Сознательное поведение – бессознательного, подсознательного и сознательного. Текущая организация сознания — внимание. Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии]

Содержание

Сознание и бессознательное (Немов Р.С. Психология)

Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн.1. – М.: Владос, 1999
 
Сознание и бессознательное. Понятие бессознательного. Проявления бессознательного начала в психических процессах, свойствах и состояниях человека. Бессознательное в личности человека. Сновидения как проявление бессознательного. Соотношение между сознательной и бессознательной регуляцией поведения человека. Виды бессознательных психических явлений.

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им. Кроме сознания, у человека есть и бессознательное. Это – те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются. Их по традиции, связанной с сознательными процессами, также называют психическими.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека.

Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости, которое иногда возникает у человека при восприятии какого-либо объекта, предмета, ситуации.

Бессознательная память – это та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием, определяя содержание мыслей человека в данный момент времени, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь – это внутренняя речь.

Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков, многое другое, не осознаваемое человеком в психических процессах, свойствах и состояниях. Но главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного, в которых, помимо желания, сознания и воли человека, он проявляется в своих наиболее глубоких чертах. Большой вклад в разработку проблематики личностного бессознательного внес З.Фрейд.

Бессознательное в личности человека – это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях. Одна из групп таких явлений – ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при написании или слушании слов. В основе второй группы бессознательных явлений лежит

непроизвольное забывание имен, обещаний, намерений, предметов, событий и другого, что прямо или косвенно связано для человека с неприятными переживаниями. Третья группа бессознательных явлений личностного характера относится к разряду представлений и связана с восприятием, памятью и воображением: сновидения, грезы, мечты.

Оговорки представляют собой бессознательно детерминированные артикуляционные речевые действия, связанные с искажением звуковой основы и смысла произносимых слов. Такие искажения, особенно их смысловой характер, неслучайны. З.Фрейд утверждал, что в них проявляются скрытые от сознания личности мотивы, мысли, переживания. Оговорки возникают из столкновения бессознательных намерений человека, других его побуждений с сознательно поставленной целью поведения, которая находится в противоречии со скрытым мотивом.

Когда подсознательное побеждает сознательное, то возникает оговорка. Таков психологический механизм, лежащий в основе всех ошибочных действий: они «возникают благодаря взаимодействию, а лучше сказать, противодействию двух различных намерений»1. 1Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. – М, 1991. – С. 25.

Забывание имен представляет собой другой пример бессознательного. Оно связано с какими-то неприятными чувствами забывающего по отношению к человеку, который носит забытое имя, или к событиям, ассоциируемым с этим именем. Такое забывание обычно происходит против воли говорящего, и данная ситуация характерна для большинства случаев забывания имен.

Особую категорию бессознательного составляют

сновидения. Содержание сновидений, по Фрейду, связано с бессознательными желаниями, чувствами, намерениями человека, его неудовлетворенными или не вполне удовлетворенными важными жизненными потребностями.

Явное, осознаваемое содержание сновидения не всегда, за исключением двух случаев, соответствует скрытым, бессознательным намерениям и целям того человека, кому это сновидение принадлежит. Эти два случая – детские сновидения дошкольников и инфантильные сновидения взрослых людей, возникшие под влиянием непосредственно предшествующих сну эмоциогенных событий прошедшего дня.

В своем сюжетно-тематическом содержании сновидения почти всегда связаны с неудовлетворенными желаниями и являются символическим способом устранения нарушающих нормальный сон импульсов, порождаемых этими желаниями. Во сне неудовлетворенные потребности получают галлюцинаторную реализацию. Если соответствующие мотивы поведения неприемлемы для человека, то их явное проявление даже во сне блокируется усвоенными нормами морали, так называемой цензурой. Действие цензуры искажает, запутывает содержание сновидений, делая их алогичными, непонятными и странными. Благодаря бессознательному смещению акцентов, замене и перегруппировке элементов явное содержание сновидения под действием цензуры становится совершенно непохожим на скрытые мысли сновидения. Для их расшифровки требуется специальная интерпретация, называемая психоанализом.

Сама цензура является бессознательным психическим механизмом и проявляется в пропусках, модификациях, перегруппировке материала памяти, сновидений, представлений. Подсознательные мысли, по Фрейду, превращаются в сновидениях в зрительные образы, так что в них мы имеем дело с примером бессознательного образного мышления.

Бессознательные явления вместе с предсознательными управляют поведением, хотя функциональная роль их различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения, требующими постоянного внимания и сознательного контроля, и включается в действие в следующих случаях: (а) когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения, (б) когда человеку требуется преодолеть физическое или психологическое сопротивление на пути движения мысли или телесного органа, (в) когда необходимо осознать и найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая сама собой разрешиться без волевого решения не может, (г) когда человек неожиданно оказывается в ситуации, содержащей в себе потенциальную угрозу для него в случае непринятия немедленных действий.

Подобного рода ситуации возникают перед людьми практически беспрерывно, поэтому сознание как высший уровень психической регуляции поведения постоянно присутствует и функционирует. Наряду с ним многие поведенческие акты осуществляются на уровне пред- и бессознательной регуляции, так что в реальной действительности одновременно в управлении поведением участвуют многие различные уровни его психической регуляции.

Вместе с тем следует признать, что в свете имеющихся научных данных вопрос об отношениях между сознательными и другими уровнями психической регуляции поведения, в частности бессознательным, остается сложным и не решается вполне однозначно. Основной причиной этого является тот факт, что существуют разные типы бессознательных психических явлений, которые по-разному соотносятся с сознанием. Есть бессознательные психические явления, находящиеся в области предсознания, т.е. представляющие собой факты, связанные с более низким уровнем психической регуляции поведения, чем сознание. Таковы бессознательные ощущения, восприятие, память, мышление, установки.

Другие бессознательные явления представляют собой такие, которые раньше осознавались человеком, но со временем ушли в сферу бессознательного. К ним относятся, например, двигательные умения и навыки, которые в начале своего формирования представляли собой сознательно контролируемые действия (ходьба, речь, умение писать, пользоваться различными инструментами).

Третий тип бессознательных явлений – те, о которых говорит З.Фрейд в приведенных выше суждениях, касающихся личностного бессознательного. Это – желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы человеческого сознания под влиянием цензуры.

Каждый из типов бессознательных явлений по-разному связан с поведением человека и его сознательной регуляцией. Первый тип бессознательного есть просто нормальное звено в общей системе психической поведенческой регуляции и возникает на пути продвижения информации от органов чувств или из хранилищ памяти к сознанию (коре головного мозга). Второй тип бессознательного также можно рассматривать как определенный этап на этом пути, но при движении как бы в обратном направлении по нему: от сознания к бессознательному, в частности к памяти. Третий тип бессознательного относится к мотивационным процессам и возникает при столкновении разнонаправленных, конфликтных с точки зрения морали мотивационных тенденций.


Бессознательное поведение — Психология человека

У любого человека есть сознательное поведение и бессознательное, инстинктивное, причины которого ему не ясны. Это зависит от той информации, которая заложена в этих двух областях, и соответственно от интеллектуального развития человека. Понятное дело, что человек который задумывается над своими поступками и желаниями, находит их причину и следствие, он понимает, почему он поступил так а не иначе, и понимает к чему это может привести. Интеллектуально развитый человек, мыслит преимущественно на уровне сознания. То есть, говоря об истинном интеллекте, мы говорим не просто о знаниях в виде ума, в котором эти знания хранятся, а о понимании человеком этих знаний и о разуме, то есть об умении их использовать. И это безусловно очень хорошо.

Но мы с вами, в основном своем большинстве, далеко не Будды, это надо признать, ведь для полного понимания всего и вся, нужны немалые усилия, направленные в первую очередь на очищение своего ума от того мусора, которым нам забивали голову с детства, рисуя в нашей голове ненастоящую картину мира. Так что придется хорошенько поработать над собой, чтобы полностью просветится, понять всю природу вещей и суть собственного поведения. А пока, мы все подвержены бессознательному поведению, в определенных пропорциях, и именно бессознательное поведение, делает нас такими неразумными существами, которые постоянно сталкиваются с различными социальными проблемами, возникающими порой на ровном месте.

Конечно хорошо, когда сознательная пропорция существенно превосходит бессознательную, но согласно моей статистике, да и не только моей, большая часть людей на нашей планете, действуют бессознательно. Сложно быть полностью просветленным, ибо скорость мысли в таком случае должна быть очень большой. Вы только представьте себе, что на любое слово или действие, вы отвечаете моментально, но при этом успев обдумать причину того что вам сказали или сделали, побудительный мотив для этого, ожидание с вашей стороны, и собственно ваша реакция, которую вы также должны успеть обдумать и принять объективное решение. Согласитесь, это не просто, и в реальной жизни требует определенного количества времени, и если вы будете пытаться так сделать, то определенно начнете тормозить. Так что приходится действовать бессознательно, опираясь на инстинкт или заложенную в подсознание информацию, которая подбирает нам наиболее приемлемый вариант ответа.

Вот этим-то и пользуются манипуляторы общественным сознанием, на это и рассчитана реклама. Она всячески старается запихнуть нам в подсознание различные варианты поведения, и вызывать тем самым у нас ложные желания. Вы только думаете, что если не обращать внимания на рекламу и не воспринимать ее всерьез, вы не будете подвержены ее влиянию. Вы думаете те, кто платят за нее большие деньги, и тем более те, кто ее создают, не знают психологии поведения человека? Никто не стал бы платить за то, что не приносит результат, а реклама воздействуя на подсознание человека, дает очень большой результат. Представьте себе ситуацию, когда вы вошли в магазин, и увидели перед собой две бутылки минеральной воды, одну из которой вы видели в рекламе, а другую нет, при этом цена у них одинаковая.

Какую бутылку вы возьмете, которую рекламировали, или которую вы видите впервые? Больше тут добавить нечего, очень многое из нашего с вами поведения, программируется теми, кому это выгодно, очень много чего люди делают, совершенно не задумываясь над причиной своих действий. Первым шагом на пути к сознательности и расширению своего сознания, можно назвать постоянное обдумывание своих действий. Достаточно лишь задавать себе вопросы, почему я так поступил, почему я это хочу, почему я так на это реагирую, и главное должен ли я на самом деле все это делать? Психоаналитик может этим заниматься, но ведь он не может быть постоянно рядом с вами, так почему бы, не научится самому себя анализировать.

Вы будете замечать очень много допущенных ошибок со своей стороны, будете видеть их причину, вы станете более объективны в отношении себя. Осознанное поведение, в отличии от бессознательного, всегда ведет к предсказуемым результатам, вам не надо экспериментировать с собой, сначала сделать, а потом посмотреть что получится. На сознательном уровне, вы будете знать следствие всех своих действий, и соответственно сможете ими управлять. Поэтому крайне важно, сделать свое поведение более осознанным, ибо бессознательное поведение, сделает вас жертвой обстоятельств, я бы даже сказал рабом обстоятельств и окружения.

Сознательное и бессознательное в поведении человека.

Сознание человека обладает рядом свойств, благодаря которым отражение человеком окружающего мира носит субъективный характер. Такими свойствами являются: активность, избирательный характер, обобщенность и отвлеченность, целостность, константность, динамичность, искаженность, индивидуальный характер, способность к рефлексии, различная степень ясности. Активность сознания проявляется в том, что отражение объективного мира связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающий мир. В основе активности сознания лежат потребности и интересы. У ребенка очень рано развиваются такие потребности, как потребность в общении, потребность в том, чтобы разобраться в окружающей действительности, потребность в действиях. Маленький ребенок активно тянется к повешенной перед ним игрушке. Если ему не удастся ее достать, то он обращается к матери. Он стремится разобраться в окружающих его взрослых, таких трудных для его понимания. Его органы чувств и связанные с ними ощущения развиваются даже несколько раньше, чем его движения. Потребности не остаются неподвижными, они развиваются и изменяться. Возникают и новые потребности. На основе потребностей возникают интересы людей, которые также являются источниками активности сознания. Под интересом понимается известная сознательная устремленность человека к тому или иному объекту, привлекающему его, или к той или иной деятельности. Интерес всегда связан с положительным эмоциональным отношением. Интерес понятие более узкое, чем потребность, и менее принудительное. Например, можно говорить о потребности получения новых знаний и интересе к какой-то области этих знаний. Можно говорить об интересах временных, интересах выполнения данной деятельности и интересах длительных, устойчивых, например профессиональных интересах.

Активность сознания также тесно связана со значимостью тех внешних влияний, которые действуют на человека, со значимостью уже имеющихся временных нервных связей и ассоциаций, образовавшихся в прежнее время и со значимостью самих поступков человека. Бессознательное — это совокупность психических процессов, актов и состояний, обусловленных воздействиями, во влиянии которых человек не дает себе отчета. Являясь психическим (поскольку понятие психики шире, чем понятие «сознания», «сознательное»), бессознательное представляет собой такую форму отражения действительности, при которой утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. В бессознательном, в отличие от сознания, невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата. Явления бессознательного получают различные объяснения у представителей разных научных школ. Пионер изучения бессознательного Зигмунд Фрейд под бессознательным понимал влечения человека, которые ему не удавалось реализовать, поскольку они противоречили социальным нормам. Это, по Фрейду, приводило к их вытеснению в сферу бессознательного. Существование этих влечений обнаруживают в обмолвках, оговорках, сновидениях. Существуют и другие объяснения бессознательных проявлений человеческой психики. Однако очевидно, что многообразные феномены бессознательного в силу их неоднородности, очевидно, не могут быть сведены к одним и тем же причинам. Разнообразие форм и проявлений бессознательного исключительно велико. В некоторых случаях можно говорить не только о бессознательном, но и надсознательном в поведении и деятельности человека. Усвоение социального опыта, культуры, духовных ценностей и создание этих ценностей художником или ученым, совершаясь реально, не всегда становятся предметом рефлексии и фактически оказываются соединением сознания и бессознательного. В духовном мире бессознательное в достаточной степени выражено в феномене менталитета.

Бессознательное — Википедия

Эта статья — о психоаналитическом понятии. О понятии из общей психологии см. Подсознание.

Бессозна́тельное — совокупность психических процессов и явлений, не входящих в сферу сознания субъекта, то есть в отношении которых отсутствует контроль сознания. Также бессознательное — характеристика психических представлений. Согласно Карлу Густаву Юнгу, любое явление может стать бессознательным в той или иной степени.[1] Термин «бессознательное» используется в философии, психологии, психоанализе, психиатрии, психофизиологии, в юридических науках, искусствоведении и других дисциплинах. В психологии бессознательное обычно противопоставляется сознательному, однако в рамках психоанализа бессознательное (Ид) и сознательное рассматривается как понятия разного уровня: многое из того, что относится к двум другим структурам психики (Я и Сверх-Я), также отсутствует в сознании.

Несколько основных классов проявлений бессознательного[править | править код]

  1. Неосознаваемые мотивы, истинный смысл которых не осознается в силу их социальной неприемлемости или противоречия с другими мотивами.
  2. Поведенческие автоматизмы и стереотипы, действующие в привычной ситуации, осознание которых излишне в силу их отработанности.
  3. Подпороговое восприятие, которое в силу большого объёма информации не осознается.
  4. Надсознательные процессы: интуиция, творческое озарение, вдохновение.
  5. Ошибочные действия: оговорки, описки, ошибки при прослушивании слов.
  6. Сновидения: по Фрейду, в сновидениях скрыты вытесненные в бессознательное различные желания человека, которые при бодрствовании подвергаются «цензуре» Я и Супер-эго.

Истоки идеи бессознательного можно усматривать в учении Платона о познании-воспоминании.

Иной характер она получила после постановки Р. Декартом проблемы сознания. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая, деятельность мозга. Концепция бессознательного впервые четко сформулирована Г. Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном тёмных перцепций.

Первую попытку строго материалистического объяснения бессознательного предпринял Д. Гартли (Англия), связавший бессознательное с деятельностью нервной системы.

Немецкая классическая философия касалась в основном гносеологического аспекта бессознательного. И. Кант связывает бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании (бессознательный априорный синтез). Иной характер обрело бессознательное у поэтов-романтиков и теоретиков романтизма, развивавших в противовес рационализму Просвещения своего рода культ бессознательного как глубинного источника творчества. Иррационалистическое учение о бессознательном выдвинул А. Шопенгауэр, продолжателем которого выступил Э. Гартман, возведший Б. в ранг универсального принципа, основы бытия и причины мирового процесса. В XIX веке началась линия собственно психологического изучения бессознательного (И. Ф. Гербарт, Г. Фехнер, В. Вундт, Т. Липпс — Германия). Динамическую характеристику бессознательного вводит Гербарт (1824), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причём более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств.

Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально — гипноз). Исследования, особенно французской психиатрической школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом.

Отличия подсознания и бессознательного[править | править код]

Различают эти понятия, в основном, в области психологии. Причиной этому служит то, что в психодинамической психологии слово «бессознательное» чаще употребляется в значении психической области, а не качества, присущего психическим явлениям[2]. Фрейд понимал под бессознательным продукт вытеснения. Некое вместилище вытесненных эмоций, желаний и фантазий[3]. Такое понимание психики было расценено как не соответствующее критерию научности — фальсифицируемости.[4] В то время, как подсознание — термин, означающий часть бессознательного, в котором протекают когнитивные процессы, без прямого отображения в сознании и которые впоследствии могут проявиться в виде инсайтов интуиции. Так в подсознание входит эксплицитная память. В то время, как имплицитная память, включая процедурную память, находится в бессознательном вне подсознания. Существование подсознания — научный факт, имеющий множество подтверждений.

Зигмунд Фрейд утверждал, что многие действия, в реализации которых человек не отдаёт себе отчёт, имеют неосознаваемый характер. В бессознательное вытесняются наши тайные желания и фантазии, которые противоречат общественной морали и общепринятым нормам поведения, а также слишком нас тревожат, чтобы быть осознанными. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьёзно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих анализантов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

Бессознательное в работах К. Г. Юнга[править | править код]

Структура психе по Юнгу, показанная им на Тэвистокских лекциях

В дальнейшем понятие бессознательного было существенно расширено. В частности, Карл Густав Юнг в рамках созданной им дисциплины — аналитической психологии — ввёл термин «коллективное бессознательное», и существенно изменил его значение по сравнению с психоанализом.

По мнению Юнга, бессознательное имеет два основных слоя: личное (индивидуальное) бессознательное и коллективное бессознательное. В отличие от психоанализа, юнгианство добавляет к личному бессознательному ещё коллективное, последнее есть совокупность статичных форм (эти формы Юнг назвал архетипами, или доминантами (устар.)), которые являются врождёнными и могут быть актуализированы. Коллективное бессознательное несёт в себе возможность наполнения архетипов содержанием, иными словами, коллективное бессознательное содержит в себе формы, лишенные содержания, такие формы Юнг назвал проформами (синонимично архетипу). В то время как индивидуальное — информацию психического мира конкретного человека, то есть формы, наполненные личным содержанием, но не ассимилированные (полностью или частично) сознанием (в силу этого они оказывают аттрактивное влияние на сознание).[1]

Французский психоаналитик Жак Лакан предложил гипотезу, что «бессознательное структурировано как язык», именно поэтому психоанализ — в отличие от психотерапии и психологии — работает с речью пациента, с его включённостью в мир значений, с его субъективным становлением в языке. Одной из психоаналитических техник, разработанных Лаканом стала «клиника означающего»: в самом основании субъекта лежит его встреча со словом, поэтому и возможен перевод, перезапись внутри психического аппарата, а talking cure может выступать действенным терапевтическим механизмом даже в самых тяжёлых психотических случаях. Вместе с тем, нельзя понимать тезис Лакана буквально и настаивать на том, что бессознательное — это и есть язык, а психоанализ представляет собой своеобразную языковую игру между аналитиком и анализантом. Тезис Лакана представляет собой метафору: бессознательное подобно языку, работает по схожим правилам, но не исчерпывается законами лингвистики, поэтому и «клиника означающего» является лишь одним из возможных методов работы с бессознательным, развиваемых в современных лакановских школах.

Бессознательное в работах Роберто Ассаджиоли[править | править код]

Бессознательное в исследованиях советской школы[править | править код]

В советской психологии проблема бессознательного разрабатывается особенно в связи с теорией установки Д. Н. Узнадзе. Психофизиологические аспекты бессознательного, изучавшиеся И. М. Сеченовым и И. П. Павловым, исследуются в связи с анализом сна и гипнотических состояний, корковых и подкорковых образований, явлений автоматизма в трудовой и спортивной деятельности и т. д. В последнее время обсуждаются возможности применения кибернетических представлений и методов моделирования бессознательного.

  1. 1 2 К.Г. Юнг. Психология бессознательного.
  2. ↑ Freud, 1933,pp. 104—105).
  3. Зигмунд Фрейд Я и Оно
  4. ↑ Popper K.R. Conjectures and Refutations. The Growth of Scientific Knowledge. London and Henley. Routledge and Kegan Paul, 1972. Перевод с сокращениями 1, 3 и 10-й главы А. Л. Никифорова
  • Фрейд З. Некоторые замечания относительно понятия бессознательного в психоанализе (1912) // Фрейд З. Психология бессознательного. — М., 2006. — С. 25-38.
  • Фрейд З. Бессознательное (1915) // Фрейд З. Психология бессознательного. — М., 2006. — С. 129—186.
  • Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. — М., 1993.
  • Фрейд З. Психология бессознательного : сборник произведений. — Москва: Просвещение, 1989.
  • Лакан Ж. Семинар «Образования бессознательного» (1958/59). — М.: Логос; Гнозис, 2002.
  • Бессознательное в организации: психоанализ социальных систем / составители: И. Айзенбах-Штангль, М. Эртль; пер. с нем. А. В. Логинова; научн. ред. О. Б. Кетовой. — М.: Verte, 2009. — 232 с. — (Серия «Профессия: консультант»). — ISBN 978-5-903631-05-6.
  • Зачепицкий А., Карвасарский Б. Д. Вопросы соотношения осознаваемых и неосознаваемых форм психической деятельности в свете опыта патогенетической психотерапии неврозов.
  • Общая психология : учеб. для студ. пед. ин-тов / А. В. Петровский, А. В. Брушлинский, В. П. Зинченко и др.; под ред. А. В. Петровского. — 3-е изд., перераб. и доп. — М., 1986.
  • Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль / сост. В. М. Лейбин. — Москва: Республика, 1994.
  • Кэррол Р. Т. Бессознательное // Кэррол Р. Т. Энциклопедия заблуждений: собрание невероятных фактов, удивительных открытий и опасных поверий = The Skeptic’s Dictionary: A Collection of Strange Beliefs, Amusing Deceptions, and Dangerous Delusions / Роберт Т. Кэррол. — М.: Диалектика, 2005. — С. 67—68. — ISBN 5-8459-0830-2..
  • Леонтьев А. А. Бессознательное и архетипы как основа интертекстуальности.
  • Щербатых Ю. В. Понятие о бессознательном // Щербатых Ю. В. Общая психология. — СПб.: Питер, 2006. — Гл. 19.1. — С. 191—197.
  • Савельев А. В. Аспекты возможности сознательного моделирования бессознательного в искусственных социумах // Журнал «Искусственные общества». — 2009. — Т. 4. — № 1-4. — М.: Лаборатория искусственных обществ.
  • Зинченко В. П., Мамардашвили М. К. Изучение высших психических функций и категория бессознательного; Анри М. Значение понятия бессознательного для познания человека; Иванов В. В. Бессознательное, функциональная асимметрия. Язык и творчество; Цапкин В. Н. Семиотический подход к проблеме бессознательного. [1]
  • Бессознательное в психоанализе // Словарь Лакановского психоанализа (2008).
  • Бессознательное — это не то, что вы думаете. Лекция Дмитрия Ольшанского в Институте клинической медицины и социальной работы. — 26 февраля 2009 г. [2]

Бессознательное в поведении людей | Психология Жизни

Самый знаменитый исследователь бессознательного, Зигмунд Фрейд, и представить себе не мог, насколько сильно на наше поведение влияет подсознательное.

При исследовании мышления человека, психологи приходят к очень интересным выводам: при выборе, человек зачастую не думает, он уже из всех возможных вариантов готов выбрать одно, а точнее, он не думает осознанно, если выбор нужно сделать быстро. Подсознание ему подскажет правильный выбор. Когда мы начинаем выбирать, что купить в магазине, или куда поехать отдыхать, значительную роль выполняют неосознанные мысли, о присутствии которых никто даже и не задумывается.

Роль бессознательного в поведении человека

Группе людей, на долю секунды показывали фотографии кандидатов на государственный пост. Попросили высказаться, за кого бы они проголосовали. После проведённых выборов, сравнили результаты экспериментальной группы, с теми результатами, которые получили на настоящих выборах. Двух кандидатов из трёх, которых указала экспериментальная группа, выбрали на государственную должность. Эксперимент доказывает, что мимолётного взгляда хватает, чтобы сделать выбор.

Психологи более одного века изучали вопрос, как бессознательное влияет на поведение и мышление. В своё время, Зигмунд Фрейд, рассматривал бессознательное – как иррациональное мышление, а сознательное – как рациональное мышление. Но современные учёные не проводят такого строго разделения. На современном этапе, психологи-когнитивисты не разделяют бессознательное и сознательное на две противоположности, а сходятся во мнении, что эти типы мыслительных процессов помогают нам привыкнуть и выжить в этой быстроменяющейся среде.

Мысли решения, которые мы принимаем – автоматически, как правило быстры, эффективны, но неосознанные; не обдуманы, не спланированы. В этих мыслях задействованы стимулы, рефлекторные реакции. Например: читая слово «красный», вы представляете себе красный цвет (бессознательно). С сознательными делами, контролируемыми, всё предстоит иначе. Для этого нужно сознательное (осознанное) решение. Как при заполнении бланка, который вы заполняете в первый раз жизни, или читаете слово «красный», написанное жёлтым цветом.

Бессознательное и сознательное

Автоматическое(бессознательное) и контролируемое(сознательное) поведение взаимно дополняют друг друга, но иногда могут и конфликтовать. На вас едет машина, вы не обдумывая отпрыгиваете от нее, но при всём желании набить водителю лицо, приходится от этого сдерживаться. В нашем мире больше автоматического поведения, чем мы думаем. Видя официантку в ресторане, знаем, как поведёт себя она, и я. Но мы даже не задумываемся об этом, просто знаем… Такое бессознательное восприятие, устанавливает в голове ожидания, относительно поведения другого человека, основываясь лишь на очень маленьком количестве информации. Таким образом мы мгновенно формируем ожидания и предположения на основе социального статуса и т. п.

Большинство, что мы делаем, является рефлекторной реакцией. Чем сильнее бессознательное, тем больше усилий приходится прикладывать для сознательного изменения ситуации. Например: при плохом настроении не сорваться на первого встречного или не расплакаться в неподходящем для этого месте.
Очень важно понимать — что такое бессознательное, иначе можно утонуть в своих побуждениях, которые очень трудно понять и ещё труднее контролировать. Чтобы жить по своему плану, стоит понимать, контролировать своё бессознательное, или как минимум находить с ним компромисс.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ

ТЕСТ по выбору метода психологической консультации

Метод психологической консультацииПредлагаем пройти тест, который поможет определить метод работы психолога, с учетом личных особенностей. Знание своего метода, позволит вам выбрать психолога, специализирующегося именно в этой области и позволит получить максимальный результат и удовлетворение от консультации. Вы можете пройти тест в режиме онлайн абсолютно бесплатно, без регистрации, по этой ссылке:

  • Тест французского психолога Анн Шварцвебер (Anne Schwartzweber) содержит 10 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из трех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ на определение потребности в психологической помощи

Потребность в психологической помощиТест на потребность в психологической помощи с легкостью поможет вам определить, необходима ли вам консультация психолога. У каждого из нас бывают тяжелые моменты в жизни, и каждый справляется с ними по-своему. Кто-то самостоятельно, кому-то хватает беседы с лучшим другом или подругой, а порой просто не обойтись без помощи специалиста. Для определения этого момента и разработан опросник на потребность в психологической помощи.

  • Тест содержит 18 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один вариант ответа «Да, согласна(сен)» или «Нет, не согласна(сен)». Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

ТЕСТ Долговечен ли ваш союз?

Как cохранить семьюБольшинство из нас мечтает о любви, которая будет с нами всегда — о вечном союзе. А как обстоят дела в вашей паре? Она крепкая и надежная? Или, может быть, хрупкая, не очень устойчивая? В любом случае вопрос о том, сколько продлится союз, составляет сердцевину отношений в любой паре, какой бы момент в своем развитии она ни переживала. Этот тест поможет понять, на какой стадии отношений находится ваш дуэт, и оценить вашу способность придать устойчивость отношениям, как бы они ни были устроены.

  • Тест французского психоаналитика Ален Эриль (Аlain Heril) содержит 15 вопросов, на каждый из которых нужно выбрать один из четырех предложенных вариантов ответа. Результат – сразу после нажатия кнопки “отправить”

Как выбрать своего психолога Как выбрать хорошего психолога

Сколько нужно ходить к психологу Может ли психолог помочь за один час

Вам не поможет психолог Когда консультация психолога не помогает

Стереотипы по психологии Стереотипы о скайп-консультациях с психологом

Как может помочь психолог В чем заключается работа психолога

Анализ семейного конфликта Семейные конфликты и пути их разрешения

Самоопределение в семью Жизненный сценарий в семейной психологии

Длительность психотерапии Сколько нужно консультаций психолога

Чего я хочу Как понять чего я хочу

Бессознательное поведение

Замечание 1

В бессознательной структуре психики отображаются скрытые желания личности, закладываются основы желаний, мыслей, поступков и пр. Именно в бессознательном находятся истоки всего того, что впоследствии находит свое отражение в сознании, в реальных поступках человека. В этом отношении бессознательное занимает главенствующую роль в психике, формируя основы сознания личности.

Формы существования бессознательного

В наиболее общем виде бессознательное формируется двумя способами:

  • коллективное бессознательное, которое заложено в психике от рождения, выступает определенной концентрацией экзистенциального опыта, накопленного генерациями предшествующих поколений;
  • вторым механизмом формирования, наполнения бессознательного является информация, которая поступает к личности благодаря репрезентативным системам: визуальной, аудиальной, кинетической, сигнальным.

Другими словами, в личном бессознательном находит свою репрезентацию любой услышанный, увиденный, прочитанный материал, вся информация, полученная органами запаха, вкуса и пр. Впоследствии данный материал в переработанном виде поступает в сознание, во много определяя систему аксиологических модусов, норм и убеждений личности, оказывая влияние на реальное поведение. Личное бессознательное является поверхностным слоем психики, содержит переживания личности, принадлежащие исключительно ему.

Бессознательное в формировании поведенческих паттернов

Коллективное бессознательное содержит общие для всего человечества паттерны психического восприятия – архетипы. На протяжении исторического развития человечеству удалось накопить огромное множество архетипов, коллективных моделей, паттернов поведения, которые выступают основным содержанием мифологии, сказок, легенд и пр.

В бессознательном скрываются архаичные желания, архаичные инстинкты личности, которые во многом обуславливают функционирование в глобальном социуме стереотипов, определяющих специфику реализации бессознательного поведения, формирование системы социально одобряемых поведенческих стереотипов, которые во многом обеспечивают стабильность самого общества.

Архетипы личного бессознательного представляют собой остатки информации, которая попала в психику, но не была вытеснена в сознательное или глубины памяти, а осталась в личном бессознательном в виде несформировавшихся установок, паттернов. В ситуации поступления в психику аналогичной информации, информации с аналогичной кодировкой раннее сформировавшиеся на начальных этапах установки становятся полноценными доминантами, направляющими осознанное поведение личности.

Процесс формирования бессознательного поведения

Поступающая в психику информация откладывается в виде подсознательных установок. Однако в бессознательном к этому моменту уже существует определенная совокупность определенных, сформированных раннее паттернов поведения, устойчивых механизмов, направляющих поведение индивидуума. Новые установки, которые образуются вследствие предварительного формирования доминант, участвуют в формировании мыслей личности. Установки могут трансформироваться в паттерны, усиливая последние, а могут функционировать самостоятельно, оказывая влияние на поведение личности.

В ситуациях, когда индивидуум пребывает в трансовых, измененных состояниях сознания, когда личность действует бессознательно, рефлекторно, осуществляет реализацию поведения без предварительного участия сознания, инстинктивно, на основании сформированных в бессознательном установок, паттернов, моделей поведения, указанные установки находят свое отражение в бессознательном поведении.

Замечание 2

Таким образом, бессознательное не только выступает неотъемлемой составляющей психики, но и во многом обуславливает особенности личности, формирует систему аксиологических модусов, поведенческих моделей.

суть, понятие, теория архетипа (Юнг, Фрейд), структура, проблема, роль в жизни

Люди сталкиваются со многими непонятными явлениями, происходящими с ними. Мы  воспринимаем себя как сознательных, дающих полный отчет за свое поведение, принятие важного решения, личностей. Но иногда, а в нашем 21-ом веке очень часто, у нас проявляются бессознательные признаки поведения (и коллективные бессознательные), которые мы никак не можем объяснить в отличие от  сознательного.

Бессознательное

Проявление дуальности в сознании человека

Сознательное и бессознательное это части одного целого психики человека. Если сознательное поведение является добровольным выбором  человека в соответствии с данными ему Свободой Воли и Свободой Выбора, то бессознательное не может контролироваться им. Бессознательное это управление Высшего Я человеком и миром, осуществление программы духовного развития отдельной личности и народов в целом. К явлениям, которые не осознаются человеком, относятся сновидения, автоматические действия, потеря ориентировки во времени и пространстве, патологические явления (бред, галлюцинации, психоз).

Функции памяти, мышления и мотивации бессознательного

Итак, первая функция это досознательное поведение.

Человек каждый день совершает одни и те же действия для своего жизнеобеспечения. Эти действия есть части проявления бессознательного, то есть обязательного поведения, так  как человек не задумывается над причиной обязательности еды, питья и тепла.

Вторая функция — это подсознательное мышление то, что некогда было осознаваемо, но затем превратилось в автоматическое поведение

Третья функция — это сверхсознательное, что мы называем творческим озарением, интуицией, вдохновением.

Бессознательное занимает самое главное место в  нашей духовной жизни. Человек становится художником, музыкантом не без участия бессознательного, наделяющего его этими способностями, активируя их  творческим озарением, вдохновением. Интуиция есть внешнее проявление бессознательного, а подсознание есть внутреннее управление Высшего Я человеком., его правосудие, совесть, детектор лжи.

Проявление коллективного бессознательного

Если у отдельного человека активируется его личная программа для проработки своих задач, то при совпадении одной общей цели у людей, срабатывает коллективное бессознательное. Это данная свыше программа для решения глобальных задач. В наш век квантового перехода, человек начинает осознавать суть бессознательного. Проходя катарсис, то есть духовное очищение, человек выходит на новые, более высокие уровни духовного развития, главная цель которого осознание своего Высшего Я. После такого осознания человек сам начинает управлять своими мыслями,эмоциями на основе всеобщей Любви, Сострадания и Веры. Эти Истины нужно внедрять в повседневную жизнь для исправления совершенных личных и глобальных ошибок. Законы свыше даны не для того, чтобы их нарушать, а для соблюдения пропорций взаимоотношений между отдельными личностями, народами, а также сохранения всего созданного вокруг.

Главное, не допускайте доминирования разрушающих мыслей, думайте позитивно. Ведь всегда есть выход из сложных ситуаций. Если соблюдать законы бессознательного, данные для поддержания гармонии мира.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *