Стиляги — феномен среди советской молодежи 50-х годов прошлого столетия
Советские реалии середины 20 века были таковы, что выделяться из толпы (в прямом и переносном смысле) считалось недопустимым. Своеобразным феноменом того времени стали стиляги – молодежная субкультура 50-х годов. Яркая одежда, порой нелепые прически и нестандартная музыка стали их «визиткой карточкой».
Стиляги — феномен среди советской молодежи.
Сама субкультура зародилась в среде так называемой «золотой молодежи». Дети партработников, дипломатов и других высоких чиновников имели возможность пользоваться заграничными товарами, стремились подражать иностранной культуре. Не последнюю роль в появлении этой субкультуры сыграла послевоенная разруха. Большинство театров, музеев, клубов было уничтожено, доступ к развлечениям ограничен.
Зауженные брюки и широкие пиджаки — «визитная карточка» стиляг.
Стиляг выделял внешний вид: зауженные брюки, широкие пиджаки, ботинки на толстой подошве, сделанные вручную. У девушек это были высокие прически, яркие платья. Справедливости ради, стоит отметить, что одевались стиляги тогда, кто во что горазд. Главное – поярче, в противовес «серой» массе.
Агитационный плакат против стиляг.
Статья, «разоблачающая» стиляг.
Конечно, это открытое обожествление американской культуры резко контрастировало с коммунистическим режимом. Из-за того, что стиляги одевались не так, как все, и слушали западную музыку, они подвергались гонениям со стороны общества. Выпускались агитационные плакаты, направленные против стиляг, писались «разоблачительные» статьи.
Рисунки, высмеивающие стиляг.
Пластинки на рентгеновских снимках.
К началу 60-х во времена «оттепели» стиляжничество постепенно сошло на «нет». Общество уже не провоцировали яркие наряды и нестандартная музыка. Стоит отметить, что многие из «бывших» стиляг стали известными режиссерами, писателями, музыкантами.
Стиляги — молодежная субкультура середины 20 века.
Казалось бы, что стиляжничество давно кануло в прошлое, и только яркие костюмы мелькают на тематических вечеринках. Однако в африканской стране Республика Конго существует аналог стиляг-субкультура SAPE. Некоторые конголезцы одеваются на французский манер. Вот только мода эта не современная, а 50-летней давности.
Советская мода 50-х: стиляги, «труженицы» и Диор
В 1950-е годы – время «застоя» в советской моде: западные журналы были запрещены, а отечественные производители продолжали выпускать однообразную некачественную одежду. Однако во время «оттепели» европейские фасоны постепенно начали проникать и в СССР, а в 1959 году в Москве состоялся первый с 1911 года западный показ мод – из Парижа приехали манекенщицы Дома Dior. Но запомнились 1950-е как главное время советских стиляг, которые стали обычным явлением и в столицах, и в небольших советских городах…
«Застойные» годы советской моды
В начале 1950-х годов советские женщины выглядели практически так же, как и в послевоенное время: в моде были широкие плечи и платья, надетые с пиджаком или жакетом. В условиях «холодной войны» и при запрете на все заграничное, в том числе моду, стиль советских женщин не соответствовал европейским нововведениям – в СССР культивировался образ труженицы, а фабрики в основном занимались пошивом простой одежды.
Семья отправляется в путешествие на теплоходе «Георгий Седов» с Северного (Химкинского) речного вокзала Москвы, лето 1954 года.
Элегантность и утонченность Диора никак не вписывались в гардероб советской женщины – ни по стилю, ни по идеологии. К тому же, пышные многослойные юбки требовали большого расхода ткани, а производство подобных нарядов для ослабленной войной страны было непосильной задачей. Введенный Диором в 1949 году узкий силуэт женского платья, требовавший гораздо меньше материала, также был настороженно встречен в СССР – буржуазный развязный стиль считался неподходящим для тружениц, восстанавливавших страну.
Ситуация немного изменилась после смерти Иосифа Сталина в 1953 году, однако окончательно “new look” проник в СССР в 1956 году, когда на экраны вышел знаменитый фильм Эльдара Рязанова «Карнавальная ночь», где Людмила Гурченко исполняла песню «Пять минут» в платье от Диора.
Людмила Гурченко в фильме «Карнавальная ночь».
Стандарты пошива одежды для фабрик в 1950-е годы соответствовали экономической ситуации в стране: приветствовалось производство одежды из недорогих тканей, с минимумом деталей и максимально простого кроя.
В то время как французские журналы мод были запрещены, модельеры могли копировать эскизы с модных журналов Болгарии, Польши, Латвии, которые пользовались огромной популярностью.
В Москве и Ленинграде также издавались журналы с фасонами одежды, однако в то время в Советском Союзе не существовало культуры модной фотографии – манекенщицы самостоятельно делали макияж и укладывали волосы, а снимки напоминали скорее любительские, чем профессиональные.
Надежда Румянцева, Юрий Белов, Алексей Кожевников
Мужчины в первой половине десятилетия одевались так же, как и в конце 1940-х. Однако в 50-х в Москве и Ленинграде появилось много мужских портных, принимавших заказы. У таких мастеров в клиентах состояла вся партийная элита, а самым «престижным» портным считался Алик Зингер, который, до того как эмигрировать в США, шил костюмы для советских государственных деятелей и звезд эстрады.
Несмотря на то что мужская мода менялась куда медленнее, чем женская, западные фасоны проникали и сюда – в конце десятилетия это чувствовалось в крое пиджаков. Также мужчины стали носить рубашки без галстуков, с мягкими воротниками.
Из-за отсутствия в магазинах качественных товаров некоторые представители элиты предпочитали не только одежду, но и обувь на заказ – после войны в СССР из Сирии и Ливана вернулись многие обувщики.
Фарцовщики и стиляги, брюки-«дудочки» и галстуки-«селедочки»
В 1950-х артисты и спортсмены начали выезжать за границу на гастроли и соревнования. Из заграничных поездок они привозили, помимо прочего, и модные новинки, которые для советских граждан стали первыми образцами заграничного стиля со времен «трофейной моды».
Но настоящую свежую струю в советскую моду привнес VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов, прошедший в Москве летом 1957 года.
Девушки — делегатки VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.
Именно благодаря фестивалю и приехавшим в советскую столицу студентам со всего мира появились первые «фарцовщики» — само слово образовалось от английского «for sale» — на продажу. Фарцовщиками в основном были студенты и таксисты, которые зачастую за иностранную «фирму» выдавали товары отечественного производства.
Несмотря на то что предприимчивых молодых людей часто судили за спекуляцию и валютные махинации, для многих такая торговля стала единственным и сравнительно неплохим источником дохода. Основными клиентами фарцовщиков были стиляги – представители первой советской молодежной субкультуры, своим внешним видом, поведением и предпочтениями выделявшиеся из массы и вызывавшие насмешки, а то и возмущение советских граждан и власти.
Изначально стилягами становились дети партийной элиты, однако постепенно модную и броскую заграничную одежду стали носить и обычные молодые люди – считается, что для них стиляжничество было своеобразной самозащитой от нищеты и разрухи послевоенной реальности.
В знаменитом фельетоне Дмитрия Беляева, опубликованном в журнале «Крокодил», так описывался образ стиляги:
«В дверях зала показался юноша. Он имел изумительно нелепый вид: спина куртки ярко-оранжевая, а рукава и полы зелёные; таких широченных штанов канареечно-горохового цвета я не видел даже в годы знаменитого клёша; ботинки на нем представляли собой хитроумную комбинацию из чёрного лака и красной замши.
Юноша опёрся о косяк двери и каким-то на редкость развязным движением закинул правую ногу на левую. Обнаружились носки, которые слепили глаза, до того они были ярки».
Такими были самые первые стиляги в конце 1940-х. В следующем десятилетии внешний вид молодых людей изменился: теперь они носили узкие брюки-«дудочки», пиджаки с широкими плечами, галстуки-«селедочки» и зонты-трости.
В теплое время года самым модным предметом гардероба у стиляг считалась яркая гавайская рубашка, а обувалась молодежь в полуботинки на толстой каучуковой подошве. Парни взбивали волосы на голове – такая прическа называлась «кок», — а девушки завивали длинные пряди и укладывали их вокруг головы.
Также они делали яркий макияж, а самой модной моделью считалась узкая юбка длиной по колено, обтягивающая бедра. Стиляги подражали американским актерам и старались копировать их стиль, с которым их знакомили голливудские фильмы. Особой популярностью пользовались свитеры с оленями, похожие на тот, что носил герой Джона Пейна в картине «Серенада Солнечной долины».
Образ стиляг, вызывавших насмешки у большинства советских граждан, в последующие годы активно использовался в искусстве, в частности, кинематографе, где они сначала представали недалекими франтами, а позже – отчаянными бунтарями, протестующими против серости и обыденности.
Показ Dior и мода в период «оттепели»
Самым главным модным событием, пришедшемся на 1950-е годы, пожалуй, можно назвать показ Christian Dior, который в 1959 году стал настоящим шоком для москвичей, которые прямо на центральных улицах города встречали одетых по последней парижской моде манекенщиц. Показ стал второй по счету демонстрацией западной модной одежды после приезда Поля Пуаре в 1911 году.
На закрытое дефиле в ДК «Труд» были приглашены 1100 человек – практически все из числа партийной элиты. Однако представители модного Дома, которые привезли с собой манекенщиц-француженок, нашли способ показать моду народу – девушки продефилировали сначала по ГУМу, а потом вышли на Красную площадь.
Также манекенщицы прогулялись по Тишинскому рынку – «барахолке», где торговцы продавали старые вещи. На сохранившихся с 1959 года фотографиях виден огромный контраст между одетыми с иголочки моделями и советскими женщинами, с авоськами и в косынках пришедшими в ГУМ.
На снимках француженки в костюмах new look, с идеальными прическами, макияжем и аксессуарами, будто сошедшие с западных журналов мод, приветливо разговаривают с людьми, улыбаясь, ходят по серым улицам, а лица граждан выражают смесь недоверия и изумления.
Приезд манекенщиц Dior стал для советских женщин первой возможностью наглядно увидеть образцы западной моды, однако рассчитывать на подобные наряды мало кто из них мог.
Постепенное проникновения западного стиля в Советский Союз хоть и со значительным опозданием, но все же повлияло на развитие отечественной моды: именно в 1950-х в СССР стало приличным носить декольте и элегантную обувь на каблуке.
После показа Dior в Москве советские модельеры стали адаптировать стиль new look к отечественной действительности: в моду вошли удлиненные платья с осиной талией и пышной юбкой, а также узкие платья, прикрывающие колени, с басками и поясами. Женственные и элегантные модели пользовались огромным спросом, несмотря даже на то, что требовали полного обновления гардероба.
К платью в стиле new look нужно было покупать нижние юбки, специальное белье, чулки и туфли. Женщины шли на такие траты еще и потому, что внешний вид мог сыграть решающую роль в судьбе советской девушки, ведь после войны в стране был еще и острый дефицит мужчин.
Несмотря на появление новых силуэтов, качество одежды, производившейся для массового потребителя, оставляло желать лучшего, поэтому женщины, имевшие возможность платить больше, обращались к частным портным. «Самопошив» в конце десятилетия стал настолько массовым, что власти, обеспокоенные снижением торгового оборота, выступили против мастеров, принимавших заказы на дому.
Вишняков Олег — «Швея» 1952.
«Отставание в деле организации бытового обслуживания населения вынуждает трудящихся прибегать к услугам частных лиц, переплачивать им, чем наносится большой ущерб интересам населения и государства», -говорилось в постановлении ЦК КПСС и Совета министров от 6 марта 1959 года.
Выход, впрочем, вскоре был найден: в школах были введены уроки шитья, а в киосках и магазинах стали продавать готовые выкройки – советским женщинам рекомендовалось шить самостоятельно, а не платить портнихам.
В 1950-е начали проходить и показы советских Домов моды, которые в то время стали шить специальную «рабочую» одежду – для штукатуров, птичниц, доярок. Демонстрация таких костюмов в 1955 году прошла даже в Будапеште, где вызвала восторг местной публики.
Однако заграничные журналисты не догадывались, что красивая «рабочая» одежда, показанная на подиуме, была сшита специально для зарубежного дефиле, «на экспорт», советские же труженицы одевались куда более серо и неприметно.
В конце десятилетия обычные граждане постепенно начали понимать, что хорошо одетый человек – не обязательно тунеядец, и может быть так же предан «идеалам коммунистической партии», как и остальные.
К стилягам и девушкам в мини-юбках, которым раньше делали замечания на улицах и осуждали в прессе, стали относиться более дружелюбно.
«До чего же мы иногда бываем несправедливые! Подходим к человеку с мещанской меркой по одежке. Не понравилась юбка, не понравилась прическа, и ну пошли судить-рядить: стиляга! А вот в душу заглянуть забудем«, — писала одна из читательниц в редакцию журнала «Работница».
Однако полностью отказаться от многолетних стереотипов и принять моду как неотъемлемую часть жизни советскому обществу предстояло лишь в следующем десятилетии.
link
как одевались в советские годы люди, которые не хотели быть серой массой
Честно вспомним, что мода в СССР была уделом немногих. За стильной вещью приходилось отправляться за границу, стоять длинные очереди в магазинах или шить что-нибудь самим. Плюс слишком модные люди осуждались на государственном уровне, ведь в Советском Союзе главными ценностями были вещи нематериальные. Тем не менее молодым людям и девушкам всегда хотелось хорошо выглядеть, и пока на Западе юбки становились короче, а цвета ярче, наши стиляги и просто модники старались одеваться в духе времени.
Одной из первых модных субкультур в СССР стали стиляги. Эти ребята вели богемный образ жизни, любили танцевать, слушали американскую музыку и старались копировать стиль молодежи из США. Считается, что зародилась эта субкультура сразу после войны, когда многие солдаты везли домой одежду, пластинки и другие вещи как трофеи. С другой стороны, в эту пору СССР приходилось контактировать в западным миром, поэтому семьи дипломатов знали, как живут по «ту сторону». Фирменными вещами стиляг стали брюки-дудочки, взбитый кок на голове, пиджак с широкими плечами, узкий галстук-«селёдочка», завязывающийся на крошечный узел. Актуальными у стиляг считались свитера «с оленями», прямо как у современных хипстеров.
В 1970-е годы желанными вещами модниц были сапоги-чулки, водолазка-лапша, брюки клеш, желательно джинсовые, платья цветастых расцветок, наряды в клетку, в почете были искусственные ткани (кримплен). К середине 70-х годов длина мини завоевала ум женщин, но, в отличие от 60-х годов, предпочтение отдавалось расклешенным юбкам и платьям. К концу 70-х в моду вошли пушистые меховые шапки не без помощи героини Барбары Брыльской из фильма «Иронии судьбы, или С легким паром», а особенно были популярны шапки из лисьего меха.
1980-е годы — время тотального дефицита. В почете был стиль унисекс, что сильно повлияло на психологию молодежи. Грубое, вызывающее поведение девушек нередко сопровождалось драками на дискотеках, и это считалось нормой поведения. Моду 80-х годов можно охарактеризовать как спортивный авангард, одежда прямоугольного силуэта с широкими плечами, прослеживалась тенденция к геометризму. Модницы носят дутые плащи, куртки, сапоги, мужчины и женщины предпочитают одежду одинакового покроя. Примерно с середины 1980-х годов в моду вошли так называемые «варенки», этот шедевр производили в домашних условиях – варили с отбеливателем, данный тренд носили все — начиная с представителей поп-групп и заканчивая обыкновенной молодежью.
«Стиляги» Стиль 50-х годов в СССР
Стиль 50-х годов ХХ века – уже далеко не первый сезон держится на пике самой популярности и славы среди современной молодежи: безумно красивые яркие платья – не могут оставить равнодушной ни одну современную модницу. Еще в советском союзе, времен наших дедушек и бабушек, этот стиль, немного измененный в своем виде – использовали «стиляги». Самые популярные представители молодежной субкультуры еще того времени, самого конца 40-х годов до начала новых 60-х.
Источник: http://ussrvopros.ru/sovetskaya-zhizn/sovetskaya-odezhda
Читать похожий материал:
— яркие и контрастные цвета в своих сочетаниях.
— огромное сочетание различных материалов и различных фактур в обуви.
— огромнейшее обилие разнообразие аксессуаров.
Платья в этом стиле могли быть нескольких видов:
1. Приталенное и с пестро-пышной юбкой.
2. Очень узкое короткое (в наше время такое платье называют еще «коктейльное»).
Ткань для пошива такого платья могла быть разная. Начиная с самых ярких цветов и заканчивая однотонным, светлым цветом. Просто огромнейшей популярности приобрела ткань в крупный горох.
Одним из самого важного дополнения к такому платью был – контрастного цвета ремень. Он мог быть, как широким, так узеньким.
Самым важным элементом девушки-стиляги, являлась обувь. Она играет большую роль для создания полного образа. Обувь была: с узеньким носком, с немного удлиненной носочной частью, обязательно, чтобы обувь совпадала по цвету с сумкой или ремнем. Сама высота каблука, для девушки-стиляги не имела никакого значения абсолютно. Это мог быть очень низкий или средней длины каблук, ил вовсе шпилька. Шиком и «блеском» считались тогда туфли-лодочки из лакированной кожи (поэтому и блеском).
Источник: http://ussrvopros.ru/sovetskaya-zhizn/sovetskaya-odezhda
Пластмассовая, очень броская и яркая бижутерия, просто огромнейших размеров – дополняла весь незаконченный образ девушек в этом стиле одежды. Большие серьги, кольца на пол руки, браслеты громадного размера и бусы – все было именно дополнением этого стиля! Различные ленточки, цветные заколки и тряпичные цветастые обруч – тоже были сильно популярны.
Прошло уже полвека с того самого момента, как появился этот замечательный стиль. В наше время, этот стиль становиться все популярнее и популярнее с каждым новым днем. Ну, какая же девушка откажется от легкой пышной юбочки? Платья, такого стиля – отлично подходят для вечеринки или выпускного вечера. А в летние теплые дни – оно украсит любую девушку в любой сложившейся ситуации – и на прогулке под луной, и в кафе за чашечкой кофе.
Источник: http://ussrvopros.ru/sovetskaya-zhizn/sovetskaya-odezhda
Стиляги — феномен среди советской молодежи 50-х годов прошлого столетия | Екабу.ру
Стиляги — феномен среди советской молодежи.
Сама субкультура зародилась в среде так называемой «золотой молодежи». Дети партработников, дипломатов и других высоких чиновников имели возможность пользоваться заграничными товарами, стремились подражать иностранной культуре. Не последнюю роль в появлении этой субкультуры сыграла послевоенная разруха. Большинство театров, музеев, клубов было уничтожено, доступ к развлечениям ограничен.
Зауженные брюки и широкие пиджаки — «визитная карточка» стиляг.
Стиляг выделял внешний вид: зауженные брюки, широкие пиджаки, ботинки на толстой подошве, сделанные вручную. У девушек это были высокие прически, яркие платья. Справедливости ради, стоит отметить, что одевались стиляги тогда, кто во что горазд. Главное – поярче, в противовес «серой» массе.
Агитационный плакат против стиляг.
Статья, «разоблачающая» стиляг.
Конечно, это открытое обожествление американской культуры резко контрастировало с коммунистическим режимом. Из-за того, что стиляги одевались не так, как все, и слушали западную музыку, они подвергались гонениям со стороны общества. Выпускались агитационные плакаты, направленные против стиляг, писались «разоблачительные» статьи.
Рисунки, высмеивающие стиляг.
Пластинки на рентгеновских снимках.
К началу 60-х во времена «оттепели» стиляжничество постепенно сошло на «нет». Общество уже не провоцировали яркие наряды и нестандартная музыка. Стоит отметить, что многие из «бывших» стиляг стали известными режиссерами, писателями, музыкантами.
Стиляги — молодежная субкультура середины 20 века.
Казалось бы, что стиляжничество давно кануло в прошлое, и только яркие костюмы мелькают на тематических вечеринках. Однако в африканской стране Республика Конго существует аналог стиляг – субкультура SAPE. Некоторые конголезцы одеваются на французский манер. Вот только мода эта не современная, а 50-летней давности.
Стиляги СССР фото
Стиляги — молодёжная субкультура, которая существовала в СССР. Субкультура существовала с конца 40-х по начало 60-х годов прошлого века. Стиляги отличались тем, что заимствовали американский образ жизни — модно и вычурно одевались, носили самую стильную одежду на европейский и американский манер, отрицали нормы советской морали, были абсолютно равнодушны к существовавшей тогда политике и отличались повышенным цинизмом к происходящему и к окружающим людям. Также стиляги проявляли повышенный интерес к американской музыке и зарубежным танцам.
Считается, что появление стиляг было неизбежно. Время СССР — это установление серых принципов единообразия. Люди в СССР одинаково одевались, слушали одинаковую музыку, имели одинаковые суждения и придерживались строго консервативных стереотипов. В конце-концов это стало препятствовать дальнейшему развитию общества, отношениям с остальным миром и привело к длительному застою. Стиляги стали той самой отправной точкой, которая разбудила общество, показала людям, что можно жить, действовать, радоваться, думать так, как хочется.
В обществе к стилягам зачастую было неоднозначное отношение. Стиляг обличали в прессе, их выговаривали на студенческих собраниях, а иногда даже били. В начале 60-х годов, когда многие зарубежные течения, в том числе музыка, мода, искусство и так далее, стали легализоваться в СССР, субкультура стиляг стала постепенно угасать.
Хотите всегда выглядеть красиво и неотразимо? В этом случае вам интересно будет узнать, что Купить купальник в Самаре можно на «Trendv». Большой выбор на любой вкус и предпочтение.
Мужская мода 50-х годов в СССР.
О женской моде 50-х годов ( в т.ч. и о женской моде 50-х годов в СССР) написано не мало. А вот о мужской моде пишут не так много и не так часто. Возможно, потому, что в 50-х годах мужская мода не менялась так кардинально, как женская. И все же, мужская мода 50-х достойна внимания, как и любая мода, которая имеет свою историю.В этом посте я не буду рассматривать то, как одевались стиляги – это отдельная субкультура. Я просто опишу, как одевались обычные мужчины в 50-х годах в СССР.
Военная форма. Хотя после окончания Великой Отечественной войны прошло уже пять лет, на улицах городов встречалось много людей одетых в военную форму. Шинели, гимнастерки со споротыми погонами, шапки, фуражки, галифе, сапоги встречались в уличной толпе довольно часто до середины 50-х годов. Из-за дефицита тканей и одежды, мужчинам приходилось донашивать армейское обмундирование и в мирное время.
Одежда.
Мужчины носили двубортные и однобортные костюмы полуприлегающей классической формы, широкие брюки (ширина 30-35 см) со складками у талии и манжетами внизу, сшитыми из однотонной ткани или ткани в полоску. Костюм дополнялся галстуками, как правило, в полоску.
Рубашки носили в основном белого цвета, а так же в клетку или в полоску.
Очень распространены были кепки, их носили и с костюмами, и с плащами, и с зимними пальто. Чуть позже в обиход стали входить шляпы с полями, со временем, ставшие необходимым дополнением гардероба каждого элегантного советского мужчины. А потом и вовсе возникает мода ходить без головного убора. Зимой многие носили меховые шапки из каракуля и цигейки.
В качестве верхней одежды носили пальто. Они шились из толстого драпа, сукна с большими вместительными карманам, с большим воротником и утеплялись ватой, поэтому пальто были очень тяжелыми.
Мужское бельё 1950-х годов — это белые кальсоны, майки, семейные трусы.
Майки были повсеместны и на любой возраст. В основном майки были голубовато-линялого или белого цвета.
А трусы были чёрными. Чуть реже – из синего сатина. Чуть позже такие трусы назовут «семейными». В официальных накладных они назывались «трусы упрощенные гладкие». Существовал советский стандарт семейных трусов: длина от талии 48-50 см., ширина штанины в нижней части – 65 см.
Плавки были, но далеко не у всех, поэтому на пляж мужчины тоже ходили в семейных трусах.
Подтяжки для носков — вещь в 50-х годах крайне необходимая в мужском гардеробе. Это было единственное средство, поддерживающее носок на ноге и не дающее ему сползти вниз (правильное название – подтяжка мужская). В это время в СССР носки выпускали еще без резинок. Проблему со сползающими носками решали подтяжки для носков. Они представляли собой широкую резинку, которая закреплялась под коленом. К этой резинке прикреплялась другая резинка с зажимом, к которому и крепился носок.
Лишь в конце 1950-х годов мужской силуэт постепенно теряет тяжелые и массивные формы, линия плеч пиджаков становится более покатой, многие носят короткие чуть приталенные пиджачки с широкими брюками, линия талии у брюк 1950-х годов подчеркнуто высокая. В моду входят полупальто, плащи с поясом, спортивные костюмы, состоящие из брюк-рейтуз, отделанных широкими резинками по талии и у щиколоток и свитеров, приталенные пиджаки спортивного типа с кокеткой на спине и с хлястиком. Под пиджак, на манер 1940-х годов, многие надевали трикотажные безрукавки, однотонные или с орнаментальным узором. В середине 1950-х в стране появились первые нейлоновые рубашки, сделавшиеся суперпопулярными.
Модники старались приобрести ботинки на рифленой каучуковой подошве. Очень распространенной вещью молодежного мужского гардероба были курточки с контрастной кокеткой и несколькими карманами, еще с 1940-х годов получившие в народе название «хулиганки», кроме того, в Ленинграде их называли «москвичками», а в Москве «ленинградками». А еще они назывались «бобочками». Такие укороченные курточки с молнией на груди, выпускались советскими швейниками в нескольких вариантах, а те, кому не досталось готовое изделие, носили импровизации, сшитые дома из старых вещей. Особым шиком были короткие спортивного покроя куртки на молнии, с накладными карманами на груди.
Одежда носилась долго. Брюки штопались, пока это было возможно. Одежду из дорогих (относительно) тканей — костюмы, пальто – перелицовывали (т.е. внутренняя сторона вещи становилась лицевой), и таким образом получалась практически новая вещь. Рубашки же часто передавались младшим в семье.
Обувь. Летом мужчины надевали сандалии на босу ногу или чувяки. Носили ещё (редко) и парусиновые сапоги, лёгкие, летние. Такие сапоги мог носить тот, кто ходил с портфелем – начальник или чиновник (что, по сути, одно и то же). Так же носили обычные ботинки.
Вот чувяки.
Еще носили парусиновые туфли. Туфли натирались мелом, отчего те становились белыми, «богатыми».
А так же хромовые сапоги. Это был – шик. В самом «шикарном» варианте голенища сапог сдвигались вниз «гармошкой». «Гармошку» часто делали плоскогубцами, просто сжимали кожу по линиям ромбов, а затем проходились киянкой. Такие сапоги надевались только «на выход». Для работы – кирзовые или яловые, а хромовые – для праздника и зависти.
Хромовые сапоги.
Сапоги: союзка из юфти, голенище из кирзы.
Зимой многие мужчины носили ноговицы. Есть рукавицы, а есть и ноговИцы – одежда для ног. По форме – это валенки, только более лёгкие. Каждая ноговица состоит из двух стёганных (прошитых) одинаковых половинок по форме и по размеру ноги. Эти заготовки похожи на двойной бутерброд: плотная ткань – вата – ткань подкладочная, внутренняя. Половинки сшиваются, выворачиваются как чулок – всё, надевай. Левых, правых ноговиц нет, разделения на «мужские» и «женские» тоже не существует. Ноговицы ещё называли «бурками». И носили их обязательно с галошами. Так же носили валенки.
Кстати, о галошах. Галоши носили самостоятельно, как обувь, с ноговицами, с валенками, а ещё надевали на туфли или ботинки, чтобы не испачкать их грязью. При входе в помещение галоши снимали и ходили в чистой обуви.
Другой вид обуви, который надевался поверх туфель или ботинок в сырую, грязную погоду — это боты.
1. мужские боты на пряжке с матерчатым верхом и резиновой обсоюзкой
2. мужские боты без застежки с матерчатым верхом и резиновой обсоюзкой
Остальные детские и женские.
Основное отличие бот от галош было в том, что боты были выше. Боты делались с матерчатым верхом и резиновой обсоюзкой или были цельнорезиновыми, черного цвета ли цветные.
А такой вариант зимней обуви, который шили из белого войлока и кожи, тоже называли бурки. Они стоили намного дороже валенок. Такие бурки могли себе позволить высшее партийное руководство, чиновники руководящего уровня и генералитет.