Прически древнего рима: Древнеримские причёски — Википедия – как сделать историческую укладку, фото древнеримских стрижек, описание стиля, характерные черты моделей для женщин и мужчин, общие рекомендации по выполнению, современные варианты, примеры знаменитостей

Содержание

Женские и мужские прически Византии – история причесок

Византия – государство, которое не существует уже весьма долгое время. Но при этом государство, оставившее значительный след в истории. Ведь именно Византия на протяжении всего Средневековья являлась наследницей Римской Империи.


София – главный собор Константинополя

София – главный собор Константинополя, позже перестроенная в мечеть, в данный момент там находится музей

В 395 году произошел раздел Римской Империи на две части – западную и восточную. Западная часть просуществовала недолго – чуть менее 80 лет. Рим пал. Рим был захвачен варварами. А вот восточная часть бывшей Римской Империи продолжала существовать. Византия, как государство, просуществует до 1453 года. В итоге христианская Византия будет завоевана мусульманами. Сегодня бывшую столицу Византии город Константинополь называют Стамбулом.

Помимо мировой истории, когда-то существовавшая Византия оставила след и в истории России. Так как Римская Империя разделилась на две части, то и христианская религия, которая стала в последние годы существования Римской Империи государственной религией Рима, также со временем разделилась на две части – западную и восточную.

Столицей западного христианства стал Рим и те народы, которые приняли христианство из Рима, стали называться католиками. Столицей же восточного христианства стал Константинополь и те народы, которые принимали крещение из Константинополя, к примеру, земли Киевской Руси, стали называться православными.


Прически Византии

Прически Византии

Так как Византия являлась наследницей Римской Империи, то и прически жителей данного государства очень долгое время походили на римские. Лишь с X века, под влиянием канонов христианской религии, прически византийцев значительно изменятся.


История прически в Византии

Византийский император святой Константин со своей матерью святой Еленой. Рисунок Ф. Г. Солнцева с фресок Киевского собора. XI в.

Мужские прически Византии

Мужчины, по римскому подобию, изначально носили короткие стрижки с завитыми волосами. Уши были открыты. На концах волосы могли завиваться более крупными локонами, нежели у корней. Также носили густую челку длиной до середины лба. Лица были выбриты.


Мужские прически Византии

Бюст императора Льва I (457—474). Прическа по римскому образцу

С VI века в моду входят мужские прически из длинных волос. Волосы носят длиной до плеч, подражая иконописным изображениям Иисуса Христа. Завивку больше не используют. В моду входит и каштановый цвет волос, опять же, как у Христа. Мужчины могли окрашивать волосы в данный цвет.

К XII веку начинают носить бороды – округлые, либо усы. Бороды подвивают, окрашивают хной.


Икона Византии

Икона, изображающая Константина Великого (в центре) и отцов Первого Никейского собора (325), держащих Никео-Цареградский Символ веры.

Мужчины-крестьяне также носили бороды, но более длинные и без завивки. Прически у крестьян были: либо волосы длиной до плеч, либо короткие стрижки – стрижка в кружок или же стрижка «под скобку». Стрижка «под скобку» — волосы по бокам были подстрижены до середины уха, спереди – челка длиной до середины лба.


Мартин Лютер

Мартин Лютер (1459—1530) с тонзурой, немецкий богослов, инициатор Реформации (реформирование католического христианства)

Появляются свои прически и у священнослужителей. До VIII века они носят прическу «стрижка апостола Павла» — волосы выбривались с передней части головы, позже появляется прическа «тонзура» — волосы выбривались кружком по центру головы. Данная прическа являлась обязательной для служителей католической церкви до 1972 года.


Мартин Лютер

Михаил VIII Палеолог с супругой и сыном. Иллюстрация из «Истории Византии» Ш. Дюканжа (XVII век). Короны императора и императрицы приобрели сходство с епископской митрой. Согласно Дюканжу, данный тип короны называется камилавкой. В левой руке Михаила — акакия (мешочек с прахом) в форме свитка. В правой руке у всех троих скипетры

Женские прически Византии

Изначально женские прически походили на древнегреческие и древнеримские прически – с завивкой, собранные в пучок. Однако позже самыми распространенными женскими прическами стали нимбообразные или же шарообразные прически. А именно прически с широким валиком из волос, который обрамлял голову, иногда закрывая половину лба, сзади волосы укладывались в пучок.


Мартин Лютер

Мануил I Комнин (1143—1180) и его супруга Мария Антиохийская

Обязательным для женщин становится прикрывать волосы головным убором. Знатные женщины носили различные головные украшения, женщины же из народа ходили в платках.

Девушки могли носить распущенные волосы, а также заплетали волосы в височные косы, которые спускались полукругом под уши и закалывались на затылке.

Римская прическа: история и укладки

Римские прически неповторимы и, безусловно, женственны. Многие женщины предпочитают римские укладки в качестве праздничных причесок.

Виды и стиль римских причесок – в сегодняшней статье.
Римская прическа всегда подразумевает романтические нотки, это означает, что такого рода укладка должна быть основана на локонах или мелких завитках.

Это не только придает прическе кокетливых ноток, но добавляет ей дополнительного объема.
Виды римских причесок

Коса с повязкой

Изначально греческие косы напоминали нечто в виде гребня шлема римских военноначальников. В то время женщины носили короткие прически, педантично собранные либо в узел, либо в косу. Причем косички были небольших размеров и зачастую переплетались между собой.

Женщины Римской Империи выглядели очень строго и чопорно. Наравне с этим в Древнем Риме актуальны были длинные косы, сплетенные в три пряди и закрепленные вокруг повязки из ткани. Таким образом, римские женщины создавали длинные и объемные косы, которые были неотъемлемым атрибутом королевского стиля.

Прическа холодная волна

Несмотря на то, что прическа «холодная волна» стала нам известна как отражение стиля 20-х годов, специалисты по стилю отмечают, что она появилась гораздо раньше. Римские женщины создавали прически под названием тутулус, которые представляли собой множественные завитки. Волосы завали по типу русского кокошника, делая акцент на лобную часть головы. В остальном завивка волос выглядела очень аккуратно и женственно, она использовалась в качестве повседневной прически. Важно было дополнить прическу оригинальной повязкой или небольшой металлической диадемой (кольцом).

Пучок с локонами и без

Прическа пучок стала отражением стиля римских женщин. В древние времена женщины затягивали волосы в тугой узел, а также делали объемный валик из волос в области челки, который получил название нодус. Пучок собирали посередине затылка и комбинировали его с косами, а также завитками.

Коса вокруг головы

В число наиболее популярных римских причесок вошли косы вокруг головы. Такая прическа получила название коса-корзинка. Она состояла из множества мелких косичек, сплетенных между собой. Крепились косички вокруг головы, создавая эффект сплетенной корзинки. Такая прическа зачастую использовалась на свадьбах, а поверх ее римские женщины надевали платок фламмеум (оранжевое покрывало, которое символизировало целомудрие).

Локоны с узлом на затылке

Прическа локоны в римском исполнении представляла собой крутые завитки. Такая укладка на коротких волосах напоминала своеобразный шлем. А вот в качестве длинных причесок использовались высокие укладки в стиле «башня». Часть локонов собиралась надо лбом, формируя высокий валик. Такая прическа зачастую использовалась женами военноначальников, а также королевскими особами. Кроме этого локоны модно было заплетать в узел.

Такая прическа визуально напоминала локоны с небольшим пучком. Кстати, многие римские женщины дополняли локоны одной косой, заплетенной на кончиках волос.

Короткая прическа с косой на затылке

Женщины с короткими волосами создавали завивку с небольшими локонами, которую принято было заплетать в одну косу, и располагалась она посередине головы. Некоторые женщины носили косичку на кончиках волос. Кроме этого короткие волосы римские женщины зачастую прятали в тонкую сетку, тем самым создавая единую прическу.

Прически из кос

Прически с использованием многочисленных косичек были очень популярны в Древнем Риме. Римские женщины заплетали 6-8 кос с лентами, а затем сплетали их в одно целое. Такая укладка использовалась девушками на свадьбах, а также торжественных церемониях.

Аксессуары для волос

Не стоит забывать о том, что полноценная римская прическа предполагает дополнительные аксессуары дл волос. Прически в римском стиле может быть украшены сеткой, а также металлическими элементами декора. Римские женщины использовали металлические диадемы и кольца, обручи и ободки из ткани и жемчуга, а также венки.

Многие римские женщины скрывали свои натуральные волосы и использовали парики. Другие, несмотря на все запреты по окрашиванию волос, использовали травы и натуральные красители, придавая волосам необходимый оттенок.

Большинство римских причесок схожи со шлемом римского воина. Все они визуально напоминают единую монолитную структуру, с женственной основой. Кокетливых ноток римским прическам придавали косы и завитки, ну и, конечно же, аксессуары для волос.

Современные прически в римском стиле стали более универсальны. Большинство стилистов сходятся во мнении, что современные римские укладки получили больше объема, актуален объемный начес, а также полное отсутствие валика на лобной части головы.

Кто не знает имен древнеримских богинь – Афина, Аврора, Венера?! Эти богини поражали всех своим умом, мудростью и неземной красотой.

Долгое время индустрия красоты в древнем Риме находилась под влиянием Греции, это касалось, в том числе и парикмахерского искусства. Было очень популярным иметь короткие и мелко завитые волосы.

В императорском Риме парикмахерское искусство обрело вторую жизнь. Правда, как и в Греции модным было носить парики. Но это были парики из светлых длинных волос, позже в моду опять вошли короткие стрижки.
С течением времени состоятельные римлянки усовершенствовали моду на прически. Волосы стали завивать в длинные локоны, закрепляя их на специальном полукруглом (вокруг головы) каркасе.

Иногда делали прически в несколько ярусов, создавая эффект амфитеатра на голове. Волосы на затылке заплетали в косу и укладывали аккуратно на затылке. Модным было начесывать сильно завитые волосы, создавая пышный объем.

Позже грубоватые и чересчур большие формы были пересмотрены опытными парикмахерами и римские прически стали носить более сдержанный и аккуратный характер. Это были уложенные локоны, осветленные специальным раствором, секрет изготовления которого до сих пор не разгадан.

Более богатое сословие украшало волосы драгоценными камнями, бусинами, а остальные использовали тканевые накидки.

Следует отметить, что римские прически не были дополнены челками. Возможно, сыграло свою роль влияние церкви. Но все же римские модницы умудрились создать свой стиль причесок, пусть сдержанный, но зато очень элегантный и нежный.

Прическа в римском стиле подойдет практически каждой девушке. Завиваете волосы в локоны, аккуратно укладываете их с помощью шпилек на затылке и «вуаля», готово!

Это идеальный вариант для свадебного торжества. Завершающим этапом будет украшение нитью из жемчуга или использование заколок в форме цветов. Постарайтесь поменьше использовать лаков для волос и пенок. Так ваши пряди будут приятными на ощупь и естественными на вид.

Дорогие дамы, помните, что самым лучшим украшением будут только здоровые волосы! Экспериментируйте и будьте здоровы!

Юбилей у родственника, свадьба у знакомых и просто романтический ужин…

В жизни каждой женщины есть такой вечер, когда она надевает красивое платье и делает элегантную причёску. Укладки с локонами подойдут для любого мероприятия. Какие вечерние причёски локоны можно сделать к особому случаю?

Отличным вариантом вечерней укладки волос являются причёски в греческом стиле. Переднюю часть волос слегка начесать и выдвинуть вперёд. Завитые на плойку волосы уложить струящимися локонами, прихватив с боков. Укладку укрепить лаком и украсить шпильками с искусственными цветами.

Обычная причёска «пучок» может трансформироваться в вечернюю с локонами, если сделать пучок сбоку и вытянуть отдельные пряди, оформив их в изящные кудри. Можно украсить тонкой лентой.

Ещё одна причёска для длинных волос. Отделяем все волосы сверху, кроме чёлки. Накручиваем их на бигуди, а волосы ниже затылка накручиваем щипцами в виде спирали. Затем надо распушить их на более мелкие завитки. Волосы, накрученные на бигуди, разделяем руками на мелкие пряди, делаем лёгкий начёс изнутри и укладываем назад. Чёлку подкручиваем и укладываем произвольно. Укрепляем причёску лаком.

Прямые гладкие волосы, уложенные «холодными волнами», свободно падающими от середины лица, — прекрасная и стильная причёска для вечера.

Тем, у кого короткие волосы, для вечера подойдёт укладка в «ретро-стиле». Она делается от корней волос и, особенно, хорошо смотрится на стрижке «каре».

Различные заколки, банты, обручи совсем нелишние для этого случая, но, главным украшением вечерней причёски могут стать правильно уложенные, красивые локоны.

Источник: Hair-Fresh.ru — модные стрижки и прически!

Греческая прическа – история и фото причесок


Человек – наивысшее чудо
Софокл

Историческая справка:
Древнюю Грецию вполне можно считать колыбелью западноевропейской цивилизации. Ведь многое из того, что нам сегодня хорошо знакомо и известно, было придумано в Греции в период приблизительно с III тысячелетия до н.э. до I века до н.э. Так, именно греки изобрели Олимпийские игры. При этом греки вообще очень трепетно относились к физически развитому и прекрасному телу. Именно греки изобрели демократию (власть народа). Впрочем, голосовать могли все же не все – лишь свободные мужчины жители городов. На женщин и рабов древнегреческая демократия не распространялась.

Были древние греки и прекрасными архитекторами – они строили величественные пропорциональные храмы с изящными колоннами. Знакома была жителям Древней Греции и скульптура – статуи богов и героев из белого мрамора. И, да, жители Древней Греции, конечно же, были прекрасными сказочниками и мифотворцами – мы все знаем великого бога Зевса, помним о богине красоты Афродите, богине-покровительнице города искусств и философии Афин – Афине, а также о приключениях Геракла и Одиссея.


Прически Древней Греции

Статуя Зевса. Эрмитаж.

История Древней Греции богата, многогранна, неисчерпаема. Она сохранила для нас имена и литераторов, и скульпторов, и философов и, конечно же, имя первого историка – Геродота.

С парикмахерами время было более сурово. Мы не знаем имен древнегреческих цирюльников. Известно лишь то, что они были рабами и называли их каламистрами. Название пошло от слова каламис – металлические стержни для завивки волос. Древние греки очень любили кудри. И мужчины, и женщины, все носили прически с завивкой. Рабы-каламистры в Древней Греции очень ценились и стоили дорого. Причем у каждого из них, как сказали бы сегодня, была своя специализация – один раб расчесывал волосы хозяина или же хозяйки, второй завивал, третий окрашивал.

К слову, греки не ценили свой естественный темный цвет волос, а хотели быть похожими, особенно гречанки, на своих златокудрых богинь. Так, для осветления волос могли использоваться различные щелочные составы. Или же волосы посыпались мелкомолотым рисом, мукой. По праздникам богатые женщины могли использовать и золотой порошок.


Прически Древней Греции

Герма (скульптура в виде четырехугольного столба, на котором размещена голова) с изображением головы Перикла, римская копия с греческого оригинала Кресила, Ватиканские музеи.

Здесь можно увидеть бороду, которую носили древние греки, а также головной убор, похожий на фригийский колпак – один из популярных головных уборов Древней Греции.

Особенностью мужских причесок Древней Греции была их … женственность. Так, еще в период архаики (VII – VI вв. до н.э.) мужчины носили прически, состоящие из кос, собранных в низкие пучки или же обвивающих голову в два ряда, могли убирать распущенные длинные волосы под ленту, носить прически с длинными прядями, волосы в которых были завиты спиральными локонами.

В период классики (V-IV вв. до н.э.) жители Древней Греции начинают носить небольшие прически из подстриженных и завитых волос, которые по-прежнему сохраняют свою женственность.

Так, популярной становится прическа «бант Аполлона» или «цикада» — завитые длинные пряди волос были уложены в виде бантика надо лбом. Такую прическу могли носить не только мужчины, но и женщины.


Прически Древней Греции

Аполлон Бельведерский. ок. 330—320 до н. э.
Музей Пия-Климента, Ватикан.
Прическа «бант Аполлона» или «цикада».

Еще одна популярная прическа, она появляется позднее – в период эллинизма (III-I вв. до н.э.), была названа в честь известного полководца той поры Александра Македонского. Прическа представляла собой короткие завитые волосы, подстриженные «лестничками».

К слову, Александр Македонский стал законодателем моды и в еще одном вопросе – он ввел моду на выбритые лица. Изначально знаменитый полководец все же носил бороду и даже бакенбарды, но затем сбрил их. Таким образом, став первым греком без бороды. Мода на бритые лица очень быстро распространилась в армии, а затем и среди гражданского населения. Сохранится мода на выбритые лица и в Древнем Риме. С бородами теперь остались лишь ученые и философы.

До Александра Македонского греки носили бороды большие, обрамляющие нижнюю часть лица. Бороды завивались. Их форма могла быть самой разнообразной – некоторый период была очень распространена «коническая» борода. Бороды пропитывали ароматическими маслами, а к пирам посыпали мелом, мукой, мелкоизмельченными травами.


Прически Древней Греции

Бюст Александра Македонского как Гелиоса.
Прическа «Александр Македонский».

Борода у древних греков, как и у многих народов старины, считалась признаком зрелости, ее могли носить только мужчины, создавшие собственную семью и имеющие свой дом.


Прически Древней Греции

Дискобол. Римская мраморная копия древнегреческой статуи Мирона.
Здесь можно увидеть пример «спортивной» прически, которые также носили в Древней Греции.

В женских прическах моду в Древней Греции задавали гетеры. Судьба гречанок была незавидной – после замужества все, что им оставалось, это растить детей и заниматься хозяйством, живя на женской половине дома. Но были и исключения — жрицы богинь, храмовые проститутки и гетеры.

Гетеры не были женщинами легкого поведения. В их обязанности входило услаждать не тело, а душу. Главным достоинством гетеры было образование – умение разбираться в музыке, литературе, философии и искусстве. К слову, разбираться в данных сферах человеческого знания также должны были и все достойные мужчины-граждане древнегреческих городов-государств. Гетеры сопровождали философов, правителей и полководцев во время пиров. Иногда их брали в жены.


Прически Древней Греции

Артемида из Габий.
Прическа «греческий узел».

Так, еще в период архаики появляется прическа, которая так и называется – «прическа гетеры». Она состояла из волос, уложенных на затылке, а свержу укрытых куском ткани или же собранных в специальный мешочек.

Существовала и прическа, которую ввела в моду гетера Фрина (она позировала для скульпторов и художников, к примеру, для скульптора Праксителя). Прическа гетеры Фрины состояла из завитых волос, украшенных бантом на темени.


Прически Древней Греции

Аспасия.
«Дынеобразная» прическа.

Самой же популярной и известной женской прической Древней Греции стала прическа «греческий узел». Данная прическа имела множество вариантов. В ее основе был пучок из волос конусообразной формы. Один из вариантов такой прически каримбос – узел из волос, который крепился на шее очень низко.

Также гречанки носили прически «лампадион» (завитые волосы, собранные в короткий хвостик, который напоминает пламя костра), «дынеообразную» прическу – волосы, уложенные ото лба до затылка в виде объемных долек, перетянутые двумя лентами (данную прическу ввела в моду Аспасия – жена афинского полководца и оратора Перикла).


Прически Древней Греции

«Лампадион».
Современная интерпретация.

Известны были в Древней Греции и парики. Особенно были популярны светлые парики, а также парики с пепельным отливом. Но, будучи очень дорогими, они не пользовались такой популярностью, как в Древнем Египте. Как и египтяне, жители Древней Греции любили косметику, однако использовали ее, все же, гораздо в меньшем количестве. Для проведения косметических процедур у греков были рабы – косметы. Косметы натирали тела своих хозяев ароматическими маслами и настоями, а также делали массаж.

Несмотря на сложность причесок, одевались древние греки достаточно просто – все тот же, как и у египтян, кусок ткани (греки его называли хитон), которым драпировалась фигура.


Прически Древней Греции
Прически Древней Греции

Современные прически в греческом стиле
Фото с разных источников


Прически Древней Греции

Прическа в греческом стиле, фото
Прическа в греческом стиле, фото

Костюм Древнего Рима

Древнеримское государство возникло в VIII в. до н.э. Первоначально это был город-государство, занимавший лишь небольшую часть Апеннинского полуострова (территорию современного Рима), надалеко от устья реки Тибр. Предки древних римлян — латины, обитавшие в Лации, расположенной в районе Тибра, отличались мужеством, выносливостью и суровостью.
Вся история римского народа, все этапы ее развития отразились и в одежде древних римлян. В далеком прошлом римляне отличались простотой нравов, и их простая одежда служила им лишь для защиты от жары или холода. Ее делали из шкур и шерсти животных, позже — из льна. Мужчины и женщины носили рубашки и плащи, обувались в сандалии и башмаки с ремешками.

В истории Римского государства выделяются два периода: республиканский и императорский. Быт римлян в республиканский период оставался еще довольно строгим. Римский костюм походил на греческий, он также был драпированным, но эстетическим идеалом древних римлян было не прекрасное человеческое тело, а суровые мужественные воины и величественные женщины. Поэтому сложный римский костюм, который первоначально изготовлялся из шерсти, а позже и из льняного полотна, придавал фигуре статичность, величественность, некую театральность. В императорский период одежды становятся богаче и пышнее. Появляются привозные шелковые ткани.
В период расцвета Римского государства его границы очень расширились, включив территорию современной Англии, Франции, Испании, Голландии и других стран. Рим стал огромной мировой державой, которая вела бесконечные войны и обширную торговлю. Награбленное богатство, множество рабов, выполнявших всю работу, вели к роскоши даже в обыденной жизни. Все это отразилось и в характере древнеримского костюма.
Римляне одевались в одежды ярких цветов: красные, пурпурные, фиолетовые, желтые, коричневые. Костюм белого цвета считался парадным, его надевали для торжественных выходов.
Изготовлением одежды у римлян занимались женщины. До времен империи римляне носили одежду домашнего изготовления. Даже император Август (I в. до н.э.) гордился тем, что его туника и тога были сделаны руками матери и жены. В отличие от греков, которые свои одежды ткали цельными на станке, римские одежды сшивались.

Мужской костюм в Древнем Риме


Основой римского костюма являлась «туника», которая считалась нижней, домашней одеждой. Появляться в ней на улице без верхней одежды было неприличным для римского гражданина. Туника имела много общего с греческим хитоном, но, в отличие от него, была накладной одеждой: на плечах она сшивалась и надевалась через голову. Длина туники могла быть разной, но в основном она доходила до середины икр. Существовало несколько видов туник: «колобиум», «таларис» и «далматика». У колобиума были короткие рукава, и он подпоясывался. Таларис носила знать, у этой туники были длинные узкие рукава. Далматика была более длинной, с широкими рукавами, которые в развернутом виде напоминали крест. Поэтому далматику носили римляне-христиане.
Туники представителей различных общественных слоев зависели от их знатности и богатства. Пурпурный цвет в Древнем Риме был символом власти. Лица, занимавшие высокие общественные должности, носили туники с нашитыми пурпурными полосами. Так, на тунике сенатора была нашита широкая вертикальная пурпурная полоса («клавус»), на тунике всадников — две узкие пурпурные полосы. Полководцы-триумфаторы носили туники пурпурного цвета, расшитые золотыми пальмовыми ветвями.
Иногда (особенно в холодное время года) римляне надевали сразу несколько туник. Известно, что император Август носил одновременно четыре туники.
Самой главной верхней одеждой древних римлян служила «тога» — плащ из большого прямоугольного или эллипсообразного куска шерстяной ткани. Размер тоги был приблизительно 6 метров на 1 метр 80 сантиметров, и обычно рабы драпировали в нее своего хозяина. Для римлян тога была их отличительным признаком, и они называли себя «gens togata» — «одетые в тогу». Тога являлась символом гражданского достоинства римлянина. Если он совершал преступление, то по закону лишался права носить эту одежду. Рабы, чужеземцы и ссыльные также не имели права носить тогу. Полководец-триумфатор появлялся в затканной золотом пурпурной тоге — пикте. Позже ее заменил пурпурный плащ — «палудаментум», родоначальник мантий европейских королей.
Существовали и другие виды плащей. Римские императоры и высшая знать носили «палудаментум», который накидывался на спину и левое плечо, а на правом скалывался пряжкой. Его можно было также носить, несколько раз обмотав в виде шарфа вокруг левой руки.
Парадным плащом была также «лацерна» — прямоугольный кусок ткани, который закрывал спину и оба плеча и скалывался впереди. Лацерну делали из очень дорогой, затканной золотом и серебром ткани, и доходила она до колен.
Бедняки носили «пенулу» — шерстяной или кожаный плащ в виде полукруга, часто с пришитым капюшоном. Пенула была одеждой пастухов и путешественников. Ее часто делали из плотной шерстяной ткани с «начёсом». Римские щеголи носили пенулу из драгоценных тканей.
Штаны в обиход римлян вошли с III в. н.э. — эта деталь костюма была также заимствована ими от варваров (до войны с галлами они не носили их). Но постоянно носили их только солдаты.

Женский костюм в Древнем Риме

Женский костюм древних римлянок во многом схож с мужским. Он должен был придавать монументальность и величественность фигуре римской матроны, подчеркивать неторопливую плавную походку. Изготовляли его вначале из шерстяных тканей, а позже, в период империи, — из легких шелковых разноцветных тканей — иногда полупрозрачных, затканных золотом и серебром, которые со II в. до н.э. стали во множестве привозиться из других стран.
Римские женщины отличались особой страстью к богатым нарядам и украшениям. Чтобы ограничить эту страсть к щегольству, в Риме даже был издан строгий закон, запрещавший излишнюю роскошь. Впрочем, это ни к чему не привело: после войн с Малой Азией в Рим стало поступать еще больше восточных товаров и драгоценностей, и стремление к роскоши только усилилось. Если в более ранние времена римские матроны одевались в белую одежду, украшенную всего лишь узкой пурпурной каймой, то позже они стали шить одежды из разноцветных, клетчатых или ярких однотонных (лиловых, пурпурных, зеленых, желтых, красных) тканей. И несмотря ни на какие запреты, римлянки одевались в полупрозрачные, золотые и драгоценные пурпуровые ткани.
Длинную и довольно широкую тунику римлянки носили в качестве нижней или домашней одежды. Обычно она была шерстяной и подпоясывалась. Туники изготовляли как без рукавов, так и с длинными рукавами; рукава могли также быть разрезными, с застежками по всей длине руки.
Знатные женщины надевали поверх туники «столу» — верхнюю одежду, похожую на тунику. Она была длинной, с рукавами или без них и подпоясывалась под грудью красивым поясом. Внизу пришивалась широкая плиссированная оборка («инсиста»), расшитая золотыми блестками и жемчугом или украшенная пурпурной оторочкой. Широкой каймой украшались также воротник и проймы. На тунику без рукавов надевалась стола с рукавами (и наоборот). Стола считалась одеждой замужних женщин. Ее обязательно надевали, появляясь в общественных местах. Рабыням носить столу запрещалось.
Верхней одеждой также служил плащ — «палла», похожий на греческий гиматий. Его драпировали разными способами, с напуском у пояса, а верхним краем иногда покрывали голову. Палла скреплялась на плечах застежками («аграфами»).
Древние римлянки придавали фигуре стройность, стягивая под туникой куском плотной ткани или тонкой кожи талию и поддерживая ею грудь (что предвосхитило будущие женские корсеты).

 

 

Одежда римских патрициев:

На мужчине — туника с вышивкой, тога, обувь — кальцеус.

На женщине — стола и пеплум. Причёска с начёсом и накладными локонами.

Костюм римских воинов


Завоевательные походы Рима привели к тому, что одежда воинов стала более удобной и не мешала при их передвижении.
В ранний период Римской республики воины носили короткую шерстяную тунику без рукавов, а поверх нее надевали «лорик» — кожаный панцирь, покрытый металлическими пластинками. Верхней одеждой был плотный шерстяной плащ — «трабея». В эпоху Империи верхней одеждой простых воинов стал «сагум» — короткий плащ из шерстяной ткани, заимствованный римлянами от галлов. Это была настолько типичная одежда римского воина, что выражение «надеть сагум» означало: «начать войну». Кожаные или полотняные панцири покрывались тонкими металлическими или костяными пластинками в виде чешуй или перьев. Чешуйчатые панцири носили римские военачальники.
На ноги воины надевали сандалии или сапоги и металлические или кожаные поножи. Позже они стали носить шерстяные штаны ниже колен, плотно облегающие ногу. Ноги до щиколотки и выше защищались сапогами («калигами»), которые удерживались прочными ремешками.
Металлические или кожаные шлемы римских воинов были самой разнообразной формы. В императорские времена шлемы центурионов украшались посеребренным гребнем и султаном из перьев или конского волоса. Особо искусной работой отличались шлемы полководцев и императоров. А шлемы знаменосцев обтягивались звериной шкурой.

Римский воин в лорике:

 

На мужчине — костюм воина: кожаный панцирь, шлем-кассик с гребнем из конского волоса.

На женщине — стола и пеплум, накинутый на голову, сандалии.

На женщине: плащ-пенула на подкладке, туника с каймой

На мжучине: кожаный панцирь с надплечниками, плащ-сагум, сапоги-кальцеус
Обувь в Древнем Риме


У римлян не было привычки ходить босиком.
Свободные римляне в быту носили сандалии — «солеа». Они привязывались к ноге крест-накрест двумя ремнями. Носить солеа публично считалось неприличным. Римляне также носили полусапоги и сапоги, башмаки с ремнями и др. Отправляясь в общественные собрания, римляне надевали вместе с тогой высокие (закрывавшие ступню до лодыжек) кожаные полусапоги — «кальцеус». В отличие от греческих крепид, они полностью закрывали ногу. Высшие должностные лица (а также император во времена Империи) носили кальцеус из красной кожи, на высоких каблуках, с серебряными украшениями; сенатор — черные, со скрещенными впереди ремнями. Дорогая мужская обувь изготовлялась из кожи разных цветов и украшалась золотыми и серебряными бляшками. Бедняки и рабы обувались в простые деревянные башмаки. Обувь у римлян была необходимой частью туалета, снимать ее считалось неприличным даже в домашней обстановке. У полководцев-триумфаторов башмаки были пурпурные.
Крестьяне носили башмаки деревянные или из грубой невыделанной кожи.
Женщины надевали сандалии и башмаки из мягкой цветной кожи. Башмаки, которые носили знатные римлянки, были в основном из светлой тонкой кожи, расшитые жемчугом и золотом и очень плотно облегали ногу. Иногда римлянки носили мягкие полусапожки.

Прически и головные уборы в Древнем Риме


Древние римляне первоначально (до конца III в. до н.э.) носили длинные волосы и бороды, но затем стало модным стричься и гладко бриться или носить небольшие завитые бородки. Первые цирюльники появились в Риме из Сицилии в 290 г. до н.э.
Прически римлян были самыми разными: с челкой надо лбом, с гладко расчесанными или завитыми в локоны волосами. В императорские времена щеголи не только завивали свои волосы или носили парики, но и умащали их дорогими маслами, посыпали золотой пылью.
Обычая покрывать голову у римлян, как и у греков, не было. Головные уборы надевали только судьи и жрецы. Во время непогоды римляне защищали голову капюшоном, могли набрасывать на голову часть тоги. Но иногда они надевали шапки и шляпы, похожие на греческие (например, петас). Простой народ носил соломенные шляпы или кожаные шапки.
Прически знатных римлянок-патрицианок были сложными и очень разнообразными, а подчас и причудливыми. Они носили «греческие» прически, гладко расчесывая волосы и завязывая их узлом на затылке. Разделяли волосы на прямой пробор, заплетали их в косы, которыми обвивали голову. Завивали длинные локоны, обрамляя ими лицо, или взбивали впереди завитые волосы, гладко зачесывая остальные назад.
Типично римской женской прической была высокая прическа из локонов, укрепленных на каркасе, по форме напоминавшая русский кокошник. Часть локонов укреплялась рядами на каркасе, а остальные волосы заплетались в косу и укладывались на затылке или спускались в виде кос вдоль висков и на затылке.
Самыми модными считались белокурые и русые волосы, и римлянки пользовались различными средствами для осветления волос. Они также носили парики и накладные волосы, для чего использовались косы светловолосых германских женщин.
Головные уборы римских женщин были такими же, как и у гречанок: головные повязки, круглые шапочки, обтянутые золотыми или серебряными сеточками. Знатные патрицианки прикрепляли к головному убору тонкое покрывало в виде вуали, спускавшееся на плечи.

римские женские прически:

 

Украшения в Древнем Риме


Древние римляне носили венки из живых цветов. Во время пиров они возлагали на голову венки из плюща, мирта, роз и фиалок. Венками украшали головы полководцев, ораторов, жрецов, победителей спортивных состязаний, участников жертвоприношений. Знаменитых поэтов увенчивали лавровым венком (слово «лауреат» происходит от латинского названия лавра — «laurea»). Полководцу, который сумел спасти войско из опасного положения, солдаты подносили сплетенный ими самими венок из травы. Триумфатора увенчивали лавровым венком, который позже стал делаться из золота, а затем превратился в зубчатый венок, называвшийся «корона радиата».
Римлянки вплетали в волосы повязки, украшенные жемчугом, золотом, драгоценными камнями, носили золотые плетеные сетки, прикрепляя их к волосам красивыми шпильками из слоновой кости.
Мужскими украшениями были «буллы» — круглые медальоны-амулеты, охранявшие детство, которые юноши носили до гражданского совершеннолетия (до наступления 17 лет). На безымянном пальце левой руки римляне носили перстни — вначале они были железными, позже золотыми. Некоторые щеголи украшали свои руки сразу несколькими перстнями. В качестве украшений могли также служить пряжки.
Знатные римлянки отличались особым, доходящим до крайности пристрастием к украшениям. Большинство их они переняли у греческих женщин и украшали себя ювелирными изделиями тонкой работы из золота, индийского жемчуга, драгоценных камней. Они носили шейные цепочки и ожерелья, кольца и браслеты в форме свернувшейся змеи, головные обручи и диадемы, красивые пряжки. Нитками жемчуга украшали волосы. Золотые и серебряные серьги, которые носили римлянки, имели самую разнообразную форму. Самыми красивыми и самыми дорогими считались жемчужные, имеющие форму капель. Особой популярностью пользовались янтарные и хрустальные шары, которые римские матроны держали в руках: считалось, что они освежают руки.
Костюм знатной римлянки дополнялся очень дорогим опахалом из павлиньих перьев или зонтиком, который служил защитой от солнца или дождя.
Древние римлянки были искусны в употреблении косметики. Они заимствовали ее у греков и египтян. Римские женщины пользовались пудрой, душистыми маслами, мазями, румянами и притираниями, особыми средствами для осветления волос, для омолаживания кожи. Они научились искусству грима, употребляли различные лосьоны и помады для омоложения кожи лица, применяли свинцовые белила, зубной порошок из пемзы.
Римлянки также пользовались зеркалами, которые вначале делались из смеси олова и меди, а позже появились очень дорогие, из чистого серебра, с позолотой на оборотной стороне. Кроме ручных зеркал, у римлян были и большие стенные.
Туалетные принадлежности римлянки держали в несессерах: серебряные четырехугольные зеркала, подобно этрусским, украшенные на оборотной стороне; гребни из слоновой кости; щипцы для завивки волос; золотые и серебряные шпильки и булавки; ножницы; банки с румянами, помадами, белилами, флаконы с духами, ленты и пр.

Мода в Древнем Риме — Википедия

Некоторые римляне пытались удивить и шокировать других своей одеждой. Так, молодые римляне из богатых семей намеренно надевали мягкие женственные одежды, например, туники с длинными рукавами, яркие покрывала и прозрачные шёлковые тоги[1]. Философы часто появлялись в неопрятном виде, в грязной, оборванной одежде и изношенных плащах.

Верхняя одежда[править | править код]

Тога[править | править код]

Тога являлась знаком римского гражданина (см. тогатус). Вергилий[2] называл римлян «Владыки мира, народ, одетый в тоги». Отправленный в ссылку гражданин терял право носить тогу[3], а иностранцам эта привилегия вообще не предоставлялась[4].

Тога была официальной одеждой прежде всего богатых людей, однако со временем её стали носить всё реже. Так, Ювенал[5] писал о местах, где тогу носит только мертвец на смертном ложе. Марциал писал, что в маленьких городах Италии тогу надевают один или два раза в месяц, когда семья справляет праздник в честь Ларов и полагается надевать парадную одежду[6]. В самом Риме, по крайней мере в позднюю Республику, всё чаще выходили закутанными в плащ или покрывало[7]. При Августе эдилы должны были следить, чтобы каждый римский гражданин на форуме и его окрестностях, а также в цирке носил только тогу[8]. Однако, тога всё больше выходила из моды, и её носили только там, где это было обязательно: на общественных играх[9], в суде и по другим официальным поводам[10], при жертвоприношениях, а также клиенты, приходившие утром приветствовать патрона.

Было известно несколько разновидностей тоги:

  • Toga praetexta — тога молодого свободного римлянина (до совершеннолетия), с широкими пурпурными полосами. Такую тогу носили также только магистраты и жрецы[11].
  • Toga virilis — тога, которую надевал молодой римлянин на празднике в честь вступления в гражданское общество.
  • Toga pura — повседневная тога, изготовлялась из тяжелой белой шерсти, без цветных орнаментов.
  • Toga candida — претендент на пост чиновника носил эту специально отбелённую тогу (отсюда слово «кандидат»).
  • Toga pulla — такую тогу (серого или чёрного цвета) носили скорбящие.
  • Toga picta или toga palmata — пурпурная тога, которую надевал триумфатор; на ней были золотом вышиты сцены из римской истории.
  • Trabea — тога, украшенная пурпурными горизонтальными полосами. Сервий[12] описывает три вида трабеи: полностью из пурпурной ткани, посвящённая богам; белая и пурпурная трабея — одежда латинских и ранних римских царей[13]; пурпурная и шафранного цвета с пурпурной каймой, которую носили авгуры, консулы на фестивалях и эквиты во время transvectio.
Туника[править | править код]

Туника изготовлялась из шерсти или льна. Большинство хороших римлян носило тунику днём и ночью[7]. Туника у мужчин доходила до колен (её подпоясывали на талии), более короткие туники носили солдаты и путешественники[14], у женщин — до щиколоток. Туники с длинными рукавами предназначались для женщин (лат. tunicae manicatae)[15].

Состоятельные римляне предпочитали белую тунику; крестьяне, ремесленники и рабы носили тунику темного цвета. Сенаторы и всадники носили туники с пурпурными вертикальными полосами (лат. clavi), которые шли параллельно одна другой от шеи до низа туники, на груди и на спине[11]. У всадников: 1-2 узкие пурпурные вертикальные полосы (лат. clavus angustus), примерно в 3 см шириной; туника сенаторов была длиннее обычной туники, имела 1 или 2 более широкие полосы (лат. latus clavus), около 10 см шириной[16] и не подпоясывалась. Особую тунику надевал триумфатор: она была расшита золотыми пальмовыми ветвями, хранилась в храме Юпитера Капитолийского, числилась в составе храмового инвентаря и выдавалась только на день триумфа[11].

Светоний рассказывает, что император Август зимой надевал поверх нижней туники ещё четыре туники, шерстяной набрюшник и толстую тогу[17]. В одной тунике по улицам Рима ходило только рабочее и бедное население Рима.

Стола[править | править код]

Сто́ла (лат. stola) являлась особой формой женской туники с короткими рукавами(иногда — без рукавов), широкая и со множеством складок, доходившая, вероятно, до щиколоток; внизу обязательно пришивалась пурпурная лента или оборка (лат. instita)[18]. На талии стола повязывалась поясом. Такую одежду носили матроны из высшего общества и не смели надевать ни отпущенницы, ни женщины легкого поведения, ни рабыни[11]. Сенека считал, что стола не должна быть яркой или пестрой: «матронам не следует надевать материи тех цветов, которые носят продажные женщины»[19].

Палла[править | править код]

Столу во II веке н. э. сменила палла, а тогу паллий (лат. pallium) — представлял собой упрощённый греческий гиматий — кусок мягкой ткани, который набрасывают на плечо и оборачивают вокруг талии[11]. Этот плащ стал популярен из-за несложности ношения. Любимым цветом был пурпурный[20], но палла была также и жёлтого, белого, чёрного цветов, украшена золотом.

Слово pallium скоро стало родовым обозначением других плащей. Они разделялись по внешнему виду и покрою на три группы:

  • Пукуль, короткая, до середины спины доходившая накидка с капюшоном;
  • Пенула (лат. paenula) — это узкий плащ без рукавов, который застегивался спереди (по виду схожий с современным пончо). Так, Мессала[21] говорит об ораторах, «стиснутых и словно запертых в пенуле». Этот плащ можно было также спереди застёгивать, иногда пенулы были также с рукавами или по крайней мере с отверстиями, в которые просовывались руки. Материалом для этого плаща, если его надевали в путешествие или на работу, служило грубое толстое сукно или шерсть; иногда пенулу шили из кожи[22]. Это была и мужская, и женская одежда, которую надевали иногда даже поверх тоги[23];
  • Лацерна (лат. lacerna) — это было продолговатый и открытый спереди плащ до колен, который застёгивался фибулой на плече или груди. Лацерна бедняков была из тёмного грубого материала[24], у богатых граждан разноцветная и была часто роскошно отделана, иногда к ней приделывался капюшон на случай ветра и дождя. Первоначально это был воинский плащ, однако, уже в начале империи она стала обычной одеждой гражданского населения, которую часто надевали поверх тоги, чтобы согреться или предохранить ткань от грязи и пыли. Ювенал называл эти плащи «охранителями тоги»[11].

Палудаментум (лат. paludamentum) — это особая разновидность воинского плаща; от солдатской лацерны отличался тем, что был длиннее (доходил до лодыжек), а также тем, что для него использовалась материя более высокого качества, как правило, красного цвета. Его носили не только на плечах; зачастую его оборачивали вокруг бёдер наподобие шарфа, забрасывая один конец на левую руку. Палудаментум явился «родоначальником» императорской мантии.

Herculaneum Fresco 001.jpg

Женщины всё реже стали носить столу и паллу уже при первых императорах, Ульпиан (умер в 228 году) уже не упоминает в списке женской одежды, в эдикте Димициана от 301 года отсутствуют оба названия, а вписаны новые названия — далматика (dalmatica), мужская и женская туника с рукавами, и колобиум (colobium), туника без рукавов[14].

Одежда к особым случаям[править | править код]

В I веке вошло в обычай переодеваться к обеду в особую более удобную одежду — synthesis — набор (или даже целый гардероб[25]) разноцветных ярких плащей[11] или своего рода туник[26], который иногда меняли по нескольку раз во время обеда.

Крокоту, одежду шафранового цвета, носили женщины во время церемоний посвящённых Кибеле.

Herculaneum Fresco 001.jpg

В банях и общественных термах не было обычным ношение специальной одежды. Уличную одежду оставляли у входа в раздевалке и оставались лишь в тунике, если собирались играть в мяч или другие игры. Купались обычно раздетыми. Лишь немногие римляне надевали в бани набедренные повязки[27]. Так же римлянам были известны своего рода «бикини», как видно на мозаике с пьяцца Армерина (Сицилия), однако они служили женской спортивной одеждой, а не для купания[7].

Накануне свадьбы невесте повязывали голову красным платком и надевали на неё длинную прямую белую тунику с шерстяным поясом (лат. tunica recta), предназначавшуюся и для дня свадьбы, подвязывали поясом из овечьей шерсти (лат. cingillum). Свадебный наряд невесты представлял собой длинное платье — паллу (лат. palla gelbeatica), ярко-красного цвета, надеваемое на тунику. На голову накидывали покрывало огненного, жёлто-красного цвета (лат. flammeum), обувь должна была быть того же цвета, что и flammeum. К украшениям относился прежде всего браслет. Об особенном наряде для жениха не сохранилось сведений, возможно, он надевал обычную белую тогу и венок (по греческой традиции).

Нижнее бельё[править | править код]

Женщины часто носили 2 туники, при этом нижняя туника с набедренной повязкой и повязкой на груди составляли нижнее бельё, на которое надевалась верхняя туника[7].

Мужчины носили тунику под тогой, первоначально, однако, надевали тогу, а под ней только набедренную повязку. Уже во II веке до н. э. мужчины стали надевать под тунику ещё одну рубашку из шерсти. Рубашки из льна стали носить лишь в IV веке[14]. Охотники, крестьяне и солдаты часто повязывали ступни, бёдра и голени повязками из льна или шерсти, чтобы защититься от холода.

Одежда жрецов[править | править код]

Herculaneum Fresco 001.jpg Herculaneum Fresco 001.jpg Фламин в шапочке
  • Одежда весталок[11]: на голову, обвитую шерстяными повязками (лат. infulae), похожими на валики, надето покрывало до плеч, на груди круглый медальон (лат. bulla), белая туника повязана на талии веревкой.
  • Арвальских братьев отличала белая повязка и венок из колосьев (лат. spicea corona)[28];
  • Фламины в общественных местах должны были носить островерхую шапочку конической или круглой формы (лат. apex, такую же носили и салии) с оливковой веточкой и шерстинкой и лавровый венок[26]; ранее цари, затем и фламины надевали при жертвоприношениях плащ laena.
  • Фламиника носила особую пирамидальную прическу, волосы были переплетены пурпурной шерстяной лентой. Фламиники носили также покрывало огненного, жёлто-красного цвета как у невесты.
  • Отличительной одеждой авгуров была трабея.

Одежда разных слоёв населения[править | править код]

Одежда рабов состояла из туники с короткими, не доходившими до локтя рукавами и плотного толстого плаща (лат. sagum). Sagum был также плащом римских солдат. Это четырёхугольный кусок толстой грубой шерстяной ткани, который накидывался на спину и застегивался фибулой на правом плече или спереди под горлом[11] и напоминал македонскую хламиду.

Брюк у римлян не было: они считались варварской одеждой; императоры IV века запрещали носить их в Риме. Однако на севере, например в Германии, их приходилось надевать. Так на колонне Траяна солдаты изображены в коротких, обхватывающих ногу и спускающихся чуть ниже колена штанах[11].

Ткани[править | править код]

Главным материалом для одежды была овечья шерсть: из неё ткали туники, тоги и плащи. Более всего ценилась шерсть из Апулии, Калабрии и особенно мягкая шерсть из Тарента[14]. Из более грубой козьей шерсти ткали платки, накидки, мешки, навесы для защиты домов от непогоды, покрывала, для военных целей — покрывала для защиты от огня и стрел[14].

Льняное полотно шло главным образом на паруса, на тенты, которые натягивали над амфитеатрами и театрами в защиту от дождя и солнца[11].

Herculaneum Fresco 001.jpg Изображение toga picta

Из льняной пряжи делали также сети для звериной и рыбной ловли, повязки для врачебных целей. Льняную одежду носили жрецы Исиды; женщины, отправлявшиеся молиться в её храм, облекались также в полотняные туники. Широкое распространение льняные ткани получили только при поздней империи. Льняное полотно высокого качества (лат. byssus) завозилось из Египта, Сирии и Сицилии. В Риме также появился восточно-индийский хлопок — carbasus, по крайней мере со времён азиатских войн (191 до н. э.)[30]. С распространением роскоши стали входить в употребление более тонкие шёлковые материи. Римляне сначала познакомились с «диким шелком», который даёт дикий шелковичный червь — bombyx (одежда называлась bombycina или, по месту выделки, «косскими одеждами»). Такая одежда появилась в Риме в конце I века до н. э. и мода на неё продержалась не дольше 100 лет[11]. Китайский шёлк завозился поначалу в виде ниток и шёлка-сырца, готовая материя также распускалась, красилась и переплеталась со льном или хлопком в лёгкие полушёлковые ткани. Такие лёгкие цветные полупрозрачные ткани носили I веке н. э. не только женщины, но и мужчины[30]. Лишь позднее, с развитием торговли с Востоком, появились ткани, сотканные только из шёлка: Чистый шёлк получил широкое распространение в богатых слоях только с III века н. э.[11]. Сенека так писал о нарядах из шёлка: «Можно ли назвать одеждой то, чем нельзя защитить ни тела, ни чувства стыдливости… их достают за огромные деньги, чтобы наши матроны показывали себя всем в таком же виде, как любовникам в собственной спальне»[31]. Среди необычных материалов встречались ткани с ворсом бобра, верблюда, волокнистого асбеста[14].

Вышивались ковры, полотна, покрывала, которыми устилали кровати и подушки, а также определённые виды одежды, например, toga picta и tunica palmata. Золотом вышивались в основном ковры, одеяла, наряды для триумфаторов, частично женская одежда. Кроме полос (лат. clavi), которые пришивались к одежде, использовались также нашивки (лат. segmenta) в виде кругов или квадратов, обычно пурпурного цвета и вышитые золотом.

Цвета[править | править код]

Herculaneum Fresco 001.jpg Настенная живопись в Помпеях. Женщина одета в столу голубого цвета, которая на плече скреплена фибулой.

Повседневным цветом был белый. Бедные люди, рабы и вольноотпущенники употребляли коричневую или чёрную шерсть. Тёмная тога была одеждой траура и скорби.

Цвета было принято делить на «мужские» и «женские». Наиболее подходящими для женщин считались различные оттенки коричневого, жёлтого, оранжевого и зелёного цветов; напротив, если мужчина одевался в оранжевое или зелёное, это давало основание окружающим заподозрить его в гомосексуальных наклонностях. Во времена империи в моду вошли разнообразные оттенки цветов. Персий считал, что знатный щёголь носит накидку цвета гиацинта[26], Марциал не считал, что мужчины должны носить только тёмные одежды, серые или коричневые накидки[30]. Ярко-красный, и особенно различные оттенки пурпурного цвета ценились больше всего. Марциал оценивал пурпурную накидку из Тира в 10 тысяч сестерциев. Однако пурпурные одежды были редки. Человек, не занимавший официальной должности, надевая красное или пурпурное, тем самым как бы заявлял о своём тщеславии и непомерных амбициях. Цезарь даже ограничил ношение таких одежд, а при Августе пурпурное облачение мог надевать только сенатор, устраивавший игры[30]; Нерон даже запретил продажу пурпурной ткани из Тира и ткани аметистового цвета. Красный цвет в одежде, кроме того, был цветом удачи и вызова, поэтому такую одежду очень часто носили римские солдаты (тем более, что на красном кровь была менее заметна).

Обувь делилась на сандалии (лат. soleae, sandalia), ботинки (лат. calcei) и сапоги (лат. caligae). Мужчины носили по большей части башмаки из кожи натурального цвета, женские башмаки мало отличались по форме, были однако разнообразных цветов и из более мягкой кожи. Богатые женщины носили обувь, украшенную жемчугом, золотом и драгоценными камнями. Крепкие калиги, по данным современных экспериментов, могли прослужить для маршей в 500—1000 км, надевание таких сапог занимало около 3-4 минут.

Виды обуви[править | править код]

НазваниеОписание

лат. calceamentum, calceamenti
Вид обуви или ботинка, доходивший до колен

лат. calceus, calcei Calceus.jpg
Высокая закрытая обувь, вроде современных ботинок, составлявшая национальный костюм гражданина, который он надевал, отправляясь в город. Calceus носили как мужчины, так и женщины. Важные государственные чиновники из знатных семей носили на башмаке из красной или посеребрёной кожи на самом подъёме полумесяц из слоновой кости, который служил для завязывания.

Calceus senatorius (calceus mulleus) — башмак сенаторов представлял собой очень высокую обувь, доходившую до половины ноги, из красной мягкой кожи с четырьмя ремешками[32].
Calceus muliebris — закрытая обувь, род башмака из тонкой кожи разнообразных цветов: красные, светло-желтые, чаще всего белые, украшенная драгоценными камнями и жемчужинами. Такую обувь часто носили римские матроны[23]. Иногда вместо ремешков использовались шёлковые цветные ленты; Calceolus/Calceolii — обычно женский небольшой ботинок или полуботинок
Calcei patricii — башмаки римской знати с закрытым передом и длинным язычком, крепились к ноге четырьмя чёрными ремешками


лат. campagus, campagi
Солдатская обувь, также называвшаяся campagi militares.

Campagi imperiales — обувь схожая с солдатской, которую носили императоры поздней империи и византийские императоры[32].


лат. carbatina, carbatinae
По данным археологов, эта обувь была сделана из одного куска кожи. По краям были проделаны петли, которые связывали шнурком подошву и верхнюю часть обуви.

Gallica, gallicae — неофициальный вид карбатины, который носили с туникой и lacerna, но не с тогой
Gallicae Biriles — мужская
Gallicae Cursuriae — для бегунов
Gallicae Rusticanae — крестьян

Pero, peronis — грубая кожаная обувь, использовавшаяся главным образом крестьянами.

калиги
(лат. caliga, caligae) Calceus.jpg
Сапоги, которые носились крестьянами, извозчиками и прежде всего солдатами. Калига состояла из толстой подошвы (около 8 мм.) с 80-90 острыми железными гвоздями; к подошве пришивался кусок кожи, вырезанный полосами, образуя нечто вроде сетки вокруг пятки и ступни: пальцы оставались открытыми[23]

Caligae muliebres


лат. cothurnus, cothurni
Котурны, обувь актёров, игравших в трагедиях; имели очень высокую подошву, что зрительно увеличивало рост и делало поступь величавой.

лат. crepida, crepidae
Сандалии, ремни которых покрывали лишь ступню.
Сандалии
лат. sandalia Roemische Sandale fcm.jpg
Состояли из подошвы, которая закреплялась на ноге мягкими ремешками, при этом большая часть ступни оставалсь открытой[33]. Сандалии были разных цветов, подошва разной высоты, в зимнее время также с шерстью. Их носили как домашнюю обувь[34], ношение сандалий в общественных местах считалось нарушением хорошего тона. Садившиеся за стол снимали сандалии или им их снимал раб.

(лат. sculponeae, sculpunarum)
Деревянная обувь, которую носили рабы или бедняки.

лат. soccus, Socci
Лёгкая обувь, типа тапочек, которую носили актёры, игравшие в ателланах и фарсах.

лат. solea, soleae
Сандалии, ремни которых ремни поднимались выше лодыжки; их носили римские должностные лица

Solo alto — сандалии актёров на высокой подошве
Urina — женские сандалии из воловьей шкуры, иногда также на двойной подошве
Baxa/Baxae — лёгкие из растительных волокон, листьев и проч.[32]


лат. cubtalaris
Закрывающая ногу обувь, ниже лодыжки[32]

Головные уборы[править | править код]

Мужчины в общественных местах по большей части не носили головных уборов. При плохой погоде, также как и при жертвоприношениях, тогу приподнимали поверх головы. Крестьяне, а также путешественники при дожде и от пыли надевали лат. cucullus, своего рода капюшон[35]. Капюшон прикреплялся к плащу paenula или же прямо набрасывался на плечи[23]. Шерстяную шапку вольноотпущенников — лат. pilleus, которую носили также простые люди, в городах можно было увидеть редко[7], за исключением сатурналий, когда такие шапки надевались как знак социального равенства[36]. В жару многие путешественники и посетители театров носили широкополые шляпы как защиту от солнца[37].

По традиции замужние женщины должны были узнаваться по наличию головного убора. Это мог быть кончик паллы или покрывало (лат. rica), укреплённое на голове и ниспадавшее складками на затылок и спину[23]. Mitra представляла собой кусок материи, покрывавшей голову в виде чепчика, доходившая лишь до половины головы, она оставляла открытыми спереди грациозно положенные волосы. Римские женщины также носили головные сетки (лат. reticulum).

Если Гай Сульпиций Галл отверг жену, потому что та появилась общественном месте без головного убора[38], то во времена империи традиции стали менее строгими. Многие женщины считали достаточным носить в качестве головного убора — vitta — шерстяную повязку, скреплявшую волосы (как право и знак матрон[39]).

Несмотря на законы, запрещавшие роскошь (lex Oppia в 193 году до н. э.[40]) и осуждение моралистами пристрастия женщин к роскоши и расточительству, римские женщины всех слоёв общества охотно носили украшения. Богатые украшения показывали статус женщины (и её мужа) в обществе.

Женщины использовали в качестве украшений диадемы, кольца (лат. anuli), украшенные золотом ленты, вплетавшиеся в волосы (лат. vittae), серьги (лат. inaures) (иногда их вдевали в каждое ухо по нескольку штук), браслеты (лат. armillae), в том числе и надевавшиеся на плечо (лат. spintera), и ожерелья (лат. monilia) с кулонами или без. В литературе упоминаются также браслеты для щиколоток (лат. priscelides)[41] и цепочки на бёдра[42]. Фибулы использовались в качестве застёжек для одежды и служили одновременно украшением.

Основными материалами для изготовления украшений было золото, серебро и электрум; часто украшения изготовлялись также из бронзы и стекла. Использовались в украшениях и драгоценные камни: изумруды, голубые сапфиры, красные гранаты, опалы, очень редко — алмазы (бриллиантов в Древнем Риме не знали, а неогранённые алмазы не очень красивы). Большой популярностью со времён императора Августа стал пользоваться жемчуг (лат. margaritae), который в больших количествах завозился с Востока; жемчужное ожерелье было заветной мечтой каждой более или менее состоятельной женщины. Женщины скромного достатка носили украшения из агата, янтаря, кораллов или гагата, женщины из низшего сословия и рабыни — имитации драгоценных камней (например, изумрудов) или украшения из дешёвого цветного стекла.

Единственным украшением мужчин в республиканский период был перстень с печаткой (знак принадлежности к сословию всадников), который чаще всего носили на безымянном пальце левой руки[7]. Во времена Империи мужчины нередко, чтобы показать своё благосостояние, носили одновременно по нескольку колец, украшенных драгоценными камнями[43]; некоторые носили крупные кольца из золота[44]. Лишь немногие мужчины носили золотые браслеты[45].

Украшения также подчинялись моде и региональным предпочтениям: так в провинциях часто встречались украшения (ожерелья и браслеты) из монет, но не на территории Италии. Популярной формой браслетов и колец была змейка, а для кулонов — полумесяц (лат. lunulae). Камеи или геммы носились в качестве колец или кулонов, они служили в том числе талисманами. На украшениях часто оставлялись пожелания: «Используй (его) счастливо» (лат. utere felix) или «Я тебя люблю, как ты того заслуживаешь» (лат. amo te merito).

Аксессуары[править | править код]

В Древнем Риме существовали различные виды поясов и повязок:

  • «пояс» (лат. subligaculum).
  • «перевязь» (лат. cingulum), а у солдат ещё и «портупея», поэтому выражение «положить перевязь» (лат. cingulum deponere) означало «выйти в отставку».
  • «повязки» (лат. fasciae), которые женщины носили на груди[46], а также вокруг ног[26].
  • «шейные платки» (лат. focalia). Ношение шейных платков пришло из Германии и вошло в обычай в I веке н. э. Так писатели, собиравшие большую аудиторию, повязывали платком горло во избежание простуды и хрипоты[11].
  • «передник» (лат. praecinctus).
  • «набедренная повязка у борцов» (лат. campestre).
  1. ↑ Gell. VII 12, 4; Sen. ep. 114, 21
  2. ↑ Aen. I. 282
  3. ↑ Plin. ep IV, 14,3
  4. ↑ Suet. Claud. 15, 13
  5. ↑ Iuv. III. 171
  6. ↑ IV. 66. 3—4
  7. 1 2 3 4 5 6 Weeber, Karl-Wilhelm. Alltag im Alten Rom: ein Lexikon. — Zürich, 1997. — ISBN 3-7608-1140-X.
  8. ↑ Suet. Aug. 40. 5
  9. ↑ Mart III 29, 3; Juv XI 203
  10. ↑ Cod.Theod.XIV 10, 1
  11. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Сергеенко М. Жизнь Древнего Рима.
  12. ↑ ad Aen. VII.612
  13. ↑ Plin. H. N. VIII.49, IX.39; Virg. Aen. VII.187, XI.334; Ovid. Fast. II.504
  14. 1 2 3 4 5 6 Handbuch der römischen Alterthümer
  15. ↑ Gell. VI 12, Cic. Cat II 22
  16. ↑ Quint. XI 3, 138; Varro LLIX, 79
  17. ↑ Aug. 82. 1
  18. ↑ Некоторые авторы считают, что инстита представляла собой не оборку, а, скорее, самостоятельную часть одежды — нечто вроде юбки, которую надевали поверх столы так, чтобы она доходила до земли.
  19. ↑ Sen. nat. quaest. VII. 31
  20. ↑ Cic. rep VI 2
  21. ↑ Tac. dial. 39
  22. ↑ Mart. XIV. 130
  23. 1 2 3 4 5 Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян.
  24. ↑ Juv IX 28
  25. ↑ Dig. 34 tit. 3 s38
  26. 1 2 3 4 Roman clothing (англ.). Дата обращения 7 ноября 2009.
  27. ↑ Mart. III 87; VII 35
  28. ↑ Plin. H. N. XVIII.2
  29. 1 2 Этруски [1987 Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. — Иллюстрированная энциклопедия моды]
  30. 1 2 3 4 Friedländer. Sitten der Römer. — Köln, 1957. — С. 241.
  31. ↑ de benef. VII. 9. 5
  32. 1 2 3 4 Types of Roman Shoes (англ.). Дата обращения 31 октября 2009. Архивировано 6 апреля 2012 года.
  33. ↑ Gell. XIII, 22, 5
  34. ↑ Cic. Mil. 20
  35. ↑ Cato r.r. 2, 3
  36. ↑ Mart. XI 6, 4; XIV 1,2
  37. ↑ Mart. IX 29
  38. ↑ Val. Max. VI 3,10
  39. ↑ Ov. ars am I 31, 10
  40. ↑ Liv.XXXIV 1
  41. ↑ Hor. epist. I 17, 56
  42. ↑ Plin. NH XXXIII 40
  43. ↑ Mart.IV 11
  44. ↑ Mart. XI 37
  45. ↑ Plin. NH XXXIII 39
  46. ↑ Ovid, De Art. Amat. iii.622; Propert. IV.10.49; Fascia Pectoralis, Mart. XIV.134

Грандиозные прически. Один день в древнем Риме. Повседневная жизнь, тайны и курьезы

Грандиозные прически

Доверенная рабыня госпожи хлопает в ладоши. «Гримерша» выходит из комнаты, уступая место двум другим девушкам, которые займутся волосами хозяйки. Одна из них достает из шкафчика три парика и ставит на столик. Они трех разных цветов: белокурый, рыжий и черный.

Нас не должно удивлять наличие париков в римскую эпоху. Они пользуются значительной популярностью и делаются из натуральных волос: белокурые и рыжие привозятся из Германии, черные — из восточных стран, даже из Индии. Парики считают предметами роскоши, и при их ввозе уплачиваются высокие пошлины.

Госпожа выбрала рыжий парик: сегодня вечером она наденет его на пир. В последующие часы рабыня приведет его в порядок и подготовит к вечернему туалету. Непростая задача, ведь парик большой, надо завить и уложить столько локонов.

В описываемую нами эпоху, при Траяне, прически достигают грандиозных размеров. Некоторые из низ, высокие и островерхие, напоминают папскую тиару (слева). прически у матрон очень сложные: узел на затылке из свернутых в кольцо косичек и «гребень», возвышающийся надо лбом, делаются с помощью накладок из натуральных «импортных» волос. Тон моде задают императорские жены (справа).

В течение дня хозяйка будет обходиться без парика, демонстрируя собственные волосы, заботливо расчесанные и уложенные в прическу. Для этого она вызвала вторую служанку, которая принесла с собой целый арсенал расчесок из слоновой кости, шпилек, ленточек и гребешков. Ей придется потрудиться: волосы хозяйки, которые от природы только слегка волнистые, придется завить. Для этого служанка воспользуется способом, дошедшим до наших дней. Еще один раб принес небольшую жаровню с горящими углями, чтобы подогревать щипцы (calamistra), с помощью которых она будет завивать пряди волос.

Надо сказать, что прически римских дам, усложняясь с течением времени, при Траяне становятся прямо-таки вычурными.

Это как в нашей моде. Время от времени прически претерпевают радикальные изменения. Новую моду укладывать волосы определенным образом часто задает «первая леди», то есть супруга императора, или женщины из его семьи. Все представительницы слабого пола в империи, глядя на скульптурные портреты этих «представительниц власти» в общественных местах или профили на монетах, стремятся подражать им. В общем, законодательницами мод в Древнем Риме были дамы из императорского семейства.

Со сменой правящих династий сменяют друг друга и все более хитроумные прически. Октавия, сестра Августа, например, ввела в моду прическу, названную ее именем: волнистые пряди на висках, маленький чубчик надо лбом, от которого начиналась коса, шедшая посередине головы на манер «гребешка», завершаясь на затылке узлом из свернутых спиралью кос.

Если эта прическа кажется вам слишком сложной, — сравните, какие нововведения в прическах произошли при Нероне и особенно во время правления императоров из рода Флавиев (Веспасиана, Тита и Домициана).

Появился обычай обрамлять лицо локонами, и чем дальше, тем больше. Настоящих волос для этого уже не хватало, и тогда стали использовать накладки, уложенные в несколько рядов, подобно рядам кресел в кинотеатре. Эти накладки взбивались, придавая прическе вид настоящего фонтана из кудряшек. Такие прически, несколько вульгарные, были похожи на те, что носили дамы эпохи Возрождения или барокко. На затылке красовался неизменный узел из уложенных спиралью кос. Легко представить себе, сколь кропотливым был труд рабынь, отвечавших за причесывание госпожи (их называли ornatrices), чтобы столь прихотливо уложить волосы. Почти как старания повара над свадебным тортом…

Есть предположение, что столь монументальные прически часто носили низкорослые женщины, чтобы быть заметнее. А в Древнем Риме, как мы увидим, женщины не отличались высоким ростом…

В эпоху, которую мы описываем, прически богатых римских матрон достигают апогея своего развития и приобретают невероятные формы и размеры: на голове сооружается вертикальный веер из волос, который идет от одного уха до другого и заканчивается элегантными кудряшками, подобными серьгам. У некоторых женщин прически похожи на спинку стула, водруженную на голову, у других размерами и высотой напоминали папский головной убор, тиару. Законодательницей этой новой моды выступила супруга Траяна, Плотина. Поэтому такую прическу называли ее именем.

Остановимся на этом. Но заметим все же, что это был лишь один из этапов развития римских причесок: в последующие эпохи будут изобретаться все новые знаменитые прически: «в форме дыни», «в форме черепахи», «в форме шлема» и так далее.

И последнее наблюдение. Римские женщины любили конечно же красить волосы: специальные составы позволяли стать блондинкой или шатенкой. Чтобы получить иссиня-черный цвет, надо было смешать овечий жир с сурьмой. Были даже такие, кто красил волосы в голубой или оранжевый цвет, как правило проститутки и женщины легкого поведения… Всем ясно, что при частом окрашивании волосы портятся. В том числе и поэтому широко использовались цветные парики, позволявшие в любое время по желанию менять форму прически и цвет волос.

История прически древнего рима

В богатых римских  домах очень любили украшения. Мужчин украшали перстни, пряжки, детей аристократов – круглые медальоны-буллы. Богатые римлянки носили много украшений, особенно на голове – украшение кос, пучков. Это были сеточки из золотых нитей, булавки, шпильки из золота, серебра и ценных пород дерева с инкрустацией из полудрагоценных камней, диадемы с чеканкой. На концах они украшались фигурками зверей, людей, скульптурными группами. Гребни вырезались из дорогих пород дерева, инкрустировались рубинами, сапфирами, сердоликами. Тонкая резьба, чеканка были обычным явлением в головных украшениях. Во времена Империи стали носить по нескольку колец на одном пальце.

 

2.5. Косметика

Во все времена косметике  уделялось большое внимание. В период Республики римляне стремились быть стройными. В банях-термах, где они проводили целые часы, им прислуживали рабы-косметы, обязанностью которых было делать массажи, натирать кожу ароматическими маслами, благовониями. Рабы-тонсорес стригли и брили. Все эти работы кроме рабов выполняли и вольные мастера, которые обслуживали римлян, не имевших рабов. Римские женщины с охотой пользовались косметикой. Каждая богатая римлянка имела специальный ящичек – «женский мир», который содержал все необходимое для ухода за лицом. Во времена Империи модницы тратили на косметику огромные деньги. На рынках можно было купить любые косметические товары, но особенно ценились египетские мази и порошки, которым приписывали различные магические свойства. Женщины сильно белили лицо, шею, грудь, руки, наводили при помощи охры и винных дрожжей румянец на щеках, не заботясь о естественности. Глаза и брови подводили сажей.

Очень популярными среди  римского населения были рецепты для окраски волос в рыжий цвет, порошок для чистки зубов из мелкотертого рога и пемзы, свинцовые белила для лица, лосьоны из миндального масла и молока. Были средства от морщин из льняного масла и животных жиров. Вместо духов использовали пахучие мази, например мазь телиум, которую изготовляли из цедры апельсинов и оливкового масла.

Употреблять косметику  могли не все. Куртизанкам это  было строго запрещено. Едкие сатиры поэтов – Горация, Катулла, Лукиана – высмеивали страсть модниц, доходивших в излишествах до карикатуры. Во времена Империи косметикой пользовались не только женщины, но и мужчины. Римские франты покрывали лбы, руки меловым порошком, обильно румянили щеки, подкрашивали брови и глаза, применяли пудру лазоревого цвета для обсыпания париков на пирах. Большой вклад в косметику внес знаменитый врач древности Гален (ок. 130 – ок. 200 гг.), который разработал состав и доныне известного крема.

 

2.6. Парфюмерия

Древнеримская парфюмерия не сильно отличалась от древнегреческой. Римляне переняли у греков большинство технологий изготовления ароматов, как и некоторые традиции: парфюмерия активно использовалась в религиозных и погребальных ритуалах, в ежедневных гигиенических процедурах. Но, конечно, римляне внесли в искусство парфюмерии и свою лепту.

Как и в Древней  Греции, в Риме благовония получали из древесных смол, а потом смешивали  с маслами, которые наносили на тело или окуривали ими помещение. Самыми распространенными ароматами  были ладан, мирра, сандал, мускус в  сочетании с корицей, имбирем, ванилью. Кроме того, в косметике и парфюмерии активно использовались оливковое масло, пчелиный воск, розовая вода и шафран.

Любители зрелищ пропитывали  ароматными жидкостями навесы в амфитеатрах, чтобы наслаждаться запахами во время  боев гладиаторов. На знаменитых пышных пирах Нерона в перерывах между едой специальные серебряные трубы разбрасывали благоухающие брызги, а во время трапезы над головами гостей летали белые голуби со смоченными в ароматной воде крыльями.

В Древнем Риме запахам  придавалась целебная сила. Одни запахи излечивали головные боли, другие – бессонницу, третьи – успокаивали нервы… По сути, именно тогда зародилось искусство ароматерапии, ставшее так популярным у современных людей. Интересно, что в Древнем Риме профессия парфюмера была схожа с профессией врача, так как изготовление ароматов было тесно связано с медициной.

Юрий Цезарь активно  поддерживал «отечественного производителя», ограничивая использование в  парфюмерии экзотических ингредиентов, привезенных из дальних стран. Тем  не менее, душистое сырье все-таки привозилось: из Индии, Месопотамии, Египта и др. стран. Обратно же везли уже приготовленные римские благовония. В итоге парфюмерия Древнего Рима дошла до тех же Индии, Африки, Аравийского полуострова.

Но одним из самых  существенных достижений римлян является использование для хранения духов флаконов из стекла. Технику выдувания стекла они переняли у сирийцев. Флаконы делали разнообразной формы. Они были похожи на колбочки, вазы, капельки воды, бутоны цветов. Некоторые из них расписывались или изготовлялись из цветного стекла.

В 2003 году при раскопках  в Пиргос-Маврораки на Кипре археологи  обнаружили комплекс сооружений, который, как полагают, был парфюмерной  лабораторией. Он включал комнату  для пресса для получения оливкового масла, помещения для переработки и очистки меди и пять 400- и 500-литровых контейнеров для хранения масла. На фабрике работали десятки людей.

Но самое интересное, при раскопках были обнаружены остатки  духов, по которым современные ученые и парфюмеры смогли восстановить античные запахи. Ингредиентами древних ароматов были разнообразные травы и специи: миндаль, кориандр, мирт, смола хвойных деревьев, бергамот – но почти не было цветов. Духи производились методом длительного погружения компонентов в воду или масло.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вывод

Как можно сохранить  закономерность, организованность, симметрию  и целесообразность, присущие греческой  одежде, и одновременно придать женскому платью грациозность и легкость, а  мужскому – торжественность, доказывает римская одежда.

Одежда древних римлян имела много общего с одеждой греков, но были и свои отличительные черты, особенно в период Империи. Мужские и женские костюмы изготовлялись из льна, тонкой шерсти, восточных шелков. Знатные сановники одевались в тяжелые парчовые ткани,  прозрачные шелка ярких цветов,  со  сложными  оттенками.  Но преобладали пурпурные, желтые, коричневые цвета. В период Империи модными становятся светло-голубой, розово-сиреневый, светло-лиловый.

Мужской костюм состоял  из тупики и тоги (нижней и верхней). Внешне они напоминали греческий хитон и гиматий. Тога была своеобразным символом римского патриция. Она стала символ зрелости и принадлежности к римской империи. Рабы, иностранцы и изгнанники носить тогу не имели права.

Мужчины дополняли костюм плащом – полудаментум, небольшой круглой накидкой – пенула, наподобие греческой.

Женщины носили одежды из тонкой шерсти и шелков, но со временем их вытеснили тяжелые ткани из парчи. Костюм состоял из туники, по очертаниям напоминающий мужскую. Верхней  одеждой служил плащ, драпировавший всю фигуру. Часто при выходе на улицу голову накрывали краем плаща.

Затем, в период империи, от повседневного ношения тоги отказались. В более короткие плащи, которые  были гораздо удобнее, прежде всего  стали одеваться низшие классы. Это были – пенула, лацерна, напоминающие греческую хламиду. Позже их приняла и аристократия.

Если в Греции и  у бедных, и у богатых было принято  ходить дома босиком, то в Риме по обуви  судили о принадлежности к тому или  иному общественному классу. Высшие слои общества, наряду с сандалиями носили кожаные ботинки, называемые калцеи, которые отличали римского гражданина от раба.

На головах носили шляпы и шапки, подобные греческим. Шляпы, часто соломенные, носили мужчины и женщины.

Прическа у мужчин чрезвычайно проста – долго, вплоть до империи, носят прическу из коротких, гладких волос, а усы и бороду бреют; часто бреют и голову. Только по примеру некоторых императоров, которые оставляли бороду и усы, эта мода стала постепенно распространяться и в более широких кругах.

Женщины проявляли большую  требовательность к прическам. Волосы у них были гладко причесаны и  сзади закреплены застежкой или  заплетены в косы, которые укладывались вокруг головы. Прически умеренно украшались драгоценностями. Типичными являются мелкие кудряшки вокруг лба.

В период империи была в моде крутая завивка с начесыванием волос. Прически были как из своих  волос, так и из париков. Особенно модными были парики из белокурых  волос, с которыми римлянки познакомились у германских женщин.

В период империи уделяли чрезмерное внимание уходу за телом и внешним видом. Изысканные ткани, веера, зонтики, а также бритье и всевозможные косметические средства, использовались ежедневно. О высоком уровне тогдашнего парикмахерского искусства свидетельствуют сложные и замысловатые женские прически, особенно в период империи. Изобретательность как бы не знала предела. О прическах пишутся даже стихи и эпиграммы.

Великолепные изделия  из драгоценных металлов, украшенные гравировкой и филигранью, отделанные жемчугом и драгоценными камнями, соперничали с египетским ювелирным искусством, имеющим свою тысячелетнюю традицию. Ожерелья, пояса, цепочки, браслеты и перстни носили тогда и мужчины, и женщины.

 

 

Список литературы

  1. Сыромятникова И. С. История прически. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002.
  2. www.5ka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *