Основные формы бытия в философии кратко – 3. Основные формы бытия и диалектика их взаимодействия. Философия: конспект лекций

Основные формы бытия

Для современного понимания категории бытия характерен прежде всего системный анализ этого фундаментального философского понятия. Выделяется ряд уровней бытия: материальное и идеальное бытие, природное и социальное бытие, бытие личности, культуры, ценностей и т. д. Признается их
взаимосвязь и несводимость друг к другу, выдвигается требование подходить
к их анализу на основе принципа развития (историзма).

Поскольку бытие отражает по объему все, что существует, то следует ожидать, что существуют менее общие понятия, отражающие части, элементы того, что существует. Такими менее общими понятиями являются формы бытия. Их использование в философии связано с потребностью наполнения содержательно пустого понятия бытия за счёт выделения наиболее общих, несводимых друг к другу способов существования.

Первая форма бытия и первый способ существования — это бытие природы, т.е. вещей, процессов, явлений, которые существуют до, вне и независимо от человека. Параллельно существует бытие вещей, созданных человеком, т.е, обладающих природно-духовно-социальной реальностью. Часто эту систему  называют «второй природой», потому что основу, сырье для этих вещей человек берет из природы. Бытие второй природы «духовно» – потому, что созданию любой вещи предшествует творчество, дух человека, а «социально» — потому, что вещь —  результат труда, присущего только человеку, существующему, только в обществе, социуме. «Вторая природа» — это не только то, что включается в орбиту существования человека, а то, что создается, творится человеком, интегрируется в человеческое общество, которое вследствие этого обозначается понятием «цивилизованное общество». А общество, которое просто включает в свою сферу природные вещи, называется «диким обществом», само оно новые вещи не создает.

Категория бытия применяется для обозначения существования человека как единства природного и социального.  Бытие человека – вторая основная форма бытия, второй наиболее общий способ существования. Каждое человеческое существо существует, с одной стороны, по физическим, химическим, биологическим законам. В то же время человек не только природное, но и социальное существо, т.е. он живет по надприродным. или сверхприродным, законам: труда, социальным законам,  законам семьи и т.д.

Третья основная форма бытия – бытие общества, которое не сводится к бытию человека, «второй» природы и общественного сознания, напротив, детерминирует само их возникновение. Категория «бытие общества» позволяет абстрагировать именно социальную действительность безотносительно к биологической природе человека и наполовину природному происхождению предметов «второй» природы.

Категория бытия применяется для обозначения духовной (идеальной) реальности человека и общества (и это четвёртая основная форма бытия). При этом речь идет об индивидуализированном духовном бытии и объективированном духовном бытии, т.е. духовной деятельности общества или общественном сознании. Первое включает не только сознание человека, но и его подсознание. Поскольку человек — общественное существо, естественно, что индивидуализированное  духовное бытие  интегрируется в обществе, формируя объективированное духовное бытие;  при этом  мысли продолжают  оставаться в головах отдельных людей, а духовное бытие — это их система.

Формы бытия вычленяются исключительно в познавательных целях, для удобства анализа. Самостоятельны они только в абстракции. В теории. В реальности же они неотделимы друг от друга. Ясно, что бытие человека взаимопересекается как с бытием природы (поскольку человек – существо природное, материальное, так и с бытием идеального, поскольку обладает сознанием. Аналитическое же их разведение,  рассмотрение по отдельности позволяет лучше увидеть и понять специфику, уникальные особенности каждого слоя бытия. 

Философская категория бытия. Основные формы бытия.

Философская категория бытия. Основные формы бытия.

Бытие — это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности — космоса, природы, человека. В основе понятия «бытие» — убежденность человека в том, что мир существует не только здесь и сейчас (что доказывается опытом), но повсюду и вечно ( интуитивная деятельность сознания). Единство этих сторон составляет структуру понятия бытия. Бытие формирует представление, что мир вокруг нас развивается и живет по своим законам, не зависящим от нашей воли и желаний.

Основные формы бытия:

1.Бытие вещей, явлений и процессов:

1) материалистическая — бытие вещей, явлений и состояний природы, т.н. «первая природа»

2) идеалистическая— бытие вещей, предметов и процессов, произведенных человеком («вторая природа»).

2.Бытие человека:

1)бытие человека в мире вещей — бытие его тела как одного из множеств других природных тел, подчиняющихся законам природы

2)специфически человеческое бытие — бытие его тела с духовным существом человека: чувствами, разумом, переживаниями.

3.Бытие духовного (идеального):

1)индивидуализированное духовное бытие — сознание и самосознание человека, то есть осознание своих чувств, мыслей, своего положения в обществе, а также осознание своего тела

2)объектированное духовное бытие — совокупность идеалов, норм, ценностей, кот. воспринимаются человеком и управляют его поведением и деятельностью.

4.Бытие социального:

1)бытие индивида — бытие отдельного человека в обществе и истории

2)бытие общества — общество — носитель жизненных потребностей людей и средство их удовлетворения, а также носитель культуры и творчества.

 

 

Философское учение о материи. Виды материи и их структура.

С точки зрения субъективного идеализма – материи нет, и понятие «материя» равнозначно «ничто». В объект. идеализме материя есть, она существует независимо от человека, является творчеством идеи. Уже древние материалисты знали, что материя есть все предметы, нас окружающие. Но не могли дать определение, так как не всегда легко найти признак, общий для всех предметов класса. ( Понятие – форма мысли, в кот. отражается наиболее общие и существующие признаки предметов, мыслимых в понятии). В переводе с греческого материя – это кирпичик или строительный материал. Поэтому древние философы искали такой кирпичик, кот. был бы общим для всех предметов существующего мира. Такой кирпичик назывался – первоматерия или субстанция. По Фалесу: первоматерия – вода. По Анаксимену – воздух, по Гераклиту – огонь, а по Анаксимандру – апейрон(нечто неопределенное, кот. присуще всем телам). В 4 в. До н. э. Демокрит вводит понятие «атом» и считает, что атом есть материя. Атомы рассматривались как незримые и неделимые(материя есть). Затем физики выяснили, что атомы могут делится и получается, что материя исчезла. И Ленин ввел классич. определение понятия «
материя
» — философская категория для обозначения объективной реальности, кот. копируется, фотографируется и отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них. Свойства материи: 1) Несотворимость и неучтожимость материи и форм ее существования. Материя никогда не возникала и никогда не исчезнет, а существовала и будет существовать вечно.

2) Бесконечность материи (переход из одного состояния в другое).

3) Неисчерпаемость материи – бесконечное многообразие явлений. (бесконечность свойств, связей, взаимодействий всей природы, всего качественного многообразия вещей Вселенной. Бесконечность свойств, структуры вглубь данного конечного материального объекта)

Материя существует в двух основных видах. Это вещество и поле.( Последнее время еще выделяют такие виды материи как физич. вакуум и плазма). Вещество – это вид материи, кот. обладает массой покоя, т. е. массой, кот. можно измерить в состоянии относительного покоя тел.(Это окружающие человека тела: растения, животные, газообразные, жидкие и твердые тела и т.д.)

Поле – это вид материи, кот. не обладает массой покоя. — это материальное образование, связывающее м\у собой тела, передающие действие одного тела другому. Полю свойственна масса движения, зависящая от энергии частиц поля. Существуют электромагнитное, гравитационное поля.

Движение как способ существование материи. Движение и покой. Основные формы движения материи и их взаимосвязь.

Материальные тела обладают бесконечным числом свойств. Свойство, кот. присуще всем телам: движение — любое изменении вообще.( Гераклит: «все течет, все изменяется»). Без движения не существует ни одно материальное тело. И движение не существует вне материальных тел. Поскольку материя не существует без движения, а движение без материи, то движение является основным способом существования материи.

Покой — сохранение телами своей устойчивости, своего «лица» на фоне их непрерывных изменений. Это значит, любое тело изменяется, но изменяясь, оно остается самим собой — это и есть покой. Т.е. покой не означает отсутствия движений, покой — это движения в состоянии равновесия. Пока тело, как данное тело существует, в нем изо дня в день происходят одни и те же процессы. Как только характер процессов меняется, тело выходит из состояния покоя и переходит в новое тело(пример — скала: разрушаясь, исчезает, но из нее формируются новые горные породы). Покой относителен, движение абсолютно. Относительность означает, что покой временен. Любое тело со временем выходит из состояния покоя и переходит в новое тело. А движение абсолютно, т.к. оно существует всегда, поскольку движение представляет основную форму бытия материи и без движения материи не существует. Движение — противоречиво, это единство относительного и абсолютного, устойчивости (покой) и изменчивости, прерывности и непрерывности. Движение как способ существования материи проявляется в качестве многообразных форм. Форма движения материи — тип изменения состояния, характерный однородному классу материальных объектов. Поскольку материя бесконечна, то и форм движения бесконечное множество, из них основные(по Энгельсу):

1)Механическая — простое перемещение тел в пространстве(материал.носитель — масса)

2)Физическая — движение молекул(тепловая, магнитная, электрич. форма дв.)

3)Химическая-движение атомов внутри молекулы(изменение хим. состава и строения)

4)Биологическая — процессы в живых организмах (мат. носитель — белки, нукл. к-ты)

5)Общественная(социальная) — (процесс материального производства, революция, войны…)

У каждой формы движения есть свой материальный носитель, т.е. то, что изменяется.

Более низшие формы движения материи являются основой возникновения более высоких форм движения.

Высшие формы движения включают в себя в преобразованном виде многие предшествующие им низшие формы.

 

Пространство и время как объективная форма бытия материи.

Пространство и время, наряду с движением, являются основными формами существования материи. Пространство— форма бытия материи, характеризующая протяженность и порядок сосуществования материальных объектов. Время — форма бытия материи, характеризующая длительность материальных процессов и последовательность сосуществования материальных тел. Пространство и время имеют ряд общих свойств: 1)объективность — не зависят от нашего сознания, наших ощущений

2)вечность — они формы бытия материи, а материя вечна

3)безграничность и бесконечность

Имеют и отличительные свойства:

1) Пространство трехмерно, о время одномерно

2) Время необратимо

Пространство и время неразрывно связаны с материей и вне материальных тел нет пространства и времени, и наоборот.

Политическое сознание.

Политическое сознание появляется вместе с появлением классов и частной собственности, то есть с момента расслоения общества, когда возникла необходимость в регулировании общественных отношений. Политика — это деятельность в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, а также нациями и государствами. Самое существенное в политике — «устройство государственной власти» (В.И. Ленин), поэтому к сфере политики относится прежде всего участие в делах государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства. Политическая система общества — это система институтов (государственных учреждений, политических партий, общественных организаций), в рамках которых проходит политическая жизнь общества и осуществляется государственная власть.

Политическое сознание — осознание сферы политики, власти, государства социальными субъектами. Имеет 2 уровня: Эмпирический(обыденное политическое сознание) и теоретический. Эмпирический: складывается на базе повседневного практического опыта людей и фиксирует непосредственно проявления политической жизни общества. Это — несистематизированные взгляды, чувства и настроения социальных субъектов, лозунги, требования, политические анекдоты, поговорки. Теоретический уровень есть политическая идеология. Она выражается в программах, декларациях, уставах полит. партий, отражающих интересы социальных субъектов. Ее важнейшей функцией является легитимация власти определенных политических сил и режимов. Также мобилизующая и интегративная функции, объединяя людей в социальное целое. Политическая культура — это политические знания, выработанные на базе этих знаний убеждения и умение руководствоваться ими в реальных политических действиях. Показателем политической культуры является мера сознательной активности граждан.

 

Правовое сознание.

Под правовым сознанием понимается система знаний и оценок, посредством которых осознается сфера права общественными субъектами (индивидами, группами,классами). Правовое сознание выполняет в обществе регулятивную, оценочную и познавательную функции. Право — это юридические законы, это система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства. Выполнение права обязательно, оно обеспечивается государственной властью. Правовые отношения — это отношения между отдельными людьми, организациями, государственными органами, связанными друг с другом обязанностями и правами, они гарантируются законом и отражают меру возможного и должного поведения. В праве сформулированы права человека, в то же время в праве отражены нравственные обязательства индивида. Следует отметить, что право, во-первых, отражает существующие общественные отношения, а во-вторых, оно воздействует на их развитие благодаря специфическому механизму их регулирования.

Правосознание имеет 2 уровня: Обыденное сознание и правовая идеология.

Обыденный уровень правосознания — это практическое правосознание. Оно проявляется в практическом использовании людьми права, когда человек вступает в правовые отношения, в рез-те правовые нормы закрепляются в сознании людей. Формами практического правосознания являются правовые чувства, правовые навыки, правовые привычки, знания.

Научно-теоретический уровень правосознания — правовая идеология — это осмысление права, его границ и нормативов, уяснение способов и средств обращения с ним, упорядочение и усовершенствование знаний о праве. В виде правовых идей, учений, теорий. Философия права исследует сущность права, механизмы его возникновения и развития (взаимоотношение права и справедливости, права и закона, права и морали и т.д.)

Правосознание носит конкретно-исторический характер.

Этика и диалектика Сократа.

Сократ(469-399 гг до н. э.) — вначале примыкал к софистам, потом становится ярым их критиком. Сократа считают выдающимся философом всех времен и народов. Сократ сам ничего не писал; свои мысли излагал, общаясь с разнообразными людьми. О Сократе мы знаем по тому, что писали о нем его ученики — Ксенофонт и Платон. «Письменность делает знания внешними и мешает глубокому внутреннему миру».

Философия Сократа. Важнейшая филос. проблема — человек, его нравственные качества и сущность человеческого знания. «Познай самого себя!». Исследование природы — бесполезное занятие. Даже если мы знаем законы, мы не можем изменить их действие(космологический скептицизм). Познав человека, человек получает такие знания, какие ему нужны. Главным являются вопросы этики, этический рационализм — Сократа. Сократ — абстрактный философ справедливости. С. исследует понятия нравственности и пытается дать этим понятиям определения. По мнению Сократа, нравственным человек может быть только тогда, когда знает, что такое добродетель. Знание — предпосылка нравственного. Подлинная нравственность — это познание блага. Главные добродетели в человеке: мудрость, справедливость и умеренность. Он считал, что злые поступки совершают те, кто не знают. Вопросно-ответный метод — диалектика. Д.- это искусство достижения философских истин, искусство постановки вопросов и нахождения ответов на них. Он разговаривал с различными людьми и наводил человека через диалог на истину. С. — основоположник индуктивного метода познания. Метод Сократа — майевтика — родовспоможение.

Философия и медицина.

У каждой науки есть своя философия. Со сменой философии изменяется во многом и честное научное знание. Зависимость медицины от философии хорошо видна на примере различий западной и восточной медицины. И главное их различие — это их философские основания. Западная медицина принимает философию материализма, откуда вытекает, что человек — это только физическое тело. Следовательно, все основные причины и механизмы заболеваний также имеют чисто материальную природу. Только материальным должно быть и лечение, например в виде хирургии, фармакотерапии. Восточная медицина принимает во многом философию идеализма, полагая, что у человека множество тел, и физическое тело представляет собой лишь самое «плотное» из этих тел. Все остальные, «тонкие» тела выходят за границы материально-физического мира и являются главными для активности человека. Именно в этих «тонких» телах лежат основные причины и механизмы всех заболеваний, и они лишь позднее проявляют себя на уровне физического тела в форме тех или иных физических недугов. Отсюда вытекает, что лечение болезни ставящее перед собой цель воздействовать в первую очередь на первопричины болезни, должно быть лечением над-физическим, оперирующим с тем, что сегодня получает название «энергоинформация». Например, иглоукалывание, гомеопатия.

 

 

Философская категория бытия. Основные формы бытия.

Бытие — это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности — космоса, природы, человека. В основе понятия «бытие» — убежденность человека в том, что мир существует не только здесь и сейчас (что доказывается опытом), но повсюду и вечно ( интуитивная деятельность сознания). Единство этих сторон составляет структуру понятия бытия. Бытие формирует представление, что мир вокруг нас развивается и живет по своим законам, не зависящим от нашей воли и желаний.

Основные формы бытия:

1.Бытие вещей, явлений и процессов:

1) материалистическая — бытие вещей, явлений и состояний природы, т.н. «первая природа»

2) идеалистическая— бытие вещей, предметов и процессов, произведенных человеком («вторая природа»).

2.Бытие человека:

1)бытие человека в мире вещей — бытие его тела как одного из множеств других природных тел, подчиняющихся законам природы

2)специфически человеческое бытие — бытие его тела с духовным существом человека: чувствами, разумом, переживаниями.

3.Бытие духовного (идеального):

1)индивидуализированное духовное бытие — сознание и самосознание человека, то есть осознание своих чувств, мыслей, своего положения в обществе, а также осознание своего тела

2)объектированное духовное бытие — совокупность идеалов, норм, ценностей, кот. воспринимаются человеком и управляют его поведением и деятельностью.

4.Бытие социального:

1)бытие индивида — бытие отдельного человека в обществе и истории

2)бытие общества — общество — носитель жизненных потребностей людей и средство их удовлетворения, а также носитель культуры и творчества.

 

 


Рекомендуемые страницы:

2.4. Основные формы бытия. 2. Проблема бытия в философии. Философия. Курс лекций

Основной вопрос философии — это вопрос об отношении мышления к бытию. Его решение зависит от расшифровки понятия бытия, от рассмотрения его основных форм. Необходимо подчеркнуть, что в философии выделялись и анализировались различные системы форм бытия. Нет единого мнения по этому вопросу и сейчас. Философы, представители диалектического материализма, считают целесообразным выделение следующих различающихся, но взаимосвязанных основных форм бытия.

  • Бытие вещей (тел), процессов, которое в свою очередь делется на: бытие вещей, процессов, состояний природы, бытие природы как целого и бытие вещей и процессов, произведенных человеком.
  • Бытие человека, которое подразделяется на: бытие человека в мире вещей и специфически-человеческое бытие.
  • Бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективизированное (внеиндивидуальное) духовное.
  • Бытие социального, которое делится на индивидуальное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.

При осмыслении проблемы существования природы как особой реальности, философия сталкивается, прежде всего, с трудностью: о вещах и состояниях природы, о природе в целом мыслит и говорит человек. Именно он устанавливает существование мира природы до, вне и независимо от своего сознания и действия; и устанавливает не иначе, как опираясь на сове сознание и действие. Но эта трудность преодолевается пониманием того, что выводы о существовании и форме бытия природы сделаны людьми на основании общечеловеческого социально-исторического опыта, конкретного практического опыта всех индивидов. Практика придала мысли о существовании природы фактическую очевидность.

Итак, вещи, процессы, состояния, целостность природы существуют до, вне и совершенно независимо от сознания человека. Природа является объективной реальностью.

В универсуме природы человек с его сознанием — только одно из более поздних звеньев в бесконечной цепи единого бытия. Для природы существовать, «быть» — вовсе не значит быть воспринимаемой человеком. Огромные пространства Вселенной до возникновения человека, судя по всему, никем и никогда не воспринимались; и человек не может охватить не только восприятием, но и воображением и мыслью весь универсум.

Бытие вещей и процессов, созданных человеком, двойственно. С одной стороны, в них воплощен природный материал — как объективной реальности. С другой стороны, говоря словами К. Маркса, в них «опредмечены», воплощены труд и знания человека. Существенная роль отводится при этом целеполаганию, формированию проекта, плана действий, образа, модели и т.д. Это и есть то идеальное, благодаря которому формируется идея предмета, затем воплощаемая в жизнь. Так становится мир искусства и техники. По существу, бытие вещей и процессов, созданных человеком есть социально-историческое цивилизованное бытие.

В философском учении о бытии человека в мире вещей важно прежде всего ответить на вопрос, как именно человек существует. Несомненно, первичной предпосылкой его существования является жизнь его тела, как вещи объективной реальности. В этом аспекте проблема человеческого бытия включена в широкий вопрос об эволюции природы и генезисе, возникновении самого человека — антропогенеза.

Важно заметить, что бытие отдельного человека — непосредственно данное диалектическое единство тела и духа. Жизнь тела тесно связана с работой мозга и нервной системы, а через них — с психикой, с духовной жизнью индивида. Мысли и эмоции являются важными аспектами целостного бытия человека. Значимым для человека является и общение. Между бытием человеком в качестве природного тела и социальным бытием также существует диалектическое единство. Дадим понятие духовного.

Духовное — это единство многообразного, которое охватывает процессы сознания и бессознательного, включают знания, материализующиеся в формах естественных языков, знаково-символических систем. Иными словами это бытие индивидуализированного духовного.

Индивидуальное духовное бытие, отрываясь от носителя (субъекта, человека) синтезируется и воплощается в бытии объективированного духовного. Материальные «носители» духовного — это материальные предметы и процессы (книги, чертежи, формулы, проекты в науке, холсты, краски, картины в искусстве и т.д.). Идея становится вещью «второй природы» «выплавленная» из материала «первой природы».

Исследуя формы постижения бытия Ю. Урманцев подчеркивает, что существование есть существование — система потому, что оно есть существование объектов идеальных, материальных и идеально-материальных. При этом первые «образуют» субъективную, вторые — объективную, третьи — субъективно-объективную реальности. Две основные и одну производную подсистему.

Субъективная реальность — это реальность идеальных систем разного иерархического ранга. Она состоит из ощущений, восприятий, представлений, понятий, суждений, умозаключений, озарений человека; гипотез, концепций, теорий науки; художественных образов искусства; картин мира философии; буддизма, ислама, христианства в религии; мифов мифологии и т.д. Важно то, что идеальные объекты субъективной реальности не менее реальны или более проходящи, чем материальные объекты объективной реальности.

Объективная реальность — это реальность материальных систем также разного иерархического ранга: от элементарных частиц до Вселенной.

Субъективно-объективная реальность — это реальность субъективных и одновременно объективных систем: разного рода социумов, начиная с человека и кончая человечеством, различных социальных институтов. В субъективно-объективную реальность включаются отношения взаимодействия, конрелятивизма («согласия») и дисрелятивизма («несогласия»).

Понятие бытия. Основные формы бытия

Исходное понятие, на базе которого построена вообще вся философская картина мира (вне зависимости от философской системы) – это категория бытия. Понятие это очень непростое. Поэтому ниже мы рассмотрим, что же такое бытие, и его основные формы также узнаем.

Ключевым разделом философской науки, которая занимается изучением проблемы бытия является онтология (то есть «учение о сущем»). Онтология построена на фундаментальных принципах возникновения и существования природы, человека и в целом общества.

Именно с проблем бытия когда-то начиналось становление философии. Древнеиндийские, древнекитайские и античные философы в первую очередь  разрабатывали проблемы онтологии, и только потом философия решила расширить предмет своего изучения и включила проблематику гносеологическую, аксиологическую, логическую, эстетическую и этическую. Но, так или иначе, все они в своем основании имеют именно онтологию.

Прежде чем рассмотреть основные формы бытия, выясним, что в философии подразумевается под этой категорией. Нетрудно заметить, что понятие это «отглагольное», образованное от слова «быть». А что это значит? Существовать. Поэтому синонимами бытия можно считать мир, реальность, действительность, сущность.

Данная категория охватывает практически все, что существует реально – и в природе, и в обществе, и даже в мышлении. Таким образом, получается, что бытие – это понятие самое общее, всеобъемлющее, эдакая предельно обобщенная абстракция, объединяющая в себе самые разнообразные явления, предметы, процессы, состояния лишь по тому признаку, что они существуют.

В зависимости от разновидности реальности (бытности, существования) различают такие основные виды бытия, как субъективная и объективная реальность. К объективной реальности относят все то, что само по себе существует, то есть вне человека и независимо от его сознания. Субъективная реальность же охватывает все то, что человеку принадлежит, что не может никак существовать вне его (это духовный мир индивида, мир его сознания и его психических состояний). Если рассматривать эти две реальности в совокупности, то можно выделить следующие четыре основные формы бытия.

1. Бытие вещей, процессов, тел. В нем, в свою очередь, выделяют:

Бытие природное — существование тел, вещей, процессов, которые нетронуты человеком и которые были еще до его появления на планете (атмосфера, биосфера, гидросфера и так далее).

Материальное – существование процессов и вещей, которые создал или преобразовал человек. Сюда принято относить промышленность, орудия труда, города, энергетику, мебель, одежду, искусственно выведенные сорта растений, виды животных и т.п.

2. Человеческое

Основные формы бытия человеческого это:

Бытие индивида в вещественном мире. С этой позиции человека философия рассматривает в качестве вещи среди вещей, тела среди тел, объекта среди объектов. Человек находится в подчинении различным законам (в частности, биологическим, физическим, химическим), изменить которые он не в силах – он лишь существует среди них.

Бытие собственное человеческое. Тут индивида воспринимают уже не в качестве объекта. Человек – это субъект, не только подчиняющийся законам природы, но и являющийся духовно-нравственным и социальным существом.

3. Духовное

Основные формы бытия духовного это:

Бытие индивидуализированное. Сюда относят личностные процессы сознания и бессознательного, носящие сугубо индивидуальный характер.

Бытие объективированное находится как бы над индивидуализированным сознанием. Сюда относят все, что является достоянием общества, а не только отдельного индивида, и общественное сознание в различных формах (религия, философия, искусство, науки, мораль и так далее).

4. Бытие социальное, в котором выделяют:

Реальность отдельного человека как субъекта в прогрессе истории и в обществе. С этой точки зрения индивид выступает носителем социальных качеств и отношений.

Реальность самого общества, которая охватывает вообще всю совокупность его  деятельности как единого организма, включая все культурно-цивилизационные процессы, материально-производственную, духовную сферы и т.п.

бытие. Материя (или проблема бытия в философии) (Краткое содержание лекции)

  1. Философская категория “бытие”. Основные и специфические формы бытия. Философская категория “субстанция”.

  2. Философская категория “материя”. Представления о материи в истории философии.

  3. Философская категория “движение”. Основные формы движения материи. Понятие развития.

  4. Философские категории “пространство” и “время”.

  1. Философская категория “бытие”. Основные и специфические формы бытия. Философская категория “субстанция”.

Категория “бытие” является одной из важнейших философских категорий на протяжении всей истории философской мысли. Почему важнейшей? Потому, что она отражает самое основное и исходное в характеристике любой вещи, объекта, процесса, явления, события – то, что они есть в наличии, существуют и раскрывает особенности этого существования. Из утверждения о существовании мира и человека, какой-либо исходной реальности берут свое начало остальные идеи философских теорий и систем. Решение вопроса об особенностях этого существования определяет в целом философские взгляды ученого. Как и любая философская категория, категория “бытие” отражает предельно общие взаимосвязи в мире.

Изучению бытия посвящен такой раздел философского знания как онтология (от греч. оntos – “сущее” и logos – (“слово”, “учение”)). Онтология – это учение о первоосновах и формах бытия, о его общих характеристиках, принципах и законах.

Первая философская концепция бытия принадлежит, скорее всего, древнегреческому философу из г. Элея Пармениду (6-5 вв. до н.э.). Он утверждал: есть то, что есть (то есть бытие), а то, чего нет, не существует (то есть небытия нет). Бытие – повсюду, “заполняет” собой все. Оно не имеет частей, непрерывно, едино, вечно, неподвижно. Гераклит Эфесский (6-5 вв. до н.э.) рассматривал бытие как непрерывно становящееся, меняющееся, текучее и в этом смысле отмечал, что одна и та же вещь и существует, и не существует. Гераклит сравнивал бытие с течением реки: все так изменчиво, что нельзя дважды вступить в ту же самую реку: “На входящих в те же самые реки притекают в один раз одни, в другой раз другие воды”1. Последователь Гераклита Кратил пошел еще дальше и заявил, что и один-то раз нельзя: так мгновенно все меняется. Демокрит (5-4 вв. до н.э.) придерживался концепции множественности бытия: в космосе, в пределе, нет ничего, кроме движущихся атомов, то есть бытия, а также пустоты, в которой эти атомы движутся. Атомы – неделимые, неразрушимые, плотные, неизменные материальные частицы, без цвета и запаха. Атомы отличаются по форме, величине, по положению друг относительно друга. Пустота – это небытие. Вместе с категорией “бытие” античными философами исследуется и категория “небытие”, которая могла пониматься или как отсутствие бытия и его отрицание, или как нечто существующее, однако иным образом, чем бытие.

Для средневековой философской мысли было характерно противопоставление Божественного Бытия и сотворенного Им бытия. Бог – это источник всякого бытия и основание всех жизненных смыслов, подчеркивали средневековые философы. В эпоху Возрождения (15 — 16 вв.) был распространен интерес к бытию природы. В конце 17 века и в 18 веке бытие рассматривалось как природная реальность (объект), активно осваиваемая человеком (субъектом) в его деятельности.

Выдающийся вклад в развитие проблемы бытия внесла марксистская философия, с диалектико-материалистических позиций развившая представления о материи, ее способе и формах существования, о законах развития материального мира, о взаимосвязи материи и сознания.

В 20 веке под влиянием определенных социокультурных условий (развитие капитализма, приведшее к машинизации, алгоритмизации всей человеческой жизни, к обезличиванию человека, превращению его в вещь; нестабильная, кризисная политическая и социальная обстановка, несущая угрозу и обесценивающая жизнь; духовный кризис) произошел так называемый “онтологический поворот”, то есть возникла потребность по-новому осознать бытие человека, выяснить его смысл, понимая, что это не только индивидуальное бытие, но и бытие-в-мире.

Во всем мировом многообразии можно выделить, прежде всего, такие предельно общие, основные формы бытия как бытие материальное и бытие духовное. Анализ этих двух форм (проявлений) бытия приводит к выделению нескольких основных специфических форм бытия как такового. К таким формам бытия можно отнести, во-первых, бытие природы, бытие отдельных вещей, процессов, состояний природы, бытие вещей и процессов, созданных человеком (К. Маркс назвал его бытием “второй природы”). Вещи, процессы, состояния природы — это основа человеческой деятельности, существовавшая задолго до появления человека.

Среди основных специфических форм бытия можно выделить бытие человека, которое можно рассматривать и как индивидуальное бытие, и как бытие человека в обществе и в природе.

Также выделяют бытие духовного, исследование которого предполагает, прежде всего, исследование сознания, бессознательного, духовной жизни общества.

Также можно выделить бытие социального (или общества).

Даже неглубокий анализ форм бытия позволяет сделать вывод, что мир — разнообразен. Можно ли при этом утверждать, что он в то же время един? Если да, тогда что является основой единства всего существующего? Философская категория “субстанция” (от лат. substantia – “то, что лежит в основе”) как раз и обозначает внутреннее единство бесконечного разнообразия вещей, явлений, процессов, событий (то есть многообразных форм проявления бытия). Субстанция — это то предельное безусловное основание, к которому сводятся все определенные формы бытия и в котором отражается сущностная сторона бытия. Субстанция – это то, что существует само по себе, самостоятельно, не зависит в своем существовании ни от чего другого. Ее можно трактовать и как первооснову мира, первоначало, из которого возникает и от которого зависит существование всего остального.

Учения, объясняющие единство мира исходя из одной субстанции, называют монистическими (от греч. “один”). Примерами таких учений служат учения представителей древнегреческой милетской школы — Фалеса, Анаксимена, Анаксимандра, взгляды Гераклита, учение Б. Спинозы (17 в.) и др.

Первый известный представитель школы Фалес (7-6 вв. до н.э.) в качестве основы всего называл воду, из которой путем сгущения (затвердевания, замерзания) и испарения возникает все, и все ею поддерживается. Гераклит Эфесский в качестве архэ выбрал космический огонь. Гераклитов огонь — это вечное, активное, динамичное материальное, однако при этом одушевленное и разумное начало. Все является видом огня. Космос периодически погибает в огне и рождается из него заново, согласно судьбе, или космической необходимости.

В средневековом мировоззрении субстанцией оказывается Бог как сверхъестественный Творец бытия.

Учения, объясняющие единство мира исходя из двух субстанций, называют дуалистическими (от лат. “двойственный”). Пример такого рода учений – взгляды известнейшего представителя Нового времени Р. Декарта (конец 16 – сер. 17 вв.), который в качестве субстанции предложил два первоначала – материальное (тело, телесность, природа) и духовное (мыслящее “я”, самосознание, ум).

Учения, основанные на множественности субстанций, получили название плюралистических (от лат. “множественный”). В литературе к примерам таких учений относят взгляды древнегреческого философа Эмпедокла (5 в. до н.э.), Демокрита, а также концепцию монад Г. Лейбница (17 — 18 вв.).

Эмпедокл предложил в качестве первоосновы 4 материальные стихии — огонь, воздух, воду и землю, которые сами по себе инертны. В движение их приводят две активные космические силы, действующие попеременно и называемые Эмпедоклом Любовь и Вражда (имена подчеркивают их противоположный по отношению друг к другу характер и в то же время отражают влияние мифологии). Космос возникает как результат соединения или смешивания этих стихий в определенных количественных пропорциях под действием Любви и Вражды: Любовь соединяет мельчайшие части стихий, Вражда их разъединяет1.

37. Бытие как философская категория. Основные формы бытия.

Категория бытия является исходной категорией в философии. Эта категория фиксирует убеждение человека в существовании окружающего мира, а также самого человека с его сознанием. Вещи конечны, явления исчезают, а мир в целом бесконечен и сохраняется. Констатация бытия является исходной предпосылкой дальнейших рассуждений о мире. Она конкретизируется в сопоставлении с другими категориями философии, из чего складывается учение о бытии – онтология.

Бытие — это самое широкое, а значит, и самое абстрактное понятие. Однозначное определение категории «бытие» до настоящего времени не создано. Чаще всего дается описательная характеристика этой категории, фиксирующая все существующее. глубинным смыслом бытия является подлинное. человека постоянно сопровождает убеждение в незыблемости окружающего мира, вера в то, что «мир есть, был и будет», что бытие всегда сохраняется.

Философы доказали, что мир как целостность непреходящ, вечен, но его конкретные предметы и явления, временны, преходящи. В то же время, несмотря на все многообразие мира, предметы и явления природы, общества, различные человеческие индивиды, мысли, идеи сходны в том, что они «есть», существуют. философское осмысление проблемы бытия не ограничивается фактом существования мира, а делает акцент на самом смысле этого существования. Бытие носит умозрительный характер, не есть предмет реальный.

Философскую категорию «бытие» отличает комплексность содержания. она объединяет утверждения относительно целостного мира и связи его частей, отличается универсальностью и многоуровневым характером отношений со всеми другими категориями философии.

Категория «бытие» — это наиболее общее и абстрактное философское понятие, употребляемое в мировой философской традиции преимущественно в двух основных значениях: как понятие, обозначающее объективный мир, существующий независимо от сознания людей и как понятие, обозначающее существование чего-либо вообще.

В мировой философской традиции в общем выделяются три наиболее типичных аспекта проблемы бытия: 1) Вопросы и ответы о существовании мира и его природе. 2) Вопросы и ответы о единстве мира. 3) Вопросы и ответы о мире как совокупной реальности, обладающей внутренней логикой существования и развития.

Впервые понятие бытия как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540-470 гг. до н.э.). У Парменида с бытием связывается сам факт существования мира. При этом философ ставит вопрос, который далее проходит через всю философию – это вопрос о тождестве бытия и мышления. Парменид обосновывает идею примата бытия над мышлением, что, в свою очередь, приводит к признанию познаваемости мира с помощью разума. В его трактовке бытие есть то, что не порождено и неуничтожимо, оно неизменно и неподвижно. другого, кроме бытия не существует. В нем  заключена вся полнота совершенств, среди которых считались Истина, Добро, Благо. Бытие – это свет, «увидеть» который можно только «очами» разума.

Значительное внимание уделил ей Платон. Он отождествляет бытие с миром идей, которые выступают подлинными, неизменными, вечно существующими. Идеи – сущность вещей, т.е. то, что каждую из них делает тем, чем она есть. Платон не ввел в сферу бытия чувственный мир, он назвал его промежуточным между бытием и небытием.

Существенный вклад в учение о бытии внес Аристотель. Он выдвигает важнейшую идею о том, что бытие – это особое понятие, которое не является родовым. Это означает, что его нельзя подвести под более общее, так же как и под него все остальное. Это некая абстракция, как бы потенциальное, мыслимое бытие, а реально существует всегда бытие чего-то, то есть конкретные предметы, события, явления. Бытие имеет не одно, но много смыслов. Все, что не есть чистое ничто, по праву входит в сферу бытия, как чувственное, так и умопостигаемое. Итак, у Аристотеля бытие – это фундаментальный принцип объяснения мира. Бытие в этом плане непреходяще, как непреходяща сама природа, а существование вещей и предметов в мире – преходяще. Оно просто есть, существует. Всеобщность бытия проявляется через существование конкретных предметов.

В средневековой христианской философии истинное бытие есть Бог, свободный и личный, который творит Своей волей и Своей премудростью. Бог есть по своей сути Бытие. Творение – это участие в бытии. Бог есть несотворенное бытие, но все сотворенное есть не само бытие, но лишь обладающее бытием, получившие бытие через участие в бытии.

В Новое время люди перестали признавать свою тотальную зависимость от Бога, присвоили себе право творить мир, самонадеянно уверовали в то, что человек сам создает и творит себя и свои способности. Они стали воспринимать свое сознание, свою жизнь, свои потребности как единственное и, несомненно, подлинное бытие. Приписав деятельностную энергию и способность разумного постижения только самому себе, человек оправдал свое право переделывать природу и преобразовывать мир. Философия бытия уступила место философии свободы, центральной проблемой которой стал человек как начало и причина всего, что случается с ним и миром.

Выдающийся философ Нового времени Рене Декарт отождествил мысль с бытием, а творцом мысли объявил человека. Бытие стало субъективным. Первичную достоверность всего сущего Декарт признает прежде всего в мыслящем «Я», в осознанности человеком своей деятельности. Развивая эту мысль, Декарт утверждает, что если отбросить и провозгласить ложным все, в чем можно каким-либо способом сомневаться, то легко предположить, что нет бога, неба, тела, но нельзя сказать, что не существуем мы, что мы не мыслим. Было бы противоестественным полагать, что то, что мыслит не существует. А поэтому умозаключение, выраженное словами «Я мыслю, следовательно, существую» является наипервейшим из всех и наидостовернейшим из тех, которые перед каждым, кто правильно философствует, предстанут. Нетрудно определить, что и здесь в качестве бытия выступает духовное начало, и в частности, мыслящее «Я».

С позиций субъективного идеализма объясняет сущность бытия английский философ Джордж Беркли. Суть его воззрений заключается в утверждении, что все вещи – это лишь «комплексы наших ощущений», которые изначально даны нашим сознанием. По Беркли, реальное бытие, то есть вещи, идеи, объективно, в реальности, в своем земном воплощении не существуют, их прибежищем является человеческая мысль. И хотя у Беркли проявляются тенденции к объективно-идеалистическому толкованию сущности бытия, в целом его трактовка этой проблемы носит субъективно-идеалистический характер.

Гегель трактовал бытие как «исчезающее бытие», подчеркивая, что все в мире находится в состоянии становления.

Немецкий философ Мартин Хайдеггер не дает  академическое определение бытия. Согласно Хайдеггеру, бытие возникает из отрицательности ничто, в то время как ничто позволяет сущему «погружаться», благодаря этому раскрывается бытие. Для того чтобы раскрыться, бытие нуждается в том сущем, которое называется существованием. Бытие – «просека», которая открывает тайгу сущего, делает его понятным. В этой функции раскрытия тайны и состоит, по Хайдеггеру, «смысл бытия». Подобный смысл может проявиться только в «наличности» человеческого существования, т.е. в раскрытии существования благодаря настроениям. Смысл же существования заключается в том, чтобы позволить обнаружить бытие как «просеку» всего сущего.

У Ж.-П.Сартра бытие является чистым, логическим тождеством с самим собой;  по отношению к человеку это тождество выступает как бытие-в-себе, как подавленная, отвратительная умеренность и самодовольство. В качестве существования бытие теряет значительность, и переносить его можно лишь благодаря тому, что оно включает в себя ничто.  Существует метафизическое отвращение к каждой вещи: вещи так отвратительно самоуверенны, так самостоятельны, так полны, так совершенны.

Русская религиозная философия утверждала первичность Абсолютного бытия, которое раскрывается человеку в мистическом переживании. Постижение такого Бытия невозможно с помощью логического познания, разум не может доказать его существование. Можно только исходить из Абсолютного бытия, приняв его изначально до всякого познания. Знание не есть отражение бытия. Знание – это самораскрытие бытия, его самооформление и самоявленность.

Философы-постмодернисты принимают идею бытия как постоянного становления, вечного изменения, отказываясь от понимания бытия как неизменного, абсолютного, субстанциального. В связи с этим перед ними встают две задачи: во-первых, обосновать идею бытия как становления, доказать ее право на доминирование в культуре; во-вторых, отыскать соответствующую терминологическую и понятийно-мыслительную форму ее выражения в тексте и устном говорении. Главной онтологической характеристикой природы и общества объявляется неопределенность как процесс взаимодействия противоречивых тенденций: хаоса и порядка, организации и дезорганизации, устойчивости и неустойчивости. Отвергнув способ философствования, нацеленный на отработку самотождественности через отношение к надчеловеческому, Абсолютному бытию, постмодернисты пытаются показать людям, что обрести смысл жизни и нравственную идентичность можно только в общении с другими людьми. Если нет Бога, Истины, Разума, то остаются только люди, нуждающиеся в стратегии совместного общежития, в солидарности.

Понятие «бытие» сходно, однопорядково с такими понятиями как «действительность», «реальность», «существование» и в некоторых контекстах они могут рассматриваться как синонимы.  Вместе с тем бытие – такая характеристика мира, в которой утверждается целостность мира через его существование.

Парной по отношению к категории «бытие» может быть названа категория «небытие». Тема бытия является одной из наиболее значимых в классической европейской философии, о чем уже говорилось выше. Понятие же «небытие» не получило в ней статуса центральной онтологической категории. Его то признавали (атомисты, Платон, Аристотель и их последователи), то не признавали (элеаты, Эмпедокл, Р.Декарт). Тем не менее, понятие «небытие», трактуемое как разделяющее и связующее звено бытия, как источник его множественности и разнообразия, выполняло важную мировоззренческую и методологическую роль в античной философии. Наиболее высокую оценку небытия, трактуемого как божественное Ничто, мы находим в средневековой европейской философии. По своему статусу оно, будучи исходным материалом для творения, выше сотворенного бытия. В восточной философско-религиозной традиции (в частности, в буддизме и в философии вайшешика) признание небытия является основополагающим принципом.

Бытие делится на два мира: мир физических вещей, процессов, материальная действи-тельность и мир идеального, мир сознания, внутренний мир человека, его психических состояний.

Эти два мира имеют различные способы своего существования. Физический, материальный, природный мир существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Психический мир — мир человеческого сознания существует субъективно, так как зависим от воли и желания людей, отдельных индивидов. Вопрос о том, как соотносятся эти два мира, — основной вопрос философии. Комбинация этих двух основных форм бытия позволяет выделить еще несколько разновидностей форм бытия.

В структуре бытия чаще всего выделяют следующие специфические формы: Бытие вещей, процессов, состояний природы. Бытие человека. Бытие духовного. Бытие социального.

Бытие вещей, процессов, состояний природы существует объективно, независимо от воли и сознания людей. Этому миру присущи объективные закономерности и задача людей постичь их во всей полноте.

Специфично бытие человека. Человек принадлежит двум мирам: природному телесному миру, как его органическая часть, и одновременно психическому миру, миру сознания, творчества, свободы. Уникальность бытия человека заключается в том, что он постоянно преобразует наличную действительность, разрывает тесные рамки сложившихся обстоятельств, выходит за пределы наличного. Бытие человека воплощает диалектическое единство объективно-предметного и субъективного, тела и духа. Само по себе это явление  уникальное. Материальное, природное выступает у человека первичной предпосылкой его существования. Вместе с тем многие действия человека регулируются социальными, духовно-нравственными мотивами. В самом широком смысле человечество – это общность, в которую входят все индивиды, живущие ныне или жившие ранее на Земле, а также те, кому предстоит родиться. Надо иметь в виду, что люди существуют до, вне и независимо от сознания каждого отдельного человека. Здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой умственной деятельности, здорового духа. Об этом же говорит и народная пословица: «в здоровом теле – здоровый дух». Правда, верное по своей сути изречение допускает и исключения, так как человеческий интеллект, его психика не всегда подчинены здоровому телу. Но и дух, как известно, оказывает, а точнее, в состоянии оказать огромное позитивное влияние на жизнедеятельность человеческого тела.

Следует обратить внимание и на такую особенность человеческого бытия, как зависимость его телесных действий от социальных мотиваций. В то время как другие природные вещи и тела функционируют автоматически, и можно с достаточной определенностью предсказывать их поведение на ближайшую и дальнюю перспективу, этого нельзя сделать относительно человеческого тела. Его проявления и поступки нередко регулируются не биологическими инстинктами, а духовно-нравственными и социальными мотивами.

Своеобразный способ существования характеризует и человеческое общество. В социальном бытии переплетаются материальное и идеальное, природа и дух. Бытие социального делится на бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории и бытие общества.

Бытие духовного обретает свою самостоятельность в силу своеобразия функционирования индивидуального и общественного сознания. Индивидуальное сознание или субъективный дух это внутренний психический мир человека. В процессе социальных взаимоотношений и деятельности людей возникают объективированные формы духовного. Это — язык, мораль, искусство, научные теории, религия, традиции.

Тема форм бытия имеет большое значение для уяснения различий  в философских воззрениях. Главное различие обычно касается того, какую форму бытия считать главной и определяющей, исходной, какие формы бытия производны. Так, материализм считает основной формой бытия природное бытие, остальные — производными, зависимыми от основной формы. А идеализм считает основной формой идеальное бытие.

22. Категория бытия в философии. Основные формы бытия.

Бытие – это существование во всех его многообразных формах. Учение о Бытии называется онтологией.

Категория «бытие» связано с целым рядом других категорий (небытия, существование, пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера).

Категория Бытия объединяет основные идеи, выделенные в ходе последовательного осмысления вопроса о существовании мира:

· мир есть, существует как беспредельная целостность;

· природное и духовное, индивиды и общество равно существует, хотя и в разных формах;

· их различное по форме существования предпосылка единство мира;

· мир развивается по своей объективной логике, он создает реальность, которая существует прежде сознания его людей.

Бытие занимает центральное место в категориальном аппарате большинства философских тем.

Традиционно бытие мыслится в двух значениях:

1. Это все когда-либо существовавшее, ныне существующее («наличное бытие») и все имеющее внутренний потенциал к существованию в будущем;

2. Это исходное начало и основание мира, его сущность.

Бытие выступает как отрицание («ничто»), некий потенциал («нечто»), о котором можно сказать только одно: оно есть («абсолютное бытие»).

Попытки осмыслить проблему бытия появляются уже в древнеиндийской и древнекитайской философии. («Брахма» — изначальная священная сила; Дао – «мать всех вещей»).

В Древней Греции также ставится вопрос о начале начал, в качестве которых предлагаются «вода», «земля», «огонь», «апейрон» и т.д.

Древнегреческий философ Парменид считал, что бытие существует, оно неизменно, однородно и абсолютно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия, нет. Все эти идеи содержатся в его утверждении: «Следует говорить и думать, что сущее есть, ибо бытие есть, в то время как ничего другого нет». Платон обосновал другую, прямо противоположную традицию в толковании бытия. Бытие — это мир идей, являющихся истинными, неизменными, вечно существующими. Истинное бытие противопоставляется Платоном неистинному, под которым имеются в виду доступные человеческим чувствам вещи и явления.

Платон впервые в истории философии указал на то, что бытием обладает не только материальное, но и идеальное.

Иную мысль высказал Гераклит. Он считал, что стабильного, устойчивого бытия нет вообще, сущность бытия в вечном становлении, в единстве бытия и небытия. Космический огонь Гераклита (основа мира) в наглядно-образной форме выражает бытие как вечное становление.

В средневековой христианской философии выделялось «истинное бытие» — бытие Бога и «неистинное» — товарное.

В Новое время бытие рассматривается как реальность, противостоящая человеку; как то сущее, которое человек осваивает посредством деятельности. В бытии выделяется субстанция – нечто неизменное, неуничтожимое, существующее благодаря самому себе и в самом себе.

Философские учения, которые исходят из признания какой-то одной субстанции, называются «философским монизмом». Если берутся две субстанции – это «дуализм», если более двух – «плюрализм».

Наиболее распространенными являются два подхода к пониманию природы субстанции – материалистический и идеалистический. Первый – «материалистический монизм» — полагает, что мир материален, един и неделим. «Идеалистический монизм» признает первоосновой бытия нечто идеальное («идея» — у Платона, «Бог» — в средние века, «абсолютная идея» — у Гегеля и т.д.).

Проблема форм бытия важна как для повседневной практики, так и для познавательной практики, так и для познавательной деятельности людей. Бытие не является чем-то аморфным, а всегда имеет определенную структуру, оно структурировано. Вследствие этого можно выделить следующие, относительно самостоятельные формы бытия:

Основные формы бытия

Структурное деление

1. Бытие вещей (тел) и процессов

1.1 Бытие природы как целого (бытие «первой природы»)

1.2 Бытие вещей и процессов, произведенных человеком («бытие второй природы»)

2. Бытие человека

2.1 Бытие человека в мире вещей

2.2 Специфически человеческое бытие

3. Бытие духовного (идеального)

3.1 Индивидуализированное духовное бытие

3.2 Объективированное духовное бытие (внеиндивидуальное)

4. Бытие социального

4.1 Индивидуальное бытие (бытие отдельного человека) в обществе и в истории

4.2 Бытие общества

Несмотря на то, что о природе судят люди, «первая природа» существует до, вне и независимо от сознания человека. В универсуме природы человек – это только одно из наиболее поздних звеньев в бесконечной цепи единого бытия. Для природы «быть» вовсе не значит быть воспринимаемой человеком.

Однако множество вещей произведены людьми. Это «вторая природа», которая соединяет в себе материал «первой природы» и знания и труд человека, поэтому это уже совершенно новая реальность – комплексная, культурно-цивилизационная.

Анализируя «бытие человека», его надо отличать от «человеческого бытия». Бытие человека – это бытие его тела как одного из множеств других природных тел, подчиняющихся законам природы. Человеческое бытие – это бытие его тела вместе с духовным существом человека: чувствами, разумом, страстями, переживаниями.

Индивидуализированное духовное бытие – это сознание и самосознание человека, то есть осознание человеком своих чувств, мыслей, своего положения в обществе, и также осознание своего тела (оценка тела, умение его изменить, оформить).

Бытие объективированного духовного подразумевает совокупность идеалов, норм, ценностей, которые так или иначе воспроизводятся человеком и, вместе с тем, управляют его поведением, деятельностью.

Бытие социального, или общественное бытие – это: 1)материальная жизнь людей; 2) те условия, без которых невозможно общественное производство: географическая среда, народонаселение; 3) материализация семейных, национальных и других отношений.

Бытие общества означает, что общество является носителем жизненных потребностей людей и средством их удовлетворения, а также – это носитель (субъект) культуры, творчества во всех сферах жизни общества. Таким образом, проблема бытия – одна из самых главных в философии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *