Что такое эпатажный человек: признаки эпатажности
Слово эпатаж можно услышать во многих популярных передачах. Термин характеризует определённый психологический тип людей и стиль поведения. Когда о человеке говорят эпатажный, это означает, что индивидуум делает всё, чтобы выделиться из общей массы, стремится быть непохожим на других, противопоставляет себя обществу.
Лели Гагу справедливо называют королевой эпатажа.Что такое эпатажный
Стремление привлечь к себе внимание может преследовать различные цели. Для кого-то это стиль жизни и свойство характера. Для большинства же эпатажное нестандартное поведение – продуманная политика, направленная на заманивание клиентов, если речь идёт о торговых брендах, или поклонников, если речь идёт о звёздах.
Слово эпата`ж (epatage) пришло из французского языка и переводится как «подножка». Оно применимо для выходок, которые идут вразрез с общепринятым стилем поведения. В некоторых случаях его можно заменить синонимами:
- скандальность;
- асоциальность;
- безнравственность;
- шокирование;
- аморальность;
- выходка и т. д.
В различных ситуациях можно применить одну из вышеперечисленных характеристик. Но не всегда. К примеру, эпатажно — это не всегда аморально и не всегда асоциально. Каждый, кто хочет обратить на себя внимание, устанавливает собственные рамки. Шокировать можно различными способами, проявляя не только отрицательные стороны личности.
Стилиста Зверева можно смело назвать эпатажным человеком.
Что такое эпатажность
Мы определились с тем, что представляет собой понятие «эпатажный». Если углубиться в суть вопроса, можно понять, что эпатажность – это признак современности. В XXI веке данный стиль поведения всё чаще характеризует не стремление противопоставлять себя традициям, а образ мышления и даже искусство.
Главными виновниками проявления описываемого понятия являются авангард и модерн, сподвигнувшие общество начать переоценку устоявшихся ценностей. Революционные направления искусства оказались на одной из чаш весов и выступили в роли оппонентов наскучивших всем новостей, главная цель которых состоит в том, чтобы запугать людей и с помощью страха манипулировать ими.
Эпатажность проявляется не только в поведении. Это и одежда, выбивающаяся за рамки привычных представлений, и художественные творения, покоряющие мир своей дерзостью.
Роман и фильм «50 оттенков серого» — наглядный пример эпатажного искусства.
Эпатажный человек в современном обществе
Эпатажность – явленье, которое проявлялось в обществе во все времена. В прошлом оно было редкостью, и могло стоить человеку не только свободы, но и жизни. Непохожесть каралась пытками и казнями. Стоит вспомнить охоту на ведьм и инквизицию.
В современном обществе эпатаж воспринимается по-разному. Всё зависит от того, как эпатажный, стремящийся к неординарности человек себя преподносит. В XXI веке даже откровенно аморальное поведение не всегда осуждают. Примером тому служит недавно прославившаяся в передаче Малахова Шурыгина, которой дурная слава принесла большое количество поклонников. Публика неоднозначно оценила поведение девушки. Как её сторонники, так и противники вознесли жертву изнасилования на пьедестал славы.
Признаки человеческой эпатажности
Фредди Меркури сражал поклонников своей эпатажностьюЗная значение понятия «эпатажность», несложно составить портрет человека, подходящего под данное определение:
- склонность к скандальным действиям;
- умышленное провоцирование общественного мнения;
- поведение, вызывающее шок у окружающих;
- противопоставление себя нравственным устоям.
За эпатажностью отдельной личности могут скрываться как гениальность, так и банальное стремление привлечь к себе внимание.
Картина Густова Курбе «Происхождение мира» – пример эпотажа в искусствеЧасто обычные люди стремятся быть эпатажными, следуя примеру звёзд. В мире талантливых людей есть немало примеров противопоставления себя традициям.
Примеры эпатажных личностей
В искусстве есть немало примеров, когда талантливый мастер слова или кисти, певец или актёр творили нечто, что выходило за рамки традиций, а нередко и противопоставлялось им:
- Сальвадор Дали. Каждая картина гениального мастера – это удар по традиционному искусству.
- Российский футурист Д.Д. Бурлюк сложил строки, которые у многих вызвали неоднозначные чувства. Достаточно одной строки «Мне нравится беременный мужчина», чтобы понять, что творение выходит за принятые рамки.
- Советский архитектор Мельников. Дом-улей, сооружённый в Москве, выбивается за рамки привычной для глаз архитектуры.
- Всемирно известный певец Элтон Джон и в стиле исполнения, и в одежде, и в поведении противостоит тому, к чему привыкла общественность.
Эпатажными личностями являются Либераче, Майкл Джексон, Принс, Мерлин Мэнсон, Бой Джорж и многие другие.
Кто такая эпатажная женщина
Майли Сайрус с помощью эпатажа избавляется от образа примерной школьницыНе менее мужчин преуспели в эпатаже представительницы прекрасной половины человечества. Не боясь спровоцировать общество на отрицательное к себе отношение, они создают яркие противоречивые образы.
Эпатажная женщина – это та, которая не побоялась быть непохожей, не стыдящаяся своей неординарности. Это может быть толстушка или искусительница, модница или гонщица.
Самые популярные представительницы «вида»:
- Леди Гага;
- Лолита Милявская;
- Линдси Лохан;
- Кортни Лав;
- Мадонна;
- Наоми Кэмпбелл и многие другие.
Эпатажность постепенно превращается в модное движение. Всё меньше люди удивляются проявлениям неординарности, граничащим с распущенностью. Провокация, выходящая за рамки дозволенного, позволяет продвигаться по ступенькам популярности.
Эпатажность – это «капкан», цель которого — внимание окружающих. В нынешнем западном мире всё чаще можно слышать о таком явлении как эпатажный перфоманс. Самореклама вызывающего характера превратилась в модное веяние, которое повлияет на развитие общества.
Эпатаж — Википедия
Эпата́ж (фр. épatage) — умышленно провокационная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, демонстрируемые с целью привлечения внимания. Свойственен авангардному, и отчасти модернистскому искусству, однако относится «к внеэстетическим и тем более к внехудожественным реакциям»[1].
Слово «эпатаж» соответствует жаргонному фр. épatage, «подножка» из русского выражения «дать/подставить подножку»[2]. Слово приводится в словарях арго, отсутствует в литературном французском, образовано от глагола фр. épater — ошеломлять, приводить в изумление (буквальное значение — «отколоть ножку [рюмки]»). Жаргонизм появился во Франции около 1835 года[2]; в русский язык слово вошло в XIX веке вместе с желанием фр. épater les bourgeois («ошеломить буржуев»), которое проповедовали французские деятели искусства 1830-х годов[3]. Во многих языках, включая английский, слово не имеет эквивалента.
Понятие эпатажа возникло в художественной среде, но исследователи расходятся в объяснении причин его появления и роли в современном искусстве (эпатаж стал популярен с приходом модернизма). Принято считать, что классическому искусству эпатаж не свойственен[1], хотя, по мнению некоторых учёных[4], само явление возникло в европейской культуре ещё в античную эпоху.
Некоторые авторы утверждают, что эпатаж стал составной частью современного искусства. Так, по мнению М. И Шапира[5], «в авангардном искусстве прагматика выходит на первый план. Главным становится действенность искусства — оно призвано поразить, растормошить, взбудоражить». При этом, естественно, «ценность такого искусства прямо пропорциональна силе реакции (идеальный
случай — скандал)». В такой трактовке эпатаж является частью искусства, основой скандального искусства. Схожей позиции придерживается И. К. Вовчаренко
Скандал, как частое следствие новаторских устремлений, трансформируется в эпатаж — самопровозглашённую причину художественных поисков. Если поиск нового нередко влечёт за собой скандал, то поиск самого скандала, соответственно, ведёт к новым открытиям |
Другие исследователи связывают эпатаж с психологическим состоянием художника. Например,
Е. А. Рогалева рассматривает эпатаж как средство выхода из неопределённого и неустойчивого положения, порождённого отсутствием единой «культурной матрицы» для принятия решений в условиях современного столкновения культур[4]. Эпатаж у Рогалевой — это проявление девиантного поведения вследствие утраты самоидентификации и одновременно поиск новой идентификации. Она считает, что присутствующий в эпатаже элемент игры позволяет использовать художникам девиантное поведение не для разрушения, а для творчества, так как игра создаёт порядок за пределами пространства повседневной жизни. Схожую позицию занимает С. Даниель
Альбер Камю[8] считает, что эпатаж — это предельное проявление «метафизического бунта» (восстание «человека против своего удела и против всей вселенной»). При этом эпатаж является бесполезным бунтом художника, который «замыкается в абсолютном отрицании».
И. К. Вовчаренко также старается отделить скандальные выходки художников, не связанные напрямую с их творчеством, от «эпатажной эстетики» скандального искусства. Так, поэтический образ С. Есенина Вовчаренко рассматривает как часть творческой биографии поэта, «в отрыве от специфической эпатажной эстетики»
Разногласия в определении эпатажа заставляют некоторых исследователей избегать самого термина. Так, Александр Флакер[9] использует два термина, «эстетическая провокация» и «эстетический вызов» вместо эпатажа, так как последний с точки зрения А. Флакера обременён «историческими и классовыми коннотациями».
Привлечение внимания к товарам и услугам с помощью эпатажа используется в рекламе и маркетинге.
В России использование нецензурной или оскорбительной рекламы является незаконным. Существуют прецеденты применения значительных санкций против рекламодателей (например компания Евросеть), допустивших размещение такого рода рекламы
В искусстве[править | править код]
Эпатаж как компонент направления в искусстве ярче всего проявился в эпоху модернизма, который ставил своей целью радикальное отрицание прежних традиций и канонов. В частности, «Первый Манифест футуризма» (1909) гласил: «Пора избавить Италию от всей этой заразы — историков, археологов, антикваров. Слишком долго Италия была свалкой всякого старья. Надо расчистить её от бесчисленного музейного хлама — он превращает страну в одно огромное кладбище… Для хилых, калек — это ещё куда ни шло, будущее-то всё равно заказано? А нам всё это ни к чему! Мы молоды, сильны, живём в полную силу, мы футуристы!»
Похожие настроения выражал Г. Грасс, повествуя о дадаистском периоде своего творчества: «Мы с лёгкостью издевались надо всем, ничего не было для нас святого, мы всё оплевывали. У нас не было никакой политической программы, но мы представляли собой чистый нигилизм».
Маринетти утверждал, что «без наглости нет шедевров», потому «главными элементами нашей поэзии будут храбрость, дерзость и бунт», в ходе реализации которых следует «плевать на алтарь искусства», «разрушать музеи, библиотеки, сражаться с морализмом». В программе движения «диких» — Матисс, Дерен, Вламинк, др. — отрицание эстетического канона сопровождалось отказом от традиционных моральных норм в духе ницшеанского понимания свободы.
Эпатирующим поведением и высказываниями отличался художник-сюрреалист Сальвадор Дали. В частности, он сам публично рассуждал о своей гениальности, а также заявлял, что «сюрреализм — это Сальвадор Дали». Его «Дневник одного гения» с шокирующей откровенностью повествовал об особенностях жизнедеятельности его собственного организма. В этой же книге автор представил изобретённую им классификацию «разновидностей пуков».
Российский писатель Виктор Ерофеев, рассуждая о тенденциях в современной литературе, в своей книге «Русские цветы зла» пишет:
«Разрушилась хорошо охранявшаяся в классической литературе стена […] между агентами жизни и смерти (положительными и отрицательными героями). Каждый может неожиданно и немотивированно стать носителем разрушительного начала; обратное движение затруднено. […] Красота сменяется выразительными картинами безобразия. Развивается эстетика эпатажа и шока, усиливается интерес к „грязному“ слову, мату как детонатору текста. Новая литература колеблется между „чёрным“ отчаянием и вполне циничным равнодушием. В литературе, некогда пахнувшей полевыми цветами и сеном, возникают новые запахи — это вонь».
Из статьи Вовчаренко:
- Флакер А. Эстетический вызов и эстетическая провокация. // Живописная литература и литературная живопись. — М., 2008. — С. 88-99.
- Клющчинский Р. Эксцентризм и эксцентричность. О подвижности границ в искусстве // Киноведческие записки. — 1990. — № 7. — С. 151-154.
- Даниэль С. Авангард и девиантное поведение // Авангардное поведение. — СПб., 1998. — С. 41-46.
Философские эссе по вопросу:
Эпатаж в моде. Эпатажный стиль эпатажными
Эпатаж в мире моды всегда служил очевидным признаком гения: громко заявивших о себе с помощью вызывающе провокационных, нарушающих все существующие каноны моды коллекций Джона Галльяно или Вивьен Вествуд называют не иначе как гениальными мастерами эпатажа.
Однако, как, в случае, пожалуй, с любым течением в моде, эпатаж сегодня превратился практически в гротеск — большинство начинающих дизайнеров пытаются эксплуатировать опыт тех самых Галльяно и Вествуд и заявлять о себе с помощью псевдо «гениальных» творений, не столько действительно создавая нечто ценное в моде, сколько эпатируя публику.
Джон Галльяно и Вивьен Вествуд — пожалуй, единичные примеры из мира моды, когда за эпатажем действительно стоит Идея — нечто большее, чем банальное желание выделиться из множества молодых дизайнеров, заявляя о себе как о новом гении. Ключевое отличие этих двух мастеров эпатажа от огромного числа подражателей — в возможности всегда объяснить, что же именно стояло за созданием коллекции. Так, например, создавая в восьмидесятых свои коллекции с нарочито рваной одеждой со швами наружу, Вивьен признавала, что ее творения — пародия на общепринятые традиции моды. Как известно, пародирование моды Вествуд оказалось столь успешным, что дало начало целому стилю панк, воплощенному в одежде.
Если коллекции Вивьен — это, по большому счету, своеобразный вызов господствующей идеологии, то модели Джона Галльяно — это квинтэссенция творческого переосмысления образов, гениальность в чистом ее виде. Выбирая даже самый простой и очевидный источник вдохновения, дизайнер преобразует основной образ в нечто буквально феерическое, при этом не задаваясь целью эпатировать публику.
Казалось бы, нет ничего более банального и обыгранного модой множество раз, чем образы голливудских див «Золотой эпохи» Голливуда, ставшие источником вдохновения для последней, весенне-летней коллекции Галльяно. Однако дизайнеру гениальным образом удалось избежать банальности и надоевшей темы «ретро-гламура», создав нечто исключительное: коллекцию, в которой образы див серебряного экрана отражены символически — взгляд словно выхватывает те или иные детали-символы, создающие общую атмосферу.
Современный enfant terrible британской — да и мировой — моды, дизайнер Александр Маккуин превратил эпатаж почти в искусство, поставив его на службу маркетинговым ценностям. Давно завоевавший звание одного из самых эпатажных дизайнеров мира моды, Маккуин, очевидно, использовал эпатаж в целях наиболее банальных — как способ привлечения внимания. Можно ли себе представить, чтобы, к примеру, Галльяно (не говоря уже о Вивьен Вествуд) прилюдно снял штаны перед зрителями собственного показа, пытаясь прослыть эпатажным? А вот Маккуин прибегал именно к таким, заслуживающим, пожалуй, названия «дешевки» методам.
Повторяя тот же самый способ эпатировать публику, которым в свое время воспользовалась Вивьен Вествуд, Александр Маккуин в середине девяностых выпускал на подиум моделей в одежде, забрызганной грязью. Однако если у Вествуд такие попытки были действительно бунтарским способом поиска альтернативы традициям моды, то Маккуин, без всяких сомнений, не искал ничего нового, создавая лишь паблисити. Восторженные отзывы публики о Маккуине как о новом гении дизайна нельзя принимать всерьез: скорее британского дизайнера можно назвать гением маркетинга в моде. Блистательный эпатаж Александра как маркетинговое средство в свое время оценил крупнейший модный холдинг LVMH, приглашая Маккуина на должность креативного директора дома Givenchy с целью оживить имидж бренда, сделать его более острым, провокационным.
Александр Маккуин, впрочем, не худший представитель группы дизайнеров, использовавший эпатаж в качестве средства продвижения собственного бренда. По крайней мере, в коллекциях Маккуина можно выделить действительно ценные находки. Так, например, в последней его коллекции сезона весна-лето 2010, которую демонстрировали на подиуме модели в образе этаких футуристических морских созданий, можно обнаружить — конечно, если абстрагироваться от нарочито гротескных образов манекенщиц — ряд необычайно стильных ансамблей. Восприятие творчества Маккуина требует своеобразного умения «читать между строк», за эпатажными образами и высказываниями самого дизайнера видя действительный, материальный результат его трудов.
Татьяна Смирнова
Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]
Характеристики эпатажной личности
Французский глагол epater переводится как «изумлять» или «ошеломлять». Под эпатажем понимают необычное, вызывающее поведение, которое резко отличается от общепринятых норм морали и нравственности.
Статьи по темеЧто значит эпатажный человек
Такая личность постоянно нарушает общепринятые нормы поведения скандальными высказываниями, нестандартной одеждой или прической. Создается впечатление, что ради привлечения внимания эпатажный человек готов пойти на все. Это вызывает недовольство или возмущение общества.
Эпатирование отличает обязательный элемент игры, который выводит происходящее за пределы повседневности.
Такое поведение характерно для творческих натур, которые стремятся к воплощению новых оригинальных идей и форм.
Проявления эпатажа в искусстве и творчестве
Особенно ярко такой стиль поведения выражается в стилях модерн, авангард или постмодерн. Эти направления искусства ставят своей целью создать новое через демонстративное разрушение прежнего. Большинство художников шокирует публику своими творческими работами.
Нередко общество называет их произведения свидетельством деградации искусства.
Литература
Яркими талантливыми эпатажниками признаны американские авторы Чарльз Буковски и Генри Миллер. Они шокировали публику поступками, а в романах описывали собственную жизнь. В некоторых европейских странах отдельные произведения этих писателей запрещены.
Изобразительное искусство
Работы сюрреалиста Сальвадора Дали полны неожиданных сцен, но признание ему принесло не только творчество. Гениальный или безумный испанец сделал произведением искусства и эпатажа личную жизнь.
Художник знаменит шокирующими выставками, необычными повседневными костюмами, публичной демонстрацией нестандартных любовных предпочтений.
Музыка
Всемирно известного британского композитора Дэвида Боуи называют «хамелеоном рок-музыки». Этот титул обеспечен пятидесятилетием успешных творческих экспериментов. Артист играет со стилями, собственной внешностью, сексуальной ориентацией. Боуи называют одним из самых влиятельных музыкантов ХХ столетия, новатором большинства современных направлений рок-музыки.
Необычные концертные или повседневные костюмы принесли Боуи едва ли не большую известность, чем платиновые альбомы.
Театр и кино
Датский кинорежиссер Ларс фон Триер снимает шокирующие фильмы со сценами насилия. Его частная жизнь не менее неординарна: алкоголизм, неоднозначные заявления на публичных мероприятиях, провоцирующие широкий общественный резонанс. Эпатажность Триера, не столь вызывающая в личной жизни, проявляется во всех его работах.
Фильмы режиссера регулярно получают почетные премии, а актеры главных ролей становятся звездами.
Мода
В области высокой моды через незаурядность пытается пробиться едва ли не каждый дизайнер. Гениальными мастерами эпатажности, взорвавшими существующие каноны и создавшими принципиально новые тенденции, остаются Джон Гальяно и Вивьен Вествуд. Их современные последователи, такие как Александр Маккуин, используют эпатажные приемы более прямолинейно. Пример его вызывающего поведения – прилюдное снятие штанов на финальном выходе одного из показов.
В повседневной жизни
К эпатажу сегодня прибегают люди всех наций и возрастов. Немалое влияние на развитие этой тенденции оказывают социальные сети, где каждый становится творцом собственного образа. Аккаунты наполнены снимками в ярких нарядах с несочетаемым по возрасту макияжем.
Оригинальным внешним видом повседневный эпатаж не ограничивается: экстравагантные вызывающие поступки и провоцирующее поведение снимается на видео и загружается на сервер.
Внешний вид и прическа
Инструментов для эпатирования масса. Женщины красят волосы в кислотные цвета, некоторые заплетают афроамериканские косички (дреды), выбривают виски. Пирсинг, татуировки по всему телу, обтягивающая кожаная одежда давно перестали быть выбором только представителей молодежных субкультур.
Стиль поведения
Эпатажная личность стремится быть всегда на виду, привлекая внимание. Один из инструментов достижения цели – провоцирующее эмоциональную реакцию поведение. Поступки таких людей находятся на грани допустимого или за ней.
Намеренное нарушение установленных правил поведения в общественных местах – самый простой пример эпатирования окружающих в повседневной жизни.
Эпатаж как PR-ход
Мало что так легко приковывает внимание к персоне или продукту, как грамотно продуманный эпатаж. К этому инструменту постоянно прибегают маркетологи во время рекламных кампаний, специалисты по связям с общественностью.
Без эпатажных поступков либо провокационных высказываний сегодня не обходится ни один крупный общественный деятель или бизнесмен.
В политике
Дональд Трамп и Владимир Жириновский используют эпатажную политическую стратегию. Их публичные заявления почти всегда вызывают неоднозначную реакцию и волну критики от общественности.
В шоу-бизнесе
Среди звезд немало эпатажных фигур, которые привлекают внимание скандальными выходками и экстравагантными нарядами. Мадонна, Леди Гага, Майкл Джексон и многие другие вызывают восторг или осуждение публики не только творчеством.
В рекламе
Расистские или националистические образы, двусмысленные слоганы отлично повышают узнаваемость марки или бренда. Эти приемы черного пиара встречаются в рекламных роликах Тинькофф, Бургер Кинг, многих известных производителей одежды. Социальная реклама нередко содержит элементы эпатажа.
Видео
Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter и мы всё исправим! Рассказать друзьям:Эпатаж – что это такое?
Все чаще с экранов телевизоров и страниц журналов мы слышим это популярное слово «эпатаж», но далеко не все знают его значение, принимая за синоним стиля или моды. Что же это такое эпатаж на самом деле?
Эпатаж – это нарушение всех общепринятых норм, переворачивание представления о нравственности, морали и эстетике. Если речь идет об эпатаже в искусстве, это — жесткий эффект, экспрессия, нестандартность восприятия. В современном искусстве мы часто можем увидеть эпатажные картины с намеренной провокацией, как например сцены однополых чувств, намеренной жестокости, обнаженных тел или других сюжетов, способных привести публику в шок.
Мнения по поводу искусства эпатажа в обществе очень расходятся – одни воспринимают это как новое направление, раскрытие особых граней жизни, другие же – как разрушение всех общепринятых ценностей, ведущих к деградации общества. Естественно, неординарные подходы никогда не вызовут единогласной реакции.
Эпатаж – одежда
Одежда – это, пожалуй, самый яркий пример эпатажа в современном обществе. Неординарность в подходах и стилях, вызывающая бурную и неоднозначную реакцию окружающих, сегодня пользуется огромным успехом, и все чаще мы встречаем броские и несочетаемые цветовые комбинации, необычные откровенные купальники из неожиданных материалов, прозрачные вызывающие платья.
Отдельной темы заслуживают платья в стиле эпатаж. Это может быть как кукольное воздушное платьице, так и жесткий пластиковый футляр или же черный сетчатый вызывающий наряд с просвечивающимся нижним бельем – одним словом, все, что способно подвергнуть окружающих в шок и вызвать бурную неоднозначную реакцию.
Искусство эпатажа коснулось и причесок, и сегодня все чаще можно встретить девушек с неожиданным цветом волос – синие, красные, зеленые оттенки.
Ошеломить окружающих своей прической можно даже без покраски волос – гладко выбритая голова с татуировкой, ирокез, или же побритая часть головы вызовет бурную и неоднозначную реакцию общественности. Это также один из ярких примеров эпатажа.
Эпатаж в шоу бизнесе
Первое имя, ассоциирующееся у нас со словом «эпатаж» — это Леди Гага. Эта персона шокирует публику с каждым новым выходом на сцену или появлением на мероприятии. Неожиданные оттенки волос, варьирующиеся от натуральных блондинистых и до серебристых, зеленых, красных в сочетании с шокирующими платьями из самых неожиданных материалов способны подвергнуть вас в шок. Скандальную и бурную реакцию вызвал эпатажный наряд Леги Гага из сырого мяса, в котором она появилась перед публикой на одном из концертов.
Отдельного внимания заслуживает макияж этой скандальной особы – ошеломляюще длинные ресницы неестественных цветов, яркие несочетаемые с одеждой тени и цвет губ.
Мнения публики о Леги Гага жестко разделились – одни в восторге от ее неповторимого стиля и стараются всячески подражать своему кумиру, у других же данная особа вызывает бурю возмущения и негодования. Но, чего и следовало ожидать, не найдется ни одного человека, оставшегося равнодушным к ее творчеству.
Еще одной яркой представительницей эпатажа смело можно назвать Майли Сайрус, способной шокировать публику своими нарядами и вызывающим поведением. Полуобнажающие костюмы и полностью обнаженные образы в сочетании со сдержанным макияжем и короткой рваной стрижкой способно вызвать бурную и неоднозначную реакцию публики. Из-за чрезмерного обнаженного эпатажа многие города и концертные площадки, в особенности в США, отказываются от ее выступлений.
Мода и стиль: Фэшн-эпатаж: от изюминки до сумасшествия
Поделиться
Поделиться
Твитнуть
Класснуть
Вы никогда не задумывались, почему работы многих высокооплачиваемых имиджмейкеров теряют шик, блеск и изюминку? Вспомните, как они работают и какие советы дают клиентам: это и подбирать одежду лишь под тип фигуры, и соблюдать цветотип, и не рисковать, покупая интересные текстуры и украшения.
Но мода – это прежде, всего, искусство. И как любое другое искусство типа музыки и живописи, мода боится одного: шаблонности, правил, стандартов. Следуя им, вы будете прекрасно и гармонично смотреться, обретете стиль, но потеряете фэшн-чувство. Одежда станет всего лишь сшитой тканью для подчеркивания фигуры и цвета глаз, а не искусством и способом самовыражения. Если же вы получаете эстетическую эйфорию от Недели Haute Couture в Париже, и пусть не фактически, но душевно живете в сфере моды…. Может, стоит перестать слушать зазубренные «стильные» правила и открыться навстречу настоящей бесбашенной моде?
Фэшн-эпатаж: когда стоит на него осмелиться и как добавить в гардероб?
Закончилась Неделя Высокой моды, и мы получили порцию вдохновения не только на подиуме, но и за его пределами – в уличных образах приглашенных модных экспертов. Вот уж где-где, а перед показом четкой гармонии и правил точно ждать не приходилось: заветные приглашения мелькали вперемешку с кислотными макси-платьями, перьями, тотальными монохромами и сумками самых необычных форм.
Большинство «смертных» образы не оценили: в интернете окрестили их безвкусными и эпатажными. Однако кто мог тусоваться перед входом на показ от Versace? Это лучшие байеры, редакторы крупнейших глянцевых изданий, признанные блоггеры, эксперты, модельеры. Это люди, которые живут в моде, и для которых это слово – не блузка с трендовым принтом. Мода – это игра, арт, вдохновение, полет текстур и океан цвета. Это стиль жизни.
Именно поэтому каждая вещь являлась произведением, излучала знаки и притягивала внимание. Чтобы смело и ярко заявлять о себе, эпатируя публику и ловя камеры фотографов, одной смелости не хватит. Гости парижской недели делали это стильно, со вкусом и изюминкой, ведь для модного эпатажа недостаточно купить кричащую сумку с перьями: нужно быть осведомленным в истории моды, знать откутюрные коллекции и чуть ли ни день рождение Ив Сен Лорана. Не понимаете, почему именно он? Тогда эпатажность будет лишь дешевым пиаром, а не вызовом обществу со смыслом.
P.S. Ив Сен Лоран был одним из самых эпатажных дизайнеров, считающих, что крик в одежде необходим. Ведь он по-настоящему оживляет бездушную ткань.
У гостей показов создавать яркие запоминающиеся образы получалось с помощью лучших дизайнерских и эксклюзивных моделей. Но. Если смотря на уличные образы с недель мод вы вдохновились и решили разбавить свой гардероб каплей высокой моды, тратить сотни тысяч не понадобится. Все-таки я уверена, что высокая мода – это не просто дизайнерские модели, но и идея, философия, новый взгляд на ткань и пуговицу. Готовы разбавить свой гардероб? Пара советов и примеров вам в этом поможет.
1. Расслабьтесь. Нет, серьезно! Используйте одежду как веселую игру, как способ посмеяться над миром и собой, как средство сказать политический лозунг или признание в любви. Хоть мы зачастую и смеемся над нарядами Сьюзи Баббл или Тави Гевинсон, но насколько они открыто смеются, кричат о своей внутренней свободе и выражают себя! Этому можно позавидовать.
Блоггер Сьюзи Баббл
2. Вдохновитесь. Показы Haute Couture всегда были ярким шоу, арт-объектом, концентрацией красоты и ярких красок. Почему бы не устраивать себе вечера искусства, смотря за плывущими в шелках и золоте моделями? После платьев в виде павлиных хвостов и перьев вряд ли будет хотеться втиснуться в обычные джинсы и дополнить их белой рубашкой и балетками.
3. Поиграйте… с текстурой, принтами, цветами, формами! На Парижской неделе модницы со всего мира нам ещё раз доказали: игра позволяет образу стать запоминающимся и интересным. Платья из грубой замши, неоновые перья и Собор Василия Блаженного, выведенный на мини-платье. Почему бы и нет?
4. Акцентируйте. Иногда тотальное фэшн-сумасшествие в обычных условиях не может найти себе место. Вы мать троих детей, работница крупного банка и просто не можете психологически надеть балахон с хохломой. Почему бы тогда не найти себе экстравагантную… маленькую сумочку? Серьги? Блокнот? Модная деталь не будет эпатажем, в то же время разбавит привычные образы.
5. Не переборщите. Если вы художник или личный дизайнер у Анны Винтур, ваше «сумасшествие» оценят. Но идти на свидание в неоновом кожаном платье или в кино в латексе если только не на «50 оттенков серого» — это глупо.
Модными фриками восторгаются, с них берут пример дизайнеры, создавая коллекции, а мы ещё долго не можем отойти от их образов. Но для реальной жизни пример стоит брать с другого. С уличной моды Парижа и Милана и с Кэрри Брэдшоу в сериале «Секс в большом городе». По-моему гениальное решение для неоднозначных смелых вещей и сочетаний!
А на какие сочетания решились бы вы?
Эпатаж: модное явление или свобода быть собой
Давным-давно решила для себя вопрос: «Стоит ли следить за тенденциями моды» таким образом — попадается на глаза что-то интригующее, значит, Господу угодно показать мне это для научения. Попадается что-то вдохновляющее — значит, Господу угодно показать мне это для вдохновения. Попадается что-то отталкивающее — значит: «Думай, Оля!»
Эпатаж в моде не вызывал бы внутреннего протеста, кабы не критика, которая нет-нет, да и ткнет булавкой: «Надо бы следить за мировыми тенденциями!» — и сразу так: «Что, вот за этим следить?! Упаси, Господи!»
Как относиться человеку творческому к тому, что в современном обществе называется «антикультурой»?
1. Немного истории
Исторически сложилось так, что Россия, будучи Богоспасаемой державой, умудрилась проскочить мировой рекорд разрушения культурных ценностей через парадокс — революцию одна тысяча девятьсот семнадцатого года. Она, «разрушив до основания» красоту девятнадцатого века, «отменила» моду, секс, мещанство, безграмотность и раболепство, оставив безумную ностальгию по прошлому. Тогда как загнивавший накануне революции капитализм, сохранив монолитность общественного уклада, обрушил запад целиком и полностью: вместо Моцарта воцарились рокеры и панки, вместо кринолинов — джинсы и кроссовки, вместо: «Позвольте поцеловать вашу руку» — однополые браки.
Россия же, именуясь тогда «СССР», через щелку в железном занавесе наблюдала за крахом мироздания. Осуждая. Так же, как мы сейчас осуждаем так называемую «высокую моду», в которой «кто громче крикнет — тот и прав». Насмехаясь — как и мы сейчас: искала фотографии для этой публикации и натыкалась на гомерический хохот по поводу тенденций мужской моды, хохот, вызванный искренним непониманием: для чего люди трудятся? Кто и куда это будет носить? Зачем это раскручивают и пришивают «якоря крутизны»?
Россия смотрела через щелку. Потом, после разрушения берлинской стены, вдруг оказалось, что нам самим такого же хочется, и джинсов, и «бубль-гума», и просто ГУМа, то есть — супермаркета, в котором можно гулять с тележкой часами (вспоминаю свою первую поездку в «капстрану» и первый гипермаркет, в котором довелось походить — незабываемые ощущения). И антикультура поползла в наши дома — через телевизор, видеосалоны, кинотеатры. Первые фильмы ужасов, первые собственные, российские, издания мистических триллеров а-ля Стивен Кинг, первые Дома Моды (помню, в десятом классе часть «длинноногих одноклассниц» втянулись в этот бизнес — многому тогда научилась).
И как водораздел — одно-единственное слово «эпатаж», которое очень многое объясняет.
2. Немного этимологии
Эпата́ж (фр. épatage) — умышленно провокационная выходка или вызывающее, шокирующее поведение, противоречащие принятым в обществе правовым, нравственным, социальным и другим нормам, демонстрируемые с целью привлечения внимания. Свойственен авангардному, и отчасти модернистскому искусству, однако относится «к внеэстетическим и тем более к внехудожественным реакциям» (один из справочных ресурсов интернета).
Внехудожественность — где ее границы? Где границы эстетики как лакмусовой бумажки красоты? В каких случаях может стать стыдно за позицию: «А я так вижу!»? За долгие годы соотношения собственного вкуса и свободы быть художником «без шор» пришла к выводу: граница только в мотивации на поступок.
Если я сотворяю хоть что-то (жарю яичницу, рисую карикатуру, шью юбку и так далее) с заранее продуманной целью шокировать потребителя, вывести его из душевного покоя, равновесия, заставить громко возмущаться и протестовать — то это, безусловно, имеет признаки морального насилия с использованием конституционных прав и свобод под каким-нибудь лозунгом типа: «А я так вижу!».
Если я имею намерение сделать красиво, а получается «как всегда», то в этом случае не стоит и пытаться прикрыться фиговым листиком мнимой «особенности творческого пути» — шило в мешке не утаишь.
Если я имею намерение спокойно работать и получать за это достойное вознаграждение, то сам Бог подает мне видение — как и что производить, и если сейчас мужчины носят полосатые вязаные юбки, то, значит, я просто не смогу сотворить ничего другого. И вот в этом, третьем случае — за что мне должно быть стыдно? Только за то, что я — современный человек, который родился в той точке пространства-времени, где родился, и стараюсь выживать «в ногу с миром»? Вряд ли это уместно…
3. Антистресс
Изучая историю русского народного костюма, в немалой степени была поражена — насколько информативна прежде была одежда: по наряду женщины можно было узнать, и сколько ей лет, и сколько у нее детей, и где живет и еще много-много другого, и традиции — сохранялись и передавались из поколения в поколение. СССР умудрился сохранить и это — советского человека за границей не узнать было невозможно, если, конечно, он не обшивался в ателье или у «надомниц».
После того, как изучение английского в школе стало не никчемной обязаловкой, а одним из способов реально устроиться в жизни, наша одежда опять стала рассказывать о нас многое, скрывая то, о чем мы хотели бы умолчать. Возможно, это и есть прогресс, эфолюция, развитие — хотим ли мы показывать наш возраст? Социальный статус? Размер вклада в банке? Вряд ли… Свобода выбора одежды стала свобой быть невидимкой.
4. Что же такое «Высокая Мода»?
Не имея собственного имени в мире моды, не будучи хоть сколько-то «мизерно-значимым» человеком в этой области жизни — не могу судить об этом явлении. Все, что не разрушает — созидает. Красота есть во всем, если нет цели обезобразить.
Наверное, единственный критерий для определения координат «высоко-низко» в отношении моды есть практичность и душевный комфорт — и потребителя, и мастера.