Стимпанк — Википедия
Стимпа́нк или паропа́нк (от англ. steampunk: steam — «пар» и punk — «панк») — направление научной фантастики, включающее технологию и декоративно-прикладное искусство, вдохновлённое паровой энергией XIX века[1]. Возникшее первоначально в 1980-х годах как литературное течение в противовес киберпанку[2] постепенно выросло в стиль искусства, культурное движение и субкультуру[3]. Считается самой известной производной киберпанка[4].
Как правило, стимпанк подразумевает альтернативный вариант развития человечества, в совершенстве освоившего механику и технологии паровых машин, с выраженной общей стилизацией под эпоху викторианской Англии (вторая половина XIX века) и эпоху раннего капитализма с характерным городским пейзажем и контрастным социальным расслоением. В этом проявляется связь стимпанка и ретрофутуризма. Возможно также и наличие в произведениях стимпанка элементов фэнтези[5], альтернативной истории, ужасов, фантастики, детектива.
Хотя многие работы, которые в настоящее время принято считать образцами жанра стимпанк, были опубликованы ещё в 1960-е и 1970-е годы, сам термин стимпанк появился намного позже: он был придуман писателем Кевином Джетером[5][6] как ироничный вариант слова «киберпанк» и введён в обиход в апреле 1987 года. Джетер пытался найти термин, который объединил бы произведения «The Anubis Gates» Тима Пауэрса (1983), «Homunculus» Джеймса Блэйлока (1986), а также его собственные работы «Ночь Морлоков» (1979) и «Infernal Devices» (1987). Во всех этих произведениях мир находится на уровне технологий XIX века, а стиль повествования подражает викторианской фантастике, такой как роман Герберта Уэллса «Машина времени». В отличие от киберпанка, стимпанк основан на реальных или, по крайней мере, условно допустимых технологиях, главным из которых стал пар, давший название жанру
В своём письме в редакцию научно-фантастического журнала Locus, напечатанном в номере за апрель 1987 года, Джетер писал
Дорогой «Locus»,
Прилагаю копию моего романа 1979 года «Ночь Морлоков». Я был бы очень признателен, если бы Вы отправили её Фарен Миллер, поскольку это первое доказательство в большой дискуссии на тему того, кто же в «фентезийном триумвирате Пауэрс-Блэйлок-Джетер» первым стал писать в «гонзо-исторической манере». Хотя я, конечно, нашёл её обзор в мартовском номере «Locus» весьма лестным.
Лично мне кажется, что такие фантазии на викторианскую тему станут следующей «большой волной», особенно если мы с Пауэрсом и Блэйлоком сможем разработать подходящий собирательный термин для них. Что-нибудь на тему свойственных той эпохе технологий… Там, «Стимпанк», например…К. У. Джетер Оригинальный текст (англ.)
Dear Locus,
Enclosed is a copy of my 1979 novel Morlock Night ; I’d appreciate your being so good as to route it Faren Miller, as it’s a prime piece of evidence in the great debate as to who in «the Powers/Blaylock/Jeter fantasy triumvirate» was writing in the «gonzo-historical manner» first. Though of course, I did find her review in the March Locus to be quite flattering.
Personally, I think Victorian fantasies are going to be the next big thing, as long as we can come up with a fitting collective term for Powers, Blaylock and myself.Something based on the appropriate technology of the era; like «steampunks», perhaps…K.W. Jeter — Письмо Кевина Джетера в журнал Locus
Издание романа Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Машина различий» (точнее «Разностная машина» или «Дифференциальный исчислитель»; The Difference Engine, 1990) привлекло большое внимание к жанру и значительно повлияло на его дальнейшее развитие, именно после этого романа стимпанк начал приобретать всё бо́льшую популярность среди читателей[9].
Утопии о летательных аппаратах XVIII столетияРедактор раздела о литературе в журнале «Мир фантастики» Борис Невский выделяет 2 разновидности стимпанка[7]:
- Альтернативно-исторический стимпанк
- Фэнтезийный стимпанк, действие которого происходит в полностью вымышленном мире, где действуют иные законы, а с ретро-техникой может сосуществовать волшебство.
Джефф Ванденмеер (англ.) выделяет 7 поджанров стимпанка[10][11]:
- Бойлерпанк (англ. Boilerpunk): ответ рабочего класса на аристократический стимпанк. Основан на использовании лопаты, угля и пара.
- Клокпанк (англ. clockpunk — clock — «часы»): вместо силы пара используются заводные механизмы.
- Дизельпанк.
- Романтизм
газовых фонарей (англ. Gaslight Romance): поджанр стимпанка с уклоном в альтернативную историю и романтизацию Викторианской эпохи. - Маннерпанк (англ. Mannerpunk): поджанр стимпанка, где рассматривается сложная социальная иерархия между персонажами, часто в контексте бесконечных танцев и вечеринок.
- Бластерная готика (англ. Raygun Gothic ): ретрофутуризм на основе Ар-деко и современных стилей. Термин придуман Уильямом Гибсоном.
- Ститчпанк: поджанр стимпанка, где главными действующими лицами являются живые куклы (например, мультфильм «9»).
Жанр в целом не фиксирован в своём развитии, и в нём постоянно появляются новые поджанры[12][13]
Литература и комиксы[править | править код]
Большое влияние на создание произведений в жанре стимпанк оказала (и продолжает оказывать) научно-фантастическая литература XIX века — в частности, произведения Жюля Верна[14][15], Герберта Уэллса[14][15], Марка Твена, Мэри Шелли[16] и Альбера Робида. Книга «Паровой человек в прериях» (1868) Эдварда Эллиса и последующие произведения вроде серии о Фрэнке Риде автора Гарольда Коэна относятся к жанру эдисонада[17], популярному на рубеже XIX—XX веков, где рассказывалось о выдающемся молодом изобретателе и его творениях (например, герой Том Свифт).
Многие литературные произведения, ныне причисляемые к стимпанку, появились задолго до введения самого термина «стимпанк» Кевином Джетером для характеристики своей книги «Ночь морлоков». Роман «Titus Alone» (1959) Мервина Пика предвосхитил многие основы стимпанка[18]. Более ранние книги, такие, как «Worlds of the Imperium» Кита Лаумера (1962), «Queen Victoria’s Bomb» Рональда У. Кларка (1967) и «Warlord of the Air» Майкла Муркока изображали миры, близкие определению «стимпанк»[19][20]. Гарри Гаррисон в своём романе «Да здравствует Трансатлантический туннель! Ура!» (1973) изображает альтернативное развитие Британской империи к 1973 году с атомными локомотивами, летающими лодками, работающими на угле, богато украшенными субмаринами и диалогами подчёркнуто викторианского периода. В феврале 1980 года Ричард А. Лапофф и Стив Стайлз опубликовали первые главы своего комикса «The Adventures of Professor Thintwhistle and His Incredible Aether Flyer», который также часто относят к стимпанку
Известные представители:
Искусство и дизайн[править | править код]
Наличие у стимпанка специфической художественной формы привело к появлению в мировой культуре определённого стимпанк-стиля[22][23]. К его проявлениям можно отнести моддинги и редизайн современных предметов быта «под стиль стимпанка»[24], изобилующие рычагами, вентилями и шестернями, отделанными соответствующими материалами (блестящая медь, полированное дерево и кожа)[25]. Целью такого редизайна является применение и элементов дизайна, и мастерства викторианской эпохи[20], следуя «Искусствам и ремёслам», а также отказ от промышленного дизайна
В 1994 году парижская станция метро Арз-э-Метье благодаря бельгийскому художнику Франсуа Шуитену (англ.) приобрела вид подводной лодки из произведений Жюля Верна[27][28].
Художественная группа Kinetic Steam Works[29] изготовила рабочий паровой двигатель и продемонстрировала его на фестивале Burning Man в 2006 и 2007 годах[30]. Основатель группы Шон Орландо создал экспозицию «Steampunk Tree House» (с англ. — «Стимпанк-дом на дереве»), при этом активно сотрудничая с группой людей, которые позже образовали художественную группу Five Ton Crane Arts Group)[31]. Творения последней также демонстрировались на нескольких фестивалях
Дом-на-колёсах The Neverwas Haul (англ.) калифорнийской художницы Шеннон О’Хара построен в викторианском стиле волонтёрами в 2006 году и появлялся на фестивале Burning Man в 2006—2015 годах[36].
В 2011 году в новозеландском городе Оамару открылась выставочная галерея Steampunk HQ (англ.). В этом городе район гавани в наши дни из-за сохранившихся викторианских зданий посвящён стимпанку[37]. В августе 2016 года Оамару попал в Книгу рекордов Гиннесса по наибольшему собранию предметов стимпанка в мире[38].
-
Моддинг персонального компьютера в стимпанк-стиле.
-
«Steampunk Tree House» в Dogfish Head Craft Brewery
Фильмы и мультфильмы[править | править код]
Одним из наиболее узнаваемых ранних примеров стимпанка является подводная лодка «Наутилус» Капитана Немо из экранизации студией Уолта Диснея книги «20 000 льё под водой». Телесериал «Wild Wild West» (1965—1969) был одним из первых произведений, где проявились основные черты стимпанка[16][39]. Фильм «Бразилия» (1985), сам не относящийся к стимпанку, оказал сильное влияние на жанр[22][40]. Среди стимпанк-фильмов часто упоминаются «Город потерянных детей»[41][42][43], «Тайна острова Бэк-Кап»[42][41], «Дикий, дикий запад»[43][41], «Лига выдающихся джентльменов».
Особенно широко стимпанк представлен в аниме, в частности в полнометражных фильмах «Небесный замок Лапута»[41], «Ходячий замок»[43][41], «Стимбой»[43][41] и «Метрополис», сериалах «Последний изгнанник» и «Стальной алхимик». Среди западных мультфильмов — короткометражка «Загадочные географические исследования Джаспера Морелло»[44], полнометражные мультфильмы «Атлантида: Затерянный мир», «Аврил и поддельный мир», мультсериал «Легенда о Корре».
Фестивали[править | править код]
На специализированных веб-сайтах периодически появляется информация о мероприятиях в стиле стимпанк, проводящихся в разных частях света[45]. Летом 2010 года в Avondale Estates (штат Джорджия, США) прошёл общеамериканский фестиваль STEAMfest 2010[46].
В мае-июне 2008 года мультимедийный художник и скульптор Пол Сэнт-Джордж (англ.) выставил на открытом воздухе интерактивные видеоинсталляции в виде телектроскопов (англ.), оформленных в викторианском стиле, которые устанавливали видеосвязь между Лондоном и Бруклином (Нью-Йорк)[47][48]. Эвелин Крит, промоутер и участник арт-группы Brass Goggles организовала транс-атлантическую встречу стимпанк-энтузиастов из обоих городов, незадолго до стимпанк-тематического мероприятия фестиваля White Mischief (англ.) по мотивам «Вокруг света за 80 дней»[49].
С октября 2009 по февраль 2010 года в Музее истории науки в Оксфорде (англ.) состоялась первая крупномасштабная выставка стимпанк-искусства[50]. На выставке демонстрировались работы 18 стимпанк-художников со всего мира. Многие экспонаты представляли переделанные предметы обихода. Выставка оказалась успешной, собрав более 80000 посетителей[51].
Ряд стимпанк-проектов реализуется и в России. К примеру, 7—10 октября 2010 года на Олдтаймер-галерее Ильи Сорокина силами интернет-портала Steampunker.ru была представлена «самая большая стимпанк-экспозиция из когда-либо выставлявшихся в России»[52].
25 июля 2015 года в парке Александрия Петергофа состоялся первый в России крупный фестиваль стимпанка «Александрийский пленэр», включавший демонстрацию моды и объектов псевдовикторианского стиля[53].
В 2016 и 2017 годах под Смоленском проводился фестиваль стимпанк культуры «Паноптикум»[54].
Игры[править | править код]
Жанр стимпанк не остался незамеченным разработчиками видеоигр. Родоначальником в этой области считается приключенческая игра «Эйдолон (англ.)» (1985) производства LucasArts. Сюжет погружает игрока в условия пыльной лаборатории, где активация машины перемещает в иное измерение. Под влиянием романа «Машина различий» 1991 года вышли игры «Steel Empire» (1992), «The Chaos Engine» (1993) и продолжение «The Chaos Engine 2» (1996), «Final Fantasy VI» (1994). Стелс-игра «Thief: The Dark Project» создаёт мир высокого средневековья в соединении с технологиями стимпанка[55]. Вышедшая в 2001 году «Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura» конкретнее обрисовала стимпанк с викторианским антуражем и собственным фэнтези[56]. Стимпанк твёрдо укрепил свои позиции в игровой индустрии с выходом «Syberia» (2002), «Syberia II» (2004), «Syberia III» (2016) от Бенуа Сокаля. В жанре стимпанк создана игра «Airships: Conquer the Skies» Дэвида Старка[57].
Сосуществование магии и техники (с основой на изобретения Леонардо да Винчи) нашло место в стратегии «Rise of Nations: Rise of Legends» (2006). Действие игры «Dishonored» (2012) происходит в мире стилизованном под викторианскую эпоху[58]. Шутер 2013 года «BioShock Infinite» с элементами RPG, стимпанка и научной фантастики отправляет игрока в вымышленный летающий город 1912 года, где паровые и механические аппараты устарели после Всемирной выставки в Чикаго 1893 года[59]. «Amnesia: A Machine for Pigs» (2013) рассказывает в мрачных красках о промышленнике, которому грезится некая машина, способная исправить пороки и грязь сущего мира[60].
Другими примерами служат серия игр-квестов «Myst», первая часть которой вышла в 1993 году.
В 2012 году российской публике был представлен настольный стимпанк варгейм «Victorium». Было выпущено несколько наборов миниатюр, но позже проект был закрыт[61].
Постановочное фото в стимпанк-антураже.Стимпанк из литературной основы вырос в конце 1990-х годов в движение творчества и образа жизни. Если в стимпанк-литературе лишь намекалось, то стимпанк-культура несёт в себе сильную составляющую декоративно-прикладного искусства. Стимпанк является критическим ответом на современные социальные и политические проблемы, продукты промышленности, которые непривлекательны, одноразовы, часто сделаны из пластика и не предполагают ремонта. Сторонники стимпанка отвергают запланированное устаревание и «верят в возможность построения лучшего будущего через переработку прошлого»[17], оптимистично настроены по поводу человеческого потенциала[62]. Энтузиасты любят посещать секонд-хэнды, блошиные рынки, антикварные магазины и специализированные сайты в поисках пригодных и интересных предметов для редизайна и самостоятельного переделывания. В целом мировоззрение представителей стимпанка двойственно: с одной стороны пессимизм по поводу силовых структур и истощения ресурсов, с другой — попытка в историческом прошлом вынести урок для будущего[17]. По мнению редактора «Мира фантастики» Бориса Невского, «в наше безумное время плавный XIX век воспринимается многими как тихая гавань, утраченная человечеством „золотая эпоха“, и потому увлечение стимпанком, также как и фэнтези, — типичный признак массового эскапизма»[7].
Некоторые поклонники жанра стимпанк используют его эстетику в одежде, декоре, предметах повседневного обихода[63]. Эти проявления иногда именуются термином «Нео-викторианство (англ.)», объединяющим викторианскую эстетику, современные технологии и систему мышления[40].
Мода[править | править код]
Образ авторства Tom BanwellЭлементы одежды главным образом стилизуют моду викторианской эпохи, учитывая разнообразие социальных классов и стилей[64]. Типичными элементами одежды бывают длинные платья, корсеты, юбки и турнюры для женщин; твидовые костюмы, фрак, пальто, гетры, гамаши или одежда-милитари — для мужчин. Делается акцент на аксессуарах: карманные часы, зонты, трости (также меч-трость), шляпы-цилиндры и котелки, очки-гогглы (англ. goggle). Современные аксессуары, например сотовые телефоны или музыкальные плееры, претерпевают редизайн для придания им «викторианского» вида. Облик может также частично повторять одежду рабочего класса викторинской эпохи (оборванная, перемазанная сажей одежда, кожаные маски, противогазы), привносить этно-культурные элементы. Аспекты моды стимпанка могут включать элементы высокой моды, нео-викторианства (англ.), стилей готической лолиты и готического аристократа[40][65]. Также встречается и своеобразное протезирование — утерянные конечности заменяются на механические части тела.
В 2005 году Кейт Ламберт (англ.), известная как Като, основала первую компанию «Steampunk Couture», выпускающую одежду в стиле стимпанк[66]. В 2013 году IBM, проанализировав полмиллиона блогов, комментариев, социальных сетей, новостных ресурсов в интернете, пришла к выводу, что стимпанк, вдохновлённый одеждой, нравами, технологиями викторианского общества, станет главным трендом в розничной торговле[67][68]. Дома высокой моды как Prada[69], Dolce & Gabbana, Versace, Chanel[70] и Christian Dior[68] уже представляли свои стимпанк-варианты на модных показах. В одной из серий шоу «Топ-модель по-американски» 2012 года участницы позировали в стимпанк-образах на фоне паровоза[71].
Музыка[править | править код]
На данный момент стимпанк как полноценное музыкальное направление отсутствует. Вместе с тем существует ряд музыкальных коллективов, позиционирующих себя как «стимпанковские»[48]. Главным образом это группы, играющие в жанрах арт-рок, дарк кабаре, дарквэйв и индастриал[72]. «Стимпанковость» групп выражается главным образом в нео-викторианском антураже, соответствующих текстах и, в ряде случаев, присутствием в музыке осовремененных мотивов и мелодических приёмов, присущих музыкальным произведениям конца XIX века. К числу таких групп можно отнести:
- «Abney Park» — группа, сочетающая индастриал и дарк-кабаре, основана в Сиэтле, США в 1997. В своём творчестве использует элементы стимпанка, электроники и народной музыки разных стран мира[5].[73][74]
- Vernian Process[73][74] — группа, исполняющая дарквейв; для неё характерено обращение к более мрачным сторонам стимпанка, вроде тёмных городов и власти машин.
- «The Clockwork Dolls»[75][74] — стимпанк-трио из Балтимора, сочетающие классическую и современную музыку. Выступают не только как музыканты, но и как писатели и актёры.
- «The Clockwork Quartet» — группа из 13 человек, представляющих целый стимпанк-оркестр[75].
- «Humanwine» — бостонский дарк-кабаре/панк-кабаре дуэт, состоящий из семейной пары.
- «The Cog is Dead»[73][74] — стимпанк-группа из Флориды. Они исполняют музыку различных стилей, из разных эпох.
- «Dr. Steel»[75][74] — индастриал/хип-хоп исполнитель из Лос-Анджелеса, играющий роль безумного учёного.
- «Valentine Wolfe» — метал-группа, соединяющая эмбиент-соло басс, электронику и оперу XVIII века[5].
- «Steam Powered Giraffe»[73][74] («Жираф на паровом ходу») — театрально-музыкальная группа, основана в Сан-Диего (Калифорния, США) в 2008 г. близнецами Изабеллой и Дэвидом Беннеттами и их друзьями. Трое фронтменов группы изображают роботов, у каждого свой грим, свой костюм, свой характер и своя предыстория. Один из роботов, Рэббит (Кролик), выполнен в викторианском стиле. Во время выступлений SPG музыкальные номера перемежаются забавными интермедиями. Стиль музыки — синтез классического рока, кабаре, кантри, вестерн. Группу часто можно услышать во время стимпанк-конвентов на территории США.
- Ghostfire — стимпанк-группа из Лондона. Их музыка включает элементы фолк музыки и морской тематики.
- Voltaire — современный кубино-американский автор и исполнитель в жанре «дарк-кабаре», aвтор серии книг на тему готической субкультуры, романов «Call of the Jersey Devil» и «The Legend of Candy Claws» и сборников графических новелл «Chi-chian», «Oh My Goth!» и «DEADY».
- «Стимпанк в Ростове» — российская музыкальная группа из Ростова-на-Дону[76].
Стимпанк появляется также в работах музыкантов, не причисляющих себя к стимпанку: клип Дэвида Гетты и Ники Минаж на песню «Turn Me On», клип группы Panic! At The Disco на песню «The Ballad Of Mona Lisa», альбом «Clockwork Angels» (2012), тур рок-группы Rush[77], некоторые видеоклипы и туры симфоник-метал группы Therion.
Стимпанк представляет традиционную форму производящей экономики и индустриальную эстетику, где существуют большие понятные механизмы, выраженные гендерные различия в моде и поведении, прогресс[78]. Стимпанк использует атмосферу исторической эпохи с наложением «сумасшедшей науки» (mad science). Встречаются не только изобретения высоких технологий, но и также оружие на псевдонаучной энергии, оживлённые заводные существа, аэропланы и прочие механизмы, работающие не по законам физики и механики. Нередко встречаются в произведениях жители фэнтезийного происхождения, владеющие магией, которая в сюжете вступает в противостояние с наукой и развивающимися технологиями[79].
Характерные элементы мира стимпанка:
Антураж[править | править код]
- Газовое и частично свечное освещение улиц и домов[6].
- Урбанистический антураж: фабричные трубы из красного кирпича, пасмурное небо грязно-серого цвета, смог, булыжные мостовые, уличные газовые фонари, магазины, лавки, театры, городские трущобы. Соответственно, общая достаточно мрачная атмосфера[6].
- Информационные технологии викторианской эпохи: уличные газеты, напоминающие кассовые аппараты, неэлектронные счётные машины (арифмометр, вычислительная машина Бэббиджа[6] и тому подобные), телеграф, в ряде случаев — пневмопочта и пневмотранспорт.
- Общественные настроения конца XIX-начала XX веков — снижение роли церкви, вера в прогресс и науку, остаточные понятия о чести, пуританство (по крайней мере, внешнее) и подобное. В ряде случаев — мистицизм, сектантство, нигилизм, а также порождаемые расслоением общества революционные настроения.
- Викторианские персонажи[6]: безумные учёные и инженеры а-ля Виктор Франкенштейн, преступники-маньяки вроде Джека-Потрошителя и «идейные» преступники (профессор Мориарти), отважные путешественники (Филеас Фогг), детективы разряда Шерлока Холмса, растлённые аристократы (Дориан Грей), агенты тайной полиции, шпионы, революционеры, уличные продавцы, пролетарии, капиталисты-промышленники (буржуа), мелкие служащие и клерки, светские хлыщи, проститутки, добропорядочные семейные граждане, мальчишки-беспризорники, первые феминистки — образованные и решительные юные дамы, интересующиеся наукой и стремящиеся к приключениям.
Технологии и оружие[править | править код]
- Технологии, основанные на принципах механики и паровых машинах, достигших высоких степеней развития[6]: паровозы, паротурбовозы, гражданские и боевые корабли на паровом ходу, в том числе весьма крупных размеров (океанские лайнеры и дредноуты[6]), паробусы, паровые экипажи, дирижабли, примитивные аэропланы (часто на паровом ходу), роботы и прочие (зачастую весьма загадочные) механизмы, сделанные из клёпаного металла, медных труб и дерева. Машины в изобилии снабжены рычагами и приборами с аналоговыми циферблатами и стрелками. Распространено применение паровых турбин в качестве быстроходных двигателей для разнообразных индустриальных машин — насосов, сепараторов, циркулярных пил, станков, альтернаторов. Нефункциональное украшение приборов и машин. Внешний вид машин, как правило, выдерживается в стилистике викторианской Англии.
- Начальный уровень развития электричества — телеграф, примитивные дуговые лампы, опыты с электричеством в стиле работ Николы Теслы[6].
- Оружие времён промышленной революции и вариации на его тему: револьверы[6], однозарядные и магазинные винтовки, ранние образцы автоматических винтовок, ранние образцы пулемётов (весьма популярен пулемёт Гатлинга[6]), нарезные артиллерийские орудия, ранние образцы танков, аэростаты, дирижабли, могут присутствовать ранние образцы самолётов. Ограниченное употребление холодного оружия, такого, как шпаги, сабли, ножи. Особый аксессуар — клинок, размещённый внутри трости.
К атрибутам альтернативно-исторического стимпанка чаще всего добавляется следующее[6]:
- Фантастические транспортные средства и летательные аппараты, в том числе боевые, основанные на паровых двигателях либо каких-то иных источниках энергии. При этом возможности подобной техники могут поражать воображение, демонстрируя антигравитацию и прочие фантастические явления. Дизайн машин, как правило, выдерживается в стилистике викторианской Англии.
- Широкий спектр фантастического парового оружия, от стрелкового до артиллерийского.
- Супероружие — тяжёлые паровые пушки, колоссальные танки, в ряде случаев — электрические пушки и «лучи смерти» (некое подобие лазерного оружия).
- Искусственный разум — автоматоны и подобное, созданные без применения электричества и компьютерных технологий.
Существовавшие образцы техники с паровым приводом[править | править код]
Стимпанк: что это такое | Миры
Стимпанк — жанр фантастики о мирах, где паровые машины и другие ретро-технологии не исчезли, а достигли высочайшего развития.
По улицам Лондона шагает огромный жестяной робот. В его клепаной голове — отсек управления, где сидит сумасшедший ученый в пенсне и смокинге. Он крутит педали, дергает за рычаги, стараясь увести машину подальше от приближающегося дирижабля с эмблемой британских ВВС на борту. Дирижабль неуправляем и явно идет на таран. Он пострадал от разряда из излучателя Теслы, установленного на немецком паровом танке, который тайком перебрался сюда по дну Ла-Манша и вот-вот прорвется к Букингемскому дворцу. Королеву защищает отборный взвод шотландских магов под командованием Шерлока Холмса, бравый Ван Хельсинг и Человек-невидимка. Всё это — стимпанк.
Классические вселенные стимпанка стилизуются авторами под Америку или Европу (прежде всего Англию) второй половины 19 века, эпоху раннего капитализма с характерным фабрично-городским пейзажем и резким социальным расслоением. И неважно, что действие может разворачиваться в далеком будущем или на другой планете. Стимпанк возник как литературный жанр, но популярность обрел во многом благодаря комиксам, ролевым играм, телесериалам и аниме.
Лучшие фильмы, книги и прочее в жанре стимпанк
11.04.2016
Всё лучшее, что написано о дирижаблях, паровозах, леди и джентльменах.
12.04.2016
Капитан Немо, Никола Тесла, доктор Джекилл и девушка с паровой рукой.
13.04.2016
Стимпанк — не музыкальный стиль. Но он объединяет множество отличных музыкантов, которые вдохновляет романтика парового века.
14.04.2016
От стратегий и старых RPG до плутовских симуляторов и интерактивного кино. А также немного дизельпанка.
15.04.2016
Пять ярких и разнообразных настолок, использующий различные элементы стимпанковской атрибутики.
16.04.2016
Аниме Миядзаки, безумство французов, комедии американцев и забытый шедевр из Чехии.
Многие представляют себе стимпанк именно таким.
Первый вопрос, который здесь может возникнуть, — а почему, собственно, «панк»? Как и в случае с киберпанком (см. «МФ» №6, февраль 2004), вторая часть названия означает лишь то, что произведения этого поджанра фантастики основаны на «панковских» идеях в их самом общем понимании.
Иначе говоря, слово «панк» в таких случаях подразумевает не злобных хулиганов с разноцветными волосами и татуировками «Анархия» на лбу, а персонажей — ярких индивидуалистов, противостоящих системе, традициям, предрассудкам, и ставящих себя выше любых государственных или общественных институтов.
«Машина различий» Гибсона и Стерлинга: одна из первых книг, названных стимпанком.
Термин «стимпанк» впервые употребили два друга-писателя Джеймс Блэйлок и Кевин Джетер во время дискуссии на страницах журнала Locus в 1987 году. Термин возник как пародийное противопоставление киберпанку, поэтому ранний стимпанк создавался по традиционным сценариям своего «старшего брата» с механическим переносом действия в реальность, где хозяйничают паровые технологии. Хакеры, искусственный интеллект, корпорации, государственная машина — все это просто помещалось в обстановку 19 века со скидкой на соответствующие технологии. «Панковское» отношение главных героев к окружающей действительности сохранялось без каких-либо существенных изменений.
Я был бы рад, если бы на нее (книгу «Машина различий» — «МФ») не навешивали ярлыки. Я слышал разговоры про какой-то «стимпанк», но не думаю, что это приживется.
Брюс Стерлинг
Первые стимпанковские произведения были манифестом социально-философского пессимизма и в этом смысле ничем не отличались от киберпанка. Чаще всего история разворачивалась в какой-либо не слишком благополучной «альтернативной» вселенной (равнозначной Европе или США 19 века).
Антиутопия украшалась стилистикой нуара, к ней добавлялись выразительные и общепонятные мотивы бульварной фантастики (пронырливые детективы, гениальные ученые, Дикий Запад, таинственные древние расы) — и новый жанр готов! Позднее в стимпанк влились более позитивные элементы — романтическое очарование науки, утопизм, эстетика «старой доброй Англии». Именно таким мы знаем его теперь.
С «панком» мы разобрались — но как быть с паром? В отличие от киберпанка, стимпанк основан на реальных или, по крайней мере, условно допустимых технологиях. Уровень развития науки в стимпанке традиционно ориентируется на викторианскую эпоху. Прежде всего, здесь следует упомянуть обширное использование энергии пара — это и дало название всему жанру.
Эолипил. Герон построил его как игрушку, не собираясь применять на практике.
Строго говоря, энергия пара была покорена не британцами, а греками. Еще в 1 веке нашей эры Герон Александрийский создал эолипил («шар Эола» — бога ветра) — вращающийся под давлением пара металлический шар.
Совпадение это или нет, но за 700 лет до этого в той же Греции (на острове Коринф) был построен так называемый «диолкос» — вырубленные в известняке параллельные колеи для транспортировки судов посуху (прообраз современной железной дороги). Данные изобретения никак не были связаны друг с другом, однако вполне можно утверждать, что греки имели теоретическую возможность разработать паровой железнодорожный транспорт почти на 2000 лет раньше, чем подобное произошло. Именно это обстоятельство делает правомерным существование «архаичных» разновидностей стимпанка.
Кто создал паровой двигатель, решить сложно. В разное время над ним (с переменным успехом) работали Томас Сэйвери (1698), Томас Ньюкомен (1712) и Джеймс Ватт. Последний и вошел в историю как «изобретатель» паровой машины (он запатентовал ее в 1769 году), однако на самом деле он просто усовершенствовал устройства, созданные до него. Отдельно следует упомянуть русского крепостного механика Ивана Ползунова — он создал паровую машину в 1764 году, причем, в отличие от Ватта, делал ее с нуля, не имея перед глазами действующих образцов.
Если определять стимпанк как период активного применения паровых машин, то его началом будет 1707 год, когда французский физик Дени Папин сконструировал первую лодку с паровым двигателем. О ней известно очень мало — речные паромщики быстро почуяли конкуренцию и сломали аппарат.
Пароход «Клермонт». Первая «ласточка» парового флота.
Крупномасштабное коммерческое использование паровых машин началось в 1807 году с рейсов пассажирского парохода «Клермонт», построенного американцем Робертом Фултоном. Предприятие оказалось неожиданно прибыльным, а пароходы — живучими. Уже через десять-пятнадцать лет они серьезно потеснили парусные суда.Что касается «сухопутных» паровых машин, то пальму первенства здесь следует отдать Николя Жозефу Куньо (1725—1804). Именно он в 1769 году догадался поставить паровой котел на тележку, чтобы возить тяжелые пушки. Его «fardier a vapeur» (паровая телега) могла перевозить груз весом в четыре тонны и развивала скорость до 4 километров в час. В 1771 году «паровая телега» Куньо случайно врезалась в стену. Это был первое в мире дорожно-транспортное происшествие с участием «автомобиля».
Английский изобретатель Ричард Тревитик (1771—1833) продолжил дело Куньо и в 1801 году представил на суд публике «Пыхтящего Дьявола» — первый компактный паровой автомобиль, предназначенный для перевозки людей, а два года спустя — более удачный «Лондонский паровой экипаж».
В 1804 году Тревитик создает первый в мире паровоз, который работал всего несколько лет (он быстро приводил рельсы в негодность, так как был слишком тяжел для путей, рассчитанных на небольшие вагоны с «лошадиным приводом»).
Паровозы и пароходы не только «приблизили» друг к другу города и континенты. Их мощь в то время казалась невероятной. Всего за сотню лет наука сделала такой скачок вперед, что люди, в молодости ездившие на лошадях и даже не мечтавшие увидеть другие страны, теперь могли повторить путешествие Магеллана всего за несколько месяцев. Казалось, будто для человечества больше не осталось преград.
Паромобили требовали времени на разогрев, имели плохую динамику разгона, но на протяженных участках могли достигать скорости свыше 150 км/ч. Например, автомобиль Stanley Steamer в 1906 году разогнался до 205,5 км/ч.
Но паровой двигатель царил на планете лишь чуть более 150 лет. К концу Второй мировой войны он безвозвратно уступил лидерство двигателям внутреннего сгорания. Стимпанк не состоялся, причем это было неизбежно. Почему? Причины здесь чисто практические.
Да, у паровых двигателей есть свои преимущества. Они неразборчивы к источнику тепла и могут вырабатывать механическую энергию практически на любом топливе. Еще одно преимущество паровых двигателей — нечувствительность к перепадам давления. Это обнаружилось лишь тогда, когда паровозы на высокогорных рейсах сменились тепловозами. При подъеме на значительную высоту последние резко теряли мощность. Сегодня в горах Швейцарии и Австрии до сих пор ходят паровозы.
Однако у паровых двигателей есть один — самый главный — недостаток, перечеркивающий все достоинства. Их коэффициент полезного действия (КПД) равен всего 5%, в то время как двигатели внутреннего сгорания работают при 25% эффективности. Именно поэтому в начале 20 века паровые двигатели проиграли соревнование с дизельными — они неэкономно расходовали тепло, были слишком тяжелы (непригодны для установки на летательных аппаратах) и не могли обеспечить высокую мощность при значительном уменьшении размеров.
Это интересно
Лайнер «Королева Елизавета», построенный в 1938 году, был самым крупным пароходом в мире.
В 1800 году Роберт Фултон создал для Наполеона Бонапарта первую в мире полноценную подводную лодку — «Наутилус».
В честь одного из главных конструкторов первой паровой машины названа единица мощности во всех областях физики и техники.
Абсолютный рекорд скорости для паровозов был поставлен локомотивом «Дикая утка» серии LNER Class A4 (своими обтекаемыми формами он больше напоминал современные японские супер-поезда). 3 июля 1938 года он развил 201,2 километров в час.
Машины стимпанка — «Наутилус» Фултона и «Дикая утка».
Виктория и её эпоха
Королева Виктория — «бабушка» стимпанка.
Применительно к стимпанку часто говорят — «викторианская эпоха»… Но что это такое? Имеется в виду Британская империя в период с 1837 по 1901 год — время правления королевы Виктории, эра спокойствия, процветания, упрочения власти в колониях.К концу 19 века Британия была мощнейшим государством в мире. Ее население составляло свыше 500 миллионов человек (примерно четверть всего человечества), площадь территорий — свыше 37 миллионов квадратных километров (около трети всей суши Земли).Небывалое развитие науки, стремительная индустриализация, проведение первой Всемирной Торговой выставки (1851), массовая прокладка железных дорог, открытие лондонского метро (1863), электрическое уличное освещение (1882)…Людей буквально опьяняла вера в бесконечную силу рационального мышления. Иначе говоря, начиналась эпоха стимпанка — начиналась, но так и не началась.Стимпанк появился не на пустом месте. «Дедушкой» жанра именуют Жюля Верна (статью о нем читайте в разделе «Книжный ряд»), чьи «20 тысяч лье под водой», «Робур-завоеватель», «Паровой дом» оказали серьезное влияние на стилистику и антураж современных авторов. Равно как и книги других знаменитых писателей викторианской эпохи — Герберта Уэллса, Марка Твена, Эдгара По, Артура Конан Дойля. Именно поэтому западные критики относят избранное творчество этих авторов к «классическому» стимпанку.
Следующая ступенька — «прото-стимпанк», авторы которого, современные фантасты, эстетики ради стилизовались под классиков 19 века. Здесь выделяются «Бомба королевы Виктории» Рональда Кларка, «Машина пространства» Кристофера Приста, «Врата Анубиса» Тима Пауэрса, «Гомункулус» Джеймса Блейлока, «Ночь Морлока» Кевина Уэйна Джетера и «Да здравствует трансатлантический тоннель, ура!» Гарри Гаррисона. Стоит отметить и написанный в традициях Жюля Верна цикл Майкла Муркока про Освальда Бастейбла.
В последнее время стимпанк трактуют предельно широко, понимая под ним любой вариант размещения современных (псевдосовременных) технологий в прошлом — от каменного века до викторианской эпохи. Все то, что сейчас называют «стимпанком», можно условно поделить на две большие категории: альтернативно-исторический (оригинальный) стимпанк и фэнтези-стимпанк.
Такой стимпанк стилизуется под мир 19 — начала 20 веков и сознательно противопоставлен кибернетическому настоящему и будущему. Часто героями АИ-стимпанка становятся реальные исторические лица либо литературные персонажи классиков той эпохи.
Наиболее характерны авторские стилизации под Англию правления королевы Виктории и ее преемника Эдуарда. Знаковое произведение, после которого стимпанк из курьеза превратился в явление, — роман Уильяма Гибсона и Брюса Стерлинга «Машина различий» (1992). Это фактически манифест стимпанка, имевший для него такое же значение как «Нейромант» Гибсона для киберпанка. В нем фигурируют такие знаковые вещи, как разностная машина Бэббиджа, превратившаяся в суперкомпьютер, прогрессивные технологии связи, присваивание всем подданным Британской империи уникального цифрового индекса, «машинные» вирусы на перфокартах и глобальные политические интриги. Забавно, что именно ведущие авторы киберпанка, решив описать Англию 19 века, где Чарльзу Бэббиджу удалось построить прото-компьютер, как бы походя вдохнули жизнь в новое фантастическое направление. В итоге — киберпанк давно мертв, зато стимпанк цветет и пахнет…
Образчиком АИ-стимпанка служат комиксы Алана Мура и Кевина О’Нила о Лиге выдающихся джентльменов, а также одноименная экранизация Стивена Норрингтона. Перед нами — альтернативная Англия 1898 года, покой которой охраняют знаменитые герои классических литературных произведений вроде Человека-невидимки и следопыта Алана Куотермейна. Их противники также традиционны — преступное сообщество доктора Фу-Манчу, марсиане Уэллса, мегаломаньяк профессор Мориарти. Антураж паропанка отлично передан в цикле детской фантастики Лемони Сникетта «33 несчастья» и особенно в одноименном фильме Брэда Сильберлинга.
«Лига выдающихся джентльменов». В комиксе были все персонажи викторианской эпохи — от профессора Мориарти до доктора Моро.
Паровые технологии в АИ-стимпанке могут преобладать благодаря естественному ходу событий или внедряться насильственным путем. Например, в мире ролевой игры Space: 1889 (пародия на сериал Space: 1999) великий изобретатель Томас Эдисон открыл новые свойства эфира, благодаря которым удалось построить паровые эфир-флайеры, способные преодолевать космическое пространство. А после того, как на Марсе был найден особый лишайник с антигравитационными свойствами, небеса над Землей и ее планетарными колониями заполонили гигантские дирижабли.
А вот в трилогии «Великая Зима» австралийца Шона Мак-Маллена ситуация иная. 40 век, Земля угнетена искусственным интеллектом, который наложил запрет на развитые технологии, из-за чего человечество отброшено в развитии на тысячи лет назад. Вначале люди пользовались паровыми двигателями, которые сменили машины, работающие на энергии солнца и ветра. Все электронное безжалостно уничтожается…
Герой комикса «Замечательные миры Финнеаса Фаддла», изобретя в 1902 году машину времени, тут же бросился внедрять паровые технологии и викторианскую мораль в разных эпохах — древнем Египте, Индии, средневековой Европе. Это вызвало хроноклазм и изменило историю.
Еще одна модель АИ-стимпанка — стилизация под Америку периода покорения Дикого Запада. Большую популярность завоевал телесериал Wild Wild West, послуживший основой красивого, но излишне помпезного кинофильма Барри Зонненфельда и нескольких серий комиксов. Лихой стрелок Джим Уэст и новатор-технарь Артемиус Гордон выполняют задания президента США, постоянно сталкиваясь с властолюбивыми и алчными негодяями.
Фильм «Дикий дикий запад» основан на старом телесериале.
Чуть менее известны телесериалы «Приключения Бриско Каунти-младшего» и «Легенда». Крутой маршал Каунти гоняется за преступниками, пересекаясь с чокнутыми изобретателями, которые то реактивный паровоз построят, то супербомбу измыслят. А в «Легенде» автор грошовых книжек Эрнест Пратт вместе с умником Бартоком в 1876 году ведет борьбу с разными злодеями, для чего применяют кучу паровых гаджетов. Стилистика вестерн-стимпанка использована и в третьей части киноцикла «Назад в будущее».
Фантастический вестерн «Назад в будущее 3». Плакат этого фильма впервые в истории был нарисован на компьютере.
В литературе вестерн-стимпанк распространен меньше — в основном это новеллизации вышеупомянутых сериалов и фильмов. Наиболее заметное самостоятельное произведение — тетралогия Джеймса Своллоу о стрелке Габриеле Тайлере, который вместе с индейским шаманом Пять Перьев противостоит злодею Безликому.
Из других популярных произведений традиционного АИ-стимпанка стоит упомянуть «Анти-Лед» Стивена Бакстера, «Адские машины» Кевина Джетера, серии комиксов «Приключения Лютера Аркрайта» и «Тайные приключения Жюля Верна» (экранизирован как телесериал в 2002), ролевые игры Forgotten Futures и GURPS Steampunk.
В России к традиционному АИ-стимпанку можно отнести «Владычицу морей» Сергея Синякина. С фэнтези-паропанком граничит «Не время для драконов» Сергея Лукьяненко и Ника Перумова, хотя это все же больше авантюрно-героическое технофэнтези. Главный герой романа, москвич Виктор, попадает в магический Серединный Мир, где властвуют стихии двух других миров — магия Мира Перерожденных и технология Мира Изнанки. Компания «Новый русский сериал» работает над экранизацией этой книги (фильм обещают выпустить в 2007 году), а студия Arise делает по ее мотивам компьютерную ролевую игру.
Забавно, что западные источники в качестве образца «русского стимпанка» называют… фильм Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник»! Есть же там здоровенная паровая машина для рубки леса, никогда не существовавшая в реальности!
Второе магистральное течение — фэнтезийный стимпанк, действие которого происходит в абсолютно вымышленных мирах, где паровые машины благополучно уживаются с магией и привычными для фэнтези существами. Это направление во многом граничит с технофэнтези.
Самый знаменитый автор «парового» фэнтези — британец Чайна Мьевилль, придумавший странный город Нью-Кробизон. Пожалуй, Мьевилль ближе всех приблизился к классическому киберпанку. Его герои — часто люди вне закона, вне морали — обитают в странном мегаполисе, напоминающем бэтменовский Готэм-сити. Техника в Нью-Кробизоне экзотическая, и чистым стимпанком цикл назвать нельзя. Впрочем, «чистого» паропанка почти никто и не сочиняет…
Нью-Кробюзон Чайны Мьевиля: не столько паровой, сколько безумный.
В романе Полы Волски «Великий Эллипс» показан мир, напоминающий Европу начала 20 века, где имеется магия, адепты которой тщетно пытаются противостоять напору науки. Героиня, бесстрашная путешественница Люсиль участвует в гонке «Большой Эллипс» — явная отсылка к Жюлю Верну. Любопытный мир романов Терезы Эджертон «Луна гоблина» и «Машина гномов» населяют традиционные волшебные расы. Паровые технологии давно стали привычной деталью пейзажа, и промышленная революция вот-вот должна вызвать мощный социальный взрыв…
«Арканум» — пожалуй, самая известная игра, основанная на фэнтези-стимпанке.
Среди подобных произведений можно упомянуть аниме Vision of Escaflowne (1996), комиксы Ironwolf, серию компьютерных игр Thief, создавших жанр «stealth-shooter» (условно — «скрытные стрелялки»), некоторые из консольных игр Final Fantasy, а также знаменитую ролевую игру Arcanum: Of Steamworks and Magic Obscura (от компании Troika Games, 2001) — гремучую смесь фэнтези и стимпанка, где главный герой должен выбрать магический или технологический путь развития.
«Арканум» — пожалуй, самая известная игра, основанная на фэнтези-стимпанке.
Говоря о настольных ролевых играх, следует назвать Castle Falkenstein, разработанную компанией R. Talsorian Games и позднее адаптированную под систему GURPS. В 1994 году эта игра получила престижную премию Origin. Кроме того, к фэнтези-стимпанку можно отнести Эберрон — новую официальную вселенную Dungeons & Dragons.
Другие лики парового фэнтези: фильмы «Эдвард Руки-Ножницы», «Ван Хельсинг» и «Видок», роман «Элайзабел Крэй и Темное Братство» Криса Вудинга… Эти произведения принадлежат к разным направлениям, объединяют их лишь миры, где магия и мистика сосуществуют с альтернативной техникой.
У стимпанка есть характерные черты, признаки и «фишки», которые отличают его от других фантастических направлений. Перво-наперво — внешний стиль и атмосфера. Стимпанк — это Конан Дойль и Диккенс в мире паровых машин. Джентльмены в цилиндрах и дамы в кринолинах беспечно фланируют в паромобилях по брусчатым мостовым, которые освещены газовыми рожками. А рядом — изможденные фабричные рабочие, обитающие в гнилых трущобах и вынужденные вкалывать по 20 часов в сутки, чтобы заработать на кусок хлеба. Отсюда типичные черты раннего паропанка — подчеркнутая антиутопичность с элементами нуара и готики.
Характерный признак стимпанка — паровые технологии. Средства передвижения: дирижабль, паровоз, пароход, паробус, паромобиль, паролет — все сделано из листового металла с огромными заклепками, подчеркнуто неуклюжими рычагами и приборами управления с обилием циферблатов. Механизмы покрыты маслом и сажей, извергают дым, пар, искры, они грохочут, лязгают, свистят, а при перегреве — взрываются. Оружие: громоздкие револьверы Лефоше, массивные автоматы Томпсона и пулеметы Гатлинга, чудовищные дредноуты, артиллерийские орудия и бомбы. Информационные технологии: телеграф, пневмопочта, старомодные телефоны.
Сохранившийся фрагмент «разностно
Стимпанк – что значит, субкультура, свадьба
Стимпанк вызывает интерес со стороны многих людей. Этот термин можно трактовать очень широко, он ассоциируется не только с творчеством, но и с направлением моды. Применяя детали этого стиля при создании образа, любая девушка сможет выглядеть поистине неповторимо и неординарно.
Что значит стимпанк?
Многих интересует, что означает стиль стимпанк:
- Это жанр фантастики о мирах, в которых остались паровые машины и прочие технологии прошлых лет, но при этом они достигли венца развития. Типичные миры стимпанка стилизованы под Америку или Европу второй половины XIX в. Характерно резкое социальное расслоение. Само действие может разворачиваться в далеком будущем или на другой планете. Изначально стимпанк появился как жанр литературы, однако любовь фанатов он завоевал благодаря комиксам, ролевым играм, телевизионным и аниме-сериалам.
- Слово «панк» означает, что персонажи – яркие личности, борющиеся с установившейся системой, желающих изменить уклад жизни. Они ставят себя выше государственных или общественных институтов.
- Стимпанк возник не просто так. Основателем жанра считают Жюля Верна, работы которого сильно повлияли на стиль авторов современности.
- В последнее время термин трактуется очень широко: это может быть любой вариант размещения современных и псевдосовременных технологий в прошлом, даже в каменном веке. Стимпанк может быть альтернативно-историческим и фэнтезийным. В первом случае происходит стилизация мира под XIX-XX вв. Он противопоставляется кибернетическому настоящему и будущему. Часто в качестве главных героев выступают реальные исторические личности или персонажи произведений того времени.
- Фэнтезийный стимпанк предполагает действия в выдуманном мире. Там паровые машины вполне хорошо себя чувствуют рядом с магией и разными существами, типичными для фэнтези.
Субкультура стимпанк
Стимпанк уже долгое время является отдельной субкультурой многих людей по всему миру. Для того, чтобы влиться в общество последователей, нужно знать некоторые тонкости:
- Яркие цвета в одежде неприемлемы, но при этом приветствуется множество кожи и стальных или бронзовых аксессуаров. Одежда напоминает типичную для Англии XIX в. Очень важно обратить внимание на механизмы – например, можно надеть подвеску в виде шестеренок и металлических зажимов.
- Очень интересный аспект, придуманный поклонниками жанра, это кастомизация любых привычных предметов – зажигалок, флэшек, часов и даже ноутбуков.
- Если говорить о философии приверженцев стимпанка, то эти люди не преследуют цели выделиться из толпы. Они преследуют мысль о том, что человек правит машинами. Механизмы органично вписываются в жизни людей. Союз человека и машины задает всю атмосферу стимпанка.
Одежда стимпанк
Поистине невероятно выглядит женская одежда стимпанк, которая характеризуется следующими чертами:
- Человек в таком стиле рассматривается как механизм. Жилетки, обуви и аксессуары, отдельные элементы гардероба отделаны шестеренками, винтиками, пружинками и шнуровками. Допустимо использовать в одежде металл и кожу, благодаря чему человек смотрится фантастически.
- Для такого стиля нет возрастных или половых рамок. Любой человек, если ему того хочется, может начать носить одежду стимпанк. На каждый день такие образы не подойдут, но для тематических вечеринок – идеально. Отдельные аксессуары подойдут для любых луков. Некоторые молодые люди даже проводят свадебную церемонию в стиле стимпанк.
Отличительные черты стимпанка в одежде:
- Комбинация современности и старины. Это самая яркая характеристика стимпанка. К примеру, можно сочетать джинсы и железный корсет.
- Юбки с турнюрами. Этот предмет гардероба выглядит очень гармонично.
- Кожаные корсеты. По канонам корсет должен быть из металла, но заполучить такой предмет гардероба непросто. Под корсет преимущественно надевают блузку.
- Платья с рукавами-фонариками – еще одна характерная вещь для этого стиля.
- Рубашки, блузки и галстуки. Женщина может надевать рубашки мужских фасонов. Мужчинам рекомендуется дополнить образ галстуком и жилетом.
- Цветовая гамма: стимпанк любит черный, коричневый и серый цвет. Кружево выполнено в белых или пастельных тонах.
- Обувь: гриндерсы, ботильоны или сапоги на устойчивом каблуке со шнуровкой.
- Головной убор в виде цилиндра или котелка, носимый и мужчинами, и женщинами.
- Аксессуары. Здесь должны быть незамысловатые шестеренки, винтики, которые используются для любых предметов: от заколок до ремешков, чехла для телефона, кулонов и прочего.
- Очки «гоглы» помогают органично завершить образ.
- Оружие – элемент не обязательный, но допустимое. Часто оно может быть искусственным, используясь только для декора.
Платье стимпанк
Чрезвычайно интересно смотрятся платья в стиле стимпанк:
- Они состоят из тугого корсета, пышных рукавов и пышной многослойной юбки. Выбирать необходимо спокойный, нейтральный цвет.
- Не стоит рассматривать современные вариации платьев, они здесь неуместны.
- Юбка может быть как длинной, так и короткой, а сам предмет гардероба отделывают шнуровками и рюшами.
Юбка стимпанк
Юбка – еще один распространенный предмет гардероба, которым представлена одежда в стиле стимпанк:
- Длина и материал, из которого пошита юбка, может варьироваться. Девушка при выборе изделия должна основываться на собственном комфорте.
- Часто юбки бывают с турнюрами, что помогает создать сногсшибательный образ стимпанковского стиля.
Костюм стимпанк
Оригинальный стиль стимпанк для женщин предполагает создание разнообразных костюмов:
- Костюм подходит для людей любого пола и возраста. И мужчины, и женщины хорошо смотрятся в данном предмете гардероба. При этом костюм сочетает в себе элементы современности и старины, что является отличительной чертой стимпанка, выделяющей его среди других.
- Мужские костюмы стимпанк делают в стиле милитари и декорируют разными элементами, типичными для какой-либо эпохи. Это могут быть хронометры, лучевое оружие, изделия из дерева, часовые механизмы, различные цепочки.
- Если все еще сложно представить типичный для стимпанка костюм, можно вспомнить героев «Шерлока Холмса» в последней интерпретации, «Назад в будущее», «Престиж», «Сонная лощина».
Корсет стимпанк
Корсет – обязательный элемент гардероба, которым представлен женский стиль стимпанк:
- Можно комбинировать корсет как с повседневной одеждой, например, с блузкой, так и с пышной юбкой.
- Неплохая альтернатива – плотный жесткий жилет, идеально держащий форму.
- Что касается цветов, нужно отдать предпочтение природным сдержанным тонам – белому, бежевому, черному, коричневому или серому.
Обувь стимпанк
Если рассматривать типичную для стимпанка обувь, то лучше всего выбрать гриндерсы, ботильоны или сапоги на устойчивом каблуке:
- Шнуровка – обязательный элемент. Обувь может быть украшена шестеренками, винтиками, пружинками или цепями.
- Обувь должна выглядеть грубо, чтобы соответствовать общей картине образа.
- При выборе обуви в стиле стимпанк цвета используются традиционные, такие как черный, серый, коричневый.
Сумка стимпанк
Сумки, которыми представлен модный стиль стимпанк, выглядят очень оригинально:
- Как способ изготовления сумок очень ценится ручная работа. Лучший материал – кожа (лучше натуральная, но можно брать и искусственную).
- Вариации сумок могут быть разные: их можно крепить на пояс или ногу, носить на плече.
- Встречаются даже портфели в стиле стимпанк. Изделие может быть украшено различными узорами, шестеренками, винтами. Отлично выглядят сумки, дополненные цепями.
Очки стимпанк
Аксессуары предназначены для того, чтобы стать стильным дополнением образа. Так, очки, выполненные в этом стиле, обладают такими характерными деталями:
- Очки-гоглы – самая яркая модель этого направления. Легендарные круглые очки стимпанк в стиле авиатора послужат превосходным дополнением образа в стиле стимпанк.
- Оправу отделывают фантазийными зверями и винтами. Линзы при этом могут иметь абсолютно любой цвет.
Украшения стимпанк
Это направление нравится многим людям тем, что комбинирует в себе несочетаемые предметы. Естественно, любители украшений, особенно самодельных, заинтересовались этим стилем, ведь он дает большой простор для творчества. Аксессуары стимпанк предлагаются в таких вариациях:
- Шестеренки, часовые механизмы, пружины, цепи и проволока отлично сочетаются со стеклом, стразами, бисером, винтажом. Украшения получаются стильными, необычными и эффектными.
- В украшениях наблюдаются интересные шестеренки и винты. Дополняют ими самые разные предметы, например, заколки для волос, ремни на пояс, чехлы для телефонов, подвески и многое другое. Найти подходящий аксессуар стимпанк в магазине сложно, поэтому их часто заказывают у мастера или делают самостоятельно. Это выглядит так фантастически, что можно выставлять украшение в музее.
Браслеты стимпанк
Браслеты – это украшения в стиле стимпанк, которые поражают воображение:
- Они могут быть кожаными, с цепочками. Встречаются браслеты-часы, выполненные на старинный манер.
- В качестве отделки кроме привычных винтов и шестеренок используют перья, крылья, элементы часовых механизмов, звезды и черепа. Часто в качестве декора применяют заклепки или шипы.
Часы наручные стимпанк
Многим людям хочется добавить в образ практичных аксессуаров. Для этого предназначены наручные часы в стиле стимпанк. Их выполняют на манер викторианской эпохи, дополняют разными элементами, характерными для стиля: винтами, шипами, заклепками и так далее. Циферблат тоже вызывает ностальгию по старинным временам.
Макияж стимпанк
Чрезвычайной оригинальностью отличается и макияж в стиле стимпанк:
- Он предполагает использование определенных тонов. Нужно присмотреться к средствам с металлическим блеском или пастельным тонам.
- Желательно научиться приемам, позволяющим визуально увеличить глаза и губы, придать им выразительности. Можно рисовать широкие стрелки, использовать накладные ресницы и покрывать губы винной помадой. Чтобы лицо не смотрелось плоско, целесообразно сделать контуринг.
- Яркие тона стиль стимпанк не приемлет. Макияж должен быть заметным, но при этом сдержанным. Хорошо смотрятся такие цвета, как серебристый, золотой, рыжеватый и подобные. Основная цель – придать выразительности взгляду и губам.
Маникюр стимпанк
Настоящим произведением искусства можно назвать маникюр стимпанк:
- Нейл-арт предполагает использование необычного дизайна. На ногти добавляют таких элементов как винтики и шестеренки, и это смотрится очень эффектно.
- Можно сделать объемный 3Д маникюр, который смотрится невероятнее всего. К ногтям прикрепляют движущиеся декоративные элементы: колесики или шестеренки.
- Делаются и акриловые ногти с плоским дизайном. Этот вариант более удобный, чем первый. Это отличный выбор не только для тематических вечеринок, но и для девушек, которым хочется внести что-то новое в свой образ. Восторженные взгляды обеспечены.
- Некоторые модницы выбирают френч в стиле стимпанк. На линию улыбки добавляют типичный для стиля декор.
- Допустимо сделать и нюдовые ногти со стимпанковским декором. Это смотрится одновременно женственно и эффектно.
- Есть вариант и просто нарисовать шестеренки или другие подходящие элементы на ногтях. При этом можно сочетать рисунки с объемными аксессуарами для ногтей.
Прически стимпанк
Очень интересный нюанс, который служит органичным дополнением образа, – это прическа в стиле стимпанк. Допустимы парики, пряди всевозможных цветов, цветовые выделения. Желательно отдать предпочтение косам и кудрям. Не нужно жалеть лака на высокие прически, дополняя их большими заколками, перьями и шляпками.
Свадьба в стиле стимпанк
Некоторые молодые люди решаются на такое оригинальное торжество как стимпанк свадьба. Занимаясь организацией мероприятия, нужно учитывать следующие критерии:
- Место проведения. Такая свадьба лучше всего проводится летом, чтобы организовать праздник на природе, создавая декорации с нуля. Банкетный зал должен быть выполнен с помощью дерева и металла.
- Пригласительные открытки должны быть соответствующим образом стилизованы.
- Очень важно продумать дресс-код. Будет неплохо, если не только жених и невеста оденутся в стиле стимпанк, но и гости тоже.
- Меню тоже следует продумать. Блюда должны быть изысканными: например, английской или французской кухни.
- Необходимо позаботиться о свадебном кортеже.
- Самое важное – подобрать лучшего фотографа, который сможет сделать атмосферные снимки.
Как жить в стиле стимпанк — www.maximonline.ru
Менять профессию не советуем: заработать наукой и путешествиями, этими уважаемыми среди стимпанков занятиями, было сложно уже во времена Крузенштерна и Эдисона. Но есть много захватывающих и странных хобби, вместе с которыми твоя клепаная кожаная жилетка, цилиндр и твидовые бриджи составят гармоничный стимпанковский ансамбль.
Бихевиоризм.В конце XIX века людей изучали уже не только разрезая на куски, как в эпоху Возрождения, но и живых тоже. Сознание тогда считали машиной, где стимул — рычаг управления. Сейчас бихевиоризм не так актуален, но никто не мешает тебе цитировать Скиннера и изучать условные рефлексы коллег на приход налоговой.
Археология.Тут и путешествия, и исследования, и ботинки пригодятся. Можно заняться банальным кладоискательством, но, если уж ты влился в полуфантастический стимпанк, выбирай и увлечение под стать. Например, поиск неизвестных палеоцивилизаций.
Инженерия.Все механическое и аналоговое сочетается со стимпанком. А конструировать часы, ретровелосипеды или бронзовые мастурбаторы на паровом ходу — это стимпанк-хобби, на котором можно еще и заработать.
Стим-арт.Куклы из запчастей к локомотиву, роспись машинным маслом по винтажной ржавчине — все это входит в моду и считается нынче вполне мужской разновидностью творческого помешательства.
Где жить
Квартира в стиле стимпанк может находиться хоть в хрущевке с видом на скотобойню. Хотя идеально — лофт в бывшей фабрике. Главное — материалы и детали. Стимпанк похож на хай-тек, который пролежал полвека в пруду. Много кирпича, дерева и металла, но все должно быть темным и потрескавшимся.
Цвета — темно-коричневый и бронзовый. Двери можно обить листовым железом с заклепками, под потолок повесить вентилятор, стены и потолок обшить мореным деревом, а трубы в ванной сделать медными. Украсить все частями паровых котлов, шестеренками, колбами и чертежами в рамках, подавать при свечах.
Куда ездить
В Лондон.В 2008 году там соорудили Трансатлантический телектроскоп — электронный телескоп, оформленный в духе стимпанка. Один его двухметровый объектив находится в лондонском Сити-холле, другой — в Нью-Йорке. Через оптическую систему и кабель на дне океана англичане и американцы могут помахать друг другу рукой.
В Румынию.Там в городе Клуж-Напока открылся первый в мире динамический стимпанк-бар с движущимися механическими цветами и птицами, огромным часовым механизмом и одним небольшим роботом. Аналитики считают, что местным вампирам и оборотням теперь никак не сохранить свою долю рынка.
Куда угодно.После первого крупного стимпанк-фестиваля — STEAMfest 2010 — в Джорджии его аналоги появляются каждый год в разных частях света. Один даже проходил в Петергофе. Даты и явки обычно появляются на сайтах steampunkworldsfair.com, steampunkfestival.co.uk и в группе Steampunk Tendencies на «Фейсбуке».
Чем хвастаться
Погружение в стимпанк — Этот удивительный мир… — ЖЖ
? LiveJournal- Find more
- YOUR 2019 IN LJ
- Communities
- RSS Reader
- Shop
- YOUR 2019 IN LJ
- Help
- Login
- CREATE BLOG Join
- English
(en)
- English (en)
- Русский (ru)
- Українська (uk)
- Français (fr)
- Português (pt)
- español (es)
- Deutsch (de)
- Italiano (it)
- Беларуская (be)
Этот страшно или красиво — стиль «Стимпанк». (Подготовка к Новогодним праздникам 2): julianna_hor13 — LiveJournal
- julianna_hor13 (julianna_hor13) wrote,
julianna_hor13
julianna_hor13
«Стимпанк» – современный стиль, базирующийся на особом направлении научной фантастики, поклонении промышленной революции и развитии капитализма в викторианской Англии. В этом стиле Викторианская мода прошлого органично сочетается с современными вещами в одежде.
Он охватывает не только стиль одежды, но и также и сферу живописи, интерьера, бижутерии. Можно сказать, что «стимпанк» стал обособленной субкультурой, которой увлечены в большей степени не молодежь, а люди более старшего возраста. Это направление не подходит для повседневной жизни. Стиль «Стимпанк» это клуб любителей старой Англии в своеобразном перевоплощении.
Это направление делится на три вида: «стимпанк-фэнтези», «классический стимпанк» и «технический стимпанк». Самым женственным из подвидов является «классический стимпанк», который тоже не подходит для повседневной жизни, но отлично подойдет для стилизованных вечеринок, карнавалов, Новогодних торжеств.
Одежда в стиле стимпанка», это игра в имитированные старинные вещи, соединение с современными аксессуарами.
Эпатажность и оригинальность стиля имеет весьма характерную цветовую гамму. Данное направление обусловлено небольшим количеством цветов. Это коричневый, темно-синий, карминный, черный, бордовый, бежевый, белый, но и другие цвета не будут помехой в этом стиле.
В предписании этого направления нет строгости, но есть одна из деталей гардероба, которая должна соответствовать этому стилю в обязательном порядке — это корсет. Корсет может быть выполнен из любого материала, любой высоты, с лифом и без него, главное чтобы он присутствовал в данном стиле.
Все остальное не столь важно: юбки могут быть любой длинны, любой пышности, с нижней юбкой и без нее, с кринолином и без него. Высший пилотаж если для соответствия этому стилю использовать турню́р (от фр. tournure —осанка) — это приспособление в виде подушечки, которая подкладывалась дамами сзади под платье чуть ниже талии для придания пышности фигуре в этом месте.
В этом стиле позволительно использовать брюки, бриджи, даже шорты. Опять же нет никакого ограничения в тканевой фактуре – можно использовать практически любые ткани от кружевных панталончиков до кожаных брюк.
Первоначально обувью стиля «стимпанка» служили тяжелые ботинки вроде так называемых «гриндерсов» – это тяжелые ботинки британского бренда Grinders с усиленной подошвой. Классические модели имеют высокую шнуровку и металлическую пластину в носке. «Гриндерсы» пользуются популярностью у любителей таких стилей как «скинхеды», «готы», «металлисты», «панки». Но в стиле «стимпанка» отошли от строгого применения такой обуви, и стали использовать разные фасоны, в том числе обувь, напоминающую викторианский стиль.
Головные уборы не играют большой роли, они могут совсем отсутствовать, но стилизованность прически приветствуется. Чтобы не возиться с завивкой волос на помощь могут прийти парики и шиньоны. Очень популярным элементом прически являются косы. Если волосы короткие можно сделать высокий начес.
А вот к аксессуарам любители стиля «стимпанка» относятся с трепетом, как бы через них они выражают свою механистическую натуру. Украшения в этом стиле напоминают собой настоящие музейные экспонаты, к примеру, это карманные часы на цепочке, зонты, очки-гогглы, (очки-авиаторы). Последней аксессуар — особые очки-гогглы используют практически в любом костюме этого стиля. Это особая дань тому времени, это фетиш моды, это связь времен.
Если не сильно увлекаться стилем «стимпанка», что из него можно взять в свой гардероб для вечеринки, прежде всего, корсет, правда, если не собираетесь сидеть за столом с тазиком оливье.
Юбку – любую, можно на подол пришить волан, кружево, задрапировать, украсить её фестонами и т.д. Можно это обыграть в достаточно игриво-сексуальном стиле. То же можно сказать и о рубашках, штанишках, чулочках и колготках. Когда дама одевается в стиле «стимпанка», она должна для себя решить – надо ли ей полностью подражать этому стилю во всех аксессуарах. На что она делает акцент: на «механическую» сторону в гардеробе или на сексуально соблазнительную.
ЭТО РЕШАТЬ ВАМ!
Photo
Hint http://pics.livejournal.com/igrick/pic/000r1edq
описание и фото-примеры – Rehouz
Стиль стимпанк в интерьере олицетворяет своеобразную альтернативную реальность, в которой основное развитие получили паровые машины и механизмы, а не электроника. Этот ретро-футуристичный стиль отражает особенности викторианской эпохи и фантазирует на тему развития паровых технологий.
Дизайнеры и любители, работающие над созданием таких интерьеров, пытаются представить мысли людей 19 века, которые искреннее верили в успех развития сложной механики, и реализуют эти образы в отдельных помещениях и декоративных деталях.
Вдохновение и идеи для оформления интерьера в стиле стимпанк, вы можете почерпнуть в книгах и экранизациях таких писателей, как Герберт Уэллс, Жюль Верн и Альбер Робида.
Грамотное оформление деталей играет здесь важную роль. Основательный подход к дизайну в полной мере воплотит тепло, оригинальность и стремление к неизвестному, характерные для этого стиля.
Стимпанк в интерьере≡ Содержание:
Стимпанк в интерьере: концептуальные особенности
- Стилизованная бытовая техника, предметы обстановки и декора;
Натуральные материалы в отделке и оформлении. - Оригинальный декор. Старые карты и глобусы, печатные машинки, компасы, напольные часы с маятником, и другая антикварная атрибутика.
Идеи для создания креативного декора дизайнеры берут из литературы жанра стимпанк и научной фантастики, посвящённой путешествиям во времени и альтернативной реальности. - Присутствие в декоративном оформлении элементов паровых механизмов – это могут быть реальные детали интерьера или изображения на обоях, постеры и картины.
- Оригинальные осветительные приборы. Современные светильники и люстры не подходят для оформления стимпанк-интерьера, их заменяют необычными бра, лампами и торшерами, которые можно стилизовать самостоятельно или на заказ.
Отделка и материалы
Дерево, металл, стекло, камень, керамическая плитка, кожа и натуральные ткани – вот основные материалы применяемые для отделки и оформления комнат в стиле стимпанк.
Стены в этом стиле часто обшивают деревом, штукатурят, красят, оклеивают фотообоями в стиле стимпанк либо имитирующими кирпичную кладку. Кирпичные стены можно оставить как есть, без отделки.
Потолок белят, красят, обшивают деревом.
На пол укладывают керамическую плитку, паркетную доску, паркет или ламинат.
Цвета стиля
Цветовая палитра стиля предполагает использование тёплых и сдержанных тонов – от светлого кремового до красно-коричневого и чёрного. Ими оформляются не только стены или потолки, но и отдельные декоративные детали-акценты.
Часто используются металлические цвета: медный, серебряный, латунный, бронзовый и золотой. Разбавить же тяжелые металлические цвета можно дымчато-голубым, зелёным, синим, индиго и светло-серыми оттенками.
Стилевая мебель
В стимпанк-интерьер органично впишутся предметы мебели в викторианском стиле: кожаный диван честерфилд, большие комфортные кресла капитоне с медными заклепками, секретер и др.
Дополнят мебельное оснащение и открытые металлические стеллажи, заполненные книгами, кованные стулья, креативный журнальный столик в духе стимпанка и другая стилизованная мебель.
Уникальным помещение сделают предметы мебели собранные своими руками, например, полки из железных трубок или полностью металлический столик.
Декор и аксессуары
Чтобы современная бытовая техника вписывалась более аутентично в такой интерьер, можно стилизовать её под старину, как вариант, можно перекрасить её в медный цвет или заключить в деревянный корпус.
Стилизованная бытовая техникаОтличным украшением станут черно-белые фотографии и картины в металлических рамах, оригинальные панно из шестеренок, трубок, цепей и пластин, а также другие футуристичные поделки своими руками.
Не забудьте и про старинные карты мира, глобус, чертежи, а также подзорную трубу и компас, которые привнесут дух путешествий в ваш интерьер.
Давайте посмотрим на примерах, какими еще декоративными деталями сопровождают стимпанк интерьер.
Мебель, декор и аксессуары в стиле стимпанк — фото
Стиль стимпанк в интерьере — фото
+ Похожие стили:
≡ Список всех стилей интерьера с фото-примерами →