Википедия зинаида: Зинаида — Википедия – Гиппиус, Зинаида Николаевна — Википедия

Содержание

Райх, Зинаида Николаевна — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Райх.

Зинаи́да Никола́евна Райх (21 июня [3 июля] 1894[1], Одесса[2], Российская империя — 15 июля 1939, Москва, СССР) — российская и советская театральная актриса. Заслуженная артистка РСФСР. Вторая жена Сергея Есенина, впоследствии ставшая женой Всеволода Мейерхольда.

Зинаида Райх со своим отцом, Николаем (Августом) Райхом, 1917 год.

Зинаида Райх родилась 21 июня (3 июля) 1894 года в Одессе на Ближних Мельницах[2], в семье железнодорожного машиниста немецкого происхождения Николая Андреевича Райха (1862—1942, имя при рождении — Август Райх, выходец из Силезии)[3] и Анны Ивановны Викторовой (1867—1945)[4].

Отец Зинаиды был социал-демократом, членом РСДРП с 1897 года, и дочь придерживалась взглядов отца.

В 1907 году из-за участия отца в революционных событиях семья была выслана из Одессы[5] и поселилась в Бендерах, где отец устроился слесарем в железнодорожные мастерские. Зинаида поступила в гимназию для девочек Веры Герасименко, но, окончив только 8 классов, была исключена по политическим мотивам[6]. Поступила на Высшие женские курсы в Киеве, а с 1913 года стала членом Партии социалистов-революционеров (эсеров). Анне Ивановне с трудом удалось выхлопотать свидетельство о среднем образовании для дочери. После этого Зинаида уехала в Петроград, а её родители переехали в город Орёл к старшей сестре её матери, Варваре Ивановне Данцигер.

В Петрограде Зинаида Райх поступила на Высшие женские историко-литературные и юридические курсы Н. П. Раева, где, кроме изучения основных дисциплин, брала уроки скульптуры и изучала иностранные языки. Продолжая учёбу на курсах, трудилась секретарём-машинисткой в редакции эсеровской газеты «Дело народа», где она в возрасте двадцати двух лет встретила своего будущего мужа, Сергея Есенина, печатавшегося в этой газете.

Сергей Есенин, 1922 год.

30 июля 1917 года Зинаида Райх обвенчалась с Сергеем Есениным во время их поездки на родину Алексея Ганина, близкого друга Есенина. Венчание произошло в древней каменной церкви Кирика и Иулитты деревни Толстиково Вологодского уезда. Свидетелями со стороны жениха были: Спасской волости, деревни Ивановской крестьянин Павел Павлович Хитров и Устьянской волости, села Устья крестьянин Сергей Михайлович Бараев; со стороны невесты: Архангельской волости, деревни Коншино крестьянин Алексей Алексеевич Ганин и города Вологды купеческий сын Дмитрий Дмитриевич Девятков. Совершали таинство венчания: священник Виктор Певгов с псаломщиком Алексеем Кратировым

[7].

«Вышли сто, венчаюсь. Зинаида», — такую телеграмму в июле 1917 года получил Николай Райх и отослал деньги дочери в Вологду. В конце августа 1917 года молодые приехали в Орёл с Алексеем Ганиным

[8], чтобы отметить скромную свадьбу, познакомиться с родителями и родственниками Зинаиды. В сентябре они вернулись в Петроград. Вернувшись в Петроград, супруги какое-то время жили раздельно. В начале 1918 года Есенин покинул Петроград.

В апреле 1918 года Зинаида Есенина в ожидании родов выехала в Орёл к родителям. Там 29 мая 1918 года она родила дочь, которую назвали Татьяной. Заботы о дочери заставили её задержаться в Орле. В августе она стала работать инспектором Наркомпроса, через месяц стала заведующей театрально-кинематографической секцией Орловского окружного военного комиссариата, а с 1 июня по 1 октября 1919 года была заведующей подотделом искусств в губернском отделе народного образования. Перед взятием Орла Белой армией А. И. Деникина Зинаида Есенина вместе с дочерью уехала к мужу в Москву. Около года они прожили втроём, однако вскоре последовал разрыв, и Зинаида, взяв дочь, отбыла к родителям. Оставив дочь у родителей в Орле, она вернулась к мужу, но вскоре они опять расстались. 3 февраля 1920 года в Доме матери и ребёнка в Москве она родила сына Константина. Ребёнок сразу тяжело заболел, и Зинаида срочно отвезла его в Кисловодск. Маленького Костю вылечили, но заболела сама Зинаида. Разрыв с Есениным и болезнь сына сильно сказались на её здоровье. Лечение проходило в клинике для нервнобольных. 19 февраля 1921 года в суд города Орла поступило заявление:

«Прошу не отказать в Вашем распоряжении моего развода с моей женой Зинаидой Николаевной Есениной-Райх. Наших детей Татьяну трёх лет и сына Константина одного года — оставляю для воспитания у своей бывшей жены Зинаиды Николаевны Райх, беря на себя материальное обеспечение их, в чём и подписываюсь. Сергей Есенин».

5 октября 1921 года их брак был официально расторгнут.

Похороны Сергея Есенина. Райх стоит за гробом, подняв руку к сердцу, справа от неё Всеволод Мейерхольд

С марта 1921 года Райх преподавала в Орле историю театра и костюма на театральных курсах. Осенью 1921 года она стала студенткой Высших режиссёрских мастерских в Москве

[2], где училась вместе с С. М. Эйзенштейном и С. И. Юткевичем. Руководил этой мастерской Всеволод Эмильевич Мейерхольд, с которым Райх познакомилась, работая в отделе внешкольного образования Наркомпроса. В 1922 году, ещё являясь студенткой, Зинаида Райх вышла замуж за Мейерхольда. Летом 1922 года они вместе с Мейерхольдом забрали из Орла детей в Москву — в дом на Новинском бульваре. Мейерхольд усыновил Татьяну и Константина, любил и заботился о них, как отец. Сергей Есенин также приходил в их квартиру навещать своих детей. Вскоре и родители Зинаиды переехали из Орла к дочери в Москву.

Дебютировала 19 января 1924 года на сцене Театра имени Мейерхольда в роли Аксюши в спектакле «Лес» А. Н. Островского.

Райх была одной из самых известных московских актрис, в 1930-е годы она стала ведущей актрисой театра Мейерхольда (за тринадцать лет работы в ГОСТиМе она сыграла немногим более десяти ролей). Мейерхольд, искренне любя супругу, делал всё, чтобы она стала единственной звездой его театра.

Зинаида действительно была женщиной редкой красоты. Страсть и нрав сочетались в ней с утончённостью и изяществом. Стройная, высокая, черноглазая и черноволосая, с тонкими чертами лица, Райх была яркой и эффектной.

В 1934 году спектакль «Дама с камелиями», главную роль в котором играла Райх, посмотрел Сталин, и спектакль ему не понравился. Критика обрушилась на Мейерхольда с обвинениями в эстетстве. Зинаида Райх написала в письме Сталину, что Сталин не разбирается в искусстве.

В 1938 году ГОСТиМ был закрыт, а вскоре арестован Мейерхольд. Вне этого театра артистическая деятельность Райх прервалась.

Убийство[править | править код]

В начале 30-х годов, когда Сталин подавил все авангардное искусство и эксперименты, правительство объявило работу Мейерхольда антагонистической и чуждой советскому народу[источник не указан 87 дней]. Его театр был закрыт в январе 1938 года. Больной Константин Станиславский, в то время директор оперного театра (ныне известный как Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко), пригласил Мейерхольда возглавить его труппу.

Станиславский умер в августе 1938 года. Мейерхольд руководил его театром почти год, пока его не арестовали в Ленинграде 20 июня 1939 года. В ночь с 14 на 15 июля 1939 года Зинаида Райх была зверски убита неизвестными, проникшими ночью в её московскую квартиру в Брюсовом переулке. Нападавшие нанесли ей семнадцать ножевых ранений и скрылись. Актриса скончалась по дороге в больницу. Это случилось спустя 24 дня после ареста Мейерхольда.

В тот вечер Райх отправила обоих своих детей из квартиры, и из квартиры ничего не взяли. Убийство обычно считается организованным НКВД.[9][10][11][12] По словам Аркадия Ваксберга, «Берия нуждался в этом садистском фарсе», потому что актриса была необычайно популярной, независимой, откровенной и известной высказыванием: «если Сталин ничего не понимает в искусстве, пусть спросит у Мейерхольда, Мейерхольд понимает».

[13]

Тайна её смерти остаётся нераскрытой. Первоначальное обвинение в убийстве Зинаиды Райх предъявлено другу Мейерхольда, заслуженному артисту РСФСР, солисту Большого театра Дмитрию Головину, и его сыну, режиссёру Виталию Головину. С обвинением в убийстве по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР были расстреляны В. Т. Варнаков (27.07.1941), А. И. Курносов и А. М. Огольцов (28.07.1941)[14].

Райх похоронена на 17-м участке Ваганьковского кладбища в Москве (позже в этой же могиле был похоронен ее сын Константин Есенин). В 1987 году стало известно место захоронения Мейерхольда — «Общая могила № 1. Захоронение невостребованных прахов с 1930 г. — 1942 г. включ.» на кладбище московского крематория у Донского монастыря. (По решению Политбюро от 17 января 1940 года № II 11/208, подписанного лично Сталиным, было расстреляно 346 человек. Их тела были кремированы, и прах, ссыпанный в общую могилу, смешан с прахом других убитых.).

«Мою маму убили в ночь на 15-е июля. Её уже похоронили на Ваганьковском кладбище недалеко от могилы Есенина. Почти никто не пришёл, были родные и несколько посторонних почти людей; из тех, кто ходили всегда, никто не пришёл… Они ничего не взяли, не ограбили, они пришли, чтобы убить и ранили 7 раз около сердца и в шею, и она умерла через 2 часа, а Лидию Анисимовну побили по голове, и она жива… Кто это был, их было двое и их не нашли» (Из письма Татьяны, дочери Зинаиды Райх, Мариэтте Шагинян 20 июля 1939 года)

[15]

«Райх зверски, загадочно убили через несколько дней после ареста Мейерхольда и хоронили тишком, и за гробом её шёл один человек», — записала в дневнике Ольга Берггольц 13 марта 1941 года[16].

⚙️   Генеалогия и некрополистика

Кириенко, Зинаида Михайловна — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 августа 2019; проверки требуют 11 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 31 августа 2019; проверки требуют 11 правок.

Зинаи́да Миха́йловна Кириенко (род. 9 июля 1933, Махачкала) — советская и российская актриса, эстрадная певица. Народная артистка РСФСР (1977). Лауреат Государственной премии СССР (1979).

Родилась 9 июля 1933 года в Махачкале.

После Великой Отечественной войны Зинаида Кириенко переехала с матерью Александрой Ивановой и отчимом Михаилом Кириенко в Ставропольский край, станицу Новопавловскую. После 7 класса поступила в Московский железнодорожный техникум, затем училась в Георгиевском техникуме механизации сельского хозяйства.

Окончила ВГИК (1958, курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой).

В 1959—1960 годах — актриса Московского драматического театра на Малой Бронной, с 1961-го — Театра-студии киноактёра.

Признанная советская кинозвезда 1950—1960-х годов. Всесоюзную известность получила после исполнения роли Натальи в фильме своего учителя Сергея Герасимова «Тихий Дон». В дальнейшем сыграла яркие роли в фильмах «Судьба человека», «Поэма о море» и других.

Актрису долгое время не снимали. Как отмечает она сама в своих интервью, это связано с конфликтом с неким высокопоставленным чиновником (первым заместителем председателя госкомитета по кино СССР Владимир Баскаков, который внёс Зинаиду Кириенко в чёрный список).

«вдруг… как будто опустили шлагбаум. Знаю, почему так произошло: просто я тогда не захотела идти наперекор самой себе и платить за роли своими чувствами. В итоге много лет не снималась, пока однажды чьему-то вето вопреки Евгений Матвеев не пригласил меня в свою картину „Любовь земная“. Благодаря ему я тогда вышла из депрессии. Хотя, судя по фильмографии (см. ниже) непонятно, в какие годы её «не снимали». — Вам известна фамилия чиновника, который, как вы выразились, „опустил шлагбаум“?

— Да, конечно. Мне назвал её Станислав Ростоцкий, когда мы вместе с ним были в жюри на одном из кинофестивалей. Но я не хочу предавать её огласке. Бог судья этому человеку…»

Актриса долгие годы перебивалась ролями второго плана. Вновь стала набирать популярность после роли в фильме режиссёра Евгения Матвеева «Любовь земная». В дальнейшем снялась ещё в нескольких картинах Матвеева.

Известна также как певица, как исполнительница песен. Во время актёрского простоя ездила по городам и давала сольные концерты. Сотрудничает с поэтом Анатолием Поперечным, композитором Евгением Бедненко и другими. Входила в состав жюри Московского Международного конкурса молодых исполнителей русского романса «Романсиада».

  • Отец — Георгий Константинович Широков (1900 — 1939(?)), происходил из состоятельной семьи, был курсантом Тифлисского юнкерского училища по классу трубы, в 1919 году был вывезен в Англию, в 1928 — вернулся, в 1938 году был арестован, дальнейшая судьба неизвестна.
  • Мать — Александра Петровна Иванова (1893 — 1996), работала на рыбоконсервном заводе в Махачкале.
  • Отчим — Михаил Игнатьевич Кириенко (1901 — ?), который дал своей падчерице Зинаиде отчество и фамилию.
  • Муж (1960 — 2004) — Валерий Алексеевич Тарасевский (1943 — 2004), экономист.
    • Сын — Максим Тарасевский.
    • Сын — Тимур Тарасевский.

В фильме «Любить по-русски 2» героиня Кириенко носила имя Зинаида Георгиевна Широкова; то есть актриса взяла для персонажа своё имя, а также отчество и фамилию от своего родного отца.

Зинаида Кириенко является активным общественным деятелем:

  • президент Фонда энциклопедии имени Шолохова,
  • член Президиума Правления Центрального Дома работников искусств и Совета Гильдии актёров Российского кино,
  • участвует в различных телешоу,
  • один из лидеров политического движения «Стабильная Россия».
Выступает Зинаида Кириенко, 2010

Серебрякова, Зинаида Евгеньевна — Википедия

Зинаи́да Евге́ньевна Серебряко́ва (девичья фамилия Лансере́; 28 ноября [10 декабря] 1884, Нескучное, Белгородский уезд, Курская губерния, Российская империя [ныне Харьковская область, Украина] — 19 сентября 1967, Париж, Франция) — русская художница, участница объединения «Мир искусства», одна из первых русских женщин, вошедших в историю живописи. Ученица Осипа Браза.

Семья[править | править код]

Зинаида родилась 10 декабря 1884 года. В автобиографии, написанной в ответ на письмо старшей научной сотрудницы Государственной Третьяковской галереи О. А. Живовой, Серебрякова указала датой рождения 12 декабря, что не соответствует документально подтвержденным фактам и другим автобиографиям. Детство провела в имении Нескучное в одной из наиболее прославленных искусством семей Бенуа-Лансере. Её дед, Николай Бенуа, был знаменитым архитектором, отец Евгений Лансере — известным скульптором, а мать Екатерина Николаевна (1850—1933, дочь архитектора Николая Бенуа, сестра архитектора Леонтия Бенуа и художника Александра Бенуа) в молодости была художником-графиком. Надежда Леонтьевна Бенуа (в замужестве Устинова), двоюродная сестра Зинаиды, была матерью британского актёра и писателя Питера Устинова — таким образом, он приходился З. Е. Лансере двоюродным племянником.

Муж — Борис Анатольевич Серебряков, приходившийся Зинаиде двоюродным братом. Дети:

  1. Серебряков, Евгений Борисович (1906, Нескучное — 1990, Ленинград). Архитектор, реставратор. После 1945 года участвовал в восстановлении архитектурных памятников Петергофа[4].
  2. Серебряков, Александр Борисович (1907, Нескучное — 1995, Париж). Работал над оформлением интерьеров музеев, магазинов, особняков, парковых павильонов; исполнял декоративные панно, монументальные росписи[5].
  3. Серебрякова, Татьяна Борисовна (1912—1989, Москва). Театральный художник. Заслуженный художник РСФСР[6].
  4. Серебрякова, Екатерина Борисовна (1913, Нескучное — 2014, Париж)[7], художница, член-основатель и почётный президент Фонда Зинаиды Серебряковой (Франция).
  • Картины З. Е. Серебряковой с членами её семьи
  • Б. А. Серебряков
    1913

Молодость[править | править код]

В 1900 году Зинаида окончила женскую гимназию и поступила в художественную школу, основанную княгиней М. К. Тенишевой. В 1903—1905 годах она была ученицей художника-портретиста О. Э. Браза. В 1902—1903 годах она путешествует в Италию. В 1905—1906 годах занимается в Академии де ла Гранд Шомьер в Париже. В 1905 году Зинаида Лансере выходит замуж за студента и своего кузена Бориса Серебрякова.

Дореволюционные годы[править | править код]

Автопортрет в костюме Пьеро (1911)

Как художник Серебрякова сформировалась в Петербурге. Исследователи подчёркивали «пушкинской и блоковской муз, в гении Достоевского», связанные с творчеством художника[8]

Со времён ученичества З. Лансере старалась выразить свою любовь к красоте мира. Её ранние работы — «Крестьянская девушка» (1906, Русский музей) и «Сад в цвету» (1908, частное собрание) — рассказывают о поисках и остром ощущении красоты русской земли.

Широкую известность принёс Серебряковой автопортрет («За туалетом», 1909, Государственная Третьяковская галерея), впервые показанный на большой выставке «Мир искусства» в 1910 году. За автопортретом последовали «Купальщица» (1911, Русский музей), портрет «Е. К. Лансере» (1911, частное собрание) и портрет матери художницы «Екатерина Лансере» (1912, Русский музей) — зрелые работы и твёрдые по композиции. Она вступила в общество «Мир искусства» в 1911 году, но отличалась от остальных членов группы любовью к простым сюжетам, гармонией, пластичностью и обобщениями в своих полотнах.

В 1914—1917 годах творчество Зинаиды Серебряковой переживало период расцвета. В эти годы она пишет серию картин на темы народной жизни, крестьянской работы и русской деревни, которая была так близка её сердцу: «Крестьяне» (1914—1915, Русский музей), «Жатва» (1915, Одесский художественный музей)[9] и другие.

Наиболее важной из этих работ стала «Беление холста» (1917, Государственная Третьяковская галерея). Фигуры крестьянок, запечатлённые на фоне неба, приобретают монументальность, подчёркнутую низкой линией горизонта.

В 1916 году Александр Бенуа получил заказ на роспись Казанского вокзала в Москве, он приглашает Евгения Лансере, Бориса Кустодиева, Мстислава Добужинского и Зинаиду Серебрякову принять участие в работе. Серебрякова взяла тему Востока: Индия, Япония, Турция и Сиам аллегорически представлены в виде красавиц. В это же время она работает над так и незаконченной картиной на темы славянской мифологии.

Революция[править | править код]

Зинаида встретила Октябрьскую революцию в родном имении Нескучном. В декабре 1917 года, в связи с начавшимися грабежами семей помещиков, семья Серебряковых переехала в Змиёв[10], затем, в начале 1918 года, в Харьков, где 21 марта 1919 года на съёмной квартире в доме по улице Конторской, 25 умер от сыпного тифа муж художницы Борис[11]. Серебрякова осталась с четырьмя детьми и больной матерью без средств к существованию. В ноябре 1919 года семейное имение Серебряковых было разграблено и сожжено[12][13]. Из-за отсутствия масляных красок Зинаиде пришлось перейти на уголь и карандаш. В этот период были созданы одни из самых известных групповых портретов детей Серебряковой — «На террасе в Харькове» и «Карточный домик»[14].

Художница отказалась перейти на популярный у советов футуристический стиль или рисовать портреты комиссаров, однако нашла работу в Харьковском археологическом музее, где выполняла карандашные наброски экспонатов[15]. В декабре 1920 года Серебряковы переехали в Петроград. Первые месяцы после переезда семья жила на Лахтинской улице, на Петроградской стороне, в квартире своих харьковских друзей Б. С. и Р. А. Басковых, а затем — в своей «дореволюционной» квартире на 1-й линии Васильевского острова. Весной 1921 года художница с матерью и детьми перебралась в «фамильный дом» на улицу Глинки, 15[16]. В эту квартиру поселили «на уплотнение» артистов театра МХАТ[17]. В последующие годы Серебрякова много рисовала на темы из театральной жизни. В 1924 году 14 её работ с успехом демонстрировались на выставке в Нью-Йорке. Особый интерес у публики вызвала картина «Спящая девочка на красном одеяле» (1923).

Париж[править | править код]

Осенью 1924 года Серебрякова поехала в Париж, получив заказ на большое декоративное панно. Вернуться ей не удалось, и она оказалась оторванной от Родины и детей (двух детей — Александра и Екатерину — удалось переправить за границу). Проживала она в это время по Нансеновскому паспорту и в 1947 году получила французское гражданство.

В 1928—1929 и 1932 годах[18] Зинаида Серебрякова едет в Марокко. Там она рисует Атласские горы, арабских женщин, африканцев в ярких тюрбанах. Ею также был написан цикл картин, посвящённый рыбакам Бретани.

Хрущёвская оттепель[править | править код]

Во времена хрущёвской оттепели власти СССР разрешают контакты с Серебряковой. В 1960 году, после 36 лет разлуки, её посещает дочь Татьяна (Тата), ставшая театральной художницей во МХАТе. В 1966 году большие выставки работ Серебряковой были показаны в Москве, Ленинграде и Киеве. Она становится популярной в СССР, её альбомы печатаются миллионными тиражами, а картины сравнивают с Боттичелли и Ренуаром.

19 сентября 1967 года Зинаида Серебрякова скончалась в Париже в возрасте 82 лет после кровоизлияния в мозг. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа[19].

  • В СССР и России были выпущены почтовые марки, посвящённые Серебряковой.
  • К 130-летию художницы Третьяковская галерея подготовила выставку работ Серебряковой, относящихся к периоду её творчества за границей.
  1. 1 2 Серебрякова Зинаида Евгеньевна // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова — 3-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1969.
  2. ↑ идентификатор BNF: платформа открытых данных — 2011.
  3. ↑ Zinaida Evgenevna Serebryakova
  4. ↑ Бенуа Лансере Серебряковы (неопр.). www.bls-collection.com. Дата обращения 8 июля 2017.[аффилированный источник?]
  5. ↑ Серебряков, Александр Борисович
  6. ↑ Серебрякова, Татьяна Борисовна
  7. ↑ В Париже скончалась художница Екатерина Серебрякова (рус.), ТАСС. Дата обращения 8 июля 2017.
  8. Савицкая Т. А. З. Серебрякова. Избранные произведения. — М. : Советский художник, 1989. — С. 2—3.
  9. ↑ Одесский художественный музей. Живопись XVI — начала XX веков. Каталог / Л. Н. Калмановская, Л. Н. Гурова. — Одесса: ИМК «Город мастеров», 1997. — С. 128. — 177 с.
  10. ↑ Русакова, 2008, с. 74.
  11. Буряковская, Татьяна. Харьковские «тайны» Зинаиды Серебряковой (неопр.). Время (27 сентября 2017). Дата обращения 6 августа 2019.
  12. ↑ Ефремова, 2006, с. 94.
  13. ↑ Русакова, 2008, с. 75.
  14. ↑ Русакова, 2008, с. 195.
  15. ↑ Русакова, 2008, с. 77.
  16. ↑ Русакова, 2008, с. 83—84.
  17. Красиков М. М. Доброе искусство, Конторская 25 (неопр.). Творчество и экскурсии Красикова М. М. (28 ноября 2016). Дата обращения 6 августа 2019.
  18. ↑ Русакова, 2008, с. 220—221.
  19. ↑ Русакова, 2008, с. 160.
  • Выставка «Перекрёстки: Украинский модернизм», Чикаго (2006), Нью-Йорк (2006—2007), Америка, Киев (2007)
  • Дмитрий Горбачев. Украинский авангард 1910-1930 годов. — Киев: «Мыстецтво», 1996. — ISBN 5-7715-0253-7.
  • Лариса Давтян. «Радостное волненье» искусства Зинаиды Серебряковой. — Иные берега, 2(34), 2014, с.34—45
  • Зинаида Серебрякова — биография
  • Зинаида Серебрякова — галерея
  • Зинаида Серебрякова. «Обнаженные»
  • Зинаида Серебрякова — каталог «Обнажённые», Издательство Русского музея
  • Наследница знаменитой фамилии
  • Zinaida Yevgenyevna Serebryakova (1884—1967) (англ.)
  • О Серебряковых. Борис Рыбаков
  • Девушка со свечой. Дмитрий Шеваров
  • Серебрякова, Зинаида Евгеньевна в библиотеке «Старатель»
  • Телепередача «Мир искусства Зинаиды Серебряковой»
  • Фонд Зинаиды Серебряковой
  • Интервью художницы Екатерины Серебряковой накануне её 100-летнего юбилея, 2013. ВИДЕО.
  • Надежда Трегуб. Поэзия женственности Зинаиды Серебряковой. Журнал Третьяковская галерея, #1 2008 (18)
  • Павел Павлинов. Так вот ты какой, Восток! Журнал Третьяковская галерея, #4 2014 (45)
  • Ксения Воротынцева. От Нескучного до Марокко. Культура, 06.04.2017
  • Евгения Логвинова. Такая вот вечная женственность. Культура, 04.10.2019

Миркина, Зинаида Александровна — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Миркина.

Зинаи́да Алекса́ндровна Ми́ркина (10 января 1926, Москва, СССР — 21 сентября 2018, там же, Россия) — русский поэт, переводчик, литературовед, эссеист. Жена философа Григория Померанца.

Родилась в семье инженера Александра Ароновича Миркина (1904—?), в 1920 году секретаря Бакинского уездного ревкома, выпускника МВТУ и начальника научно-исследовательского сектора Наркомтяжпрома; мать — экономист Александра Авелевна Миркина. Дед, Арон Менделевич Миркин, был часовщиком в Санкт-Петербурге. С 1943 по 1948 год училась на филологическом факультете Московского университета, где защитила дипломную работу, но не смогла сдавать госэкзамены, так как тяжёлая болезнь приковала её на пять лет к постели. Стихи писала с детства, но в связи с болезнью был большой перерыв; долгое время писала «в стол».

С середины 1950-х начала переводить; наиболее заметные работы — переводы суфийской лирики (впервые напечатаны в 1975 году в томе «Арабская поэзия средних веков» серии «Библиотека всемирной литературы»), Тагора, Рильке (в частности, перевела все сонеты к Орфею). Интенсивно печататься стала лишь с начала 1990-х годов. Вышли сборники стихов «Потеря потери» (1991, переиздано в расширенном виде, включая переводы суфийской поэзии, в 2001), «Зерно покоя» (1994), «Мои затишья» (1999), книги «Огонь и пепел» (работа о Цветаевой, 1993), «Истина и её двойники» (работы о Достоевском и Пушкине, 1993), «Три огня» (сказки, 1993), «Озеро Сариклен» (роман плюс сборник стихов «Дослушанный звук», 1995), «Великие религии мира» (совместная работа с мужем — Григорием Померанцем, 1995, переиздано в 2001), «Невидимый собор» (работы о Рильке и Цветаевой плюс все переводы Рильке, 1999), «У костра гномов» (сказки, 2000).

Среди переводов Зинаиды Миркиной — «Сонеты к Орфею» Райнера Марии Рильке. Совместно с супругом, философом-гуманистом Григорием Померанцем, издала работу «Великие религии мира». С 1988 года была участницей объединения духовных поэтов «Имени Твоему».

Скончалась 21 сентября 2018 года в Москве. Похоронена на Даниловском кладбище рядом с родителями и мужем [1].

Как пишет немецкий славист Вольфганг Казак, сквозная тема творчества Миркиной —

отношение человека к Богу, своему собственному духовному существованию… Жизнь Миркина понимает как приход «оттуда» и возвращение обратно, а смерть — как возвращение к корням и радость встречи с самим собой. С одной стороны, поэтесса в медитациях, мечтах и видениях готова к контакту с духовными реалиями и с другой — переживает Бога в природе, свете и тишине.[1]

Александр Хабинский, спонсировавший издание сборника стихов «Мои затишья», пишет о поэзии Зинаиды Александровны:

Эти стихи дают вертикальное измерение каждому мигу, они открывают возможность поворота всегда и везде и каждому. При этом они чисто русское явление. В них синтез мировой культуры органичен, как живое дерево, а не как агрегат. В них — отражение всей мировой культуры, особенно духовной, но для восприятия они этой культуры предварительно не требуют, ибо отражают не культуру, а источник, которым она светится. Каждым стихотворением можно воспользоваться, как воздушным шариком, чтобы полететь в нужную сторону; чтобы вознестись на столько секунд, сколько хватит духу. При этом они негромки как Дух. Есть люди, любители поэзии, которым они ничего не говорят, даже раздражают. Такие любят «новое». Есть поэзия, которая хочет по-новому сказать о старом и всем известном. А тут поэзия другого измерения: она говорит о почти неизвестном — в этом её новизна.

  1. Казак В. Лексикон русской литературы XX века = Lexikon der russischen Literatur ab 1917 / [пер. с нем.]. — М. : РИК «Культура», 1996. — XVIII, 491, [1] с. — 5000 экз. — ISBN 5-8334-0019-8.. — С. 263.

Монографии и эссе

  • Святая святых. В тишине. Алма-Ата, 1990.
  • Истина и её двойники: Эссе. М., 1991.
  • Огонь и пепел (духовный путь Марины Цветаевой). М.: ЛИА «ДОК», 1993. (Лекции по философии истории, совместно с Г. С. Померанцем)
  • Великие религии мира. М., Рапол, 1995 (совместно с Г. С. Померанцем). 2-е изд. — М.—СПб.: Университетская книга, 2001; 3-е изд. — М.: Росспэн, 2006.
  • Невидимый собор: О Рильке. Из Рильке. О Цветаевой. Святая Святых. — СПб.: Университетская книга, 1999.
  • В тени Вавилонской башни. М.: Росспэн, 2004 (статьи и лекции, совместно с Г. С. Померанцем).
  • Невидимый противовес. М.: ПИК, 2005 (статьи и лекции, совместно с Г. С. Померанцем).

Проза

  • Озеро Сариклен. М.: Фантом Пресс, 1995.

Сказки

  • Три оленя. Алма-Ата: изд. Хабипова, 1991.
  • У костра гномов. М.: Эвидентис, 1996.
  • Негасимые огни. М.: Эвидентис, 2005.

Стихи

  • Потеря потери. М.: ЛИА Р. Элинина, 1991. 2-е изд., доп. — М.: Эвидентис, 2001.
  • Зерно покоя. М.: ДОК, 1994.
  • Дослушанный звук: Избранные стихи. М.: Фантом Пресс, 1995.
  • Прозрачный час. Архангельск: Изд-во Румянцевой, 1999.
  • Мои затишья: Избранные стихи. М.—СПб.: Университетская книга, 1999.
  • Один на один. М.: Эвидентис, 2002.
  • Нескончаемая встреча. М.: Эдвентис, 2003.
  • Из безмолвия. М.: Эвидентис, 2005.
  • Негаснущие дали. М.: Эвидентис, 2005.
  • Блаженная нищета (недоступная ссылка): Избранные стихи 2007, 2008 и первой половины 2009 годов. М.: Летний сад, 2010. 272 с. ISBN 978-5-98856-103-3

Переводы

  • Рильке Р. М. Сонеты к Орфею. — М. : Летний сад ; СПб., 1999.

Портнова, Зинаида Мартыновна — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Зинаи́да Марты́новна (Зи́на) Портнова (20 февраля 1926, Ленинград — 10 января 1944, Полоцк или деревня Горяны, Полоцкий район, Витебская область) — Герой Советского Союза (1958), пионер-герой. Советская подпольщица, партизанка, член подпольной организации «Юные мстители»; разведчица партизанского отряда имени К. Е. Ворошилова на оккупированной гитлеровцами территории Белорусской ССР.

Родилась Зинаида Портнова 20 февраля 1926 года в городе Ленинграде в семье рабочего. По национальности белоруска. Окончила 7 классов (1941).

В начале июня 1941 года приехала на школьные каникулы в деревню Зуи, близ станции Оболь Шумилинского района Витебской области. После вторжения гитлеровцев на территорию СССР Зина Портнова оказалась на оккупированной территории. С 1942 года — член Обольской подпольной организации «Юные мстители», руководителем которой была будущий Герой Советского Союза Е. С. Зенькова, член комитета организации. В подполье была принята в ВЛКСМ.

Согласно советской историографии, участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против захватчиков. Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья отравила суп (погибло более ста офицеров). Нацисты начали поиск злоумышленников, подозревая всех и каждого. Попала под подозрение и Зина, которую немцы почти насильно накормили тем самым супом. Она не помнила, как добралась до крылечка бабушкиного дома, но та отпоила ее травяными отварами и молочной сывороткой, в результате, девушка осталась жива. Однако после произошедшего оставаться в деревне ей было смертельно опасно, и Портнову переправили в партизанский отряд.

С августа 1943 года разведчица партизанского отряда им. К. Е. Ворошилова. В декабре 1943 года, возвращаясь с задания по выяснению причин провала организации «Юные мстители», схвачена в деревне Мостище и опознана некой Анной Храповицкой. На одном из допросов в гестапо деревни Горяны (ныне Полоцкого района Витебской области Белоруссии), схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, но была схвачена. После этого её пытали больше месяца, пытаясь получить какую-либо информацию о партизанах.

Утром 10 января 1944 года её расстреляли в тюрьме города Полоцка (по другой версии — в деревне Горяны).

  • Имя Зины Портновой присвоено улице в Кировском районе Санкт-Петербурга.
  • С 1968 по 2000 год в Дальневосточном морском пароходстве существовало судно «Зина Портнова».
  • В городском посёлке Оболь (Беларусь):
    • есть улица Зины Портновой,
    • школа носит имя Зины Портновой,
    • в фойе этой школы установлен бюст и мемориальная доска,
    • работает музей подпольной организации «Юные Мстители»,
    • на улице Нины Азолиной сохранился дом, в котором жила Зина Портнова.
  • На автодороге А215 в городском посёлке Оболь (Белоруссия) находится памятная стена, на которой перечислены активные участники Обольской подпольной группы, в том числе и Зина Портнова.
  • Оболь, музей — салфетка, связанная Зиной ПортновойНа аллее Героев перед Шумилинским историко-краеведческим музеем на гранитной плите выбиты портрет и имя З. М. Портновой.
  • Зина Портнова официально была причислена к «пионерам-героям» Советского Союза[2][3].
  • В 1978 году издан художественный маркированный конверт, посвящённый героине.
  • Памятник Зине Портновой в селе Ягодное, близ Тольятти — территория бывшего пионерского лагеря «Алые паруса».
  • В Москве на территории Выставки достижений народного хозяйства у входа в павильон № 8 установлен бюст скульптора Н.Конгисер.
  • Стала прототипом персонажа российско-японско-канадского анимационного фильма в жанре фэнтези «Первый отряд».
  • Музей Зины Портновой при школе № 608 в Кировском районе Санкт-Петербурга[4].
  • Портрет Зинаиды Портновой на Новгородской улице в Санкт-Петербурге[5].

Нарышкина, Зинаида Михайловна — Википедия

Зинаи́да Миха́йловна Нары́шкина (17 октября 1911 (1911-10-17), Российская империя — 5 сентября 1993, Россия) — советская и российская актриса театра и кино.

В советское время распространялась версия, что Зинаида Михайловна родилась в семье, принадлежащей к старинному дворянскому роду Нарышкиных. Сама она скрывала своё происхождение, и о её предках знали только близкие люди. На самом деле актриса, по-видимому, не имела отношения к этому роду; по крайней мере, родословные росписи Нарышкиных не содержат сведений о ней.

С самого детства особым объектом мечтаний Зинаиды Нарышкиной был театр. Окончив школу, она поступает в Московский театр «ГИТИС», где за её обучение берётся актёр и режиссёр театра Судаков, Илья Яковлевич. После окончания обучения устроилась в Театр рабочей молодёжи, где быстро стала ведущей актрисой труппы.

В театре она познакомилась с актёром Николаем Рытьковым (1913—1973[1]) и вышла за него замуж. Молодого актёра, увлеченного языком эсперанто, считали одним из ведущих эсперантистов страны[2]. Но в 1938 году решением ОСО при НКВД СССР от 2 июля 1938 года «за контрреволюционную деятельность» («участие в фашистской шпионской организации эсперантистов и клеветнические измышления о положении в СССР») он был осуждён на 8 лет исправительно-трудовых лагерей[3]. После ареста мужа Зинаида Михайловна была выслана в Ташкент, где поступила на службу в Ташкентский театр Красной Армии Среднеазиатского Военного округа. Была занята во всех его спектаклях.

В 1946 году Нарышкина вернулась в Москву и стала актрисой Мосэстрады, занималась чтением со сцены рассказов и стихов. Много сочиняла сама, но только для себя. Иногда, чтобы занять себя чем-либо, могла шить платья для ансамблей.

В 1955 году Николай Рытьков был освобождён и реабилитирован. Он вернулся в Москву, в Театр имени Ленинского комсомола. В середине 1960-х годов, отправившись в загранкомандировку в Вену на Международную конференцию по эсперанто в качестве главы советской делегации, он отказался возвращаться в СССР, став «невозвращенцем». Вскоре он переехал жить в Великобританию, где работал диктором на Би-би-си. Умер в 1973 году[1].

После эмиграции мужа З. Нарышкина вновь оказалась под вниманием КГБ СССР. Её почтовая корреспонденция проверяется, ценные посылки, которые муж регулярно шлёт из-за границы, часто не доходят (она даже подавала жалобы во Всемирный почтовый союз, после которых посылки приходили невскрытые). Многое из вещей, присылаемых мужем (платья и костюмы), она раздавала знакомым и коллегам по работе.

В конце 1950-х и в 1960-х годах иногда снимается в эпизодических ролях в кино. Одну из крупных (фактически главных) ролей она сыграла только в фильме «Снежная сказка» (её героиню звали Бумажная Душа — хитрая сказочная женщина, оживлённая с помощью волшебства снежная баба, помогала Старому Году сделать всё, чтобы остановилось время и Новый год не наступил).

С 1970-х годов она стала звездой киностудии «Союзмультфильм», добившись успеха в озвучивании многих мультфильмов, при этом имея свой «бабушкин» смешливый и звонкий голос. В сказке «Дед Мороз и лето» она озвучивает Ворону (в частности, произносит знаменитую фразу «Ку-ку, ку-ку… Ну, что раскуковался-то? Домой пора, а ты всё кукуешь!»). Успех актрисы закрепила ярко «сыгранная» роль Совы в мультфильме Фёдора Хитрука «Винни-Пух и день забот» (1972).

Ещё бо́льшую популярность Зинаида Михайловна завоевала на радио, где создала блистательные образы Совы и Мартышки в многолетнем легендарном сериале «КОАПП» («Комитет охраны авторских прав природы»).[4]

В последние годы жизни очень плохо себя чувствовала, была морально подавлена и раздражительна. Основной причиной этого являлась пошлость и низкое качество кинофильмов, для участия в которых её вдруг стали приглашать, огромное количество бесчувственных и бессмысленных телепередач о преступности. Кроме того, она переживала за своих не всегда сытых питомцев — у неё были четыре собаки и шесть кошек.

5 сентября 1993 года Зинаида Михайловна Нарышкина скончалась. Хоронить её было некому, ни в каком штате она не числилась, радиокомитет и СТД отказались принимать участие. Месяц её тело пролежало в морге невостребованным, после чего его кремировали, а пепел захоронили в общей могиле невостребованных прахов.

Актёрские работы[править | править код]

  1. 1956 год — Безумный день — старшая машинистка (нет в титрах)
  2. 1956 год — Песня табунщика — секретарь приёмной комиссии
  3. 1959 год — Снежная сказка — женщина «Бумажная душа»
  4. 1961 год — Морская чайка — бабушка
  5. 1962 год — Я купил папу — кассирша в универмаге
  6. 1965 год — Путешественник с багажом — контролёр в автобусе
  7. 1970 год — Приключения жёлтого чемоданчика — кассирша в цирке
  8. 1970 год — Карусель. Новелла «Поленька» — покупательница (нет в титрах)
  9. 1975 год — Это мы не проходили — кассирша в гастрономе (нет в титрах)
  10. 1977 год — Марка страны Гонделупы — работница почты
  11. 1978 год — Месяц длинных дней — Клавдия Семёновна, кастелянша
  12. 1983 год — Карантин — «Шапокляк» на лекции писателя
  13. 1984 год — Лев Толстой — эпизод
  14. 1988 год — Гулящие люди — старуха-приживалка
  15. 1988 год — Фантазёр
  16. 1991 год — Шальная баба — незнакомка-соседка
  17. 1993 год — Альфонс — старуха у подъезда

Озвучивание в кино[править | править код]

  1. 1977 — Волшебный голос Джельсомино — котята
  2. 1982 — Чародеи — Скатерть-самобранка

Озвучивание в мультфильмах[править | править код]

Александрова, Зинаида Николаевна — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 декабря 2015; проверки требуют 27 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 декабря 2015; проверки требуют 27 правок.

Зинаи́да Никола́евна Алекса́ндрова (1907 — 1983) — русская советская поэтесса и переводчица.

Родилась 20 ноября (3 декабря) 1907 в Санкт-Петербурге. Отец, Николай Александрович, учился на юридическом факультете в университете, преподавал физику и математику в Знаменском училище. Мать, Екатерина Ильинична — фельдшерица на заводе. В 1919 году осталась сиротой и была отдана в детский дом. Окончила семилетку и пошла работать на прядильную фабрику имени С. И. Халтурина. Училась в Ленинградском техникуме печати.

Затем работала в редакциях многих газет и журналов. После ленинградского периода она некоторое время работала в рязанской газете «Путь молодежи». Потом перебралась в Москву, где стала заведующей редакцией отдела детской литературы в издательстве «Молодая гвардия». Затем трудилась в журнале «Искорка», в «Крестьянской газете», в журнале «Дружные ребята». Член СП СССР[1].

Зинаида Александрова — автор около 70 поэтических произведений для детей. Детские произведения автора неоднократно переиздавались, вошли в хрестоматии, были положены на музыку и стали песнями.

Свои первые стихи начала писать ещё будучи в детском доме. Работая прядильщицей, продолжала писать стихи. Подруги без ведома автора послали их в журнал «Работница и крестьянка», некоторые из них были напечатаны в 1926 г. Вскоре вышли две её книжки — «Полевой Октябрь» и «Фабричные песни» (1928).

Дебют поэтессы в детской литературе относится к 1930—1931 годам. В 1930 году написала ставшую популярной детскую песенку «Ветер на речке». После этого стала писать для детей.

Для стихов и песен автора характерны многообразие тематики, непринужденность интонаций, мягкий лиризм.

Песни на стихи Александровой[править | править код]

Книжки для малышей[править | править код]

  • «Колхозная весна» (1932),
  • «Майка» (1933),
  • «Зима» (1933),
  • «Наши ясли» (1934),
  • «Мишкины соседи» (1936),
  • «Гибель Чапаева» (1937),
  • «Хорошо живется» (1939),
  • «Мой Мишка» (1940),
  • «У нас в саду» (1941).
  • «Топотушки» (сборник),
  • «Про девочку Да и мальчика Нет»,
  • «Невидимка»,
  • «Станция Весна»
  • «Смешные человечки»,
  • «Что взяла, клади на место!» и др.

Книги о войне[править | править код]

  • «Островок на Каме»,
  • «Салют»

Другие произведения[править | править код]

  • «Биография песни» (1934),
  • * В приморской станице. (Поэма, 1954).

Зинаида Александрова — популяризатор детской литературы народов СССР. Известны её переводы грузинских, украинских, литовских, еврейских поэтов, пишущих для детей.

  • КЛЭ. Т. 1. — М., 1962.
  • Справочник Союза писателей СССР [по состоянию на 01.12.1963] / ред. К. В. Воронков, сост. Н. В. Боровская. — М.: Советский писатель, 1964. — 776 с. — 3000 экз.
  • Кудрявцева Д. А., Медведева Е. Г. Александрова Зинаида Николаевна // Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. — М.: Флинта; Наука, 1997. — С. 17—21. — ISBN 5-02-011304-2.
  • Приходько В. Зинаида Александрова (1907—1983)// Дошкольное воспитание. — 1991. — № 5.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *