергались суровым наказаниям[20]. Таким образом, вуаль была не только указателем аристократического звания, но также служила «различием между „респектабельными“ женщинами и теми, кто были общедоступными»[20][19].
Строгое уединение и покрытие почтенных женщин также были обычными в Древней Греции. Между 550 и 323 годами до н. э., до христианства, респектабельные женщины в классическом греческом обществе должны были уединиться и носить одежду, которая скрывала их от глаз незнакомых людей[21].
Неясно, содержит ли Танах указания в отношении вуалирования, но раввинская литература представляет её как вопрос скромности (цниут[en])[22]. Скромность стала важной раввинской добродетелью в раннеримский период, и, возможно, она была предназначена для того, чтобы отличать еврейских женщин от не еврейских в греко-римском, а затем в вавилонском обществе[22]. Согласно раввинистическим предписаниям, замужние еврейские женщины должны покрывать свои волосы, хотя сохранившиеся изображения завуалированных еврейских женщин могут отражать общие римские обычаи, а не конкретные еврейские обычаи[22]. По словам Фадвы аль-Гуинди[en], в начале христианства еврейские женщины закрывали голову и лицо[20].
Существуют археологические данные, свидетельствующие о том, что ранние христианские женщины в Риме покрывали свои головы[22]. Сочинения Тертуллиана указывают на то, что ряд обычаев ношения платья ассоциировался с различными культами, к которым примерно в 200 году относились ранние христиане[22]. Самый известный раннехристианский взгляд на вуалирование — это отрывок из первого послания к Коринфянам (11:4-7), в котором говорится[22]: «всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо [это] то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижётся; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается. Итак, муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.» На эту точку зрения, возможно, оказали влияние римские языческие обычаи, такие, как покрытие на голове, которую носили жрицы Весты (вестальные девы), а не еврейские обычаи[22]. В свою очередь, жёсткие нормы, касающиеся покрытия и уединения женщин, найденные в христианской византийской литературе, были подвержены влиянию древних персидских традиций, и есть основания полагать, что они значительно отличались от реальной практики[23].
Смешение населения привело к сближению культурных традиций греческой, персидской и месопотамской империй и семитских народов Ближнего Востока[20]. Возможно, что завуалирование и уединение женщин утвердились среди евреев и христиан, прежде чем распространиться на городских арабов высших классов и, в конечном счете, среди городских масс[20]. В сельской местности было принято обычно покрывать волосы, но не лицо[20].
С 2013 года во всём мире 1 февраля отмечается неофициальный праздник — всемирный день[en]* хиджаба[24]. В первый же год мероприятия прошли в более чем 67 странах; в последующие годы мероприятия проходили, в том числе, в России[25] и Украине[26].
- ↑ 1 2 Ислам: ЭС, 1991.
- ↑ Пиотровский М. В. Ислам. Политиздат. 1988. с. 237
- ↑ Аль-Ахзаб 33:59 (Османов)
- ↑ ан-Нур 24:31 (Кулиев)
- ↑ «Сахих аль-Джами», хадис № 2708
- ↑ Митинг мусульман в Москве «Ислам против террора» // IslamTV. 27.04.2010.
- ↑ Хиджаб — дело тонкое… (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 7 декабря 2013. Архивировано 15 декабря 2013 года.
- ↑ Запрещать ли хиджабы в школах (неопр.). Дата обращения 7 декабря 2013.
- ↑ Дресс-код религии (неопр.). Дата обращения 7 декабря 2013.
- ↑ Потянуло на покров (неопр.). Дата обращения 7 декабря 2013.
- ↑ Пятиминутный путеводитель по… хиджабам (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 7 декабря 2013. Архивировано 26 марта 2014 года.
- ↑ Би-би-си | В мире | В Турции снят запрет на ношение хиджаба в вузах
- ↑ Франция отказывает в праве на образование студенткам в хиджабе — IslamNews
- ↑ Минобрнауки РФ осудило МГИМО за отказ пустить студентку в хиджабе // Аргументы недели, 03.06.2016
- ↑
- ↑ •. ВС РФ посчитал законным запрет носить хиджаб в школах (неопр.). Росбалт (11 февраля 2015).
- ↑ Чеченский парламент разрешил школьницам носить хиджаб
- ↑ Kahf, Mohja. From Royal Body the Robe was Removed: The Blessings of the Veil and the Trauma of Forced Unveiling in the Middle East (англ.). — University of California Press (англ.)русск., 2008. — P. 27.
- ↑ 1 2 3 Ahmed, Leila. Women and Gender in Islam (неопр.). — New Haven: Yale University Press, 1992. — С. 15.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 El Guindi, Fadwa Hijab (неопр.). The Oxford Encyclopedia of the Islamic World (2009). Дата обращения 22 августа 2016.
- ↑ Ahmed, Leila. Women and Gender in Islam (неопр.). — New Haven: Yale University Press, 1992. — С. 27—28.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Richard Freund. The Veiling of Women in Judaism, Christianity and Islam. A Guide to the Exhibition (неопр.). University of Hartford. Дата обращения 22 августа 2016.
- ↑ Ahmed, Leila. Women and Gender in Islam (неопр.). — New Haven: Yale University Press, 1992. — С. 26—28.
- ↑ 1 февраля отмечается Всемирный день хиджаба
- ↑ Казанские мусульманки отметили Всемирный день хиджаба
- ↑ Всемирный день хиджаба в Киеве
- научная
- богословская
Мусульманские платки
Мусульманские платки — их виды и особенности
Мусульманские платки отличаются своими большими размерами, поскольку именно с их помощью женщина-мусульманка должна полностью покрыть голову, а нередко и прикрыть часть лица. Обычно именно этот аксессуар становится самой яркой и привлекающей внимание деталью одежды. Этим обусловлен огромный ассортимент платков, представленных на современном рынке. Достаточно часто они выполняются в разнообразных цветовых решениях, дополнительно обрамляются украшениями из пайеток, монет, страз.
Женщины, носящие такие платки невероятно красивы, ведь с помощью этого элегантного аксессуара можно выгодно подчеркнуть форму лица, цвет глаз, скрыть недостатки.
Существует огромное разнообразие мусульманских платков. Поговорим о них более подробно и выделим их основные отличия.
- Никаб — платок, закрывающий все лицо, оставляя лишь маленькую прорезь для глаз. Допустимо наличие различных фасонов и длины. Никаб состоит из трех частей: налобной повязки и двух платков, которые к ней пришиваются. Один платок пришивают спереди, оставляя прорезь для глаз, а второй полностью прикрепляется сзади, чтобы прикрывать волосы и шею.
- Хиджаб (от арабского «хаджаба», означает «скрывать от взглядов») — традиционно закрывает волосы и шею, оставляя лицо полностью открытым.
- Химар — головной платок, имеющий прорезь для лица. Имеет длину до пояса.
- Дупатта — длинный мусульманский платок, имеющий прямоугольную форму. Платок оборачивается вокруг головы, подворачивается или закалывается на плечах.
- Бурка — верхняя одежда, закрывающая полностью лицо. Имеет сетчатое окошко для глаз.
- Чадра — одежда, полностью покрывающая тело девушки без прорезей для рук. Обычно дополняется небольшим головным платком. Чадра существует двух видов: с открытым лицом и с проемом для глаз. Чаще всего чадру принято надевать при выходе на улицу.
- Аль-Амира — головной убор, состоящий из двух частей: плотной, прилегающей к голове нижней части и шарфа, покрывающего голову, плечи и тело.
- Джилбаб — длинная верхняя одежда, покрывающая все тело за исключением рук и ног. Лицо закрывается отдельным шарфом. В данный момент времени джилбаб потерял свое первоначальное назначение, потому что в Арабском мире достаточно часто так называют любую верхнюю одежду.
- Паранджа — верхняя одежда с длинными рукавами, полностью покрывающая тело. На лице — сетка. Паранджа относится к категории самых строгих одеяний мусульманских женщин.
Существует еще огромное количество женских мусульманских платков. Здесь перечислены только самые известные и популярные.
Islam Today
Понравился материал? Не забудьте сделать репост!
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
Всемирный день хиджаба: почему мусульманки носят платок?
1 февраля во всем мире отмечается День хиджаба
«И скажи верующим женщинам, чтобы они усмиряли свои взоры и сохраняли своё целомудрие. Они не должны показывать какие-либо части своего тела, кроме того, что необходимо. Они должны покрывать свои груди и не должны ослаблять эти правила ни при ком, кроме как в присутствии своих мужей, отцов, отцов своих мужей, сыновей, сыновей своих мужей, братьев, сыновей своих братьев, сыновей своих сестёр, других женщин, слуг мужского пола или служащих, половое влечение которых было аннулировано, или детей, не достигших половой зрелости. Они не должны ударять ногами во время ходьбы для того, чтобы встряхивать и выявлять некоторые детали их тел. Все вы должны покаяться перед Богом, о вы, верующие, чтобы вы могли преуспеть» (сура «Ан-Нур», 31 аят).
Сегодня мусульманки всей планеты отмечают Всемирный день хиджаба. Это довольно молодой праздник – лишь в 2015 году акцию поддержали 10 миллионов участниц из 116 стран мира.
Мысль о проведении Дня хиджаба пришла в голову мусульманке Назмы Кхан в 2013 году. Назма родилась в Бангладеше, будучи школьницей переехала в Америку. Одноклассники постоянно смеялись над её хиджабом, придумывали обидные прозвища. После того, как девушка поступила в университет в Нью-Йорке, ситуация практически не изменилась. Тогда девушка решила сделать первый шаг, для того чтобы рассказать всему миру, что же такое хиджаб.
Назма Кхан решила создать сайт, где будут выложены не только уникальные фасоны хиджаба – посетители смогут рассказывать о своём отношении к исламской одежде, а мусульманки, столкнувшиеся когда-либо с проявлением дискриминации из-за своего платка, получат моральную поддержку.
Масштабная акция была организована с помощью социальных сетей, только в первый год на неё откликнулись женщины из более чем 67 стран. В знак солидарности с мусульманками представители разных национальностей и религиозных воззрений повязывают на голове платок.
— Я думаю, что единственный способ положить конец любым недопониманиям – это попросить прекрасную половину человечества надеть и испытать хиджаб на себе, – отмечала в одном из интервью Назма Кхан. По её словам, через год она планировала собрать аудиторию в один миллион человек. Однако реальность превзошла самые смелые ожидания: через три года в акции были задействованы уже 10 млн. женщин. – Мы надеемся, что наша акция осведомит общество об исламских ценностях, распространит идею религиозного взаимоуважения и укрепит связь между представителями различных вероисповеданий.
Сотни тысяч мусульманок по всему миру носят хиджаб и покрывают себя по законам ислама как признак своей безграничной любви и покорности Аллаху. Для нас, мусульманок, хиджаб – это не просто одежда, это не просто покрытие, это образ жизни, её смысл, это наша позиция. Это наша вера, наше послушание и смиренность. Это наши отношения со Всевышним, отношения к нашим мужьям, отношение к своей красоте. Самая главная причина, по которой мусульманки носят хиджаб, заключается одном – это повеление Всевышнего Создателя.
10 хадисов ко Всемирному дню хиджаба
Кто-то надевает хиджаб с раннего детства, даже не представляя себе жизни без него и вне его, а кто-то приходит к этому в осознанном возрасте, пройдя через определённые испытания и найдя выход и гармонию в вере.
По словам Алии, студентки 2 курса Института социально-философских наук и массовых коммуникаций, мысль полностью покрыться пришла к ней в 11-ом классе, когда она принимала участие в форуме мусульманской молодёжи.
— Там все девушки были такие красивые, элегантные, скромные и в то же время такие разносторонние. Естественно, я не могла поехать туда непокрытой. Тогда я впервые надела полный хиджаб. За те три дня, что мы жили в палатках, я поняла: я уже не смогу снять платок. Он стал частью меня, частью моей идентичности. Когда я сказала о своём решении родителям, то они меня всецело поддержали и помогли трансформировать мой гардероб. Для меня хиджаб – это не просто стиль одежды, способ завязывания платка. Это я, это моя натура, моя жизнь, мой выбор, который никто не вправе судить.
А вот молодая мама Анастасия приняла решение покрыться в сложный для себя период жизни.
— Был такой момент, когда от меня отвернулись все родные, друзья, на новой работе были недопонимания и с начальство, и с коллективом. Я не знала, куда бежать, что делать. В один из таких дней затяжной депрессии я неожиданно, сама не понимая, как, оказалась возле мечети. Мне хотелось войти, но я не была одета подобающим образом – непокрытая голова, джинсы и футболка. Но тут мои душевные метания заметил пожилой бабай, имам мечети.
Он подошёл ко мне и предложил зайти внутрь, сразу сказав, предваряя мои вопросы, что внутри есть специальное покрывало, в которое можно облачиться посетительницам. Там он рассказал мне об Исламе, о Пророке Мухаммаде (мир ему и благословение Всевышнего), о том, какое уважение в Исламе предписано к женщине, начиная с её рождения и заканчивая уже преклонными годами. И тут я поняла сердцем, что вот то, что я искала всю свою недолгую жизнь.
С этих пор мой мир изменился – у меня счастливая семья, любимый муж и здоровые дети, у меня появились друзья, готовые поддержать в благих начинаниях и отвести беду, я помирилась с родителями и нашла работу по духу. Надев хиджаб, я стала цельным человеком.
А что же вообще такое хиджаб? В переводе с арабского «хиджаб» означает «покрывание, скрытие». В шариатской терминологии «хиджаб» – это покрытие тела женщины, соблюдение определённых требований и условий, предъявляемых к понятию «хиджаб». (Подробнее: Почему мусульманка носит хиджаб?)
Достоинство хиджаба
1. Подчинение Аллаху и Его Посланнику (мир ему и благословение).
В Коране говорится: «Скажи (Мухаммад) уверовавшим женщинам: пусть притупляют свои взоры и сохраняют свои половые органы (от грехов) и не выявляют своих красот, кроме того, что видно из них» (сура «ан-Нур», аят 31).
Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Женщина (т.е. её тело) является полностью авратом (в отношении посторонних мужчин)» (хадис передал ат-Тирмизий).
2. Хиджаб подчёркивает целомудрие, сохраняет честь женщины.
Женское покрывало защищает от похотливых взглядов, а также подчёркивает скромность мусульманки. «О Пророк! Скажи твоим жёнам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах — Прощающий, Милостивый» (сура «аль-Ахзаб», аят 59).
3. Хиджаб – это чистота.
Ношение хиджаба очищает сердце от мерзких, греховных мыслей.
4. Это признак богобоязненности.
Об этом говорится в следующем аяте в Благородном Коране: «О сынов Адама! Мы ниспослали вам одеяние для прикрытия ваших тел и в качестве украшения. Однако одеяние из богобоязненности лучше…» (сура «аль-Араф», аят 26).
Однако стоит помнить, что у хиджаба есть ряд условий для его полного соблюдения.
1. Одеяние должно покрывать всё тело полностью (т.е. те части, которые являются для женщины ауратом).
2. Одеяние не должно быть вызывающим, броским и привлекающим взгляды мужчин. Ни о какой прозрачности не может идти и речи.
3. Одежда должна быть просторной, не обтягивающей, чтобы нельзя было понять очертания тела.
4. Одеяние не должно быть подобным одежде иноверцев.
5. Не должно быть цели с помощью своего облачения выделиться среди людей, привлечь внимание. К примеру, в местах, где традиционный чёрные абаи, она надевает ляпистые принты.
«Воистину, Аллах — стыдливый и укрывающийся. Он любит, когда люди стыдливы и укрываются от других. Пусть же каждый из вас, когда купается, укрывается от чужих взоров» (хадис передал Ахмад).
Ильмира Гафиятуллина
Также по этой теме читайте:
Топ-10 отговорок, почему девушки не носят хиджаб
Как носить хиджаб в летнюю жару?
Можно ли мусульманкам носить брюки?
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.