Различают 2 вида бытия – Категория «бытие». Виды бытия (объективная и субъективная реальность). Основные формы бытия

2 Основные формы бытия и их взаимосвязь.

Выдел-ся ряд уровней бытия: материальное и идеальное бытие, природное и со­циальное бытие,бытие личности,культуры,ценностей и т.д. Признается их взаимосвязь и несводимость друг к другу, выдвигается требование подходить к их анализу на основе принципа развития .

Первая форма бытия и первый способ существования — это бытие природы, т.е. вещей, процессов, явлений, которые существуют до, вне и независимо от человека. Параллельно существует бытие вещей, созданных человеком, т.е, обладающих природно-духовно-социальной реальностью. Бытие второй природы «духовно» – потому, что созданию любой вещи предшествует творчество, дух человека, а «социально» — потому, что вещь —  результат труда, присущего только человеку, существующему, только в обществе, социуме. «Вторая природа» — это не только то, что включается в орбиту существования человека, а то, что создается, творится человеком, интегрируется в человеческое общество, которое вследствие этого обозначается понятием «цивилизованное общество». А общество, которое просто включает в свою сферу природные вещи, называется «диким обществом», само оно новые вещи не создает.

Бытие человека – вторая основная форма бытия, второй наиболее общий способ существования. Человек не только природное, но и социальное существо, т.е. он живет по надприродным. или сверхприродным, законам: труда, социальным законам,  законам семьи и т.д.

Третья основная форма бытия – бытие общества, которое не сводится к бытию человека, «второй» природы и общественного сознания, напротив, детерминирует само их возникновение. Категория «бытие общества» позволяет абстрагировать именно социальную действительность безотносительно к биологической природе человека и наполовину природному происхождению предметов «второй» природы.

Категория бытия применяется для обозначения духовной реальности человека и общества (4 форма бытия). При этом речь идет об индивидуализированном духовном бытии и объективированном духовном бытии, т.е. духовной деятельности общества или общественном сознании. Первое включает не только сознание человека, но и его подсознание. Поскольку человек — общественное существо, естественно, что индивидуализированное  духовное бытие интегрируется в обществе, формируя объективированное духовное бытие;  при этом  мысли продолжают  оставаться в головах отдельных людей, а духовное бытие — это их система.

Формы бытия вычленяются исключительно в познавательных целях, для удобства анализа. Самостоятельны они только в абстракции. В теории. В реальности же они неотделимы друг от друга. Ясно, что бытие человека взаимопересекается как с бытием природы (поскольку человек – существо природное, материальное, так и с бытием идеального, поскольку обладает сознанием.)

Билет 7 1 Философия Аристотеля как энциклопедическое учение

Исходя из признания объективного существования материи, Аристотель (384-322 до н.э.) считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве. Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникновения действительного многообразия вещей. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответствующую форму. Под формой Аристотель разумел активный творческий фактор, благодаря которому вещь становится действительной. Форма — это стимул и цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи: материя — своего рода глина.

Аристотель разработал иерархическую систему категорий, признал основными только три категории: сущность, состояние, отношение.

По утверждению Аристотеля, мировое движение есть цельный процесс: все его моменты взаимно обусловлены, что предполагает и наличие единого двигателя. Далее, исходя из понятия причинности, он приходит к понятию о первой причине. А это так называемое космологическое доказательство бытия божия. Бог есть первая причина движения, начало всех начал.

Аристотель дал анализ различных «частей» души: памяти, эмоций, перехода от ощущений к общему восприятию, а от него — к обобщенному представлению; от мнения через понятие — к знанию, а от непосредственно ощущаемого желания — к разумной воле. Душа различает и познает сущее, но она «немало времени проводит в ошибках» — «добиться о душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях безусловно труднее всего». Согласно Аристотелю, смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна.

Познание у Аристотеля имеет своим предметом бытие. Основание опыта — в ощущениях, в памяти и привычке. Любое знание начинается с ощущений: оно есть то, что способно принимать форму чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Разум же усматривает общее в единичном. Нельзя приобрести научное знание лишь с помощью ощущений и восприятий в силу преходящего и изменчивого характера всех вещей. Формами истинно научного знания являются понятия, постигающие сущность вещи. Он разработал теорию мышления. Аристотель яв-ся основоположником логики.

Наука выделяет 4 формы бытия.

Бытие человека.

1. Бытие человека и его сознание.

2. Человеческая деятельность, её многообразие.

3. Деятельность и мышление.

4. Формирование характера, учет его способностей в общении и профессиональной деятельности.

 

Бытие – это существование чего – либо вообще.

 

· Реальное бытие – индивидуальное существование вещи или человека.

· Идеальное бытие – неизменная сущность предмета.

 

Наука выделяет 4 формы бытия.

 

· Бытие вещей, процессов, природы как единого целого.

· Бытие человека.

· Бытие духовное.

· Бытие социальное, включающее индивидуальное бытие и бытие общества

 

Бытие вещей, процессов, природы.

Природа существует вне человека. Она бесконечна в пространстве и во времени, так же как и все предметы, созданные человеком.

Бытие человека.

· Включает единство телесного и духовного.

Р. Декарт : «Я мыслю, следовательно я существую.»

· Человек существует в 3 измерениях:

1. Как объект природы;

2. Как особый вид homo sapiens;

3. Как социально – историческое существо.

 

Бытие духовное.

Виды бытия:

1. Индивидуализированное духовное, включает сознание человека и область бессознательного.

2. Внеиндивидуальное духовное, воплощенные в науке и культуре идеи, идеалы, нормы, ценности отдельных людей, которые существуют вне конкретного человека.

 

Сознание.

Сознание – свойство человеческого мозга воспринимать, осмысливать и активно преобразовывать окружающую действительность.

Структура сознания: чувства, эмоции, воля, память, интуиция, самосознание, самооценка.

 

· Сознание связано с языком, важным средством взаимодействия людей в обществе.

· Оно идеально, т.к. мысли, переживания, образы не материальны.

· Оно индивидуально и индустриально.

Общественное сознание.

1. Общественная идеология – отражение общественного бытия с позиций интересов различных социальных групп.

2. Общественная психология – эмоционально – волевая жизнь людей на бытовом уровне.

Самосознание является центром сознания.

Это осознание человеком своего тела, мыслей, чувств, положения в обществе, отношения к другим людям.

Самосознание корректируется с включением человека в систему межличностных отношений.

Бессознательное (подсознанание)

Это совокупность психических процессов, не подчиняющихся контролю разума.

Её составляющее:

· Бессознательная информация (ощущения, восприятия, эмоции, чувства)

· Бессознательные процессы (интуиция, сновидения, переживания)

· Бессознательные поступки.

Деятельность человека.

Человек:

· Не только целесообразное, но и целеполагающее поведение, то есть сознательная постановка целей.

· Сознание и использование орудий труда.

· Изменение человеком мира и самого себя.

· Необходимость разнообразных отношений с другими людьми в процессе деятельности.

 

Животные:

· Целесообразное поведение, направляемое инстинктом.

· Использование готовых предметов природы.

· Приспособление к природным условиям.

 

Деятельность.

· Это вид активности, направленный на такое изменение внешней среды и самого человека, в результате которого получается нечто новое.

· Мотивы деятельности: потребности, интересы, убеждения, социальные установки (создание семьи …).

Структура деятельности:

· Субъект – тот, кто осуществляет деятельность.

· Объект – то, на что деятельность направлена.

· Средства достижения цели – приёмы, способы действия, деньги, орудия труда, предметы для осуществления деятельности.

· Цель – идеальный образ результата.

Виды деятельности:

· Практическая – это преобразование объектов природы и общества.

Виды:

· Материально – произвественная (преобразование природы).

· Социально – производственная (преобразование общества).

 

Духовная деятельность –направление на изменение сознания людей.

Виды:

· Духовно – теоретическая (производство духовных ценностей).

· Духовно – практическая (сохранение, распространение духовных ценностей).

 

1.Трудовая

2.Образовательная

3.Досуговая

 

В зависимости от результата.

1. Созидательная

2. Разрушительная

 

· Производительность труда – кол-во продукции, произведенной в единицу времени.

· Эффективность труда – соотношение материальных и трудовых затрат, с одной стороны, и полученных результатов- с другой.

· Профессионализм – владение всеми приемами и способами производства, из которых складывается технологический процесс.

· Разделение пруда – распределение производственных функцией между работниками.

· Соблюдение требований трудовой, исполнительной, договорной дисциплины, то есть законов о труде,ж правил внутреннего распорядка, трудового договора.

Мышление – высшая форма активного отражения мира, которая состоит в абстрактном, целенаправленном познании мира.

 

Это индустриальное сочетание устойчивых особенностей личности, проявляющихся в типичных способах поведения.

Характер отличается ранним формированием и устойчивостью.

Характер формируется под воздействием(наследственности, общества и самовоспитания)

Личность как субъект общественной жизни.

Социализация личности.

Свобода и ответственность.

Ценности и нормы. Цель и смысл человеческой жизни.

Социализация

Это начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения социальных ролей и культурных норм.

Жизненные циклы:

· Детство;

· Юность;

· Молодость;

· Зрелость;

· Старость;

Этапы социализации.

1. Начальная социализация

От рождения до 16- 25 лет.

Осознание своего «Я»

Осмысление своего «Я»

Осознание своего Я начинается с того момента, когда ребенок называет себя в 1 лице (я хочу…)

Осмысление своего Я связанно с постановкой человеком философских вопросов (что такое любовь…)

 

2. Продолженная социализация.

От 16- 25 лет до глубокой старости

На 2-м этапе:

Десоциализация – утрата или сознательный отказ от социальных ролей и культурных норм.

Ресоциализация – восстановление утраченных ценностей и социальных ролей.

3.Агенты социализации

Эти люди, влияющие на процесс социализации.

Агенты первичной социализации (родители, воспитатели, учителя, друзья…)

Агенты вторичной социализации (врачи, соц. работники, администрация учебных заведений…)

Инстетуты социализации

Это учреждения, влияющие на процесс социализации.

Институты первичной социализации (семья, школа, армия, работа…)

Институты вторичной социализации (медицина, полиция, государство…)

 

Свобода.

— это духовное качество человека, заключающееся в возможности самостоятельно избирать направление своей жизни, поступков, деятельности.

Ответственность.

Ответственностьэто умение ограничивать свою свободу с учетом интересов других людей, готовность отвечать за свои действия. (в крайней форме приводит к пассивности и даже рабству.)

Ценности.

Ценностиэто все, что имеет для человека значимость, личный или общественный смысл.

Общечеловеческие ценности – семья, дом образование, друзья…

Носят исторический характер. В наши дни 3 главных типа ценностей:

· Стратегии благополучия (семейный уют, обеспеченная жизнь)

· Стратегии успеха (власть, слава, публичная жизнь…)

· Стратегия самореализация ()

Нормы.

Нормы – это правила поведения.

Нормы и ценности взаимосвязаны. Например: если ценность семья, то норма это создание семьи.

Цель жизни – это мысленный ориентир, к которому устремляются дела и поступки человека(образование, карьера, семья…)

Смысл жизни – определяется через разумность и осознанность жизни.

Смысл в самой жизни, в познании, творчестве, творении добра…

Проблема смысла жизни:

Находит ли человек смысл своей жизни сам или

Познание мира.

План:

· Виды человеческих знаний.

· Истина и её критерии.

· Мировоззрение и его типы.

Познание.

Нерациональное познание.

· Творчество – процесс принятия нестандартных решений.

· Интуиция – способность постижения истины в результате озарения.

Память.

Память —это хранение ранее полученной информации.

· Иконическая (зрительная)

· Эхоническая (слуховая)

· Оперативная (постоянно используемая)

· Краткосрочная

· Долгосрочная

Виды познаний:

Обыденное –в его основе лежит чувственное познание мира.

Научное –достоверное обобщение фактов.

Уровни:

1. Эмпирический(наблюдение, сравнение, эксперимент, описание предметов и явлений, установление научного факта.)

2. Теоретический(объяснение явлений)

Виды познаний:

Философское –это масштабное познание включающее достижение многих наук.

Художественное– отличается оригинальностью, строится на образе.

Социальное –субъект и объект познания совпадают.

Субъект(человек, общество)

Объект(человек, общество, весь мир)

Истина и ее критерии.

Истина –соответствие наших знаний о предмете самому предмету.

Абсолютная истина – полное знание о предмете, явлении.

Относительная – полное знание.

Критерии истины:

Главным критерии истины является практика.

Мировоззрение.

Мировоззрение –это совокупность взглядов на мир и место человека в нем.

Типы мировоззрений:

1. Обыденный – опирается на личный опыт и формируется под влиянием жизненных обстоятельств

2. Мифологическое – отсутствие выделения человека из мира природы.

Религиозные мировоззрение.

Основано на догмах религий.

Догмы – устойчивые недоказуемые суждения.

Человек либо верит догмам, либо нет.

Научное

Философское

Сферы общественной жизни.

Классификации обществ.

Общество как система.

Серы общественной жизни.

Экономическая(материальное производство и отношения между людьми в процессе производства, обмена и распределения материальных благ…).

Политическая(политика, государство, право…).

Социальная(социальные группы: классы, нации, касты…, социальные слои…).

Духовная(наука, образование, культура, религии…).

 

Классификации обществ.

Дописьменное и письменное.

Простое и сложное.

Страна (Сингапур)

Общественные отношения.

Производственные

(складываются в процессе производства и распределения материальных благ).

Политические отношения

(возникают в процессе управления обществом и борьбы за власть).

Институт семьи и брака.

Политические институты (государство: органы власти и управления, политические партии; нормы права…)

Экономические институты(производство, современные технологии, собственность…)

Институты Образования и культуры.

Институты Религии.

Общество как система.

1. Разнообразие подсистем (сферы жизни общества, элементы сфер, тесно связанные друг с другом)

Бытие человека.

1. Бытие человека и его сознание.

2. Человеческая деятельность, её многообразие.

3. Деятельность и мышление.

4. Формирование характера, учет его способностей в общении и профессиональной деятельности.

 

Бытие – это существование чего – либо вообще.

 

· Реальное бытие – индивидуальное существование вещи или человека.

· Идеальное бытие – неизменная сущность предмета.

 

Наука выделяет 4 формы бытия.

 

· Бытие вещей, процессов, природы как единого целого.

· Бытие человека.

· Бытие духовное.

· Бытие социальное, включающее индивидуальное бытие и бытие общества

 


Рекомендуемые страницы:

Категория «бытие». Виды бытия (объективная и субъективная реальность). Основные формы бытия

В современной философской литературе указывается два значения слова «бытие». В узком смысле слова – это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком – это все существующее: не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей. Бытие как объективная реальность обозначается термином «материя».

Итак, бытие – это все то, что существует, будь то человек или животное, природа или общество, огромная Галактика или наша планета Земля, фантазия поэта или строгая теория математика, религия или законы, издаваемые государством. Бытие имеет свое противоположное понятие – небытие. И если бытие – это все, что существует, то небытие – это все, чего нет.

Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом в философию было введено новое понятие: «общественное бытие». Общественное бытие – это собственная, внутренняя основа существования и развития общества, нетождественная с его природной основой. Возникнув из природы, на основе природы и в неразрывной связи с ней, общество как особое образование начинает жить своей, в определенном смысле надприродной жизнью.

В зависимости от разновидности реальности (бытности, существования) различают такие основные виды бытия, как субъективная и объективная реальность. К объективной реальности относят все то, что само по себе существует, то есть вне человека и независимо от его сознания. Субъективная реальность же охватывает все то, что человеку принадлежит, что не может никак существовать вне его (это духовный мир индивида, мир его сознания и его психических состояний). Если рассматривать эти две реальности в совокупности, то можно выделить следующие четыре основные формы бытия.

1. Бытие вещей, процессов, тел. В нем, в свою очередь, выделяют:

Бытие природное — существование тел, вещей, процессов, которые нетронуты человеком и которые были еще до его появления на планете (атмосфера, биосфера, гидросфера и так далее).

Материальное – существование процессов и вещей, которые создал или преобразовал человек. Сюда принято относить промышленность, орудия труда, города, энергетику, мебель, одежду, искусственно выведенные сорта растений, виды животных и т.п.



2. Человеческое

Основные формы бытия человеческого это:

Бытие индивида в вещественном мире. С этой позиции человека философия рассматривает в качестве вещи среди вещей, тела среди тел, объекта среди объектов. Человек находится в подчинении различным законам (в частности, биологическим, физическим, химическим), изменить которые он не в силах – он лишь существует среди них.

Бытие собственное человеческое. Тут индивида воспринимают уже не в качестве объекта. Человек – это субъект, не только подчиняющийся законам природы, но и являющийся духовно-нравственным и социальным существом.

3. Духовное

Основные формы бытия духовного это:

Бытие индивидуализированное. Сюда относят личностные процессы сознания и бессознательного, носящие сугубо индивидуальный характер.

Бытие объективированное находится как бы над индивидуализированным сознанием. Сюда относят все, что является достоянием общества, а не только отдельного индивида, и общественное сознание в различных формах (религия, философия, искусство, науки, мораль и так далее).

4. Бытие социальное, в котором выделяют:

Реальность отдельного человека как субъекта в прогрессе истории и в обществе. С этой точки зрения индивид выступает носителем социальных качеств и отношений.

Реальность самого общества, которая охватывает вообще всю совокупность его деятельности как единого организма, включая все культурно-цивилизационные процессы, материально-производственную, духовную сферы и т.п.

 

Материя как фундаментальное философская категория. Историческое развитие представлений о материи. Кризис метафизического понимания материи в конце 19-в начале 20вв. Определение материи.

В материалистической философии «материя» выступает как наиболее общая, фундаментальная категория, в которой фиксируется материальное единство мира; разнообразные формы бытия рассматриваются как порожденные материей в ходе ее движения и развития. Определение понятия «материя» было дано В.И.Лениным в его работе «Материализм и эмпириокритицизм» (1909).

«Материя, – писал Ленин, – есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Категория «материя» обозначает объективную реальность. Это все то, что существует вне сознания человека и независимо от него. Итак, главное свойство мира, фиксируемое с помощью категории «материя», состоит в его самостоятельном, независимом от человека и от познания существовании. В определении материи, по существу, решается основной вопрос философии, вопрос о соотношении материи и сознания. И при этом утверждается приоритет материи. Она первична по отношению к сознанию. Первична во времени, ибо сознание возникло относительно недавно, а материя существует вечно; первична и в том отношении, что сознание есть исторически возникающее свойство высокоорганизованной материи, свойство, которое появляется у общественно развитых людей.

Материя первична как первичен объект отражения по отношению к его отображению, как модель первична по отношению к ее копии. Мир познаваем.

Конец XIX – начало XX в. стал временем крутой ломки представлений о мире – временем, когда была преодолена механистическая картина мира, господствовавшая в естествознании в течение двух столетий.
Одним из важнейших событий в науке стало открытие английским физиком Дж. Томсоном (1856–1940) электрона – первой внутриатомной частицы. Томсон исследовал катодные лучи и установил, что они состоят из частиц, обладающих электрическим зарядом (отрицательным) и очень малой массой.

На самом деле атомы не являются простыми и неделимыми, а состоят из каких-то частиц. Первой из них был открыт электрон. Первая модель атома, созданная Томсоном, получила шутливое название «пудинг с изюмом». Пудингу соответствовала большая, массивная, положительно заряженная часть атома, тогда как изюму – мелкие, отрицательно заряженные частицы – электроны, которые, согласно закону Кулона, удерживались на поверхности «пудинга» электрическими силами. И хотя эта модель вполне соответствовала существовавшим в то время представлениям физиков, она не стала долгожительницей.

Вскоре ее вытеснила модель, хотя и противоречившая привычным представлениям физиков, однако соответствовавшая новым экспериментальным данным. Это – планетарная модель Э. Резерфорда (1871–1937). Эксперименты, о которых идет речь, были поставлены в связи с другим принципиально важным открытием – открытием в конце XIX в. явления радиоактивности. Само это явление также свидетельствовало о сложной внутренней структуре атомов химических элементов.

в 1911 г. Резерфорд открыл атомное ядро. В 1919 г. он подверг бомбардировке альфа-частицами азот и открыл новую внутриатомную частицу, ядро атома водорода, которую он назвал «протоном». Физика вступила в новый мир – мир атомных частиц, процессов, отношений. И сразу же обнаружилось, что законы этого мира существенно отличаются от законов привычного нам макромира. Для того чтобы построить модель атома водорода, пришлось создавать новую физическую теорию – квантовую механику. Отметим, что за короткий исторический срок физики обнаружили большое количество микрочастиц. К 1974 г. их стало чуть ли не вдвое больше, чем химических элементов в периодической системе Менделеева.

Другим фундаментальным открытием XX в., оказавшим огромное влияние на всю картину мира, стало создание теории относительности. В 1905 г. Альберт Эйнштейн (1879– 1955) опубликовал в специальном физическом журнале статью под неброским заголовком «К электродинамике движущихся тел». В этой статье была изложена так называемая частная теория относительности. По существу, это было новое представление о пространстве и времени, и соответственно ему была разработана новая механика. Только исследования электромагнитных волн, полей и связанных с ними других видов материи заставили по-новому взглянуть на законы классической механики.

Теория относительности встретилась с существенными трудностями при рассмотрении явления тяготения. Это явление не поддавалось объяснению. Потребовалась большая работа, чтобы преодолеть теоретические трудности. К 1916 г. А.Эйнштейн разработал «Общую теорию относительности!. Эта теория предусматривает более сложную структуру пространства-времени, которая оказывается зависимой от распределения и движения материальных масс. Общая теория относительности стала той основой, на которой в дальнейшем. стали строить модели нашей Вселенной. Но об этом позже.

В процессе развития научного познания существенно изменяются, расширяются и усложняются представления о материи и ее атрибутах: пространстве, времени и движении. На каждом уровне структурной организации материи выявляются свои особенности в движении и взаимодействии объектов, свои специфические формы пространственной организации и хода временных процессов. Поэтому в последнее время все чаще стали обращать внимание на эти особенности и говорить о как бы разных «временах» и разных «пространствах»: пространство-время в физических процессах, пространство и время в биологических процессах, пространство и время в социальных процессах. А на нашей Земле, кроме того, и мир живых существ, являющихся носителем новой, биологической формы движения материи, и мир человека – общество, с его особенностями и своими специфическими закономерностями.

Философский смысл проблемы бытия. Структура бытия: виды, уровни, формы

Понятие «бытие» является исходным философским понятием при осмыслении человеческого мира. Оно отражает убеждение человека в том, что мир существует, и налагает ограничения на его деятельность, вынуждает, заставляет соизмерять с ним свои действия. И не случайно в любой философии проблема бытия занимает центральное место и исследуется в разделе «онтология» (гр. on (ontos) сущее + логия) — учение о сущем.

Человек разумный очень рано задает себе и другим вопросы — кто он такой, каков окружающий его мир, один он или их множество?

Первым выделил категорию бытия и сделал ее предметом философского анализа древнегреческий философ Парменид (540-480). Он утверждал, что бытие неизменно, непрерывно, едино, неподвижно, неделимо. Критикуя Парменида, Аристотель определил: бытие обозначает то, что есть, т.е. множество существующих вещей, и в то же время то, чему причастно все, что есть, то, что мы называем существованием, показав тем самым, что понятие «бытие» является методологической основой и началом философии.

В дальнейшем в истории философии появляется множество подходов к пониманию бытия, за предельное основание которого берется либо материальное, либо идеальное начало. Так, в средневековой философии мыслители считали, что «Бог есть бытие». В эпоху Нового времени и Просвещения господствовала точка зрения, связывающая бытие с физической реальностью.

Немецкая классическая философия наполняет категорию бытия диалектическим содержанием. У Гегеля бытие и небытие объединены, их взаимопереходы он рассматривает как становление.

В западной философии, в противовес классическому пониманию бытия как такового, главный акцент делается на бытие человека. Их онтологии (феноменалистов, экзистенциалистов, персоналистов) строят свое понимание бытия не от мира бытия к бытию человека, а от человеческого бытия к бытию мира, как он видится человеку. Человек как бы творит бытие.

Согласиться с такой онтологией нельзя. Но было бы неверно не связывать проблему бытия с человеческой деятельностью. Человек погружен в окружающий его мир, является частью его. Бытие человека есть собственная часть мирового бытия, поэтому освоить, понять бытие можно лишь на пути углубления и расширения познания, с позиции субъектно-объектного подхода. При этом всегда важно помнить, что природное бытие первично, оно независимо от человека, сознание (бытие духовное) вторично, оно есть отражение природного, материального бытия, продукт его эволюции. Категория бытия отражает реальность такой, какой она представляется человеку в его практической деятельности.

Следует различать виды бытия — объективную реальность и субъективную реальность.

Объективная реальность охватывает все, что существует вне нас независимо от сознания — неживую и живую природу, человека, общества.

Субъективная реальность — это сознание, духовный мир человека, который находит свое выражение в чувствах, образах, идеях, теориях. Являясь отражением объективной реальности, субъективная реальность оказывает влияние на изменение объективной через человеческую деятельность.

Уровни бытия — актуальное и потенциальное.

Актуальное (действительное) — это наличное бытие в данное время и в данном пространстве, т.е. все, что существует в данный момент.

Потенциальное бытие — это возможности, заложенные в актуальном бытии, которые могут быть реализованы в дальнейшем.

Формы бытия — это природное и социальное бытие. Природное бытие принято различать не первичное (сама природа во всем ее многообразии) и вторичное (искусственные вещи, созданные человеком).

Бытие — предпосылка реального и концептуального единства мира. Для обозначения глубинного понимания единства в философии выработано понятие субстанция — то, что лежит в основе всего существующего, предельное основание всех вещей и процессов. Те философы, которые объясняют мир на основе одной субстанции, сторонники монистического понимания бытия. Монизм может быть и материалистическим (Демокрит, Фалес), и идеалистическим (Платон, Гегель), те, кто исходит из того, что в основе мира лежат два начала, стоят на позиции дуализма (Р. Декарт).

Мировоззренческая картина действительности, понимание бытия, может формироваться и на уровне обыденного сознания, философии «здравого смысла». Но глубокое понимание возможно только на основе научных знаний, которые, помимо описания и объяснения природных процессов, служат основой для их прогнозирования. Научная картина мира всегда отражала (и отражает) уровень материальной и духовной культуры общества. Эволюция взглядов на мир свидетельствует о том, что человечество находит все больше подтверждений правильности вывода философии диалектического материализма, что мир един, бесконечен, безграничен, что он постоянно изменяется. Такое понимание мира раскрывается в других разделах учения о материи, диалектике, социальной философии.

1. 2. Классификации форм бытия

Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия — одна из глав­ных в философии.

В проблеме бытия можно выделить два аспекта – вопрос о том, в каких основных формах существует бытие; вопрос о соотношении форм друг с другом.

Несмотря на огромное многообразие предметов и явлений окру­жающего мира, в их классификации можно выделить две разновидности основных форм: материальные и духовные.

Для материальных форм бытия характерны такие свойства, как телесность, протяженность, они существуют как объективная реальность, данная в ощущениях, они вос­принимаемы, осязаемы, проявляют себя непосредственно, познаваемы конкретно чувственно и рационально.

Для идеальных (духовных) форм бытия характерно то, что они не обладают свойствами телесности, про­тяженности, проявляют себя опосредованно, связаны с активной ответ­ной реакцией организма на имеющие и внутренние воздействия.

Проявление материальных и духовных форм бытия отража­ются в понятиях: Космос, Вселенная, природа, общество, человек.

В материальных формах бытия:

Кос­мос представляет собой мир как структурно-организованное, упорядо­ченное, беспредельное и вечное целое.

Вселенная есть часть Космоса, доступная восприятию и исследованию.

Природа— это все то, что вокруг нас существует, в узком смысле — ок­ружающая человека неорганическая и органическая среда.

Общество представляет собой продукт взаимодействия людей, совокупность об­щественных отношений. Человек выступает и как тело природы, и как продукт общественного бытия.

Выделяются также духовные формы бытия, которые существуют реаль­но, но не обладают протяженностью, телесностью, а проявляют себя в активной ответной реакции, познании, самопознании, мысленном пред­ставлении.

Духовная реальность:

в деятельности человека обычно ассоциируется с понятиями психики, мышления, со­знания, души, субъективного духа и т.д.

в обществе она соотносится с такими понятиями, как общественное сознание, общественная психоло­гия, идеология, архетипы.

в природе подо­бие духовных форм бытия проявляется в раздражимости, чувствен­ности, ощущениях, психике, которые лежат в основе их активного пове­дения и отражения действительности.

во Вселенной и Космосе можно гипотетически предположить существование духовных форм бытия в виде духов, богов, демиурга (творцы), космического разума, ума, абсолюта, абсолютной идеи, мирового духа и т.д.

Итак, основными видами проявления бытия являются его матери­альные и духовные формы.

Вторая классификация форм бытия — бытия природы, бытия человека и человечества, бытия общественного и, наконец, бытия духовного.

Бытие природы представляет существование вещей, процессов и состояний. Оно обусловливает некую целостность и существует независимо от сознания человека.

Главной особенностью бытия человека является также его преходящий характер. С одной стороны, тело человека, представляя собой средоточие высокоорганизованной материи, в определенный момент своего развития с неизбежной необходимостью перейдет в небытие (перестанет существовать как живой организм). В этом состоит тождество бытия человека с бытием другого природного образования. С другой стороны, человек в своем развитии проходит несколько этапов, связанных с переходом к новому качеству. Это в равной степени относится и к его организму как материальной системе, и, что детерминировано первым, к его идеальной, духовной основе (интеллектуальный потенциал, мировоззренческие позиции, уровень социализации).

Бытие социальное, общественное есть бытие материальной деятельности индивидов, социальных групп, классов, как реальный процесс жизнедеятельности людей.

Духовное бытие проявляется,

во-первых, в форме индивидуализированного духовного бытия. Это бытие реализуется в сознании и самосознании каждого из нас.

Во-вторых, духовное бытие выступает в виде объективизированного, опредмеченного духовного бытия (языка, различных символов и знаков, искусства, принципов поведения, принятых в обществе, через посредство достижений человеческого духа и мысли).

Следующая основная проблема, которую ставит онтология, как учение о бытии, —- вопрос о том, как они соотно­сятся друг с другом, есть ли в их соотношении что-то первичное, исход­ное, основополагающее?

В попытках ответить на вопрос о том, что первично — материальное или идеальное, в истории философии возникли два противоположных направления — материализм и идеализм. С точки зрения материализма, первопричиной, первоосновой, субстанцией является материя, а дух, мышление, сознание — продукт ее развития. По мнению представителей идеализма, наоборот, — первично ду­ховное начало, а материя есть продукт его развития.

Современная точка зрения — материальные и духовные формы бытия находятся в диалектической взаимосвязи. Различные философские направления (ма­териализм и идеализм) берут за объект исследования те или иные формы бытия, отражая их в понятиях материального и духовного.

Формы бытия, их виды и характеристика

Понятие бытия относится к одним из системообразующих в философии. Разные ученые в разные исторические периоды по-своему трактовали это понятие. Однако все они сходились во мнении, что именно бытие, формы бытия являются теми характеристиками, анализируя и постигая которые, человек находит ответы на такие принципиальные вопросы, как создание и развитие окружающего мира. В настоящее время наиболее полным философским определением бытия следует считать философскую категорию, которая охватывает и включает в себя абсолютно всю совокупность созданных непосредственно человеком, а также природных и космических вещей и явлений.

Понятие бытия как философской проблемы включает в себя целый ряд составляющих. Во-первых, это рассмотрение окружающей природы и космоса в целом как целостной системы, подчиняющейся определенным законам. Во-вторых, бытие не остается неизменным, оно постоянно развивается и изменяется, сообразуясь со своей внутренней логикой. В-третьих, в своем развитии бытие проходит через процесс преодоления многочисленных противоречий, оказывающих влияние на его основные проявления и формы.

Основные формы бытия можно представить в следующем виде:

  1. Материальное бытие, включающее в себя все проявления тех или иных природных явлений, вещей, процессов. Главной особенностью этой формы бытия является ее абсолютно объективный характер, а также то, что она является первичной по отношению к любой другой форме. Основным доказательством незыблемости и объективности материального природного бытия является тот факт, что, несмотря на достаточно активную и разрушительную деятельность человека, последний во многом продолжает зависеть от окружающей его среды.
  2. Материальное бытие человека, которое включает такие составляющие, как физическое существование человека как субъекта животного мира, а также социальное существование человека в тех или иных общественно-исторических условиях. Здесь стоит особенно подчеркнуть, что материальное бытие человека проявляется как бы в двух ипостасях: с одной стороны, он выступает как часть живой природы, «первичного бытия», но с другой, — он не просто существует в этих условиях, но и активно изменяет их, являясь главным творцом так называемого «вторичного бытия». Эти две формы, находящиеся во многом в соперничестве друг с другом, оказывают решающее влияние на осознание человеком самого себя и общества в тот или иной исторический период.
  3. Духовное бытие, которое также может быть представлено в виде двух взаимосвязанных, а зачастую и противостоящих друг другу, компонентов – индивидуальной духовности и духовности, присущей всему человечеству. Прежде всего, здесь следует отметить, что сам этот термин означает взаимодействие сознательного и бессознательного в жизни человека, творчество, нравственность, процесс познания, наконец. В этом случае индивидуальная духовность – это познание человеком самого себя, сознание себя как творческой личности, имеющей возможность изменять окружающую действительность. Основным проявлением общечеловеческой духовности является огромное культурное наследие, накопленное человечеством за всю его историю. Это и литература, и живопись, и музыка, и архитектура со скульптурой. Но помимо этих вещественных проявления общечеловеческой духовности, есть еще и моральные принципы, и различные философские идеи, и общественно-государственные теории. Обе эти формы бытия не только взаимно дополняют друг друга, но и способствуют взаимному развитию и духовному совершенствованию человечества. Следует признать, что духовное бытие на сегодняшний день играет не менее важную роль, чем природное и материальное.

виды, уровни, формы — КиберПедия

Категория бытия отражает реальность такой, какой
она предстает человеку в практической деятельности.

Вместе с тем философия не останавливается на про-
стой констатации существования человека и окружающего
его мира, раскрывая различные виды и способы существо-
вания. Определяя смысл отношения «бытие-небытие»,
она дает понимание противоречивости, напряженности,
многообразия бытия; предоставляет возможность преодо-
леть ограниченность познания через призму индивиду-
ального бытия. Невозможно понять сущность бытия без
таких понятий, как пространство, время, качество, необ-
ходимость, действительность, содержание; реальность и
многих других. Это можно сделать, рассмотрев лишь фи-
лософскую систему в целом. Для нас — это задача всего
курса; тем не менее общую характеристику форм, уровней
и видов существования дать можно и необходимо.

Следует различать виды бытия — объективная реаль-
ность и субъективная реальность, уровни бытия — актуаль-
ное и потенциальное бытие, формы бытия — природное и

социальное бытие.

Объективная реальность охватывает все то, что суще-
ствует вне и независимо от сознания. Звездные системы и

элементарные частицы, атомы и макротела, микроорганиз-
мы, птицы, млекопитающие, т.е. все то, что составляет не-
живую и живую природу, и, наконец, сам человек, общество
образуют объективно реальное бытие. Субъективная реаль-
ность — это не что иное, как сознание, мышление, духов-
ный мир человека. Она находит свое выражение в чувствах,
образах, фантазиях, идеях, гипотезах, теориях. Пережива-
ния человека и его мысли, нравственные и эстетические
идеалы, идеализированные мысленные конструкты (такие,
как материальная точка или идеальный газ), вся духовная
жизнь относятся к сфере субъективной реальности. Эти
два вида бытия не полярные противоположности. Субъек-
тивная реальность является продуктом отражения объек-
тивной реальности и, свою очередь, оказывает влияние на
нее.

Взаимосвязь объективной и субъективной реально-
сти осуществляется в формах человеческой деятельности.
Мерой логичности и адекватности, истинности мышле-
ния выступает опосредованность ее практикой. Для того,
чтобы создать образ предмета, процесса, человек манипу-
лирует условиями бытия вещей. Выбор условий связан
как с ценностными ориентациями субъекта, так и с его
конкретными целями. Одни и те же материалы могут
быть объектом исследования разных специалистов. Для
механика важным будет исследование их на прочность,
для физика — на электро — или теплопроводность, для хи-
мика — на их химическую активность и т.д. С другой сто-
роны, эмпирически или теоретически полученное знание о
предметах становится, в свою очередь, дальнейшим отправ-
ным пунктом для определения природы и возможностей
объективно реально существующих вещей и процессов.



Следует различать актуальное (действительное) и
потенциальное (возможное) бытие. Актуальное бы-
тие — это наличное бытие в данном пространственно-
временном интервале, все то, что существует в данный мо-
мент. В актуальном бытии выделяют прежде всего бытие
естественных вещей и процессов. Это — природное бытие
индивидуализированных объектов и их состояний, которое
иногда называют первой природой в отличие от второй
(рукотворной) природы искусственных вещей и процессов,
созданных человеком. По мере развития человечества
вторая природа оказывает все большее влияние на жиз-

2 Зак. 83

недеятельность общества. Доминирующее значение в ней
занимает техника. В технике сливаются и воплощаются два
ряда явлений: разумная целенаправленная деятельность
человека и вещества, свойства, законы внешнего мира.

Бытие человека представляет собой единство физи-
ческого (телесного) и духовного. Оно отличается тем, что
генетическая программа, заложенная в человеке природой,
реализуется путем социального (общественного) способа
существования человека. При рассмотрении бытия че-
ловека наиболее значимым является аспект индивиду-
ального личностного бытия, ибо только через этот уро-
вень бытия можно осмыслить отношение человека к
миру.

Очень многие жизненные ситуации просто не суще-
ствуют как проблемы для всех. В частности, особенность
вопроса о смысле жизни заключается в том, что он тесно
связан с индивидуальным сознанием. Каждый человек
проблемы собственного бытия может поставить и решить
по-своему. Но при этом важно понимать общие сущност-
ные характеристики бытия.



Актуальное бытие вещей и процессов природы, че-
ловека и того, что создано им, содержит в себе массу не-
реализованных возможностей. Это потенциальное бытие,
которое может в зависимости от условий стать или не
стать актуальным. В природе такой процесс осуществля-
ется благодаря естественным законам. В обществе тоже
имеются свои законы, но они проявляются только через
действия людей. Подчеркнем — конкретных личностей,
через судьбы которых высвечивается суть и смысл бытия
человека. Конечно, каждый человек смертен. Но дело не
просто в преходящем характере каждого конкретного ин-
дивида, а в том, что жизнь, которая дана человеку, — бес-
ценный дар. Историю нельзя рассматривать простой сме-
ной поколений. История — это наше понимание бытия, и
от того, насколько данное поколение прониклось духом
бесценных открытий, находок, судеб и откровений своих
предшественников и современников, зависит уровень ду-
ховной и материальной культуры, т.е. уровень актуального
бытия, а соответственно, и потенций, заложенных в нем.
Не случайно сегодня у нас проснулась такая тяга к про-
шлому. Здесь не просто порыв вырвавшейся из штампов
административной системы души прикоснуться к много-

цветию красок жизни, а необходимый процесс введения
бытия людей в русло мировой цивилизации и культуры.
Природа и человек, будущее и настоящее, идеальное и
материальное — едины. Предпосылкой этого единства яв-
ляется бытие.

2.3. Бытие — предпосылка реального и
концептуального единства мира

Вещи и процессы, свойства и отношения, природа и
человек, объективная и субъективная реальность… Что об-
щего между столь различными фрагментами мира? Прежде
всего то, что они существуют; условием их единства явля-
ется бытие. Именно поэтому, прежде чем определить свой-
ства и ценность вещей, их состояние — необходимо иметь
уверенность в их существовании. Факт бытия может быть
обоснованием взаимосвязанности и целостности мира,
единства материального и духовного. Уверенность в суще-
ствовании и единстве мира всегда служила основанием для
того или иного образа мира.

Сознание рисует ту или иную картину бытия, исхо-
дя прежде всего из основных мировоззренческих принци-
пов. Для обозначения глубинного единства всего сущест-
вующего в философии выработано понятие субстанции.
Субстанция — то, что лежит в основе всего существующего,
суть предельное основание всех вещей и процессов. Фило-
софские направления в самом общем плане и обознача-
ются по пониманию ими субстанциальности мира. Те
философские учения, которые объясняют мир из одной
субстанции, называют монистическими. Монизм — такое
видение мира, когда основой всего существующего при-
знается одно начало, которое может рассматриваться либо
как материальное, либо как идеальное. Различают мате-
риалистический (Фалес, Демокрит, Гераклит, Бэкон) и
идеалистический (Платон, Гегель) монизм. Наряду с мо-
нистическим толкованием мира в философии встречаются
и дуалистические взгляды. Дуализм исходит из того, что в
основе мира лежат два начала — материальное и духовное
(Р. Декарт).

Любая философская система уже в силу исходных
посылок предполагает не просто описание мира в его
всеобщности, а вычленение такой универсальной связи,

которая с необходимостью выходит на человека. Миро-
воззренческий характер философского знания предопре-
деляет соотнесенность рисуемой им целостной картины
мира с человеком. В связи с этим обратимся к словам из-
вестного физика М. Борна: «Мир образуется из «я» и «не-
я», из внутреннего и внешнего мира. Отношение между
этими двумя полюсами является объектом любой религии
и любой философии. Однако каждое учение изображает
по-разному ту роль, которую играет субъект в мировой
картине. Значение, которое придается субъекту, представ-
ляется мне тем масштабом, руководствуясь которым мож-
но расположить по порядку, нанизывая, как жемчуг на
нитку, религиозные верования, философские системы,
мировоззрения, укоренившиеся в искусстве или науке»
(5. С.10).

Мировоззренческая картина действительности мо-
жет формироваться и на уровне обыденного сознания, это
так называемая жизненная философия, или философия
здравого смысла. В любом случае она строится на общих
представлениях о мире, которые формируют идеалы,
принципы и регулятивы поведения человека, его отноше-
ние к другим людям и природе. Общая мировоззренче-
ская установка не менее важна и при построении научной
картины мира. Не случайно Ньютон свою работу, в кото-
рой впервые в науке формулируется научная картина ми-
ра (физическая), назвал «Математические начала нату-
ральной философии».

Научная картина мира в отличие от теории, которая
дает описание, объяснение и прогнозирование относительно
конкретного фрагмента реальности (механического, тепло-
вого, электромагнитного, химического, биологического и
т.д.), представляет собой как бы срез или проекцию кон-
кретно-научных знаний о реальности под углом зрения
определенного мировоззрения и достигнутого уровня
практического освоения мира. Элементами механической
картины мира являются такие понятия и принципы, как
«материальная точка», «абсолютное время», «абсолютное
пространство», «принцип инерции», «принцип дальнодей-
ствия», «принцип относительности Галилея» и др. Науч-
ная картина мира выделяет существующие в природе об-
щие связи и отношения, поэтому наряду с описанием и
объяснением природных процессов она служит основани-

ем для прогнозирования и формирования новых теорий.
Различают общенаучную картину мира, картину мира наук,
близких по предмету исследования (например, естествен-
нонаучную картину мира) и картину мира специальных
наук (химическую, биологическую, астрономическую, фи-
зическую).

Научная картина мира несет на себе печать общего
уровня материальной и духовной культуры общества и, в
свою очередь, сама становится ядром мировоззрения.
Эволюция наиболее разработанной картины мира, отно-
сящейся к срезу физической реальности, свидетельствует
о единстве объективного мира, т.е. такой форме осмысле-
ния фундаментальных связей, существующих в природе,
которая выступает как система общих логических форм,
отражающих реальность процессов в той или иной облас-
ти. Объединение в мысли отражает то реальное единство,
которое существует в мире.

Особое значение в нашем мире, когда чрезвычайно
углубились противоречия между обществом и природой,
имеет построение технической (или технологической) и
экологической картины мира. Это способствует как более
адекватному созданию общенаучной картины мира, так и
нахождению регулятивов для оптимального взаимодействия
общества и природы, максимального приближения их как
бы к изначальному естественному единству.

Итак, понятием бытия охватывается все бесконечное
многообразие конкретных форм существования, объек-
тивной и субъективной реальности, природы и общества,
духовного мира человека, его мыслей и чувств, вообра-
жения и эмоций, логико-математических конструкций и
научных картин мира. Обозначая все сущее, бытие ока-
зывается категорией, недостаточной в силу своей крайней
абстрактности для философского мировоззрения. Ведь
центральной проблемой бытия в теоретическом и в прак-
тическом плане выступает вопрос о формах социального
самоопределения человека в мире, выбора им собствен-
ных стратегий. Здесь возникают (среди множества других)
вопросы о соотношении различных видов существования,
о сохраняющемся субстанциальном бытии при исчезно-
вении отдельных вещей. Подобные вопросы проясняются
с помощью категории материи.

Глава 3. МАТЕРИЯ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *