Прически древний рим: Древнеримские причёски — Википедия – Прически Древнего Рима – фото и история

Прически Древнего Рима – фото и история


Пришел, увидел, победил.
Юлий Цезарь

Историческая справка
Лучше всего рассказать о Древнем Риме получилось у … Джорджа Лукаса в «Звездных войнах». В знаменитой саге передана не только вся суть событий, происходивших в римской истории, но и сама величественность нарядов и интерьеров, пускай и все они, как и сама история, были видоизменены до неузнаваемости и перенесены прочь от Земли.


Прически Древнего Рима
Римские легионеры

Сначала Республика – сенат, демократия, свобода, затем Империя и безграничное стремление завоевать весь окружающий мир. Легионеры, марширующие нога к ноге. Императоры, их жены и придворные, утопающие в роскоши. Рим сразили варвары – дикие, как считали римляне, отстающие от них в развитии европейские народы.

Под натиском варваров Рим пал. И было это в 476 году. Именно с 476 года все Империи мечтали стать Римом. «Москва-третий Рим». Вашингтон с его архитектурой и даже самим названием правительственных органов – сенат. Германия времен правления Гитлера – «третий рейх». «Первый рейх» — Священная Римская империя, существовавшая в Средние века и, как считалось, являющаяся возрождением Римской империи. Все хотят воскресить Империю. Все хотят завоевать мир. Но бойтесь варваров — говорили мудрецы.


Юлий Цезарь - прически Древнего Рима

Юлий Цезарь. Его роль исполняет Ален Делон. Фильм «Астерикс на Олимпийских играх».

Культура Древнего Рима произросла из культуры Древней Греции. Как и у всех завоевателей, у римлян не хватало времени на культуру. Когда римляне завоевали Элладу и назвали ее Грецией, их культура была весьма небогата. Именно у греков римляне позаимствовали пантеон богов, предварительно переименовав их. Так, Зевс стал Юпитером, а Афродита Венерой.

Именно у греков римляне позаимствовали форму храмов – прямоугольные с колоннами и скульптур – обнаженные из белого мрамора. Но со временем, на основе позаимствованной греческой культуры, возникла и своя, римская. Древние римляне первыми начали возводить арки благодаря тому, что ими был изобретен бетон, построили они и купол – купол храма всех богов Пантеона.

А еще именно римляне начали создавать скульптуры своих правителей и полководцев, а также их жен. Портретные скульптуры римлян, скульптуры исторических деятелей, даже оттеснили на второй план статуи богов. Стали римляне и прекрасными градостроителями. Все во славу Империи. Включая и первую конную статую императора Марка Аврелия. Именно от римлян пошла мода сажать императоров на коней. Вспомните, хотя бы Петербург и Петра I работы Фальконе.


короткая римская мужская стрижка

Бюст Гая Юлия Цезаря
Здесь типичная короткая римская мужская стрижка

В прическах римляне также взяли за основу греческие образы, однако со временем видоизменили их.


короткая римская мужская стрижка

Камея, изображающая Мессалину с детьми, Британником и Октавией
Каркасная прическа

Прически периода Республики были скромными. В период Империи прически, особенно женские, усложняются и вырастают в высоту. В женской моде появляются каркасные прически. В Древнем Риме, в отличие от Греции, женщины вели весьма активный образ жизни, иногда управляя целой империей, стоя за спиной мужа или сына, и им было где и перед кем покрасоваться.

В период Республики римлянки носили простые прически, чем-то напоминающие прическу «греческий узел». Так, они могли носить прическу, состоящую из длинных волос, разделенных на прямой пробор и сзади собранных в объемный пучок. Могли носить и прическу «нодус» — так назывался валик из волос, который делался надо лбом. Сзади волосы собирались в пучок.


короткая римская мужская стрижка

Императрица Ливия Друзилла — жена Октавиана Августа
Здесь можно увидеть прическу нодус.

В период Империи римлянки будут носить два варианта причесок – с различными плетениям из кос, уложенными в несколько ярусов, или же с завивкой, но на каркасе. В качестве каркаса чаще всего использовалась медная проволока.

Так, существовала прическа «тутулус» — каркасная. Волосы завивались, приподнимались надо лбом и крепились на раму. Дополнением к такой прическе могла служить конусообразная шапочка.


Прически Древнего Рима

Поппея Сабина

Законодателями моды на прически чаще всего являлись императрицы – для женщин и императоры – для мужчин.

Так, известна прическа императрицы Агриппины Младшей (жены императора Клавдия и матери Нерона). Она носила прическу с легкой челкой на лбу и с двумя объемными полушариями, состоящими из параллельных полос завитых локонов. По обе стороны шеи спускалось несколько змеевидных локонов.


Прически Древнего Рима

Агриппина Младшая

Мода на прически менялась быстро. Сами же прически знатные римлянки меняли по несколько раз в день. Как писал один из римских поэтов, легче сосчитать желуди ветвистого дуба, чем прически римлянок.

Выполняли прически рабы-парикмахеры, которых называли тонсорес и кипасис.


Прически Древнего Рима

Императрица Фаустина Старшая.
Прическа с косами.


Прически Древнего Рима

Стацилия Мессалина. Жена Нерона.
Каркасная прическа.

Мужские прически также были позаимствованы у греков. Это были стрижки, но более короткие. Так, в период Республики римляне носили волосы, подстриженные до мочки уха, и с челкой до середины лба, слегка завитые. Бороды римлян были короче греческих. В период Империи бороды римляне практически носить не будут. В период же Республики с выбритыми лицами чаще всего ходили лишь молодые люди.

В период Империи римляне в прическах будут подражать своим императорам. Так, к примеру, при Октавиане Августе на некоторый срок из моды выйдет завивка и волосы будут носить прямыми, следуя исконно римской, италийской, а не греческой традиции.


Прически Древнего Рима

Император Тиберий.

В моду войдут и S-образные челки. А среди легионеров будет очень популярна короткая стрижка «ежик».

Были известны римлянам и парики. Но чаще всего пожилые римляне маскировали свою плешивость при помощи накладных волос.


Прическа с завивкой

Бюст Нерона
Прическа с завивкой

Одежда римлян была такой же скромной как и греческая. Однако куски ткани, обматывающиеся вокруг тела, римляне стали сшивать. Так, к примеру, нижняя одежда – туника, сшивалась на плечах. Также римляне — всадники, начали носить и штаны, позаимствованные ими у галлов. Особой любовью у римлян пользовался пурпурный цвет, в отличие от греков, которые предпочитали белый. Пурпурный цвет считался цветом власти и тоги (верхняя одежда) такого цвета могли носить лишь императоры и полководцы.


Прическа с завивкой
Статуя Августа

Косметику и украшения римляне в период Республики использовали умеренно. А вот в период Империя чрезмерная роскошь была делом вполне обыденным. В этот период косметику использовали как женщины, так и мужчины. К примеру, знатные римляне, сенаторы, полководцы обильно румянили щеки, подкрашивали брови и глаза, а также обсыпали пудрой свои волосы или парики во время пиров.



Древний Рим. Прически, украшения, косметика

Мода Древнего Рима

Рим развивался под сильным греческим влиянием и многое перенял у греков. Однако же римляне были куда более рациональны и суровы, чем их беззаботные соседи и следовательно не занимались слепым копированием, а предпочитали «подстраивать» полученные знания под себя, создав в конечном счете культуру поверхностно похожую на греческую, однако же сильно отличающуюся от неё в сути.

Римляне так же как и греки были очень щепетильны по отношению к своему внешнему виду, поэтому очень внимательно следили за прическами. Изначально они были довольно просты, но вскоре римляне переняли у греков основные силуэты, несколько «подогнав» их под себя.

Прически

Форма и украшение прически часто зависели от достатка, положения в обществе. В целом же формы причесок были одинаковы для всех слоев населения.

Самой характерной была прическа с густой челкой, закрывавшей весь лоб до бровей или до середины лба. Вся масса волос подстригалась до мочки уха и легко подвивалась.
На скульптурных портретах периода Республики мы не видим вычурных или сложных причесок, как раз напротив — мужчины хорошо подстрижены, многие — довольно коротко.

Молодые римляне чисто выбривали лица, в зрелом возрасте начинали носить бороды, но они были значительно меньших размеров, чем у греков и тем более ассирийцев.

Во времена Римской империи мужские прически стали более разнообразными. Они утеряли отпечаток аскетизма и суровости, приобретя некоторые черты вычурности и изнеженности.

Римские граждане носили прически с челками, с завитыми прядями. Богатые патриции подражали прическам своих императоров.

После долгих лет подражания во внешнем облике древним грекам, римляне сумели создать свой стиль и возвести мастерство парикмахера в ранг искусства. Рабов- парикмахеров Древнего Рима называли тонсорес и кипасис.

Римские женщины носили прическу, которая состояла из завивки волнами и кос, уложенных поверх нее с затылка до лба.
Делали высокие, сложные прически, в которых сочетались разного вида локоны, расположенные ярусами. При этом на затылке или низко на шее из тонких косичек делали плоский пучок, укладывали его в виде корзинки или ракушки, завитка.

В период империи популярна была прическа тутулус, ее носили знатные патрицианки. Волосы завивались, приподнимались надо лбом, крепились на раму. Дополнением этой прически были конусообразные шапочки.

Для невест была особая прическа: шесть уложенных вокруг головы кос, которые перевивались красной лентой. Поверх прически прикрепляли обычно желтую фату или же яркий красный платок четырехугольной формы. С боков и сзади платок спадал мягкими складками, оставляя лицо открытым.

На торжествах прически украшали жемчугом — римляне ценили его дороже всех камней. Так как римским матронам казалось, что черный цвет волос грубит, то стали применять осветлители.
Распространился обычай носить светлые парики, а наиболее экстравагантные аристократки осмеливались носить даже цветные!

Парики рыжего цвета носили в основном куртизанки, танцовщицы. Окрашивание волос требовало особых щелочных составов и специальных знаний, поэтому рабыни-ортотрикс выполняли эту работу в несколько этапов.
Специальная каламистра мыла, просушивала волосы, навивала на щипцы. Другая, псекас, смазывала волосы помадой, а третья, кипасис, укладывала их в определенную форму.

Головные уборы

В Древнем Риме, как и в Древней Греции, голову покрывали очень редко.

Аристократы носили шляпы и шапки, по форме заимствованные у греков. Делались они из фетра, соломы, кожи, плетеных волокон растений. Служители культа полностью покрывали головы. Головные повязки сочетались с венками из листьев, цветов, веток.

Воины носили шлемы разнообразной формы, сделанные в большинстве из кожи или металла, закрывающие щеки и переносицу. Верхняя часть шлема украшалась гребнем, хвостами из шерсти животных, металлическими пластинами.
Шлемы полководцев и знатных патрициев изготовлялись из драгоценных металлов, инкрустировались эмалями, чеканкой.

Римляне заимствовали у греков традицию украшать головы во время торжеств и пиров венками, но надевать их имели право не все граждане — ими увенчивали головы победителей-триумфаторов.

Для изготовления венков использовались не только натуральные растения, но и искусственные цветы — из шелка, металлических пластин,— сильно надушенные ароматическими веществами.
Ценились красиво сплетенные венки. Большое значение имели сорт и цвет растений в венке.
Так, листья дуба, лавра, мирта символизировали гражданственность, силу и власть.

Головными уборами женщин были ленты, покрывала, в торжественных случаях — небольшие диадемы из дорогих металлов, инкрустированных перламутром, пластинами и розетками из камней.
При выходе на улицу на прическу накидывали покрывало или вуаль. На ночь для сохранения прически надевали сетки, сплетенные из тонких золотых или серебряных нитей, мешки из тонких сортов льна, шарфы из легкого шелка.

Украшения

Во времена Римской республики к украшениям относились сдержанно (снова вспомним о греках). Использовали только необходимые застежки, пряжки, булавки.
Суровые нравы Республики запрещали излишества, поэтому серьги и кольца надевали крайне редко.

Во времена Римской империи огромный приток военной добычи способствовал разложению нравов, тяготению к показной роскоши. Часто украшения являлись признаком сословной принадлежности.
Так лента — витта (поддерживала прическу и заодно служила украшением) была знаком хозяйки дома — матроны, гетеры не имели права носить ее. Украшением кос были тонкие сетки.

Женские головные булавки, гребни, шпильки стали настоящими произведениями искусства. Они делались из золота, серебра, на концах украшались фигурками зверей, людей, скульптурными группами.
Гребни вырезались из дорогих пород дерева, инкрустировались рубинами, сапфирами, сердоликами. Тонкая резьба, чеканка были обычным явлением в головных украшениях. Во времена Империи стали носить по нескольку колец на одном пальце.

Косметика

Во все времена косметике уделялось большое внимание. В банях-термах, где римляне проводили многие часы, им прислуживали рабы-косметы, обязанностью которых было делать массажи, натирать кожу ароматическими маслами, благовониями и рабы-тонсорес которые стригли и брили. Для тех граждан, не имеющих собственных рабов, существовали даже «государственные».

Римские женщины с охотой пользовались косметикой. Каждая богатая римлянка имела специальный ящичек — «женский мир», который содержал все необходимое для ухода за лицом.
Во времена Империи модницы тратили на косметику огромные деньги. На рынках можно было купить любые косметические товары, но особенно ценились египетские мази и порошки, которым приписывали различные магические свойства.

Женщины сильно белили лицо, шею, грудь, руки, наводили при помощи охры и винных дрожжей румянец на щеках, ничуть не заботясь о естественности, а глаза и брови подводили сажей.

Очень популярными среди римского населения были рецепты для окраски волос в рыжий цвет, порошок для чистки зубов из мелкотертого рога и пемзы, свинцовые белила для лица, лосьоны из миндального масла и молока.
Были средства от морщин из льняного масла и животных жиров. Вместо духов использовали пахучие мази, например мазь телиум, которую изготовляли из цедры апельсинов и оливкового масла.

источник — история прически (?)

обзор, особенности, история и интересные факты

Прически Древнего Рима, их красота и творческий подход, используемый особенно римскими женщинами, безусловно, являются отдельным искусством. Индивидуальность, даже в рамках социальных ожиданий, была столь же распространена, как и сейчас. Во все времена девушки старались быть красивыми, ухаживать за собой, так уж они устроены. Прическа в уходе занимала далеко не последнее место по значимости.

Традиционно, в парикмахерском деле выражались конкретные взгляды и убеждения, преобладающие в определенный период в искусстве. Различные прически Древнего Рима определенно играли важную роль как для мужчин, так и для женщин. Так же как и предметы моды, они использовались как символ красоты, мужественности, статусности или интеллекта.

женские прически древнего рима

Философы были единственным классом, который сопротивлялся соблазнам моды на протяжении всей истории: они наслаждались своей бородой. Точно так же светские женщины могли носить самые сложные вариации причесок в соответствии с последним писком моды.

Императорские прически

Прически, украшения и косметика в Древнем Риме были тремя вещами, через которые женщины могли действительно показать свою значимость и социальное положение. Они также могли носить ленточки и иные завязки на своих волосах, именуемые канальцы и фасций.

Или же они могли быть обмотаны вокруг всего тела и применяться в качестве корсета. Еще одна интересная особенность древнеримских причесок была в том, что здесь носили парики, причем как женщины, так и мужчины. Он носил название галерикулум.

Мужские причёски древнего Рима

Мастерство парикмахеров по стрижке волос тогда еще было невелико. Даже причудливый император Нерон в конце концов отпустил свои волосы расти на затылке на манер молодых людей и стиляг. Некоторые говорят, будто на манер колесниц, которыми восхищался император. Тем не менее он носил кудрявые волосы, которые обрамляли его лицо, так проявилась тенденция к бакенбардам.

Когда стиль вернулся обратно в сторону длинных волос и бород, он настолько перегнул палку, что во времена Адриана было абсолютно нормально носить хвосты как спереди, так и сзади.

Да, звучит весьма дико, но мы не должны забывать привычку людей XVIII и XIX веков носить длинные парики с завитками, которые носят судьи в Великобритании по сей день.

Ряд римских императоров, таких как Константин, например, предпочитали ходить без бороды, возможно, в качестве последнего модного заявления против вторгшихся бородатых варваров.

Кто знает, не исключено, что стрижка с помощью старой окисленной бритвы была признана немного опасной?

Мужские прически Древнего Рима

Самой ранней модой было иметь длинную бороду. Брились мужчины редко, поддерживая волосы и бороду в более или менее опрятном состоянии и, вероятно, осуществляли данный процесс их любимые жены.

Опрятность вызывает сомнения, так как в те дни традиционная укладка, вероятнее всего, походила на разоренное птичье гнездо.

Бритвы novalculae были хорошо известны еще с первых дней Рима: бронзовые станки для бритья были найдены начиная с восьмого века до нашей эры, то есть до официального основания Рима.

История возникновения парикмахеров

Первые парикмахеры прибыли в Рим примерно в третьем веке до нашей эры.

Однако мы легко можем себе представить, что, в частности, у богатых патрициев была привычка иметь личного раба, выполняющего функции секретаря, помощника и парикмахера. Чем богаче они были, тем больше умелых подчиненных им нужно было иметь для помощи в осуществлении своих ежедневных обязанностей.

Учитывая относительно низкий уровень технологии бритья, можно предположить, что результат процедуры серпообразным куском бронзы был прямо-таки непредсказуемым.

Можно только гадать, что на самом деле происходило в парикмахерских – tonstrinae, но многое подтверждается археологическими находками: обычная косметика, некоторые простые инструменты для небольших медицинских вмешательств, таких как вырывание зубов, и атрибуты игры в кости, чтобы скоротать время.

Нравится думать о знаменитом парикмахере из Севильи, который в значительной степени является копией его римских сверстников. Сплетни, разговоры о женщинах, ставки и споры по поводу скачек.

Великие люди, правители и императоры, такие как Цицерон, Цезарь, Август и Веспасиан, — все они были гладко выбриты. Веспасиан был практически полностью лысый.

прически древнего рима

Конечно, дело не только в моде: борода всегда ассоциировалась с философией и мудростью, а политическая пропаганда воспользовалась этим и связывала этот показатель мудрости с образом императора.

Римляне высоко ценили свои волосы, и Юлий Цезарь пошел на многое для того, чтобы скрыть свои редеющие кудри.

Говорят, из-за этого он всегда носил лавровый венец, потому что тот покрывал его лысую голову, считающуюся уродством.

Ведущей фигурой в период Римской империи, конечно, был император, и, если он принял новую прическу Древнего Рима, история гласит, что она была быстро принята и другими римлянами.

Император Адриан (117-138 гг. н. э.) был первым императором, носившим короткую бороду, которая затем стала довольно распространенной среди римских мужчин.

В более поздние годы император Константин носил накладные волосы различных цветов, которые были тщательно оформлены и надушены.

Богатые римляне последовали его примеру и окрашивали волосы в различные темные и светлые оттенки. Ношение париков также стало модным.

Женские прически древнего Рима

Римские женщины изначально носили волосы с большой простотой. О самых любимых и оригинальных прическах Древнего Рима легенды складываются до сих пор. Среди них — красиво заплетенные волосы, а затем закрепленные сзади большой заколкой.

Молодые девушки прятали свои длинные волосы в пучок, завязанный у основания шеи. Простые прически для замужних женщин менялись во времена правления императора Августа, как в моду пришли разнообразные и сложные прически.

прически путан в древнем риме

Во время правления императоров Флавиев (69-138 гг. до н. э.) прически поднимались на большую высоту множеством искусственных завитков. Волосы женщин становятся искусно завитыми.

Прически тщательно укладывались. Они могли быть с закрученными, волнистыми и завитыми волосами.

Парики использовались для создания иллюзии обильных локонов.

Римские прически, парики, краски для волос

Для косметики и прически требовались зеркала, которые были изготовлены из высоко полированной бронзы или серебра в прямоугольных или круглых формах.

Римляне очень восхищались светлыми волосами. Седые волосы тоже были окрашены с помощью ореховой краски. Парики были весьма распространены в Древнем Риме.

Некоторых рабов брили налысо. Их волосы были использованы для производства париков для богатых римских женщин.

Аксессуары

Для создания сложных и ярких причесок использовались различные аксессуары. Ленты применялись для укрепления причесок, драгоценные камни пронизывали волосы, парфюм наносился для обеспечения приятного запаха волос. Различные заколки, цветы, венки и диадемы подчеркивали яркий характер прически.

В Древнем Риме прическа показывала, кто этот человек и какое место занимает в обществе. Богатые женщины могли себе позволить носить экстравагантные варианты, создание которых может занимать несколько часов.

Специальные рабы мыли, расчесывали, красили, подстригали и завивали локоны своих хозяек. Это было привилегированное положение для раба. Богатые женщины имели много времени, чтобы сидеть перед зеркалом, пока их волосы приводили в порядок.

прически древнего рима история

Применялись для окрашивания волос натуральные краски, такие как хна (которую мы до сих пор используем сегодня) и шафран, еще один дорогой импортный товар для римских матрон.

Прическа — признак ценности

Парикмахерское дело было частью женского культа, практики самосовершенствования и оздоровления, которая была центральным элементом жизни римской элиты.

Для римлян способность женщины потратить время и ручной труд, необходимый для того, чтобы сделать свои волосы красивыми, являлось не только признаком богатства, но и ее ценности в семье.

Запреты на цвет волос для проституток

Проституткам в Древнем Риме не разрешалось красить волосы в черный или даже темный цвет, только блонд или рыжий.

«Почему?» — спросите вы. Римские доблестные солдаты привозили много красивых женщин из своих европейских завоеваний, большинство из которых были блондинками и рыжими. Излишне говорить, что почти все трофейные женщины стали рабами и проститутками. Именно поэтому только черноволосые женщины считались обществом добродетельными женами.

прически древнего рима легенды

Отдельного внимания заслуживает тема прически путан. В Древнем Риме они носили ярко-желтые парики, чтобы рекламировать свои услуги.

Детские прически

Детям было разрешено отпускать свои волосы до плеч. Волосы девушек обычно были завязаны в конский хвост, мальчики не брились до тех пор, пока большинство волос на лице не становились заметными, однако иногда они не брились вообще, чтобы просто раздражать своих родителей.

Волосы играют важную и многообразную роль в жизни людей с давних времен. Прическа стала неотъемлемым элементом моды. Ее форма менялась в зависимости от вкуса периода, традиций, географических и социальных условий.

С ранних времен люди старались подчеркнуть свою исключительность и положение с помощью необычных или впечатляющих причесок.

прически украшения и косметика в древнем риме

Сегодня замысловатые прически, как, например, у леди Гага, считаются спорными, однако в римские времена чем сложнее и эпатажнее была прическа, тем она более привлекательна, поскольку ее стиль оттачивался часами, что указывает на благосостояние ее обладательницы.

Цель этой статьи была показать разнообразие причесок в определенный период, а именно в Древнем Риме. Естественно, что дальнейшее историческое развитие внесло закономерные изменения в моду для волос. Мужской стиль также подвергался изменениям как по длине волос, так и по форме усов и бороды.

История прически древнего рима

Оглавление.

Введение

3

1. Из истории

4

2. Мода Древнего Рима

6

2.1. Эстетический идеал красоты

6

2.2. Виды и формы одежды

6

2.2.1. Текстиль

6

2.2.2. Мужская одежда

7

2.2.3. Женская одежда

10

2.2.4. Головные уборы

11

2.2.5. Обувь

12

2.3. Основные виды и формы причесок

13

2.3.1. Мужские прически

13

2.3.2. Женские прически

14

2.4. Украшения

17

2.5. Косметика

18

2.6. Парфюмерия

19

Вывод

21

Список литературы

23

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Рим создал свою оригинальную цивилизацию, жившую на особой системе ценностей, которая сложилась в римской гражданской общине в связи с особенностями ее исторического развития. К таким особенностям относятся установление демократической формы правления в результате борьбы между патрициями и плебеями и побед последних и почти непрерывные войны Рима, превратившие его в огромную державу.

Под воздействием этих факторов скалывалась идеология, система  ценностей римских граждан. Ее определял  в первую очередь патриотизм – представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах, о Риме как высшей ценностей, о долге гражданина служить ему всеми силами, не щадя сил и жизни. Для этого гражданин должен был обладать мужеством, стойкостью, честностью, верностью, достоинством, умеренностью в образе жизни, способностью подчиняться железной дисциплине на войне, утвержденному народным собранием закону и установленному «предкам» обычаю в мирное время, чтить богов-покровителей своих семей, своих сельских общин и, конечно, Рима.

На развалинах этого исполина возникло и сформировалось большинство западноевропейских государств. Из глубины его бытия пришли к нам многие учреждения, зачатки современной литературы и юриспруденции, шедевры архитектуры и искусства. Последующие поколения не раз возвращались к одеждам, прическам Древнего Рима.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ИЗ ИСТОРИИ

Легенды рассказывают, что  приблизительно в начале VI века до нашей эры на левом берегу реки Тибр, на землях, принадлежавших латинам, возник небольшой город — Рим. На этом месте пастух будто бы нашел близнецов Ромула и Рема, выкормленных волчицей. Предсказание гласило, что дети, рожденные племянницей царя, по достижении совершеннолетия лишат царя престола. Поэтому он приказал только что родившихся детей положить в корзинку и бросить в воды Тибра. Недалеко от того места, где пастух нашел детей, впоследствии Ромул основал город Рим (Рома) и стал в нем править. Римляне вели счет с 753 года до нашей эры.

Коренное население  Древнего Рима называло себя патрициями, от латинского слова «натер» – отец. Они считали, что ведут свой род от основателей города. Постепенно население Рима увеличилось за счет притока рабов. Римляне, обладавшие храбрым, воинственным нравом, покоряли соседние земли, присоединяя их к своим. Новых жителей, в отличие от патрициев, стали называть плебеями. Несмотря на то, что некоторые плебеи были довольно состоятельными, они не имели никаких прав.

Историю Рима принято  делить на два периода – Римскую  республику (IV – I вв. до н.э.) и Римскую империю(I – V вв. н.э.). Времена Римской рабовладельческой республики были ознаменованы господством аристократов в Риме, расширением территорий за, счет завоеванных земель. К началу III в. до н.э. римляне покорили весь Апеннинский полуостров. Римская республика превратилась в сильнейшую рабовладельческую державу на Средиземном море.

Из Пунических войн с  Карфагеном Римская республика вышла  победителем, и Рим стал безраздельно господствовать на западном Средиземноморье.

Римляне безжалостно  грабили завоеванные страны. Часть  завоеванных сокровищ передавалась в римскую казну, но большая часть награбленных богатств доставалась рабовладельцам. Основная масса народа жила бедно, несмотря на приток рабов. Это приводило к восстаниям; самым значительным было восстание рабов под предводительством гладиатора Спартака. Восстание потерпело неудачу, но оно способствовало ослаблению мощи Римской республики. Господство рабовладельцев держалось только благодаря сильным армиям, предводимым талантливыми полководцами. Один из них, Гай Юлий Цезарь, стал во главе государства, провозгласив себя диктатором. Римская республика превратилась в империю. Период Империи характерен небывалой роскошью: возводились дворцы и триумфальные арки, колонны в честь военных побед, храмы.

Греческая культура оказала  влияние на быт населения и на всю римскую культуру. Но оптимизм, жизнерадостность, которые были присущи грекам, не соответствовали характеру и духу римлян. Они устраивали серьезные и торжественные праздники, которые мало походили на развлечения, скорее, – на оказание почестей богам. Нравы и обычаи римского общества времен Республики были весьма суровы. Лучшими качествами считались дисциплина и выполнение воинского долга. Во времена Империи экономика, культура, искусство, расцветшие в период Республики, стали неуклонно деградировать. Многочисленные придворные интриги, постоянная борьба за власть, междоусобные войны, голод, массовые эпидемии настолько ослабили и обескровили страну, что она не в силах была защищать свои границы от нашествия варварских племен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. МОДА ДРЕВНЕГО РИМА

2.1. Эстетический идеал красоты

Воинственный характер Римской республики, а затем Империи не мог не наложить свой отпечаток на идеал красоты древних римлян. Захватническая политика и военизированный образ жизни мужского населения Рима способствовали выработке такого идеала мужчины: суровый, выносливый, крепкого телосложения, приспособленный к любым условиям мужественный воин.

Именно такие дошли  до нас скульптуры, изображающие высоких, стройных, мускулистых, суровых воинов. Позднее этот идеал несколько изменился. После завоевания Древней Греции римляне стали считать достоинством атлетическое пропорциональное телосложение.

В идеале римлянки воплотились  величественность, медлительность и  определенная статичность. Женщина считалась красивой, если имела величавую осанку, плавную походку, широкие бедра, узкие плечи и маленькую грудь.

 

2.2. Виды и формы одежды.

2.2.1. Текстиль.

«Греческим рококо»  называют римскую одежду. Как и  все римское искусство, римский костюм находился под влиянием греческих традиций. Это сказалось на  линейно-ритмическом решении костюма, на манере одновременного ношения двух-трех одежд, на использовании аналогичных по волокнистому составу и цвету тканей. Однако римская одежда во многом отличалась от греческой, особенно в период Империи.

Ткани, как и в Греции, изготовлялись вручную, материалом служили овечья шерсть и лен. В период Империи с Востока стали завозить дорогие шелковые ткани. Использовали также полушелк. Восточный шелк был дорогим, поэтому привозной шелк распускали и из его нитей в сочетании с льняными или шерстяными ткали полушелк. Вместе с тонкими и прозрачными шелками модны были плотные и тяжелые ткани типа парчи, которые становились все более популярными.

Цветовая гамма в  римском костюме – яркая, красочная. Популярные цвета – желтый, охра, коричневый, различные оттенки пурпурного. Парадный цвет одежды – белый. В период Империи цветовая гамма приобретает сложный, изысканный характер в оттенках и сочетаниях цветов: светлых голубого и зеленого с белым, светло-лилового с желтым, серовато-голубого, розовато-сиреневого.

Поздние римские ткани  имели геометрическую орнаментацию – круги, квадраты, ромбы с вписанными в них розетками, четырехлистниками, стилизованными листьями плюща, аканта, дуба, лавра, гирляндами цветов. Также они напоминали греческие растительные мативы, меандр и критскую волну. Узоры были вышиты или вытканы двумя-тремя цветами, что вместе с золотым декором придавало ткани особую пышность и роскошь.

 

2.2.2. Мужская  одежда

В ранние периоды Республики преобладала драпирующаяся одежда, которая подчеркивала естественную красоту человеческой фигуры, частично обнажала ее.

Мужская одежда состояла из льняной туники и шерстяной тоги.

Туника –  переродившийся греческий хитон – обычно имела несколько разновидностей, различаемых по длине и ширине изделия, по длине и ширине рукавов. Чем богаче и знатнее был хозяин туники, тем искуснее она украшалась. Декоративные украшения (полосы, вышивка, орнамент) носили также и сословно-должностной характер. Они были преимущественно темно-вишневого, пурпурного, синего цвета; цвет имел определенную символику.

Так, например, знать носила тунику таларис с длинными узкими рукавами. А туника сенатора имела на груди и спине широкую пурпурную полосу, туника всадника – две узких. Полководец-победитель носил тунику, вышитую золотыми пальмовыми ветвями, а поверх нее пурпурный плащ полудаментум. Это была исключительно дорогая, даже драгоценная одежда, так как краситель пурпур и шелк с одноименным названием были необычайно дорогими, продавались на вес золота. Они имели очень богатую гамму оттенков; наиболее красивым считался фиолетово-красный. Нижняя, нательная туника-интима не имела знаков различия.

Тога была верхней одеждой, сначала, представлявшей собой прямоугольный или полукруглый кусок ткани, драпировавшийся наподобие греческого гиматия.

После завоевания Греции в Риме стали носить также и гиматий. Однако тога была излюбленным одеянием римлян. Способы ее драпирования были строго канонизированы, хотя и многообразны, а кусок ткани был не прямоугольным, а эллипсовидным или овальным, что и способствовало образованию каскада изысканных, плавных, полукруглых, ниспадающих складок.

Одним из наиболее распространенных способов драпировки тоги был следующий: со спины на левое плечо   набрасывают часть тоги длиной до пола (предварительно тогу складывают вдоль так, чтобы верхняя часть была уже нижней). Эта часть закрывает левое плечо и левую часть фигуры. Ниспадающая назад ткань закрывает спину и проходит под правой рукой наперед. Сбоку под рукой, примерно на уровне талии, ткань перекручивают внутренней стороной наверх, и образовавшийся жгут прикрепляют к поясу туники. Затем ткань укладывают полукруглыми складками, спуская до уровня коленей, и опять через левое плечо перебрасывают на спину. После этого левый конец подтягивают вверх, укладывая на груди полукруглой складкой. Драпировка тоги фиксировалась путем пропитки специальным составом.

Способ ношения тоги был таким же важным предметом  обучения, как и риторика. Тога и  туника дожили до своего возрождения в более позднее время. Видоизмененная туника появляется в готическое средневековье, а при итальянском Ренессансе тогу ученые носили в виде плаща.

В отличие от греческого гиматия, который свободно и непринужденно драпировался на фигуре, следуя пластике движений, подчеркивая их красоту, тога создавала совершенно иной художественный образ. Красиво задрапированная, белоснежная тога, пурпурная полоса придавала царственность ее владельцу. Она превратилась в национальную одежду римлян, приобрела церемониальный характер, придавала мужскому облику торжественность, символизировала зрелость. Молодой человек надевал ее в торжественной обстановке, и это означало, что он получил права римского гражданина.

Размеры тоги были различными. В период Империи чаще всего ткали тогу размером 5,6×2 м или 6х1,8 м. Тога была не сшивной, а ткалась цельным куском.

Иностранцы, изгнанники и рабы не имели права носить тогу. В отделке тоги были знаки социального  различия. Например, высокие должностные  лица носили тогу с пурпурной полосой. Драпировать тогу было очень трудно. Обычно римлянину помогали это делать раб или жена. При классическом варианте драпированной тоги получались две красивые овальные повторяющие друг друга драпировки – синус и расположенная выше умбо.

Другими видами верхней  мужской одежды были плащи из прямоугольных  и полукруглых кусков ткани. Наиболее популярными из них считались  полудаментум – широкий, длинный, полукруглый  плащ и хламида из небольшого прямоугольного куска ткани, который скреплялся не на плече, как у греков, а на середине груди под шеей (и лишь иногда на плече).

Носили также лацерну  – плащ типа хламиды, но из более  дорогой ткани, затканной золотом  и серебром, который тщательно подбирали по цвету к тунике и носили, скалывая на груди фибулой, закрывая оба плеча.

С III в. н.э. драпирующаяся античная одежда постепенно вытесняется глухой накладной, которая скрывает естественные формы и пропорции фигуры.

Изменения костюма обусловлены  были влиянием восточноазиатских форм и распространением в Риме христианской идеологии. Появляются длинные узкие туники, широкие далматики, закрывающие фигуру от шеи до ступней; характерны пестрота в орнаментации, пристрастие к украшениям. Примером такой   одежды,   далекой   от античных традиций, является далматик – длинная и широкая накладная одежда, глухое полуоблегающее платье с длинными цельнокроеными рукавами.

В европейской одежде средневековья и даже в современных пелеринах-накидках возрожден еще один вид римского плаща – пенула – в крое круг или полукруг с отверстием для головы, к которому пришивали капюшон. Пенула из грубой шерсти бытовала в крестьянской одежде, а из дорогих украшенных тканей – в костюме богатых щеголей.

Прически стран древнего мира |

 

Прически древней Индии

Прически индейцев, это либо заплетенные в косу волосы, либо просто распущенные волосы. Мужские прически состояли из волос до плеч, а височные части волос скручивали в жгуты или заплетали в косы, иногда остригали челку.

 

У каждого индейского племени, были свои особенные прически. Так, например, мужчины племени хучинов, носили распущенные волосы до плеч, которые смазывали красной охрой и маслом. Так же были прически с зачесанными назад и собранными в пучок волосами. Женщины заплетали свои волосы в обычные косы. 

 

Были и такие прически в древности, как ирокезы— на выбритой голове, оставляли часть волос в виде гребня, который шел от лба до самой шеи. Ирокез все время подрезали, так, чтобы волосы четко торчали вверх. Для устойчивости волосы смешивали в перьями и оленьей шерстью.

 

 

Из женских причесок были пучки и узлы из волос, которые спускались на шею. Волосы смазывали смолой, глиной и украшали цветами.

 

По прическам многих индейских племен можно было даже определить какое событие происходит у человека: вступление в брак или посвящение в войны. Также можно определить культуру, быт и достаток человека. Так как каждое индейское племя поклонялось определенному животному, в прическах можно было увидеть элементы внешнего вида этого животного.

 

 

Племена, поклоняющиеся черепахе, носили шесть локонов из волос, которые напоминали голову, хвост и лапы черепахи; племя, почитающее буйвола, делало прически из локонов, которые торчали по бокам головы, напоминая рога буйвола. Также для украшения причесок использовались хвосты и рога тотемов,  но самым распространенным украшением были перья орла. По положению и количеству перьев, определялись военные заслуги.

 

Прически древней Греции

 

В Греции парикмахерское искусство находилось на высоком уровне развития. При выполнении прически древних греков, соблюдались правила гармонии и эстетики, при помощи прически подчеркивали строение человеческого тела, как совершенное создание природы. С развитием греческого общества, прическа стала подчеркивать и социальный статус своего владельца. 

 

Мужские прически делались из длинных волос, которые спадали на плечи и спину. Также прически были похожими на женские: завитые локоны, заплетенные косы, уложенные в низкие пучки, которые отличались простотой. Самой распространенной была прическа из заплетенных за ушами кос, которые в два ряда обвивали голову. На лбу делали густую челку, которую укладывали кольцевидными локонами.

 

 

В период расцвета Греческого государства в мужских прическах стали присутствовать нотки женственности (прическа Аполлона Бельведерского). Прически выполняли из длинных завитых прядей, уложенных надо лбом легким бантом. Женские прически выполнялись четкими пучками и узлами.

 

 

«Прическа Гетеры» — туго заплетенные пряди на затылке, которые со временем стали выполнять из завитых волос с применением каркаса и получила новое название- «греческий узел». Такая прическа стала считаться классической в Древней Греции.

 

 

  Прически древнего Рима

 

Особое внимание парикмахерскому искусству придавали древние римляне. На протяжении долгого времени римляне пользовались греческим стилем, пока не выработали свой собственный, этот стиль еще 300 лет до новой эры стал намного богаче греческого.

 

Все возможные фасоны стрижек были представлены в мужских прическах. Характерной прической римского стиля была прическа с густой челкой, доходившей до самых бровей, а остальная масса волос подстригалась до уровня мочки уха. Прически были довольно простыми, волосы стригли коротко и начисто выбривали лицо.

 

 

С приходом христианства появился новый вид стрижки— «тонзура». Такую стрижку делали всем церковнослужителям, при такой стрижке передняя часть головы хорошо выбривалась. И в наши дни так подстригаются служители греко- католической церкви.

 

 

У женщин были длинные волосы, которые укладывались в тугие объемные пучки, волосы разнообразно завивали и заплетали различными способами. Когда в Риме появились рабыни блондинки, римлянки тоже стали обесцвечивать волосы. Предполагалось что обесцвечивание делалось серными или медьсодержащими препаратами, но точный способ так и остался в секрете.

 

 

Позднее длинные волосы стали мешать в сражениях и появились прически с короткими волосами.

 

Прически древнего Египта

 

 

Археологические находки показали, что эволюция причесок в Египте происходила очень медленно. Волосы сплетали в мелкие косички и обрезали по уши, по форме прическа напоминала трапецию. В Египте мужчины и женщины уже носили парики, волосы парика заплетали в тугие параллельные косички, расположенные плотными рядами. По размеру и форме парика можно было определить социальный статус человека.

 

 

Отличительной чертой всех причесок в Египте являлись строгость  и четкость линий, эти прически называют «геометрические». Волосы плотно облегали лицо с обеих сторон, концы ровно подстрижены. Мужчины брили бороду специальным серповидным прибором из камня или бронзы и носили искусственные бороды из волос, которые шнурками прикреплялись к начисто выбритому подбородку.

 

 

У простого народа прически выглядели скромно и сдержанностью, а у знатных людей прически отличались пышностью. Фараон и его приближенные носили парики, большие по размеру; земледельцы, воины и ремесленники носили маленькие парики круглой формы.

 

 

Женские прически постепенно нарушили это однообразие из трапециевидных париков. Парики стали изготавливаться из шерсти животных, веревок, шелковых нитей и волокон растений.

 

Прически древней Руси

 

Обнаруженные археологами гребни и другие предметы, используемые парикмахерами, свидетельствуют о том, что уходу за волосами у славян уделялось довольно много внимания.

 

Замужние женщины носили собранные пучки, спрятанные под платок, у девушек были распущенные волосы, иногда с челкой или заплетенные в косы с повязками. У мужчин прически были длинные, спускающиеся на плечи волосы, и искусственно завитые усы.

 

 

С развитием социально- экономических условий жизни, коррекция пришла и в парикмахерство. Работающие женщины стали носить короткие стрижки, кто не решался обрезать волосы, делали прически из длинных волос, заплетая их надо лбом в корзинку, или заворачивали сзади в виде «пирожка». Волосы все также покрывали красными косынками, небольшими платками и беретами.

 

На Руси мужчины всегда носили полу длинные волосы, закрывающие затылок. Расчесывали волосы в виде шапок, во все стороны от макушки. Коротко остриженные волосы считаются признаками рабства. Бороды отращивали смолоду, начиная от щек, формы были самыми разнообразными: двойными, клиновидными. Усы тоже отращивали и спускали вниз в бороду.

 

 

Издавна существовал обычай, что замужние женщины должны были прикрывать волосы, а простоволосыми могли ходить только девочки. Ленты и тесьмы являлись девичьими головными уборами, у богатых женщин были шелковые повязки, вышитые узорами, иногда ленту мог заменять широкий обруч. В X— XIII веках стали заплетать толстую косу, причем одну. Оформление мужских причесок особенно не изменялось.

 

Лишь в конце XVI века, некоторые бояре и дворяне стали использовать стиль восточного происхождения- оголяли волосы вокруг всей головы, оставляя только на макушке. Такая прическа вызывала осуждение со стороны церкви. Отращивание усов и бороды оставались неизменно, бритье их осуждалось. Большая широкая борода символизировала добропорядочность мужчины.

 

Украинские девушки всегда носили волосы открытыми и расчесанными на прямой пробор. Часто заплетали косы, чаще одну и вплетали в них золотые, серебряные, жемчужные нити и цветные шнурки. Также косу укладывали вокруг головы в венок, и вплетали свободно свисающие ленты из разноцветных тканей. Платков и косынок женщины не носили. Торжественными прическами были веночки из цветов и колосков, из таких венков плели высокие свадебные венки которые разнообразно украшали. По форме венки делали круглыми, расширенными к верху, напоминающими форму кокошника.

 

 

Шапки занимали не последнее место в женских головных уборах, самым популярным был вид шляпок «кораблик». Был изготовлен из бархата, шелка или парчи. К «кораблику» иногда прикрепляли ленты, спадающие на спину. Зимой носили плоские меховые шапки.

 

Прически древнего Китая 

 

Мужской в древнем Китае считалась прическа скрученная в тугой жгут и зафиксированный на темени шпилькой. Мальчикам сбривали волосы, оставляя макушку, которую завязывали лентой.

 

 

С приходом маньчжурского господства мужчины выбривали переднюю часть головы, а на затылки заплетали волосы в косу. Эта прическа считалась символом угнетения китайского народа, во время бунтов в качестве протеста косу срезали.

 

 

Женские прически были немного сложнее сложнее с множеством проборов, петлей, кос. Также делались всевозможные варианты пучков, которые держались за счет промазывания клеящими средствами.

 

 

 

 

 

Мода древнего Рима | Блогер prodeus на сайте SPLETNIK.RU 20 декабря 2011

Одежда : Римский костюм, как и всё остальное римское искусство того времени находилось под влиянием традиций Греции. Но, несмотря на это, то, что носили римляне, кардинальным образом отличалось от одежды греческого народа, особенно эти различия, были заметны в период Империи. Ткани производились ручным образом, для этого использовались такие материалы как шерсть и лен. С Востока доставлялись шелковые ткани, имевшие достаточно высокую цену. Например фунт такой ткани обходился в фунт золота. Плотные и тяжелые ткани привозились вместе с тонкими и прозрачными шелками. Такие парчи становились у римлян всё более популярным материалом для производства одежды. Постепенно происходил переход от драпированной к плоской накладной форме одежды. Этому способствовало применение плотных и тяжелых тканей. В римском костюме всегда присутствовали яркие, насыщенные краски: желтые, пурпурные, коричневые. (вход в театр) Период Империи характеризовался развитием моды, когда сочетание цветов приобрело сложную структуру. Теперь римляне соединяли светло- голубой и зеленый с белым, розовато-сиреневый и серовато-голубой. Они экспериментировали с цветом, и получалось достаточно неплохо. Позднее в римских тканях стали преобладать геометрические узоры в виде ромбов, кругов, квадратов, в которые врисовывали различные листья: плюща, дуба, аканта, лавра и т.п. Основными видами официальной одежды у римлян были тога, туника и стола. Тога имела особое символическое значение для этого народа. Как писал один римский поэт Вергилий в своей «Энеиде»: «Владыки мира — народ, одетый в тоги». Это являлось даже не частью одежды, а символом зрелости, принадлежности к империи Рима. Молодой человек надевал тоги в знак того, что обрел права римского гражданина. Ведь рабам и иностранцам запрещено было носить эту одежду. (тога) (горожанин в тоге) Сагум — солдатский плащ. Происхождение кельтское. Сагум выполнен из грубой шерсти, имел капюшон. Лацерна — плащ средней длины. Происхождение галльское. Так же как и сагум, имел капюшон, застегивался под подбородком фибулой и стягивался поясом. Пенула — плащ, имеющий в своем крое круг или полукруг, где было отверстие для головы, именно к нему пришивали капюшон. Простые крестьяне носили пенулы из грубой шерсти, для богатых щеголей предназначался плащ из дорогих украшенных тканей. Затем, начали появляться узкие длинные туники, широкие далматики, которые скрывали фигуру целиком: от шеи до ступней. В те времена обрела популярность пестрота в орнаментации, стали ценить и любить разнообразные украшения. Основой женского костюма также являлась драпировка, которая оставалась вплоть до III-IV веков н.э. Сначала были тяжелые восточные ткани с крупным рисунком, затем стали появляться тонкие греческие воздушные шелка, которые прекрасно заменили предыдущие наряды. Женская туника по крою мало чем отличалась от мужской. Поверх туники богатые римлянки носили столу, которая по размерам была немногим больше самой туники. Внизу столы были обшиты плиссированной оборкой. Подпоясывались они с напуском, что создавало определенную пропорцию. Верхняя женская одежда состояла из драпирующего плаща, который назывался палла, а на голове обычно римлянки носили вуаль или использовали для прикрытия край паллы. Ещё одним вариантом верхней одежды была пенула. Одежда римлянок имела , по обыкновению, коричневый в сочетании с золотисто-желтым цвет, преобладали так же лиловый оттенок с зеленым, серый с голубым. В те далекие времена у женщин в одежде имелась ещё одна отличительная особенность — только они носили белье, которое чем-то схоже с современным бюстгалтером, имевшим название строфиум или мамилларе. Знатные блгачи отдыхали в жаркие дни. Купания : Римские сплетницы : Римляни ходили дома босиком, при чём как богатые, так и бедные, римляне по обуви могли определить, к какому общественному классу принадлежал человек. Например, высшие слои общества носили не только сандалии, но и кожаные ботинки — калцеи, кардинальным образом отличавшиеся от обуви раба. Прически : В Древнем Риме господствовал культ светлой кожи и белокурых волос. Именно римлянки первыми овладели секретом обесцвечивания волос. Их протирали губкой, смоченной маслом из козьего молока и золой букового дерева, а затем обесцвечивали на солнце. Украшения в древнем Риме:

История прически древнего рима

Она существовала издавна в Риме как одежда пастухов. Ее надевали также, отправляясь в путешествие. В позднем Риме пенула стала популярной верхней одеждой широких слоев населения. Носили ее обычно не подпоясанной.

Одежда римской бедноты  и рабов — туника, пенула из грубой шерстяной или льняной ткани.

 

2.2.3. Женская  одежда

Драпировка составляла основу римского женского костюма вплоть до III—IV вв. н.э., пока легкие и тонкие греческие и ассирийские шелка не заменили тяжелые восточные ткани с крупным рисунком.

Женская туника по покрою не отличалась от мужской.

Женщины носили на теле тупику-интиму, поверх которой знатные римлянки носили столу, более широкую и длинную, чем туника. Она была без рукавов либо имела короткие рукава в том случае, когда интима имела длинные рукава. Если надевалась интима без рукавов, то стола была с длинными рукавами. Сочетание туники и столы решалось комбинацией разной фактуры и плотности тканей, длины рукавов и декоративного оформления столы. По низу столу обшивали плиссированной оборкой. Стола подпоясывалась с напуском, который создавал определенные пропорции.

Сверху надевалась накидка  палла из прямоугольного куска ткани, несшая такие же функции, как тога у мужчин, однако имевшая меньшие  размеры и драпировавшаяся по-другому. Общим было то, что, как и в тоге, край паллы набрасывался на голову.

В позднем Риме стола стала свободной и глухой, с широкими рукавами и без оборки по низу. Под нее надевалась более узкая туника с узкими длинными рукавами, а поверх — пенула с капюшоном, сменившая паллу, либо мафорий (покрывало, платок).

В качестве верхней одежды женщины носили также пенулу.

В цветовой гамме женского костюма преобладали сочетания  тонов коричневого с золотисто-желтым, лилового с зеленым, голубого с серым. Основными видами отделки и украшений  служили вышивка, бахрома, ювелирные  изделия из золота, жемчуга, драгоценных камней.

В III – IV вв. меняется представление о красоте фигуры женщины. Развитые формы, подчеркнутые пропорции, выявляемые драпированной одеждой, заменяются плоскими статичными формами, которые создает закрытая одежда из тяжелых неэластичных тканей.

Римлянки носили также  такой вид белья, как строфиум, маммиларе (род бюстгальтера), с помощью  которого как бы уплощали грудь, так  как маленькая грудь считалась красивой.

 

2.2.4. Головные уборы

Основные типы головных уборов были позаимствованы римлянами у греков. В Древнем Риме голову покрывали, так же как и в Древней Греции, крайне редко. Мужчины надевали головные уборы только во время военных походов или многочасовых театральных представлений. Аристократы носили шляпы и шапки, по форме заимствованные у греков. Делались они из фетра, соломы, кожи, плетеных волокон растений. Служители культа полностью покрывали головы. Головные повязки сочетались с венками из листьев, цветов, веток.

Воины носили шлемы разнообразной  формы, сделанные в большинстве из кожи или металла, закрывающие щеки и переносицу. Верхняя часть шлема украшалась гребнем, хвостами из шерсти животных, металлическими пластинами. Шлемы полководцев и знатных патрициев изготовлялись из драгоценных металлов, инкрустировались эмалями, чеканкой.     

Римляне заимствовали у греков традицию украшать головы во время торжеств и пиров венками, но надевать их имели  право не все граждане. Юноши  венков   не   носили. Венками  увенчивали  головы победителей-триумфаторов. Для изготовления венков использовались не только натуральные растения, но и искусственные цветы – из шелка, металлических пластин, – сильно надушенные ароматическими веществами. Ценились красиво сплетенные венки. Большое значение имели сорт и цвет растений в венке. Так, листья дуба, лавра, мирта символизировали гражданственность, силу и власть. А также были венки из золота.

Головными уборами женщин были ленты – витта – на голове означала, что женщина – матрона, хозяйка дома. Гетеры не имели права носить витту. Так же носили покрывала, в торжественных случаях надевали небольшие диадемы из дорогих металлов, инкрустированных перламутром, пластинами и розетками из камней. При выходе на улицу на прическу накидывали покрывало или вуаль. На ночь для сохранения прически надевали сетки, сплетенные из тонких золотых или серебряных нитей, мешки из тонких сортов льна, шарфы из легкого шелка.

Довольно часто женщины набрасывали на голову край паллы, так же как и мужчины накрывали голову краем тоги.

 

2.2.5. Обувь

Ношение обуви в Риме было распространено. Она, как и одежда, отражала социальное положение ее владельца. Существовала обувь консулов, сенаторов, обувь для посещения сената, а также различные варианты сандалий. Костюм знатного римлянина дополняется полусапогами или сандалиями с задниками. Обувь римлянок – это мягкие башмаки из цветной кожи, отделанные вышивкой или металлическими бляшками. Римская беднота и рабы в непогоду носили простые деревянные башмаки.

Особую моду на обувь  ввели артисты: иногда они надевали так называемые соцци – низкие, плоские ботинки, вроде тапочек, иногда же – котурны – ботинки на высокой деревянной подошве, с помощью которых артисты, особенно в трагедиях, оптически стремились казаться выше и тем самым символизировать неземные существа. В истории моды котурны многократно повторялись: в период Возрождения, например, они стали характерной чертой куртизанок.

Типичной была и обувь  римских воинов – так называемые калиге, подошва которых была закреплена гвоздями. Сам ботинок был сделан из ремешков, как сандалии, и шнуровался высоко над щиколоткой.

 

2.3. Основные виды и формы причесок

2.3.1. Мужские прически

Парикмахерское искусство  у древних римлян, так же как  у древних греков, пользовалось особым вниманием. Прически их были просты, но впоследствии римляне переняли основные силуэты у греков, несколько видоизменив их. Форма и украшение прически часто зависели от достатка, положения в обществе. В целом же формы причесок были одинаковы для всех слоев населения.

Мужские прически представляли всевозможные фасоны стрижек. Но самой характерной была прическа с густой челкой, закрывавшей весь лоб до бровей или до середины лба. Вся масса волос подстригалась до мочки уха и легко подвивалась. На скульптурных портретах периода Республики мы не видим вычурных или сложных причесок. Мужчины хорошо подстрижены, многие – довольно коротко.

Молодые римляне чисто  выбривали лица, в зрелом возрасте начинали носить бороды, но они были значительно меньших размеров, чем у греков, ассирийцев.

Во времена Римской  империи мужские прически стали более разнообразными. Они утеряли отпечаток аскетизма и суровости, приобретя некоторые  черты  вычурности  и изнеженности.  Римские граждане носили прически с челками, с завитыми прядями. Богатые патриции подражали прическам своих императоров. Таким примером был Октавиан Август (63 г. до н.э. – 14 г. н.э.), римский полководец и император. В античном мире он считался идеальной личностью. Скульпторы сумели передать в его портретах пылкий темперамент, ум, духовную и физическую красоту, а также беспощадность, тщеславие. Римляне подражали ему в прическе: прямые пряди вместо сильно завитых волос – возврат к староиталийским формам, прическам этрусков. Греческие идеалы были вытеснены. «Римскими» прическами считались прически, которые носили в Италии в III в. до н.э. Прически стали более строгими. Императоры Тиберий (Тиберий Клавдий Нерон, 42 г. до н.э. – 37 г. н.э.) и Траян (Марк Ульпий Траян, 53 – 117 гг. н.э.) носили короткие прически, которые были разновидностями прически Августа. Император Тит Флавий Веспасиан (39 – 81 гг. н.э.) носил прическу из полудлинных волос, слегка завитых, сохраняя верность римским традициям. Римский поэт Вергилий в прическе подражал этрускам. Крупные пряди зачесанных на лоб слегка вьющихся волос напоминали силуэт латинской буквы S. Во времена часто менявшихся «солдатских императоров» мужские прически были из коротких волос, встречались даже очень короткие, типа «ежик». Плешивость маскировали при помощи накладных волос, носили парики. Прически на париках зависели от разных обстоятельств – поры дня, погоды. Во времена Империи все прически делались из завитых волос. Примером может служить прическа императора Марка Аврелия Антония, прозванного Каракаллой.

После долгих лет подражания во внешнем облике древним грекам римляне сумели создать свой стиль; так же как и у древних греков, причесывание стало важной церемонией. За выполнением прически, ее сохранением наблюдали специальные рабы – тонсорес и кипасис. Патриции много часов проводили за туалетом. Рабы выполняли прически горячей завивкой, делали и  «мокрую» холодную укладку. Стригли особыми серповидными бритвами. Каждый выполнял свою операцию.

 

2.3.2.Женские прически

Женские прически в период Римской республики делались из длинных  волос. Волосы, разделенные прямым пробором, укладывались сзади в тугие объемные пучки. Делали надо лбом валик, который называли нодус.

Римские матроны имели  от природы темные волосы и по римским законам не должны были их цвет изменять. Прически с пучками носили женщины, принадлежащие к разным сословиям. С расширением связей с другими странами появились новые силуэты и формы причесок – типа египетских («геометрических»), греческих узлов. Прически типа греческого узла приобрели некоторую тяжеловесность, они стали более плотными, менее нарядными. Прически можно разделить на два основных вида – с разнообразными плетениями из кос и завивкой волнами. Остальные прически были вариантами этих двух видов. Во времена Империи законодательницами мод в области причесок стали императрицы. Поэтому прически условно стали называть по их именам, например типа Домны, типа Береники, типа Агриппины. Прически времен Империи были настолько изысканны и разнообразны, что знаменитый поэт, знаток мод Овидий Назон писал, что легче пересчитать желуди ветвистого дуба, чем прически римлянок. Прически меняли несколько раз в день; эта страсть была так велика, что даже на мраморных бюстах и скульптурах делали съемные детали для перемены причесок. Прически постепенно увеличивались в высоту, поэтому стали использовать проволочные каркасы, подкладные валики, специальные украшения из медной проволоки в виде изящных диадем для поддержки и укрепления прядей волос. Сложные, многоярусные прически требовали большого количества волос, поэтому стали пользоваться накладными волосами-париками.

Римские женщины носили прическу, которая состояла из завивки  волнами и кос, уложенных поверх нее с затылка до лба. Делали высокие, сложные прически, в которых сочетались разного вида локоны, расположенные ярусами. При этом на затылке или низко на шее из тонких косичек делали плоский пучок, укладывали его в виде корзинки или ракушки, завитка. В период Империи популярна была прическа тутулус, ее носили знатные патрицианки. Волосы завивались, приподнимались надо лбом, крепились на раму. Дополнением этой прически были конусообразные шапочки. Для невест была особая прическа: шесть уложенных вокруг головы кос, которые перевивались красной лентой. Поверх прически прикрепляли фату желтого цвета. Но фата не являлась единственным головным убором. Невеста могла надеть платок огненного цвета четырехугольной формы. С боков и сзади платок спадал мягкими складками, оставляя лицо открытым. На торжествах прически украшали жемчугом – он ценился дороже всех камней. Так как римским матронам казалось, что черный цвет волос грубит, то стали применять осветлители.

Распространился обычай носить светлые парики. А наиболее экстравагантные аристократки  осмеливались  носить  цветные  парики.

Парики рыжего цвета  носили в основном куртизанки, танцовщицы. Окрашивание волос требовало особых щелочных составов и специальных знаний, поэтому рабыни-ортотрикс выполняли эту работу в несколько этапов. Специальная каламистра мыла, просушивала волосы, навивала на щипцы. Другая, псекас, смазывала волосы помадой, а третья, кипасис, укладывала их в определенную форму.

Культура Рима периода  Республики пронизана интересом  к личности, внутреннему миру человека. Скульптурные портреты правдиво передают черты портретируемого. Изображали не героев, а людей. Суровый взгляд, строгость, четкость линий причесок присущи всем портретам.

«Плита надгробия» – скульптурное изображение четырех человек: двух женщин и двоих мужчин. У женщин прически с нодусами. Мужские прически – длинные пряди почти прямых волос, спускающихся низко на лоб.

Большое влияние на формирование моды в период Империи оказывали скульптурные мраморные портреты императоров и императриц.

«Императрица Агриппина» – скульптурное изображение матери императора Нерона, второй жены Клавдия. Прическа изящна, состоит из разного вида локонов. Ряд локонов надо лбом, от него волосы расходятся крупными волнами. На висках параллельные ряды круто завитых локонов, уложенных четко объемными полушариями. На лбу легкая челка, состоящая из мелких колец. За ушами закреплены змеевидные спускные локоны, которые распределены по обе стороны шеи.

«Домиция»: голова императрицы  украшена высокой прической. Рамка  каркаса позволяет расположить  волосы в виде улиток густой массой. Лоб с двух сторон закрыт изящными локонами, что придает лицу треугольную форму.

«Скульптурный портрет времен императора Траяна». Прическа молодой женщины поражает красотой, оригинальностью, необычностью формы. Над головой в виде нимба возвышаются локоны, прикрепленные на невидимый проволочный каркас, который дает прочность и устойчивость прическе. Крупные завитые локоны уложены по кругу, создавая видимость волосяного кокошника. Волосы затылочной части заплетены в мелкие, тонкие косички и уложены в круглый пучок, проколотый тонкой длинной шпилькой с круглым навершием.

«Скульптурный портрет императрицы Юлии Домны». В ее прическе представлено другое направление моды – вся прическа выполнена в виде волн из завитых волос. На затылке низко укреплен широкий, плотный пучок.

 

2.4. Украшения

Во времена Римской  республики к украшениям относились сдержанно. Употребляли необходимые застежки, пряжки, булавки. Суровые нравы Республики запрещали излишества, поэтому серьги, кольца надевали крайне редко. Во времена Римской империи огромный приток военной добычи способствовал разложению нравов, тяготению к показной роскоши. Часто украшения являлись признаком сословной принадлежности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *