Почему мозг работает не на 100 процентов – Сто лет назад кто-то сказал, что мы используем свой мозг на 10 процентов? 12 заблуждений про человеческий мозг | Наука. Грани реальности

Содержание

Правда ли, что мозг задействуется нами только на 10%?

Рисунок © Е.В

Миф о работе мозга

Это неправда! Утверждение о том, что человеческий мозг работает на 10% (5%, 3%), — это старый, абсолютно неверный и совершенно неубиваемый миф. Разберемся, откуда он взялся.

В середине прошлого века было совершенно непонятно, как мыслит человек (сейчас это тоже непонятно, но уже на другом уровне). Но кое-что было известно — например, что мозг состоит из нейронов и что нейроны могут генерировать электрические сигналы.

Некоторые ученые тогда считали, что если нейрон генерирует импульс, то он работает, а если не генерирует — значит, «ленится». И вот кому-то пришла в голову мысль проверить: какое количество нейронов в целом мозге «трудится», а какое — «бьет баклуши»?

Нейронов в мозге несколько миллиардов, и было бы чистым безумием измерять активность каждого из них — это заняло бы много лет. Поэтому вместо того, чтобы изучать все нейроны подряд, ученые исследовали только небольшую часть, определили среди них процент активных и предположили, что по всему мозгу этот процент одинаков (такое предположение называется экстраполяцией).

И оказалось, что «работает», то есть генерирует импульсы, только неприлично малый процент нейронов, а остальные — «молчат». Из этого был сделан немного прямолинейный вывод: молчащие нейроны — бездельники, а мозг работает только на малую часть своих возможностей.

Вывод этот был абсолютно неправильный, но поскольку в то время было принято «исправлять природу», например поворачивать реки вспять, орошать пустыни и осушать моря, то идея о том, что и работу мозга тоже можно улучшить, прижилась и начала свое победное шествие по газетным страницам и журнальным разворотам. Даже и сейчас что-то подобное иногда встречается в желтой прессе.

Как примерно работает мозг

А теперь попробуем разобраться, как же всё обстоит на самом деле.

Мозг человека — структура сложная, многоуровневая, высокоорганизованная. То, что написано ниже, — очень упрощенная картинка.

В мозге есть множество областей. Некоторые из них называются сенсорными — туда поступает информация о том, что мы ощущаем (ну, скажем, прикосновение к ладони). Другие области — моторные, они управляют нашими движениями. Третьи — когнитивные, именно благодаря им мы можем мыслить. Четвертые отвечают за наши эмоции. И так далее.

Почему же в мозге не включаются одновременно все нейроны? Да очень просто. Когда мы не ходим, то неактивны нейроны, запускающие процесс ходьбы. Когда молчим, «молчат» нейроны, управляющие речью. Когда ничего не слышим, не возбуждаются нейроны, отвечающие за слух. Когда не испытываем страх, не работают «нейроны страха». Иными словами, если нейроны в данный момент не нужны — они неактивны. И это прекрасно.

Потому что если бы это было не так… Представим на секунду, что мы можем возбудить одновременно ВСЕ наши нейроны (больше секунды такого издевательства наш организм просто не вынесет).

Мы сразу начнем страдать от галлюцинаций, потому что сенсорные нейроны заставят нас испытывать абсолютно все возможные ощущения. Одновременно моторные нейроны запустят все движения, на которые мы только способны. А когнитивные нейроны… Мышление — настолько сложная штука, что вряд ли на этой планете найдется хоть один человек, который сможет сказать, что случится, если одновременно возбудить все когнитивные нейроны. Но предположим для простоты, что тогда мы начнем думать одновременно все возможные мысли. И еще мы будем испытывать все возможные эмоции. И многое еще произойдет, о чём я не буду писать, потому что здесь просто не хватит места.

Посмотрим теперь со стороны на это существо, страдающее от галлюцинаций, дергающееся от конвульсий, одновременно чувствующее радость, ужас и ярость. Не очень-то оно похоже на создание, улучшившее свой мозг до стопроцентной эффективности!

Наоборот. Лишняя активность мозгу не на пользу, а только во вред. Когда мы едим, нам не нужно бегать, когда сидим у компьютера — не нужно петь, а если во время решения задачи по математике думать не только о ней, но и о птичках за окном, то вряд ли эта задача решится. Для того чтобы мыслить, мало ДУМАТЬ о чём-то, надо еще НЕ ДУМАТЬ обо всём остальном. Важно не только возбуждение «нужных» нейронов, но и торможение «ненужных». Необходим баланс между возбуждением и торможением. И нарушение этого баланса может привести к очень печальным последствиям.

Например, тяжелая болезнь эпилепсия, при которой человек страдает от судорожных припадков, возникает тогда, когда возбуждение в мозге «перевешивает» торможение. Из-за этого во время припадка активизируются даже те нейроны, которые в эту секунду должны молчать; они передают возбуждение на следующие нейроны, те — на следующие, и по мозгу идет сплошная волна возбуждения. Когда эта волна доходит до моторных нейронов, они посылают сигналы к мышцам, те сокращаются, и у человека начинаются судороги. Что больной при этом ощущает, сказать невозможно, поскольку на время припадка у человека пропадает память.

Как всё-таки заставить мозг работать эффективнее

Надеюсь, вы уже поняли, что пытаться заставить мозг работать лучше, возбуждая все нейроны подряд, — дело бесперспективное, да еще и опасное. Тем не менее можно «натренировать» мозг, чтобы он работал эффективнее. Это, конечно, тема для огромной книги (и даже не одной), а не маленькой статьи. Поэтому я расскажу только об одном способе. Начать придется издалека.

Когда рождается маленький ребенок, количество нейронов в его мозге даже больше, чем у взрослого. Но связей между этими нейронами еще почти нет, и поэтому новорожденный человечек еще не в состоянии правильно использовать свой мозг — например, он практически не умеет ни видеть, ни слышать. Нейроны его сетчатки, даже если они чувствуют свет, не образовали еще связей с другими нейронами, чтобы передать информацию дальше, в кору больших полушарий. То есть глаз видит свет, но мозг не в состоянии понять это. Постепенно необходимые связи образуются, и в конце концов ребенок учится различать вначале просто свет, потом — силуэты простых предметов, цвета и так далее. Чем больше разнообразных вещей ребенок видит, тем больше связей образуют его зрительные пути и тем лучше работает та часть его мозга, которая связана со зрением.

Но самое удивительное не это, а то, что такие связи могут образовываться почти исключительно в детстве. И поэтому если ребенок по какой-то причине не может ничего видеть в раннем возрасте (скажем, у него врожденная катаракта), то необходимые нейронные связи в его мозге уже никогда не образуются, и человек не научится видеть. Даже если во взрослом возрасте у этого человека прооперировать катаракту, он всё равно останется слепым. Проводились довольно жестокие опыты на котятах, которым в новорожденном состоянии зашивали глаза. Котята вырастали, так ни разу ничего и не увидев; после этого им уже во взрослом возрасте снимали швы. Глаза у них были здоровые, глаза видели свет — но животные оставались слепыми. Не научившись видеть в детстве, они уже не способны были сделать это во взрослом возрасте.

То есть существует какой-то критический период, в который образуются нейронные связи, необходимые для развития зрения, и если мозг не научится видеть в этот период, он уже не научится этому никогда. То же относится и к слуху, и, в меньшей степени, к другим человеческим способностям и умениям — обонянию, осязанию и вкусу, способности говорить и читать, играть на музыкальных инструментах, ориентироваться в природе и так далее. Яркий тому пример — «дети-маугли», которые потерялись в раннем детстве и были воспитаны дикими животными. Во взрослом возрасте они так и не могут освоить человеческую речь, поскольку не тренировали у себя в детстве это умение. Зато они способны ориентироваться в лесу так, как не сможет ни один человек, выросший в цивилизованных условиях.

И еще. Никогда не знаешь, в какой момент «выстрелит» какое-то умение, приобретенное в детстве. Например, человеку, который в детстве активно тренировал мелкую моторику рук, занимаясь рисованием, лепкой, рукоделием, будет легче стать хирургом, проводящим филигранные, точные операции, в которых нельзя допустить ни одного неправильного движения.

Иными словами, если что и может заставить мозг работать лучше, то это — тренировка, причем тренировка с самого детства. Чем больше мозг работает, тем лучше он работает, и наоборот — чем меньше его нагружать, тем хуже он будет функционировать. И чем мозг младше, тем он более «гибкий» и восприимчивый. Именно поэтому в школах учат маленьких детей, а не взрослых дяденек и тетенек. Именно поэтому дети гораздо быстрее взрослых умеют приспосабливаться к новым ситуациям (например, осваивают компьютерную грамоту или учат иностранные языки). Именно поэтому тренировать свой интеллект надо с самого детства. И если вы будете это делать, то ничто не помешает вам сделать великие открытия. Например, о том, как работает мозг.

Ответила: Вера Башмакова

Миф об использовании мозга на 10% — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Миф об использовании мозга на 10% — мнение (миф, городская легенда) о том, что большинство людей используют не более 10 % мозга (в других вариантах легенды — 15 %, 7 %, 5 % и так далее). Утверждение «люди используют только 10 % их мозга» используется в науке как пример «неправильного представления о психологии»

[1] или «нейромифа»[2]. Организация экономического сотрудничества и развития также оценивает данное утверждение как «нейромиф»[3]. Бездоказательно приписывается различным людям, в частности Альберту Эйнштейну[4]. Также заявляется, что люди могут увеличить свою мозговую активность за счёт задействования «неиспользуемой» части мозга, что составляет сюжет многочисленных фантастических произведений. Под «неиспользуемой» частью мозга может пониматься также «(potential) brain power» («[потенциальные] возможности мозга»), однако и в такой версии утверждение о том, что «люди используют 10 % (потенциальных) возможностей мозга», не поддерживается научным сообществом и описывается в научных работах как миф (myth) или заблуждение (misconception)[5]
[6]
[7].

Интеллект действительно можно развивать при помощи упражнений[8], но сама мысль о том, что люди используют только часть мозга, неверна. По современным данным, каждая часть мозга имеет определённую функцию. Исследования не выявили областей мозга, которые бы не использовались.

Одной из версий происхождения мифа могут являться результаты работы Уильяма Джеймса и Бориса Сидиса. В 1890-х годах они тестировали свою теорию ускоренного развития ребёнка на примере Уильяма Сидиса, которого называли обладателем самого высокого IQ в истории. Сам Уильям Сидис сообщал, что люди не используют свой мозг полностью. В 1936 году в предисловии к книге Дэйла Карнеги «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» американский писатель Лоуэлл Томас написал: «Профессор Уильям Джеймс говорит, что люди используют лишь 10 процентов своих умственных способностей»[9].

Согласно другой теории, миф появился из-за недопонимания (или неправильной интерпретации) нейробиологических исследований конца XIX — начала XX века. К примеру, функции многих отделов мозга (особенно в коре головного мозга) настолько сложны, что следствия повреждений имеют неочевидный характер, что затрудняло понимание назначения отделов первыми нейробиологами

[10]. Доктор Джеймс Калат заметил, что уже в 1930-х годах нейробиологи знали о множестве «локальных» нейронов, непонимание функций которых могло привести к мифу о десяти процентах[11]. В самом деле, легко представить, что миф появился просто из-за усечения утверждения «в каждый момент времени человек использует только 10 % своего мозга».

Несмотря на то, что функции многих отделов мозга уже понятны, для учёных остаётся загадкой взаимодействие клеток, приводящее к сложному поведению и расстройствам. Самым сложным, пожалуй, является вопрос о том, как же различные отделы мозга, работая вместе, формируют сознание. На данный момент нет единственного центра сознательной деятельности, что наталкивает учёных на мысль о том, что оно является плодом коллективного труда разных отделов мозга.

Происхождение мифа также приписывалось доктору-нейробиологу Уайлдеру Пенфилду, нейрохирургу, который был основателем и первым директором Монреальского неврологического института при университете Макгилл[12].

Нейробиолог Барри Гордон характеризует миф как «смехотворно ошибочный», добавляя: «Мы используем практически все части мозга, и они активны практически постоянно»[13]. Барри Бейерштейн (англ.)русск. приводит шесть (ниже представлены пять из шести) аргументов, опровергающих миф о десяти процентах[14]:

  1. Согласно современным научным данным, эволюция обычно устраняет лишнее, а мозг обходится телу довольно дорого в плане потребления кислорода и питательных веществ. Он может требовать до 20 % всей энергии тела, при этом составляя лишь 2 % массы[15][16]. Если бы 90 % были не нужны, люди с меньшим, более эффективным мозгом имели бы эволюционное преимущество — остальным сложнее было бы проходить естественный отбор. Отсюда также очевидно, что такой большой мозг не мог бы даже появиться, если бы в нём не было потребности. Кроме того, увеличенный череп повышает риск смерти при рождении[17]. Такое давление обязательно избавило бы популяцию от лишнего мозга.
  2. Сканирование: технологии вроде позитронно-эмиссионной томографии и функциональной магнитно-резонансной томографии позволяют наблюдать работу живого мозга. Они показали, что даже во время сна в мозге имеется некая активность. «Глухие» зоны появляются лишь в случае сильных повреждений.
  3. Локализация функций: вместо того чтобы быть единой массой, мозг делится на отделы, которые выполняют различные функции. На определение функций каждого отдела были потрачены многие годы, и отделений, не выполняющих никаких функций, обнаружено не было.
  4. Микроструктурный анализ: при регистрации деятельности отдельных нейронов учёные наблюдают за жизнедеятельностью отдельно взятой клетки.
  5. Нейронные заболевания: клетки мозга, которые не используются, имеют тенденцию вырождаться. Следовательно, если 90 % мозга были бы неактивны, то вскрытие мозга взрослого человека показало бы масштабное вырождение.

Миф использовался как основа или упоминался в таких фильмах, как «Полёт навигатора» (1986), «Защищая твою жизнь» (1991), «Области тьмы» (2011), «Люси» (2014), а также в сериале «Герои» (2006—2010)[18].

  1. ↑ Hughes S., Lyddy F., Lambe S. Misconceptions about psychological science: A review //Psychology Learning & Teaching. — 2013. — Т. 12. — №. 1. — С. 20—31.
  2. ↑ Dekker S. et al. Neuromyths in education: Prevalence and predictors of misconceptions among teachers //Frontiers in psychology. — 2012. — Т. 3.
  3. ↑ Chapter 6. Dispelling «Neuromyths» («But I read somewhere that we only use 10 % of our brain anyway») // Understanding the Brain: The Birth of a Learning Science. — Paris: OECD Publishing, 2007. — P. 113—114. — 264 p. — ISBN 978-92-64-02912-5. — DOI:10.1787/9789264029132-en.
  4. ↑ Do People Only Use 10 Percent Of Their Brains (неопр.). Scientific American (7 февраля 2008). Дата обращения 7 июля 2012. Архивировано 29 августа 2012 года.
  5. ↑ Higbee K. L., Clay S. L. College students’ beliefs in the ten-percent myth //The Journal of Psychology. — 1998. — Т. 132. — №. 5. — С. 469.
  6. ↑ Kowalski P., Taylor A. K. The effect of refuting misconceptions in the introductory psychology class //Teaching of Psychology. — 2009. — Т. 36. — №. 3. — С. 153.
  7. ↑ Landau J. D., Bavaria A. J. Does deliberate source monitoring reduce students’ misconceptions about psychology //Teaching of Psychology. — 2003. — Т. 30. — №. 4. — С. 311.
  8. ↑ University of Oxford (2009, October 16). Juggling Enhances Connections In The Brain. ScienceDaily. Retrieved May 30, 2012, from http://www.sciencedaily.com/releases/2009/10/091016114055.htm «We’ve shown that it is possible for the brain to condition its own wiring system to operate more efficiently.’»
  9. Barry L. Beyerstein. Whence Cometh the Myth that We Only Use 10% of our Brains? // Mind Myths: Exploring Popular Assumptions About the Mind and Brain. — Wiley, 1999. — P. 11. — ISBN 978-0471983033.
  10. «Wang, Sam and Aamodt, Sandra. Welcome to Your Brain: Why You Lose Your Car Keys but Never Forget How to Drive and Other Puzzles of Everyday Life (англ.). — 2008. — ISBN 9781596912830.
  11. ↑ Kalat, J.W., Biological Psychology, sixth edition, Pacific Grove: Brooks/Cole Publishing Co., 1998, p. 43.
  12. ↑ Do we use only 10 percent of our brain? | Psychology Today
  13. ↑ Do People Only Use 10 Percent Of Their Brains (неопр.). Scientific American (7 февраля 2008). Дата обращения 7 июля 2012. Архивировано 29 августа 2012 года.
  14. Beyerstein, Barry L. Whence Cometh the Myth that We Only Use 10 % of our Brains? // Mind Myths: Exploring Popular Assumptions About the Mind and Brain (англ.) / Sergio Della Sala. — Wiley, 1999. — P. 3—24. — ISBN 0-471-98303-9.
  15. Swaminathan, Nikhil Why Does the Brain Need So Much Power? (неопр.). Scientific American. Scientific American, a Division of Nature America, Inc. (29 апреля 2008). Дата обращения 19 ноября 2010. Архивировано 29 августа 2012 года.
  16. Carpenter’s Human Neuroanatomy, Ch. 1
  17. ↑ Rosenberg, K.R., ‘The Evolution of Modern Childbirth’ in American Journal of Physical Anthropology 35, 1992, p. 89—124.
  18. ↑ All You Need To Know About the 10 Percent Brain Myth, in 60 Seconds Wired

люди используют мозг на все 100% — T&P

Многие разделяют заблуждение о том, что человеский мозг работает только на 10%, в то время как остальные 90% остаются не задействованы. На самом деле это миф. Наш мозг — крайне эффективная вычислительная машина с уже разработанным энергосберегательным планом. Об этом рассказывает американский нейробиолог Ричард Сайтович на конференции TED.

Распространенный миф утверждает, что мы используем только 10% нашего мозга — остальные 90% мощностей простаивают. Разные шарлатаны в своих книгах и методиках обещают раскрыть незадействованный потенциал мозга при помощи неврологии — на самом деле, все это обман.

Две трети всех людей и чуть больше половины всех преподавателей в мире верят в этот миф. В 1890-е Уильям Джеймс, отец американской психологии, сказал: «Большинство из нас не задействует свой умственный потенциал». Под этими словами он подразумевал вызов нашим способностям, а не их ограничение, но наиболее популярной стала неправильная интерпретация его слов. Она подкреплялась тем, что долгое время ученые не могли понять значение крупных, фронтальных и теменных долей головного мозга. Их повреждения не вызывали двигательных или чувственных сбоев, поэтому появилось мнение, что они ничего не делают. Десятилетиями эти части назывались «тихие зоны». Сейчас мы знаем, что они отвечают за рациональное мышление, планирование, принятие решений и адаптацию.

«Если бы большинство нейронов не использовалось, эволюция уже давно избавилась бы от ненужного объема мозга».

Идея о том, что 90% мозга все время простаивает, кажется абсурдной, если учесть, сколько энергии им потребляется. Грызуны и млекопитающие используют 5% энергии тела на поддержку мозга, обезьяны — 10%, взрослый человек — 20%, причем мозг занимает только 2% его тела, ребенок — 50%, а младенцы — 60%.

Человеческий мозг весит 1,5 кг, мозг слона — 5 кг, кита — 9 кг. Мы превосходим любое другое живое существо по количеству нейронных связей. Для этого требуется много энергии, которую мы можем получать с большим преимуществом благодаря изобретению приготовления пищи. Еда поступает к нам уже подготовленной к перевариванию, поэтому мы можем себе позволить содержать мозг с 86 миллиардами нейронов — на 40% больше, чем у обезьян.

Если бы все нейроны хотя бы одного отдела мозга работали одновременно, общая энергетическая нагрузка оказалось бы непереносимой. Поэтому в мозге одновременно задействованы только небольшие участки нейронов, которые постоянно сменяются, — это называется методом разряженного кодирования. Он позволяет затрачивать минимум энергии, обрабатывая максимум информации — единовременно задействуется от одного до 16% нейронов. Человек плохо справляется с многозадачностью — нам просто не хватает энергии, чтобы держать все под контролем — в итоге каждое задание мы делаем хуже, чем по отдельности. Если бы большинство нейронов не использовалось, эволюция уже давно избавилась бы от ненужного объема мозга.

Подробнее узнать о том, сколько процентов мозга мы используем, можно из видео TED.

Почему мозг не работает на 100 процентов? | Загадки мозга

Исследователи из Кембриджа официально заявили, что мозг человека больше развиваться не может — он достиг предела, а потому умнее мы уже не станем. Времена Ломоносовых, Тесла и Эйнштейнов прошли. Правда, согласны с этим далеко не все учёные.

Голова ведь не резиновая

Возникает вопрос: а зачем, собственно, развиваться нашему мозгу? Что изменилось? «Изменилось многое, — пишет в своём исследовании профессор нейробиологии Саймон Логлин. — Нынешняя информационная среда невероятно насыщенна и продолжает неограниченно расширяться. Благодаря новым технологиям мы за год узнаем столько, сколько наши деды не постигали и за всю свою жизнь. Объём хранимой информации на планете Земля за 20 лет увеличился примерно в 100 раз, и все это нужно уметь быстро обрабатывать. «Обработчик» — наш мозг — составляет примерно 2% от массы нашего тела, но на его работу требуется 20% вырабатываемой человеком энергии. Чтобы заставить наш мозг больше трудиться, нужно давать ему, соответственно, больше энергии, но человеческий организм так устроен, что питание мозга (как и других органов) строго лимитировано». Профессор психиатрии из Кембриджа Эд Буллмор к этому заявлению добавляет следующее: «Нейронная сеть напрямую связана с высоким уровнем интеллекта. И чтобы стать умнее, нужно, чтобы эта нейронная сеть — увеличение связей между клетками мозга — стала больше, то есть получила дополнительное пространство». Иными словами, мозг должен не только получать дополнительное питание, но ещё и увеличиться в размерах. Однако черепная коробка не резиновая. И наши извилины вынуждены ограничиваться данными от природы размерами головы. Поэтому мозг и перестал эволюционировать.

Всего 10 процентов?

Существует миф, что мы за всю жизнь используем лишь 5% (по другим версиям, 7 или 10%) своего мозга, а остальное, мол, пропадает втуне, а потому запросто может подключиться к работе при дальнейшем развитии. Но это, как справедливо замечено, именно миф. Если бы человечество не использовало 90% своего мозга, то эти проценты давно бы отмерли за ненадобностью подобно хвосту и прочим рудиментам. А современные способы сканирования наглядно демонстрируют работу всех участков мозга, где каждый отдел выполняет строго свою функцию.
Кембриджским исследователям вторят канадские учёные. В частности, они не уверены, что человек является высшим этапом эволюции и что через миллиарды лет на Земле не разовьётся гораздо более разумная форма жизни, к которой мы — люди — не будем иметь никакого отношения, особенно внешне.

Гении ещё рождаются

С канадцами никто не спорит: что будет через миллиарды лет, можно только предполагать. А вот у учёных из Кембриджа нашлось достаточно противников. Основной их аргумент заключается в том, что гении по-прежнему (хотя и редко, но на то они и гении) появляются на свет. Например, Григорий Перельман, некоторое время назад доказавший гипотезу Пуанкаре, 100 лет не дававшую спать математикам всего мира. К тому же не факт, что мозг не способен развиваться, скажем так, внешне незаметно, то есть не увеличиваясь в размерах и не требуя дополнительной энергии. Вспомним процесс совершенствования автомобиля. Первые монстры обладали огромным мотором, потреблявшим немереное количество топлива, и при этом были маломощны и сравнительно тихоходны. Под капотом современного автомобиля стоит компактный, экономичный двигатель, и при этом он в десятки раз резвее своего предка. Если люди за какую-то сотню лет смогли так усовершенствовать собственное изобретение, может, и мать-природа озаботится совершенством нашего мозга в связи с возросшими потребностями? Правда, этот процесс может занять гораздо больше времени.
Есть ещё вариант — чисто технический — самим усилить возможности нашего мозга, добавив к нему искусственный интеллект. Но многие исследователи считают, что подобное будет уже напоминать костыли для калеки.

Журнал: Тайны 20-го века, №32, август 2019 года
Рубрика: Необычный ракурс
Автор: Игорь Николаев

люди используют больше 10% мозга :: Инфониак

Разрушение мифа: люди используют больше 10% мозгаНаука

Возможно, Вы видели в кино или слышали о том, что мозг человека используется им лишь на 10%. Кстати, данное утверждение приписывается даже Альберту Эйнштейну, который указывал на якобы малую деятельность нашего мозга. Но на самом деле это не соответствует действительности (если бы Эйнштейн знал, что на него наговаривают, то наверняка бы очень удивился).

Вот если эта цифра была бы 100%, то тогда люди обладали бы сверхспособностями. Так уверяют нас непонятно откуда взявшиеся слухи.

Почему же этот миф так долго живет и продолжает распространяться?

Заблуждения людей

Результаты исследований показывают, что 65% опрошенных людей считают этот миф правдой; а 5% думают, что эта цифра увеличивается, веря в эволюцию.

mif2.jpg

Даже телешоу «Разрушители мифов» несколько лет назад ошибочно исправило миф о 10% задействованного мозга на 35%.

Читайте также: Шахматисты по-иному используют мозг

Как и большинство легенд, происхождение этого вымысла не ясно, хотя есть некоторые догадки. Истоки идут от нейробиолога Сэма Вана (Sam Van) из Пристона автора книги «Добро пожаловать в Ваш мозг».

Возможно, это был Уильям Джеймс (William James), который вначале 20 века считался одним из самых влиятельных мыслителей психологии. Он говорил: «У людей есть неиспользовавшийся интеллектуальный потенциал».

Это вполне разумное утверждение позже возродилось в искаженной форме писателем Лоуэллом Томасом (Lowell Thomas) в 1936 году в своем предисловии к книге «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей».

mif3.jpg

«Профессор Уильям Джеймс из Гарварда говорил, что средний человек развивает только 10 процентов его скрытой психической способности», пишет Томас. Похоже на то, что он или кто-то еще в свое время упомянул просто понравившееся ему число.

Указание на 10% явно является ложным по нескольким причинам.

На сколько процентов работает мозг человека

Весь мозг активен все время. Мозг является органом. Его живые нейроны и клетки, которые в свою очередь поддерживаются этими нейронами, всегда вызывают активность. Вы когда-нибудь слышали про то, что селезенка используется лишь на 10%? Наверняка нет.

mif4.jpg

Вот как объясняет работу головного мозга человека профессор неврологии и психологии в Университете Нью-Йорка Джо Лед. Допустим, Вы смотрите видео изображение в сканере магнитно-резонансной томографии.

Некоторые участки мозга, отвечающие за слух или визуализацию, к примеру, сейчас активны больше чем другие участки. Их деятельность будет изображена в виде цветных пятен.

Эти сгустки значимой деятельности, как правило, занимают небольшие части мозга, даже меньше 10%. Поэтому может показаться не знающему человеку, что остальная часть мозга работает на «холостом ходу».

Однако Джо Лед утверждает, что мозг при небольших действиях определенных функций все равно работает на все 100%.

Читайте также: 10 способов обмануть свой мозг

На самом деле утверждения «только определенная часть мозга» являются ошибочными. Когда наш мозг работает над обработкой информации, поступающей из глаз, ушей, органов обоняния, то сначала он думает каким участком обрабатывать эту информацию.

mif5.jpg

Все это говорит о том, что у мозга множество участков, отвечающих за определенную специализацию. Работать эти участки могут, в том числе и одновременно, что вполне может составлять до 100% работы мозга. Мозг – это сложная, многозадачная сеть ткани.

Разговоры о том, что в мозгу постоянно работает только одна часть, а остальные являются застоявшейся желейной массой, глупы.

Как заставить мозг работать на все 100?

Человеческий мозг – это наисложнейший механизм природы из всех существующих. На него возлагается работа по регулированию и контролю всей жизнедеятельности человека. Если мозг прекращает выполнять необходимые функции, человек теряет способность действовать и чувствовать.

Ученые до сих пор не выяснили до конца, как работает человеческий мозг. Существует мнение, что мозг человека использует только 10% возможностей. Выясним так ли это и как заставить мозг работать на все 100.

Правда ли, что мозг работает только на 10%?

Несмотря на то, что ученые убеждены в использовании мозга на 10-15%, другие специалисты утверждают, что это миф. Для подтверждения этого приводятся веские аргументы:

  • Исследования нарушений работы мозга человека показали, что и минимальные повреждения приводят к губительным последствиям. Если бы 90% человеческого мозга не использовались, то их повреждение никаким образом не влияло бы на способности людей;
  • Если бы 90% от объема мозга были бы бесполезны, то он имел бы меньший размер, в виду отсутствия потребности в нем. Человеческий мозг требует до 20% всей энергии организма, при этом составляя 3% массы тела. Если бы только 10% человеческого мозга были нужны, то в процессе эволюционного развития преимущество было бы у биологического вида с меньшим объемом головного мозга;
  • Современные технологии позволяют путем томографии наблюдать за работой мозга. В процессе исследований выяснилось, что человеческий мозг проявляет жизненную активность и во время сна. Все зоны мозга производят импульсы, если в органе не обнаружено повреждений;
  • Работа мозга четко структурирована. Каждый отдел человеческого мозга отвечает за конкретную функцию. Отделений органа, не выполняющих никакой обязательной работы, в процессе исследований обнаружено не было;
  • Анализ микроструктуры человеческого мозга показал, что все его клетки и нейроны активны. Если бы мозг функционировал только на 10% это бы заметили;
  • Неактивные клетки с течением времени отмирают. Если бы 90% мозга не функционировало, то при вскрытии черепной коробки было бы обнаружено масштабное отмирание клеток. В действительности это не так.

Напрашивается вывод, что теория об использовании 10% мозга, не более чем необоснованный миф. Человек задействует все области мозга, но не на все 100%. Чтобы понять, как простимулировать мозговую активность, следует выяснить, как работает человеческий мозг.

Теория о том, что мозг работает лишь на 10% — не более чем миф!

Как работает мозг?

Мозг человека составляет не больше 3% от массы тела. Это приблизительно 1,5-2 кг. Для его бесперебойного функционирования организму требуется 20% от общего количества кислорода, поглощаемого легкими.

Человеческий мозг – это многоуровневая биологическая система. Его состав представляет собой высокоорганизованную структуру. Мозг имеет несколько областей, каждая из которых отвечает за конкретные функции. Некоторые области отвечают за сенсорную информацию – прикосновения, ощущаемые телом. Другие регулируют моторику – движения человека. Третьи области контролируют когнитивные функции – способность мыслить. Четвертые отвечают за чувства и эмоции.

Мозг человека устроен таким образом, что неактивные области временно перестают функционировать. Допустим, когда человек не ходит, область мозга, отвечающая за этот процесс, становится неактивной за ненадобностью в этот момент. Когда человек замолкает, часть мозга, регулирующая способность к воспроизведению речи, становится неактивной. Когда находимся в тишине, нейроны мозга, контролирующие слух, прекращают работу. Представим, что бы было, если бы все области мозга работали непрерывно. Организм человека не вынес бы такой нагрузки.

Когда мозг работает некорректно, человек моментально подвергается галлюцинациям из-за необходимости испытывать больше ощущений, чем положено. Мышление и мозговая активность – это сложная область знаний. Ни один специалист не сможет подробно ответить на вопрос, что случится, если единовременно возбудить все нейроны человеческого мозга.

Одновременная работа всех частей структуры мозга невозможна!

В работе мозга важно придерживаться «золотой середины». Лишняя интеллектуальная активность губительно сказывается на жизнедеятельности человека. В том, что невозможно одновременно заставить работать все области мозга, есть несомненное преимущество. Ведь когда человек принимает пищу, ему не нужно петь, когда сидит у компьютера – нет необходимости танцевать, когда пишет диссертацию – мысли о чем-то кроме нее только помешают. Таким образом, необходима не только активность «нужных» нейронов, но и блокирование «ненужных». Нарушение баланса работы мозга приводит к психическим заболеваниям и лишним проблемам.

Примером нарушенного баланса работы мозговой структуры выступает тяжелое заболевание эпилепсия. Человек подвергается судорогам, когда блокирования «ненужных» областей мозга не происходит. В момент припадка мозг активирует те нейроны, которые должны быть заблокированы. Волна перевозбуждения нейронов и приводит к судорогам в мышцах. Ощущения человека при приступе эпилепсии описать нельзя, так как во время припадка память не функционирует.

Заставить мозг работать на все 100%, активируя все нейроны, опасно. Но стимуляция мозговой активности, чтобы улучшить эффективность работы мозга, вполне возможна.

Способы заставить мозг работать на 100%

Для использования возможностей мозга по максимуму и без вреда для организма предлагаем воспользоваться полезными советами.

  • Активный образ жизни. Чем больше физических нагрузок испытывает организм, тем лучше работает мозг. Регулярно занимаясь спортом, Вы позитивнее будете смотреть на жизнь, станете остроумнее и счастливее. От физических нагрузок количество клеток, регулирующих процесс изучения информации и память, увеличивается.
  • «Королевская» осанка. Положение спины и шеи во время ходьбы или сидения влияет на мыслительный процесс. Проведите простой эксперимент. Попробуйте решить уравнение, сидя неправильно, а следом с выпрямленной спиной. Вы заметите, что во втором случае мыслительный процесс работает результативнее.
  • Хорошее кровообращение. Нарушение циркуляции крови мешает концентрации внимания. Если Вы долго находитесь в одном положении, то сделайте небольшую зарядку или прогуляйтесь. Это поможет восстановить кровообращение.
  • Тренировка мышления. Кроме физических упражнений важно стимулировать и области мозга, регулирующие другие функции. Развивать мозг можно только заставляя его работать. Пробуйте новое. Будьте любопытными. Задавайте вопросы. Посещайте новые места. Читайте книги. Займитесь живописью. Сделайте привычкой спрашивать «почему?» и всегда находите ответ на этот вопрос.

Непрерывно исследуйте мир, и Вы поразитесь возможностям, которые откроются Вам в работе и жизни.

  • Позитивные мысли. Исследования работы мозга показали, что мысли влияют на его процессы. Оптимистичные мысли успокаивают мозг и регулируют мыслительный процесс. Негативные мысли, напротив, приводят к депрессивности, страху и не позволяют использовать мозг на все 100%.
  • Смех. Он не только продлевает жизнь, воздействуя на здоровье организма, но и способствует выработке эндорфинов. Это вещество снижает напряженность и помогает мозгу работать результативнее.
  • Развитие памяти. Позволяйте разуму время от времени повспоминать события прошлого. Позитивные мысли о том, что уже прошло, помогают справиться с проблемами в настоящем и найти правильное решение.
  • Перерывы. Не лишайте себя кратковременного отдыха в процессе работы. Короткий перерыв даст мозгу расслабиться и наладить мыслительный процесс.
  • Загадки. Мозаики, кроссворды, сканворды, судоку, логические задачи – все это способствует развитию мыслительного процесса. Регулярное разгадывание загадок стимулируют мозговую активность.
  • Эффект Моцарта. Прослушивание музыки гениального композитора оказывает позитивное влияние на умственные способности. Прослушивая классическую музыку, Вы начнете лучше справляться с задачами. Это самый гармоничный способ в виду того, что в момент прослушивания классики происходит одновременное расслабление нейронов и их стимуляция.
  • Улучшение навыков. Хобби и увлечения важны для мозга. Не имеет значения вышиваете Вы, играете в шахматы или рисуете. Улучшайте навыки. Читайте книги, просматривайте мастер-классы, совершенствуйтесь. Достижение высоких результатов положительно повлияет на работу мозга.
  • Отказ от алкоголя. Алкоголь не только мешает работе мозга, но и препятствует обновлению клеток.
  • Игры. В свободное время играйте в настольные, карточные или компьютерные игры. Это прекрасная возможность не только интересно провести время с друзьями и близкими и поднять себе настроение, но и способ развить стратегическое мышление. Во время игры улучшается работа мозга.
  • Ручка и бумага. Записывайте идеи и навязчивые мысли. Ведите списки дел. Составьте перечень книг, которые планируете прочесть или фильмов, которые хотели бы посмотреть. Разгрузив мозг, Вы поможете ему концентрироваться на других вещах. К тому же, записанная идея не забудется.
  • Любовь и секс. Исследования работы мозга показали, что регулярный секс улучшает и стимулирует нейроны за счет выработки гормона «любви» — эстрогена. Эмоциональное соединение – фактор, улучшающий мозговую деятельность.
  • Выражение мыслей. Попробуйте вести дневник или блог в интернете. Ведение записей расширяет возможности мозга. Выражайте мысли, рассказывайте истории, делитесь опытом.

Выражайте мысли путем ведения блога в интернете. Разгрузив мозг, Вы улучшите интеллект.

  • Обучение других. Есть что-то что Вы знаете или умеете? Обучите этому других. Обучая, Вы и сами узнаете что-то новое. Самообразование стимулирует мозг и расширяет Ваши возможности.
  • Ароматерапия. Еще со времен Клеопатры известно благоприятное влияние запахов на организм человека. Ароматерапию используют в качестве расслабляющего средства и для стимуляции.
  • Наркотические средства. Кофеин и экстракт зеленого чая стимулируют активность мозга. Но долгосрочного эффекта от этих веществ добиться не получится.
  • Вдохновители. Окружайте себя людьми, достойными Вашего восхищения. Читайте полезную литературу и открывайте новые возможности для роста. Мозгу жизненно важна постоянная нагрузка. Если Вы хотите, чтобы мозг работал на все 100%, вдохновляйтесь и нагружайте его информацией. Выучите стихи великих поэтов, изучите иностранный язык. Заставляйте мозг трудиться.
  • Пространство. Избавьтесь от лишних вещей и освободите пространство комнаты. Помещение, загроможденное вещами, отнюдь не активирует мыслительные процессы. Создайте комфортную атмосферу в том месте, где Вы работаете.
  • Изучение основ. Чем бы Вы не занялись, начинайте с изучения правил и основной информации. Эта привычка избавит от разочарований в будущем. Знание азов не даст Вам столкнуться с тем, о чем Вы не имеете не малейшего представления в процессе изучения нового.
  • Ограничения. Составляйте режим дня и устанавливайте временные рамки. Так Вы достигнете нужного результата, затратив меньше времени и сил.
  • Медитация. Занятия медитацией улучшают память и активируют мыслительные процессы.
  • Дыхание. Когда Вам нужно сконцентрироваться – дышите. Глубокое дыхание насыщает организм кислородом, а значит Вы начинаете лучше мыслить.
  • Сон. Недосыпания негативно влияют на работу мозга. У человека, регулярно не высыпающегося, ухудшается память. Он не может сконцентрироваться и решить повседневные задачи. Правильный сон помогает интеллекту и развивает творческий потенциал. Высыпайтесь!

Кроме вышеперечисленных советов, заставить мозг работать на все 100% поможет правильное питание. Жирные кислоты Омега-3 – то вещество, без которого полноценная работа мозга невозможна. В первую очередь это жирная рыба и грецкие орехи.

Используйте мозг правильно, задействуйте все его области для улучшения интеллекта. Начните с малых привычек и со временем переходите к глобальным изменениям образа жизни и увлечений. Стимулируя мозговую активность, Вы станете продуктивнее и счастливее.

Правда ли, что 10 процентов мозга активно, 90% – скрытый потенциал

«Мозг имеет скрытый потенциал и работает только на 10%» — такое мнение весьма распространено. Не исключено, что вы даже слышали о научных исследованиях на эту тему. Только представьте, какими способностями мы бы смогли обладать, если мозг заработает на все 100! Вот только правда в том, что вообразить такое не сложно…

10% мозга: правда или миф

Мозг – сложнейший орган человека, и учёные постоянно делают открытия, связанные с его работой. Например, недавно была опровергнута информация, что клетки мозга не восстанавливаются. Восстанавливаются! Хотя и очень медленно.

То, что мозг имеет немалые скрытые резервы, в научной среде считается мифом. Хотя в своё время учёные его и породили. Психолог Уильям Джеймс одним из первых начал говорить, мы используем лишь небольшую часть от наших возможных умственных и физических ресурсов. Физик Альберт Эйнштейн также придерживался подобных взглядов, когда объяснял свой высокий интеллект.

Мозг – сложнейший орган и постоянно изучается

Эта идея вызывала и по-прежнему вызывает интерес у общественности. Фантастические произведения, псевдонаучные издания и телепередачи только подогревают мысли о скрытом потенциале, которым природа зачем-то наградила нас «про запас».

Рекомендуем:

Свою лепту внесли сериалы и фильмы, идея которых основана на том, что мозг работает только на 10 процентов. Самые яркие примеры – это фильмы:

  • «Газонокосильщик»;
  • «Области тьмы»;
  • «Люси»;
  • частично «Сплит».

Во всех случаях под действием определённых факторов у главных героев полностью раскрываются резервы мозга. Это приводит к колоссальному повышению интеллекта и даже открытию сверхчеловеческих способностей.

Главное опровержение

Так уж устроено развитие всего живого на Земле, что никакие скрытые резервы не закладываются на потом. Эволюция наоборот избавляет организмы от лишнего, к чему можно отнести 90% неиспользуемого мозга. А появление новых возможностей появляется постепенно и только по мере необходимости.

Если придерживаться теории эволюции, то такой мозг просто не смог бы появиться!

Насколько нагружен наш мозг

Сегодня известно, что каждая часть мозга выполняет свои задачи. При этом активными бывают все области мозга, пусть и не одновременно. Никаких неактивных областей нет – везде постоянно что-то происходит.

Интересный факт: На работу человеческого мозга затрачивается до 20% всех энергетических запасов организма. Для одного органа – это достаточно большой показатель.

Иными словами, наш мозг уже используется на 100%! Однако многие люди не используют все доступные возможности этого удивительного органа.

Какие функции выполняет мозг

Как прокачать свой мозг

Весь стопроцентный потенциал мозга имеется у каждого из нас. Осталось просто начать им пользоваться! Чтение, познание нового, изучение языков и любая другая регулярная умственная нагрузка в конечном итоге поможет взглянуть на мир по-другому – глазами человека, у которого мозг работает на все 100 процентов!

Ещё много интересного в наших соцсетях