Гранж | Энциклопедия моды
Стиль гранж (англ.grunge) – направление в моде, которое подразумевает отрицание общепринятых норм внешнего вида. Это своего рода протест против следования модным тенденциям. Явление зародилось в Америке.
Происхождение стиля
Слово «гранж» имеет сленговое происхождение, в американском просторечии так называют что-то неприятное, отвратительное и отталкивающее.
В мир моды стиль гранж пришел из рок-музыки. Родиной этого направления стал город Сиэтл, из которого вышли такие группы как Alice in Chains, Soundgarden, Pearl Jeam и Nirvana, именно они и создали новый взгляд на действительность, вылившийся в целую субкультуру и гранжевое отрицание.
«Маргинальный шик»
Стиль гранж неоднороден, эклектичен, его задача – совмещать самые несовместимые фактуры, цвета, рисунки, линии. Все и сразу – таков смысл этого стиля. Представители этого направления в моде одновременно напоминали панков и хиппи. В их облике привлекали внимание длинные спутанные волосы, старая секондхендовская одежда, рваные джинсы, полинялые футболки, мятые куртки, рваные платья и вытянутые свитера, а также этнические детали, кеды и армейские ботинки. Эти люди были равнодушны к тому, как их воспринимают окружающие, им самим было все равно, как они выглядят.
Поклонникам гранжа льстило, когда их случайно путали с уличными бомжами. Молодежь, которая создала такой стиль – это дети мировых кризисов. Они пережили непростые времена и стали воспринимать общество как врага. Они хотели разрушить его устои и его стереотипы. Самую большую ненависть гранжистам внушали роскошь, гламур и классика.
В Высокую моду гранж пришел в начале 90-х благодаря творчеству американского модельера Марка Джейкобса (Marc Jacobs). Этого дизайнера очень интересовал стиль одежды современной молодежи, для того, чтобы изучить его как следует Марк регулярно посещал ночные клубы Нью-Йорка. Там он внимательно рассматривал внешний вид присутствующих. Немало его интересовали и маргинальные слои общества. К тому же дизайнер наблюдал за прохожими на улицах, и старался зафиксировать все самое интересное.
В 1993 году вышла его коллекция в уличном стиле, которая вызвала настоящую бурю в модной сфере. Основу ее составили сарафаны с рисунком в виде маленьких цветочков. Такие модели очень напоминали одежду сирот в бедных приютах. Однако эти сарафанчики сочетались с массивными шнурованными ботинками. Помимо этого Джейкобс представил мешковатые тренчи, рубашки и вытянутые свитера. Марк продемонстрировал на подиуме весь ассортимент секонд-хенда, да к тому же в самых немыслимых комбинациях.
Джейкобс стал популярен, несмотря на то, что критики с презрением отнеслись к увиденному на подиуме.
Они говорили:
«Стиль бомжей из Гарлема, которые нарядились для поездки в Манхэттен».
Подобные отзывы для модельера звучали как комплимент. Благодаря своему протесту против высокой моды Марк Джейкобс стал одним из ведущих дизайнеров в США и Европе. Модные журналы заполнились фотографиями моделей в стиле гранж, в рваных колготках, одетых как бомжи под заголовками «маргинальный шик».
Появилось немало поклонников стиля гранж среди мировых знаменитостей. Например, иногда выглядеть, как бомжи любят Дрю Берримор (Drew Barrymore) и Миша Бартон (Mischa Barton).
Гранж – это культурная революция, он подразумевает не только внешний протест, но и более глубокий смысл. Представители этого направления выступают за свободу личности, свободу ее самовыражения. Они хотят, чтобы на первом месте для человека стояли искренние чувства и духовность, а не материальные блага. Одежда в стиле гранж, для этих людей, нужна лишь для защиты тела и удобства, серьезно к ней относиться нельзя. Эстетика не в силах принести человеку счастье – считают гранжисты.
Это самое провокационное и дерзкое направление современной моды.
Как создать образ в стиле гранж?
- Выбирайте одежду темных цветов и приглушенных оттенков. Яркие и жизнерадостные цвета никогда не имели отношения к стилю гранж. У любителей данного стиля популярны черный, белый, серый, темно-зеленый, коричневый и синий цвета.
- Отрастите длинные волосы. Длинные и прямые волосы одинаково популярны и у мужчин, и у женщин. Волосы должны выглядеть естественно-неопрятными, но чистыми. Прическу можно украсить косичками, бусинами или сделать дреды.
- Приобретите фланелевую рубашку. Фланелевые рубашки можно назвать основой стиля гранж, как для женщин, так и для мужчин. Их можно носить по-разному: застегнутыми, расстегнутыми, обвязанными вокруг поясницы.
- Убедитесь в том, что выбранные брюки соответствуют стилю гранж. Джинсы должны выглядеть потертыми. Наиболее популярными были мешковатые модели джинсов. Также в эпоху процветания стиля гранж были в моде комбинезоны. Иногда девушки надевали расклешенные джинсы.
- Обувь должна быть объемной, тяжелые массивные ботинки, Camelot или Dr.Martens прекрасно подойдут. Впишутся в стиль гранж и знаменитые кеды Chuck Taylor от Converse, а также ботинки в стиле милитари, например, берцы.
Гранж — Википедия
Гранж (англ. grunge, букв. «грязь», «надрыв», «пренебрежение»; известен также как
В начале — середине 1990-х гранж стал коммерчески успешным жанром и занял прочное место в музыкальном мейнстриме, на что повлияли высокие коммерческие показатели таких альбомов, как Nevermind (Nirvana), Ten (Pearl Jam), Badmotorfinger (Soundgarden), Dirt (Alice in Chains) и Core (Stone Temple Pilots). Успех этих групп повысил популярность альтернативного рока среди широкой аудитории и сделал гранж самым популярным направлением в рок-музыке того времени[2]. Хотя в конце 1990-х большинство гранж-групп распались или исчезли из плотного медийного пространства, их звучание, и прежде всего тексты, оставили след в современной рок-музыке, привнеся в массовую культуру вопросы, посвящённые проблематике общественного и социального характера
Гранжу свойственны «грязное» гитарное звучание, обилие дисторшна, контрастная динамика с чередованием «громко-тихо», мрачные тексты на тему отчуждения, одиночества, апатии и свободолюбия. Сильное влияние на становление гранжа оказали панк-рок и хэви-метал, хотя некоторые гранж-группы в большей степени акцентировались на одном из этих жанров
Впоследствии множество факторов способствовало стремительному снижению популярности жанра. В середине — конце 1990-х многие гранж-коллективы распались или стали менее активными, не в последнюю очередь из-за распространения наркотиков на этой музыкальной сцене. Лидер группы Nirvana Курт Кобейн, названный журналом
Слово «гранж» начало использоваться в музыкальном обиходе задолго до распространения этого термина в мейнстримовых СМИ, им обозначали музыкальный жанр Сиэтла. Одно из первых упоминаний слова относится к 1957 году — оно фигурировало на задней стороне обложки рокабилли-альбома Джонни Бёрнетта[11]. В 1965 году справочник «Американский английский подростковый сленг» описывал значение термина, как нечто «неряшливое, грязное или неопрятное»[12]. Кроме того, в 1972 году его использовал музыкальный критик Лестер Бэнгс[13], а в 1978 — обозреватель журнала NME Пол Рамбали для описания мейнстримового рока[14]. В 1986 году журнал Spin опубликовал статью, в которой говорилось: «Шум. Рок был всегда посвящён этому. В нём есть первобытный гранж…, дисторшн… и фузз…» — применительно к искажённому звучанию рок-музыки в целом[15].
Марк Арм, вокалист сиэтлской группы Green River, а позднее Mudhoney, считается первым, кто использовал термин «гранж» для описания музыкального жанра Сиэтла. Это произошло в 1981 году, когда музыкант написал письмо в местную андеграундную газету (англ.)русск. Desperate Times (используя при этом своё настоящее имя — Марк Маклафлин), в котором критиковал свою собственную группу — Mr. Epp and the Calculations: «Чистейший гранж! Чистейший ! Чистейшее дерьмо!»[16]. Впоследствии один из редакторов газеты, Кларк Хамфри, называл это письмо самым первым образцом использования термина в контексте описания музыкальной группы из Сиэтла[10]. По словам Хамфри, в 1987—1988 годах глава инди-лейбла Sub Pop Брюс Пэвитт популяризировал это слово, употребив его несколько раз для описания музыки Green River. Так, он назвал мини-альбом группы Dry As a Bone (1986) «сверхраскрепощённым ГРАНЖЕМ, разрушившим нравственные устои поколения»[1]. Эверетт Тру отмечал: когда Арм заявил, что улицы Сиэтла были «вымощены гранжем», он использовал слово в негативном контексте, намекая на их «никчёмность». Публицист подчёркивает, что Арм употребил слово в качестве прилагательного, а не для описания музыкального жанра[13].
Впоследствии Арм утверждал, что позаимствовал этот термин. По словам музыканта, он уже использовался в Австралии в середине 1980-х для описания таких групп, как King Snake Roost (англ.)русск., The Scientists (англ.)русск., Salamander Jim и Beasts of Bourbon[17]. Арм употреблял слово «гранж» как описательный, а не жанровый термин, однако в итоге им стали характеризовать звучание музыкальной сцены Сиэтла, основанное на комбинации жанров панка и метала[18]. По мнению журналистки Кэтрин Стронг, «грязный звук» некоторых коллективов конца 1980-х, которые объединяли определённые факторы — низкобюджетность, отсутствие опыта записи и «преднамеренный непрофессионализм», — также мог быть источником возникновения термина «гранж»[19]. Впоследствии термин использовался и в других формах; так, в 2016-м году писатель Джош Хендерсон, ссылаясь на представителей сиэтлской сцены 1990-х годов, называл их «гранжерами»[20].
В период формирования жанра его называли «pain rock» (рус. угнетающий рок), из-за ярко выраженного влияния «негативизма» группы Black Sabbath[21]. Также гранж получил локальные прозвища — «Саунд Сиэтла» или «Сцена Сиэтла» — последнее из которых было отсылкой к активной музыкальной субкультуре этого города, сосредоточенной вокруг независимого лейбла Sub Pop, а также «мощной альтернативной сцены» Вашингтонского университета и Колледжа Вечнозелёного штата[22]. Данный колледж представлял собой прогрессивное учебное заведение c экспериментальным учебным процессом, имевшее собственную музыкальную радиостанцию[22]. Также на пионеров жанра повлияли группы из Портленда, такие как Wipers[23].
«Powderfinger» | |
Канадский рок-музыкант Нил Янг был прозван «крёстным отцом гранжа»[24][25], благодаря работе музыканта с группой Crazy Horse, где он часто использовал эффект дисторшна для искажения гитарного звука. Янг оказал огромное влияние на многие гранж-группы, в первую очередь на Pearl Jam. Вторая сторона его студийного альбома Rust Never Sleeps воплотила многие ключевые черты жанра ещё до того, как он начал зарождаться[8][26]. | |
Помощь по воспроизведению |
Некоторые коллективы, связанные с гранжем, такие как Soundgarden, Pearl Jam и Alice in Chains, не испытывали предрасположенности к этому термину, предпочитая позиционировать себя как «рок-н-ролльные» группы[27][28][29]. Так, басист Soundgarden Бен Шеферд заявил в одном из интервью, что он «ненавидит слово» гранж «и ненавидит ассоциироваться с ним»[30]. По словам музыканта Джеффа Стетсона, когда он посещал Сиэтл в конце 1980-х и начале 1990-х годов, во время гастролей, местные музыканты не называли себя «гранж-исполнителями», не позиционировали свой стиль этим термином и им не льстило, что их музыку называли «гранжем»[31].
Впоследствии редакция журнала Rolling Stone отмечала отсутствие чёткой формулировки определения жанра[32]. Музыкальный публицист Роберт Лосс также сетовал на трудности в описании термина; по его словам, чтобы объяснить, что такое гранж, можно рассказать несколько историй гранж-сцены, но как только вы попытаетесь описать термин таким образом, «он тут же выскользнет из ваших рук»[33]. В свою очередь, Рой Шукер утверждал, что термин «маскирует под собой множество стилей»[22]. По мнению публициста, гранж не являлся движением, «монолитным музыкальным жанром» или реакцией на глэм-метал 1980-х; он утверждал, что термин был подобран неправильно и базировался лишь на ажиотаже вокруг самого жанра[31]. Также Шукер подчёркивал, что «Саунд Сиэтла превратился в маркетинговую уловку для музыкальной индустрии»[22]. Стетсон высказывал схожее мнение, отмечая, что все популярные гранж-группы (Nirvana, Pearl Jam, Soundgarden, Alice in chains, Mudhoney и Hammerbox) звучат по-разному[31]. Марк Ярм, автор книги «Everybody Loves Our Town: An Oral History of Grunge», также указывал на значительные различия между гранж-группами, подчёркивая, что некоторые из них базировались на музыке панка, другие же — хэви-метала[30].
Музыкальный стиль[править | править код]
Музыка гранжа имеет так называемую «уродливую» эстетику, что выражается в насыщенности мелодий дисторшном и мрачной тематике текстов. Этот принцип возник как противопоставление «лощёному» элегантному звучанию мейнстримового рока того времени, а также потому, что гранж-музыканты хотели отразить окружающее их «уродство» и отобразить «потаённые уголки и порочность» реального мира[34].
Сиэтлский музыкальный журналист Чарльз Р. Кросс описывал «гранж» как наполненную дисторшном, базирующуюся на низком строе и риффах рок-музыку, которая содержит громкий электрогитарный фидбэк и тяжёлые, «увесистые» басовые линии в качестве аккомпанемента песенных мелодий[35]. В свою очередь, Роберт Лосс называл гранж комбинацией «насилия и скорости, брутальности и мелодичности», где есть место для любого музыканта, в том числе женщин (англ.)русск.[33]. Между тем Эверетт Тру называл исходной точкой возникновения жанра альбом группы Melvins Gluey Porch Treatments, где она довела до предела формулу, начатую на диске My War хардкор-панков Black Flag — ещё более медленного «плотного, грязного грайнда» — чей звук, в свою очередь, был производным от «грубой прямоты» музыки Ramones, к которой были добавлены более разнообразные ритмические структуры и наложенные поверх этого резкие тексты[36]. На звучание Melvins также сильно повлиял «дисгармоничный психоделичный» сингл «Love Canal/ Ha Ha Ha» группы Flipper, чей материал описывали как «более близкий к концептуальному искусству, нежели к рок-н-роллу», однако пионеры гранжа сделали «рубилово более медленным, а музыку ещё более странной»[36].
Фуззовые элементы гранжа были заимствованы из музыки панк-рока (в частности, у американских исполнителей хардкора, таких как Black Flag) и хэви-метала (особенно у ранних метал-групп, таких как Black Sabbath), хотя творчество некоторых групп имело более выраженную склонность к одному из этих жанров. Редакция портала AllMusic называла гранж «гибридом», который сочетает в себе элементы хэви-метала и панк-рока[2]. В свою очередь, Алекс Дибласи прибавлял к этим жанрам ещё один — инди-рок, который называл третьим ключевым элементом направления, и подчёркивал, что наиболее сильное влияние в этом плане оказала «произвольная форма» нойза инди-группы Sonic Youth[1]. Помимо этого гранж позаимствовал из панка сырой, лоу-файный звук и схожую тематику текстов[2], а также перенял сумбурный и дилетантский подход к исполнению музыки и выступлениям на концертах. Тем не менее гранж звучал гораздо «глубже и мрачнее», нежели панк-рок, и был менее «адреналиновым» жанром, поскольку сбавлял ураганный темп панка до медленной, «тягучей» скорости, а также содержал более диссонирующие музыкальные гармонии[37].
Редактор телеканала Vh2 Дэн Такер отмечал, что гранж-группы были подвержены влиянию самых разных жанров. По его словам, в то время как Nirvana привлекал панк, Pearl Jam находились под влиянием классического рока (англ.)русск., а «медленные, мрачные, тяжёлые группы», такие как Soundgarden, Alice in Chains и TAD, имели зловещий, металический звук[комм. 2][39].
Некоторые ключевые фигуры в развитии гранж-звука, в том числе продюсер Джек Эндино (сотрудничавший с лейблом Sub Pop) и группа Melvins, объясняли наличие в жанре элементов музыки таких групп, как Kiss, «музыкальной провокацией». Гранж-исполнители считали эти группы «убогими», но тем не менее наслаждались ими; Базз Осборн из Melvins описал эту особенность как попытку проверить, насколько нелепые вещи могли сойти им с рук[40]. В начале 1990-х характерная музыкальная концепция песен Nirvana — «неожиданные паузы», а также чередование динамики «тихо/громко» — стали своеобразным каноном жанра[2].
Инструменты[править | править код]
Электрогитара[править | править код]
Недорогая и широко используемая в гранж-среде дисторшн-педаль BOSS DS-2. С помощью BOSS DS-2 и родственной ей DS-1 создавался один из ключевых гитарных эффектов, благодаря которому сформировался характерный рычащий, перегруженный гитарный звук музыки гранжаКак правило, гранж характеризуется тягучим электрогитарным звуком с «плотным» средним звуковым регистром, убранными на задний план высокими частотами и высоким уровнем дисторшна и фузза, на фоне которых используются небольшие перкуссионные педали, стомпбоксы (англ.)русск., в стиле 1970-х годов. Некоторые гитаристы объединяют несколько фуззовых педалей при помощи ламповых электроусилителей (англ.)русск. и акустических систем (т. н. спикер кабинетов)[41]. Среди гранж-музыкантов популярны мощные гитарные усилители фирмы Marshall[42], ряд исполнителей пользовались аппаратурой производства Mesa-Boogie, включая Курта Кобейна и Дэйва Грола (последний — в раннем творчестве группы Foo Fighters)[43]. Зачастую гранж называли рок-жанром с самым «громким звуком»; использование мощного дисторшна и громких усилителей сравнивалось с массированной «эскалацией звукового тумана»[44], один из публицистов даже критиковал жанр за чрезмерный «шум»[45]. Как и в случае с металом и хардкором, ключевой частью музыки гранжа являются пауэр-аккорды, пропущенные через эффект дисторшна[37].
В то время как метал-гитаристы создавали перегруженный звук за счёт сочетания перегруженного усилителя и педали дисторшна, гранж-гитаристы добивались характерного «грязного» звучания при помощи педалей фузза и овердрайва, а усилитель применялся по своему прямому назначению — для увеличения громкости звука[43]. Как правило, гранж-гитаристы использовали комбо-усилители Fender Twin Reverb (англ.)русск. и Fender Champion 100 (англ.)русск.[комм. 3][43]. Одной из причин популярности различных педалей-модуляторов в гранж-среде было стремление музыкантов отстраниться от дорогостоящих студийных эффектов[комм. 4], распространённых в других рок-жанрах. Любовь гранжеров к напольным педалям эффектов можно проследить в творчестве группы Mudhoney, которая соединила названия двух овердрайв-приборов — Univox Super-Fuzz (англ.)русск. и Big Muff (англ.)русск. — в названии своего дебютного мини-альбома Superfuzz Bigmuff[46]. По словам музыкального обозревателя Би-би-си, в одной из композиций записи, «Mudride», гитара группы «грохочет» словно «колошматящий кроманьонец»[47].
Среди других ключевых педалей в музыке гранж-движения выделяют четыре дисторшн-модулятора: Big Muff, DOD (англ.)русск., BOSS DS-1 и BOSS DS-2, а также педаль хорус-эффекта Small Clone (англ.)русск., в частности, используемую Куртом Кобейном в песне «Come as You Are» и группой Screaming Trees в композиции «Nearly Lost You»[43]. В свою очередь, дисторшн-педаль под названием The RAT сыграла ключевую роль в переходе Кобейна к методике изменения динамики в песнях — «тихо/громко»[48]. Популярность среди гранж-гитаристов компактных напольных педалей возродила интерес, а также повысила спрос на подобные изделия — модифицированные вручную аналоговые модуляторы в стиле 1970-х годов — среди музыкантов смежных жанров[41]. Ещё одним распространённым среди гранжеров гитарным эффектом являлась педаль wah-wah (англ.)русск. — один из немногих приборов, который, имея несложную конструкцию, не требовал внешнего источника питания и использовал простую схему модуляции. Одними из самых ярых приверженцев этого изделия были Ким Тайил и Джерри Кантрелл из группы Alice in Chains[41]. Также педаль была популярна среди гитаристов таких групп, как The Screaming Trees, Pearl Jam, Soundgarden, Mudhoney и Dinosaur Jr.[43].
На гранж-гитаристов оказало воздействие сырое, примитивное звучание панк-рока, и они отдавали предпочтение «энергии и отсутствию мастерства, а не техничности и виртуозности»; среди ключевых исполнителей, повлиявших на гитаристов этого жанра, выделяют Sex Pistols, The Dead Boys, Celtic Frost, Voivod, Нила Янга (вторая сторона альбома Rust Never Sleeps)[49], The Replacements, Hüsker Dü, Black Flag и The Melvins[50]. Среди гранжеров распространена громкая манера исполнения; так, в своём раннем творчестве Курт Кобейн пользовался системой звукоусилителей, объединяющей в себе четыре аппарата-громкоговорителя (англ.)русск. мощностью 800 Вт каждый. В свою очередь, Ким Тайил использовал вместо обычного гитарного усилителя басовый комбоусилитель (англ.)русск., оснащённый 15-дюймовым динамиком, который создавал более глубокий звуковой тон, когда он играл низкие риффы. Зачастую гранж-гитаристы настраивали свои инструменты на одну октаву ниже, чтобы добиться более низкого звука. Эффекты фидбэка, когда подключённая к усилителю электрогитара подносится вплотную к динамику, использовались для создания высоких, сустейновых звуков, которых было невозможно добиться при обычной гитарной технике[41].
Гитарные соло[править | править код]
Гранж-гитаристы были «категорически против» виртуозных «шреддовых» гитарных соло — одного из центральных элементов жанра хэви-метал, вместо этого они предпочитали мелодичные соло, навеянные блюзом и фокусирующиеся на мелодии «песни, а не на самом соло»[51]. По мнению Джерри Кантрелла из Alice in Chains, соло должно быть продолжением музыкальной композиции, а не демонстрацией технического мастерства гитариста[комм. 5]. В сравнении с пафосными виртуозами хэви-метала, гранжеры выглядели «гитарными антигероями»: так, Кобейн проявлял мало интереса к тому, чтобы добиться мастерского владения инструментом[50].
В статье газеты The Guardian «Гранж совершил преступление против музыки — он убил соло» Уилл Байерс утверждал, что хотя гитарному соло удалось пережить эпоху панк-рока, в период гранжа оно «оказалось на грани вымирания»[53]. По словам журналиста, когда Курт Кобейн исполнял соло на гитаре, которое представляло собой повторение основного мотива мелодии песни, фанаты начинали думать, что им не нужно быть виртуозами уровня Джими Хендрикса, чтобы играть на инструменте. По мнению публициста, такой подход помог сделать музыку более доступной для поклонников жанра, впервые создав что-то аналогичное феномену фолка 1960-х[54]. Отчасти это мнение подтверждал продюсер альбома Кобейна Nevermind Бутч Виг, который утверждал, что этот диск и Nirvana в целом «убили гитарное соло»[55]. В свою очередь, Ким Тайил сетовал, что чувствует частичную ответственность за «смерть гитарного соло»; по словам музыканта, его панк-рокерское мировоззрение стало причиной нежелания играть соло, поэтому в 1980-х вместо этого он предпочитал шуметь и экспериментировать с фидбэком[56]. Впоследствии редакция портала Baeble Music называла гранжевые соло 1990-х годов «сырыми», «небрежными» и «незатейливыми»[57].
Панковское мировоззрение гитариста группы Soundgarden Кима Тайила подтолкнуло его приуменьшить роль гитарного соло в своём творчестве в 1980-х годах, однако музыкант вновь вернулся к его исполнению после того, как ведущие гранж-группы, такие как Nirvana, начали игнорировать гитарные соло в своей музыкеТем не менее, не все музыкальные эксперты разделяли мнение, что «гранж убил гитарное соло». Так, по мнению публициста Шона Гонсалеса, творчество Pearl Jam содержит множество примеров гитарных соло. В свою очередь, писатель Майкл Азеррад высоко оценивал гитарные навыки Стива Тёрнера из Mudhoney, называя его «Эриком Клэптоном от гранжа»: аллюзия на британского блюз-музыканта[58], который был назван журналом Time одним из лучших гитаристов всех времён, фигурируя на 5-м месте соответствующего списка[59]. Гитарист Pearl Jam Майк Маккриди также высоко оценивался музыкальными экспертами за его быстрые блюзовые фразы[60]. В свою очередь, гитариста The Smashing Pumpkins Билли Коргана называли «гением арена-рока 1990-х», отмечая его новаторский стиль игры и творческий менталитет: с помощью своего мастерства он доказывал, что гранж-гитаристы не обязательно должны играть слабо, чтобы выразить свой протест против мейнстримовой музыки[60]. В свою очередь, Ким Тайил заявлял, что в то время как другие известные гранж-группы, такие как Nirvana, минимизировали свои гитарные соло, Soundgarden, напротив, вернули его обратно[56].
Бас-гитара[править | править код]
Музыкальный обозреватель портала About.com Мелисса Боббит отмечала техническое мастерство Д’арси Рецки, бас-гитаристки The Smashing Pumpkins[61]. По мнению публицистки, её «воинственная басовая линия» и «изящное звукоизвлечение» в песне «I Am One» «являлись элементами, которые связывали [композицию] воедино»[61]. Также Боббит хвалила басиста группы Alice in Chains Майка Старра, особо отмечая проделанную им работу в песне «Would?»: «…басовая линия звучит как извивающееся кольцо драконов (англ.)русск., как героин, унёсший жизнь Эндрю Вуда…»[комм. 6][61]. В свою очередь, рецензент журнала NME Эмили Бэркер утверждала, что именно «грязные, скользящие басовые линии» Криста Новоселича из Nirvana «скрепляли гранжевый хаос [звучащий] вокруг», намекая на динамичную манеру исполнения Кобейна и Дэйва Грола[62]. Ей вторил басист группы TAD Курт Дэниелсон, по словам которого, у него «совершенно снесло крышу от игры Новоселича»[63]. Одни из пионеров гранж-движения — Джек Эндино и Дэниел Хаус — использовали бас с эффектом фузза (англ.)русск. во время записи дебютного альбома (англ.)русск. своей группы Skin Yard, в период формирования этого жанра (1987 год)[64]. Некоторые гранж-басисты, такие как Бен Шеферд из Soundgarden, экспериментировали с многослойными, искажёнными пауэр-аккордами, настраивая инструмент по схеме C-G-C-G (через октаву)[65].
Как и гитаристы, гранж-басисты предпочитали мощные звукоусилители. Так, второй бас-гитарист группы Alice in Chains Майк Айнез (сменивший Старра в 1993 году) использовал четыре ламповых Ampeg SVT-2 PRO (англ.)русск., два из которых были подключены к четырём сабвуферам размером 1×18″ (для низкого регистра), а два других — к динамикам 8×10″[66]. Также похожие ламповые усилители (Ampeg SVT) применяли Крист Новоселич и Джефф Амент, последний выводил звук на четыре колонки размером 6×10″[67][68]. В свою очередь, Бен Шеферд использовал 300-ваттный ламповый Ampeg SVT-VR и 600-ваттный Mesa/Boogie Carbine M6[69].
Ударные[править | править код]
По мнению редакции журнала Modern Drummer Magazine (англ.)русск., одними из самых прогрессивных гранж-барабанщиков, сформировавших своей игрой «абразивный панко-металический саунд Сиэтла», были «крайне влиятельные» Дейл Кровер из Melvins и Алекс Винсент (англ.)русск. из Green River[70]. В свою очередь, составляя список из «10 лучших барабанщиков альтернативного рока 1990-х», Мелисса Боббит включила в него 5 музыкантов гранж-движения: Дэйва Грола (Nirvana), Джимми Чемберлина (The Smashing Pumpkins), Пэтти Шемел (англ.)русск. (Hole), Мэтта Кэмерона (Pearl Jam и Soundgarden), а также Лори Барберо (англ.)русск. (Babes in Toyland)[71]. Так, Боббит характеризовала Дэйва Грола как одарённого барабанщика, который просто «уничтожал свою ударную установку на концертах»[71]. Другие музыкальные публицисты также высоко оценивали мастерство Грола, выделяя его «точную и мощную» манеру исполнения[72], а также называя музыканта «самым экспрессивным и техничным ударником» в истории рок-музыки[70]. По мнению Боббит, Джимми Чемберлин обладал «джазовым фоном», который дополнял гранжевое звучание его группы «лёгкостью и многогранностью» джазового свинга в стиле Бадди Ричи[71]. Боббит утверждала, что хотя Шемел боролась с наркотиками и алкоголем во время пребывания в группе Кортни Лав, впоследствии она реабилитировалась и получила признание за «её умение [буквально] разорвать перкуссию»; рецензентка отмечает, что Шемел попала в Hole благодаря рекомендации Кобейна, который был впечатлён её навыками[71]. Описывая Мэтта Кэмерона, Боббит отмечала, что он играл по-разному в двух ключевых гранжевых группах — Pearl Jam и Soundgarden. Публицистка описывала ударника как «гранжевого [барабанного] гуру» и хвалила его «мощную» игру и «гигантскую» динамику звука. Она отмечала, что Крисс Корнелл называл Кэмерона важным элементом, который заряжал их уверенностью на концертах[71]. Также Боббит высоко оценивала Лори Барберо — барабанщицу-самоучку с «неподражаемой» ударной техникой, которая обладала «пламенным» звукоизвлечением и была способна «пробудить адское пламя» мощью своей перкуссии[71].
В отличие от «массивных барабанных установок», распространённых среди глэм-металистов 1980-х, аппаратура гранж-ударников представляла собой относительно небольшие наборы инструментов[73]. Так, Мэтт Кэмерон использовал установку из шести элементов (не учитывая тарелок): подвесные томы размерами 12х8 и 13×9-дюймов, напольные томы (англ.)русск. 16х14 и 18×16 дюймов, 24×14-дюймовую бас-бочку и малый барабан, а также тарелки фирмы Zildjian, в том числе 14-дюймовый хай-хэт, крэши размеров — 17, 18, 19, 20 дюймов и 22-дюймовый райд[74]. В свою очередь, будучи в Nirvana, Дэйв Грол пользовался конфигурацией аппаратуры, состоящей всего из четырёх компонентов фирмы Tama: малого барабана (8×14 дюймов), подвесного том-тома (14×15 дюймов), напольного том-тома (16×18 дюймов) и бас-барабана (16×24)[75]. Как и Кэмерон, Грол использовал тарелки фирмы Zildjian, среди которых были крэши размером 18 и 20 дюймов, 22-дюймовый райд и пара 15-дюймовых хай-хэтов[75].
Другие инструменты[править | править код]
Хотя клавишные инструменты редко используются гранж-группами, сиэтлский коллектив Gorilla создал прецедент, нарушив негласную концепцию «только гитары» добавлением к своей музыке орга́на фирмы Vox с винтажным звучанием в стиле 1960-х[76]. Также в 2002 году одним из музыкантов группы Pearl Jam стал клавишник по имени Кеннет Гаспар, который играл на фортепиано, орга́не Хаммонда, а также других клавишных инструментах. Приглашение клавишника в Pearl Jam считалось «немыслимым» в ранние, «гранжевые» годы коллектива, но оно демонстрирует, как звучание группы могло меняться с течением времени[77].
25 октября 1993 года журнал Time разместил на своей обложке фотографию Эдди Веддера в рамках статьи, посвящённой растущей популярности гранж-движения. Однако вокалист отказался давать журналу интервью и выражал недовольство по поводу своего появления на его обложке, тем самым выразив анти-медийную позицию, популярную в гранже[78]Вокал[править | править код]
Стиль гранж-вокалистов сравнивали с громким «импульсом», подобным сильно искажённой электрогитаре в своих звучании и подаче. Курт Кобейн использовал «грубую, невнятную артикуляцию и шероховатый тембр», тогда как Эдди Веддер предпочитал «широкое, мощное вибрато», чтобы продемонстрировать «глубину выразительности [своего голоса]»[46]. В целом гранж-вокалисты использовали «более глубокий вокальный стиль», который соответствовал низкому саунду, приглушённым гитарам и мрачным лирическим темам, характерным для этого жанра[41]. Вокал гранж-певцов варьируется от «хриплых, резких»[37] голосов до «рычащих, хнычущих, кричащих и бормочущих»[79], а также «жалобно стонущих»; столь широкий диапазон стилей использовался для передачи «разнообразных эмоций» текстов песен[80]. Так, реакцией Кобейна на «плохие времена» и недовольство эпохой было то, что он исполнял свой материал, используя крик[81]. По мнению журналистки Тары Тэлли, в целом бывает непросто разобрать, что поёт тот или иной гранж-вокалист; также она отмечала, что в этом жанре «избегают опереточности хэйр-метала»[81]. В свою очередь, музыкальный критик Билл Кларк описывал гранжевое пение как «находящееся на грани фальшивого вокала»[82].
По мнению журнала The Atlantic, четвёрка самых влиятельных гранж-певцов включает: Лейна Стэйли из Alice in Chains, которого называли «самым запоминающимся голосом» жанра за его умение донести «силу и ранимость»; Курта Кобейна, способного кричать и петь мелодично в одной и той же песне, как Джон Леннон; Криса Корнелла из Soundgarden, который мог вопить и петь высокие ноты, словно Роберт Плант, а также Эдди Веддера, чей голос сочетал в себе баритон в духе Джима Моррисона со смесью панк- и рок-стилей[83]. Публицист Джефф Стетсон хвалил вокал Кобейна и Марка Ланегана за их самобытность и называл Корнелла, Стейли и Кэрри Акре (англ.)русск. «одними из величайших голосов… которые можно услышать в современном роке»; также он утверждал, что эти певцы достигли своего вокального уровня без стандартной, в музыкальной индустрии 2010-х, «обработки музыкальных записей» с помощью софта Auto-Tune (англ.)русск., корректирующей высоту звука[31].
Тематика текстов[править
Стиль гранж в одежде и прическах
Стиль гранж – это по-настоящему дерзкий бунт против традиционной красоты и гламура! В основе идеологии гранжа заложены разные идеи, в том числе главенство духовного начала над материальным, и отношение к модной одежде, как к чему-то не слишком серьезному. Посему, история стиля гранж, это история о том, как протест против моды превратился в моду.
Люди подчинены множеству правил и условностей. Если идти в университет или в офис, то обязательно в строгом платье или деловом наряде, а если в клуб, значит в ярком и блестящем. Сейчас нам это кажется естественным, но в любом случае данное мнение зиждется на условностях и ограничениях.
Нарушение стильного этикета воспринимается как провокация и вызов обществу. Человек, нарушающий правила стиля наглядно демонстрирует свое безразличие к нормам общества и мнению окружающих. Хотя на самом деле людей безразличных к мнению окружающих почти не существует.
В реальности стиль гранж призван показать не безразличие к мнению окружающих, а лишь безразличие к нормам и правилам. Последователи этого стиля по-прежнему руководствуются гордостью и эгоизмом, они просто считают себя выше среднестатистических людей, а посему имеют право нарушать общепринятые стандарты стиля и красоты.
Кроме того последователи стиля гранж любят привлекать к себе внимание и эпатировать публику.
История стиля гранж
В конце XX века авторитет Франции в вопросах моды пошатнулся, родился новый стиль – гранж (grunge – неприятный, отталкивающий, неопрятный). Сознательное пренебрежение своим гардеробом стало мейнстримом. И если изначально над американцами и их манерами посмеивались в Европе, то потом стали воспринимать всерьез.
Особенно когда множество молодых людей облачились в джинсы, стали пить колу и жевать жевательную резинку. Молодежь хотела выглядеть независимо и свободно. Она устала от яркого маскарада красок и диско. Люди хотели выделяться из толпы, подпевая своему вдохновителю — Курту Кобейну и подражая ему.
Именно основатель группы «Нирвана» внес большой вклад в продвижение стиля гранж в массы. Причем делал он это бессознательно. Казалось, Курт Кобейн выходил на сцену в том, что первое попалось под руку. Глядя на лидера Нирваны, многие другие люди начинали пропагандировать стиль гранж.
В мир настоящей моды стиль гранж пришел в начале 1990-х благодаря коллекции американского дизайнера Марка Джейкобса (Marc Jacobs). Марка очень интересовал стиль одежды современной молодежи и маргинальных слоев общества.
Модные бренды не сразу поверили в перспективность этого оборванного стиля. Какое-то время ни один серьезный дизайнер не брался за создание образов в гранж-стиле, но когда люди стали закупаться в секонд-хендах, дабы создавать такие образы, многие дизайнеры переосмыслили значение стиля гранж.
Дыры, потертости, поцарапанная обувь, безразмерные рубашки — отличительные черты стиля гранж, который теперь полностью не покидает моду. Наверное, самым популярным элементом стиля гранж стали потертости, надрезы и дыры на джинсах. Рваные джинсы уже много лет можно наблюдать в коллекциях холодного и теплого сезона.
Стиль гранж в наши дни
Сейчас можно с уверенностью сказать – первоначальный смысл стиля гранж давно утрачен. Борцы с правилами и стандартами не смогли победить моду. В этом нет ничего удивительного, любой разумный человек знает, что невозможно победить индустрию моды и красоты, она всегда будет подстраиваться под желания людей и создавать такую одежду и аксессуары, которые будут востребованы.
Самый яркий пример бесполезности борьбы с системой это — Эрнесто Че Гевара, он всю жизнь боролся с капиталистами и был убит. После его смерти предприимчивые капиталисты сделали из него образ, который стали печатать на майках и другой продукции, дабы продавать другим мечтателям и зарабатывать на их нереальных мечтах реальные деньги.
Теперь изношенные на первый взгляд наряды, будто бы из бабушкиного сундука, сделаны из качественных материалов, стоят немалых денег и могут оказаться не по карману большинству потребителей.
Гранж стал частью моды и его элементы можно видеть в коллекциях многих брендов. Даже такие модные Дома, как Chanel, Givenchy, Saint Laurent используют элементы этого стиля в своих образах.
Поэтому сегодня можно выбрать платье и другие наряды в стиле гранж, которые подходят даже для красной ковровой дорожки. Посему, можно сказать, что идеология стиля полностью улетучилась. Современный гранж соединился с роскошью и прекрасно уживается с теми идеями, с которыми изначально должен был бороться.
Основные правила и элементы стиля гранж
1. Основная идея стиля — удобство, расслабленность, легкость в движениях. Люди должны судить тебя по делам, а не по внешнему виду.
2. Эффект потертых или полинявших, состаренных вещей. При этом платья, юбки, джинсы только должны выглядеть изношенными, но быть новыми! Если вы просто взяли старую вещь, теперь это не гранж!
3. Потертые джинсы. Драные джинсы имеют отношение не только к стилю гранж, но и к субкультуре панков. Хотя современные рваные джинсы при всем их нищенском облике сшиты из качественных тканей с дорогой фурнитурой.
4. Вытянутые свитера, помятые рубашки, мешковатые кофты.
5. Тельняшка с классической полоской.
6. Фланелевые рубашки можно назвать основой стиля гранж, как для женщин, так и для мужчин. Их можно носить по-разному – застегнутыми, расстегнутыми и даже обвязанными вокруг поясницы.
Клетчатая рубашка с тельняшкой или майкой, кожаная юбка и порванные колготки – образ, вдохновленный бунтарским образом в стиле гранж.
7. Рюкзак
8. Мелкие дефекты одежды и аксессуаров. Это могут быть катышки, затяжки, обтрепанные края или выпавшая заклепка. Главное не забывайте, эти дефекты должны быть созданы искусственно!
9. Шапка, напоминающая шапочку гномика.
10. Большой объем. Носите вещи, будто с чужого плеча, но не забывайте правило – объем наверху должен был уравновешен внизу. Настоящая гранжовая принцесса начала 1990х носила бы длинную юбку, возможно, в катышках, и тяжелые сапоги, заимствованные из стиля милитари.
11. Ботинки и другая обувь в стиле гранж. Обувь должна быть объемной, тяжелые массивные ботинки, типа Camelot или Dr.Martens. Впишутся в стиль гранж и знаменитые кеды Chuck Taylor от Converse, а также ботинки в стиле милитари.
12. Покупайте одежду темных цветов и приглушенных оттенков. Яркие и жизнерадостные цвета не лучшим образом вписываются в стиль гранж. У любителей данного стиля популярны следующие цвета – черный, серый, темно-зеленый, коричневый, синий и белый. Представитель гранжа не наденет на себя вещи кислотных и неоновых цветов!
Прически в стиле гранж и макияж
Многие девушки используют сухой шампунь, чтобы волосы не выглядели блестящими. Делают легкий начес. Прическа не должна выглядеть так, будто вы только что вышли из парикмахерской. Непромытые и спутанные волосы выглядят так, благодаря лакам и гелям.
Классическая прическа в стиле гранж – это конский хвост или просто распущенные волосы.
Макияж в стиле гранж – это темная подводка, яркая тушь и помада (желательно сливового оттенка) или наоборот – макияж, приближенный к натуральному. Чтобы добиться лучшего эффекта акцент нужно сделать на глаза.
Стиль гранж в некоторой степени потерпел неудачу, ведь его духовный и интеллектуальный смысл давно утрачен. Современный гранж стал одним из винтиков индустрии моды, но и сейчас он приносит пользу. Этот стиль учит людей не бояться осуждения за простенькое синее платьице и другие подобные вещи.
дерзко, но со вкусом – Obliqo
Для гранжа не существует границ, он поощряет неопрятность, и не признаёт трендов. Дерзкий, бунтарский, живой и с нотками хауса – вот он, настоящий стиль гранж!
Немного истории
Гранж в одежде относительно новое течение. Как стиль он появился в середине 80-х годов. Именно тогда легендарная группа Nirvana собирала целые толпы фанатов на своих рок-концертах. Музыканты играли бунтарские песни, абсолютно не беспокоились о внешнем виде, ходили в повседневной одежде. Фанаты быстро подхватили эту волну, и так на смену строгим нарядам пришла удобная, наглаженная одежда.
Главный поворотный момент в истории стиля произошёл в начале 90-х годов. Именно тогда американский модельер Марк Джейкобс выпустил свою первую коллекцию в уличном стиле с нотками гранжа. Вдохновение он искал прямо на улицах города. Причём наблюдал он не за элитой, а за низшими слоями общества, в том числе за бродягами и беспризорниками.
Эта коллекция вызвала не только шквал нескончаемой критики, но и настоящий прорыв в мире высокой моды. Дизайнер создал совершенно неожиданные образы, сочетая жесткие ботинки с нежным платьем. И пусть критики отнеслись к этому дерзкому шагу скептично, дизайнер нашёл отклик публики. Сегодня гранж – это модное направление. Дерзкое, молодёжное, бунтарское и завораживающее.
Гранж в одежде: отличительные черты
Стиль гранж в одеждеГранж невозможно спутать с каким-либо другим стилем. Он имеет чёткие, ярко выраженные характерные черты:
- Многослойность. Одеваясь в стиле гранж, можно надеть два свитера одновременно, а поверх них ещё и жилетку. Неважно, зачем это сделано, для комфорта, создания определённой формы или просто чтобы было теплее. Чем больше одежды – тем лучше.
- Комфорт в любую погоду. Одежду в стиле гранж отличает удобство. В ней можно спокойно спать даже на улице, не боясь попасть под дождь.
- Эффект «вещь с барского плеча». Гранж – это одежда, не подходящая по размеру, создающая ощущение того, что человек донашивает чьи-то вещи. Её сочетание с коротким топом, легинсами или шортами не даст образу стать мешковатым и бесформенным.
- Нестандартное сочетание тканей. По первоначальной задумке одеваясь в стиле гранж, человек не знать ничего о правильности сочетаний. Так что необязательно изучать какие ткани стоит комбинировать, а какие нет. Можно смело носить шерстяной жилет поверх нежного лёгкого шифона, джинсу с органзой.
- Приглушённые оттенки. Яркие принты в гранж-образе большая редкость, неона вообще не бывает. Цвета преимущественно натуральные, тёмные и не кричащие.
- Состаренная одежда. Она может быть и новой, но искусственно состаренной, а может подбираться и в секонд-хэнде. Дыры, неровные края, торчащие швы, заплатки, выцветшая ткань, катышки, потёртость – ключевые детали гранжа.
Подвиды гранжа
Сегодня, стиль гранж в одежде имеет целый ряд подвидов. Причем многие из них возникли относительно недавно, и стали толчком к появлению новых бунтарских трендов.
- Нео-гранж – от классического варианта отличается смешиванием сразу нескольких принтов и текстур, упор делается на женственность. Здесь допустимы романтичные узоры и светлые оттенки, в комбинации с вычурными элементами.
- Хиппи-гранж – тоже довольно нежный и романтичный подвид, в котором гранж умело сочетают с яркими оттенками. Приветствуется классическая хиппи-атрибутика: футболка с символом «пацифик», тонкая повязка на голову.
- Панк-гранж – самый бунтарский подвид, не лишённый лоска и шика. Здесь образы принято дополнять кожаными изделиями: курткой, штанами, эпатажными украшениями с шипами, массивной чёрной обувью на толстой подошве.
- Рок-гранж – чем-то похож на панк, но состоит из дорогих и качественных вещей. Стиль противопоставляет себя гламуру, и даже насмехается над ним. Допустимо купить дорогую вещь и сделать в ней дыры, надрезы, потёртости, ведь это так по-рокерски.
- Софт-гранж – небрежный подвид с винтажными элементами: ажурными колготками, рюшами на платье. Предпочтение здесь отдаётся мятой, состроенной одежде, и эффекту «вещь из бабушкиного сундука».
- Пост-гранж – довольно «лайтовое» направление, без многослойности и сложных элементов. Тут приветствуются простые и неброские вещи, и классические комбинации, к примеру, короткие шорты, футболка с надписью «Nirvana» и рубашка в клетку.
Парадоксально, но стиль, который задумывался как протест моде, крепко закрепился в коллекциях брендов по созданию одежды масс-маркета. Но даже несмотря на это, гранж всё еще остаётся чем-то самобытным. Людей, одетых в таком стиле на улице – единицы.
Что входит в базовый гардероб?
Для удачного образа в стиле гранж не обязательно иметь много вещей. Достаточно небольшой базы, которая будет удачно комбинироваться и сочетаться между собой.
В базовый гранж-гардероб входят:
- Кожаная куртка-косуха. Она дополнит любой образ, создаст одинаково удачное сочетание как с брюками, так и с платьем. Цвет преимущественно чёрный или коричневый.
- Фланелевая рубашка в клетку. Самый классический элемент гранж-гардероба. По цветовой гамме может быть любой, главное взять модель на один или даже несколько размеров больше. Рубашка должна смотреться небрежно и в то же время быть комфортной в носке.
- Неаккуратные джинсы. В классическом варианте это рваные джинсы, с криво обработанными краями, заклёпками. Причем необязательно покупать уже готовый «рваный вариант». Можно взять в руки ножницы и поэкспериментировать, так и создаётся гранж.
- Футболки. Ими может быть заполнена большая часть гардероба, они по праву считаются основной гранжа. Могут быть любыми: выцветшими, рваными, с символикой и даже искусственно состаренными.
- Короткие шорты. Их можно носить вместе с ажурными колготками и грубыми берцами.
- Майка с названием любимой группы. Гранж зародился на рок-концерте, поэтому любое упоминание легендарных групп будет как никогда кстати. Это может быть «Nirvana», «Mudhoney», «Pearl Jam».
- Бесформенный сарафан. Этот элемент выручит, если захочется отправиться на свидание или создать романтичный образ.
Все эти элементы гардероба можно без труда найти в магазинах класса «люкс», масс-маркете и секонд-хэнде. Но важно помнить, что основа гранжа — это в первую очередь старая дешевая одежда, на ней и базируется стиль.
Гранж в деталях
Заключительной деталью образа в стиле гранж можно смело называть аксессуары. Без них он будет выглядеть пресно и не так оригинально.
Особое внимание уделяется обуви. Это могут быть массивные громоздкие ботинки, оригинальные берцы, обувь на толстой подошве. Подойдут к образу и легендарные кеды Chuck Taylor от Converse.
Аккуратные дамские сумочки и мужские классические портфели здесь будут совсем не к месту. А вот бесформенный рюкзак, торба, и сумка из фактурной кожи гармонично впишутся в образ.
Необычные кулоны, массивные браслеты и множество цепей на шее – классика гранжа. Причем аксессуары необязательно должны сочетаться друг с другом куда важнее их история.
Нельзя забывать и о причёске. В бунтарский образ вписывается творческий беспорядок на голове, немного запутанные и растрёпанные пряди. Самый простой вариант: вымыть голову и оставить её сушиться самостоятельно, не используя для этого фен. О расческе можно забыть, только не трогая волосы можно добиться красивой естественной небрежности.
Макияж тоже может быть неаккуратным. Неровно намазанные красной помадой губы, мерцающие тени, размазанная подводка – это всё про гранж. А можно отдать предпочтение естественной красоте, и вообще не использовать косметику.
Кому подходит стиль гранж?
Невозможно выделить определённую группу людей, которой подойдёт стиль гранж в одежде. Если есть желание выделяться из толпы, привлекать к себе внимание людей, а порой даже их осуждающие взгляды — гранж будет уместен в любом возрасте.
Поскольку стиль построен на отрицании норм и правил, он не может состарить. Ведь гранж не признаёт обыденности, а значит можно рисковать и делать так, как нравится, не слушая мнения окружающих. Что примечательно, мужской и женский гранж мало чем отличаются. Здесь допустимо носить одежду типа «унисекс».
Все стили одежды, список с фото
Как создать образ в стиле гранж?
Если хочется создать образ в стиле гранж, но нет чёткого понимания, как это сделать, достаточно придерживаться нескольких правил:
- Отдавать предпочтение приглушенным оттенкам и тёмным цветам: синему, коричневому, чёрному. Яркие краски иногда встречаются в гранже, но в очень небольшом количестве, например, в аксессуарах.
- Отказаться от трендовых изделий. Гранж не идёт в ногу с массовой модой. В крайнем случае, можно высмеять или обыграть какой-то тренд, но не слепо носить то, что надевают все. В гранже не боятся выделяться среди толпы.
- Покупать одежду на пару размеров больше. Рубашка или даже футболка может спокойно висеть на вас как на вешалке. Главное чтобы look был действительно комфортным.
- Не бояться эффекта «небрежности». Грязь на одежде, дыры, потёртость – вот они отличительные черты дерзкого стиля. Это же касается и причёски, можно вообще не расчёсывать волосы, аккуратность – это не про гранж.
- Оригинально носить рубашку. Можно обвязывать ей поясницу или бёдра, носить на одно плечо.
- Искать одежду из фланели. Это дешевая хлопчатобумажная или полушерстяная ткань, и в гранже носить её совсем не стыдно. Напротив, гранж это победа духовного над материальным, цена вещи тут совсем не играет роли.
Можно внимательно осмотреть свой гардероб, особое внимание уделяя дальним полкам, на которых складируются старые ненужные вещи на выброс. Может оказаться, что одежда для оригинального образа уже есть в шкафу.
Иконы стиля
Один из самых ярких представителей стиля гранж – эпатажный актёр Джонни Депп. Его образы всегда непредсказуемы, а появление на светских мероприятиях становится поводом для жарких дискуссий. Привыкший к ярким ролям, творческий и свободный от стереотипов он нашёл в этом стиле возможность проявить себя.
Его секреты удачливого образа просты и понятны. Он никогда не забывает про аксессуары. Носит сразу несколько колец, часы и браслеты. Не отказывается и от классики, смело сочетая неряшливую одежду с жилетом, галстуком и пиджаком. Завершающим элементов образа почти всегда становится головной убор, к примеру, оригинальная шляпа.
Прижился гранж и среди молодых артистов. В повседневной жизни в этом стиле одевается актриса нашумевшей саги о вампирах «Сумерки» Кристен Стюарт. Основа её гранжа в полном отстранении от принятых в обществе норм и шаблонов. Она подчёркивает свою андрогинность, и не боится полностью одеваться в мужскую одежду.
Ещё одна молодая актриса Эшли Бенсон не стесняется своей небрежности и всячески её подчёркивает. Её образы смелые и дерзкие. И неважно будут это отросшие корни волос или растянутый свитер со рваными джинсами, поклонники восхищаются её бунтарством против классических стилевых направлений.
Гранж в одежде: актуальные образы
***
Гранж – это не слепое подражание. Его можно и нужно делать своим. Допустимо ломать стереотипы, не бояться самовыражения и показывать свободолюбивую натуру через наряды.
Образ в стиле гранж получится шикарным даже в том случае, если окружающие не сразу оценят и полюбят его. Поэтому не стоит бояться экспериментов.
фото, описание, история, луки 2020
Правильно подобранная одежда — способ рассказать о себе миру. Не только показать свой социальный статус, но и раскрыть лайфстайл и образ мыслей. Именно стиль гранж дал возможность многим девушкам выразить себя, показать свою независимость от модных трендов.
Пройдите тест по стилю и узнайте, что у вас проработано, а что необходимо подтянуть. В конце теста объясним правильные ответы и порекомендуем материалы для обучения. Ссылка на тест — www.glamurnenko.ru
История стиля гранж
Гранж возник в недрах рок-движения. Рок — бунтарская музыка для смелых, активных людей с особой точкой зрения. И в разные эпохи рок дарил различные идеи для одежды: от костюмов стиляг до байкерских кожаных курток-косух. Гранж стал отдельным стилем в рок-музыке 90-х годов, так же назвали и тренд в моде.
Grunge переводится с английского просто: нечто отталкивающее и неприятное. Это и есть основная идея — отрицать привычные вещи, надоевшие условности, включая правила хорошего тона и гламур во всех его проявлениях. Пока истеблишмент перебирает дорогущие модные коллекции известных брендов, рокеры надевают потрёпанную, небрежную, видавшую виды одежду из секонд-хендов. Особый шик — когда вещи похожи на костюм людей «без определённого места жительства». Парадокс: по сути, это антитренд, он отрицает всякую моду. Однако он быстро стал модным.
Самой известной рок-группой, игравшей в стиле grunge, была Nirvana. Её лидер, Курт Кобейн, всем своим видом показывал пессимизм и протест против общественных ценностей. Считается, что он первым завёл моду на бесформенные футболки и фланелевые клетчатые рубахи. В начале 1990-х небывалых высот, а гранж появился на мировых модных подиумах. Первым коллекцию в этом духе создал дизайнер Майк Джейкобс в 1992. А королевой гранжа стала супермодель Кейт Мосс.
Основные черты гранжа
Гранж основан на многослойности. К примеру, под сарафан надеть топ, сверху — фактурный свитер на одно плечо, на него — кожаную куртку в сочетании с объёмным шарфом. Обувь — нарочито грубая, на шнуровке и с толстой рельефной подошвой, наподобие «гриндерсов», «камелотов», «Доктора Мартинса».
Типичная цветовая гамма не приемлет ярких, сочных оттенков. Нужны приглушённые, мрачные, словно выцветшие тона: тёмно-серые, коричневые, синие, болотный оттенок зелёного (другими словами, оливковый или камуфляжный), и, конечно, чёрный. Стайл хорош тем, что не несёт чётких правил, границ, запретов. Ориентируясь на собственный вкус, люди добавляют элементы других модных направлений: панка, милитари, богемного шика. Начиная с 90-х годов, девушки полюбили лёгкие платья, сарафаны, юбки из шифона с мелким цветочным принтом — они создают стильный контраст с грубой обувью и свитерами крупной вязки.
Список вещей, которые предполагает стиль гранж:
- джинсы — протёртые или рваные, состаренные естественным или искусственным образом;
- футболки невнятных приглушённых тонов, в том числе с рок-символикой;
- рубахи, лучше всего клетчатые, в стиле американского ковбоя или лесоруба;
- свитера из толстой пряжи с фактурной вязкой;
- куртки в спортивном стиле — джинсовые, кожаные;
- леггинсы — текстильные, «под кожу»;
- короткие шубы из лохматого искусственного меха.
Современные направления гранжа
Сегодня модницы, экспериментирующие со стилем, порой даже не знают группы Nirvana. Ведь стиль, возникший на основе духа времени, бунтарского образа мыслей, сегодня переродился.
Сегодня популярен софт-гранж. Софт — значит мягкий. Чем же «смягчается» острый дерзкий тренд? В первую очередь, оттенками — теперь они более яркие. Обувь — более привычная, классическая, современная. Вместо армейских ботинок стоит выбрать их имитацию от хорошего обувного бренда или предпочесть сапоги на удобном устойчивом каблуке и с широким голенищем.
Не обязательно носить бесформенную клетчатую рубаху. Взамен хорошо сшить юбку из ткани в клетку. Пусть она будет короткой или длинной, неважно. Вариант: длинная юбка с высоким разрезом, под которую надеты леггинсы.
Свитер тоже не обязан быть огромным. Почему бы стройной девушке не надеть кроп-топ длиной по талию, который стилистически будет соответствовать духу гранжа?
Стиль нео-гранж, как понятно из названия, более современный, модный, гламурный. Элементы нео — романтичные шифоновые юбки в сочетании с кожанками-косухами, модные юбки-плиссе с грубоватыми свитерами.
Стилисты выделяют и панк-гранж, хиппи-гранж, но эти направления мало чем отличаются друг от друга, грани между ними стёрты. Дизайнеры интерьеров говорят о стиле гранж применительно к пространству дома или офиса. Лофт, или гранж — альтернативные названия стилистики, в которой все поверхности обработаны как бы небрежно. Кирпичная кладка на стенах, мебель с металлическими фасадами в серых тонах, индустриальные фрагменты наподобие коммуникаций, выставленных напоказ — характерные черты такого направления в дизайне.
Как носить одежду в стиле гранж женщинам за 40?
Модель Кейт Мосс — королева гранжа. А ещё её образ называли героиновым шиком. Она произвела фурор в мире моды, так как её андрогинная внешность и изысканная худоба задали новый модельный тренд. Теперь-то уже понятно, что этот идеал нельзя назвать здоровым. Кейт Мосс уже за 40, а она по-прежнему выглядит как бунтарка. Она сочетает гранж с винтажным трендом и богемным шиком. Примеры фирменных стильных сочетаний:
- куртка с милитари-стиле — с атласным коктейльным платьем;
- лохматая искусственная шубка — с рваными джинсами;
- куртки с бахромой в духе бохо-шик — с чёрными кожаными брюками;
- пиджак, похожий на мужской — с узким платьем и шляпой.
Все современные разновидности гранжа подходят стройным моложавым дамам за 40, которые располагают большим гардеробом, любят экспериментировать, быть эпатажной и неповторимой.
Ищем стилиста-имиджмейкера для сотрудничества. Подробнее по ссылке.
Стиль гранж в одежде для девушек и мужчин, фото модных образов
Какие ассоциации у вас вызывает стиль Grunge? Обычно его встречают с недоверием и непониманием, особенно старшее поколение. Оно и понятно, дерзкие бунтари, выражающие свой протест существующим правилам, мало кому понравятся. Давайте разберемся, что отличает стиль гранж в одежде.
Можете также почитать о корейском стиле в одежде
Как все начиналось
Даже сейчас стиль гранж в одежде – это свобода от любых условностей и дерзкий вызов. А как же все началось….
Курт Кобейн, парень в мешковатых потертых джинсах с небрежно заправленной фланелевой рубашкой в клетку – кто он для вас? Для поклонников гранж – это икона стиля, причем не только в одежде, основатель группы Nirvana стал кумиром миллионов. Им восхищались, на него стремились быть похожими.
Как вы уже могли догадаться, появился стиль grunge в Америке в 80-е годы, но своего расцвета гранж в одежде достиг именно в 90-е после появления группы Nirvana. Чтобы понять суть этого стиля в одежде, советую присмотреться к законодателям – рок-группы Black Sabbath, King Crimson, Stooges.
В переводе с английского grunge значит – неопрятный, неприятный. Именно такими словами можно было описать самых ярких представителей этого модного направления. Но это только на первый взгляд.
Философия стиля гранж – протест против существующих норм, вызов обществу, отказ от материальных ценностей. Последователи grunge призывают забить на моду и гламур, однако сами того не желая, они установили моду на антимоду.
Многим пришелся по душе такой подход особенно после эпохи диско 80-х. Молодежь того времени хотела перемен и ярких красок, это объясняет схожесть в чём-то с панк культурой. В то же время они желали обратиться к истокам – вспомнить свободу и вседозволенность времен хиппи 60-х.
Фурор в мире моды произвела коллекция американского модельера Марка Джейкобса 1992-го года. Мир увидел рваные свитера, потертые платья в цветок и мешковатые штаны. Он ввел новое понятие “маргинальный шик”.
Смотрите в этом видео, какой же он, стиль гранж?
Обязательные составляющие стиля гранж
Какие предметы гардероба ассоциируются со стилем гранж? В первую очередь это потертые мешковатые джинсы, фланелевые рубашки в клетку, трикотаж оверсайз крупной вязки. Это считается классикой гранж.
Для данного направления характерно смешение качеств в одежде и многослойность. Наденьте футболку, сверху рубашку, добавьте еще трикотаж и куртку оверсайз сверху. Джинсы, как будто на несколько размеров больше и грубые армейские ботинки – вот он классический гранж.
Главное правило – сочетайте несочетаемое, наплюйте на законы моды. Легкое платье дополните грубой косухой или брутальной джинсой. Сочетайте топ в бельевом стиле и mom джинсы.
В этом стиле нет законов и четких правил – смешивайте принты, надписи, различные цвета и фактуры. Будьте нарочито небрежны, как будто взяли первую, попавшуюся с полки одежду. Классический вариант – футболка с анималистическим принтом, либо какой-то надписью, дополненная рубашкой в клетку.
Так как гранж отличается отсутствием правил, вы можете добавлять элементы абсолютно разных стилей. Эпоха диско 80-х с ее буйством пайеток и цветов отлично уравновесится грубыми ботинками или кроссовками и свитером оверсайз .
Какую обувь выбрать
Обувь в стиле гранж должна быть удобной, функциональной и грубоватой. Это массивные сапоги на плоском ходу, грубые армейские ботинки, высокие кроссовки, кеды, гриндера. Такая обувь сочетается абсолютно со всем в стиле grunge. От платьев до потертых джинс.
Аксессуары в стиле гранж
Как вы уже возможно догадались, гранж – это не тот стиль, который требуют броских украшений. Его философия в отказе от гламура. Однако без головного убора последователи grunge не обходились. Это прежде всего бейсболка и шапка бини.
Законодателям grunge стоит сказать спасибо за этот лайфхак. Кепка превосходно маскирует грязные волосы. Вы не неряха – вы в стиле гранж. Также можно использовать кожаные ремни, обернуть вокруг шеи платок.
Прическа и макияж
Grunge безупречно дополнит небрежная прическа, а точнее полное ее отсутствие. Создайте впечатление будто вы вышли из дома не расчесываясь, забудьте о пышных прическах – сторонники гранж отрицают их. Но не переусердствуйте, вам нужно лишь создать впечатление неухоженности. Блондинки, страдающие от постоянных подкрашиваний корней, гранж – ваша тема.
В качестве макияжа – тушь или подводка, после нанесения растушевать, дополните образ красной помадой и вы великолепны.
Стиль гранж – дерзкий бунт против гламура!
Мода – вопрос денег, стиль – вопрос индивидуальности.
Марк Джейкобс
Не секрет, что колесо моды постоянно вращается, и то, что было модно 20 лет назад, снова возвращается на подиумы сегодня. Такова мода. Она вертит стилевыми направлениями, как ей угодно, в зависимости от ситуации и настроения в обществе.
Сегодня речь пойдет об антигламурном стиле гранж (от английского слова grunge – неприятный, отталкивающий, неопрятный), который стал протестом против роскоши и общепринятых норм эстетики в конце 80-х годов прошлого века.
Я часто слышу от церковных людей, что сегодня слишком большое внимание уделяется одежде, стилю, внешнему виду в целом. Что ж, если и так, то гранж – это как раз философия для тех, кто устал от вещизма и лоска. Этот стиль появился как протест против гламура и моды, став при этом одним из популярных стилевых течений современности.
В основе идеологии гранжа — идея главенства духовного над материальным и отношение к одежде как к чему-то не слишком серьёзному.
Историческая справка
Родина стиля гранж – Америка и рок музыка. Grunge – это очень популярное в 90-е годы направление музыки, представителями которого были американские коллективы Pearl Jam, Nirvana, Soundgarden, The Smashing Pumpkins. Тяжелая музыка гранжа породила определенную жизненную философию и молодежную субкультуру, представители которой стали одеваться нарочито неряшливо.
Это была культурная революция и в музыке, и в моде, которую характеризовал отказ от пафоса, театральности и вещизма. Гранж стал вызовом обществу, идеологией, своего рода криком души молодежи, ответом на нестабильные экономические условия 90-х. Самовыражение и вызов – это был гранж. Многие считают, что гранж создали дети мировых кризисов, которые хотели разрушить общественные стереотипы.
Самое интересное – это то, что мода приняла гранж. После коллекции дизайнера Марка Джейкобса 1993 года гранж официально вышел на мировые подиумы.
Несмотря на то, что многие восприняли коллекцию Джейкобса с презрением, после появления своей первой гранж-коллекции, дизайнер стал одним из самых популярных в Америке и Европе. Противоположность элегантной классике, гранж выглядел провокационной и вызывающей одеждой, которая привлекала внимание. Это был настоящий взрыв и фурор в мире моды. Люди очень устали от дресс-кода и правил, и с удовольствием восприняли одежду в стиле гранж. Модные журналы называли гранж «маргинальным шиком», а дизайнеры стали выпускать коллекции в этом стиле.
Особенности гранжа
Помимо идеологии, главная особенность гранжа – это смешивание (часто абсурдное), разных модных направлений, эклектика. То есть, в одном и том же образе может присутствовать и этника, и панк, и хиппи.
Конечно, выбор гранжа – прежде всего комфорт, удобство. Поклонники гранжа считают, что не стоит относиться к одежде слишком серьезно, так как она всего лишь прикрывает наше тело и защищает от непогоды.
Равнодушие к моде и несерьезное отношение к одежде выражается в том, что вещи выглядят как застиранные и поношенные. Многие из вещей — как будто с чужого плеча. Хотя сама одежда гранж шьется из качественных, дорогих тканей, она выглядит нарочито старой. Это именно внешний эффект, не имеющий отношения к реальности: вещи не старые и не грязные, их вид – часть образа в стиле гранж. Такую одежду сегодня с удовольствием носят и знаменитости, и простые люди. Причем, внешне человек может выглядеть нищим, а при близком рассмотрении оказывается, что вещи на нём дорогие и брендовые. Просто он нарочно не хочет, чтобы его оценивали по одежде.
Цветовая гамма гранжа в основном темная, но есть и светлые, и натуральные цвета.
Ткани – трикотаж, деним, кожа/замша, шерсть, хлопок, шифон.
Детали – потертости, заплатки, пропущенные петли, необработанные края, торчащие нитки.
Одежда в стиле гранж
- Фланелевые рубашки
- Объемные свитера крупной вязки
- Потертые/рваные джинсы
- Сарафаны
- Комбинезоны
- Платья в цветочек
- Кожаные куртки
- Тяжелая, грубая обувь с эффектом потертости (ботинки, сапоги, кеды, кроссовки)
- Детали: торчащие нитки, края одежды не подшиты, заплаты, ассиметрия
- Аксессуары: ремни, вязаные шапки, шляпы
- Одежда и обувь с заклепками
Гранж и современность
Гранж сегодня возвращается, и не без причины. Люди стали иронизировать над действительностью, модой, над собой; они устали от одинаковой гламурной толпы, пафоса и стереотипов. Им хочется расслабиться и сказать себе и всем, что эстетика – это не главное в жизни, и не в ней счастье.
Современный гранж (в отличие от гранжа 90-х) стал более ручным и причесанным. Он уже, скорее, как альтернатива гламуру и лоску, как хулиганское настроение, желание самовыразиться. Небрежность гранжа стала красивее, чем 25 лет назад.