Неэкспериментальные эмпирические методы психологии: Неэкспериментальные психологические методы – Экспериментальные и неэкспериментальные методы в психологии

Содержание

Неэкспериментальные психологические методы

Наблюдение. Когда мы говорим, что цель научной психологии – объяснение, предсказание и управление поведением, то мы не должны забывать, что ни объяснение, ни предсказание, ни управление невозможно без точного описания этого поведения. Главная цель исследований-наблюдений состоит в получении описательной информации.

Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта. В психологии наблюдение применяет­ся прежде всего в тех областях, где особое значение имеет фиксация особенностей естественного поведения человека в привычных для него условиях, где вмешательство экспериментато­ра нарушает процесс взаимодействия человека со средой.

С наблюдением тесно связан идиографический подход (метод) к исследованию реальности. Идиографический подход широко применяется в гуманитарных дисциплинах, в науках о культуре. Там, где изу­чаются уникальные объекты, он – единственно возможный. Пример его использования в психологии – «Ма­ленькая книжка о большой памяти» А. Р. Лурия.

Идиографическому подходу противостоит номотетический (естественнонаучный) подход – исследование, выявляющее общие законы развития, существова­ния и взаимодействия объектов. Идиографический подход реа­лизуется на основе только наблюдения, в то время как номотетический подход с наблюдения лишь начинается.

В ряде наук наблюдение – единственный эмпирический метод. Классической наблюдательной наукой является астрономия. Все ее достижения связаны с совершенствованием техники наблю­дения. Не меньшее значение наблюдение имеет в поведенческих науках. Основные результаты в этологии(науке о поведении живот­ных) получены с помощью наблюдения за активностью животных в естественных условиях.

Главными особенностями

метода наблюдения являются:

  1. Непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;

  2. Пристрастность наблюдателя;

  3. Сложность (порой – невозможность) повторного наблюдения.

Из этих особенностей вытекают проблемы метода. В качестве первой назовем проблему сохранения внешней валидности: условие внешней валидности наблюдения – это ненарушение естественности поведения объекта наблюдения.

С первой тесно связана вторая проблема метода – проблема наблюдателя, поскольку пове­дение человека или группы людей изменяется, если они знают, что за ними наблюдают со стороны. Поэтому важнейшую роль для реализации метода играет личность психолога – его профессионально важные качества.

Третья проблема – проблема регистрации

результатов наблюдения. Речь идет о необходимости кате­горизировать поведенческие акты и параметры поведения, и умении точно устанавливать отличие по по­веденческому акту одной категории от другой (например, в явлении агрессии можно выделить отдельные ее проявления – физическое воздействие, брань, ирония, юмор и т.п., договориться о соответствующих им поведенческих проявлениях, научиться их фиксировать).

Четвертая проблема заключается в невозможности избежать субъективной оценки при категоризации, а также на этапе вторичной кодировки и интерпретации ре­зультатов (для повышения ОВ требуется участие экспертов).

Из определения и анализа проблем метода наблюдения следует, что он основывается на двух предположениях (постулатах): непосредственности и пассивности.

Суть постулата непосредственности

заключается в следующем: предполагается, что внешние события адекватно представлены наблюдателю в виде психологической реальности, то есть субъективных образов разной модальности (зрительной, слуховой, тактильной и проч.) – такими, какие они есть «на самом деле», а, значит, наблюдателю не нужно принимать решение о том, что представляет собой наблюдаемый факт – знание содержится в самом факте. Другими словами, постулат непосредственности означает, что психологические знания даны человеку непосредственно, а потому метод наблюдения является наиболее прямым путем получения эмпирических доводов.

Суть постулата пассивности заключается в следующем: предполагается, что наблюдаемая реальность – объективная или субъективная – не изменяется исследователем. При внешнем психологическом наблюдении, когда наблюдатель и наблюдаемый не один и тот же человек, пассивность позиции означает принцип невмешательства в «естественные» формы проявления изучаемой психологической реальности.

У метода наблюдения есть недостатки, которые в принципе нельзя исключить. А. А. Ершов в специальном исследовании установил следующие типичные ошибки, которые, как правило, совершает наблюдатель:

1. Гало-эффект. Обобщенное впечатление наблюдателя, ведущее к грубому восприятию поведения, игнорированию тонких различий.

2. Эффект снисхождения. Тенденция всегда давать положитель­ную оценку происходящему.

3. Ошибка центральной тенденции. Наблюдатель стремится давать усредненную оценку наблюдаемому поведению.

4. Ошибка корреляции. Оценка одного признака поведения дается на основании другого наблюдаемого признака (интеллект оценива­ется по беглости речи).

5. Ошибка контраста. Склонность наблюдателя выделять у на­блюдаемых черты, противоположные собственным.

6. Ошибка первого впечатления. Первое впечатление об индивиде определяет восприятие и оценку его дальнейшего поведения.

Измерение. Это один из общенаучных методов, специфику которого применительно к психологии мы сейчас рассмотрим.

Из матстатистики мы помним, что измерение – это операция, с по­мощью которой вещам приписываются числа (устанавливается взаимно однозначное соответствие между множеством вещей и множеством чисел по определенным правилам – шкалирование). Но это – математическая точка зрения. Нам же сейчас важнее методическая точка зрения (как производится психологическое измерение), в соответствии с которой измерение – это регистрация состояния объекта с помощью состояний другого объекта (прибора).

При этом исследователь стремится ре­гистрировать его характеристики такими, какими они являются «объ­ективно», то есть независимо от исследователя и методики измерения, то есть не модифицируя объект, не воздействуя на него. Зато объект воздействует на прибор, и результат этого воздействия – показания прибораинтерпретируются исследователем. В идеале операция интерпретации должна точно описывать влияние характеристик объ­екта на показания прибора.

Итак, измерение – это эмпирический метод выявления характеристик объекта путем организации взаи­модействия объекта с измерительным прибором, изменения состо­яний которого зависят от изменения состояния объекта.

Заметим, что прибором может быть не тольковнешний по отношению к исследователю пред­мет(эстезиометр, тахистоскоп, психометрический тест и пр. –

инструментальноеизмерение), но исам ис­следователь, поскольку «человек есть мера всех вещей» Фут, локоть и пр. – это меры длины. Оценивая непосредственно особенности поведения другого, исследователь превращается вэксперта. Такой вид измерения сходен с наблюде­нием.

Особенности метода измерения в психологии.

В психологии различают две основные процедуры психологичес­кого измерения.

  1. Психолог сам измеряет особенности поведения людей, чтобы отнести их к определенному типу личности или определить выраженность какого-либо психического свойства или состояния.

  2. Измерение делается задачей испытуемого, который измеряет (классифицирует, ранжирует, оценивает и т.п.) других людей, предметы, а также собственные состояния.

Часто проводится совместное измерение стимулов и людей, например, при тестировании знаний.

Следует иметь в виду, что процедура 1 и процедура 2 – это два совершенно различных процесса. В строгом смысле слова психологическим измерением можно назвать лишь измерение поведения испытуемых (т.е. измерение в первом значении этого понятия), поскольку это – задача психолога. Во втором случае, испытуемый играет роль измерительного прибора. Психолог же на основании этой деятельности испытуемого «измеряет» особенности его субъективной реаль­ности. В этом случае измерение используется только как методический приемнарядусдругимиметодами психологическою исследования. Тем не менее резуль­таты такого рода «измерений» интерпретируются и обрабатываются так же, как и результаты измерения поведения испы­туемых, и поскольку это так, в психологии принято употреблять понятие «психологическое измерение» в двух различных смыслах.

Внешне процедура психологического измерения ничем не отли­чается от процедуры психологического эксперимента: слова «измерение» и «экс­перимент» часто используются как синонимы. Однако при проведе­нии психологического эксперимента нас интересуют причинные связи между переменными, а результатом психологического изме­рения является всего лишь отнесение испытуемого либо оцениваемого им объекта к тому или иному классу, точке шкалы или про­странству признаков.

Основой психологических измерении является математическая теория измерений – крупнейший раздел ма­тематической психологии.

Ограничением метода измерения является невозможно выявить

причинно-следственные зависимости. Однако сопоставление результатов измерения различных параметров объекта позволяет выявить связи между ними. Установление связей между различными свойствами объектов называется корреляцион­ным исследованием. Поэтому измерение можно охарактеризовать как метод, промежуточный между наблюдением и экспериментом, как «ин­струментальное наблюдение».

Коммуникативный метод. Специфичной для психологии разновидностью коммуникативного метода исследования является метод беседы. В рамках этого метода различают клиническую беседу как составную часть «клинического метода», и целенаправленный опрос – интервью.

Термин клиническая беседа закрепился за способом исследования целостной личности, при котором входе диалога с испытуемым исследователь стремится полу­чить максимально полную информацию о его индивидуально-личностных особенностях, жизненном пути, содержании его сознания и подсознания и т.д. Клиническая беседа не обязательно проводится с пациентом клиники.

В ходе беседы исследо­ватель выдвигает и проверяет гипотезы об особенностях и причинах поведения личности. Если для проверки гипотез испытуемому даются задания, тесты, то клиническая беседа пре­вращается в клинический эксперимент. Проблемой клинической беседы является фиксация данных.

Интервью. Решающее значение при проведении интервью имеет доверитель­ный контакт без утраты психологической дистанции. Есть масса кон­кретных методических рекомендаций по поводу построения и про­ведения интервью. Все они очень подробно излагаются в соответст­вующей социологической и социально-психологической литературе.

В социальной психологии интервью – это первый вид метода опроса.

Второй вид — заочный опрос, анкеты.

Пионером использования анкеты в психологическом исследовании был Ф.Гальтон. Исследуя влияние наследственности и среды на уро­вень интеллектуальных достижений, он сконструировал анкету и оп­росил с ее помощью 100 крупнейших британских ученых. Позже ан­кеты широко стали использоваться в психологии развития и психо­логии личности, асоциальной психологии.

Есть основания считать анкетирование непсихологическим методом, поскольку информация, получаемая с по­мощью анкеты, является декларативной, а потому нена­дежной и недостоверной даже при полной искренности испытуемого (известно, как на содержание высказываний испытуе­мого влияют неосознаваемая мотивация и установки). Поэтому при проведении психологических и социально-психоло­гических исследований может использоваться как дополнительный метод.

«Архивный метод» – это исследование, проводя которые психолог не изме­ряет и не наблюдает актуальное поведение испытуемого, а анализи­рует «продукты дея­тельности» (дневниковые записи и заметки, архивные материалы, продук­ты трудовой, учебной или творческой деятельности и т.д.) Аналоги: «анализ продуктов дея­тельности» или праксиметрический метод.

По целям и кон­кретным приемам реализации «архивного метода» выделяют его раз­новидности.

Важная разновидность архивного метода – контентанализ – анализ содержания, один из наи­более разработанных и строгих методов анализа документов. Под документом понимается широкая совокупность текстов: текстов в узком смысле – газеты, дневники, письма и т.п., а также фотографии, магнитные и видеозаписи и т.д. – содержащих интересующую исследователя информацию. Иссле­дователь выделяет единицы содержания и квантифицирует (обрабатывает количественно) получен­ные данные.

Стандартными единицами при анализе текста в контент-анализе являются: 1) слово (термин, символ), 2) суждение или законченная мысль, 3) тема, 4) персонаж, 5) автор и 6) целостное сообщение. Каж­дая единица рассматривается в контексте более общей структуры.

Простейшим способом обработки данных контент-анализа является регистрация частоты появления тех или иных единиц в тексте для вычисления «удельные веса» тех или иных единиц. Кроме того применяется построение матриц совмест­ных появлений единиц контент-анализа в текстах. Сравнение эмпирической частоты совместного появления двух единиц с теоретической (условной) ве­роятностью их встречи дает информацию о неслучайности или слу­чайности их появления в текстах.

Контент-анализ особенно часто исполь­зуется в политической психологии, психологии рекламы и комму­никации, а также при анализе результатов примене­ния проективных тестов, материалов беседы и т.д.

Достоинство этого метода: нет эффекта воздействия исследователя на поведение испытуемых; дан­ные проверены на надежность.

Недостаток – гро­моздкость процедуры, однако применение ЭВМ дало контент-анализу «второе дыхание».

Другая разновидность архивного метода, анализ продуктов деятельности, предоставляет важный материал для клинических психологов: при определенных заболеваниях (ши­зофрении, маниакально-депрессивном психозе и т.д.) резко изме­няется характер продуктивности, что проявляется в особенностях текстов, рисунков, поделок больных.

Образец нейропсихологического анализа продуктов деятельнос­ти больного представлен в книге А. Р. Лурии «Потерянный и возвращенный мир». Все изложение построено на основе изучения и ин­терпретации дневниковых записей и рисунков человека, перенесшего ранение в одну из третичных зон коры левого полушария головного мозга.

Промежуточным по свое­му статусу между психологическим измерением (тестированием) и анализом продуктов деятельности является проективный метод. Процедура применения любой проективной методики такая же, как и любого другого психологи­ческого теста (инструкция, управление действия­ми испытуемого со стороны экспериментатора и т.д.). Но, в отличие от традиционного тестирования, акцент переносится на процедуру анализа и интерпретации продук­тов деятельности испытуемых.

На этом мы закончим рассмотрение неэкспериментальных эмпирических методов психологического исследования. Далее речь пойдет о психологическом эксперименте. Но прежде чем приступить к его обсуждению, скажем несколько слов о том, что понимается под экспериментом в науке в целом.

Начнем с общенаучного определения. Экспериментом называется проведение исследований в специально созданных, управляемых условиях в целях проверки эксперименталь­ной гипотезы о причинно-следственной связи.

Из этого определения следует, что: эксперимент проводится для установления причинно-следственных связей между явле­ниями, исследователь ста­рается изменить внешние условия так, чтобы повлиять на изучае­мый объект, внешнее воздействие на объект считается при­чиной, а изменение состояния (поведения) объекта следствием.

Эксперимент является активным методом изучения реальнос­ти: исследователь не только задает вопросы природе, но и «вынуж­дает» ее на них отвечать. Наблюдение и измерение позволяют отве­тить на вопросы: «Как? Когда? Каким образом?», а эксперимент отвечает на вопрос «Почему?».

Эксперимент характеризуется тем, что процедуры наблюдения и измерения входят в процесс эксперимента. Кроме того, исследователь воздействует пла­ново и целенаправленно на объект, чтобы измерить его состояние. Эта операция называется экспериментальным воздействием.

В научной ли­тературе термин «эксперимент» применяется как к целостному экс­периментальному исследованию — серии экспериментальных проб, проводимых по единому плану, так и к единичной эксперименталь­ной пробе опыту.

Все сказанное об эксперименте как общенаучном явлении в полной мере распространяется на эксперимент психологический, однако последний имеет ряд специфических черт, которые мы рассмотрим далее. А пока резюмируем сказанное об эмпирических методах психологического исследования.

Промежуточный итог. Наблюдение явля­ется непосредственным и «пассивным» методом исследования, из­мерение — пассивный, но опосредованный метод. Эксперимент — активный и опосредованный метод изучения реальности.

В психологии возможен и четвертый вид эмпирического иссле­дования: непосредственный и активный, при котором исследова­тель без приборов регистрации и воздействия взаимодействует с объ­ектом, активно меняя его состояние. Такой метод называется беседой или, шире — коммуникативным методом. Из этого описания следует простейшая классификация эмпирических психологических методов:

Эмпирический метод

Активный

Пассивный

Опосредованный

Эксперимент

Измерение

непосредственный

Коммуникативный

Наблюдение

Экспериментальный метод в психологии

Т. В. КОРНИЛОВА

1. Эксперимент как нормативный метод эмпирической проверки психологических гипотез

Задачи психологического исследования: теоретикоэкспериментальные, прикладные, практические.

Развитие экспериментальной психологии и дифференциация понятий метод и методика исследования. Метод как способ сбора данных. Эксперимент как один из способов познания действительности и как средство «ограничения » теоретизирования, как нормативная логика размышлений и как искусство проверки психологических гипотез.

Эмпирические методы в психологии. Понятие эмпирической проверки научных гипотез. Верификация и фальсификация. Теории, гипотезы и факты в структуре психологических знаний. «Психологическая реальность «, мир теорий и экспериментальные модели.

Исследование и обследование (разница целей и последующих обобщений). Эксперимент в широком и узком смысле слова. Индивидуальное обследование, индивидуальный эксперимент, группа индивидуальных экспериментов. Специфика методического приема «анализ единичного случая «. Обследование групп (работа с выборками), групповое проведение опытов и межгрупповые схемы экспериментов.

Представление об эксперименте как активном методе исследования (в противовес «пассивнонаблюдающим «). Представление об экспериментальном воздействии и типах переменных. Функциональный контроль независимой переменной как условие планирования и проведения психологического эксперимента.

«Активные » методы в другом значении термина (организация психологических воздействий, дискуссия, тренинг, деловые игры).

2. Эксперимент в системе методов психологического исследования

Организация психологического исследования.

Классификации методов психологических исследований (классическая систематика, своевременная систематика).

Метод наблюдения и постулат непосредственности. Виды психологического наблюдения. Контроль субъективных факторов в отчетах наблюдателей. Методики наблюдения в экспериментальных схемах.

Типы эмпирических данных в психологическом исследовании.

Психологические шкалы, измерение переменных и интерпретация количественных данных.

Наблюдение и измерение переменных как условие планирования эксперимента.

Контекст общения экспериментатора с испытуемым: «эффекты ожиданий «, «мотивация экспертизы » и другие аспекты взаимодействия.

Методики измерения переменных. Что и как измеряется: «предметная » направленность методических средств (методики или «техники » выявления особенностей внимания, памяти, мышления, эмоциональномотивационных и личностных свойств). Возможности варьирования переменных и их измерения. Психологическое шкалирование и психодиагностические методики при реализации экспериментального метода.

121

3. Психологические гипотезы и реконструкции психологической реальности при использовании экспериментального метода

Виды психологических гипотез, проверяемых в эксперименте. Описание психологических закономерностей на языке «переменных » и строгость причинноследственных, или каузальных интерпретаций как специфика экспериментального метода исследования.

Операционализация переменных. Проблема соотношения эмпирических обобщений и теоретических интерпретаций при анализе экспериментальных данных. Концептуальные репликации и возможность проверки экспериментальных гипотез разными методическими средствами.

Требования к формулировкам причинноследственных гипотез: их детерминированный характер, включение «гипотетических конструктов «. Популяционные гипотезы. Уровни гипотез: теоретические, исследовательские в смысле «рабочие «, экспериментальные (включая контргипотезу) и статистические.

Гипотезы о связях, о структурнофункциональных зависимостях, диагностические и другие виды психологических гипотез.

Специфика психологических гипотез с точки зрения представлений о ненаблюдаемых базисных процессах и измеряемых переменных.

Зависимость уровня и широты обобщений от вида гипотез и способов их проверки. Три основных условия реализации вывода о каузальной зависимости. Несводимость «психологической причинности » к сложившимся в естественных науках схемам контроля экспериментальных воздействий.

Реконструкции психологической реальности на основании результатов экспериментов. Относительность представлений о том, что является эмпирическим фактом в рамках разных теоретических подходов.

4. Логика установления экспериментальных фактов и контроля за выводом

Отличие демонстрационного эксперимента от «истинного » и «контрольного » эксперимента. Представление об экспериментальном факте как результате принятия решения.

Требования к гипотезе с точки зрения возможностей ее экспериментального опробования. Схема К. Хольцкампа, соотносящая типы гипотез по их эмпирической нагруженности и применимость экспериментального метода для их проверки.

Экспериментирование в широком и узком смысле слова. Эксперимент как нормативный способ размышлений исследователя при проверке каузальных гипотез и как средство проверки психологических гипотез, предполагающее определенные схемы (планы) сбора данных.

Индуктивные методы вывода (законы Милля) при решении о результате действия независимой переменной, или экспериментальном эффекте.

Дедуктивный вывод по силлогизму modus tollens и асимметрия выводов при проверке истинности «универсальных » высказываний, или теоретических обобщений. Роль экспериментальной гипотезы в дедуктивном выводе. Требования, которые необходимо соблюдать для реализации достоверных, или валидных, выводов. Артефактные выводы в результате перехода к оценочным заключениям и апелляций к «факту » и авторитету.

Проверка исследовательских гипотез как правдоподобных объяснений. Конкурирующие теории и так называемая третья конкурирующая гипотеза. Понятие открытости экспериментальной гипотезы для дальнейших проверок. Парадоксы К. Поппера.

5. Основы планирования психологического эксперимента

Мысленный эксперимент и выделение эмпирически проверяемой зависимости. Мысленные образы экспериментов и планирование как контроль угроз валидности. Репрезентативность экспериментальных моделей и переменных.

Планирование содержательное и формальное. Связь выбора плана с теоретическим пониманием проблемы (примеры планов при исследовании мотивации по Х. Хекхаузену). Представление об

122

экспериментальном эффекте применительно к межгрупповым и индивидуальным схемам. Виды валидности.

Планирование и внутренняя валидность эксперимента. Операционализация переменных, конструктная валидность. Решение проблем соответствия и внешняя валидность. Валидность и обобщения, экспериментальный контроль и контроль за выводом. Искусство выдвижения экспериментальных гипотез и искусство «решения проблем «.

Формы экспериментального контроля. Доэкспериментальные и экспериментальные планы. Их составляющие, возможные классификации.

Виды переменных и виды их смешений в эксперименте. Побочные, дополнительные и «мешающие » переменные, их первичный и экспериментальный контроль. Принцип изолированных условий при формальном планировании эксперимента.

Специфика лабораторного эксперимента с точки зрения очищения условий, выделения единичной переменной и возможностей последующих выводов. Комплексные переменные и особенности «искусственного » эксперимента как «улучшающего » реальный мир. Ограничения обобщений на основании результатов эксперимента, «дублирующего » реальный мир.

Схемы контроля сопутствующих смешений. Факторные планы.

План эксперимента и план обработки данных. Связь проблем содержательного, формального планирования и последующих обобщений.

Артефактные выводы в результате плохой валидности эксперимента, неверных статистических решений, неверного заключения о действии экспериментального фактора.

6. Типы психологических экспериментов. Квазиэксперимент в психологии

Типы экспериментов в психологии. Основания типологий. Экспериментирование в школе К. Левина. Квазиэкспериментальные схемы исследований в психологии: отличия в содержании проверяемых гипотез, формах контроля и логике выводов. Квазиэкспериментальный метод с точки зрения ограничений в формах экспериментального контроля. Отличие межгрупповых экспериментов и квазиэкспериментов по принципам подбора в группы и способам задания экспериментального и контрольного условий. Базисные побочные переменные и контроль post factum.

«Естественный » и «социальный » эксперименты. Педагогический и психологопедагогические эксперименты (и квазиэксперименты).

Генетический метод и метод срезов. Специфика экспериментирования в рамках культурноисторической концепции: стимулысредства и проблема активности субъекта.

Эксперименты с формами организации воздействий, не интерпретируемыми в качестве независимых переменных. Формирующий эксперимент, экспериментальные исследования в возрастной психологии и социальной психологии. Эксперимент при реализации лонгитюдного исследования. Кросскультурные исследования. Квазиэксперимент в психогенетике.

7. Корреляционный подход в психологических исследованиях

Взаимосвязи типа управляемой переменной, строгости следования экспериментальному методу и допустимых границ между тремя исследовательскими подходами: экспериментальным (в узком смысле), квазиэкспериментальным и корреляционным.

Корреляционный подход как метод «пассивнонаблюдающего » исследования и как способ сокращения размерности данных. Корреляционное исследование как предваряющее эксперимент и ковариации как условие вывода о действии независимой переменной.

Отличия статистических решений при использовании мер связей и мер различий. Коэффициенты ковариации и корреляции.

Корреляция, детерминация и эффект воздействия.

Формы контроля в корреляционных исследованиях. Моделирование

123

причинноследственных отношений между переменными. Схемы, разрабатываемые с целью приближения к каузальным выводам из корреляционного исследования (путевой анализ, перекрестноотсроченные корреляции и др.).

8. Проблемы компьютеризации проведения психологических экспериментов

Компьютеризация методик как «техник » и форм контроля. Возможности использования компьютера на разных этапах исследования. Компьютер в обучении психологическому экспериментированию. Специальные проблемы «психологии компьютеризации » и практика использования компьютеров как средства деятельности психологаэкспериментатора.

Основная литература

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Издво МГУ, 1982.

Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М.: Издво МГУ, 1997.

Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. C. 34240.

Методы исследования в психологии: квазиэксперимент: Учебное пособие / Под ред. Т. В. Корниловой. М.: Форум; ИнфраМ, 1998.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1986. С. 2855.

Дополнительная литература

Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976.

Зинченко В. П., Мамардашвили М. К. Об объективном методе в психологии // Вопр. философ. 1977. № 7. С. 109125.

Зинченко В. П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. М.: Издво МГУ. 1983.

Корнилова Т. В. Психологические методы в практике высшей школы. М.: Издво МГУ, 1993.

Корнилова Т. В., Шуранова О. И. Корреляционные исследования: пути приближения к причинному анализу // Вестн. МГУ. Сер. 14. Психология. 1987. № 4. C. 5869.

Налимов В. В. Логика принятия гипотез в развитии научного познания // Наука в социальных, гносеологических и ценностных аспектах. М.: Наука, 1980. С. 159176.

Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1984.

Пэнто Р., Гравитц М. Методы социальных наук. М.: Прогресс, 1982.

Решлен М. Измерение в психологии// Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. Вып. III. М.: Прогресс, 1966. С. 197236.

Теплов Б. М. Об объективном методе в психологии // Теплов Б. М. Избр. тр.: В 2 т. М.: Педагогика, 1985. Т. 2. С. 281309, 310317.

Экспериментальная психология / Под ред. П. Фресс, Ж. Пиаже. Вып. 12. М.: Прогресс, 1966. С. 13156.

Ярошевский М. Г. Категориальный аппарат психологии // Сеченов и мировая психологическая мысль. М., 1981. С. 139152.

Bell Ph., Staines Ph. Reasoning and argument in psychology. L; Boston; Henly: Routledge and Kegan Paul, 1981.

ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО КУРСУ «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МЕТОД В ПСИХОЛОГИИ «

Семинар 1

1. Цели психологических экспериментов; эксперименты с научными и с прикладными целями.

2. Использование сложившихся нормативов научного мышления и критерии «научности » в психологии; их изменчивость (в разные периоды и в зависимости от теоретической позиции исследователя).

3. Эксперимент как один из ряда других методов опробования теории опытными данными.

4. Эксперимент как вид практической деятельности и как система нормативных умозаключений при проверке гипотез, подразумевающих причинноследственный характер связей между переменными.

5. Операционализация переменных как условие реализации экспериментального метода. Проблема репрезентативности «психологических » переменных и опытных данных.

6. Так называемые экспериментальные методики, методики или «техники » наблюдения, психодиагностические средства, процедуры психологического шкалирования как способы выделения переменных.

Основная литература

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Издво МГУ, 1982. С. 1634, 4546.

124

Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М.: Издво МГУ, 1997. С. 721, 3138, 4250.

Теплов Б. М. Об объективном методе в психологии // Избр. тр.: В 2 т. М.: Педагогика, 1985. Т. 2. С. 281302.

Дополнительная литература

Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. III. М.: Прогресс, 1966. С. 106115.

Семинар 2

1. Гипотезы в структуре психологического знания. Уровни психологических гипотез (отличие экспериментальной и контргипотез).

2. Гипотезы, «загруженные » и «не загруженные » теорией; гипотезы эмпирические и теоретические. Схема К. Хольцкампа.

2. Индуктивные и дедуктивные гипотезы; признаки правильной гипотезы (по

П. Фрессу). Объяснительные гипотезы и каузальные.

4. Измерение переменных и психологические шкалы.

5. Виды переменных при проверке экспериментальной гипотезы:

независимая переменная (НП), зависимая переменная (ЗП), побочные переменные (ПП), дополнительные переменные (ДП).

7. Основные отличия методов экспериментирования и наблюдения при проверке научных гипотез.

Основная литература

Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М.: Издво МГУ, 1997. С. 3035, 5167, 80101, 108122.

Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. Вып. III. М.: Прогресс, 1966. С. 116120, 161169, 171172, 178185, 189193.

Семинар 3

1. Результат действия НП. Контроль переменных как условие вывода об экспериментальном эффекте.

2. Отношение между НП и ЗП и гипотетические конструкты как интерпретационные компоненты психологических гипотез.

3. Условия реализации причинного вывода. Проблема специфики психологической причинности.

4. Обобщение как цель любого эксперимента. Виды обобщений (для экспериментов с научными и практическими целями).

5. Асимметрия вывода при оценке истинности обобщенных высказываний на основе эмпирических данных.

6. Экспериментальный контроль и контроль за выводом.

7. Мысленные эксперименты.

Основная литература

Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М.: Издво МГУ, 1997. С. 8095, 123127, 174178, 183188.

Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М.: Форум, 1998. С. 2753.

Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. М.: Педагогика, 1986. Т. 1. С. 4055.

Семинар 4

1. Мысленные образцы экспериментов (по Р. Готтсданкеру): безупречный эксперимент, идеальный и бесконечный эксперименты, эксперимент полного соответствия. Оценка реальных экспериментов на основе их сравнения с мысленными образцами.

2. Условия планирования экспериментов. Основные значения термина «планирование «.

3. Планирование содержательное и формальное. Установление минимального эффекта и принятие решения о неотвержении экспериментальной гипотезы.

4. Виды реальных экспериментов; подходы к их классификациям.

5. Метод «анализ индивидуального случая » и интраиндивидуальные схемы. Групповое проведение опытов и межгрупповые схемы.

6. Гипотезы экспериментальные и статистические. Отличия контргипотезы и так называемой третьей конкурирующей гипотезы. Источники возникновения третьих конкурирующих гипотез.

Основная литература

Готтсданкер Р. Основы планирования эксперимента. М.: Издво МГУ, 1982. С. 4988, 142182, 234259, 363365.

Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М.: Издво МГУ, 1997. С. 2729, 128153 174178.

125

Дополнительная литература

Кэмпбелл Дж. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. С. 103106, 21116, 234235.

Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М.: Форум, 1998. С. 138171.

Семинар 5

1. Функциональный контроль НП и внутренняя валидность экспериментов.

2. Понятие единичной переменной и чистого эксперимента.

3. Контроль смешений в психологическом эксперименте. Контроль несистематической изменчивости, систематического и сопутствующего смешений.

4. Экспериментальный контроль и внешняя валидность.

5. Представления о конструктной и операциональной валидности.

6. «Количественные » уровни НП. Многоуровневый и факторный эксперименты.

7. Репрезентативность эксперимента и вида эмпирически установленной зависимости. Репрезентативность «среднегрупповых » данных при использовании кроссиндивидуальных схем.

Основная литература

Готтсданкер Р. Основы планирования эксперимента. М.: Издво МГУ, 1982. С. 5487, 218231, 267309, 322362.

Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М.: Издво МГУ, 1997. С. 154173.

Семинар 6

1. Специфика психологических экспериментов (в отличие от естественнонаучных и поведенческих). Психологическое понимание причинности (с точки зрения отличий психологических школ).

2. Взаимосвязи теоретической интерпретации и схемы исследования. Ограничения экспериментального метода: активность личности, субъекта познания и деятельности.

3. Представления о «стимулахсредствах » в концепции Л. С. Выготского и в экспериментальных приложениях методики «двойной стимуляции » (исследования Ж. Шиф, А. Н. Леонтьева и других). Психотехнический контекст использования стимуловсредств.

4. Психологические реконструкции исследуемых базисных процессов и нетождественность проблем «управления переменными » и «психологического управления «. Различия между управляемыми НП и процессами, опосредcтвующими тот или иной экспериментальный эффект.

5. Социальный и социальнопсихологический эксперименты.

6. Представления об экспериментировании в школе К. Левина.

Основная литература

Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2. С. 118121, 130132, 185188, 219220, 255262.

Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М.: Издво МГУ, 1997. С. 179182.

Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М.: Форум, 1998. С. 5475.

Дополнительная литература

Пузырей А. А. Культурноисторическая теория Л. С. Выготского и современная психология. М.: Издво МГУ, 1986. С. 7887, 9093, 9799.

Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М.: Прогресс, 1966. Вып. 12. С. 241243, 263, 278279, 282286, 305306.

Семинар 7

1. Схемы исследований, относимых к экспериментальным, но отличающихся от истинных экспериментов по типу проверяемых гипотез, формам контроля, а также логике выводов.

2. Квазиэксперимент как эксперимент с ограниченными формами контроля и как пример «пассивнонаблюдающего » исследования.

3. Так называемые «экспериментальные методики » при достижении целей психодиагностики и в экспериментальных схемах.

4. Психологопедагогический и формирующий эксперименты.

5. Лонгитюдный метод.

6. Квазиэксперименты в психогенетике.

7. Кросскультурные исследования как квазиэкспериментальные.

Основная литература

Методы исследования в психологии: квазиэксперимент. М.: Форум, 1998. С. 1026, 76137, 194224, 236241.

126

Кэмпбелл Дж. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.: Прогресс, 1980. С. 116-122.

Семинар 8

1. Корреляционный подход как метод исследования и как способ статистической оценки гипотез о связях.

2. Ненаправленные гипотезы в корреляционном исследовании (КИ). Виды переменных (наблюдаемые и ненаблюдаемые — латентные, «входные » и «выходные «) и виды связей в КИ (истинные и ложные корреляции, автокорреляции и синхронные корреляции, перекрестноотсроченные корреляции).

3. Меры связей и меры различий в КИ и в экспериментальном исследовании. Понятия ковариации и коэффициента корреляции.

4. Зависимость выбора коэффициента корреляции от вида психологических шкал (шкалы наименований, порядка, интервалов, отношений). Параметрические и непараметрические коэффициенты корреляции.

5. Статистические методы контроля в КИ. Подбор групп в корреляционных

и квазиэкспериментальных схемах. Планы КИ.

6. Оценка валидности КИ (внутренняя валидность, внешняя и прогностическая).

Основная литература

Корнилова Т. В. Введение в психологический эксперимент. М.: Издво МГУ, 1997. С. 198-229.

Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: Издво МГУ, 1982. С. 378-420.

Дополнительная литература

Гласс Дж., Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М.: Прогресс, 1976. С. 286-287, 142-166.

Экспериментальная психология — Википедия

Эксперимента́льная психоло́гия — общее обозначение всех видов научно-психологических исследований, осуществляемых посредством различных экспериментальных методов.

Экспериментальная психология представляет собой не какой-то особый вид психологии, а общий методологический подход, охватывающий самые различные области психологической науки.

Экспериментальная методика в психологии сводится по преимуществу к лабораторным (реже — к естественным) исследованиям, в ходе которых осуществляется предварительное планирование и последующая организация максимально корректных (валидных) в научно-методологическом отношении экспериментов, имеющих то или иное отношение к самым различным областям психологической науки, включая почти все направления прикладной психологии.

В частности, очень большое значение для успешного развития экспериментальной психологии имеет разработка эффективных экспериментальных методов изучения различных проблем и вопросов, связанных с психофизиологией ощущений, восприятия, развития, внимания, сознания, обучения, памяти, мышления, языка.

В последнее время экспериментальные подходы стали активно применяться в социальной психологии, а также при исследовании психологических мотиваций и эмоций.

Методология экспериментальной психологии основывается на следующих принципах:

  1. Общенаучные методологические принципы:
    1. Принцип детерминизма. Экспериментальная психология исходит из того, что поведение человека и психические явления являются следствием каких-либо причин, то есть принципиально объяснимы.
    2. Принцип объективности. Экспериментальная психология считает, что объект познания независим от познающего субъекта; объект принципиально познаваем через действие.
    3. Принцип фальсифицируемости — предложенное К. Поппером требование наличия методологической возможности опровержения теории, претендующей на научность, путём постановки того или иного принципиально возможного реального эксперимента.
  2. Специфичные для психологии принципы
    1. Принцип единства физиологического и психического. Нервная система обеспечивает возникновение и протекание психических процессов, однако сведение психических явлений к физиологическим процессам невозможно.
    2. Принцип единства сознания и деятельности. Сознание деятельно, а деятельность сознательна. Экспериментальный психолог изучает поведение, которое образуется при тесном взаимодействии личности с ситуацией. Выражается следующей функцией: R=f(P,S), где R — поведение, P — личность, а S — ситуация.
    3. Принцип развития. Также известен, как принцип историзма и генетический принцип. Согласно данному принципу психика субъекта — результат продолжительного развития в филогенезе и онтогенезе.
    4. Системно-структурный принцип. Любые психические явления должны рассматриваться как целостные процессы. (Воздействие производится всегда на психику в целом, а не на какую-то изолированную её часть.)
  • XVI век — первые сведения о психологических экспериментах.
  • XVIII век — начало систематической постановки психологических экспериментов с научной целью (большей частью, опыты с элементарными зрительными ощущениями).
  • 1860 — публикация книги Г. Т. Фехнера «Элементы психофизики», основавшей психофизику и считающейся первой работой по экспериментальной психологии.
  • 1874 — публикация книги В. Вундта «Физиологическая психология».
  • 1879 — основание психологической лаборатории Вундта, в которой была создана первая научная психологическая школа.
  • 1885 — публикация работы Г. Эббингауза «О памяти», в которой автор приходит к пониманию задачи экспериментальной психологии в качестве установления функциональной связи между определёнными явлениями и определёнными факторами посредством решения каких-либо задач.

В основе приведённой здесь классификации — классификация Б. Г. Ананьева, который объединил в ней все этапы психологического исследования, начиная от организационного и заканчивая интерпретационным. [Классификация Ананьева дана здесь с некоторыми изменениями.]

  1. Организационная группа:
  2. Группа эмпирических способов добывания данных (зависит от выбранного организационного метода):
  3. Все методы и приёмы обработки эмпирических данных:
  4. Интерпретационные методы

Критика экспериментальной психологии[править | править код]

С самого создания экспериментальной психологии ведутся дискуссии о применимости такого метода исследования, как эксперимент, в психологии. Существует две полярные точки зрения:

  1. в психологии применение эксперимента принципиально невозможно и недопустимо;
  2. психология как наука без эксперимента несостоятельна.

Первая точка зрения — о невозможности применения эксперимента — опирается на следующие положения:

  • Предмет исследования в психологии слишком сложен.
  • Предмет исследования в психологии слишком непостоянен, что приводит к невозможности соблюдать принцип верификации.
  • В психологическом эксперименте неминуемо субъект—субъектное взаимодействие (испытуемый—экспериментатор), что нарушает научную чистоту результатов.
  • Индивидуальная психика абсолютно уникальна, что лишает смысла психологическое измерение и эксперимент (невозможно обобщить полученные данные на всех индивидов).
  • Психика обладает внутренним свойством спонтанности, что затрудняет её предсказуемость.
  • И др.

Противниками экспериментальных методов выступают многие приверженцы герменевтического подхода в психологии, основанного на методе понимания В. Дильтея.

Сторонники второй точки зрения, обосновывающей целесообразность введения эксперимента в науку, утверждают, что эксперимент позволяет обнаружить принцип, лежащий в основе какого-либо явления. Эксперимент рассматривается как попытка лабораторного воссоздания упрощённой реальности, в которой её важные характеристики можно моделировать и контролировать. Цель эксперимента — оценить теоретические принципы, лежащие в основе психологического явления.

Существует также точка зрения, которую можно воспринимать, как компромисс между двумя выше упомянутыми, — идея об уровнях психической организации[1]. Согласно ей, есть шесть уровней психической регуляции (0 — физиологический уровень, 1 — психофизиологический уровень, 2 — уровень сенсорно-перцептивных процессов, 3 — интегративный уровень психики, 4 — уровень личности, 5 — уровень индивидуальности). Мощность естественно-научного метода имеет самое высокое значение при рассмотрении физиологических процессов и постепенно падает, стремясь к нулю на уровне индивидуальности. Соответственно, мощность герменевтического метода повышается, от нулевого значения на физиологическом уровне, до своего максимального значения на уровне индивидуальности. На диаграмме это отображается следующим образом:

Diagramma.jpg

Четыре общие взаимосвязанные задачи, стоящие перед научным исследованием: описать поведение, спрогнозировать поведение, объяснить поведение, управлять поведением.

Описание поведения[править | править код]

Выявление регулярных последовательностей событий, включая стимулы или внешние факторы и ответные реакции или поведение. Составление ясных и точных описаний — первый шаг в любых научных изысканиях, без которого невозможно предсказание и объяснение поведения.

Прогнозирование поведения[править | править код]

Обнаружение законов поведения (наличия постоянных и предсказуемых взаимосвязей между переменными) должно привести к осуществлению прогнозирования с той или иной степенью вероятности.

Объяснение поведения[править | править код]

Нахождение причин возникновения рассматриваемого поведения. Процесс установления причинно-следственных связей сложен и включает многие аспекты.

Управление поведением[править | править код]

Применение на практике законов поведения, открытых в ходе психологических исследований.

Этические проблемы психологических исследований[править | править код]

При работе с испытуемым необходимо соблюдать этику психологических исследований. В большинстве случаев нужно:

  • Получить согласие потенциального испытуемого, объяснив ему цель и задачи исследования, его роль в эксперименте в той мере, чтобы он был в состоянии принять ответственное решение о своём участии.
  • Защитить испытуемого от вреда и дискомфорта.
  • Позаботиться о конфиденциальности информации об испытуемых.
  • Полностью объяснить смысл и результаты исследования после окончания работы.

При работе с животными:

  • Нельзя наносить животному вред и причинять страдания, если это не вызвано задачами исследования, определёнными утверждённой программой.
  • Необходимо обеспечить достаточно комфортабельные условия содержания.
  1. ↑ Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования. — М.: ИП РАН, 1993. — С.88-95.
  • Дружинин В. Н. Экспериментальная психология: учебник для вузов.— 2-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — ISBN 5-8046-0176-8
  • Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология : учебник. — М. : Проспект, 2005. — С. 30. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN 5-98032-770-3.
  • Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. — ISBN 5-94723-290-1.
  • Корнилова Т. В. Экспериментальная психология. Теория и методы. — М.: Аспект-Пресс, 2005. — ISBN 5-7567-0373-X.
  • Мартин Д. Психологические эксперименты. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. ISBN 5-93878-136-1.
  • Серебреников В. С. Экспериментальная психология // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Солсо Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.

Экспериментальный метод исследования в психологии

Понятие и специфика экспериментального метода исследования в психологии

Определение 1

Экспериментальный метод исследования в психологии – это способ проведения исследования, при котором экспериментатор активно вмешивается в деятельность и функционирование объекта, подверженного испытанию, чтобы создать ситуацию и условия, при которых происходит выявление психологического фактора.

В процессе экспериментального исследования происходит целенаправленное изменение разнообразных факторов с целью закрепить их в исследуемом объекте или процессе.

Посредством эксперимента ученым удается определить и исследовать причинно-следственные связи того или иного психического процесса, объекта, явления. При этом, экспериментальная деятельность выполняет важное научное значение, поскольку, эксперимент может быть проведен многократно. Можно проводить одно и то же исследование несколько раз, сохраняя исходные условия, либо, меняя их, дабы выявить ошибки, недочеты, найти оптимальное решение, поставленной проблемы или разрешения психологической задачи.

Рисунок 1. Свойства эксперимента. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Специфика экспериментальных методов исследования состоит в следующем:

  1. Данные методы исследования базируются на организации особых условий пребывания объекта исследования и реализации его деятельности, которые оказывают решающее воздействие на изучаемые психологические параметры объектов изучения;
  2. В процессе прохождения эксперимента, первоначальные условия пребывания объекта преобразуются в различных направлениях.

Замечание 1

Эксперимент позволяет исследователю занять активную позицию, наблюдать и при необходимости возобновлять это наблюдение в любое время и в любом удобном для этой деятельности месте.

Экспериментальное исследование проводится при тщательном контроле и четко установленных условиях организации.

Стоит отметить, что экспериментальное исследование отличается достаточно высокой стоимостью, а условия его проведения не всегда в точной степени отражают реальность, настоящие показатели исследуемого объекта или процесса.

И все же, экспериментальное исследование обеспечивает научное обоснование психологическому исследованию. Научность психологического исследования подтверждается следующими факторами:

  1. Аналитический подход в исследовании с применением разнообразных переменных.
  2. Сравнительный подход в исследовании. Результаты эксперимента рассматриваются в качестве итогов функционирования причинных параметров, находящихся под контролем экспериментатора.
  3. Проведение проверки, сделанных в процессе исследования выводов о том, каким образом, исследуемый показатель воздействует на психику и ее процессы.
  4. Проведение оценки реальности психологической гипотезы, ее принятие или отвержение.

Применение экспериментов в психологической области предполагает обязательное вмешательство экспериментатора в развитие личности. Оно может носить разнообразный характер: быть как вредным, так и нести пользу. В этой связи важно обращать внимание на верное истолкование и интерпретацию данных, полученных в ходе экспериментального исследования.

Виды экспериментальных исследований в психологии

Все психологические исследования делятся на несколько групп:

  • Теоретические исследования.
  • Эмпирические исследования.
  • Прикладные исследования.

Теоретические исследования могут быть включены и, по сути, включаются в любую исследовательскую деятельность, поскольку они ориентированы на сбор информационных данных об объекте исследования и разработку его теоретической базы.

Эмпирические исследования основаны на восприятии окружающего мира органами чувств, реальным наблюдением за исследуемыми объектами и процессами, а также создание точно соответствующих исследуемому психическому процессу экспериментальных условий. При этом, исследование сочетает в себе различные методики и приемы.

Прикладные психологические исследования ориентированы на решение определенной группы задач психологической ориентации, разрешение проблем, возникающих в различных сферах жизнедеятельности личности.

Каждое психологическое исследование, независимо от своей групповой принадлежности состоит из разнообразных экспериментальных методов.

Различают их следующие разновидности:

  1. Естественный эксперимент – проведение исследовательской работы в реальных условиях деятельности объекта испытания. Такой эксперимент проводится в разнообразных областях человеческой деятельности, позволяя понять и оценить психологические факторы совершения того или иного поступка, оценить их динамику и структуру;
  2. Лабораторный эксперимент – проведение исследования в нереальных условиях существования объекта, а в максимально к ним приближенных искусственных. Итоги проведенного эксперимента в последствии применяются и оцениваются в реальном мире;
  3. Формирующий эксперимент – проведение исследования на основе сочетания методов обучения, воспитания, тренировки, психологического анализа. Методиками реализации данного эксперимента являются разнообразные тренинги, ролевые и деловы игры, построение ситуационных моделей. Этот метод играет огромное значение в психологии, поскольку позволяет не просто получить какие-то данные, но и создает условия для личностного развития объектов экспериментальной деятельности.

Итоги проведения любого психологического эксперимента требуют проведения математического обоснования. Оно создает положительные условия для адекватной интерпретации фактов. Кроме того, это позволяет определить показатели, которые влияют на объект исследования и его параметры, выявить закономерности развития того или иного процесса, ситуации, объекта, отыскать области ожидаемого эффекта экспериментальной деятельности.

Психологический эксперимент — Википедия

Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний о психологии посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.

Различными авторами понятие «психологический эксперимент» трактуется неоднозначно, зачастую под экспериментом в психологии рассматривается комплекс разных самостоятельных эмпирических методов (собственно эксперимент, наблюдение, опрос, тестирование)[1]. Однако традиционно в экспериментальной психологии эксперимент считается самостоятельным методом.

В рамках психологического консультирования, психологическим экспериментом называют специально созданную ситуацию, предназначенную для более целостного (в различных модальностях) переживания клиентом собственного опыта.

Специфика психологического эксперимента[править | править код]

В психологии экспериментальное исследование обладает своей спецификой, позволяющей рассматривать его отдельно от исследований в других науках. Специфика психологического эксперимента заключается в том, что:

  • Психику как конструкт невозможно непосредственно наблюдать и о её деятельности можно узнать, лишь основываясь на её проявлениях, к примеру, в виде определённого поведения.
  • При изучении психических процессов считается невозможным выделить какой-то один из них, и воздействие всегда происходит на психику в целом (или, с современной точки зрения, на организм как единую неделимую систему).
  • В экспериментах с людьми (а также некоторыми высшими животными, например, приматами) происходит активное взаимодействие между экспериментатором и испытуемым.
  • Данное взаимодействие, в том числе, делает необходимым наличие инструкции испытуемому (что, очевидно, нехарактерно для естественнонаучных экспериментов).

Роберт Вудвортс (R. S. Woodworth), опубликовавший свой классический учебник по экспериментальной психологии («Experimental psychology», 1938), определял эксперимент как упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений. Отличительной особенностью экспериментального метода он считал управление экспериментальным фактором, или, по терминологии Вудвортса, «независимой переменной», и отслеживание его влияния на наблюдаемое следствие, или «зависимую переменную». Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного — независимой переменной[2].

В упрощённом примере независимую переменную можно рассматривать как некий релевантный стимул (St(r)), силу которого варьирует экспериментатор, в то время, как зависимая переменная — реакция (R) испытуемого, его психики (P) на воздействие этого релевантного стимула.

Однако, как правило, именно искомая стабильность всех условий, кроме независимой переменной, в психологическом эксперименте недостижима, так как практически всегда помимо этих двух переменных присутствуют и дополнительные переменные, систематические иррелевантные стимулы (St(1)) и случайные стимулы (St(2)), ведущие соответственно к систематическим и случайным ошибкам. Таким образом окончательное схематическое изображение экспериментального процесса выглядит так:

St(r) — релевантные стимулы, St(1) — иррелевантные стимулы, St(2) — случайные стимулы, R — реакция испытуемого, P — личность испытуемого, его психика

Следовательно, в эксперименте можно выделить три вида переменных:

  1. Независимая переменная
  2. Зависимая переменная
  3. Дополнительные переменные (или внешние переменные)

Итак, экспериментатор пытается установить функциональную зависимость между зависимой и независимой переменной, что выражается в функции R=f(St(r)), попытавшись при этом учесть систематическую ошибку, возникшую вследствие воздействия иррелевантных стимулов (примерами систематической ошибки можно назвать фазы Луны, время суток и др.). Для уменьшения вероятности воздействия случайных ошибок на результат исследователь стремится проводить серию опытов (примером случайной ошибки, может быть, например, усталость или же попавшая в глаз испытуемому соринка).

Основная задача экспериментального исследования[править | править код]

Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие связи R=f(S, P) и, по возможности, вид функции f (бывают различные виды связи — причинно-следственные, функциональные, корреляционные и др.). В данном случае, R — реакция испытуемого, S — ситуация, а P — личность испытуемого, психика, или «внутренние процессы»[3]. То есть, грубо говоря, так как психические процессы невозможно «увидеть», в психологическом эксперименте на основании реакции испытуемых на стимулирование, регулируемое экспериментатором, делается какой-либо вывод о психике, психических процессах или личности испытуемого.

Этапы эксперимента[править | править код]

В каждом эксперименте можно выделить следующие этапы. Первый этап — постановка задачи и цели, а также построение плана эксперимента. План эксперимента должен строиться с учётом накопленных знаний и отражать актуальность проблемы.

Второй этап — собственно процесс активного воздействия на окружающий мир, в результате чего накапливаются объективные научные факты. Получению этих фактов в значительной степени способствует правильно подобранная методика эксперимента. Как правило, метод эксперимента формируется на основе тех трудностей, которые необходимо устранить, чтобы решить задачи, поставленные в эксперименте. Методика, разработанная для одних экспериментов, может оказаться пригодной и для других экспериментов, то есть приобрести универсальное значение. Источник

Валидность в психологическом эксперименте[править | править код]

Как и в естественнонаучных экспериментах, так и в психологических краеугольным камнем считается понятие валидности: если эксперимент валиден, учёные могут обладать некоторой уверенностью в том, что ими было измерено именно то, что они хотели измерить. Предпринимается множество мер для того, чтобы соблюдать все виды валидности[4]. Однако быть абсолютно уверенным в том, что в каком-то, даже самом продуманном, исследовании можно совершенно соблюсти все критерии валидности, невозможно. Полностью безупречный эксперимент недостижим.

В зависимости от условий проведения выделяют[править | править код]

  • Лабораторный эксперимент — условия специально организуются экспериментатором. Основная задача обеспечить высокую внутреннюю валидность. Характерно выделение единичной независимой переменной. Основной способ контроля внешних переменных — элиминация (устранение). Внешняя валидность ниже чем в полевом эксперименте.
  • Полевой, или естественный эксперимент — эксперимент проводится в условиях, которые экспериментатор не контролирует. Основная задача обеспечить высокую внешнюю валидность. Характерно выделение комплексной независимой переменной. Основные способы контроля внешних переменных — рандомизация (уровни внешних переменных в исследовании точно соответствуют уровням этих переменных в жизни то есть за пределами исследования) и константность (сделать уровень переменной одинаковым для всех участников). Внутренняя валидность как правило ниже, чем в лабораторных экспериментах.

В зависимости от результата воздействия выделяют[править | править код]

Констатирующий эксперимент — экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют.

Формирующий эксперимент — экспериментатор изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было или развивает те, которые уже существовали.

Патопсихологический эксперимент — целью эксперимента ставится задача качественной и количественной оценки основных процессов мышления; экспериментатор, как правило, не интересуется непосредственными результатами тестирования, так как в ходе эксперимента проводится исследование способа достижения результата.

В зависимости от уровня осознанности[править | править код]

В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на

  • те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,
  • те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),
  • и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).

Безупречный эксперимент[править | править код]

Ни один эксперимент ни в одной науке не способен выдержать критики сторонников «абсолютной» точности научных выводов. Однако как эталон совершенства Роберт Готтсданкер ввёл в экспериментальную психологию понятие «безупречный эксперимент» — недостижимый идеал эксперимента, полностью удовлетворяющий трём критериям (идеальности, бесконечности, полного соответствия), к приближению к которому должны стремиться исследователи[5].

Безупречный эксперимент — невоплотимая на практике модель эксперимента, используемая психологами-экспериментаторами в качестве эталона. В экспериментальную психологию данный термин ввёл Роберт Готтсданкер, автор известной книги «Основы психологического эксперимента», считавший, что использование подобного образца для сравнения приведёт к более эффективному совершенствованию экспериментальных методик и выявлению возможных ошибок в планировании и проведении психологического эксперимента.

Критерии безупречного эксперимента[править | править код]

Безупречный эксперимент, по Готтсданкеру, должен удовлетворять трём критериям:

  • Идеальный эксперимент (изменяются только независимая и зависимая переменные, отсутствует влияние на неё внешних или дополнительных переменных)
  • Бесконечный эксперимент (эксперимент должен продолжаться бесконечно, так как всегда остаётся возможность проявления ранее неизвестного фактора)
  • Эксперимент полного соответствия (экспериментальная ситуация должна быть полностью тождественна тому, как бы она происходила «в действительности»)

Взаимодействие между экспериментатором и испытуемым[править | править код]

Проблема организации взаимодействия между экспериментатором и испытуемым считается одной из основных, порождённых спецификой психологической науки. В качестве самого распространённого средства непосредственной связи между экспериментатором и испытуемым рассматривают инструкцию.

Инструкция испытуемому[править | править код]

Инструкция испытуемому в психологическом эксперименте даётся для того, чтобы увеличить вероятность, что испытуемый адекватно понял требования экспериментатора, поэтому в ней даётся чёткая информация относительно того, как испытуемый должен себя вести, что его просят делать. Для всех испытуемых в пределах одного эксперимента даётся одинаковый (или равноценный) текст с одинаковыми требованиями. Однако в силу индивидуальности каждого субъекта, в экспериментах перед психологом стоит задача обеспечения адекватного понимания инструкции человеком. Примеры различия между испытуемыми, которые обуславливают целесообразность индивидуального подхода:

  • одним испытуемым достаточно прочитать инструкцию один раз, другим — несколько раз,
  • одни испытуемые нервничают, а другие остаются хладнокровными,
  • и т. д.

Требования к большинству инструкций:

  • Инструкция должна объяснять цель и значение исследования
  • Она должна чётко изложить содержание, ход и детали опыта
  • Она должна быть подробной и в то же время достаточно лаконичной
Проблема выборки[править | править код]

Другая задача, которая стоит перед исследователем, это формирование выборки. Исследователю прежде всего необходимо определить её объём (количество испытуемых) и состав, при этом выборка должна быть репрезентативна, то есть исследователь должен иметь возможность распространить выводы, сделанные по результатам исследования данной выборки, на всю генеральную совокупность, из которой была собрана эта выборка[6]. Для этих целей существуют различные стратегии отбора выборок и формирования групп испытуемых. Очень часто для простых (однофакторных) экспериментов формируются две группы — контрольная и экспериментальная. В некоторых ситуациях бывает достаточно сложно отобрать группу испытуемых, не создав при этом систематической ошибки отбора.

Этапы психологического эксперимента[править | править код]

Общая модель проведения психологического эксперимента соответствует требованиям научного метода. При проведении целостного экспериментального исследования выделяют следующие этапы[7]:

  1. Первичная постановка проблемы
  2. Работа с научной литературой
  3. Уточнение гипотезы и определение переменных
  4. Выбор экспериментального инструмента, позволяющего:
  5. Планирование экспериментального исследования
    • Выделение дополнительных переменных
    • Выбор экспериментального плана
  6. Формирование выборки и распределение испытуемых по группам в соответствии с принятым планом
  7. Проведение эксперимента
    • Подготовка эксперимента
    • Инструктирование и мотивирование испытуемых
    • Собственно экспериментирование
  8. Первичная обработка данных
    • Составление таблиц
    • Преобразование формы информации
    • Проверка данных
  9. Статистическая обработка
    • Выбор методов статистической обработки
    • Преобразование экспериментальной гипотезы в статистическую гипотезу
    • Проведение статистической обработки
  10. Интерпретация результатов и выводы
  11. Фиксация исследования в научном отчёте, статье, монографии, письме в редакцию научного журнала

Преимущества эксперимента как метода исследования[править | править код]

Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических исследованиях[8]:

  • Возможность выбрать момент начала события
  • Повторяемость изучаемого события
  • Изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными
  • Обеспечивается высокая точность результатов
  • Возможны повторные исследования в аналогичных условиях
  1. Метод исключения (если известен определенный признак — дополнительная переменная, то его можно исключить).
  2. Метод выравнивания условий (используется, когда известен тот или иной вмешивающийся признак, но его избежать нельзя).
  3. Метод рандомизации (применяется в случае, если влияющий фактор не известен и избежать его воздействия невозможно). Способ перепроверки гипотезы на разных выборках, в разных местах, на разных категориях людей и т. п.

Сторонники неприемлемости экспериментального метода в психологии опираются на следующие положения:

  • Субъект-субъектное отношение нарушает научные правила
  • Психика обладает свойством спонтанности
  • Психика слишком непостоянна
  • Психика слишком уникальна
  • Психика — слишком сложный объект исследования

Психолого-педагогический эксперимент[править | править код]

Психолого-педагогический эксперимент, или формирующий эксперимент — это специфический исключительно для психологии вид эксперимента, в котором активное воздействие экспериментальной ситуации на испытуемого должно способствовать его психическому развитию и личностному росту.

Психолого-педагогический эксперимент требует очень высокой квалификации со стороны экспериментатора, так как неудачное и некорректное использование психологических методик может привести к негативным для испытуемого последствиям.

Психолого-педагогический эксперимент является одним из видов психологического эксперимента.

В ходе психолого-педагогического эксперимента, предполагается формирование определенного качества (именно поэтому он ещё называется «формирующий») обычно участвуют две группы: экспериментальная и контрольная. Участникам экспериментальной группы предлагается определенное задание, которое (по мнению экспериментаторов) будет способствовать формированию заданного качества. Контрольной группе испытуемых данное задание не предоставляется. В конце эксперимента две группы сравниваются между собой для оценки полученных результатов.

Формирующий эксперимент как метод появился благодаря теории деятельности (А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.), в которой утверждается идея о первичности деятельности по отношению к психическому развитию. В ходе формирующего эксперимента активные действия совершают как испытуемые, так и экспериментатор. Со стороны экспериментатора необходима высокая степень вмешательства и контроля над основными переменными. Это отличает эксперимент от наблюдения или экспертизы.

Естественный эксперимент, или полевой эксперимент, — в психологии это вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс.

При проведении полевого эксперимента сохраняется возможность, если это позволяют этические и организационные соображения, оставить испытуемого в неведении о своей роли и участии в эксперименте, что имеет преимущество в том, что на естественность поведения испытуемого не скажется факт проведения исследования.

Этот метод специфичен тем, что возможности экспериментатора по контролю дополнительных переменных ограничены.

Данный тип психологического эксперимента используется, например, во многих исследованиях по социальной психологии.

Один из авторов разработки — Александр Фёдорович Лазурский

Лабораторный эксперимент, или искусственный эксперимент, проводится в искусственно созданных условиях (в рамках научной лаборатории) и в котором, по мере возможности, обеспечивается взаимодействие исследуемых субъектов только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора. Исследуемыми субъектами считаются испытуемые или группа испытуемых, а интересующие исследователя факторы называются релевантными стимулами.

Специфика, отличающая психологический лабораторный эксперимент от экспериментов в других науках, состоит в субъект-субъектном характере отношений между экспериментатором и испытуемым, выражающемся в активном взаимодействии между ними.

Лабораторный эксперимент ставят в тех случаях, когда исследователю необходимо обеспечить максимально возможный контроль над независимой переменной и дополнительными переменными. Дополнительными переменными называют иррелевантные, или нерелевантные, и случайные стимулы, в естественных условиях которые контролировать намного сложнее.

Контроль над дополнительными переменными[править | править код]

В качестве контроля над дополнительными переменными исследователь должен осуществлять: Выяснение всех нерелевантных факторов, какие возможно выявить По возможности — сохранение этих факторов неизменными в процессе эксперимента Отслеживание изменения нерелевантных факторов в течение эксперимента

Патопсихологический диагностический эксперимент имеет специфические отличия от традиционного тестового метода исследования в плане процедуры исследования и анализа результатов исследования по качественным показателям (отсутствие временного ограничения выполнения задания, исследование способа достижения результата, возможности использования помощи экспериментатора, речевые и эмоциональные реакции во время выполнения задания и т. п.). Хотя сам стимульный материал методик может оставаться классическим. Именно это отличает патопсихологический эксперимент от традиционного психологического и психометрического (тестового) исследования. Анализ протокола патопсихологического исследования — особая технология, требующая определенных навыков, а сам «Протокол — душа эксперимента»[9].

Одним из основных принципов построения экспериментальных приемов, направленных на исследование психики больных, является принцип моделирования обычной психической деятельности, осуществляемой человеком в труде, учении, общении. Моделирование заключается в том, что вычленяются основные психические акты и действия человека и провоцируется или, лучше сказать, организуется выполнение этих действий в непривычных, несколько искусственных условиях. Количество и качество такого рода моделей очень многообразны; здесь и анализ, и синтез, и установление различных связей между предметами, комбинирование, расчленение и т. д. Практически большинство экспериментов заключается в том, что больному предлагают выполнить какую-либо работу, предлагают ему ряд практических заданий либо действий «в уме», а затем тщательно регистрируют, каким способом больной действовал, а если ошибался, то чем были вызваны и какого типа были эти ошибки[9].

Известные психологические эксперименты[править | править код]

  1. Никандров В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб.: Речь, 2002
  2. ↑ Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. СПб.: Питер, 2004. С. 172.
  3. ↑ * Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология : учебник. — М. : Проспект, 2005. — С. 74. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN 5-98032-770-3.
  4. ↑ М.-Л.А. Чепа, Н.М. Бугайова. Проблемы обеспечения валидности эксперимента в условиях виртуальной среды / Экспериментальный метод в структуре психологического знания. — М., 2012. — С. 82-86. ISBN 978-5-9270-0248-1.
  5. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: МГППИЯ, 1982. С. 51—54.
  6. ↑ См. там же. С. 76—77.
  7. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. — 2-е изд., доп. — СПб.:Питер, 2002. С. 78—85.
  8. Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология: учеб. С. 50.
  9. 1 2 Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). — М.: Медицина, 1970. — С. 215.
  • Зароченцев К. Д., Худяков А. И. Экспериментальная психология : учебник. — М. : Проспект, 2005. — 208 с. — 3000 экз. — ISBN 5-98032-770-3.
  • Исследование в психологии: методы и планирование / Дж. Гудвин. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. ISBN 5-94723-290-1
  • Мартин Д. Психологические эксперименты. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. ISBN 5-93878-136-1
  • Никандров В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб.: Речь, 2002 ISBN 5-9268-0141-9
  • Солсо Р. Л., Джонсон Х. Х., Бил М. К. Экспериментальная психология: практический курс. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
  • Готтсданкер, Роберт; ‘Основы психологического эксперимента’; Изд-во: М.: МГУ, 1982 г.;
  • Д. Кэмпбелл. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М.,Прогресс 1980.
  • Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М.: МГППИЯ, 1982. С. 51—54.
  • Никандров В. В. Наблюдение и эксперимент в психологии. СПб.: Речь, 2002. С. 78.

This article was written by admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *