К чему привёл школьный эксперимент
Как лучше учить наших детей – вместе или отдельно? Казалось бы, начиная с середины пятидесятых годов прошлого века, этот вопрос в нашей стране окончательно закрыт, и всякий, кто ратует за раздельное обучение, рискует прослыть отчаянным ретроградом. Однако уже тот факт, что раздельное обучение категорически противоречит современным гендерным тенденциям, заставляет присмотреться к нему внимательней. Так что в этой области всё не так просто, как кажется на первый взгляд.
Сибирский опыт
В современной России существует несколько школ, где девочки и мальчики учатся отдельно. Помимо средних военных учебных заведений самая известная из них – университетская гимназия в Новосибирске (школа № 14). Эта школа не только вернулась к старой, но обновлённой практике раздельного обучения, здесь также ведётся большая научно-методическая работа по осмыслению результатов этой практики. Школа собирает единомышленников, проводит научные конференции.
По словам директора гимназии Любови Судоргиной, система доказала свою эффективность. Результаты видны и педагогам, и родителям.
Фото: Komsomolskaya Pravda/Globallookpress
Новосибирцев поддерживают и в Красноярске. Так, в нескольких школах края, где также практикуется раздельное обучение, более 60% учеников – отличники, а более 90% стабильно поступают в вузы.
Впрочем, речь идёт не о возвращении к практике разделения школ по гендерному принципу, а о так называемом «раздельно-параллельном обучении», когда мальчики и девочки учатся по отдельности, но свободно общаются на переменах.
Такая же система уже несколько лет работает и в Бийске (Алтайский край). Директор одной из экспериментальных школ Елена Вирбицкас утверждает, что раздельное обучение поможет решить многие психологические проблемы современных детей и подростков, а также применить разный подход к преподаванию у девочек и мальчиков с учётом их возрастных особенностей.
Даже задания, – говорит она, – должны быть у них разные, так как для сильного пола более характерна поисковая деятельность, для слабого – деятельность по алгоритму.
…Можно только представить себе, какую ярость подобные слова способны вызвать у оголтелых феминисток всех мастей и калибров, которых достаточно много появилось не только на Западе, но, к сожалению, и в России. Однако факт остаётся фактом – в раздельных классах и мальчики, и девочки учатся гораздо лучше. Особенно существенен этот момент именно для учеников мужского пола. Психиатры знают, что мальчики в четыре раза чаще, чем девочки, становятся жертвами так называемого «школьного невроза». Дело в том, что, приходя в школу, мальчик сразу попадает в зону доминирования «женского мира». Его окружают не только учителя-женщины, но и более старательные, а потому успешные одноклассницы, которым на первых порах всё даётся куда легче. Не зря хорошие учителя часто говорят, что главная их задача – учить именно мальчишек. Девчонки научатся сами.
Психологическая ситуация «женского доминирования» может иметь очень далеко идущие социальные последствия. Непредубеждённый взгляд ясно видит, что она в известной мере определила поведенческие тактики большого числа современных русских мужчин, давно сидящих «на крючке женского одобрения».
Фото: Komsomolskaya Pravda/Globallookpress
Мнения специалистов разделились
Доктор медицинских наук, академик Российской академии творческой педагогики Владимир Базарный убеждён, что смешение мальчиков и девочек в детсадах и школах по календарному возрасту – вещь просто непростительная. Дело ещё и в том, что девочки на 2-3 года духовно и физически опережают по своему развитию мальчиков.
Исследования Базарного подтвердили, что если мальчики оказываются окружёнными более сильными девочками, то у одних мальчиков формируются женские черты характера, у других складывается комплекс невротического неудачника.
Владимиру Базарному вторит и Александр Усанин, президент благотворительного фонда «На благо мира». По его мнению, восстановление раздельного обучения в школах – это ещё и действенный способ уменьшить количество нежелательных связей в подростковой среде. Для этого, утверждает Усанин, не нужно вообще ни копейки, достаточно только указа Министерства образования. Основываясь на своём собственном педагогическом опыте, специалист утверждает, что в том случае, когда среди учащихся есть люди противоположного пола, концентрация значительно падает, поскольку любой мальчик и девочка всегда, даже порой неосознанно, ведут себя так, чтобы произвести впечатление на противоположный пол. И думают не только о предмете, но также о том, что думает противоположный пол. Психологи это хорошо знают.
Мнения отечественных экспертов отчасти подтверждает и иностранный опыт. Так, специальное исследование, проведённое в Австралии, подтвержает, что среди школ, признанных лучшими по уровню успеваемости, больше двух третей составляют учебные заведения с раздельным обучением. В той же Англии, где в государственных школах мальчики и девочки учатся вместе, в престижных частных учебных заведениях о смешанном обучении нет и речи. Впрочем, образовательная система на Британских островах всегда отличалась определённым консерватизмом…
Фото: Alexander Legky/Globallookpress
Конечно же, существуют и совершенно противоположные точки зрения. Так, по словам заведующего лабораторией социологии образования НИУ Высшей школы экономики в Петербурге профессора Даниила Александрова, сегрегированное воспитание мальчиков и девочек приносит очень мало пользы.
Содержание детей в изоляции – даже в райской, а потом выпуск их в реальную жизнь весьма вероятно может привести к самым плачевным результатам. Чем больше давление, – подчёркивает профессор, – тем причудливее формы, в которых этой дисциплины избегают.
Впрочем, почему профессор Александров усматривает в раздельном обучении именно форму давления, остаётся загадкой. В принципе, по словам убеждённых сторонников мальчишеских и девических классов, оно направлено именно на то, чтоб это давление снять.
…Так или иначе, вопрос о раздельном обучении мальчиков и девочек сегодня остаётся открытым. Непростая ситуация и психологический климат в современной русской школе заставляют искать новые пути её усовершенствования. И возвращение к мужским и женским классам может оказаться здесь достаточно эффективным решением.
Историческая справка
До ХХ века раздельное обучение мальчиков и девочек господствовало повсюду. Совместное обучение в России было введено практически сразу после 1917 года и стало естественной частью общей политики большевиков по разрушению старой русской жизни и русского мира.
В 1943 году, во время Великой Отечественной войны, раздельное обучение было введено в школах Москвы, Ленинграда и столиц союзных республик и стало частью возвращения некоторых форм дореволюционной жизни – от армейских чинов до мундиров. Но всё равно в мужских и женских школах занималась только небольшая доля учеников – к примеру, не больше 2% по РСФСР.
С 1 сентября 1954 года совместное обучение в СССР было полностью восстановлено, и помимо суворовских и нахимовских училищ никакого иного мужского среднего образования в стране не существовало.
Учителя объявили результаты эксперимента, в котором девочки и мальчики 3 года учились раздельно
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
Уже в садике мальчики и девочки играют в разные игры, мыслят по-разному. А в школе требования для них будут одинаковыми. В некоторых школах России учителя решились на необычный эксперимент.
AdMe.ru расскажет, в чем он состоял и что из этого получилось.
Школа № 34 города Каменска-Уральского поделилась первыми результатами эксперимента, который начали в 2014 году. Педагоги в экспериментальных классах уверены — детям так лучше.
У детей раздельное обучение, но смешанное воспитание — только во время уроков порознь. Все остальное время: на переменах, на физкультуре, в столовой, на экскурсиях и внеклассных мероприятиях ребята общаются вместе. После начальной школы классы планируют объединить, чтобы общение между полами было живым, а не в соцсетях. 5–7 классы — это возраст, когда важны друзья, выбор, становление личности в социуме.
Во многих школах с раздельными классами мужские классы стараются ориентировать на спорт, например хоккей, и привлекать к обучению больше мужчин: ОБЖ, физкультура, тренеры спортивных школ — чтобы ребята брали правильный пример с мужчин. Правда, найти мужчину на роль классного руководителя пока проблематично.
Девочкам стараются организовать уроки по хореографии и рукоделию или проводить занятия в местном Доме творчества.
Мальчики и девочки отвлекаются друг на друга
Психологи хорошо знают, что если среди учащихся есть представители противоположного пола, то любой мальчик или девочка, пусть даже неосознанно, будут пытаться произвести впечатление и отвлекаться от урока, падает концентрация внимания.
В смешанных классах у мальчиков ломается мужское начало
И родители, и ученые знают — в раннем возрасте мальчики умственно и физически на 2–3 года отстают от своих сверстниц: у них левое полушарие созревает медленнее. Поэтому система обучения в школах ориентирована на девочек. Позорно и унизительно, что над тобой смеются, когда отвечаешь у доски. Так развивается комплекс неудачника и появляется агрессия по отношению к сверстникам и к старшим.
не спешите отдавать ребенка в первый класс. Трудности в школе у мальчиков
Содержание:
Пройдет всего несколько дней, и наши сыновья принесут из школы первые красные записи в дневниках, произойдут первые в новом учебном году драки, и плохие оценки не заставят себя долго ждать. Что мешает мальчикам учиться так же хорошо, как девочкам? Может быть, выход — в раздельном обучении?
Сегодня многие школы похожи на поле битвы. Количество педагогов-мужчин катастрофически сократилось. Все больше женщин выходят на передовую борьбы, у которой две цели — дать девочкам знания и научить мальчиков вести себя.
Зная о том, насколько сильны различия между мальчиками и девочками в физическом и интеллектуальном плане, и с учетом того, что мальчикам нужен пример для подражания (мужского пола), становится совершенно очевидно, что школа должна измениться, если она хочет стать комфортной средой обитания для мальчиков. И вот с чего стоит начать.
Не спешить с поступлением в школу
В связи с отставанием в развитии тонкой моторики и разговорной речи мальчики только выиграют, если пойдут в школу на год позже девочек-сверстниц. (Некоторые школы уже внедряют эту практику и крайне одобрительно отзываются о ней.)
Но это не значит, что нужно установить жесткие правила. Можно просто провести проверку развития тонкой моторики у мальчика, поговорить с его родителями и педагогами.
Очень часто приходится убеждать родителей повременить с поступлением их сына в школу, поскольку родители воспринимают процесс образования как гонку и настроены отдавать свое чадо в школу чуть ли не с пеленок! Вдумчивые родители поймут преимущества более позднего поступления мальчика в школу, если им это грамотно объяснят. Поскольку дни рождения разбросаны по всему учебному году, возраст поступления может варьироваться, в том числе и по фактическим способностям ребенка. Кстати, запаздывающие в развитии девочки тоже могут пойти учиться на год позже.
Школе нужно больше мужчин-педагогов
Из-за того, что родители разводятся или же мать изначально воспитывает сына самостоятельно, почти у трети сегодняшних учеников-мальчишек нет дома отца. Возраст с шести до четырнадцати лет — тот самый период, когда мальчик испытывает потребность в мужчине-наставнике и мужчине как примере для подражания. Вот почему становится жизненно необходимым привлечение как можно большего числа мужчин для преподавания в начальной школе.
Я спрашивал у многих учителей, какой тип мужчин подходит для преподавания в школе. И чаще всего назывались следующие два качества.
Сочетание теплоты и строгости. Нужен человек, которому нравится работать с молодежью и который умеет похвалить там, где это уместно. Мужчина, которому не нужно быть «своим парнем». В первую очередь должен присутствовать порядок, независимо от того, чем занимаются школьники — работают, идут на экскурсию, играют в спортивной команде. Но учитель должен быть добрым и иметь чувство юмора.
Уступчивость. Учитель должен не только осуществлять руководство, но и делать это так, чтобы не провоцировать агрессивность у учеников. Ему не нужно ничего доказывать, но и бояться мальчишеской энергии тоже не стоит.
Чтобы привлечь к себе внимание, мальчишки зачастую хулиганят. Во всех школах мира, где я бывал, уже доказано практикой: мальчик, который растет без отца, несет школе проблему с дисциплиной. Мальчики неосознанно выражают свое желание, чтобы рядом был мужчина, которому можно было бы доверить свои мысли, но они не знают, как об этом попросить. Девочки словами обращаются за помощью, а мальчики это делают действием.
Сегодня в школе слишком много робких педагогов. Мало того. что они давно подавили в себе собственную энергию, так они еще видят угрозу в мальчишеской активности. И пытаются растоптать ее. Сегодня ее девиз таков: «Если ты плохо себя ведешь, мы тебя изолируем». А на самом деле должно быть так: «Если тебе так нужна помощь, мы окажем ее тебе».
Трудности в школе у мальчиков
Язык и выражение мыслей — самые уязвимые области для мальчиков. Мозг мальчика устроен таким образом, что ему трудно перевести мысли и чувства из правого полушария в левое, чтобы выразить их словами. Им нужна дополнительная помощь в освоении письменного языка, приобретении навыков устной речи, им нужно привить любовь к чтению. Сегодня в большинстве индустриальных стран мальчики учатся гораздо хуже, чем девочки, особенно по таким предметам, как родной язык, гуманитарные науки, иностранные языки.
Но будет ли лучше успеваемость, если девочки и мальчики станут учиться отдельно? Мальчики не только хуже учатся, но и своим поведением нередко мешают девочкам и более спокойным мальчикам. Родители девочек решают эту проблему, переводя своих дочерей в школы для девочек. Но куда деваться мальчикам?
Вот как одна из школ решила эту проблему.
Марион Кокс, учитель английского языка в школе Котсуолда на окраине Лейсестершира в Англии решила провести эксперимент. Она перевела девочек и мальчиков четвертого года обучения средней школы в классы раздельного обучения английскому языку, где они и учились в течение двух лет. (По остальным предметам девочки и мальчики учились вместе.)
В новых классах учителя скорректировали программу таким образом, чтобы обучение было интересным как для девочек, так и для мальчиков. Теперь им не приходилось лавировать между противоположными интересами учеников. Классы приобрели ярко выраженную «девичью» и «мальчишескую» окраску.
В классах оставили по двадцать одному ученику — несколько меньше, чем обычно. Для мальчиков ввели усиленный курс интенсивного письма и чтения в классе.
Результаты были впечатляющими. Согласно официальной статистике, в Великобритании только 9 процентов четырнадцатилетних мальчиков получают по английскому отметки от А до С. В Котсуолдской школе на выпускных экзаменах 34 процента мальчиков из классов раздельного обучения получили отметки по английскому от А до С. Школа повысила успеваемость мальчиков на четыреста процентов!
Но и девочки тоже стали учиться лучше! 75 процентов получивших оценки от А до С тоже впечатляют, особенно если сравнивать их с 46 процентами прошлых лет.
Раздельное обучение вызвало волнение в Великобритании. Марион Кокс в интервью газете «Таймс» заявила, что преимущества такого обучения очевидны не только в английском языке. «Поведение, концентрация, уровень чтения улучшились значительно. Я уверена, что, если нам удастся захватить их внимание раньше, чем в четырнадцать, когда они бросают книгу ради телевизора и компьютера, мы добьемся куда более впечатляющих результатов».
Котсуолдский эксперимент показал:
- мальчики, как правило, испытывают трудности в изучении языка, и эксперимент помог им решить эту проблему;
- мальчики чувствовали себя спокойно и уверенно на занятиях, им не приходилось краснеть за собственную тупость. Мальчикам не приходилось играть, чтобы скрыть смущение. Вскоре они начали читать и писать стихи, участвовать в спектаклях.
Овладение родным языком — жизненно необходимая задача. Умение грамотно говорить, объясняться — все это пригодится, чтобы стать хорошим отцом, партнером по жизни и работе. Самовыражение — это один из способов вырваться из чудовищной духовной изоляции, на которую обречены многие мальчики и мужчины и которая может привести к алкоголизму, домашнему деспотизму и даже суициду.
Результаты Котсуолдского эксперимента действительно поразительны: оказавшись разделенными, мальчики и девочки, казалось, смогли расслабиться и забыть свои прежние роли. Мальчики стали более открытыми, а девочки более решительными. Похоже, это именно тот подход, при котором проигравших нет.
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]
7 типов школьниц, которые нравятся мальчикам — Рамблер/новости
Воспоминания о школьных романах бодрят даже пенсионеров. Однако одним бабушкам есть о чем вспомнить, а другим приходится напрягать память, поскольку они не пользовались популярностью у мальчиков.
Какие же девочки заставляют трепетать мальчишеские сердца? Вот семь типажей школьниц, которые без труда влюбляют в себя своих одноклассников.
«Гермиона»
Тот чудесный случай, когда мальчикам не приходится выбирать между умом и красотой. В «Гермионе» органично сочетаются интеллект и внешняя привлекательность.
Она любит при случае блеснуть эрудицией, однако, если попросить, с удовольствием подскажет или даст списать.
«Гермиона» также обладает редкими для других красавиц свойствами — самоиронией и чувством меры. Благодаря первому она всегда готова поддержать шумные игры, не заботясь о целостности прически. А второе не позволяет злоупотреблять косметикой и яркими украшениями, к которым многие мальчики относятся настороженно.
Девочки этого типа не доводят одноклассников до массового помешательства, однако всегда имеют несколько верных поклонников.
Мамы мальчиков обычно благосклонно относятся к увлечению «Гермионами», поскольку вместе с влюбленностью у них появляется более ответственное отношение к учебе. Как тут не заинтересоваться алгеброй, если приходится держать перед возлюбленной тригонометрические таблицы, пока она делает уроки?
«Свой парень»
Когда школьники играют во дворе, издалека не совсем понятно, мальчик это или девочка. Короткая стрижка, безразмерная футболка или рубашка, стремительные движения, лишенные какого-либо кокетства, — эти и другие особенности могут ввести наблюдателя в заблуждение.
Для «своего парня» не существует никаких ограничений в играх и развлечениях. На фоне других девочек этот тип выделяется склонностью к риску, терпимым отношением к боли или физическим нагрузкам.
В то же время, несмотря на большой авторитет в мальчишеской компании, «своему парню» приходится трудно в переходном возрасте, когда на смену дружбе приходят романтические отношения. Глядя на поведение такой одноклассницы, мальчики сомневаются, что могут заинтересовать ее букетами цветов и прогулками под луной.
Поэтому в старших классах девочкам этого типа приходится серьезно менять имидж, чтобы сохранить былую популярность.
«Барби»
Образ наивной блондинки в розовом — классика, популярная во все времена, среди мальчиков от 5 до 95.
«Барби» может немного раздражать некоторых кавалеров своей оторванностью от повседневных забот и безответственностью, вызывать едкие комментарии других девочек,
Однако это не мешает ей регулярно получать то, что она хочет.
Один одноклассник решает за нее задачи по физике, другой точит карандаши, чтобы «Барби» не повредила маникюр, третий спешит разобраться с ее обидчицами.
По мере взросления армию поклонников покидают самые интеллектуальные и независимые, но их место недолго остается вакантным.
Мамы мальчиков, как правило, не приветствуют романтические отношения сыновей с «Барби», так как нежные блондинки держат кавалеров в ежовых рукавицах и провоцируют на рискованные поступки.
«Психолог»
Эта девочка может быть как полной, так и худющей, в очках с толстыми стеклами или в одежде «бабушка-стайл», однако ее внешние недостатки компенсируются отличными коммуникативными навыками.
«Психолог» может выступать в роли лидера или брать на себя функции переговорщика, если в классе возникают конфликты.
Мальчиков привлекают в этом типе рациональность и конструктивность, которые выгодно выделяются на фоне эгоцентричной эмоциональности большинства девочек. Выслушивая жалобы, давая советы или обсуждая других одноклассников, девочка-«психолог» постепенно очаровывает понравившегося мальчишку, и тот незаметно для себя попадает под ее влияние.
Романтические отношения в такой паре бывают очень прочными, если девочка не злоупотребляет своей властью.
Одноклассницам остается лишь нервно пожимать плечами, спрашивая друг друга: «И что он в ней нашел?»
«Снежная королева»
Высокая самооценка, независимость и невозмутимость как бы говорят мальчикам:
«Не думайте, что вы способны заинтересовать меня. Но, если хотите, можете попытаться…»
И мальчишки пытаются! Сначала дергают за косы и получают в ответ гневный взгляд и подзатыльник. Затем прячут школьный рюкзак в мужском туалете и с разочарованием наблюдают, как «Снежная королева» властно посылает мальчика из другого класса вернуть похищенное.
Потом наперебой предлагают свою куртку на экскурсии в прохладной усадьбе. Наконец, один из кавалеров проходит весь цикл естественного отбора и получает право встречать, провожать и звонить по вечерам.
«Снежная королева», как правило, так же постепенно завоевывает сердца мам мальчиков.
Их она подкупает хорошими манерами и ненавязчивостью по отношению к своему избраннику.
«Соблазнительница»
Доступность — веский аргумент в борьбе с другими девочками за мужское внимание. Если в младших классах она выражается в весьма невинных проявлениях — например, легком отношении к щекотке, поцелуям в щеку и прочим шалостям, то по мере взросления «бонусы» растут.
Вовсе не обязательно «соблазнительница» проявляет распущенность (хотя, что скрывать, бывает и такое!), ограничиваясь флиртом.
Однако девочки этого типа довольно рано понимают, что на мужских инстинктах можно играть.
Часто такая игра происходит на свободном поле, если другие одноклассницы имеют более строгое воспитание.
Увлечение «соблазнительницей» затрагивает практически всех старшеклассников, как ветрянка. Их мамы относятся к нему соответственно — как к детской инфекции, от которой не уйдешь, поэтому нужно лишь набраться терпения и подождать.
Отношения с «соблазнительницей» придают мальчику уверенности и повышают авторитет среди одноклассников. Однако большинство кавалеров, поставив первую «галочку» в списке побед, ведут себя неблагодарно и переключаются на менее доступных девочек.
«Мамочка»
Мальчику не нужно носить в школу бутерброды, иметь запасные ручки и учить уроки, если его соседка по парте относится к этому типу. Она накормит, полностью обеспечит учебный процесс, поддержит и утешит, если нужно. «Мамочке» далеко не сразу удается завоевать популярность, однако женская забота — мощное оружие, и в один прекрасный день представители сильного пола оказываются завоеваны. К хорошему быстро привыкаешь, и мальчики с удовольствием вживаются в роль «сыночков», тем более что она хорошо им знакома.
Однако рано или поздно птенцы вылетают из гнезда, и, если «мамочка» остается верна своему образу до выпускного класса, она теряет конкурентоспособность.
Настоящие мамы мальчиков часто с энтузиазмом воспринимают заботу девочки о сыне, видя в ней собственную выгоду. Ведь так удобно попросить утром одноклассницу ребенка проследить, чтобы он надевал шапку перед выходом на улицу, а затем получить подробный отчет!
Против московских школьников, окунувших семиклассника головой в унитаз, возбудили уголовное дело
Видео издевательств над 14-летним мальчишкой в школьном туалете взорвало социальные сети. На кадрах, которые опубликовали сами же малолетние отморозки устроившие изощренную пытку, видно как четверо парней глумятся над ребенком в школьном туалете. Беднягу, словно котенка, держат за шею и окунают головой в унитаз. При этом мучителям, которые все это действо дополняют ударами, явно весело. Они заливаются от смеха и матерятся от души. Но смеется тот, кто смеется последним.
Видео увидели родители школьников и сразу опознали и место съемки — туалет школы №1536, что на Ленинском проспекте, и действующих лиц. Те самые четверо, которые на одного — ученики 10 и 11 классов. А вот пострадавший мальчик значительно младше, он ученик 7 класса. Как выяснилось, мальчишка почти два года терпел унижения и ни о чем не рассказывал родителям. Правда всплыла только после того как они увидели это видео. Мама мальчика сразу же написала заявление в правоохранительные органы.
— Возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статье 116 УК РФ «Побои», — сообщила «Комсомолке» Юлия Иванова, старший помощник руководителя СУ СК РФ по Москве.
Доказательством их вины станет в том числе и видеозапись. После поднявшейся шумихи старшеклассники удалили ролик со своих страниц в социальных сетях, но он уже есть в распоряжении следователей. Кроме того, проверят они и другие эпизоды нападок на ребенка.
— Он перешел в нашу школу два года назад. И почти стразу старшие ребята его невзлюбили. Он стал мальчиком для битья. Из-за невысокого ростика его обзывали коротышкой и это была самая безобидная из его кличек. Не знаю как учителя, но мы все про этот беспредел знали, — рассказала «КП» одноклассница пострадавшего парня, которая просила не называть ее имя.
После случившегося мальчик в школе не появлялся. По словам одноклассников, родители планируют перевести его в другую школу. Кстати, школьник был еще и одарен музыкальным талантом. Мальчик выступает в ансамбле Ильи Резника «Маленькая страна».
Тем временем руководство общеобразовательной школы прокомментировать инцидент отказалось.
— Классный руководитель про эти издевательства все знала и ничего не делала. Ребенка просто затравили, — возмутилась мама одноклассника школьника.
Обвинение его обидчикам пока не предъявлено. Сейчас они дают объяснения следователям.
Поделиться видео </>Старшеклассники в московской школе искупали мальчика в унитазе.
В ТЕМУ
Исследование ученых: каждого третьего ребенка травили в классе
Травля (она же по-современному буллинг — от англ. bullying — агрессивное преследование одного из членов коллектива) — привычное явление в школе. И не только в российской (подробности)
Странный мальчик. Почему в жулебинской школе никто не замечал ученика с ножом
Следственный комитет по Москве возбудил уголовное дело по инциденту в школе № 1359, куда 16-летний ученик 10-го класса Даниил Г. пришёл с ножом и угрожал себя убить. К счастью, дедушка школьника смог уговорить его сдаться. Из школы его отвезли в специальную клинику, где с ним работают психологи. Эксперты не исключают, что у парня могут быть проблемы с психикой. Одноклассники Даниила дружно говорят, что он всегда был со странностями, но в последнее время стал проявлять агрессию. В первую очередь следователи проверяют руководство школы на халатность и выясняют условия жизни подростка в семье.
6 декабря 2018 года около 8:30 дежуривший на входе в московскую школу № 1359 на улице Пронской охранник заметил в руках десятиклассника Даниила Г. нож.
— Охранник проявил настоящий профессионализм. Он смог уговорить подростка пройти в свободный класс, расположенный на первом этаже. Он закрыл его там, вызвал наряд полиции и включил сигнал эвакуации, — рассказывает Лайфу собеседник из ГУ МВД РФ по Москве.
Фото предоставлено школьниками с места событий
Уже в кабинете Даниил заявил администрации школы, что хочет покончить с собой. Прибывшие в школу полицейские и психологи организовали с Даниилом переговоры. В школу приехала мама школьника, которая стала его уговаривать сдаться. Школьник, впрочем, ни на кого не реагировал: он читал в классе книгу, а рядом с ним лежал нож.
Сначала из школы эвакуировали учеников младших классов, а затем и всех остальных. Переговоры с Даниилом продолжались около трёх часов. В какой-то момент школьнику всё это надоело и он вытолкнул свою мать в коридор. Авторитетом для подростка был его дедушка, поэтому в школу срочно привезли его. Он и стал по телефону уговаривать внука не дурить и сдаться. Дедушке удалось выманить Даниила из класса, после чего его задержали полицейские. Из школы его увезли в клинику в сопровождении полицейского.
Фото предоставлено школьниками с места событий
Мать подростка рассказала полицейским, что её сын страдает от сильных головных болей. Утром 6 декабря Даниил также жаловался, что у него очень болит голова, он был раздражён. В таком состоянии он вышел из дома в микрорайоне Жулебино и отправился в школу.
По мнению осмотревших ребёнка психологов, возможно, у него могут быть проблемы с психикой. Во время общения с врачами и психологами Даниил сообщил им, что прийти в школу с ножом ему якобы приказали внутренние голоса. Они же велели очистить её от ненужных людей.
По словам учителей, Даниил был всегда замкнутым, эдакий волк-одиночка.
— Но агрессии за Даниилом не наблюдалось. Он просто тихий, замкнутый, весь в себе. С ним у нас даже психолог работала, — рассказывает одна из педагогов школы. — Но чтобы он набрасывался на кого, кричал или дрался, такого я не помню.
Один из одноклассников Даниила, который его знает ещё с начальных классов, рассказал Лайфу, что тот всегда был со странностями.
— Ещё в начальной школе было заметно его странное поведение, но тогда он ещё со всеми общался. Ещё он был очень стеснительным. Так было до середины 9-го класса, а затем всё изменилось — он резко перестал со всеми общаться. На рукопожатия не реагировал. Ему протягиваешь руку, а он в ответ молчит, — рассказал школьник Лайфу.
Фото © Соцсети
По его словам, Даниил очень любил уроки химии и был в хороших отношениях с учителем.
По словам одноклассников, Даниил уже не первый раз приходит с ножом в школу.
— В начале октября месяца одна из учителей заметила у Даниила нож и отобрала его, — рассказывают Лайфу в МВД.
Замглавы Департамента образования города Москвы Павел Карпов заявил, что никаких угроз учителям и детям со стороны подростка не было.
Александр Раскин
‘Мальчики дерутся’ — или буллинг в школе? Как прекратить насмешки и издевательства. Как бороться с буллингом в школе?
Содержание:
«Ябедничать нехорошо», «Учись давать сдачи!», «Пусть сами разбираются» — именно эти стереотипы, живущие среди детей, учителей и родителей, создают почву для буллинга в школе — издевательств, психологического или физического насилия над человеком-жертвой. Можно ли сделать так, чтобы в классе не было изгоев и агрессоров? Да, считает школьный психолог. Надо, чтобы прекратить буллинг в школе захотели взрослые.
Классный час. Беседа с подростками о том, что сейчас принято называть «школьным буллингом». Физическое насилие, психологическое насилие, кибербуллинг…
— Ребята, как вы считаете, чем отличается физическое насилие от обычной драки? Чем отличается психологическое насилие от «дружеского» подтрунивания?
Разобрались. Идем дальше.
— Как вы думаете, стоит ли в ситуации насилия обращаться за помощью ко взрослым?
Тишина.
— Хорошо. Поднимите руки, кто считает, что конфликты нужно решать самостоятельно?
Лес рук.
— А теперь, ребята, поднимите руки, кого в детском саду и в младших классах учили, что «ябедничать нехорошо?»
Поднимают руки все. Единогласно. Как говорится, что и требовалось доказать.
После чего задаю ученикам стандартный для данной темы «вопрос на засыпку»:
— Представьте, что у вас в транспорте вытащили телефон или кошелек. И ваши родители написали заявление в полицию. Они тоже — ябеды?
Неловкая пауза. Затем реплики с места:
— Ну, а кому нам жаловаться? И зачем? Родители все равно ответят: «А ты дай ему сдачи» — и все. А учителя всегда говорят, чтобы разбирались сами.
Вуаля.
Жертвы травли: история из школьного детства
Вспоминаю школу, где я училась. Вполне приличная гимназия. Малокомплектный класс (не помню, сколько человек, но ощутимо меньше, чем в массовой школе). И в этом классе были пять мальчишек-«вожаков». Излюбленным развлечением которых были — швырнуть на пол книжки и тетрадки одноклассника послабее и потоптаться по ним ногами. А потом любоваться отпечатками своих ботинок на тетрадных страницах жертвы. Поиграть портфелем жертвы в футбол. Или сделать еще какую гадость. Или просто подойти и ударить.
И это еще относительно безобидные примеры. И именно эти мальчишки были лидерами, героями, любимцами девчонок. Что до учителей, то они пеняли «героям» за шалости на уроках, но то, что происходило на переменах, их не занимало совсем.
Одна из «жертв беспредела», не выдержав, пожаловалась классному руководителю. Классным руководителем у нас тогда был молодой парнишка, который забавно вел уроки, но в психологии подросткового коллектива разбирался чуть лучше, чем, в китайской грамоте. И в ответ на поступившую жалобу отреагировал публичным заявлением: «Маша жалуется, что ее обижает Саша. Ай-ай-ай, Саша, больше Машу не обижай». После чего на Машу начались гонения, по сравнению которыми знаменитое «Чучело» начинало казаться доброй наивной сказкой.
В этом же классе был еще один показательный пример «парии». Мальчишка, слабый физически, трусоватый. «Вожаки» использовали его в качестве «носильщика» учебников и портфелей, когда нужно было перейти в другой кабинет; в качестве «посыльного», когда хотелось купить булочку в буфете. Но чаще всего он являлся просто «мальчиком для битья». Били его почем зря — от скуки, развлечения ради, уж очень «забавно» мальчишка падал и охал.
Потом «вожаки» пошли дальше и заставили жертву носить в кармане записку примерно такого содержания: «Петя, Вася и Саша меня бьют, но я к ним претензий не имею, так как сам виноват».
Конец безобразию положила новая классная руководительница. Добрая, мягкая, тактичная, считающая неуважением по отношению к ученику написать замечание в дневник. Тем не менее, как только «вожаки» были замечены в агрессивных действиях, они на другой же день оказались с родителями в кабинете директора. Как ни странно, этого оказалось достаточно.
За все предыдущие годы агрессоры ни разу не получали негативной оценки своих действий. Все происходящее именовалось шаблонным: «мальчики дерутся». Кстати, описанные подвиги (намеренная порча вещей, травля девочки, битье мальчика-аутсайдера) происходили на глазах у взрослых. Школа была очень маленькой, спрятаться было негде. Класс находился в двух шагах от учительской, а от кабинета директора был отделен фанерной стенкой.
Учителя не вмешивались. Вернее, вмешивались — когда им мешали проводить урок. Тогда мальчишкам ставили двойки по поведению и вызывали родителей. Но никто из учителей и администрации не придавал значения тому, что в классе имеет место систематическая, намеренная и порой изощренная жестокость.
Вспоминая свой школьный опыт, прихожу к выводу, что от роли взрослого в школьном коллективе зависит пусть не все, но многое. В противном случае ситуация в коллективе разворачивается подобно сюжету знаменитого «Повелителя мух». Той самой книги, герои которой — дети, оказавшиеся без взрослых на необитаемом острове и превратившиеся в озверевшее стадо, начали убивать друг друга.
Убрать перемены — или занять детей
Когда я только начала работать в школе, первым моим желанием было… убрать перемены. И если не убрать, то сократить — особенно длинные, двадцатиминутные. Во время которых как раз и происходят ЧП крупного и мелкого масштаба. От потерянных вещей — до травмоопасных драк.
Почему? Я думаю, что… от скуки. И от недостатка организующего контроля. Если на уроке деятельность учеников четко структурирована учителем, то на переменах они порой просто не знают, чем себя занять. А может, чтобы не было так скучно, запрятать в школьном туалете Машин портфель? А потом со смехом наблюдать, как она будет «прикольно» бегать по школе в слезах?
С младшеклассниками проще. В хорошую погоду детишек можно вывести на школьный двор и организовать подвижные игры, в плохую — выдать домино или «бродилки», а самым неугомонным разрешить «чуть-чуть побегать» в коридоре на глазах учителя. Подросткам организовать присмотр невозможно, да и не хотят они этого.
Хотя бывает по-разному. Например, моя дочка и ее одноклассники с удовольствием проводят переменки в подсобке классного руководителя, за чаепитием и разговорами. Никаких конфликтов и негативных тенденций в классе не наблюдается. Вернее, бывают сложные ситуации, но «дело мастера боится». В целом отношения в классе позитивные, и это, однозначно, заслуга педагога.
Однако энтузиастов, на переменах устраивающих для детей чаепития, не так уж много. Неудивительно — ведь учителям нужно набраться сил перед следующим уроком.
В итоге дети, которых часто не объединяет ничего кроме общей цифры и буквы класса, дети из разных социальных слоев, имеющие совершенно разные интересы и ценности, дети, плохо владеющие навыками общения, но любыми средствами стремящиеся занять место под солнцем в классном коллективе, — дети остаются предоставленными сами себе.
И призыв «в случае конфликта обращаться за помощью к взрослым» лишь вызывает недоверчивую ухмылку: где их, этих взрослых, искать?
Драка на уроке. Учитель не виноват?
Недавний эпизод. Стандартное «подрались мальчишки». Во время урока физкультуры, в раздевалке. Мама одного из пострадавших мальчиков в сердцах отправилась снимать с сына побои и писать заявление в полицию. Учителя были в недоумении: ну, подумаешь, мальчишеская драка, зачем шум поднимать?
А ситуация выглядела следующим образом. Двое мальчиков были освобождены от физкультуры по состоянию здоровья и находились в раздевалке. Двое других пришли без формы, были не допущены к уроку и тоже сидели в раздевалке. И от нечего делать начали придумывать «безобидные» шалости: швырять в лицо пластиковыми бутылками, обсыпать семечками мальчиков, которые были освобождены от физкультуры. Дальше — по нарастающей. Ну скучно было мальчишкам, вот они и развлекались, как могли. И, поскольку никого из взрослых рядом не было и остановить беспредел было некому, ребята распалялись все больше и больше. В итоге — драка, которая чуть не привела к серьезным травмам.
Разговариваю с пострадавшими: почему не обратились к учителю физкультуры? Да потому, что тот отмахнулся и велел разбираться самим. Учитель недоумевает: в чем проблема? Подумаешь, подрались мальчишки. Не прерывать же урок из-за этого. А тут родители с претензиями. Жалобы, докладные. Раздувают из мухи слона вместо того, чтобы учить детей постоять за себя. Хлюпиков воспитывают.
Кто в этой ситуации прав? Лично я полностью на стороне мамы-«скандалистки», которая справедливо считает, что во время школьного урока ее сыну должна быть обеспечена минимальная безопасность.
Как предотвратить драки в младших классах: школьные правила
Правда, большинство мальчишек со мной не соглашаются. И на мои призывы в случае конфликта обращаться за помощью ко взрослым гордо отвечают: «Не мужское это дело — жаловаться. Нужно уметь сдачи давать!».
От пап маленьких агрессоров в разговоре обычно слышу то же самое: «Учу давать сдачи, чтобы не был в школе «ботаном». Объясняю, что дети не владеют техникой безопасного боя, а школьные классы и коридор — не спортивный ринг. Подоконники, батареи, парты с острыми углами — самое безобидное «дать сдачи» может закончиться плачевно. Папы вроде проникаются, но ненадолго.
Одно время мне пришлось вести классное руководство в четвертом классе. Девяти-десятилетние дети — уже не доверчивые малыши, но взрослые для них пока еще — весомый авторитет. Так вот в этом классе были приучены «давать сдачи» даже девочки. Тоже, кстати, папами наученные. Каждый день я вела с детьми беседы на тему «а нельзя ли вообще обойтись без драки» и «любой спор можно разрешить словами, а не кулаками». Дети — и мальчики, и девочки — дружно уверяли, что это невозможно. Поток детских аргументов казался неиссякаемым.
— Он первый задирается! Он всегда первым начинает, а потом плачет!
— Меня папа учит сдачи давать, а не жаловаться!
— Я, что, зря на карате хожу? Я хочу уметь себя защитить!
— Если я не дам ему сдачи — меня все будут считать слабаком!
— А вот если бы вашего сына в школе побили? Вы бы тоже ему сказали, что драться нельзя?
В общем, убедившись в бесполезности моих морально-этических сентенций, я зашла с другой стороны.
— Ребята, в школе, как и в государстве, есть законы и правила. Законы школы прописаны в школьном уставе. Так вот, согласно школьному уставу, драться ЗАПРЕЩЕНО. И в этом же уставе сказано, что конфликты требуется решать с помощью взрослых. Хотите вы этого или не хотите, нравится вам это или нет — таков закон. Не согласны? Хорошо. Но знайте, что, вступая в драку, вы нарушаете закон. И в таком случае будьте готовы нести ответственность за нарушение.
После этого разговора драки практически прекратились. И, что самое удивительное, даже «ябедничество» перестало считаться позорным действием. Дети поверили в то, что нерешаемые конфликты может и должен разруливать взрослый.
В который раз убеждаюсь, как важны для детей четкие границы и правила поведения…
Подростки: «Все равно надо дать сдачи!»
Но дети постарше не так легко воспринимают на веру слова взрослых. А границы, установленные взрослыми, пытаются расширить и проверить на прочность. Подростков 12-13 лет (самый сложный, конфликтный возраст) мне пока не удалось разуверить в том, что давать сдачи — дело чести, а «ябедничать» — стыд и позор.
А как быть, спрашиваю я шестиклассников, если силы неравны? Если, например, кто-то из вас стал объектом насмешек и издевательств ребят старше и сильнее? «Все равно будем давать сдачи!» — не сдаются подростки.
Один из мальчишек подошел ко мне после классного часа с вопросом: «Представьте если бы вы были пацаном, и на вашего друга напали ребята постарше? Что бы вы сделали? Побежали бы жаловаться взрослым или полезли в драку?». Я с улыбкой ответила, что не могу ответить на этот вопрос, потому что я — не пацан. Но отметила, что доля истины в этих рассуждениях есть.
На следующем занятии я решила показать детям фильм «Заплати другому». Мне казалось, этот фильм поможет ответить на вопросы, что делать в случае, когда друга травят более сильные. Сюжет фильма казался мне очень подходящим. Главный герой — 12-летний мальчик, стремящийся делать добрые дела. Над его другом систематически издевается группа старшеклассников. Герой долго мучается, не зная, как помочь другу. В конце концов набирается храбрости, ввязывается в драку с взрослыми ребятами и погибает в результате ножевого ранения.
Ребята смотрели фильм с азартом и интересом. Ближе к развязке мнения разделились. Девочки считали, что герой расскажет кому-то из взрослых ситуацию с травлей мальчика и попросит о помощи. Мальчишки, наоборот, ожидали, что герой найдет в себе силы и победит агрессоров. С каким жаром они болели за него!
Несмотря на трагический финал фильма, мальчики остались при своем мнении. И мое «А вот если бы кто-то вовремя обратился за помощью ко взрослым…» оказалось неубедительным. Еще бы: парень погиб как настоящий герой, защищая друга. Не струсил. Проявил, так сказать, «пацанскую доблесть».
Но я твердо стою на своем. Если чувствуешь, что можешь разрулить конфликт сам — молодец. Если ситуация заходит в тупик — информировать взрослых можно и нужно. В очередной раз провожу границы между обычной дракой и физическим насилием, между обычной дразнилкой и насилием психологическим.
Как учитель делает ребенка изгоем
В обсуждении темы буллинга не обходим мы такой наболевший вопрос, как «поведение жертвы». Немало детей и взрослых считают: жертва «сама виновата», «сама провоцирует», «будет объектом травли в любом коллективе».
Это справедливо лишь отчасти. С одной стороны, школьных аутсайдеров можно заметить издалека. Как правило, это «серые мыши», «белые вороны», отличающиеся от ровесников манерой держаться, стилем одежды, поведения, общения. С другой стороны, все зависит от толерантности конкретного коллектива. И от педагога, который помогает ребенку влиться в коллектив, а не разводит руками: «Дети с ним не дружат, но и понятно — он такой странный!».
По моим наблюдениям, шлейф изгоя часто тянется за ребенком из младшей школы. В первых классах школы учитель для детей — царь и бог, непререкаемый авторитет. И дети очень охотно подхватывают за учителем ярлыки, которыми тот награждает «неудобного» ребенка. Причем с такой же готовностью дети готовы поймать волну сопереживания («Пете сложно писать без ошибок, давайте его поддержим», «Саша пока не научился себя тихо вести на уроках, но обязательно научится, а мы поможем»). Но, к сожалению, нередко от малышей можно услышать: «Вася дебил, а Саша — псих, и Марья Ивановна мечтает, чтобы они ушли из нашего класса».
С переходом в среднюю школу ситуация, само собой, усугубляется. И если классный руководитель среднего звена неравнодушен к Васе и Саше, то ему понадобится масса усилий, чтобы оборвать тянущийся за ребятами шлейф многолетнего гона.
Привычный разговор детей-младшеклассников:
— Иванов пришел! Он двоечник и прогуливает школу! Я не буду с ним сидеть —пересадите меня!
— Почему ты не хочешь с ним сидеть? Он тебя обидел?
— Он двоечник и дебил! — азартно подключаются одноклассники. — И в школу не ходит, потому что боится двойку получить!
— Стоп, ребята. Ваш одноклассник две недели не был в школе. Хоть один из вас спросил у него, почему? Может, болел? Может, ему нужно помочь с уроками?
Иванов — новичок, в классе проучился всего два месяца. Из них несколько недель болел. Когда к нему успел приклеиться ярлык «двоечника и дебила» — уму непостижимо. Да, у мальчишки сильнейшая дисграфия. Но по большому счету, не все ли равно одноклассникам, сколько ошибок он способен сделать в одном слове? Да они, скорее всего, и внимания на это не обратят. Разумеется, при условии, что учитель не станет специально заострять на этом внимание…
Причины травли — всегда в коллективе
Ярлыки, тянущиеся из начальной школы — лишь один из факторов риска возникновения групповой травли. Помимо это факторов может быть великое множество. Немодно одевается. Не попадает в струю общих интересов. Имеет какие-то странности в поведении. Часто обижается и плачет. Ну и так далее.
Означает ли это, что объект травли виноват сам? Что это он настроил коллектив против себя? И вместо того, чтобы обижаться и жаловаться, ему следует измениться самому?
Измениться-то, может, и следует. Не буду отрицать, часто модель поведения «жертвы» является деструктивной и провоцирующей. Но, как бы ни было удобно нам считать, что причина травли заключается неправильном поведении «жертвы» — это не так. Причина — всегда в коллективе. В уровне толерантности и доброжелательности или, наоборот, агрессии и нетерпимости данной группы детей.
Поэтому я уверена, что в первую очередь нужно пресекать негативные тенденции коллектива, в котором имеет место травля. А уже потом — разбираться с теми качествами ребенка-изгоя, которые «вызывали огонь на себя». Все мы имеем право быть разными. И никакие особенности внешности и поведения ребенка не могут оправдать психологического насилия по отношению к нему.
Тем не менее, проблема «виктимного поведения» существует. Как нужно себя вести, чтобы не стать объектом травли, — об этом я тоже рассказываю подросткам.
Как не стать жертвой? О виктимном поведении — на примере фильма «Чучело»
В беседах с ними «на ура» пришелся знаменитый фильм «Чучело». Фрагменты из киноленты оказались очень показательными и доступными для детей.
Фрагмент номер один. Новенькая девочка приходит в класс. Не успевает переступить порог, как одноклассники ставят ей подножку и начинают потешаться. В чем причина насмешек? В том, что девочка неловкая, неуклюжая, с растерянной улыбкой? Или в том, что ее дедушка, знаменитый коллекционер картин, носит заплаты на пальто? Да нет: просто в этом классе насмешки и издевки — привычный стиль общения Вон у каждого второго клички, и не самые приятные. Ведет ли себя Лена как жертва? Вовсе нет. Не плачет, не обижается — открыто каждому улыбается и смеется вместе со всеми. Очень правильная модель поведения.,. Возможно, ее бы и не стали травить в классе. Ведь обижают только того, кто обижается. А почему на нее класс ополчился — это уже другая история.
Перематываем на другой кадр. Лена выходит из парикмахерской. Толпа одноклассников (озверевших от обиды на то, что «в Москву не взяли») окружает девочку и начинает обстреливать из трубочек. Что делает девочка? Почему не зайдет обратно в парикмахерскую? Не позовет на помощь взрослого человека? Не развернется резко, со словами «Отстаньте от меня!» не уйдет домой? Нет, она растерянно смотрит на толпу озверевших одноклассников, неловко уворачивается от выстрелов, хватается на ушибленные места. Ведет ли она себя, как жертва? Да!
Дальше — больше. Одноклассники забираются к Лене в сад, снимают с веревки ее платье. А потом этим самым платьем начинают игру в «собачки». Показали — подразнили — принялись перебрасывать друг другу. Лена бегает по кругу, тшетно пытаясь поймать свое платье. Зачем она это делает? И какое поведение было бы в этой ситуации самым логичным? Махнуть рукой, пойти домой. А дома рассказать взрослым, что какие-то маловменяемые дети залезли в сад и фактически совершили кражу. А взрослые пусть идут к родителям хулиганов с требованием купить новое платье. Или в милицию. Или к директору школы. И это уже станет проблемой хулиганов. А девочка, которая, как собачка, бегала по кругу и судорожно пыталась выхватить платье из рук озверевшей толпы, как раз вела себя как типичная жертва.
Возможно, пример героини «Чучела» был немного искаженным (там ведь еще и любовные переживания девочки были замешаны), но тем не менее. Я уверенно транслирую подросткам следующее: ты должен знать, что НИКТО, ни при каких обстоятельствах не имеет права ТАК с тобой обращаться. Когда насмешки и издевки воспринимаются не как должное (я заслужил, я виноват, я плохой), а как нечто абсолютно чужеродное — именно это позволяет не превратиться в жертву.
А алгоритм действий уже будет продиктован обстоятельствами, помноженными на темперамент: то ли лениво отмахнуться «отвяжитесь, дураки», то ли маме пожаловаться, то ли распахнуть ногой дверь в кабинет директора школы и громко потребовать прекратить беспредел со стороны одноклассников. Любой вариант будет правильным — но только не глотать молча слезы с мыслями «так мне и надо».
Как бороться с буллингом в школе
Давайте подведем итоги. Что делать и куда бежать в ситуации школьной травли?
- Нужно научиться отличать, где заканчивается обычное беззлобное (или не очень) подтрунивание, которое можно попросту проигнорировать (или достойно ответить) — и начинается насилие которому самостоятельно сложно противостоять. Для этого стоит вспомнить отличительные характеристики буллинга (систематичность, продолжительность, неравноценность сил). А можно и ничего не вспоминать — достаточно почувствовать, что ситуация выходит из-под контроля. И начать звонить во все колокола с просьбой о помощи.
- Самое опасное заблуждение — «он сам виноват». Нужно твердо осознавать, что причин для массовой агрессии со стороны коллектива по отношению к отдельному ребенку — нет. Их просто не существует. А если существуют, то это целиком и полностью вина (или, скорее, беда) данного коллектива.
- Информирование взрослых в критических ситуациях — это не ябедничество и не проявление слабости. Это цивилизованный способ разрешения конфликта.
- Основная часть ответственности в случае насилия в школьном коллективе лежит на взрослых. На родителях и на педагогах.
- Означает ли вышесказанное, что ребенка не нужно учить разруливать конфликты самостоятельно? Естественно, нет. Бывает случаи, когда достаточно научить по-другому реагировать на действия обидчика (не расплакаться, а засмеяться, или проигнорировать) —и волна агрессии затухает. В то же время взрослым нужно не упустить момент, когда нужно реагировать немедленно.
- В конце концов, не лишним будет вспомнить и законы. По которым ребенок имеет право на защиту от любых форм насилия. В том числе и от издевательств в коллективе. А для нарушителей закона могут последовать определенные санкции. И эта мысль зачастую является наиболее доступной для детей. Для которых, как ни крути, очень важны четко обозначенные и осязаемые границы дозволенного.
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]