Как подобрать шапку по форме лица для женщины
Модницы не слишком балуют вниманием практичные теплые шапки. Вместо них современные женщины предпочитают накинуть на голову капюшон, а самые стойкие даже в лютый мороз ходят с непокрытой головой. Если вы причисляете женские шапки к деталям гардероба, которые хронически вам не идут, эта статья поможет преодолеть столь радикальное неприятие.
Модный аксессуар или зимний комплимент
Шапка давно перестала играть для женщин роль исключительно утепляющей вещи. В наши дни она приобрела статус модного аксессуара, правильно подобрать который – целое искусство. Если раньше стилисты рекомендовали дамам сочетать предметы наряда, ориентируясь на цвета, фасоны и материалы, то со временем приоритеты изменились.
Законы моды гласят, что профессионально подобранная одежда может не только подчеркнуть достоинства фигуры, но и скорректировать погрешности. Поклонницы «Модного приговора» не устают изумляться волшебным преображениям «Золушек» в элегантных принцесс.
Можно ли произвести такой же ошеломительный эффект, если правильно подобрать шапку? Безусловно. Секрет кроется лишь в критериях выбора. Ими должны стать индивидуальные пропорции лица, размеры головы и комплекция.
Определяем форму лица
Следуя выражению А. С. Пушкина, попробуем «проверить алгеброй гармонию». Для этого вам понадобится зеркало, сантиметровая портняжная лента и бумага с карандашом для записи результатов. Стяните волосы в пучок, встаньте перед зеркалом и проведите четыре несложных измерения.
- Длина лба — центральное расстояние, измеряемое между изгибом левой и правой брови.
- Ширина лица. Замеряется между наиболее выступающими участками скул. Как правило, эти точки расположены на уровне внешних углов глаз.
- Длина подбородка. Замер производится от кончика подбородка до выступа челюсти в самой широкой ее части. Значение удваивается.
- Длина лица — вертикальное расстояние от линии роста волос до нижней границы лица.
Измеренные величины сопоставьте с основными типами. Однако в реальной жизни укладывающееся в типичную форму лицо встречается редко. Большинство лиц – это бесконечные вариации стандартных форм. Постарайтесь определить, какая из них точнее всего приближается к вашим параметрам. Знание этого поможет вам не только в правильном выборе шапки. Аналогичная методика применяется при определении выигрышной прически, подходящей оправы очков и украшений.
Семь типов лица
- Овальное. Ширина в полтора раза меньше длины. Соразмерные лоб и подбородок.
- Круглое. Одинаковые размеры лица по горизонтали и вертикали.
-
Треугольное («сердечко»).
- Квадратное. Длина лица примерно соответствует ширине. Квадратный подбородок. Прямая линия волос.
- Прямоугольное. Длина значительно больше ширины. Лоб и подбородок приблизительно равны.
- Грушевидное. Подбородок заметно шире лба.
- Ромбовидное. Скулы значительно шире лба и подбородка.
Как подобрать подходящую шапку?
Определив форму лица, устройте модное дефиле с имеющимися дома головными уборами, отмечая, как они корректируют внешность. Возможно, после этого вы решите отправиться за обновкой в магазин? Подобрать шапку вашей мечты помогут практические рекомендации экспертов.
Для овального
Симметричный овал принят за эталон для коррекции всех отличных от него пропорций лица. Счастливым обладательницам этого типа идут все головные уборы за редким исключением. К овалу подойдут даже самые привередливые из них – тюрбаны и повязки.
Отлично будут смотреться несимметричные модели и шапки, прикрывающие лоб. Не стоит глубоко надевать головной убор: между ним и бровями нужно оставлять пару сантиметров.
Что касается шляп, то единственным условием считается форма тульи: она не должна быть шире скул. Квадратные и строгие геометрические шляпы также не идут овальному лицу.
Обратите внимание на:
- шляпы с козырьками;
- федоры;
- винтажные шляпки-таблетки;
- нестандартные фасоны.
Для круглого
Круглолицые женщины нередко комплексуют из-за пухлых щек. Нивелировать излишнюю округлость им помогут:
- миниатюрные береты;
шапки-колпаки;- стильные ушанки;
- шапки объемной вязки;
- треугольные казачки;
- меховые папахи.
Круглому лицу не идут облегающие трикотажные шапочки, закрывающие лоб модели. Одобряются вертикальные узоры, а также украшения в виде помпонов и бубенчиков.
Правило асимметрии удачно адаптирует даже малоподходящий головной убор. Попробуйте надеть берет наискосок, чтобы он практически закрыл одно ухо.
Для треугольного
Обладательницам лица в форме сердечка советуем примерить на себя имидж кокетливой француженки. Как никому другому вам пойдут шляпки и маленькие береты. Лучшей шапкой будет та, что сфокусирует взгляд на скулах. Вас приукрасят неплотно сидящие модели, закрывающие лоб. Отдавайте предпочтение:
- беретам и кепи, надетыми набок;
- шапкам со свисающими ушками;
- шапкам из меха песца, лисы и т. д.;
- шляпкам-колокольчикам;
- шляпам с неширокими полями.
Объемных шапок, увеличивающих и без того широкую верхнюю линию лица, следует избегать. Асимметричный покрой приветствуется.
Для квадратного
Несмотря на пропорциональность, такое лицо может показаться излишне тяжелым. Наверное, вы уже поняли, что основным правилом при выборе правильной шапки является принцип контраста. Чтобы смягчить резкие черты, подбирайте головные уборы с плавными силуэтами. Обладательницам этого типа подойдут:
- вязаные береты округлой формы;
- шапки-бини;
- кепи с миниатюрным козырьком;
- модели с косичками;
- шляпки с волнистыми полями.
Береты и кепи лучше носить, немного сдвинув назад. В таком случае они будут перераспределять объем на заднюю часть головы. Чрезмерно крупного декора стоит избегать.
Для прямоугольного
Прямоугольная форма напоминает квадрат, за исключением более вытянутых пропорций. Продолговатое лицо нужно корректировать, укорачивая по вертикали и расширяя на уровне скул. Визуально уменьшить длину лица помогут:
- вязаные шапки с широким отворотом;
- классические ушанки;
- объемные береты;
- трубы-хомуты;
- широкополые шляпы с низкой тульей;
- невысокие меховые уборы.
К такому лицу можно подобрать и изысканную чалму, и демократичную кепку с козырьком. А горизонтальная широкая вязка поможет расширить узкое личико и придать ему миловидности. Удачные решения – на фото.
Неподходящие варианты – высокие шапки, меховые папахи: все, что удлиняет лицевые пропорции.
Для грушевидного
Требуется уравновесить массивную нижнюю линию лица, зрительно расширив верхнюю часть. В прохладный осенний сезон с этой миссией отлично справятся шляпы с загнутыми вверх полями, например, канотье или федора с достаточно широкой тульей.
Аналогичный принцип работает и в зимних головных уборах. Советуем подбирать снуды широкой вязки, шапки и береты из пушистого меха.
Для ромбовидного
Такой тип лица принято сравнивать с бриллиантом. Достойно огранить его помогут объемные фактурные фасоны. Поклонницам шляп рекомендуем присмотреться к моделям со средней тульей, ширина которой уже, чем ваши скулы. Носите их, немного сдвинув на затылок. Поэкспериментируйте с трубами, разномастными кепками.
Если лицо не продолговатое, можно подобрать папаху или другую высокую модель их меха. Обтягивающих голову шапок лучше избегать.
Если вы думаете, что постигли премудрость «Как подобрать шапку по форме лица», хотим немножко отсрочить приятный момент истины — осталась всего пара нюансов, и вы сможете на равных конкурировать с самой Эвелиной Хромченко.
На визуальное восприятие облика влияют не только формы лица, но и некоторые другие моменты. Так, даже идеальный овал лица требует коррекции, если оно чересчур полное или, напротив, худое. Чтобы безукоризненно подобрать шапку, придется учитывать и размеры головы. Чем она меньше, тем больше вам пойдут свободные объемные силуэты.
К полному лицу
Самым демократичный головной убор для полнолицых барышень – большой берет. Речь идет не о классическом варианте, который носили богемные художники. Модельеры советуют подбирать стильные береты с широкой резинкой, закрывающей уши. Их можно надвигать на брови или носить набок.
Дамы бальзаковского возраста неравнодушны к шляпкам с неширокими полями. Они визуально суживают лицо и придают образу элегантную законченность. Шапочек с широкими отворотами и обтягивающих макушку лучше избегать.
Зимой настоящее чудо может сотворить мех. Куполообразные шапки, отороченные мехом, сделают полноватое лицо более утонченным.
К худому лицу
Для худощавого личика напрашивается совет подобрать головной убор, делающий его визуально более крупным. Но при этом главное — не переборщить. Субтильным девушкам с миниатюрными личиками нужно быть осторожнее с объемными шапками, особенно при небольшом росте (менее 160 см). Помимо этого, не рекомендована асимметрия, мелкий декор, крупная вязка. Высоким девушкам с худощавым лицом пойдет шапочка с помпоном или ушками, шапка-хомут, меховая ушанка.
Советуем также обратить внимание на последний хит сезона — тематические шапки-хельсинки с имитацией звериных ушек на макушке. Для натуральности их даже отделывают разным натуральным мехом: заячьим, лисьим, песцовым и т. д.
Форма носа имеет значение
Очарование курносых девушек подчеркнут модели с козырьками, отогнутыми вверх. Длинный прямой нос скроет шапочка или кепи с широким козырьком. Хорошо уравновесят выдающуюся деталь внешности декоративные элементы: ушки, кисти и т. д.
Шапки незаменимы для неласковой русской зимы. Модели обновляются, возвращаются, дизайнеры создают новые фасоны и объемы. С наступлением нового сезона холодов не отказывайте себе в удовольствии отправиться в модный магазин головных уборов.
Примеряя их, не довольствуйтесь маленькими зеркалами, которые обычно предлагают продавцы. Чтобы правильно подобрать шапку, желательно увидеть себя в зеркале в полный рост. Только тогда вы оцените, насколько гармонично она подходит к лицу, фигуре и образу в целом.
Надеемся, что скоро близкие поздравят вам с удачным приобретением, тем более что вы теперь знаете о шапочном шопинге все и даже немного больше.
Мне нравится 0
Похожие посты
Оставить комментарий
Треуголка — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 января 2016; проверки требуют 12 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 января 2016; проверки требуют 12 правок. У этого термина существуют и другие значения, см. Треуголка.Треуго́лка (англ. cocked hat, фр. tricorne ) — головной убор с полями, загнутыми так, что они образуют три угла. Обычно такая шляпа является морским или армейским головным убором. Получила распространение во второй половине XVII века и была популярна до конца XVIII века, пока не была заменена двууголкой.
В первой половине XVII века в армиях Западной Европы была распространена широкополая шляпа: она всем знакома по иллюстрациям к «Трём мушкетёрам». Широкие поля мешали военным запрокидывать голову и были помехой, когда на плече лежало громоздкое ружьё. Края шляпы постепенно подгибались, пока не появился принципиально новый, прогрессивный фасон — с тремя загнутыми полями. Распространение треуголки-tricorne в армии относится к эпохе правления Людовика XIV. Со временем эту моду переняли и штатские. Треугольные шляпы, украшенные галуном и перьями, носили до того момента, пока в моду не вошли громоздкие парики — аллонж.
После этого штатские лица носили треуголку под локтем и использовали её при поклонах, описывая ею замысловатые фигуры. В армии же tricorne прижилась и была в ходу до появления в конце XVIII века двууголки.
В конце XVII — в начале XVIII века треуголка довольно значительна по размеру. Кроме того, она украшена страусовыми перьями, галуном, нередко — пышным бантом.
Постепенно шляпа становится меньше и декоративнее. Исчезает пышный плюмаж из перьев, утрачивается значительная часть декорирующих деталей. Это происходит в связи с тем, что треуголка всё больше становится декоративным аксессуаром, который кавалер держит в руке или под локтем: пудреные парики «не нуждались» в шляпе. Иное дело — охотничий костюм. В его состав непременно входила шляпа. В армии также прижилась треуголка в качестве основного головного убора.
В первой половине XVIII века треуголку охотно носили женщины. Это было связано с небывалым доселе «сближением» мужской и женской моды.
Постепенно и «три угла» стали не слишком компактными. В армии, а затем и среди штатского населения, приобрела популярность двуугольная шляпа. Двууголка легко складывалась и занимала меньше места — качества важные, тем более что на приемах и балах кавалеры не расставались со своими шляпами.
В России треуголки стали появляться в последней четверти XVII века и просуществовали в ней, как головные уборы, примерно 100 лет. В середине екатерининского правления они уходят, уступив место двуугольным головным уборам.
В XIX—XX веках треуголка стала характерным символом ушедшей и притягательной «галантной эпохи». Так, Константин Сомов в своей «Книге маркизы» изображает tricorne довольно часто, не всегда следуя исторической правде.
В кинематографе и в театре треуголка используется также довольно широко. Её можно видеть во французском кинофильме об Анжелике, в советской ленте Юность Петра, в серии фильмов о пиратах, в экранизациях пьес Карло Гольдони, в постановках Бомарше.
Треугольник, квадрат, овал: как выбрать шапку по форме лица
Роман Медный
Стилист, тренер по стилю
В первые дни зимы затронем важную тему головных уборов. В вашем арсенале уже наверняка есть несколько шапок, которые спасают от первых холодов. Не стоит забывать, что этот аксессуар — не только верный способ утеплится, но и отличный шанс изменить настроение образа. Я расскажу, как выбрать головной убор по форме. В качестве примеров возьму самые популярные шапки этого зимнего сезона.
Круглое лицо
Визуально вытянуть круглое лицо помогут объемные шапки из искусственного меха, особенно актуальные в нынешней зимой. С этой же задачей отлично справятся надетые асимметрично береты (так, чтобы линия подбородка была параллельна линии берета по лбу), шляпы с высокой тульей и вязаные аксессуары с объемом сверху. Также можете подобрать себе шапку-«петушок» или кепку, которую можно посадить асимметрично.
Овальное лицо
Вытянутые пропорции лица хорошо дружат с кепи, широкополыми шляпами и беретами, надетыми ровно по лбу — один из самых трендовых способов носить береты в этом сезоне. Также можете поэкспериментировать с модной вязаной балаклавой — в этом сезоне этот головной убор ввел в моду Раф Симонс в коллекции Calvin Klein. Другие дизайнеры тоже подхватили идею. Вам также пойдут лаконичные вязаные шапки глубокой осадки.
Треугольное лицо
Обращайте внимание вязаные шапки мягким объемом сверху, варианты с помпонами, асимметричные береты и ушанки с развязанными ушами.
Квадратное лицо
Вашу форму лица выгоднее всего подадут теплые панамы, небольшие вязаные шапки, высокие кепки, глубокие шляпы и ушанки с завязанными назад ушами.
Роман Медный, medny.ru
Квадратная академическая шапочка — Википедия
Квадратная академическая шапочка (англ. square academic cap) — головной убор, состоящий из квадратной горизонтальной доски, закреплённой на ермолке, и прикреплённой к её центру кисточки. Вместе с мантией и иногда капюшоном этот головной убор составляет торжественное одеяние преподавателей и выпускников высших учебных заведений во многих странах, следующих британской модели образования.
В английском языке за этим головным убором закрепились названия square academic cap, oxford cap («оксфордская», по названию университета), mortarboard[1] (из-за схожести с доской — англ. board — используемой каменщиками для держания извести — mortar). В Великобритании и США в сочетании с мантией называется cap and gown. В Австралии этот головной убор называют квадратной (square), «траншейной» (trencher) или угловатой (corner) шапочкой. Прилагательное «академическая» тоже используется[2].
В XVI—XVII вв. её называли corner-cap, «угловатой шапочкой» (catercap в Марпрелейтских трактатах)[3].
В русском языке используется название «квадратная академическая шапочка» или же «шапка конверт», магистерская шапочка, иногда бонет (фр. bonnet «шапка, шапочка») или название другого головного убора похожей формы — конфедератки[4].
Полагают, что академическая шапочка произошла от биретты, шляпы похожей формы, которую носило католическое духовенство. В свою очередь, биретту возводят к древнеримской pileus quadratus, напоминавшей ермолку с квадратом. Она вернулась в виде шапочки епископа Ланселота Эндрюса (англ. Bishop Andrewes cap) и связывается теперь также с его именем[5].
Итальянское слово biretta происходит от beretto, возводимого к словам лат. birrus и греч. pyrros, обозначавшим красный цвет. Красные (реже чёрные) конические беретты, родственные древним тутулусам этрусков и пилеусам римлян, использовались в XIV и XV столетиях как знак учёных, студентов, людей искусства, а также обучающейся и цветущей юности. Форма и цвет обладали значением: красный долго считался символом королевского могущества, вероятно, из-за сложности добычи красителя или цвета крови, обладавшего большим символическим значением жизни и смерти — и означавшего власть над жизнью и смертью.
Не случайно капо (капитаны наёмников Ренессанса) часто изображаются в красной шапочке. К концу XV столетия её носил и цвет итальянской знати — как символ их военного и гражданского могущества над городами. В это время Европа менялась под итальянским влиянием.
Возможно, на академическую шапочку оказали влияние и традиции мусульманских медресе. По слухам, выпускники носили ермолку с закреплённым на ней Кораном[6][7].
Первоначально академическая шапочка предназначалась для обладателей магистерской степени (высшей в средневековых академиях), но позже была приспособлена и для бакалавров, и для студентов.
Доктора в некоторых университетах носят академические шапочки, хотя в Великобритании больше распространены тюдоровские боннеты. 4-, 6- или 8-клинный тэм пользуется популярностью в США, и мягкий квадрат тэма — преимущественно как женская замена жёсткого квадрата традиционного головного убора.
В США академическая шапочка носится также учащимися средней школы во время получения дипломов.
В Финляндии и Швеции аналогом квадратной шапочки является докторская шляпа-цилиндр.
В выпускной церемонии США может иметь важное значение сторона, на которую свешивается кисточка: иногда после получения диплома она перебрасывается с правой стороны на левую.
В средней школе кисточка обычно имеет или основной цвет школы, или сочетает этот цвет с тремя. Иногда в знак отличия кисточка имеет особый цвет (например, золотой) и носится с почётной надписью на латыни (например, cum laude).
Университеты США могут использовать кисточки чёрного цвета или цвета школы, обычно для высоких степеней.
Для степени бакалавра кисточка может быть окрашена отлично от традиционного черного или школьного цвета для представления области, в которой носитель получил образование. В 1896 году большинство колледжей и университетов в США приняли единый кодекс академической одежды. Кисточка может быть украшена брелоком в форме цифр года выпуска.
Строго говоря, ACE постановил, что «кисточка должна быть чёрной или по цвету дисциплины», за исключением лишь золотой кисточки — зарезервированной для носителей докторской мантии в вельветовом головном уборе. Только одна кисточка надевается за один раз.
Область | Цвет | Образец |
---|---|---|
Сельское хозяйство | старого льна | |
Искусство, литература, гуманитарные науки | белый | |
Коммерция, бухгалтерия, бизнес | экрю | |
Стоматология | сиреневый | |
Экономика | тёмно-лососевый (медный) | |
Образование | васильковый (небесно-голубой) | |
Технические науки | мандариновый (оранжевый) | |
Изящные искусства, архитектура | коричневый | |
Лесоводство, экология, устойчивое развитие | умбра | |
Журналистика | малиновый (багряный) | |
Юриспруденция | тёмно-пурпурный (фиолетовый) | |
Библиотековедение | жёлтый (лимонный) | |
Медицина | зелёный | |
Музыковедение | розовый | |
Сестринское дело | золотой | |
Оптометрия | цвет морской пены | |
Риторика | серебряный | |
Фармакология | тёмно-зелёный | |
Философия | тёмно-синий | |
Физкультура, мануальная терапия | нежно-оливковый | |
Государственное управление, политика, дипломатия | сине-зелёный | |
Здравоохранение | лиловый | |
Общественные и естественные науки | золотой | |
Социальная работа | оранжево-розовый (цитронный) | |
Теология, богословие | алый | |
Ветеринария | серый |
В школах, где выпускные регалии берутся студентами в аренду или заимствуются, кисточка может быть частью аренды или предоставляться отдельно. Некоторые школы, не предоставляющие кисточек выпускникам, могут предложить их как сувенир отдельно от регалий.
В Великобритании кисточка имеет меньшую длину и крепится к доске кнопкой. В США она длиннее, крепится к кнопке шнуром.
В Кембридже по старой традиции выпускники обрезают свои кисточки очень коротко, так, чтобы они не выходили за край доски. После церемонии они носят академическую шапочку с кисточкой нормальной длины. Однако эта традиция очень редко соблюдается из-за ослабления требования носить шапочку и мантию.
Две британские академические шапочки; слева мягкая, справа жёсткая.Как обычно с головными уборами, мужчины не носят академические шапочки в помещении (не считая канцлера и других высокопоставленных чиновников), но обычно всё же надевают их. На некоторых выпускных церемониях шапочки надевают только женщины, либо от этого и вовсе отказываются. Это породило городские легенды в ряде университетов Великобритании и Ирландии, что ношение шапочек было прекращено как протест против принятия женщин в университеты. Эту байку рассказывают в Кембриджском, Даремском, Бристольском и многих других университетах. В ирландских университетах — в частности, в Лимерике, — ходят слухи, что шапочка обозначает присвоение степени для выпускниц.
Производится несколько типов шапочек. Наиболее распространена в Великобритании мягкая шапочка, в которой головную часть можно сложить для более удобных переноски и хранения. Но традиционно шапочка жёсткая, что считается эстетичнее и предпочтительнее, чем мягкая. Жёсткую шапочку проще надевать. Оба типа должны подходить носителю по размеру. В США шапочки часто делаются эластичными в «черепной» части, чтобы не затрудняться с поиском подходящего размера. Некоторые шапочки — особенно в Восточной Азии — шнуруются сзади.
Академическую шапочку полагается носить обращённой большей частью назад; доска должна быть параллельна земле. Правильно надетая шапочка не должна легко сваливаться.
До второй половины XX в. эту шапочку часто носили школьные учителя, и она стала символом профессии учителя.
Шапочки часто можно увидеть в США в мае и июне в магазинах для вечеринок, когда они появляются в качестве украшений памятных подарков вроде плюшевых медвежат, и на поздравительных открытках.
Траурная шапочка[править | править код]
Академическая траурная шапочка из Кембриджа. Вид сверху.Есть версия шапочки, которую носят во время траура. Вместо кисточки и кнопки доску крест-накрест пересекают две широкие чёрные шёлковые ленты. В центре прикрепляется чёрная ленточная розетка, шёлковая или атласная. Эту шапочку можно носить в знак траура по другу или члену семьи.
Другая версия из девяти лент, называемых «бабочками», прикрепляется дополнительно сзади ермолки. Её носят во время траура по монарху, члену королевской семьи или канцлеру университета[8].
Траурная шапочка носится с траурными лентами и траурной мантией. Капюшон не надевается, так как считается частью праздничной одежды.
- Goff P. University of London Academic Dress. — London: University of London Press, 1999
Двууголка — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Французская двууголка офицера инженерных войск (Военный музей, Морж)Двууго́лка или двухуго́лка или бико́рн (англ. bicorne, фр. bicorne) — двурогая шляпа, пришедшая на смену более громоздкой и неудобной треуголке в конце XVIII века.
В отличие от своей предшественницы, двууголка легко складывалась и занимала меньше места — это было тем более важно, что на приёмах и балах не было принято расставаться со своими шляпами.
С 1790-х годов двууголка являлась частью европейской и американской офицерской формы в армии и на флоте.
В русской армии с 1803 по 1845 год двууголка была популярным головным убором у офицеров наряду с кивером. По ширине и фасону галунов на бортах двууголки, по кокарде и плюмажу различались чины. Надетая углом вперёд, «в поле», двууголка указывала на то, что её владелец — чин императорской свиты.
Вплоть до Первой мировой войны двууголка была частью парадной одежды офицеров и чиновников, в том числе и в России.
В некоторых странах двууголка сохранилась в униформе военных и дипломатов до сих пор.
Жизнь Наполеона Бонапарта (1826) ШтюбенаНевзирая на то, что на рубеже XVIII—XIX веков большинство генералов и офицеров носило двууголки, в популярной культуре двууголка часто ассоциируется с Наполеоном Бонапартом. На картине живописца Карла фон Штейбена вся жизнь Наполеона представлена в виде восьми двууголок, символизирующих восемь этапов его жизни:
- Вандемьерский мятеж
- Французский консулат
- Первая империя
- Битва под Аустерлицем
- Ваграмская битва
- Бородинское сражение
- Битва при Ватерлоо
- Остров Святой Елены
14 ноября 2014 года во Франции на продажу с аукциона выставлена двууголка Наполеона, в которой он был во время битвы при Маренго в 1800 году. Эксперты оценили шляпу в 300—400 тысяч евро[1].
Треуголка — это… Что такое Треуголка?
Треуго́лка (англ. cocked hat, фр. tricorne ) — шляпа с полями, загнутыми так, что они образуют три угла. Получила распространение во второй половине XVII века и была популярна до конца XVIII века, пока не была заменена двууголкой.
Появление треуголки
Треуголка XVII векаВ первой половине XVII века в армиях Западной Европы была распространена широкополая шляпа: она всем знакома по иллюстрациям к «Трём мушкетёрам». Широкие поля мешали военным запрокидывать голову и были помехой, когда на плече лежало громоздкое ружье. Края шляпы постепенно подгибались, пока не появился принципиально новый, прогрессивный фасон — с тремя загнутыми полями. Распространение треуголки-tricorne в армии относится к эпохе правления Людовика XIV. Разумеется, эту моду подхватили и штатские. Треугольные шляпы, украшенные галуном и перьями, украшали головы до того момента, пока в моду не вошли громоздкие парики — аллонж.
После этого штатские лица носили треуголку под локтем и использовали её при поклонах, описывая ею замысловатые фигуры. В армии же tricorne прижилась и была в ходу до появления в конце XVIII века двууголки.
История треуголки
Портрет графини Фосс Кавалер с треуголкой Немецкий офицер в двууголкеВ конце ХVII — в начале XVIII века треуголка довольно значительна по размеру. Кроме того, она украшена страусовыми перьями, галуном, нередко — пышным бантом. Постепенно шляпа становится меньше и декоративнее. Исчезает пышный плюмаж из перьев, утрачивается значительная часть декорирующих деталей. Это происходит в связи с тем, что треуголка всё больше становится декоративным аксессуаром, который кавалер держит в руке или под локтем: пудреные парики «не нуждались» в шляпе. Иное дело — охотничий костюм. В его состав непременно входила шляпа. В армии также прижилась треуголка в качестве основного головного убора. В первой половине XVIII века треуголку охотно носили женщины. Это было связано с небывалым доселе «сближением» мужской и женской моды.
Постепенно и «три угла» стали не слишком компактными. В армии, а затем и среди штатского населения, приобрела популярность двуугольная шляпа. Двууголка легко складывалась и занимала меньше места — качества важные, тем более что на приемах и балах кавалеры не расставались со своими шляпами.
Треуголка как атрибут эпохи
Иллюстрация К. СомоваВ XIX—XX веках треуголка стала характерным символом ушедшей и притягательной «галантной эпохи». Так, Константин Сомов в своей «Книге маркизы» изображает tricorne довольно часто, не всегда следуя исторической правде.
В кинематографе и в театре треуголка используется также довольно широко. Её можно видеть во французском кинофильме об Анжелике, в советской ленте Юность Петра, в экранизациях пьес Карло Гольдони, в постановках Бомарше.
Литература
- М. Н. Мерцалова История костюма. М., 1972
- Иллюстрированная энциклопедия моды. М., 1987
Традиционные русские женские головные уборы
Головной убор в женском русском национальном костюме это не аксессуар, который может быть, а может и не быть. Это очень важная и обязательная часть повседневной и праздничной одежды. Видов головных женских уборов было достаточно много и современному человеку разобраться во всех этих корунах, киках и кокошниках достаточно трудно. Тем более, что на наш современный взгляд они, временами, похожи как близнецы, хоть и называются по- разному. А ведь для наших предков головной убор (как, впрочем, и весь народный костюм) был «говорящим». С первого взгляда можно было определить издалека ли прибыла гостья, например, на ярмарку. Ведь в каждой губернии и волости была своя «мода» на то, какой головной убор носить, как он должен выглядеть и чем его украшать. И о социальном положении хозяйки многое можно было узнать. Главное – мужняя ли она жена или свободная девица-барышня. И примерный достаток угадывался – по богатству отделки головного убора и материала из которого он был сделан.
Предлагаем вам краткий обзор мира русских народных головных уборов. Надеемся, что эта статья поможет сделать язык и образы народного костюма понятнее и ближе.
Говоря о головных уборах, следует начать с того, что под ними «прячется» – с традиционной русской женской прически.
Девичьи и женские традиционные русские народные прически.
Традиционные представления о прическе у девиц и замужних женщин были очень четкими. Если коса – это девичья краса, ее можно (и нужно) показывать, то после вступления в брак волосы непременно должны быть всегда скрыты от посторонних глаз. На русской свадьбе даже существовал специальный ритуал – подружки расплетали невесте девичью косу и укладывали волосы «по взрослому». Обычно, этот обряд сопровождался песнями-плачами в которых сетовали на расставание с подругами, родным домом и девичьей волей.
Единственной русской прической незамужних барышень была одна коса. Причем, даже старым девам не разрешалось носить другую. Они тоже плели косу, но могли покрывать голову платком. Молодые же девушки с удовольствием украшали себя, вплетая ленты. Но главное украшение – не ленты, а здоровые, густые, блестящие волосы. По их виду судили о здоровье и жизненной силе потенциальной невесты.
Впрочем, это было не общеславянская, а именно русская традиция. Ведь, например, в Белоруссии и в Украине девушки плели две косы. А в западных областях – даже четыре.
Но общим для всех было то, что косы, а также макушка головы обязательно оставались непокрытыми (по крайней мере, в теплое время года).
Замужние женщины на Руси носили обязательно две косы. Этому придавали магический охранный смысл. Две косы – пара и она с мужем – пара. А две косы – чтобы не овдоветь, одной не остаться. Заплетенные таким образом волосы укладывали на голове, а затем покрывали одним из женских головных уборов так, чтоб даже прядка не выбивалась. Не совсем понятно, в чем «магический» корень таких страхов, но считалось, что выставленные напоказ волосы замужней женщины могут притянуть горе-злосчастье не только к ней, но и ко всем окружающим. Даже в заговорах просили избавить от такого «несчастья». Говорили: «Избави меня от колдуна, девки гладковолосой да бабы простоволосой!».
«Опростоволоситься» (то есть остаться с непокрытой головой) было для женщины большим позором. Если же это произошло не по ее вине (например, с нее сорвали головной убор в пылу ссоры),то можно было обратиться в суд и получить с обидчика плату за «бесчестье».
Не обходилось, и без «перегибов». Новгородские дамы в XVI веке придумали брить голову на лысо. А что? Удобно, гигиенично. Но просуществовала эта «мода» недолго. Церковь такое экстремальное нововведение не одобрила. Возможно, по просьбе своих прихожан мужеского пола. Днем, конечно, жена выглядела как раньше. Но делить ложе с лысой женой – это не каждому понравиться.
Распущенные же волосы и для девушек и для женщин – явление сверхординарное. Расплетали косы только в ситуациях, которые считались «пограничными» между миром реальным и потустороннем – во время гаданий или занятий «магией», в родах, на похоронах родителей, в ходе свадебных обрядов.
Девичьи традиционные русские народные головные уборы
При всем разнообразии названий головных уборов русских барышень на выданье, принципиально они были очень похожи друг на друга. И в основе лежал один, древнейший девичей головной убор – венок из цветов или других растений. В своей основе этот головной убор представлял боле или менее широкую повязку, завязывающуюся сзади. Макушка и спадающая на спину коса оставались непокрытыми.
Названия девичьих головных уборов очень разнообразны: лента, венец, венчик, повязка, почёлок, коруна, головодец, тканка и другие. Материал, который шел в дело разный: ленты, кусок парчи или ткани, сложенный в виде ленты платок, прямоугольник из березовой или липовой коры с завязками венок из живых или искусственных цветов.
Особенно торжественный, праздничный головной убор – коруна. Делали ее на каркасе из металлической проволоки. В северных губерниях такой венец делали с зубьями «городками» и он напоминал корону в нашем, современном представлении.
Конечно, все эти повязки и коруны как можно богаче украшались вышивками, а при финансовых возможностях – жемчугом и даже камнями. Ведь такие головные уборы должны были демонстрировать потенциальным женихам благосостояние семьи невесты и споспешествовать удачному замужеству.
Такая социальная функция девичьего костюма сохранялась на русском севере еще в XX веке. Вот фотография сделана в Пинежском уезде Архангельской губернии в 1927 года. На ней изображены богатые девушки-невесты «повязочницы» (слева) и бесприданницы «косыночницы» (справа).
На гуляньях, правда, внимания парней было отдано «косыночницам». Они и кадриль плясать могли и в играх участвовать. «Повязочницы» же только чинно прогуливались да хороводы водили – берегли дорогой наряд. Но сватов после таких гульбищ засылали именно к «повязочницам». Танцы танцами, а семье нужен материальный базис.
Нельзя не сказать и о таком элементе русского девичьего костюма, как косник (или накосник). Это вплетенные в косу золотые нити, ленты, завершающиеся треугольными подвесами. Эти пластины были достаточно жесткие и украшались очень богато вышивками и каменьями.
Женские традиционные русские народные головные уборы
Переходя из одного социального состояния в другое, становясь мужней женой, женщина меняла головной убор. В словаре Даля об этом написано: “На парне да на мужике все та же шапка; а девка простоволоса, женка покрыта”.
Как уже говорилось выше, замужние бабы заплетали две косы и укладывали их на голову, одевая сверху такой головной убор, чтоб скрыть под ним все волосы.
Женский головной убор был сложной, можно сказать, многослойной конструкцией. Популярнейший на Руси «модный журнал» «Домострой» рекомендовал молодой жене носить кику, под ней повойник (подубрусник) с подзатыльником и волосник. Давайте попробуем разобраться во всех этих не очень ясных современному человеку тонкостях и узнать – что же здесь что.
Повойник и подзатыльник – нижние женские русские головные уборы.
Повойник (подубрусник) — это старинный головной убор замужних женщин, он полностью закрывал волосы, которые заплетены в две косы и уложены на голове. Повойник представляет из себя полотняную шапочку с твердым очельем. В XIII в. на Руси повойник служил нижним головным убором, сверху на него одевали платок (убрус), кику, сороку, кокошник. Со 2-й пол. XIX в повойники стали одевать как самостоятельный головной убор, иногда с платком. Вместе с повойником носили повязанный сзади платок – подзатыльник. Обычно повойник и подзатыльник изготавливали из одинаковой ткани. Поверх всего этого одевали волосник.
Волосник – женский русский народный головной убор
Волосник был не обязательной частью костюма, носили его только знатные и богатые женщины. Он представлял из себя сетку с околышком из вышитой золотом ткани. Волосник одевали вместе с верхними головными уборами – убрусом, кикой.
Убрус – женский русский народный головной убор.
Убрус – это, наверно, самый древний женский головной убор. Он представляет собой платок или прямоугольное полотнище длиной 2 м и шириной 40-50см. Убрус имеет и другие названия: полотенце, ширинка, фата, наметка, шлык. Один концом убрус повязывали на голову, полотнище скалывали под подбородком брошью или булавкой. Второй конец свободно лежал на плече. Его украшали вышивкой, золотым шитьем. Поверх убруса одевали ювелирные украшения. Постепенно убрус изменил свою форму и стал треугольным, похожим на современный платок. Его продолжали скалывать под подбородком, а концы подвязывали на макушке. Самый же известный нам сейчас способ завязывания платка под подбородком пришел к нам относительно недавно, в XIX веке из Германии. Описанные способы не исчерпывают всех вариантов повязывания убруса, которых было множество.
Способы повязки убруса.
Вместо (иногда вместе) убруса носили и другие верхние головные уборы: кику, сороку, кокошник.
Кика – женский русский народный головной убор
Кика или кичка – женский головной убор с рогами. Форму рогов придавали с помощью вставок из твердых материалов, например, бересты или стеганного материала. Рога по вере наших предков обладали большой оберегающей силой. Также рога в славянской мифологии обозначали плодородие и продолжение рода. Женщина, особенно недавно вышедшая замуж и имеющая маленьких детей, должна была иметь силы и средства защитить их и себя от злых людей и нечистых духов. Для этого и рога. Когда женщина достигала старости, рога у кики становились ниже, а часто и совсем исчезали (безрогая кика).
Сорока (привязка, макушка) – самостоятельный женский головной убор или дополнение к другому убору. Простая сорока состояла из очелья (передняя часть), крыльев (боковая часть) и хвоста (задняя часть). Встречаются так же сороки состоящие только из двух частей: очелья и хвоста или очелья и крыльев. Этот головной убор изготавливался из шелка, кумача, бархата на холщевой основе и украшался вышивкой, бисером, золотым шитьем. В некоторых областях этот женский головной убор доходил до 20 элементов и требовал при одевании много времени и кропотливости.
Совремнную интерпритация этого головного убора вы можете увидеть в нашем магазинчике.
Сорока зачастую самая дорогая часть всего гардероба. Богатую сороку-золотоломку молодухам позволяли носить по праздникам, первые два-три года после замужества. Владимир Даль писал, что в российском захолустье ему довелось видеть сороку ценой в десять тысяч.
Именно высокая стоимость сыграла с сорокой злую шутку – до наших дней они почти не сохранились. Скупая эту в прямом и переносном смысле золотую одежду, ее уничтожали, выплавляя драгметаллы.
Кокошник– женский русский народный головной убор
Возможно, это самый знаменитый русский головной убор. Но в том виде, в каком он знаком даже воспитаннику детского сада (хотя бы по костюму Снегурочки) он не существовал, это позднее, современное «прочтение» кокошника. Ведь кокошник Снегурочки – это девичий головной убор – с открытой косой и теменем. А он был предметом гардероба замужней женщины.
Кокошник представляет собой начельник (полукруг с лицевой стороны) и волосник или донцо (шапочка сзади). Основа кокошника делалась из проклеенного или простеганного холста или картона. Сверху основа обтягивалась тканью и украшалась вышивкой, фольгой, бисером, драгоценными камнями, цветами, жемчугом. Часто вышивкой покрывалась и затылочная часть кокошника. Сзади кокошник завязывался лентами. По краям кокошника могли быть жемчужные нити – рясны, а спереди сетка из жемчуга – поднизь.
Сверху кокошника часто одевали платки из шелка или шерсти и закалывали их под подбородком. Так же сверху кокошника могли прикреплять покрывало из кисеи, которое спускали сзади на спину.
В разных областях России встречаются различные формы кокошников: однорогий кокошник (как у Снегурочки), двурогий кокошник (в форме равнобедренного треугольника), в виде шапочек с плоским дном и высоким очельем, седлообразный кокошник.
Кокошник относился к праздничному убранству женщины, в будни ограничивались более простыми головными уборами. Кокошник, расшитый жемчугом одевали на свадьбу. Да и в целом, кокошник был скорее головным убором знатных и богатых людей.
Женские зимние русский народные головные уборы.
Холодная русская зима делала необходимыми теплые головные уборы. Это были прежде всего меховые шапки. Часто верх их делали матерчатым, украшенным жемчужными и золотыми шнурами и нитями а, иногда и драгоценными камнями. Женские шапки были одеждой знатных горожанок – боярынь и боярышень. Народ попроще обходился платками.
Шапки были нескольких видов. Столбунец – высокая меховая шапка, похожая на мужскую «боярскую» (горлатную) шапку. Но в женском варианте она сужалась в верхней части, а на затылку была дополнительная опушка из меха. Шапка каптур – круглая, дополнительные лопасти закрывают затылок и щеки. Треух – очень похож на современную ушанку. Но его верх шили из дорогих тканей.
Поверх теплой меховой шапки одевали еще и платок-фату. И для тепла и для красы.