Стиляги — первая советская субкультура
Правительство Советского Союза зачастую подавляло интересы общественности к американской и европейской культуре. Запрещалось почти все, что было связано с антисоветской пропагандой. Это касалось музыки, фильмов, журналов, книг и даже одежды. Именно тогда появилось несвойственное для тех времен молодежное движение, которое называлось стиляги. Они выступали против системы и хотели выделяться из толпы.
Представители субкультуры
Некоторые завидовали такой раскрепощенности, но стать членом движения боялись. Люди постарше относились к стилягам с презрением. Это было связано с кардинально новым образом жизни. Молодежь ярко одевалась, слушала джаз и говорила на непонятном языке.
С чего все началось?
В 40-х годах власть позволила обществу увидеть как живут европейцы из-за того, что СССР начал активно сотрудничать с другими странами.
А вы принадлежали к данной субкультуре?
ДАНЕТ
Из других государств импортировали популярные журналы и пластинки с зарубежными композициями. Молодежь посещала иностранные киносеансы. Людям нравилась та модель поведения, которую показывали в фильмах. Это были свободные граждане с неограниченными правами и возможностями. Каждый одевался исходя из своих личных предпочтений, а не как все. Молодежь подражала актерам и копировала поведение любимых героев. На самом деле, американцы и европейцы жили не так как описывалось в фильмах. Но на тот момент в СССР об этом не задумывались.
Происхождение слова «стиляги»
Существует несколько версий относительно название молодежного движения. Многие до сих пор уверены, что так называли людей, которые носили непривычную для всех одежду. Данное слово можно увидеть в рассказе «Стиляга», который опубликовали в журнале «Крокодил». Его написал Дмитрий Беляев. Автор описал в фельетоне повседневную жизнь отдельного молодежного движения, которое отличалось манерами поведения и стилем. Беляев рассказал о том, что на дискотеку в школе пришел странный парень. Он был вульгарно одет и при этом хвастался своим нарядом. Другие ребята с него смеялись и шутили над ним.
Парни и девушки стиляги
Другие утверждают, что термин походит из лексикона музыкантов. Слово «стилять» у джазовых исполнителей означало заимствовать чужой стиль, заниматься плагиатом. «Стилягу дует» — это когда саксофонист повторял стиль другого музыканта.
Участники движения называли себя «штатниками»- фанатами американских нарядов.
Мода «штатников»
Первое время существования субкультуры облик ее представителей был весьма комическим. Юноши носили широкие брюки насыщенных и ярких цветов. На первый взгляд могло показаться, что пиджак был на несколько размеров больше. Дополняла образ шляпа с широкими границами. Многие одевали носки разных цветов.
Беляев в своем произведении описывает одного из представителей феноменального движения. Парень зашел в куртке: сзади она была оранжевая, рукава и нижняя часть зеленая. Штаны яркого оттенка желтого, а обувь черного и красного цветов. Затем он оперся на дверной косяк и все увидели броского тона носки.
Потом широкие штаны перестали пользоваться популярностью и вместо них молодежь носила узкие брюки. Модной стала прическа-кок, которая похожа на петушиный гребень. Ее делали как девушки, так и парни. Юноши носили не широкие галстуки. Его завязывали на маленький узелок. Настоящих стиляг отличал от других джентльменский аксессуар — зонт-трость. Парни ходили в свитерах с изображениям оленей. Такие кофты надевали актеры кинокартин «Серенада Солнечной долины», а также «Девушка моей мечты».
Кадр о стилягах из одноименного фильма
Девушки обычно ярко красились и носили винтажные платья или узкие юбки. Летом ходили в рубашках, которые были в гавайском стиле. На них обычно изображали полинезийские рисунки.
Танцы и музыка
Популярным являлось творчество большого оркестра, которым руководил Гленн Миллер. Одна из композиций стала гимном стиляг. Она называется «Поезд на Чаттанугу». Этот воображаемый поезд, который направлялся в недосягаемый край, был олицетворением недоступной для стиляг Америкой.
Мнение эксперта
Лариса Антоновна Карельская
Заведующая отделом, в московском ГУМ на протяжении более, чем 10 лет.Продавец в «Детский мир на Лубянке».
Американский джазовый кларнетист Бенни Гудмен и композитор Дюк Эллингтон были примерами для подражания неформального движения стиляг.
Некоторые умели играть на музыкальных инструментах и даже поддерживали дружеские отношения с джазменами.
Наиболее известным танцем считается буги-вуги. Он зародился в Европе, и был основан на афро-американском танце. Европейцы добавили рок-н-ролльных мотивов и танцевали его на дискотеках. Стиляги модифицировали манеру исполнения и внесли свои коррективы.
Элвис Пресли
Полюбили стиляги и рок-н-ролл. Молодежи нравились композиции Элвиса Пресли, Билла Хейли, Бадди Холли. Достать пластинки с записями зарубежных песен в Советском Союзе было очень сложно. Тогда записывали музыку на рентгеновских снимках. После того, как появились магнитофоны «рок на костях» ушел на второй план.
Образ стиляг в кино и литературе
В фильмах, которые были сняты в СССР стиляг показывают не с лучшей стороны. Чаще всего они являлись отшельниками, которых презирал весь народ. Некоторые киноленты олицетворяют их как преступников и злодеев.
Может сложиться впечатление, что члены данного движения бездельники и безработные. Якобы за их ярким образом скрывается обычный прощелыга. В кинолентах стиляг высмеивают и подкалывают.
Современные представители субкультуры
Писатели часто характеризовали их как лентяев и алкоголиков. Некоторые рассказывали о том, что стиляги способствуют только деградации общества.
В советских журналах можно было увидеть карикатуры: стиляг выставляли шпионами, саботажниками и мятежниками.
Сленг стиляг
Многие слова и фразы были позаимствованы у английского языка. Вот только стиляги еще добавляли к ним разные суффиксы и окончание. Например, «шузы»(shoes) — это обувь на высокой подошве, «лукать» (look) означало смотреть. Бродвей — место где стиляги всегда встречались. Зачастую встречи происходили на центральной улице.
Мнение эксперта
Лариса Антоновна Карельская
Заведующая отделом, в московском ГУМ на протяжении более, чем 10 лет.Продавец в «Детский мир на Лубянке».
Некоторые выражения взялись неизвестно откуда. Этот жаргон использовали потом другие субкультуры. Но есть слова, которыми пользуется молодежь и сегодня.
Куда исчезло молодежное движение?
В начале 60-х субкультура почти прекратила свое существование после прихода к власти Никиты Хрущева. Тогда у молодежи появились множество новых привилегий.
Стиляги были против серой массы и навязанной правительством системы. Они хотели выделиться из общества и стремились к свободе. При этом не было агрессивных акций протеста или восстаний. Молодое поколение просто развлекалось и вело немного другой образ жизни. Они не хотели быть как все.
Девушки-стиляги
После этого некоторые члены движения стали музыкантами, кто-то написал книгу. Но стиляги научились выделяться и прежде всего быть самостоятельными.
Это стало шагом в новую, свободную жизнь. Результатом существование стиляг является совершенно другой культурный уровень.
Смотреть фильм «Стиляги» онлайн:
Стиляги — это… Что такое Стиляги?
Стиля́ги (самоназвание — штатники) — молодёжная субкультура в СССР, получившая широкое распространение в крупных советских городах с конца 1940-х по начало 1960-х годов[1][2], имевшая в качестве эталона преимущественно американский образ жизни.
Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляги выделялись яркой одеждой, определённой манерой разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к музыке и танцам из-за рубежа.
Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против принятых в советском обществе стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни. Долгое время (по середину 60-х гг.) стилягами в советской прессе (а также в моралистической риторике должностных лиц и «сознательных граждан») именовали вообще молодых людей, следовавших модам и уличаемых в аморальном образе жизни. Следует заметить, что в силу понятной инертности советского общества того времени, как сама субкультура стиляг распространялась по стране (из Москвы и Ленинграда в другие города) медленно, так и официальное обличение стиляг и их осуждение обществом продолжалось с большим запозданием
Слово вошло в обиход с 1949 года после публикации в журнале «Крокодил» фельетона Д. Г. Беляева «Стиляги»[2].
Причины возникновения субкультуры стиляг
Одной из главных причин появления движения «стиляг» стала активизация международных контактов СССР как в годы войны, так и после неё. Увеличение числа дипломатических работников автоматически увеличило и количество членов их семей, живущих в другой, «несоветской» реальности, ассоциирующейся с успехом и процветанием. При этом если официальная пропаганда продолжала игнорировать факты заимствования Советским Союзом зарубежных научных и технических достижений, то на бытовом уровне советские инженеры, копировавшие зарубежные образцы, и экономисты, изучающие конъюнктуру рынков «стран капитала» на предмет экспорта туда сырьевых товаров и закупок оборудования, не испытывали особого почтения к советской идеологии и передавали эти настроения молодому поколению
Если для детей советской элиты пристрастие к зарубежной культуре было элементом показательного протеста и признаком «особости», то для большинства молодых людей того времени новая субкультура стала психологической защитой от нищеты и разрухи послевоенных лет. Несоответствие убогой реальности и красочности киномира, запечатлённого в так называемых «трофейных фильмах», вызывало у молодых людей состояние дискомфорта[3]. Кроме того, вернувшиеся из Западной Европы победители привезли с собой огромное количество трофейной одежды, обуви, украшений и модных журналов. Эти вышедшие из моды за рубежом предметы и стали основой для создания гардероба стиляг «из народа». Помимо вещей, после войны в СССР стали популярны зарубежные пластинки с джазовыми композициями и неизвестные доселе танцы. Так, танец линди хоп был впервые увиден советскими людьми во время встречи на Эльбе с американскими солдатами.
Писатель Эдуард Лимонов в своей книге «У нас была великая эпоха» так описывает сложившуюся после войны ситуацию:
На барахолках страны приземлились и пошли по рукам платья, костюмы, пальто для всех полов и возрастов — «трофейное барахло», вывезенное солдатами в вещевых мешках из покорённой Германии… Каталогом и гидом для путешествий по морю кожаных тирольских шорт, румынских, итальянских и венгерских военных пальто и детских берлинских костюмчиков служили американские фильмы… Глядя на голливудских девушек и суровых гангстеров в двубортных костюмах и шляпах, запоминала русская молодёжь модели одежды.
Фильмы, ставшие культовыми для стиляг: «Серенада Солнечной Долины», «Джордж из Динки-джаза», «Тарзан», «Девушка моей мечты», «Судьба солдата в Америке», киноленты с участием Дины Дурбин.
Появление термина «стиляга»
Возникновение термина относится к концу 1940-х годов[2]. Существует мнение[источник не указан 1073 дня], что термин «стиляги» пришёл из языка джазистов, музыкантов. «Стилять» (англ. steal — воровать; либо англ. style — стиль) — у исполнителей джаза означало играть в чужом стиле, кого-то копировать, отсюда выражение «стилягу дует» — это о саксофонисте, который играет в заимствованной манере. И, соответственно, термин переносился на самого исполнителя — «стиляга».
Слово «стиляга», как обозначение молодежной субкультуры, было термином советской пропаганды. В 1949 году 10 марта в журнале «Крокодил» (№ 7) появился фельетон Д. Г. Беляева «Стиляга» под рубрикой «Типы, уходящие в прошлое». В фельетоне описывался школьный вечер, где появляется нелепо разодетый «на иностранный манер», тщеславный, невежественный, глуповатый молодой человек, который гордится своим пёстрым нарядом и навыками в области иноземных танцев. И все эти навыки, по словам фельетониста, вызывают смех и брезгливую жалость у остальных студентов[4].
Сами себя эти молодые люди обычно называли «штатниками», то есть поклонниками американского стиля в одежде.
Мода стиляг
Немецкая открытка с изображением Виктора Штааля и Марики Рёкк. Свитер «с оленями» на Штаале был популярен среди стилягВ первые годы существования данного феномена облик стиляги был карикатурен: широкие яркие штаны, мешковатый пиджак, шляпа с широкими полями, немыслимых расцветок носки, пресловутый галстук «пожар в джунглях» (см. Zoot suit). Описание стиляги из вышеуказанного фельетона Д. Г. Беляева:
В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зелёные; таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из чёрного лака и красной замши. Юноша опёрся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую. Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки…
В фельетоне также была выведена подруга стиляги по прозвищу Мумочка:
В это время в зале показалась девушка, по виду спорхнувшая с обложки журнала мод.
Впоследствии внешний вид стиляги претерпел значительные изменения: появились брюки-дудочки, взбитый «кок» на голове, элегантный пиджак с широкими плечами, узкий галстук — «селёдочка», завязывающийся на крошечный узел, зонтик-тросточка. Актуальными у стиляг считались свитера «с оленями»[источник не указан 1073 дня], в подражание героям фильмов «Серенада Солнечной Долины» и «Девушка моей мечты».
В качестве обуви в среде стиляг приветствовались полуботинки на толстой белой каучуковой подошве (так называемая «манная каша»). Летом пользовались популярностью яркие рубашки в «гавайском стиле».
Так образ стиляги эволюционировал от эпатажа к элегантности[источник не указан 1073 дня].
Для девушки, чтобы прослыть стилягой, было достаточно ярко краситься и носить причёску «венчик мира» (вокруг головы завивали волосы и укладывали в форме венца). «Особым шиком» считались узкие юбки, обтягивающие бёдра.
В среде стиляг были популярны своеобразные предметы роскоши — трофейные зажигалки и портсигары, американские игральные карты с полуобнажёнными девушками (стиль Pin-up), редкие в то время авторучки. В 60-х годах стиляги отчасти переняли рок-н-рольный (рокабильный) образ.
Имидж стиляг высмеивался в детской книге Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе».
После выхода кинофильма «Стиляги» в 2008 году в Москве возрос интерес к одежде в стиле стиляги 50-х годов. Яркие платья с пышными юбками на подъюбниках и мужские костюмы в разноцветную клетку стали пользоваться огромным спросом. Молодёжь стала так одеваться на выпускные балы, на свадьбы в стиле стиляг, корпоративные вечера и просто праздники и торжества.
Музыка и танцы
В конце 1940-х[источник не указан 1073 дня] — в начале 1950-х гг. в среде стиляг актуальной считалась музыка свингового оркестра Гленна Миллера, в особенности хиты, прозвучавшие в кинофильме «Серенада солнечной долины». Песня из кинофильма «Серенада Солнечной Долины» под названием «Поезд на Чаттанугу» стала своеобразным гимном стиляг:
Pardon me, boy |
С психологической точки зрения образ поезда, уезжающего в неведомую и недоступную Чаттанугу, стал для стиляг основным эскапистским символом, позволявшим хотя бы мысленно «уехать» в обожествляемую ими Америку.
Также были популярны композиции Бенни Гудмена и Дюка Эллингтона, немецкие фокстроты и танго (в том числе в исполнении Марики Рёкк и Лале Андерсон), произведения из репертуара Эдди Рознера.
В целом же, стиляги тяготели к джазовой музыке: многие из них были знакомы с джазменами или сами играли на различных музыкальных инструментах. Среди танцев в конце 40-х был актуален буги-вуги. Причём, советские стиляги не ограничивались довольно скудными познаниями в этой области и изобретали собственные вариации на тему модного танца. Так, существовали «атомный», «канадский» или «тройной Гамбургский» стили. Первые два мало чем отличались друг от друга и были некоей вариацией на тему танцев джиттер баг, линди хоп и буги-вуги. «Тройной Гамбургский» был медленным танцем, похожим на слоу-фокс.
С возникновением моды на рок-н-ролл, стиляги восприняли и этот танец. Популярны композиции Билла Хейли (в особенности, «Rock around the clock»), Элвиса Пресли, Чака Берри, Литтл Ричарда, Бадди Холли.
«Рок на костях»Однако грампластинки с записями модных исполнителей в СССР были редкостью. В связи с образовавшимся дефицитом, стал популярен так называемый «рок на костях» — запись музыки производилась на рентгеновских снимках (у стиляг существовало ещё одно название таких «пластинок» — «скелет моей бабушки»). Только с появлением на рынке магнитофонов «рок на костях» утратил свою актуальность.
Один из самых значительных российских джазменов (в прошлом — стиляга) Алексей Козлов в своей автобиографической книге «Козёл на саксе» следующим образом описывает ситуацию:
Контролировалось всё: одежда и причёски, манеры и то, как танцуют. Это была странная смесь концлагеря с первым балом Наташи Ростовой. Танцы, утверждённые РОНО, да и манеры были из прошлого века — падекатр, падепатинер, падеграс, полька, вальс. Фокстрот или танго были не то, чтобы запрещены, но не рекомендованы. Их разрешали иногда заводить один раз за вечер, и то не всегда, всё зависело от мнения и настроения присутствующего директора школы или старшего пионервожатого. При этом смотрели, чтобы никаких там попыток танцевать фокстрот «стилем» не было. Как только кто-либо из учеников делал что-то не так, в радиорубку срочно подавался знак, пластинку снимали и дальше уже ничего кроме бальных танцев не ставили.
В упомянутом фельетоне Беляева танцы, которые исполняли стиляга и Мумочка, описывались так:
Я и сам давно заметил, что стиляга с Мумочкой под музыку обычных танцев — вальса, краковяка — делают какие-то ужасно сложные и нелепые движения, одинаково похожие и на канкан, и на пляску дикарей с Огненной Земли. Кривляются они с упоительным старанием прямо в центре круга.
Взаимоотношения с обществом
Парфюмерные изделия 1940—1950-х гг.Молодые люди, ревностно следовавшие моде и предпочитавшие джазовую музыку, существовали ещё до войны. Однако стиляги, появившиеся во второй половине 40-х, уже подпадали под определение «безродных космополитов»: в стране шла борьба с так называемым «космополитизмом». Стиляги с их повышенным интересом к западноевропейской и американской поп-культуре, стали одной из главных мишеней партийно-комсомольских функционеров. Фельетоны, карикатуры и критические статьи в советской прессе имели целью не только высмеять и выявить низменную сущность стиляг, но и показать их в качестве потенциальных врагов Советской Власти:
- «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст»;
- «Стиляга — в потенции враг // С моралью чужой и куцей // На комсомольскую мушку стиляг; // Пусть переделываются и сдаются!»
Советский писатель Л. Пантелеев писал:
Вот эта приблизительность и относительность этических требований — зло, которого мы в повседневности не замечаем, но которое тем не менее живёт, растёт и даёт плоды. И плоды весьма горькие.
Не здесь ли мы должны искать корни тех явлений, которые так волнуют последнее время наше общество? Я говорю о недостойном поведении некоторой части нашей молодёжи. В этих случаях принято оговариваться: незначительной части. Незначительной, да, но не такой уж ничтожной, чтобы можно было не бить тревогу. И тревогу мы бьём. Редко бывает, что развернёшь газету и не наткнёшься там на материал, обличающий молодых бездельников, стиляг, тунеядцев, фарцовщиков, бездушных сыновей и т. д. и т. п. Законны и справедливы требования тех, кто считает, что бездельников этих нужно учить и наказывать.
— Статья «Без компаса» (1960) из цикла «Разговор с читателем»[5]
Желание общества «переделать» нонконформистов выливалось в обсуждения стиляг на комсомольских и студенческих собраниях, к выговорам по комсомольской линии. Если же и это не помогало, то непокорных отчисляли из ВУЗов, исключали из рядов ВЛКСМ. Исключение из комсомола имело негативные последствия как для карьеры исключённого, так и для отношения к нему властей.
Работу со стилягами вели также сотрудники добровольной народной дружины. В провинциальных городах задержанных стиляг стригли под полубокс, а узкие штаны распарывали и вшивали красные сатиновые клинья[источник не указан 1073 дня].
Подобное отношение вызывало ответную реакцию — стиляги замыкались внутри своих компаний и от простого восхищения зарубежной поп-культурой переходили к неприятию советской действительности.
Музыкант Алексей Козлов говорил:
У стиляг было такое отработанное бессмысленное выражение глаз. Не потому что мы придурки. Просто если бы мы обнажили свой взгляд, если бы смотрели, как мы чувствуем, — все бы увидели, как мы их ненавидим. За этот взгляд можно было поплатиться. Вот мы и придуривались.
В официальной прессе пропагандировалось брезгливо-презрительное отношение к стилягам. Это, однако, только способствовало дальнейшей популяризации течения, подобно тому как «поиски красных под кроватью» в США вызвали рост левых настроений среди молодёжи.[источник не указан 1073 дня]
В начале 1960-х, однако, прессинг в отношении стиляг прекратился по нескольким причинам — во-первых, в связи с тем, что эта субкультура сошла на нет из-за взросления своих представителей и «легализации» многих ранее запретных зарубежных атрибутов вроде джаза, а во-вторых, из-за появления новых, гораздо более массовых молодёжных течений: «битломании» и хиппи.
Несмотря на угасание «стиляг» как субкультуры, их мировоззрение оказало большое влияние на умонастроения последующих молодёжных неформальных объединений.
Сленг стиляг
Стилягам было важно не только выделить себя из толпы, из «серой массы», при помощи одежды или образа жизни, но и при помощи особого языка, точнее — жаргона. Частично этот сленг был воспринят стилягами от джазистов. Вот некоторые слова и выражения, принятые в языке стиляг и затем частично распространившиеся за его пределы:
- Бродвей (или Брод) — как правило, центральная улица города, служившая для стиляг местом встреч. В Москве «Бродвеем» была улица Горького (ныне — Тверская). в Ленинграде — Невский проспект, в Казани — улица Баумана, в Нижнем Новгороде — Большая Покровская, в Перми — Комсомольский проспект, в Баку — улица Торговая, в Ташкенте — улица Карла Маркса (сейчас Сайёлгох), в Одессе — улица Дерибасовская, в Алма-Ате — парк по улице Калинина (сейчас Кабанбай батыра), в Риге. «Бродвей» был у стиляг в каждом городе.
- Чувак (вариант от: Человек Уважающий Высокую Американскую Культуру) — проверенный, в теме, «свой» человек.[6].
- Чувиха (чува) — девушка-стиляга.
- Хилять — ходить, прогуливаться.
- Кинуть брэк — пройтись с целью «людей посмотреть — себя показать». Наприм. «кинуть брэк по Броду».
- Чуча — песня «Chattanooga Choo Choo» («Поезд на Чаттанугу»). Звучит в «стильном» кинофильме «Серенада солнечной долины».
- Совпаршив (искаженное от «СовПошив») — отечественные изделия лёгкой промышленности.
- Динамо (динамо-машина) — такси.
- Шузы (шузня) (англ. shoes — обувь) — ботинки стиляг, зачастую на высокой подошве. Приобретались у фарцовщиков, либо заказывались у обувных мастеров, которые наращивали на подошву толстый слой резины. Другое название ботинок на высокой подошве — «манная каша».
- Хата — квартира.
- Бараться (от идиш באַרען барэн — совершать половой акт) — вступать в сексуальный контакт.[7]
- Фазер (от англ. father) — отец.
- Лукать (от англ. look) — смотреть.
- Жлоб — представитель «серой массы».
- Боруха (баруха) — девушка из стиляжьей компании.
- Дринкать (от англ. drink — пить) — выпивать.
- Джакеток (от англ. jacket) — куртка, пиджак.
- Манюшки (от англ. money) — деньги.
- Олдовый (англ. old) — старый.
- Батон — обычная девушка, участвующая в вечеринке. Наприм. румяный батон.
- Соксы (от англ. socks) — чулки, носки. Зачастую носки были ярких расцветок.
- Стилять (от англ. style — стиль) — танцевать «стилем», имитируя «импортные» или придумывая свои фигуры.
- Таёк (от англ. tie) — галстук.
- Трузера, (траузера, траузерса) (от англ. trousers) — брюки.
- Тренчкот (от англ. trenchcoat — шинель) — плащ.
- Туса (тусовка, тусовать) (от англ. to seat — садиться) — посиделки, сборище.
- Хэток (от англ. hat — шляпа) — головной убор.
Образ стиляги в литературе и искусстве
В кино
Образ стиляги в советском кинематографе 1950-х годов был сугубо карикатурен и жалок. Это — недалёкий, надменный франт, презирающий «серую массу», и от этого становящийся ещё более смешным.
Таков герой Эдик (исп. Олег Анофриев) из фильма «Секрет красоты» (1955): в городской школе парикмахеров идут экзамены. Неспособная ученица Кукушкина (Тамара Носова) просит своего приятеля, стилягу Эдика, сесть в её кресло. Влюблённый Эдик соглашается — и надолго прощается со своим стильным «коком».
В кинофильме «Сверстницы» (1959) (мелодрама о трёх подругах, окончивших школу) одна из героинь проводит время с двумя бездельниками-стилягами (то, что стиляга — тунеядец, не должно было вызывать никаких сомнений).
В детективе «Дело пёстрых» (1958), снятом по роману Аркадия Адамова, показана преступная и подлая сущность стиляги Арнольда и его приятелей. От высокомерного чванства и любви к «красивой жизни» — к преступлению: такова мораль произведения.
Короткометражная комедия «Иностранцы» (одна из частей киноальманаха «Совершенно серьёзно» (1961) высмеивает тех, кто преклоняется перед всем заграничным, дежурит в вестибюлях гостиниц, занимаясь скупкой иностранного «ширпотреба». Молодой журналист (исп. Александр Белявский) решает разоблачить и высмеять двоих стиляг и их подружку (Илья Рутберг, Валентин Кулик, Татьяна Бестаева): он представляется им богатым американцем и заставляет совершать разные нелепости, внушая им, что так модно вести себя в Америке.
В фильме «Семь нянек» (1962) главный герой — аморальный подросток Афанасий, чтобы оправдаться перед работницей комиссионного магазина, выставляет своих опекунов-соседей по комнате «стилягами и тунеядцами».
В фильме «Ход конём» (1962) незадачливый герой Савелия Крамарова становится жертвой грубого розыгрыша со стороны компании стиляг.
В подростковой драме «Повесть о первой любви» (1957) двое школьников на вечеринке принимаются танцевать «стилем», после чего, осмеянные своими же товарищами, спешат уйти прочь.
В сказке «Королевство кривых зеркал» (1963) есть пародия на стиляг — когда показывают танцоров короля, заходящих во дворец, они танцуют буги-вуги и одеты в духе карикатурных стиляг.
Мультфильм «Шпионские страсти» (1966): стиляга и тунеядец Вольдемар проводит время в ресторанах. Родительских денег на это не хватает, и он готов выполнить задание иностранной шпионки за деньги. Но угрызения совести заставляют его прийти с повинной в милицию. Исправившийся Вольдемар идёт в школу рабочей молодёжи.
В кинофильме «Покровские ворота» (1982) с ироничной ностальгией показан маленький эпизод: главный герой Костик (Олег Меньшиков) «на хате» танцует рок-н-ролл со своей приятельницей Светочкой (Татьяна Догилева). В этом же фильме есть и другой эпизод — готовящийся сбежать из больницы Хоботов (персонаж Анатолия Равиковича) переоделся в костюм Велюрова (персонаж Леонида Броневого). Оглядев себя, он произнес: «Я похож на какого-то стилягу! На прощелыгу!»
В 1996 году режиссёром Алексеем Габриловичем был снят документальный фильм «Бродвей моей юности», посвящённый стилягам, а также моде, танцам и фильмам 1950-х годов. Фильм снят в форме интервью с известными людьми — Галиной Волчек, Натальей Фатеевой, Олегом Анофриевым, Аркадием Аркановым и другими.
В декабре 2008 года вышел музыкальный фильм режиссёра Валерия Тодоровского «Стиляги» (рабочее название «Буги на костях»). В ролях: Антон Шагин, Оксана Акиньшина, Максим Матвеев.
В прозе и воспоминаниях
Пародия на стиляг (там они названы ветрогоны; ослы, превратившиеся в людей) выведена в произведении для детей Н. Носова «Незнайка в Солнечном городе» (1958). Джаз фигурировал под названием «какофония» («это самая модная теперь музыка и называется она какофония»; самым популярным среди ветрогонов считался «какофонический оркестр «Ветрофон»).
В главе «Король Брода» своего автобиографического анализа жизни простого советского человека в СССР «Страх, или жизнь в Стране Советов» бывший стиляга Виктор Петров приводит описание движения стиляг в Ленинграде. По мнению В. Петрова, это движение было
…единственно возможной в те годы формой социального протеста против затхлого и тупого существования в безликой толпе советских людей. |
При этом В. Петров считает, что попытки советской пропаганды сравнивать стиляг с различными антисоциальными слоями общества лживы, так как
…на самом деле, это были прямо противоположные явления: пьяницы и хулиганы — это низы общества, а стиляги — люди, поднявшиеся над серой толпой и обывательскими вкусами [8] |
В поэзии
Стихотворение Николая Рубцова «Сакс фокс рубал, дрожал пол…» (1957).[9]
В драматургии и театре
В 1954 году в спектакле «Его день рождения» артист Геннадий Дудник показал пародию на стилягу.
В 1958 году Николаем Погодиным была написана пьеса «Маленькая студентка», посвящённая молодёжи. Одним из отрицательных действующих лиц пьесы является стиляга по фамилии Ларисов. Вообще, стиляги в произведениях часто носили «иноземные» имена (Эдуард, Арнольд) и нелепые фамилии.
По поводу образов стиляг в советской драматургии Николай Носов писал:
Точно так же попадают иногда из драмы в комедию и новомодные персонажи, известные под общим названием «плесени». Один из этих персонажей — стиляга — очень хорошо всем известен по юмористической литературе и по своим выступлениям на эстраде, где он очень смешит публику, состроив идиотскую физиономию и танцуя «буги-вуги».
— «Трактат о комедии». Из цикла «Иронические юморески»
В 1975 году драматург Виктор Славкин написал пьесу «Взрослая дочь молодого человека» (по первоначальному замыслу — «Дочь стиляги»). В основе пьесы — вечный конфликт отцов и детей. На первом плане — сложные взаимоотношения бывшего стиляги Бэмса (Бориса Куприянова) и его дочери — хиппи Эллы (Елены Куприяновой). Однако этим конфликтом поколений тема не исчерпывается — Бэмс живёт прошлым, он ничего не забыл и ничего не простил. Противостояние с бывшим комсомольским лидером Александром Ивченко (Пеньком) продолжается и теперь, когда Бэмс «влачит существование» простого инженера, тогда как Пенек (Ивченко) «выбился в люди», став первым проректором в институте, который они все когда-то закончили.
Самая известная постановка «Взрослой дочери…» принадлежит режиссёру Анатолию Васильеву, осуществившему спектакль на сцене Московского драматического театра им. К. С. Станиславского в 1979 году.
Музыкальные группы 80-х: в поисках стиля
В 1980-е годы в СССР возник интерес молодёжи к ретро-стилю, в частности к субкультуре стиляг. На волне этого увлечения возник стиль группы «Браво», возглавляемой Евгением Хавтаном. В песнях группы — нежная ностальгия по давно ушедшим «старым добрым временам». Образ романтичного стиляги гармонирует с идеалистическими представлениями молодых людей о 1950—1960-х годах (композиции «Ленинградский рок-н-ролл», «Вася — стиляга из Москвы», «Оранжевый галстук», «Московский бит» и другие).
В творчестве ленинградской группы «Секрет» во многих композициях прослеживается тема «стиляжного» прошлого — «Я люблю буги-вуги», «Мажорный рок-н-ролл» (кавер версии одноименных песен Майка Науменко), «Она не понимает», «Отправляйся за ней», «Кеды», «Тысяча пластинок» и др.
Даже в текстах группы «Кино» есть упоминание об этой субкультуре, например «Битник»:
Где твои туфли на «манной каше»?
И куда ты засунул свой двубортный пиджак?
Спрячь подальше домашние тапки, папаша!
Ты ведь раньше не дал бы за них и пятак!
См. также
Примечания
Литература
- Славкин В.И. Памятник неизвестному стиляге: История поколения в анекдотах, легендах, байках, песнях (в кн. включ. также пьеса «Взрослая дочь молодого человека»). — М.: Артист. Режиссер. Театр, 1996. — С. 311. — ISBN 5-87334-078-1
- Литвинов Г. Стиляги. Как это было. Документальный роман. — М.: Амфора, 2009. — С. 304. — ISBN 978-5-367-00884-5
- Алексей Козлов Козёл на саксе. — 1998.
- Эдуард Лимонов У нас была великая эпоха. — СПб, 2002.
- Александр Васильев Русская мода. — М., 2004.
- к.и.н. С. Рафикова. Сибирский стиляга
Ссылки
Образ стиляги для девушки в деталях
Элегантные и яркие наряды этого стиля вернулись в моду наших годов из середины прошлого века и быстро набирают популярность. Как самостоятельно создать образ стиляги девушке, будет рассмотрено в данной статье.
История появления
Стиляги – советская молодежная субкультура, которая появилась в конце 40-х годов благодаря бунтарскому настроению молодежи. В то время любая попытка выделиться из толпы была сильно рискованной. Но, несмотря на это, молодые люди протестовали против тусклой одежды и однообразия развлечений. Они не сразу освоили новое направление в моде, но со временем стиль сформировался и стал изысканным. Отличительной чертой субкультуры являются неординарные прически, яркий макияж, экстравагантный декор на элементах гардероба, крупная бижутерия и особая любовь к перчаткам. Рассмотрим, как создать самостоятельно образ стиляги девушке, чтобы выглядеть ошеломляюще.
Какой материал выбрать для одежды
В этом стиле чаще всего используются искусственные материалы. Чтобы избежать риска выглядеть безвкусно, сочетают не более трех доминирующих оттенков, которые гармонируют между собой. Использование большего количества цветов может привести к потере нотки этого стиля. Ткань может быть и однотонной, но обязательно яркой.
Образ стиляги для девушки совершенно не приемлет пастельные и блеклые тона, ведь в те года молодежь как могла выражала свою индивидуальность. Для пошива одежды использовалась ткань с крупным горохом, горизонтальными или вертикальными полосами, цветочными и геометрическими орнаментами. Современные дизайнеры делают акцент на разнообразные и яркие цветовые гаммы, тем самым добавляя в образ некую изюминку. Поэтому классический белый и черный цвет в этом стиле встречается редко и не пользуется популярностью. Прекрасно сочетаются атлас, шелк, бархат и хлопок.
Платья и юбки
Предпочтение отдавалось двум фасонам платья: «цветок» и «песочные часы».
- «Цветок». Платье с пышной юбкой. Широкий пояс не только визуально уменьшал талию, но и подчеркивал изящные изгибы.
- «Песочные часы». Платья этого фасона обтягивали бедра и сужались к коленям.
Образ стиляги для девушки подходит не для каждого типа фигуры. Прекрасной половине с пышными формами придется отказаться от данных юбок и платьев.
Для платьев и юбок предпочтительна средняя длина, то есть до колена, с облегающим верхом и очень пышным низом. Узоры могут быть любые: полоска, мелкие или крупные цветы, крапинка, но самый популярный — горошек. Открытый либо красиво задрапированный лиф на платье помогал девушкам подчеркнуть не только свою смелость, а также женственность и элегантность.
Вырез может быть разнообразный: квадратный, лодочкой, треугольником или с небольшим воротником. Часто платья имели рукава в форме фонариков, но это не было обязательным, они могли быть классические короткие или длинные, три четверти, на широких бретелях. Чтобы подчеркнуть сексуальность, подойдут модели без рукавов.
Юбки и платья выглядели пышно за счет нескольких (минимум трех штук) подъюбников из кринолина. Особой популярностью пользовались подъюбники разных цветов.
Классическим вариантом считается юбка-миди. Изначально они были такие же пышные, как и платья, но со временем видоизменились, стали более узкими и короткими.
Ошибочно думать, что образ стиляги для девушки своими руками создать сложно и он ограничивается только выбором платья. Необходимо уметь правильно подбирать обувь и аксессуары.
Блузки
Блузки в этом стиле имеют простой крой. Основное требование, чтобы они были без подплечников. В основном рукава три четверти, но могут быть и вообще без них. Также существуют стиляжные блузки с отложным воротником круглой модели или с острыми краями.
Брюки
Стиляжные девушки больше склонялись к юбкам и платьям, поэтому штаны в женских образах встречаются редко. Брюки имели разнообразный покрой и были немного укороченные. Особой популярностью пользовались расклешенные или зауженные модели. На сегодняшний день акуратнный образ стиляги для девушки создать помогут бриджи или капри.
Жакеты
Наиболее популярной является модель без воротника и с отделкой по подолу. Такой вариант называют «в стиле Шанель». Модели жакетов для девушек были немного расширены в плечах и имели карманы квадратной формы.
Обувь
Создавая образ стиляги, девушки особое внимание уделяют обуви. Она обязательно должна гармонировать с сумочкой или ремнем, а именно быть в одной цветовой гамме. А также иметь узкую и удлиненную носовую часть. Что касается каблука, то высота может быть любой (высокой, низкой, средней). Особую пикантность образу придадут лаковые туфли-лодочки.
Аксессуары
Полный образ стиляги для девушки (фото представлены в данной статье) не может быть без правильно подобранных аксессуаров. Яркая, крупная и массивная бижутерия красовалась на нежных шеях девушек того времени. Выбор останавливался на больших серьгах, объемных браслетах и пластмассовых бусах. Прическу дополняли заколками, ободками или ленточками. Одежда гармонировала с контрастными ремнями или поясами. Оригинально смотрелся повязанный на шее платок или шарф.
Предпочтение отдавалось небольшим сумочкам на тонком ремешке или лаковым с короткой ручкой.
Важно помнить, что аксессуары должны гармонировать по цвету хотя бы с одним элементом одежды.
Цвета
Если хочется чего-то неординарного, яркого и оригинального вариант стиляжного лука будет кстати. Сочетания цветовых оттенков и различных материалов поражает своей резкостью. Образ стиляги для девушки сочетает в себе ткани только ярких оттенков.
Прически для женщин
Прически в этом стиле отличаются красотой и четкостью линий. Укладка должна быть объемной и хорошо зафиксированной. Особую изюминку придает добавление лент, ободков или стразов.
Популярные прически.
- «Венчик мира». Тщательно расчесывают волосы, скручивают в тугой жгут и укладывают в пучок – венец. По желанию его можно сделать сзади или сбоку, вверху или внизу.
- «Высокий полет». Локоны разглаживают утюжком для волос. В височной части отделяют две пряди и перекрещивают их в противоположном направлении. Концы локонов крепят невидимками на затылочной части. На оставшейся шевелюре делают высокий начес. Между закрученными прядями и начесом вставляют яркую ленточку.
- «Бабетта». Идеально подходит обладательницам длинных волос. Делают поперечный пробор от одного виска к другому, и делят волосы на две части. Передняя часть начесывается и сворачивается в валик, тщательно фиксируют ее невидимками. Оставшиеся пряди накручивают на бигуди. Затем накрученные локоны аккуратно начесывают и сворачивают в ракушку. Украшают соответствующей лентой и фиксируют лаком.
- «Голливудские волны». Такая укладка идеально подойдет обладательницам длинных локонов. На влажные пряди аккуратно наносят мусс для волос. Феном подсушивают. Делают диагональный пробор и накручивают волосы с помощью плойки. Волны должны получиться ровные и одинаковые. Щеткой с крупными зубьями расчесывают волосы и фиксируют прическу лаком.
- Укладка на короткие волосы. В мир стиляг могут окунуться и девушки с короткими волосами. Для этого понадобится шиньон. Свои волосы гладко укладывают и фиксируют с помощью невидимок накладные. Существуют уже готовые шиньоны в форме ракушки или бабетты. Место крепления маскируют лентой.
- Праздничная укладка. Для вечеринок лучше всего подойдет объемная прическа, например «французская ракушка». Оставляют свободные локоны в лобной зоне, а остальные волосы собирают в хвост и фиксируют с помощью резинки. Хвостик скручивают в тугой жгут до тех пор, пока он не начнет ложиться в пучок – ракушку. Оставшийся кончик аккуратно прячут под ракушку и закрепляют шпильками. На оставшихся волосах делают начес и укладывают в форме «гребня волны». Прическу фиксируют лаком.
Макияж девушки-стиляги
Красивый образ стиляги для девушки зависит от правильного макияжа. Он должен подчеркивать черты лица. Главное правило — яркость во всем. Более глубокий взгляд делали с помощью тоненьких черных стрелок по линии роста ресниц. Для этих целей можно использовать черный карандаш или жидкую подводку. Тени наносили ярких цветов, а именно морковного, желтого или синего оттенка. Губы обязательно делали выразительнее с помощью ярко-красной помады. А кожу на лице с помощью тонального крема немного делали бледнее. Несмотря на яркий макияж, девушки не выглядели пошло или вульгарно.
Советы, как создать яркий образ стиляги для девушки
- Платье обязательно должно подчеркивать фигуру, поэтому верх должен быть приталенный.
- При выборе наряда особое внимание уделяют узору и цвету, все должно гармонично сочетаться. Тона должны быть яркие и насыщенные.
- Классической считается длина платья или юбки до колена.
- Обувь обязательно должна быть удобной, особенно если образ подбирается для тематической вечеринки.
- Оригинально смотрятся украшения платья в виде рюш, воланов. Подойдет широкий пояс или бант под лифом.
- В одном образе прекрасно сочетаются: несколько ярких браслетов, серьги круглой формы, пестрые бусы, контрастного оттенка платок и яркий пояс.
- Дополнить гардероб стиляги можно с помощью тонких перчаток в один тон с платьем.
- Блондинкам следует остановить свой выбор на красных или синих цветовых гаммах. А вот брюнеткам прекрасно подойдут желтые, песочные, фиолетовые, зеленые оттенки.
- Из-за тонкого материала платья нижнее белье может просвечиваться, поэтому рекомендуется подбирать эти элементы гардероба в один тон.
- Беспроигрышным вариантом при создании образа считается однотонный низ и яркий верх, или наоборот.
- Шикарно и оригинально будут выглядеть юбки немного короче подъюбников.
Для создания образа не следует бояться экспериментировать с яркими цветами и аксессуарами, но все должно быть в меру. Стиляги – это элегантные люди, обладающие чувством стиля и вкуса, а не новогодние елки.
Как организовать яркую и веселую свадьбу в стиле «Стиляги»?
Свадебная мода шагает в ногу со временем. И большую популярность приобретает тематический характер самого важного мероприятия в жизни каждой счастливой пары. Свадьба в стиле «Стиляги» – яркое и фееричное шоу, которое запомнится молодоженам и гостям торжества на долгие годы.
Свадьба в формате стиляг – это оформление мероприятия в стиле молодежного направления середины прошлого века.
Особенность стиля заключается в ярких нарядах, эффектных ретро укладках и прическах, обилии аксессуаров
Стиляги предпочитали зажигательную музыку таких направлений как твист, рок-н-ролл и буги-вуги. Оформление в подобной тематике – увлекательный и веселый процесс, подготовка которого превращается в настоящий праздник. Устроить такую тематическую свадьбу можно в любом месте: в ресторане, на природе, главное, стоит помнить, что должно быть достаточное количество свободного места для выступления артистов и зажигательных танцев гостей.
Фото со свадьбы в стиле «Стиляги»
Сценарий на свадьбу в стиле «Стиляги»
Сценарий торжества должен быть продуман до мелочей. У новобрачных есть выбор: обратиться к профессионалам и совместно разработать все тематические конкурсы и развлечения, либо самостоятельно подготовиться.
При самостоятельной подготовке стоит просмотреть несколько фильмов, чтобы окунуться в шестидесятые. На тематической свадьбе важны будут даже мелкие детали.
Ведущий должен быть в соответствующем образе и постоянно следить за настроением гостей, развлекая их и занимая конкурсами и шутками, ведь свадьба в стиле «Стиляги» – это, прежде всего, безудержное веселье.
Обязательным конкурсом является танцевальный. Тамада приглашает гостей, чтобы станцевать и заслужить звание «Король рок-н-ролла».
Занимаясь самостоятельной организацией праздника, заранее обговаривают сценарий торжества с тамадой и выбирают самые предпочтительные варианты. Главное помнить: свадьба в ретро-стиле «Стиляги» – фееричное шоу, которое должно быть ярким и запоминающимся.
Образ ведущего на свадьбу в стиле «Стиляги»
Выбор образов и одежды для свадьбы в стиле «Стиляги»
Для тематической вечеринки образы гостей должны гармонировать со стилем праздника. Поэтому родственников и друзей молодожены оповещают заранее. По возможности подружки невесты одеваются в одном стиле с ней. Отличным решением будут яркие пышные платья у девушек. Друзья жениха могут надеть пиджаки в клеточку и яркие галстуки.
Не каждый приглашенный сможет подобрать себе соответствующий наряд, поэтому молодоженам следует позаботиться заранее о реквизите, расположенном при входе в зал. Это могут быть яркие галстуки, крупные очки, атласные ленты и яркие бусы.
Одежда для гостей должна сочетаться с нарядами молодых и гармонировать с духом мероприятия
Сами новобрачные должны быть в ярких нарядах, с уложенными прическами и в туфлях с блеском.
Друзья жениха
Подружки невесты
Образ невесты
Невеста должна быть самой эффектной фигурой на свадьбе. Поэтому образ девушки продумывается тщательно. Девушки 40-60-х годов старались выглядеть ярко и броско, в отличие от основной массы населения.
Основным требованием к наряду невесты является наличие короткого платья с пышной юбкой и несколькими слоями накрахмаленного подъюбника.
Цветовая гамма платья может быть абсолютно непредсказуемой. Некоторые девушки выбирают яркие фееричные модели. Классический вариант предполагает наряд белого цвета, украшенный яркой атласной лентой. Такая лента, завязанная в виде банта – характерный атрибут того времени.
Обязательным дополнением к наряду служит использование целого обилия аксессуаров: белых перчаток, бус из жемчуга или искусственных камней яркого цвета.
Дополнить наряд помогут лодочки на высоком каблуке либо яркие балетки. Чулочно-носочные изделия могут быть представлены чулками или короткими носками, в зависимости от модели обуви.
Фата к винтажному образу невесты совсем необязательна. Лучшим решением будет использование шляпки с вуалью.
Прическа девушки должна быть собрана в ретро-стиле. Украсить волосы можно яркой атласной лентой, обручем. Отличительным вариантом прически 40-х годов являются классические локоны или эффектные укладки.
Прически в стиле «Стиляги» всегда привлекают внимание. Бабетта, крупные локоны, пышный хвост – интересные образы для невест с разной длиной волос
Эпатажный стиль, яркие губы и вечерние стрелки – обязательный атрибут образа молодой жены.
Костюм жениха
Костюм жениха должен дополнять наряд невесты и гармонировать с ним. Если мужчина привык к смелым эпатажным образам, то идеальным выбором станут брюки-дудочки либо классические брюки в клетку с однотонной рубашкой и ярким галстуком.
Если молодой человек более консервативен, то можно выбрать классический костюм, в котором брюки и пиджак будут разных цветов. Классическое правило – цвет галстука и клетка пиджака подбираются под атласный пояс невесты.
Яркие носки, зауженные туфли помогут сделать образ жениха законченным. Если длина волос мужчины позволяет с ними экспериментировать, то прическа в стиле Элвиса Пресли – прекрасный вариант для свадебной вечеринки.
Образ жениха и невесты
Правила оформления мероприятия в тематике молодежного направления 40х-60х годов прошлого столетия
Подход к оформлению праздника и подготовка сценария должны быть творческими, чтобы во время всего торжества царила атмосфера веселья, шуток и зажигательных танцев. Готовясь к знаменательному событию, молодожены продумывают огромное количество мелочей:
- оформление свадебного кортежа;
- украшение зала, открытой летней площадки, шатра, в зависимости от выбора молодожен;
- оформление свадебных пригласительных расцвета эпохи стиляг;
- тщательный подход выбора образа молодожен, гостей;
- музыкальное сопровождение;
- сценарий, выбор артистов;
- тематическая фотосессия.
Оформление свадебного кортежа
Для оформления свадьбы в стиле «Стиляги» недостаточно выбора автомобиля президентского класса. Атмосферу праздника поможет поддержать поиск настоящего ретро-автомобиля.
В идеале молодоженам или организаторам мероприятия нужно подыскать в качестве свадебной машины Волгу или Победу
Обязательным атрибутом является украшение автомобиля яркими лентами, разноцветными шарами и куклой на капоте. При таком подходе свадебный кортеж обязательно привлечет внимание встречных автомобилей.
Свадебный кортеж
Декорирование зала
Помещение для свадьбы в формате стиляг оформляется в винтажном стиле. Выбирая закрытое помещение, заранее заботятся о том, чтобы оно было достаточно светлым, и его площадь позволяла гостям и артистам танцевать и выступать под ритмы зажигательных мелодий.
Классическим правилом является декорирование зала или открытой летней площадки разноцветным текстилем, яркими принтами и ретро-атрибутами.
Как символ тех времен организаторами устанавливается проигрыватель, а стены украшаются виниловыми пластинками или черно-белыми фотографиями. Для фуршета подойдет старый советский буфет с закусками для гостей.
Оформление столов подчиняется таким же правилам, как и атмосфера всего праздника. Белые скатерти заменяют яркими, расставляя по центру букеты из ромашек. Сервировка стола заключается в использовании граненых стаканов, советских столовых приборов.
Бокалы для молодоженов изготавливаются на заказ либо разукрашиваются молодоженами в яркие цвета
Для музыкантов и ведущего должна быть предусмотрена специальная сцена или зона. Украшение танцпола светодиодным шаром и гирляндами будет отлично вписываться в формат тематического мероприятия. Прекрасным реквизитом послужат яркие зонтики, жемчужные бусы и перчатки.
Многие молодожены выбирают открытые летние площадки либо шатры. Оформление таких зон должно придерживаться тех же правил, что и оформление закрытого помещения. Полет фантазии и творческие способности молодожен, их близких и организаторов свадьбы – залог фееричного шоу и праздника, который запомнится гостям и виновникам торжества на долгие годы.
Декорирование зала
Свадебные приглашения
Популярность пригласительных объясняется необходимостью удивить гостей и подготовить к тематике грядущего события. Оригинальность приглашений в формате «Стиляги» заключается в отражении символов молодежного направления, поэтому к подготовке можно подойти разным способом:
- Одним из вариантов является заказ открыток в типографии с фотографиями молодожен в образе Стиляг.
- Приглашения также заказывают в виде виниловых пластинок, черно-белых фотографий.
- При желании молодожены могут подойти к этому вопросу творчески и изготовить пригласительные своими руками. На состаренных кусочках бумаги можно сделать различные аппликации, украсить открытки кусочками вырезанных газет, цветами из фоамирана и других материалов.
Пригласительные на тематическое торжество
Музыкальное сопровождение
Фееричная свадьба в стиле Стиляги должна быть выдержана во всем. Музыка не является исключением. О плейлисте вечеринки следует позаботиться заранее. Атмосферу ретро праздника поддержат хиты 70-х годов: блюз, джаз, рок-н-ролл, и, конечно же, буги-вуги. Для еще большего эффекта можно пригласить танцором или певцов, которые будут одеты соответствующе. Прекрасной идеей станет присутствие среди музыкантов саксофониста.
Праздничная фотосессия
Какая же свадьба без памятной фотосессии. Чтобы свадебный день запомнился навсегда, молодожены должны особое внимание обратить на запечатление ярких моментов. Можно сделать специальную фотозону с использованием виниловых пластинок, проигрывателя, черно-белых фотографий.
Оригинальным будет оформление зоны с нарисованным стилягой и углублением для головы. Каждый гость может сфотографироваться в фотозоне и к концу мероприятия получить яркие фотографии в формате тематической вечеринки.
Просматривая через много лет фотографии, супруги будут вспоминать яркие и зажигательные моменты самого лучшего дня в своей жизни.
Приглашенные артисты на свадьбу в стиле «Стиляги»
Если новобрачные желают, чтобы свадьба была яркой и запоминающейся, лучше сделайте выбор в пользу вечеринки в формате Стиляги. Такое мероприятие заставит окунуться в атмосферу молодежного движения 60-х годов и получить максимум эмоций, драйва и ярких впечатлений.
это… Субкультура 50-60 годов в СССР
Молодежь при любом режиме стремится к самовыражению, и поэтому периодически возникают различные направления, отличающиеся по внешнему виду и мировосприятию от всех прочих социальных групп. Такими были стиляги. Годы сталинской эпохи вызвали возникновение движения молодежи, которая отстаивала свое право на свободу при помощи одежды, слов и музыки. Они не призывали к смене режима, они только хотели иметь право на свою индивидуальность в мире серости и безликости. Расскажем о том, что это за субкультура и чем отличается образ стиляги.
Происхождение субкультуры
Такое явление, как стиляга, – это результат действия целого ряда факторов. После октябрьского переворота 1917 года СССР находился в международной изоляции, и только после Второй мировой войны возобновляются контакты с иностранными государствами. Это приводит к тому, что в стране появляется прослойка людей, регулярно бывающих за границей, и их детей. Именно дети дипломатов и торговых работников и стали основой нарождающейся социальной группы золотой молодежи. Им хотелось подчеркнуть свою особенность, и для этого они избирают особый западный внешний вид, музыку и т. п.
Также на формирование культуры стиляг влияет нарастающий внутренний протест молодежи против серости жизни и нищеты. Это чувство подхлестывали трофейные вещи, фильмы, музыкальные произведения. Молодым людям хотелось после многих лет лишений праздника, яркости, необычности. Стиль одежды стиляг, их музыкальные вкусы, танцы стали вызовом регламентированию сферы частной жизни.
Этимология названия
Изначально представители этой субкультуры называли себя штатниками, так как брали пример во всем с Соединенных Штатов Америки. Но в 1949 году в популярном юмористическом журнале «Крокодил» появился фельетон «Типы, уходящие в прошлое». В нем описывалось новое социальное явление – поклонники западной культуры — как совершенно чуждое и вредное советскому обществу, там впервые и появилось слово «стиляги». Субкультура описывалась как некое извращенное поведение, недостойное советского человека. Яркая образность и едкость текста привлекли к нему внимание широкой общественности, и слово ушло в народ.
Постепенно изначальное наименование «штатники» исчезло из лексикона газет, людей и самих представителей движения. Есть версия, что слово «стиляги» происходило от слова «стиль» как самого главного, что отличало молодых людей этого движения от всех прочих. И даже есть предположение, что такое наименование пришло из джазового сленга. Так или иначе, в начале 50-х годов новый термин прочно закрепился за этим социальным движением.
Идеология движения
Стиляга – это человек, который исповедует западные принципы свободы самовыражения. Впрочем, приписывание этой субкультуре бунтарской идеологии является ошибочным. Молодые люди хотели, чтобы им позволили слушать ту музыку, которая им нравится, и танцевать так, как им вздумается. У этой субкультуры не было никакой прозападнической идеологии, которую пытались им приписать. Но так как США официально считались враждебным государством, то и превознесение американской культуры воспринималось как государственная измена. На самом же деле образ стиляги – это была лишь форма отстаивания свободы на свое мнение и вкус и не более того. Главным времяпрепровождением стиляг были прогулки и вечеринки. В Москве главным местом их променада была улица Тверская – «Бродвей».
Мода и костюм стиляги
Главным признаком стиляг является их внешний вид. Типичный образ представителей этого сообщества эволюционировал и изменялся, пока не сформировался «классический» вариант. Костюм стиляги-мужчины состоял из узких брюк-дудочек, приталенного пиджака с широкими накладными плечами, яркого галстука и остроносых ботинок. При этом предпочтение отдавалось ярким расцветкам как способу противопоставления серой обыденности вокруг.
Особый предмет заботы каждого стиляги — прическа. Высокий начес на голове, кок, был обязательным элементом образа. Также костюм нередко дополнялся солнцезащитными очками, абсолютно чуждыми советскому человеку.
У девушек-стиляг вариантов костюма было больше. Обычно это было платье в стиле нью лук с узкой талией, пышной юбкой и декольте. Позже появились еще облегающие платья и юбки, подчеркивающие фигуру. Обязательным элементом образа были туфли на небольшом изогнутом каблучке и маленькая сумочка.
Расцветки также приветствовались преимущественно яркие. Девушка должна была носить чулки – предмет небывалой роскоши. Поэтому те, кто не мог себе их купить, довольствовались тем, что рисовали шов прямо по голой ноге химическим карандашом. Девушки практиковали насыщенный макияж со стрелками на глазах и яркую помаду. На голове они возводили прическу в виде венца или украшали волосы лентой, ярким платком или ободком. Также девушки обязательно носили довольно крупную бижутерию: бусы, серьги, клипсы, браслеты.
Такие яркие молодые люди, конечно, сильно выделялись на общем фоне серости и бедности и поэтому привлекали много внимания. Модную одежду можно было привезти из-за границы, что было доступно только единицам, купить у фарцовщиков или сшить самим. В этой среде формируется целый круг портных, которые обшивают стиляг.
Музыка стиляг
Главным источником вдохновения эта субкультура считала американский джаз. Культовыми произведениями считались песни из фильма «Серенада Солнечной долины» в исполнении оркестра Гленна Миллера, композиции Дюка Эллингтона, Эдди Рознера, Чарли Паркера, Бенни Гудмена. В СССР дипломаты и командированные специалисты привозили записи модной американской музыки, так в стране появился Элвис Пресли, Чак Берри, Бадди Холли и другие музыканты в стиле рок-н-ролл.
В те времена стиляга – это был человек, хорошо разбирающийся в западном искусстве, особенно американском. Слушать такую музыку можно было только на квартирах или в заведениях, работающих для иностранных граждан (например, «Коктейль-холл» в Москве). Привозимые записи тиражировались на подпольных студиях, фонограмма наносилась на рентгеновские снимки, поэтому получила прозвище «музыка на костях».
Постепенно в этой среде формируется круг собственных музыкантов, играющих джаз и рок-н-ролл. Например, известный джазмен и саксофонист Алексей Козлов вырос именно из этой культуры.
Танцы стиляг
Эта культура также выражалась в собственных танцах, которые шли вразрез с общепринятыми стилями, модными были рок-н-ролл, фокстрот, чарльстон, буги-вуги. Стиляги в умении танцевать выражали собственное отношение к существующим регламентам и ограничениям. Показать свои умения можно было на танцплощадках, в кафе и даже просто на улице, где стиляги нередко устраивали «показательные выступления». В танце проявлялся тот общественный вызов, который стиляги посылали советской уравниловке.
Лексикон
Для обозначения своей особенности стиляги выработали собственный язык, который основан на адаптации лексем английского языка и сленга джазменов. Это был жаргон, который выполнял функцию деления людей на своих и чужих. В разных городах в речи стиляг были свои слова, чаще всего топонимы, но существовал лексический массив, характерный для всей субкультуры. Так, были слова для обозначения различных мест: «Бродвей» – он был в каждом городе свой, «Кок» («Коктейль-холл»). Немало лексем обозначало людей разного сорта: чувак, чувиха, батоны, жлоб, фазер. Для наименования танцев и музыкальных стилей использовались привычные термины: рок-н-ролл, джаз, фокстрот, буги-вуги. Стиляги много слов из английского языка приспособили для называния предметов гардероба: соксы, таёк, хэток, шузы, джакеток.
Общественное порицание
В СССР стиляга – это асоциальный элемент, его инаковость рассматривалась как угроза общественному строю и морали советского человека. В конце 40-х годов в стране началась борьба с космополитизмом, и эта субкультура стала отличной мишенью для выступлений комсомольско-партийных активистов. Существовали дружины, которые отлавливали стиляг, срезали им коки, рвали одежду.
В прессе стиляги 50-х годов стали любимым объектом для насмешек и порицания. Появилось немало карикатур и фельетонов, высмеивающих это движение. Для широких масс эти молодые люди представлялись как пустые копии западных образцов, им было отказано в патриотизме, вкусе, морали. Огромное количество стиляг по всей стране исключались из общественных организаций, увольнялись с работы. Все это приводило к тому, что изначально аполитичные стиляги начинали ненавидеть советскую власть и их протест начал приобретать политический подтекст.
Стиляги разных лет
Внутри этой субкультуры можно увидеть формальную идеологическую эволюцию. Стиляги, субкультура которых возникла в конце 40-х годов в СССР, сначала были группой людей, увлекающихся кино и музыкой США. Но в 50-х годах происходит кристаллизация стиля и оформление начального протестного движения. К концу 50-х многие представители этой субкультуры уже негативно относились к советской власти и втайне мечтали покинуть СССР.
Позже стиляги 60-х годов теряют свою острую противопоставленность общественным настроениям. Начавшаяся оттепель привела к широкой критике советского строя периода Сталина, и поэтому самовыражение стиляг уже не было таким ярким. Прекращаются преследования молодых людей, и постепенно направление сходит на нет, его заменяют новые молодежные субкультуры.
Значение субкультуры стиляг
Это общественное движение оставило большой след в советском обществе. Многие стиляги, годы потратившие на изучение американского искусства, костюма, языка, в последующие годы вошли в состав творческой интеллигенции страны. Социологи отмечают, что эта субкультура была первым значительным общественным движением, которое стало началом формирования многочисленных молодежных неформальных объединений: хиппи, панки, рокеры – все они так или иначе выросли из традиций стиляг. Кроме того, это движение сподвигло российских модельеров задуматься о создании молодежного стиля, о поиске новых форм, которые помогли бы преодолеть одинаковую серость советских людей.